Мультимедийная презентация на уроках истории
Изучение процесса христианизации Руси должно помочь учащимся сформировать полное представление о Руси X века, важнейшем периоде, в котором сложилось древнерусское государство.
Данный урок является вторым в разделе “Киевская Русь”, т.е. учащиеся уже знакомы с основными направлениями политики князя Владимира Святославовича.
Задачи урока:
Образовательные
- Расширить представления о язычестве.
- Раскрыть процесс христианизации Руси.
- Оценить значение принятия христианства, при князе Владимире, для социально-политического развития государства и в качестве цивилизационного выбора.
Развивающие – формировать умения
- Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы.
- Сравнивать свидетельства разных источников.
- Самостоятельной исследовательской работы.
- Анализировать историческую информацию, представленную в виде таблиц.
Воспитательные:
- Развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру.
Оборудование:
- компьютер и видеопроектор с демонстрационным экраном;
- отрывки из “Истории государства Российского” Н.М. Карамзина М, 1990. С. 36-37,39 (Приложение 1) и “Чтения и рассказы по истории России” С. М. Соловьева М., 1989. С. 45. (Приложение 2);
- учебник Сахаров “История России с древнейших времен до конца XVIII в.”.
Презентация
В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов. Вся презентация состоит из 20 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы.
- В начале урока учитель проводит опрос по усвоению материала прошлого урока (Слайд №1).
- Учитель называет тему урока (Слайд №2), формулирует задачи урока (Слайд №3) и опopный план урока (Слайд №4).
- Основная часть урока.
Учитель:
Важнейшей чертой государственности является особая идеология или религия. С течением времени, по тем или иным причинам она перестает отвечать современным требованиям государства, в результате чего происходит смена государственной идеологии.
Подобное развитие событий хаpaктеризует и историю Древнерусского государства, где господствовавшее в момент его образования язычество в конце X в. было сменено христианской (православной) религией. Естественно встает вопрос, почему и при каких обстоятельствах произошла эта смена.
До принятия христианства господствующей религией на Руси было язычество. В современной науке язычеству соответствует термин “политеизм” – многобожие. Русские славяне поклонялись силам видимой природы и почитали предков. Силы природы воплощались у них в личные божества.
Вниманию учащихся предлагается таблица со значением основных языческих богов древних славян “Язычество на Руси” (Слайд №5). По ходу лекции учителя учащиеся заполняют таблицу.
Восточные славяне в IV-Х вв. были язычниками. Язычество возникло как результат полной зависимости человека от стихийных сил природы. Оно появилось в глубокой Древности и постоянно развивалось. Восточные славяне поклонялись многим божествам. Мир представлялся им состоящим из злых и добрых духов, ведущих между собой постоянную борьбу. Злые духи – “упыри”, вампиры, оборотни. Чтобы уберечься от оборотней, прибегали к различного рода заговорам, амулетам-оберегам. “Упырям” противостояли добрые духи – “берегини”, охранявшие жизнь и покой человека, его деятельность. Славяне думали, что символы Добра, помещенные на их одежде, на посуде, в жилище, прогонят духов зла. К таким знакам относились изображения солнца, женщин, растений, цветка. И “упырям”, и “берегиням” приносились жертвы, чтобы умилостивить их. Славяне делали жертвоприношения лесам, водоемам, где, они считали, живут лешие и водяные. В глубокой древности зародился у славян культ Рода и рожаниц, божеств плодородия. ВIX-X вв. культ Рода и рожаниц глубоко чтился среди земледельцев. Рожаниц изображали в виде маленьких глиняных женских фигурок. Род считался верховным божеством неба и земли, он главенствовал над солнцем, дождями, водой, грозами. Бог Ярило, по поверьям славян, был олицетворением весны, а Купала был богом лета. Велес – был богом, покровительствовавшим скотоводам, накоплению богатств. Он был также покровителем творцов песен и музыкантов. Язычники верили в загробную жизнь. Рай, по их мнению, был на небе, которое с землей находилось в супружеских отношениях. Летом небо держало землю в своих объятиях, освещая ее лучами света, окропляя дождем, а зимой они расходились. Бог Сварог был властителем неба. Он давал жизнь людям, повелевал дождями, его сыновья Сварожич и Дажьбог олицетворяли собой соответственно огонь и солнце. Тесно связан был с ними Хорс. Славяне представляли его белым конем, бегущим над землей с востока на запад. Почитаемым у славян богом был Перун – повелитель грома и молний, покровитель воинов и военного искусства. Стрибогу – богу ветра, бури и урагана – поклонялись земледельцы, мореплаватели, путники, жизнь и деятельность которых во многом зависела от погоды. Богом подземного царства считался Симаргл (Семаргл), а богиня Мокошь (Макошь) покровительствовала женщинам, их рукоделию, а также считалась покровительницей торговли. Язычники всегда стремились воздействовать на своих богов. К ним обращались с просьбами, совершали моления, устраивали пиры-братчины, для которых забивали быков, козлов, бapaнов, варили пиво, пекли пироги. Богов как бы приглашали к участию в этих пирах, они обязательно должны были стать сотрапезниками людей. Пиры устраивались в специально созданных для этого святилищах – требницах. В язычестве был целый ряд праздников, впоследствии воспринятых христианством. Но все эти образы богов не получили у славян той ясности и определенности, как, например, в более развитой греческой мифологии. Вывод (Слайд №6).
Можно заранее дать одному из учащихся задание подготовить доклад “Религия восточных славян”. Учитель обращает внимание на пустующие графы – д/з (по выбору).
Далее учитель освещает вопрос о проникновении христианства в русские земли до Владимира, значении крещения княгини Ольги и дает оценку попытке создания Владимиром пантеона языческих богов во главе с Перуном.
Учитель:
(Слайд №7) Христианство – одна из мировых религий. Возникла в I в. н.э. в Иудее. Христианская религия не является единой. Она распадается на ряд самостоятельных направлений, наиболее значительные из которых – католицизм, православие и протестантизм. Они отличаются друг от друга своеобразной тpaктовкой некоторых догматов, особенностями культа. Две традиционные конфессии (вероучения) христианства – католицизм и православие. Протестантизм возникает лишь с XVI в. С разделением в 395 г. Римской империи на Западную и Восточную ведет отсчет существование двух ветвей христианства – западного (католицизм) и восточного (православие). Первое получило распространение на Западе и активно включало в себе правовое и культурное наследие Древнего Рима. Рим стал и главной святыней католиков, в которой находилась и поныне находится резиденция папы – наместника бога на земле и главного духовного и юридического вождя церкви и всех верующих. Православие, напротив, активно распространяется в Византийской империи и потому в церковной организации и догматике тяготеет к Византийскому образцу христианства.
Торговые отношения с Византией облегчали для Руси знакомство с Христовою верою. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян ходившие в Царьград, обращались в христианство и приносили на Русь новое учение, предавая его славянам. Во времена Игоря в Киеве уже было немало христиан, и была построена церковь святого Ильи. Княгиня Ольга крестилась в 955 г. и стала пропагандировать христианство, уничтожив ряд языческих святилищ и построив ряд христианских храмов, в том числе деревянный Софийский собор в Киеве.
Но только в правление князя Владимира Святославича произошло крупнейшее событие в политической и культурной жизни Руси – принятие Русью христианства. Необходимость новой религии определялась социально-политическим развитием страны. С ликвидацией автономии восточнославянских союзов племенных княжеств начала формироваться структура единого государства с единой династией во главе, с единым господствующим слоем- военно-служилой знатью. В этих условиях оказались непригодными для центральной власти прежние языческие культы. Владимир попытался реформировать язычество. Он создал возле своего киевского дворца единый общерусский пантеон языческих богов разных племен. Главным богом был Перун – бог войны, грома и молнии. (Слайд №8) Но первая религиозная реформа не принесла желаемого результата, на Русь большое влияние оказывали соседние государства (Византия, Хазарский каганат, Волжская Булгария), которые исповедовали монотеизм. К тому же язычество сильно тормозило процесс объединения славян в одно государство. Через несколько лет Владимир ставит вопрос о решительном разрыве со старой традицией и принятии монотеистической религии.
Ученики получают задание
Слайд №9 (О трудном пути выбора между монотеистическими религиями, господствующими в соседних с Русью странах, учащиеся знакомятся по отрывку из “Истории государства Российского” Н.М.Карамзина. Приложение 1)Учитель, обобщая ответы учащихся, демонстрирует Слайд № 10 и 11. В западном варианте христианства Владимира не устраивало ведущее положение церковной власти в сравнении со светской. В Западной Европе латинский язык господствовал в культуре и богослужении, а православная служба велась на языках местных народов. В западной христианской церкви действовал принцип целибата (безбрачия) для всего духовенства, в православии наряду с монахами (черным духовенством) действовали приходские священники (белое духовенство), которые жили семейно и были призваны давать пример нравственной семейной жизни. Христианство в восприятии Владимира оказалось более предпочтительным благодаря развитой догматике, красивой службе, церковной организации. В исламе для русского правителя оказались неприемлемыми некоторые традиции и ограничения (многоженство, запреты на свинину, употрeбление вина и т.д.). Евреи не имели собственной государственности, потеряли ее. Распался и соседствовавший с Русью Хазарский каганат, где иудаизм играл важную роль. Ограничения иудаизма (кошерная пища, обрезание и т. д.) также не нравились Крестителю. Языческое многобожие исчерпало себя. В византийском варианте христианства русских людей привлекали этика и эстетика учения богослужения. Свою роль сыграло раннее личное знакомство русских князей с византийской культурой (княгиня Ольга приняла христианство от византийского императора). Привлекала и возможность династических, семейных, генеалогических связей с правящей династией сильной в то время Византии. В Византии в результате иконоборчества, мощного давления на церковь светская власть установила свой полный контроль над церковью. Цезарепапизм устраивал Владимира I. Официально светская и церковная власть определяли свои отношения как симфонию (согласие, созвучие).
Ученики получают задание (
Слайд №12) и записывают правильный ответ (Слайд №13)ПроцеДypa принятия христианства достаточно описана в учебнике. Для развития логических способностей учитель может предложить следующее задание (Слайд №14). Обобщив выводы учащихся учитель демонстрирует Слайд №15.
Учитель:
Приняв крещение из Византии, Владимир выбрал, таким образом, православное христианство. Раскол между Римом и Константинополем начался еще в 586 году, камнем преткновения стал вопрос об исхождении святого духа. Следующий этап конфронтации приходился на 858 год. Поводом послужило смещение Константинопольского патриарха и отказ папы римского признать законность этого акта. Разделение церквей завершилось в 1054 году. Первоначально русская православная церковь зависела от Константинополя – во главе ее стоял митрополит, назначаемый Константинопольским патриархом (известно, что в 1051 году митрополитом стал русский священнослужитель Илларион). В XV веке Русская церковь стала автокефальной, независимой от Константинополя, а с 1589 года учреждено патриаршество.
Особо нужно выделить то обстоятельство, что сам акт крещения Владимиром не означал принятие христианства всеми жителями русских земель. Только в 990 г. Владимир предпринял первые шаги по введению христианства на всей территории Руси. Это было большое испытание для народа, особенно на Севере (Новгород), где язычество было в большей силе и где языческие волхвы являлись выразителями умонастроения людей. Этот процесс занял несколько лет.
Далее учитель обращает внимание учеников на важнейшие последствия крещения Руси. Здесь можно предложить несколько вариантов работы:
На основе текста учебника §7 и дополнительной литературы заполнить графы (Слайд №16). В данном случае учитель формирует самоконтроль (Слайд 17) и самооценку учащихся.
Анализ готовой таблицы (Слайд №17).
Для закрепления темы учитель может предложить устно провести сравнительный анализ по таблице “Религия в Древней Руси”. (Слайд 18) и правильные ответы учащиеся проверяют по таблице (Слайд 19).
Домашнее задание по выбору учащегося (
Слайд 20).
Под информационно-коммуникативным сопровождением понимается владение навыками поиска и систематизации информации, ее электронной обработки, умение публично презентовать результаты своей работы. В статье идет речь об этих формах работы на уроках истории и во внеурочное время....
26 03 2023 7:15:23

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
25 03 2023 20:28:21
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы.
...
24 03 2023 18:27:21
Целью данного занятия является формирование представления о Древней Руси, о русских князьях; развитие устной монологической речи; воспитание любви к Родине и пробуждение интереса к истории как науки....
23 03 2023 1:56:29
Проект "Право - компас в моей жизни" способствует развитию личности, создаёт условия для организации деятельности детей по созданию воспитывающей и развивающей среды, формирует правовое самосознание и активную гражданскую позицию. Решаемая проблема: формирование правовых, гражданских, патриотических и нравственных позиций у детей....
22 03 2023 16:53:10
Урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предстоит узнать об отличительных особенностях социально-гуманитарных наук от естественных наук; о системе классификации социально-гуманитарных наук; об особенностях философского уровня познания действительности. ...
21 03 2023 0:56:48
Урок проводится после изучения темы «Социальное познание» и посвящен изучению и пpaктическому применению методов социального познания. Задания подобраны таким образом, чтобы показать неразрывную взаимосвязь всех сфер общественной жизни. Урок направлен на подготовку к ЕГЭ, так как пpaктически все задания подготовлены по экзаменационным материалам предыдущих лет.
...
20 03 2023 21:41:45
Повторительно-обобщающие уроки, проводимые в форме конкурса комaнд, позволяют выявить и развить возможности каждого ученика, формируют у них умения и навыки работы в группе. Сочетание же урока-игры с театрализованными представлениями помогает учащимся "погрузиться" в атмосферу изучаемой исторической эпохи, содействует формированию у школьников развитого исторического воображения; проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей....
19 03 2023 20:11:42
Учащиеся знакомятся с этапами становления и развития антифашистской коалиции; раскрывается роль и историческое значение антифашистской коалиции в борьбе с фашизмом; продолжается работа над формированием умения анализировать исторические документы, статистические данные; давать оценку историческим и политическим деятелям.
...
18 03 2023 18:42:55
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
17 03 2023 18:27:31
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
16 03 2023 10:23:47
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
15 03 2023 18:53:43
Внеклассное мероприятие для учеников 9–11-х классов, которое может быть приурочено ко Дню Победы, Дню снятия блокады Ленинграда и другим памятным датам, связанным с историей войны. Проводится между комaндами внутри одного класса. Задачи мероприятия: формирование чувства патриотизма, нравственных качеств учащихся....
14 03 2023 11:37:40
Урок направлен на формирование представления о значимости либеральных реформ в модернизации общества, о неоднозначных последствиях для общества в случае их незавершенности, об исторических альтернативах для страны. Также у учащихся формируется умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и аргументировать свою точку зрения....
13 03 2023 14:23:44
Цели представленного мероприятия - способствовать формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины; способствовать формированию у школьников интереса к прошлому России, гордости за свою Родину и народ; воспитание у учащихся чувства патриотизма, долга, ответственности перед Родиной, уважения и чувства признательности к ветеранам Великой Отечественной войны и трудового фронта....
12 03 2023 15:34:59
Урок является первым в изучении новой главы темы «От сталинизма - к «оттепели»: Советский союз в 1945–1964 гг.». Занятие формирует у учащихся конкретные представления о понятии «холодная война», ее причинах и последствиях; об образовавшихся в процессе противостояния военно-политических союзах. ...
11 03 2023 20:14:15
На уроке проверяются, обобщаются и углубляются знания учащихся по истории советского общества за период конца 40-х – начала 80-х гг.; развиваются умения анализировать, сравнивать и давать собственную оценку деятельности правительства во главе с лидером, а также развитию творческого воображения. Решается задача воспитания чувства ответственности за судьбу своего Отечества. Занимательный хаpaктер урока способствует усилению мотивации к изучению предмета....
10 03 2023 19:37:41
На уроке у учащихся формируются представления о происхождении и назначении денег, их функциях; развиваются умения анализировать, делать выводы, использовать жизненный опыт при решении проблемных задач....
09 03 2023 17:28:45
Урок формирует у обучающихся исторические знания о Петровской эпохе в Северной войне, формирует информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, анализировать текст учебника); развивает навыки работы с художественным текстом, воспитывает гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к истории России XVII–XVIII вв., гордость за героические свершения предков, любовь к художественному слову....
08 03 2023 5:51:39
Авторская программа по краеведению "Родная сторона" предназначена для учащихся 10-го класса. Является логическим завершением процесса изучения малой Родины. Рассчитана на 35 часов. Предполагает изучение истории Нижегородчины, Спасского края, родного села Вазьянка. Способствует формированию у учащихся любви к Родине, навыков исследования и творчества как способов самореализации. ...
07 03 2023 4:53:10
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе.
Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
06 03 2023 17:29:23
Статья содержит разработку одного из уроков по истории средних веков. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в заданном направлении, в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества. ...
05 03 2023 4:27:12
Урок является составной частью темы "Глобальные проблемы современности" и призван расширить знания учащихся одиннадцатых классов о международном терроризме. Урок проводится с использованием проектной технологии обучения. На уроке раскрываются основные понятия, организуется групповая работа учащихся с текстом Федерального Закона РФ "О противодействии терроризму", статьями Уголовного кодекса. Важным этапом является презентация проектов учащихся, с предложениями путей решения проблемы современного терроризма....
04 03 2023 0:10:17
Урок носит интегрированный хаpaктер. Работа при подготовке к уроку позволяет проявить творческие способности. Развиваются умения работы с различными источниками информации. К уроку прилагается электронная презентация, которую возможно использовать как иллюстративный материал или как проверочный....
03 03 2023 8:47:34
Конституция РФ – основа политической и правовой системы России. Она представляет собой совокупность зафиксированных в специальном документе относительно стабильных правил, определяющих основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положения личности в государстве.
...
02 03 2023 14:57:28
Тест можно использовать на уроке истории после изучения темы "Гражданская война в России" в 9-м классе....
01 03 2023 10:47:41
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
28 02 2023 15:44:44
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
27 02 2023 19:33:52
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока.
Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
26 02 2023 21:42:26
Становление гражданского общества и правового государства в России, новые геополитические реалии определяют значимость формирования социально ориентированного поколения россиян. В связи с этим современное воспитание ориентировано на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма. Необходимо воспитывать новую, демократического типа личность, сочетающую в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру....
25 02 2023 4:35:42
В данной статье дается обоснование подхода к преподаванию истории в школе. Раскрыты способы активизации познавательной деятельности учащихся, отражена роль школьного историко-краеведческого музея в историческом образовании и формировании гражданина и патриота своей Родины.
...
24 02 2023 2:52:28
Цели урока: сформировать знания о создании Древнерусского государства, о деятельности первых русских князей; тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний; тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать; умение оценивать свою деятельность; тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в комaнде....
23 02 2023 5:51:20
Интеллектуально-познавательная игра "Правовой калейдоскоп" воспитывает гражданскую ответственность и чувство собственного достоинства, дисциплинированность, уважение к правам и свободам человека, демократические правовые ценности....
22 02 2023 2:10:53
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
21 02 2023 11:28:55
Одной из главных целей современного образования является воспитание творческой и всесторонне развитой личности, которая будет не только правильно и аналитически мыслить, но и проявлять своё эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу. Это залог творческого мышления, в основе которого лежат эмоции и чувства, позволяющие нам более правильно и продуктивно создать образ изучаемого объекта. При этом важен процесс соединения образно-эмоционального восприятия и рационально-логического познания. И именно преподавание истории позволяет нам добиться желаемых результатов.
...
20 02 2023 14:18:20
Данный урок ставит своей целью формирование межпредметных знаний и умений у учащихся. Анализ различных видов текстовой информации по некоторым направлениям внутренней политики Николая I способствует формированию у учащихся навыков определения проблемы, постановки задач, обобщения, выявления и разрешения противоречий, а также навыков работы с информацией. Музыкальные произведения, используемые в ходе урока, создают эмоциональный настрой....
19 02 2023 4:17:40

Задачи урока: охаpaктеризовать изменения внешнеполитического курса СССР и США; раскрыть противоречивость международных отношений
в 1950–1960-х гг., показать возрастание опасности «горячей» ядерной войны в результате Берлинского и Карибского кризисов; сопоставить цели и методы соперничества сверхдержав за влияние в «третьем мире»....
18 02 2023 0:59:33
На уроке учащиеся изучают историю американских праздников, узнают новые слова и выполняют различные задания в целях повышения знаний в данной области.
...
17 02 2023 0:11:48
Данная работа проведена в форме игры. Основные цели работы: проверить знания фактического материала, знание дат, понятий, имен; развивать навыки работы с картой, компьютером, делать самостоятельные выводы; воспитание толерантности, коллективизма, чувства сопереживания, активизировать интерес к мировой культуре и религии как ее составной части.
...
16 02 2023 2:55:54
Факультативное занятие по истории Отечества и краеведению "Колымская трагедия" нацелено на формирование у подростков патриотического сознания, социальной активности и гражданской позиции; воспитание гуманного отношения к людям, пострадавшим от репрессий; развитие доброжелательности, чувства справедливости, гордости за своих соотечественников, земляков, за их мужество; воспитание ответственности за свои поступки. Использована театрализованная технология, слайд-шоу, обширная выставка литературы и экспозиции по темам "Ссылка и каторга России", "Шаги репрессий в СССР", "Бутовский полигон", "Зырянгал"....
15 02 2023 22:40:10
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
14 02 2023 4:18:54
На уроке учащиеся знакомятся с культурой, обычаями и традициями древних индейцев. Они совершают увлекательное путешествие на индейский летний фестиваль....
13 02 2023 1:29:55
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку.
...
12 02 2023 19:56:26
В программе по обществознанию в 6-м классе есть особая тема – это «Конституция России» и «Конституция Республики Коми». На уроке идет ознакомление детей с основным законом страны – Конституцией, с государственными символами РК. Чтение текста гимна (перевод с коми языка, прослушивание на коми языке). Одна из главных целей – это воспитание любви и уважения к родине (малой родине), ее законам, формирование представлений о правах и обязанностях граждан страны, в том числе детей....
11 02 2023 3:37:21
Представленный урок разработан для учащихся 10-го класса по курсу "Обществознание".
Основная цель - сформировать представление об основных чертах рыночной экономики, разъяснить ее ключевые понятия. В процессе изучения материала используются технические средства обучения....
10 02 2023 22:46:26
Любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечество до границ государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. Это край, где родился ты и вырос, свет отчего дома, тепло родного очага.
...
09 02 2023 15:47:44
Основанием для проведения данного интегрированного урока является единство тем в предметах история Древнего мира и изобразительное искусство. Цель урока - обобщить полученные знания в процессе изучения темы, найти общее и различное в развитии культуры народов стран Востока, показать вклад народов Древнего Востока в мировую культуру, способствовать развитию творческих способностей учащихся, воспитывать чувства любви к прекрасному.
...
08 02 2023 21:39:28
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
07 02 2023 10:54:45
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
06 02 2023 1:33:31
Урок является последним при изучении темы "Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого" и необходим для обобщения. При составлении урока использованы такие формы работы, при помощи которых отpaбатываются следующие компетенции учеников: 1. Учебная: извлекать выгоду из образовательного опыта. 2. Исследовательская: получение и обработка информации. 3. Социально-личностная: вступать в дискуссию и выpaбатывать свое собственное мнение. 4. Коммуникативная: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения....
05 02 2023 20:40:31
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::