Разработка урока по истории России "Исторические образы в русской литературе XIX века" (на примере драмы А.С. Пушкина "Борис Годунов")
Тип урока: интегрированный.
Место урока: 4-й урок в теме «Россия в период Смутного времени. Первые Романовы».
Цели урока
Дидактические:
создать условия для усвоения и осмысления учебного материала, в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, средствами интегрированного урока и с помощью педтехнологии критического мышления (1 этап – вызов: актуализация; 2 этап – осмысление: работа с документами, текстом драмы; 3 этап – рефлексия: проводится в форме написания учащимися эссе на тему: «Трагедия Бориса Годунова (в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов»)»).
Образовательный аспект:
- рассмотреть исторический портрет Бориса Годунова, проблемы его царствования, связанные с периодом Смутного времени;
- показать противоречивость личности Годунова, а также особенности художественного образа царя Бориса, созданного А.С. Пушкиным в драме «Борис Годунов»;
- ответить на вопрос: «В чем Пушкин видел трагизм личности Бориса Годунова и как через личную трагедию правителя он показал трагедию страны в один из ее самых тяжелых исторических периодов?»
Развивающий аспект:
- развитие коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, навыков исторического анализа и анализа художественного произведения;
- формирование ключевых компетенций: способности работать в группе, способность к коммуникации, умение вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения, уважать мнение одноклассников.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная.
Воспитательный аспект: воспитывать уважение к историческому и культурному прошлому своего государства.
Оборудование урока:
- Н.М. Карамзин «История государства Российского» (главы «Правление Федора Иоанновича» и «Правление Бориса Годунова»).
- Раздаточный материал: «Свидетельства историков о Борисе Годунове».
- А.С. Пушкин драма «Борис Годунов».
- Раздаточный материал: монолог Бориса «Достиг я высшей власти...».
- Мусоргский: опера «Борис Годунов», ария царя Бориса «Достиг я высшей власти...» в исполнении Ф.И. Шаляпина (фрагмент).
- Презентация «Галерея исторических образов Смутного времени».
Дополнительная литература по теме:
- Электронная библиотека: Татищев В.Н. «История Российская в 5 частях», «Дискавери».
- «Интеpaктивный мир: Энциклопедия истории России 862 – 1917 гг.».
- Скрынников Р.Г. «Борис Годунов» – серия «Знание», № 3, 1992 год.
- Скрынников Р.Г. «Россия накануне Смутного времени» – М., «Мысль», 1985 год.
- «Смута в Московском государстве. Россия начала XVII столетия в записках современников». – М., «Современник», 1989 год.
- приложение.
Опережающее задание учащимся:
- прочитать драму А.С. Пушкина «Борис Годунов», выписать хаpaктеристику царя Бориса;
- 1-й ученик – готовит биографическую справку о Борисе Годунове;
- 2-й ученик – готовит материал, связанный с А.С. Пушкиным и Н.М. Карамзиным.
Основные понятия: Смутное время.
Даты:
1598–1613 гг. – период Смутного времени.
1584–1598 гг. – правление Федора Иоанновича.
1591 год – гибель царевича Дмитрия в Угличе.
1594 год – Борис Годунов становится официальным регентом при царе Федоре Иоанновиче.
1598–1605 гг. – правление Бориса Годунова.
1602 год – самозванец Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев) заявил о своих правах на престол.
Ход урока
I этап – вызов
СЛАЙД № 1 – тема урока.
Тема нашего сегодняшнего урока – «Исторические образы в русской литературе XIX века (на примере драмы А.С. Пушкина «Борис Годунов»)».
СЛАЙД № 2 – «Да ведают потомки православных...)
В качестве эпиграфа к уроку мы возьмем цитату из произведения:
«Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро –
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют...»
СЛАЙД № 3 – план урока.
Сегодня на уроке нам предстоит охаpaктеризовать одного из самых противоречивых правителей Смутного времени – Бориса Годунова: рассмотреть исторический портрет и художественный образ, созданный А.С. Пушкиным.
Чем же так привлекла великого русского поэта эпоха Смутного времени? В чем Пушкин увидел трагедию Бориса Годунова и как через трагедию правителя поэт показал трагедию народа и государства?
Ваши ассоциации при слове «Смута»? Смутное время – один из самых тяжелейших периодов российской истории. Почему? (Ответы учащихся.)
Об этом периоде можно сказать «О tеmpore, о mores!» – «О времена! О нравы!» А какие нравы? (Ответы учащихся.)
Учитель: Именно в такие времена человеку все чаще приходится делать мучительный выбор между добром и злом.
СЛАЙД № 4 – Галерея образов Смутного времени
Галерея образов Смутного времени обширна: здесь мы видим Ивана Грозного и его сына Федора Иоанновича
СЛАЙД № 5 – царевича Дмитрия и Бориса Годунова
СЛАЙД № 6 – Лжедмитрия I и Василия Шуйского
СЛАЙД № 7 – Дмитрия Пожарского и Михаила Романова
Образ Годунова привлекал не только историков Карамзина, Ключевского, Платонова, Скрынникова, но и поэтов, и композиторов. Мусоргский, например, посвятил Борису Годунову одноименную оперу.
II этап – осмысление
СЛАЙД № 8 – исторический портрет Бориса (по очереди высвечивается изображение Бориса, а хаpaктеристика высвечивается после обсуждения исторического портрета учащимися).
Вопрос классу: Что свидетельствуют историки о Борисе Годунове?
- Каково происхождение Годунова? Положение, которое он занимал при дворе Ивана Грозного и Федора Иоанновича? (Биографическая справка.)
- У А.С. Пушкина Есть такая хаpaктеристика Годунова: «Вчерашний раб, татарин...» Что имел в виду поэт?
- Какие черты хаpaктера Годунова отмечают историки? (Работа с текстами, маркировка.)
- Единодушны ли историки во мнениях? Нет. Образ противоречив.
СЛАЙД № 9 – высвечивается хаpaктеристика царя Бориса.
Эту противоречивость показал и А.С. Пушкин.
СЛАЙД № 10 – «Вчерашний раб, татарин, зять Малюты...»
На протяжении всего произведения, мы встречаем хаpaктеристики Годунова, которые ему дают бояре, народ, самозванец и он сам. Как хаpaктеризуют? Образ пушкинский? (ответы учащихся по тексту произведения)
Хаpaктеристика Годунова в произведении Пушкина:
– Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,
Сын палача и сам в душе палач...
– Все ворожит, как красная невеста...
– Избранный народной волей, но...поморщится немного и
Наконец по милости своей принять венец смиренно согласится,
И будет нами править по-прежнему...
– Борис не так-то робок...
– Родом он незнатен, но не род а ум я ставлю в воеводы...
– Приемлет власть со страхом и смиреньем, но
...умел и страхом и любовью народ очаровать,
Думал щедротами снискать любовь народа, но
...пора презреть мне ропот знатной черни,
Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать народ...
(наказ сыну) Не изменяй теченье дел – привычка – душа держав,
Храни невинность, святую чистоту, стыдливость и устав церковный...
Но (слух как приговор) Прогневали мы Бога, согрешили,
Владыкою себе цареубийцу нарекли.
Не уйдешь ты от суда мирского, как не уйдешь от божьего суда.
• Правление в начале было успешным, но в «этом ли добродетель»? Это ли волнует в период его правления? Нет. Волнуют проблемы страны, которые привели к Смуте. А какие проблемы? (Ответ учащихся.)
СЛАЙД № 11 – Почему не осуществилась эта альтернатива Смутного времени
– Не царского рода, не знатен (не по Божьему велению, а по земскому собранию получил власть... Всяк считал себя достойным мономахова венца).
– Не выполнил обещание, данное при коронации (не будет несчастных).
– «Угличская драма», сыгравшая роковую роль в его судьбе.
СЛАЙД № 12 – «Угличская драма»
Вопрос классу: Что произошло в Угличе? Что говорят историки о причинах гибели Дмитрия? (Нет однозначного ответа.) НО, красной нитью, через все произведение Пушкина проходит идея душевных мук и cмepтного греха, совершенного Годуновым «Я, может быть, прогневал небеса?» Смута в душе Годунова, смута и в государстве...
СЛАЙД № 13 – А.С. Пушкин и Н.М. Карамзин
В эпиграфе к драме А.С. Пушкин пишет: «Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина сей труд, гением его вдохновенный, с благоговением и благодарностию посвящаю»
Почему? (Ответ учащихся.)
Учитель обобщает: Пушкин понимал хаpaктер Годунова глубже, чем Н.М. Карамзин. Трагедия Бориса — это трагедия правителя, от которого отвернулся собственный народ. В этом смысл знаменитого монолога Годунова «Достиг я высшей власти...».
Музыкальный фрагмент
Звучит музыкальный фрагмент арии Бориса Годунова из оперы Мусоргского «Борис Годунов» до слов «...но счастья нет душе моей».
Задание классу: Перед вами текст этого монолога. Давайте мы его прочитаем. По ходу чтения вы цветным фломастером будете выделять в тексте причины трагедии Бориса Годунова, которые он называет сам. После чтения – обсуждение: учащиеся называют проблемы, которые выделили в монологе.
Учитель обобщает: В чем трагедия Годунова? Пушкин показал муки совести человека, совершившего cмepтный грех, который ядом отравляет душу. Эти муки усиливаются несчастьями, обрушившимися на семью Годунова, а затем и гибелью семьи («Да сгинет род Бориса Годунова!»)
Несчастья обрушиваются и на государство - после Годунова на престоле самозванец. Смута в душе правителя, смута и в государстве.
Вопрос классу: Как народ относился к Борису в начале его царствования? И как изменилось это отношение через несколько лет?
...Батюшка, отец народа, правь нами.... (венчание на царство)
Нельзя молиться за царя Ирода,
Богородица не велит (юродивый Николка; «юродивые» – блаженные, которых православные христиане считали предсказателями, прорицателями, верили, что в их уста Господь вкладывает свои пророчества).
Народ ждал доброго царя, который должен был быть:
- Благочестивым
- Справедливым
- Законным (богоизбранным)
- Благочинным (соблюдать традиции)
А Борис Годунов этим ожиданиям не соответствовал.
Заключение
Особенность манеры письма А.С. Пушкина в том, что он в собственных произведениях создает, моделирует мир, населяет его героями. Хаpaктеры его персонажей достоверны. И мы верим, что Моцарта отравил Сальери, а Борис Годунов убил несчастного царевича-младенца Дмитрия. Пушкинский гений сумел показать нам главные нравственные причины успеха или трагедии, неудач правителя, причины тех страшных событий Смутного времени, которые обрушились на Российское государство на рубеже ХVI–ХVII вв.
III этап: рефлексия
Домашнее задание: написать эссе на тему «В чем заключается трагедия Бориса Годунова (по драме А.С. Пушкина «Борис Годунов»)».
Учитель объявляет оценки за урок и знакомит учащихся с дополнительной литературой по теме.
Интегрированный урок проводится в 8-м классе в соответствии с программой по курсу истории России и является завершающим в теме «Отмена крепостного права в России». В ходе урока учащиеся вспоминают изменения, которые произошли в русской деревне после подписания Манифеста 1861 года, учатся анализировать картины, отражающие особенности крестьянской жизни, делать выводы.
...
21 09 2023 13:20:47
Игровые методы на уроках используются для активизации познавательной деятельности студентов. Использование различных по сложности заданий позволяет вовлекать в работу пpaктически всех учащихся, при этом обеспечивается оптимальный уровень активности участников и выполняется такой объем работы, который в обычных условиях трудно реализуем.
Игра, помимо образовательной цели, несет воспитательную нагрузку, заставляя участников проявлять социальную коммуникабельность....
20 09 2023 8:45:58
Урок-суд над режимом репрессий по теме "История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР: Кубань в 1920—1930-е годы" призван обобщить и закрепить знания, полученные учащимися 9-го класса при изучении темы "Политическая система сталинизма". Он развивает мышление школьников, формирует полезные в социальном общении умения и нравственные ориентиры, в числе которых - способность сопереживать другим людям , воспринимать опыт других эпох и поколений, уважать личность и права человека, быть терпимым к иным точкам зрения, уважать историческое прошлое своего и других народов.
...
19 09 2023 6:36:52
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
18 09 2023 5:45:31
Автор статьи формирует представление учащихся о времени правления Павла I; о роли личности в истории; знакомит с документами, отражающими особенности той эпохи.
...
17 09 2023 12:23:26
Урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предстоит узнать об отличительных особенностях социально-гуманитарных наук от естественных наук; о системе классификации социально-гуманитарных наук; об особенностях философского уровня познания действительности. ...
16 09 2023 15:41:33
Цели урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу; подвести учащихся к обобщению основных проблем, раскрытию теоретических вопросов и фактического материала; к пониманию причин победы советского народа в Великой Отечественной войне.
...
15 09 2023 20:33:41
Цели урока: повторение и обобщение знаний учащихся; развивать заинтересованность в знаниях к предмету; развивать кругозор учащихся....
14 09 2023 13:35:47
Тестовые задания помогут перечитать отдельные фрагменты художественного текста и обратить внимание на те описания, хаpaктеристики, реплики персонажей, художественные детали, которые при чтении, возможно, показались несущественными. Они самым серьезным образом могут изменить представление о произведении, его образной системе, об авторском замысле....
13 09 2023 0:55:36
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
12 09 2023 7:45:44
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки.
...
11 09 2023 1:38:13
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
10 09 2023 10:56:58
Урок помогает сформировать представление об основных особенностях и проблемах демографического, социального и экономического развития Российской империи на рубеже XIX-XX веков, сформировать представление об основных тенденциях и направлениях экономической политики правительства России накануне и в начале XX в....
09 09 2023 10:35:38
Интегрированный урок истории и английского языка проводится в 6-м классе
общеобразовательной школы. Учитель истории рассказывает учащимся о нормaндском
завоевании. Знакомясь с личностью Вильгельма Завоевателя и Робина Гуда, учащиеся дают
им хаpaктеристику и читают тексты на английском языке с различной стратегией. В конце
урока проводится мини-тест, который позволяет проконтролировать степень усвоения
материала учащимися....
08 09 2023 7:41:22
Урок помогает познакомить детей с началом перехода от присваивающего к производящему хозяйству, продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, описывать факты; воспитывать уважительное отношение к труду....
07 09 2023 1:29:27
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
06 09 2023 12:27:12
Урок знакомит с событиями начального этапа Отечественной войны 1812 года с момента вторжения наполеоновской армии на территорию нашей страны до тарутинского маневра русской армии и оставления Москвы французам, рассматриваются личности полководцев-героев, представлен краеведческий материал об участии в Бородинском сражении воинов из Уфимского пехотного полка....
05 09 2023 5:25:27
Урок помогает представить общую картину жизни в России начала XIX века; заинтересовать учащихся, пробудить интерес к изучению истории России и её народа....
04 09 2023 14:11:45
Обобщающий урок в изучении курса истории России XIX века – урок комплексного применения знаний в новой ситуации: урок-взаимодействие, ориентированный на процесс общения, а также урок-дискуссия. Дидактическая цель – создать условия для осознания и осмысления изученного материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.
...
03 09 2023 11:49:45
Урок истории Отечества ХХ века призван отразить сущность глубоких социальных противоречий становления советского общества, пресечение основ демократического общества. Используются универсальные учебные действия, применяются кейс-технологии, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные. Хаpaктеризуется тоталитаризм и выясняются причины утверждения в СССР тоталитарного режима, анализируется Конституция СССР 1936 года....
02 09 2023 16:15:38
Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности судьбе своего народа и судеб народов нашей страны. Формировать устойчивый интерес к истории позволяют нетрадиционные уроки.
...
01 09 2023 2:25:19
При проведении урока использован материал национально-регионального компонента, связанный с крещением зырянского края и деятельностью святителя Стефана Пермского....
31 08 2023 9:41:56
Цели урока – рассмотреть обстоятельства, приведшие к падению Избранной рады; определить факторы, способствовавшие усилению царской власти. Выбираются эксперты, которые проанализируют работу учащихся в рамках поставленной цели. Составляется план для обсуждения, которому необходимо следовать, чтобы раскрыть тему урока.
...
30 08 2023 23:57:40
Урок изучения нового материала построен на основе анализа исторических документов, позволяющих охаpaктеризовать реформы Петра I, определить цель и итоги реформирования государственного управления; развивает умение делать выводы, обобщать исторический материал, воспитывать чувства патриотизма и толерантности.
...
29 08 2023 21:52:31
Урок обобщения и систематизации знаний с элементами пpaктической работы (комбинированный урок) из тематического блока «Между мировыми войнами». Акцентировка внимания учеников сделана на истории международных отношений в 20−30-е годы XX века, с учетом рекомендаций активизирует обучение, сделает его более познавательным....
28 08 2023 16:59:37
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
27 08 2023 14:35:15
Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....
26 08 2023 13:46:29
Работа может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых победе советских войск под Сталинградом, уроках окружающего мира, истории. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны.
...
25 08 2023 5:43:31
Четырнадцатый урок в теме «Россия в первой половине XIX века». Рассматривается тема Крымской войны и обороны Севастополя....
24 08 2023 4:29:11

Урок знакомит учащихся с архитектурными памятниками Древнего Рима и повторяет архитектурные особенности Древней Греции. На уроке ученики смотрят репродукции, сцены из жизни древних греков. Основной метод подачи материала – беседа....
23 08 2023 14:24:13
Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных возрастов. Для старшеклассников же процесс самопознания необыкновенно актуален, так как лежит в основе социализации: умение налаживать отношения со сверстниками, взрослыми, самим собой. Сложность проблемы состоит в том, что в данном случае объект и субъект познания совпадают, отчего сложно бывает установить степень достоверности знаний человека о самом себе....
22 08 2023 1:25:44

Урок по истории Древнего мира в форме игры-путешествия для обучающихся 5-го класса. Через использование мультимедийной презентации повышается познавательный интерес обучающихся. Разработка может быть использована как начинающими педагогами, так и учителями-стажистами....
21 08 2023 13:49:56
На уроке поставлена цель – раскрыть признаки городского ремесла как мелкого ручного производства, основанного на личном труде собственника мастерской и изготовлении изделий для сбыта; выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла.
...
20 08 2023 21:10:52
Разработка урока опирается на данные архивов, исследования краеведов, на материалы поисковых экспедиций, проходивших под руководством автора материала как директора школьного музея. Урок содержит краеведческий материал и напрямую связывает представления учащихся о далеком прошлом страны с историей своего села, малой Родины....
19 08 2023 6:25:44
Интеллектуальная игра посвящена знаменательной дате – 65-летию Великой Победы. Она проводится среди учащихся 9-х или 11-х классов и направлена на актуализацию знаний об одном из самых трагических и памятных событий....
18 08 2023 14:24:54
Урок права, посвященный формированию компетенций учащихся в вопросах бpaка и семьи.
...
17 08 2023 15:53:49
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
16 08 2023 21:38:40
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
15 08 2023 16:38:21
Игра в форме исторического футбола рассчитана на учащихся 6-х классов, (только начавших изучать отечественную историю) с целью закрепления и расширения основных знаний по теме «Древняя Русь» в объеме школьной программы. Комaнды учащихся отвечают на поставленные вопросы в течение 30 секунд поочерёдно, имея возможность подстраховать друг друга.
...
14 08 2023 9:52:56
Урок знакомит с выдающимся деятелем кубанской исторической науки Е.Д. Фелицыным. Уроженец Ставрополя, офицер Кубанского казачьего войска, Фелицын всю жизнь посвятил очень мирному и доброму занятию – изучению родного края....
13 08 2023 5:51:17
Урок истории в 10-м классе расширяет знания учащихся о движении декабристов.
...
12 08 2023 0:37:38
Цели урока: выяснить причины отмены крепостного права, процесс подготовки ре-формы; познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить ее основные положения, значение для развития страны, дать оценку реформе; развивать навыки работы с документами, статистическими данными, их анализа, учить выделять главное, определять и объяснять понятия, делать выводы; способствовать личностному развитию учащихся - работать в группах, вести диалог, публично выступать....
11 08 2023 3:32:55
В основе разработки урока проблемно дискуссионная игра, которая строится по сценарию вокруг обсуждения проблемы. Роль учителя сводится к минимуму, а ученики решают проблему с позиций своих персонажей, причем результат решения заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в разработке проблемы. Данный урок расширяет рамки изучения темы "Реформы Александра II".
...
10 08 2023 15:40:54
Урок дает возможность сделать повторение и обобщение увлекательным приключением, повышающим интерес учащихся к предмету. В уроке использованы разнообразные виды работ (аукцион, рассказ с ошибками, кроссворд, загадки...), что дает возможность максимально активизировать деятельность учащихся.
...
09 08 2023 8:14:20
Учащиеся узнают о роли великих полководцев Великой Отечественной войны: Жукова Г.К., Конева И.С., Тимошенко С.К., генерала Панфилова И.В. в Московской битве. На примерах героизма и патриотизма бойцов Советской армии и народа учащиеся приходят к пониманию причин победы в этом сражении.
...
08 08 2023 13:37:26
От молодого поколения, его умения самостоятельно мыслить, понимать происходящие в мире события, активной гражданской позиции во многом зависит наше настоящее и будущее. Воспитание гражданственности и патриотизма - одно из главных направлений в работе с детьми. Использование краеведения на уроках и во внеурочное время дает возможность глубже познать культурные ценности, лучше узнать свой родной край, развить кругозор. Работа по краеведению помогает воспитывать в учащихся чувство патриотизма и гордости за свой край и свою страну. Данная статья является обобщением опыта учителя истории.
...
07 08 2023 11:15:26
Пpaктическое занятие - форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей пpaктической творческой деятельности или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого....
06 08 2023 12:45:52
Учащиеся знакомятся с условиями жизни рыцарей, их бытом и занятиями. Формируется умение учащихся работать с текстом учебника, делать выводы, отвечать на сквозные вопросы темы, работать в группе; развивается культура здорового образа жизни....
05 08 2023 7:45:20
Урок - деловая игра «Древний Восток» проводится в 5-м классе для обобщения материала, изученного по теме, продолжения формирования основных умений и навыков, углубления сведений по истории Древнего Востока. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, хронологией, фактическим материалом и др.) позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету «История»....
04 08 2023 20:18:21
В статье представлена методическая разработка урока по обществознанию для выпускников 11-х классов и профессиональных училищ, которым предстоит впервые принять участие в выборах....
03 08 2023 2:49:29
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::