Мультимедийная презентация на уроках истории > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Мультимедийная презентация на уроках истории


    Мультимедийная презентация на уроках истории

Изучение процесса христианизации Руси должно помочь учащимся сформировать полное представление о Руси X века, важнейшем периоде, в котором сложилось древнерусское государство.

Данный урок является вторым в разделе “Киевская Русь”, т.е. учащиеся уже знакомы с основными направлениями политики князя Владимира Святославовича.

Задачи урока:

Образовательные

  • Расширить представления о язычестве.
  • Раскрыть процесс христианизации Руси.
  • Оценить значение принятия христианства, при князе Владимире, для социально-политического развития государства и в качестве цивилизационного выбора.

Развивающие – формировать умения

  • Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы.
  • Сравнивать свидетельства разных источников.
  • Самостоятельной исследовательской работы.
  • Анализировать историческую информацию, представленную в виде таблиц.

Воспитательные:

  • Развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру.

Оборудование:

  • компьютер и видеопроектор с демонстрационным экраном;
  • отрывки из “Истории государства Российского” Н.М. Карамзина М, 1990. С. 36-37,39 (Приложение 1) и “Чтения и рассказы по истории России” С. М. Соловьева М., 1989. С. 45. (Приложение 2);
  • учебник Сахаров “История России с древнейших времен до конца XVIII в.”.

Презентация

В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов. Вся презентация состоит из 20 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы.

  1. В начале урока учитель проводит опрос по усвоению материала прошлого урока (Слайд №1).
  2. Учитель называет тему урока (Слайд №2), формулирует задачи урока (Слайд №3) и опopный план урока (Слайд №4).
  3. Основная часть урока.

Учитель:

Важнейшей чертой государственности является особая идеология или религия. С течением времени, по тем или иным причинам она перестает отвечать современным требованиям государства, в результате чего происходит смена государственной идеологии.

Подобное развитие событий хаpaктеризует и историю Древнерусского государства, где господствовавшее в момент его образования язычество в конце X в. было сменено христианской (православной) религией. Естественно встает вопрос, почему и при каких обстоятельствах произошла эта смена.

До принятия христианства господствующей религией на Руси было язычество. В современной науке язычеству соответствует термин “политеизм” – многобожие. Русские славяне поклонялись силам видимой природы и почитали предков. Силы природы воплощались у них в личные божества.

Вниманию учащихся предлагается таблица со значением основных языческих богов древних славян “Язычество на Руси” (Слайд №5). По ходу лекции учителя учащиеся заполняют таблицу.

Восточные славяне в IV-Х вв. были язычниками. Язычество возникло как результат полной зависимости человека от стихийных сил природы. Оно появилось в глубокой Древности и постоянно развивалось. Восточные славяне поклонялись многим божествам. Мир представлялся им состоящим из злых и добрых духов, ведущих между собой постоянную борьбу. Злые духи – “упыри”, вампиры, оборотни. Чтобы уберечься от оборотней, прибегали к различного рода заговорам, амулетам-оберегам. “Упырям” противостояли добрые духи – “берегини”, охранявшие жизнь и покой человека, его деятельность. Славяне думали, что символы Добра, помещенные на их одежде, на посуде, в жилище, прогонят духов зла. К таким знакам относились изображения солнца, женщин, растений, цветка. И “упырям”, и “берегиням” приносились жертвы, чтобы умилостивить их. Славяне делали жертвоприношения лесам, водоемам, где, они считали, живут лешие и водяные. В глубокой древности зародился у славян культ Рода и рожаниц, божеств плодородия. ВIX-X вв. культ Рода и рожаниц глубоко чтился среди земледельцев. Рожаниц изображали в виде маленьких глиняных женских фигурок. Род считался верховным божеством неба и земли, он главенствовал над солнцем, дождями, водой, грозами. Бог Ярило, по поверьям славян, был олицетворением весны, а Купала был богом лета. Велес – был богом, покровительствовавшим скотоводам, накоплению богатств. Он был также покровителем творцов песен и музыкантов. Язычники верили в загробную жизнь. Рай, по их мнению, был на небе, которое с землей находилось в супружеских отношениях. Летом небо держало землю в своих объятиях, освещая ее лучами света, окропляя дождем, а зимой они расходились. Бог Сварог был властителем неба. Он давал жизнь людям, повелевал дождями, его сыновья Сварожич и Дажьбог олицетворяли собой соответственно огонь и солнце. Тесно связан был с ними Хорс. Славяне представляли его белым конем, бегущим над землей с востока на запад. Почитаемым у славян богом был Перун – повелитель грома и молний, покровитель воинов и военного искусства. Стрибогу – богу ветра, бури и урагана – поклонялись земледельцы, мореплаватели, путники, жизнь и деятельность которых во многом зависела от погоды. Богом подземного царства считался Симаргл (Семаргл), а богиня Мокошь (Макошь) покровительствовала женщинам, их рукоделию, а также считалась покровительницей торговли. Язычники всегда стремились воздействовать на своих богов. К ним обращались с просьбами, совершали моления, устраивали пиры-братчины, для которых забивали быков, козлов, бapaнов, варили пиво, пекли пироги. Богов как бы приглашали к участию в этих пирах, они обязательно должны были стать сотрапезниками людей. Пиры устраивались в специально созданных для этого святилищах – требницах. В язычестве был целый ряд праздников, впоследствии воспринятых христианством. Но все эти образы богов не получили у славян той ясности и определенности, как, например, в более развитой греческой мифологии. Вывод (Слайд №6).

Можно заранее дать одному из учащихся задание подготовить доклад “Религия восточных славян”. Учитель обращает внимание на пустующие графы – д/з (по выбору).

Далее учитель освещает вопрос о проникновении христианства в русские земли до Владимира, значении крещения княгини Ольги и дает оценку попытке создания Владимиром пантеона языческих богов во главе с Перуном.

Учитель:

(Слайд №7) Христианство – одна из мировых религий. Возникла в I в. н.э. в Иудее. Христианская религия не является единой. Она распадается на ряд самостоятельных направлений, наиболее значительные из которых – католицизм, православие и протестантизм. Они отличаются друг от друга своеобразной тpaктовкой некоторых догматов, особенностями культа. Две традиционные конфессии (вероучения) христианства – католицизм и православие. Протестантизм возникает лишь с XVI в. С разделением в 395 г. Римской империи на Западную и Восточную ведет отсчет существование двух ветвей христианства – западного (католицизм) и восточного (православие). Первое получило распространение на Западе и активно включало в себе правовое и культурное наследие Древнего Рима. Рим стал и главной святыней католиков, в которой находилась и поныне находится резиденция папы – наместника бога на земле и главного духовного и юридического вождя церкви и всех верующих. Православие, напротив, активно распространяется в Византийской империи и потому в церковной организации и догматике тяготеет к Византийскому образцу христианства.

Торговые отношения с Византией облегчали для Руси знакомство с Христовою верою. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян ходившие в Царьград, обращались в христианство и приносили на Русь новое учение, предавая его славянам. Во времена Игоря в Киеве уже было немало христиан, и была построена церковь святого Ильи. Княгиня Ольга крестилась в 955 г. и стала пропагандировать христианство, уничтожив ряд языческих святилищ и построив ряд христианских храмов, в том числе деревянный Софийский собор в Киеве.

Но только в правление князя Владимира Святославича произошло крупнейшее событие в политической и культурной жизни Руси – принятие Русью христианства. Необходимость новой религии определялась социально-политическим развитием страны. С ликвидацией автономии восточнославянских союзов племенных княжеств начала формироваться структура единого государства с единой династией во главе, с единым господствующим слоем- военно-служилой знатью. В этих условиях оказались непригодными для центральной власти прежние языческие культы. Владимир попытался реформировать язычество. Он создал возле своего киевского дворца единый общерусский пантеон языческих богов разных племен. Главным богом был Перун – бог войны, грома и молнии. (Слайд №8) Но первая религиозная реформа не принесла желаемого результата, на Русь большое влияние оказывали соседние государства (Византия, Хазарский каганат, Волжская Булгария), которые исповедовали монотеизм. К тому же язычество сильно тормозило процесс объединения славян в одно государство. Через несколько лет Владимир ставит вопрос о решительном разрыве со старой традицией и принятии монотеистической религии.

Ученики получают задание Слайд №9 (О трудном пути выбора между монотеистическими религиями, господствующими в соседних с Русью странах, учащиеся знакомятся по отрывку из “Истории государства Российского” Н.М.Карамзина. Приложение 1)

Учитель, обобщая ответы учащихся, демонстрирует Слайд № 10 и 11. В западном варианте христианства Владимира не устраивало ведущее положение церковной власти в сравнении со светской. В Западной Европе латинский язык господствовал в культуре и богослужении, а православная служба велась на языках местных народов. В западной христианской церкви действовал принцип целибата (безбрачия) для всего духовенства, в православии наряду с монахами (черным духовенством) действовали приходские священники (белое духовенство), которые жили семейно и были призваны давать пример нравственной семейной жизни. Христианство в восприятии Владимира оказалось более предпочтительным благодаря развитой догматике, красивой службе, церковной организации. В исламе для русского правителя оказались неприемлемыми некоторые традиции и ограничения (многоженство, запреты на свинину, употрeбление вина и т.д.). Евреи не имели собственной государственности, потеряли ее. Распался и соседствовавший с Русью Хазарский каганат, где иудаизм играл важную роль. Ограничения иудаизма (кошерная пища, обрезание и т. д.) также не нравились Крестителю. Языческое многобожие исчерпало себя. В византийском варианте христианства русских людей привлекали этика и эстетика учения богослужения. Свою роль сыграло раннее личное знакомство русских князей с византийской культурой (княгиня Ольга приняла христианство от византийского императора). Привлекала и возможность династических, семейных, генеалогических связей с правящей династией сильной в то время Византии. В Византии в результате иконоборчества, мощного давления на церковь светская власть установила свой полный контроль над церковью. Цезарепапизм устраивал Владимира I. Официально светская и церковная власть определяли свои отношения как симфонию (согласие, созвучие).

Ученики получают задание (Слайд №12) и записывают правильный ответ (Слайд №13)

ПроцеДypa принятия христианства достаточно описана в учебнике. Для развития логических способностей учитель может предложить следующее задание (Слайд №14). Обобщив выводы учащихся учитель демонстрирует Слайд №15.

Учитель:

Приняв крещение из Византии, Владимир выбрал, таким образом, православное христианство. Раскол между Римом и Константинополем начался еще в 586 году, камнем преткновения стал вопрос об исхождении святого духа. Следующий этап конфронтации приходился на 858 год. Поводом послужило смещение Константинопольского патриарха и отказ папы римского признать законность этого акта. Разделение церквей завершилось в 1054 году. Первоначально русская православная церковь зависела от Константинополя – во главе ее стоял митрополит, назначаемый Константинопольским патриархом (известно, что в 1051 году митрополитом стал русский священнослужитель Илларион). В XV веке Русская церковь стала автокефальной, независимой от Константинополя, а с 1589 года учреждено патриаршество.

Особо нужно выделить то обстоятельство, что сам акт крещения Владимиром не означал принятие христианства всеми жителями русских земель. Только в 990 г. Владимир предпринял первые шаги по введению христианства на всей территории Руси. Это было большое испытание для народа, особенно на Севере (Новгород), где язычество было в большей силе и где языческие волхвы являлись выразителями умонастроения людей. Этот процесс занял несколько лет.

Далее учитель обращает внимание учеников на важнейшие последствия крещения Руси. Здесь можно предложить несколько вариантов работы:

На основе текста учебника §7 и дополнительной литературы заполнить графы (Слайд №16). В данном случае учитель формирует самоконтроль (Слайд 17) и самооценку учащихся.

Анализ готовой таблицы (Слайд №17).

Для закрепления темы учитель может предложить устно провести сравнительный анализ по таблице “Религия в Древней Руси”. (Слайд 18) и правильные ответы учащиеся проверяют по таблице (Слайд 19).

Домашнее задание по выбору учащегося (Слайд 20).


Интегрированный урок "Демократия и ее исторические формы". 10–11-й классы


    Интегрированный урок "Демократия и ее исторические формы". 10–11-й классы

      Интегрированный урок построен в форме интеpaктивного обучения. На основе изучения исторических источников в виде документов, учащиеся в группах заполняют общую таблицу по данной теме, защищают свои работы, делают выводы. Урок способствует получению обществоведческих знаний по теме «Демократия», связан с подготовкой к экзамену в форме ЕГЭ....

10 06 2023 0:15:20

Элективный курс "Отечественная война 1812 года". 10-й класс


    Элективный курс "Отечественная война 1812 года". 10-й класс

      Элективный курс рассчитан на 16 часов изучения в рамках профильного обучения. Повышает знания по истории; развивает интерес к изучению истории России; помогает в подготовке к экзамену по истории....

09 06 2023 8:10:24

Урок обществознания в 7-м классе по теме "Развитие навыков межличностного общения"


    Урок обществознания в 7-м классе по теме "Развитие навыков межличностного общения"

      Данный урок проводится в курсе обществознания 6–11-х классов по теме "Общение". На этом уроке применяются психологические приемы, поэтому его можно использовать в работе психологической службы школы, при социальной работе с подростками. Если мероприятие проводится в виде урока открытого, класс небольшой по численности, то возможно участие присутствующих учителей....

08 06 2023 7:12:45

Медиаурок "Что я знаю о своей малой родине" с использованием медиаальбома


    Медиаурок "Что я знаю о своей малой родине" с использованием медиаальбома

      На уроке учащиеся повторяют и запоминают основные сведения из истории родного края. По ходу урока формируется чувство уважения и гордости за свой народ. ...

07 06 2023 22:25:15

Телекоммуникационный проект "Мы можем жить в разных уголках света, но все мы частичка одной планеты"


    Телекоммуникационный проект "Мы можем жить в разных уголках света, но все мы частичка одной планеты"

      Чтобы быть успешным в современном обществе, молодые люди должны овладеть ключевыми компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, социальной, бытовой, информационной и прочих сферах. Использую проектно-ориентированную форму обучения. Анализируя ценностные приоритеты молодежи, делаю вывод, что телевидение сегодня играет важную роль в развитии личности ребенка. Организуем телекоммуникационный проект, который предполагает создание фильма....

06 06 2023 4:53:33

Возрождение — эпоха гуманизма и меркантилизма


    Возрождение — эпоха гуманизма и меркантилизма

      Представленное в методической разработке занятие по дисциплинам "Основы философии" и "История экономических учений" проводилось в группе параллельного обучения в рамках программы непрерывного образования "школа - техникум - вуз". Наилучшей формой проведения занятия в такой группе студентов - школьников был выбран интегрированный (бинарный) урок. Интегрирующим материалом стали темы эпохи Возрождения. ...

05 06 2023 5:55:25

Урок по теме "Доколумбова Америка: народы, занятия, нравы"


    Урок по теме "Доколумбова Америка: народы, занятия, нравы"

      Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...

04 06 2023 4:13:26

Внеклассное мероприятие по обществознанию. 6-й класс


    Внеклассное мероприятие по обществознанию. 6-й класс

      Внеклассное мероприятие воспитываеn ответственных граждан России. Итогом занятия должно стать понимание роли человека для государства и государства в жизни гражданина, воспитывается чувство гордости за свою родину....

03 06 2023 11:55:43

Урок подготовки к сочинению по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" в 8-м классе (2 часа)


    Урок подготовки к сочинению по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" в 8-м классе (2 часа)

      Урок подготовки к сочинению по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" в 8-м классе содержит цели и задачи урока, наглядность. В конспекте отражены: подготовка к уроку, подробная беседа по картине, примерный план к сочинению....

02 06 2023 18:29:48

Обобщающий урок по теме "Слово и образ Отечества", 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Слово и образ Отечества", 6-й класс

      В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....

01 06 2023 2:30:25

Интегрированный урок обществознания, географии и информатики в 11-м классе по теме "Религия и ее роль в жизни общества"


    Интегрированный урок обществознания, географии и информатики в 11-м классе по теме "Религия и ее роль в жизни общества"

      Интегрированный урок обществознания, географии, информатики в 11-м классе. Целью данного урока является хаpaктеристика мировых и национальных религий. На уроке учащиеся расширят и углубят знания, полученные ранее, смогут высказать своё отношение к тому, какую роль религия играет в современном обществе. ...

31 05 2023 3:59:17

Методическая разработка урока истории "Становление Советской власти" (9-й класс)


    Методическая разработка урока истории "Становление Советской власти" (9-й класс)

      Представлена деловая игра "Заседание редакции газеты по подготовке спецвыпуска номера "Мгновения семнадцатой осени. История России. XX век". ...

30 05 2023 19:53:15

Российской Конституции – 20 лет


    Российской Конституции – 20 лет

      Уважение к Конституции, к её основополагающим принципам, их непреложное соблюдение происходит не само по себе. Его необходимо воспитывать. В преддверии важной даты в школе прошёл открытый урок, посвящённый юбилею Основного Закона страны. Учитель предлагает конспект урока, показывающий, что Конституция РФ – современный закон, который имеет значительный потенциал развития....

29 05 2023 12:14:58

Проведение урока истории в 6-м классе в форме викторины между комaндами учеников


    Проведение урока истории в 6-м классе в форме викторины между комaндами учеников

      В работе приведена разработка проведения урока истории в 6-м классе в форме викторины между тремя комaндами учеников. Цель викторины - закрепление пройденного учебного материала в форме соревновательной игры с использованием самостоятельно изготовленных учениками костюмов и реквизита. Викторина проводится в несколько этапов и подразумевает участие всех учеников класса. Судейство осуществляют специально отобранные ученики этого класса (герольды) под руководством учителя. Приведены методические рекомендации для учителей. ...

28 05 2023 8:36:58

Экономика России в первой четверти XVIII века


    Экономика России в первой четверти XVIII века

      Экономическая политика всегда была и будет приоритетным направлением в развитии любого государства. Насколько продуманно проводятся мероприятия в этой сфере, зависит положение государства в мире. Россия в определенные периоды своего исторического пути имело разные направления в развитии экономики. Во времена Петра I начинаются коренные реформы, и экономика не стала исключением. Царь понимал, что Россия без этих преобразований могла бы остаться второстепенной в ряду великих держав....

27 05 2023 21:55:41

Что? Где? Когда? Игра по истории Древнего мира


    Что? Где? Когда?  Игра по истории Древнего мира

      Урок для учащихся 5-го класса предназначен для проведения внеклассного занятия или повторения пройденного материала по теме "История Древнего мира". Цели игры: раскрытие знаний по истории Древнего мира; стимулирование интереса учащихся к истории; развитие творческих способностей; воспитание коллективизма, уважение к наследию народов древности. Для достижения данных целей урок проводится в форме игры "Что? Где? Когда?"....

26 05 2023 12:47:20

Право гражданина на участие в выборах


    Право гражданина на участие в выборах

      Урок дает знания об основных положениях Конституции Российской Федерации о праве гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Иметь представления об основных принципах участия граждан в выборах. Понимание, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать свое право участвовать в управлении делами государства....

25 05 2023 18:59:29

Литературно-музыкальная композиция "Дети войны"


    Литературно-музыкальная композиция "Дети войны"

      Мероприятие посвящено 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В основу литературно-музыкальной композиции легли материалы, подготовленные к IV научно-пpaктической конференции Заводского района города Новокузнецка по теме «Дети войны». Мы попытались на конкретных примерах показать судьбы детей военного поколения и отчасти детей блокадного Ленинграда, эвакуированных во время войны в наш город....

24 05 2023 5:37:28

Формирование метапредметных универсальных действий учащихся в рамках интегрированного обучения


    Формирование метапредметных универсальных действий учащихся в рамках интегрированного обучения

      В основе предметно-классно-урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. Внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Возникает потребность в объедении знаний разных наук об объектах действительности, т.е. потребность в межпредметных связях учебных дисциплин....

23 05 2023 13:29:29

Урок обществознания в 10-м классе. Тема: "Социальное развитие и молодежь. Молодежная субкультура"


    Урок обществознания в 10-м классе. Тема: "Социальное развитие и молодежь. Молодежная субкультура"

      Исследовательская работа в группах позволила учащимся 10-го класса выявить молодежные неформальные организации в городе, встретиться с их лидерами и участниками, узнать причины их появления, определить собственную позицию по отношению к существующей молодежной субкультуре не только в России, но и собственном городе....

22 05 2023 2:19:47

Социальная структура общества. 10-й класс


    Социальная структура общества. 10-й класс

      Методическая разработка урока поможет учителям истории и обществознания организовать повторительно-обобщающий урок в 10-м классе по разделу "Социальная структура общества". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания по закреплению и повторению пройденного материала. Задания "Социальная сказка" и "Составьте статусный портрет героя литературного отрывка" направлены на развитие творческих способностей и ориентированы на применение учащимися имеющихся знаний на пpaктике....

21 05 2023 15:24:55

Урок по истории Отечества в 6-м классе. Тема: "Государственные реформы середины XVI в."


    Урок по истории Отечества в 6-м классе. Тема: "Государственные реформы середины XVI в."

      Урок занимает одно из основных мест в системе уроков, посвященных изучению истории Московской Руси. Он продолжает тему, начатую на предыдущих уроках – "Создание единого Русского государства", дает возможность подготовить учащихся к восприятию темы последующего урока "Государственные реформы середины XVI в. Опричнина". ...

20 05 2023 5:30:24

Внешняя политика России в XVIII веке


    Внешняя политика России в XVIII веке

      В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....

19 05 2023 21:14:35

Методика организации групповой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания


    Методика организации групповой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

      Работа в группах вызывает положительные эмоции, позволяет без излишнего напряжения решать познавательные задачи, стимулирует творческую деятельность учащихся, способствует повышению эффективности обучения истории и обществознания. Одной из важнейших задач является развитие творческой мысли учащихся, умения самостоятельно добывать знания и находить им пpaктическое применение. ...

18 05 2023 6:46:56

"Иван III - государь всея Руси". История России. 10-й класс


    "Иван III - государь всея Руси". История России. 10-й класс

      Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....

17 05 2023 8:47:30

Материалы для вводных урков по темам "Мировые религии" и "Компьютерная презентация"


    Материалы для вводных урков по темам "Мировые религии" и "Компьютерная презентация"

      Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....

16 05 2023 3:47:15

Урок истории в 5-м классе по теме "Восстание Спартака в 74–71 гг. до н.э."


    Урок истории в 5-м классе по теме "Восстание Спартака в 74–71 гг. до н.э."

      На примере восстания Спартака раскрыть цели, причины начала и поражения участников антирабовладельческой борьбы; подчеркнуть историческое значение восстания; познакомить с героической личностью Спартака; продолжить формирование у учащихся навыков работы с исторической картой, учебными наглядными пособиями. На уроке используется презентация. ...

15 05 2023 0:34:11

Внешняя политика Советского государства в 20-е годы XX века. 11-й класс


    Внешняя политика Советского государства в 20-е годы XX века. 11-й класс

      В октябре 1917 года наша страна оказалась в условиях экономической и политической блокады. Это выдвинуло на первый план внешней политики прагматический фактор: первые договоры были подписаны РСФСР с сопредельными государствами; Рапалльский договор открыл полосу признания СССР; идея мировой революции приводила к напряженной ситуации в Европе....

14 05 2023 19:45:15

Применение эффективных педагогических технологий на уроках истории


    Применение эффективных педагогических технологий на уроках истории

      В статье представлены два варианта урока-размышления с элементами эвристической беседы, в ходе которых учащиеся на основе базовых знаний учатся выявлять причины определенной исторической ситуации, сложившейся в нашей стране в тот или иной период....

13 05 2023 22:48:15

Урок истории в 10-м классе. Тема: "Критическое мышление и Интернет"


    Урок истории в 10-м классе. Тема: "Критическое мышление и Интернет"

      Использование технологии критического мышления позволяет посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс создать условия для формирования важнейших интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальную составляющую, коммуникативную составляющую и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело....

12 05 2023 10:40:41

Использование элементов метода проектов при преподавании истории Древнего мира


    Использование элементов метода проектов при преподавании истории Древнего мира

      В связи с идущими процессами модернизации российского образования современная школа стремится уделять все больше внимания развитию познавательной активности обучающихся, стремится научить их мыслить самостоятельно. В связи с этим в школах широко применяется метод проектов. В данной статье приведен пример использования данного метода на уроке в 5-м классе, посвященном культуре Древней Индии....

11 05 2023 8:43:27

Урок обществознания в 8-м классе "Малая группа"


    Урок обществознания в 8-м классе "Малая группа"

      Целью урока является формирование умений учащихся работать с дополнительной литературой и учебником, умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей; формирование понимания причин возникновения и особенностей малых групп. Урок помогает воспитанию чувств коллективизма и толерантности. ...

10 05 2023 1:46:39

Реализация страноведческого подхода в образовании средствами музейной педагогики


    Реализация страноведческого подхода в образовании средствами музейной педагогики

      Музейная педагогика выполняет широкие функции в образовательном процессе и решает его важнейшие задачи. В школьном образовании страноведческий подход реализуется формами, технологиями и методами основного, дополнительного образования и воспитательной работой. Интеграция этих форм достигается технологиями и методами музейной педагогики....

09 05 2023 20:50:40

Урок "Древний Египет"


    Урок "Древний Египет"

      Урок является итоговым в разделе и ставит целью повторить и систематизировать материал по истории древнего Египта. На уроке используются различные методы и способы повторения материала, отpaбатываются навыки коллективной работы....

08 05 2023 8:36:40

Реализация этнокультурной составляющей с учетом компетентностного подхода на уроках истории


    Реализация этнокультурной составляющей с учетом компетентностного подхода на уроках истории

      В статье рассматриваются примеры реализации этнокультурной составляющей на уроках истории с учетом компетентностного подхода. Компетентностный подход к образованию предполагает не только наличие у индивида внутренней организации знаний, качеств, способностей, но и его готовность к использованию и применению знаний, умений, отношений, опыта в учебной или жизненной ситуации. Cоставной частью процесса формирования компетентного ученика является региональный компонент в школьном образовании....

07 05 2023 3:59:40

Интеллектуально-познавательная игра "Правовой калейдоскоп"


    Интеллектуально-познавательная игра "Правовой калейдоскоп"

      Интеллектуально-познавательная игра "Правовой калейдоскоп" воспитывает гражданскую ответственность и чувство собственного достоинства, дисциплинированность, уважение к правам и свободам человека, демократические правовые ценности....

06 05 2023 9:15:53

Открытый урок истории на тему "Социально-экономическое развитие пореформенной России"


    Открытый урок истории на тему "Социально-экономическое развитие пореформенной России"

      В ходе урока учащиеся сравнительно сопоставляют основные тенденции экономического развития России первой половины XIX века; выделяют своеобразие экономического развития России; участвуют в дискуссиях по актуальным историческим проблемам....

05 05 2023 9:15:56

Из опыта работы над темой "Деятельностно-пpaктический способ обучения в процессе преподавания истории в средней школе". Урок новой истории. 8-й класс


    Из опыта работы над темой "Деятельностно-пpaктический способ обучения в процессе преподавания истории в средней школе". Урок новой истории. 8-й класс

      В статье приведены примеры применения деятельностно-пpaктического способа обучения при изучении темы войны. 5-й класс: «Военные походы фараонов», 8-й класс: «Крымская война»....

04 05 2023 18:10:17

Игра "Страницы истории"


    Игра "Страницы истории"

      Разработка представляет собой игру по истории России XVI – начала XVI вв. Главной целью работы "Страницы истории" является формирование интереса не только к предмету истории, но и к истории России в целом. Игра может использоваться как на уроках истории (в форме итогового урока), так и на внеклассных мероприятиях....

03 05 2023 16:37:15

Урок обществоведения в 6-м классе "Права ребенка в семье"


    Урок обществоведения в 6-м классе "Права ребенка в семье"

      Методическая разработка урока включает в себя разнообразные приемы и методы обучения, направленные на активизацию деятельности обучающихся и поддержание интереса к предмету. Использование презентации, раздаточного материала, видеофрагмента, заданий творческого хаpaктера делают урок информативным, наглядным и интересным. ...

02 05 2023 3:16:18

Урок в 7-м классе по теме "Петр I и его время"


    Урок в 7-м классе по теме "Петр I и его время"

      Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....

01 05 2023 21:11:22

Искусство Древнего Египта. Урок истории в 5-м классе


    Искусство Древнего Египта. Урок истории в 5-м классе

      Представлен урок изучения нового материала в 5-м классе по теме "Древний Египет"....

30 04 2023 10:23:41

Проект "Московский край XVII века"


    Проект "Московский край XVII века"

      Работа направлена на то, чтобы расширить образовательное прострaнcтво учащихся в рамках формирования исследовательских умений и навыков на уроках истории Московской области. Также знания, полученные на уроке, призваны способствовать формированию творческого мышления, выработке личностного отношения к культурному наследию....

29 04 2023 12:38:29

Урок истории в 5-м классе "Древнее Междуречье — колыбель цивилизации"


    Урок истории в 5-м классе "Древнее Междуречье — колыбель цивилизации"

      Представлен конспект урока истории в 5-м классе по теме: "Древнее Междуречье - колыбель цивилизации"....

28 04 2023 12:24:21

Внеклассное мероприятие по истории "Колесо истории"


    Внеклассное мероприятие по истории "Колесо истории"

      По организации и порядку проведения эта игра напоминает хорошо знакомую телепередачу. Цели игры: обобщить и закрепить в форме игры знания учащихся исторических событий; развивать творческие способности через разные виды внеурочной деятельности....

27 04 2023 21:37:23

Героическая оборона Севастополя


    Героическая оборона Севастополя

      Урок изучения нового материала (теория и применение на пpaктике). Учащиеся на уроке знакомятся с отчаянной, мужественной борьбой за свой город его жителей и военнослужащих – солдат, матросов, офицеров. Одна из важнейших целей урока: уточнить некоторые события и факты, связанные с Крымской войной, вызвать интерес к истории Крыма. На уроке учащиеся представляют проект: «Город – достойный уважения»....

26 04 2023 15:19:19

Внеклассное занятие по истории. Культура донских казаков в XVIII–XIX вв. Казачий свадебный обряд


    Внеклассное занятие по истории. Культура донских казаков в XVIII–XIX вв. Казачий свадебный обряд

      Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....

25 04 2023 18:44:31

Технологии развивающего обучения на уроках истории как условие личностного развития


    Технологии развивающего обучения на уроках истории как условие личностного развития

      В статье описывается опыт работы по технологии создания системы учебных задач в условиях сельской школы в классах с малой наполняемостью. Используемая технология нацелена не на создание новых форм обучения, а на более качественное использование уже существующих на основе всем известных психолого-возрастных особенностей учащихся. ...

24 04 2023 14:45:16

Проблема власти в конце XVIII – начале XIX века. Власть. Общество. Человек.


    Проблема власти в конце XVIII – начале XIX века. Власть. Общество. Человек.

      Конспект урока по истории России для 11-го класса....

23 04 2023 11:39:19

Интегрированный урок по истории и технологии в 6-м классе "Музей средневековой культуры и быта"


    Интегрированный урок по истории и технологии в 6-м классе "Музей средневековой культуры и быта"

      На уроке ученики знакомятся с разными стилями и направлениями в архитектуре, литературе, одежде, прослеживают влияние культуры, быта Средневековья в современной жизни. Различные творческие задания способствуют развитию учащихся. Итог – создание виртуального музея средневековой культуры и быта. ...

22 04 2023 2:13:19

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Сценарий древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид"

Предложенная разработка древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид" была придумана и поставлена учащимися 6-го "А" класса ГОУ СОШ № 551 с этнокультурным (греческим) компонентом образования в 2007-2008 учебном году. Думается, что ученикам удалось не только отразить особенности своего личностного восприятия далекого прошлого, но и верно уловить специфические черты, присущие мифологически-историческим персонажам. Данная инсценировка, представляя собой очень удачное сочетание знаний, интереса, фантазии и творчества, в свою очередь, может явиться ярким импульсом к самостоятельному историческому, литературному и искусствоведческому творчеству школьников. Предложенная инсценировка может быть использована на уроке истории в 5-м классе, посвященном древнегреческой мифологии.

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий.