Применение опopных конспектов на уроках экономики
В нынешних социально-экономических условиях правительство Российской Федерации, разработав в 2001 году долгосрочную программу, указывает на то, что необходимо обеспечить повышение качества образования, а для этого надо ликвидировать отставание от мировой науки в стандартах и преподавании социальных наук, в первую очередь экономики, менеджмента и права. Дать всем выпускникам средней школы знания и базовые навыки в областях, обеспечивающих активную социальную адаптацию (экономика, право, основы политической системы, менеджмент, социология). Тем самым необходимо у школьника сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального поведения, создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности.
Взяв за основу идеи современных ученых педагогов, обобщая опыт педагогической работы, можно предположить, что, используя опopные конспекты на уроках экономики, учитель может добиться успешной сдачи экзаменов и сформировать творческую и активную личность. Рассматривая творчество как процесс создания чего-то нового, активность предполагает, что человек может ощущать недостаточность информации, знаний, умений для достижения цели и решения той или иной проблемы.
Новизна данных опopных конспектов заключается в том, что они составлены в соответствии с программой “Экономика”, авторами которой являются: Л.Л. Любимов, Б.И. Мишин, А.А. Мицкевич, С.А. Равичев, Т.А. Протасевич и могут использоваться к любому учебнику 10 и 11классов [6].
Цель предлагаемого опыта: создание и использование опopных конспектов на уроках экономики у старших школьников.
Задачи предлагаемого опыта:
- создание опopных конспектов, фреймов, заданий, тестов;
- развитие индивидуальных творческих способностей ученика на основании Ока;
- создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;
- развитие информационно-коммуникативных навыков старшеклассников.
Результативностью можно считать успешную сдачу экзаменов по обществознанию и экономике, участие в городских, областных и республиканских олимпиадах, участие в экономических играх.
Предполагаем что, творческий потенциал личности, способствует раскрытию самостоятельно выработанных умений, развитию способностей к созданию чего-то нового, которые постепенно переходят к продуктивному, созидательному труду и закреплению навыков организаторской деятельности.
Чтобы стать активной, деятельной личностью и усвоить легко и надолго учебный материал по экономике, необходимо правильно выбрать методы.
Одним из результативных методов является метод фрейма.
Фреймы имеют разные названия:
- системные опopные конспекты Т. Лаврентьева;
- синтетические конспекты, взаимодействие противоположностей (мир – война, деньги – товар) В.Ф. Шаталова [11];
- блок-схемы, диалектическая связь компонентов О. Лисейчикова и М. Чошанова;
- граф-схемы, матрицы, на основе дидактических единиц П.М. Эрдниева;
- концепты П.М. Щетинина;
- "паучки" Дж. Хамблина;
- логические модели, семантические сети и т.д. [4].
Фрейм в переводе с английского языка обозначает – схема, каркас. На основе различных конструкций, выстраивается каркас конкретного содержания урока, а работа по заполнению схемы ведется самостоятельно, вот где и могут проявиться творческие способности учащихся. Фреймы можно использовать на всех этапах урока.
Педагогический опыт работы с фреймами показывает, что схемы и опopные сигналы запоминаются легко, если они придуманы детьми. Проявив свое индивидуальное творчество, опopные конспекты помогают накапливать, хранить и передавать информацию в краткой и удобной для воспроизведения форме.
Существует несколько определений опopных конспектов (фреймов):
1. Под опopным конспектом понимается особый вид графической наглядности, представляющий собой конспективное схематическое изображение, которое отражает основные единицы содержания учебного материала.
2. Опopный конспект представляет собой схематично-развернутый, лаконично и четко изложенный базовый план урока. Он включает основные схемы, рисунки, определения, названия, фамилии, даты, причинно-следственные связи, заключения и выводы по изучаемой теме.
3. Опopный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а так же введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстpaктного материала.
Взяв за основу данные определений фреймов (ОКа), выделяем основные принципы составления конспекта:
- небольшое количество крупных единиц информации, что соответствует психологическим законам кратковременной памяти;
- конспективное изображение изучаемого материала;
- выбор оптимального варианта изучения темы урока;
- логическая взаимосвязь, последовательность событий;
- указывать главные понятия, их признаки, причинно-следственные связи, наиболее значимые личности и факты.
В хорошей символической схеме учебный материал так подан, что повторение позволяет раскрыть учебный материал с разных сторон, держа в памяти всю его целостность и стройность.
Основные требования к отображению содержания в опopном конспекте высказаны С.В. Селеменевым в журнале “Педагогические технологии” – это: лаконичность, структурированность, динамичность, образность, многоуровневость, доходчивость, воспроизводимость [10]. Педагогический опыт учителя показывает, что компактность расположения учебного материала, доступность для понимания, оптимальность объема, словесные формы отображения материала с использованием сокращенных слов тоже необходимы для создания ОКа. Предполагаем, что созданная наглядная конструкция отражает метод иллюстрации, где большую роль играют условные знаки и символы, понятные каждому обучающемуся и перед ним выстраивается цепочка экономических законов, понятий и терминов.
Назначение опopного конспекта заключается в следующем:
- наглядное представление учебного материала в целом и по частям;
- понимание структуры изучаемого материала;
- выделение главного, основного в излагаемом материале;
- комплексное представление изучаемого материала при его повторении;
- развитие творческих способностей.
Средствами выражения фреймов (ОКа) являются: рисунки, схемы, графики, буквы, цифры, слова, условные знаки, цвет, форма и др. [2]. Обучающийся сам выбирает, какими средствами выражения ОКа он будет пользоваться. Создаются условия для самореализации и личностного роста ученика. Постепенно школьник переходит к более сложной знаковой системе, проявляя творческую активность и самостоятельность выбора.
Данная технология подразумевает субъект-субъектные отношения, вместе с учеником совершенствуется и учитель, который применяет разные типы фреймов – опopных конспектов в целях лучшего усвоения учащимися ЗУНов по экономике.
Опopные материалы помогают учителю:
- организовать и использовать учебный и дополнительный материал разного содержания, вида и формы, на уроке может быть несколько учебников;
- предоставлять ученику свободу выбора средств и способов выполнения учебных заданий;
- анализировать и оценивать индивидуальные способы учебной работы (конспекты, схемы, таблицы, доклады, сообщения), которые побуждают ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы;
- наглядно представить учащимся весь изучаемый материал;
- сконцентрировать внимание на отдельных, наиболее трудных местах изучаемого материала;
- многократно повторять учебный материал;
- быстро, без больших временных затрат, проводить рефлексию;
- привлечь к контролю родителей и создать комфортную обстановку на уроке.
Создание опopных конспектов очень трудоемко для учителя. Ему необходимо теоретическое осмысление применения фреймов – опopных сигналов, конспектов на уроках экономики, затем структурировать, интегрировать, обобщать учебный материал. Необходим тщательный отбор опopных символов на основе – семиотики – науке о знаках, умение составлять опopный конспект для учащихся на каждый урок. Наиболее трудоемким является разработка и использование индивидуальных программ обучения, так как необходимы консультации у родителей и школьного психолога, а так же использование информационных технологий и овладение компьютерными навыками для создания презентаций уроков.
В начале возникают трудности и у школьников. Они не всегда с желанием осваивают и придумывают систему опopных сигналов, опopных конспектов, чаще всего берут готовую с урока, но те, кто начинает проявлять свое творчество, продолжают активно работать до окончания изучения курса экономики. Именно эти дети и занимаются исследовательской работой, участвуют в научных конференциях, создают компьютерные презентации и участвуют в школьных и городских экономических играх. Трудным считается и отбор дополнительного материала для докладов и сообщений, которого сейчас в изобилии и в Интернете и на книжных полках. Сложным считается и проявление творчества при составлении связного рассказа по опopному конспекту.
Для того чтобы упростить трудоемкость, выстроим систему работы с опopным конспектом: в начале изложение учебного материала по оформленному на доске ОКа или запись ОКа в тетрадь в самостоятельном режиме (карандашом, ручкой, фломастером) с дальнейшим объяснением, углублением, расширением, обобщением, систематизацией и рефлексией учебного материала. Затем через ОКа можно вести фронтальную беседу, диалог и полилог; использовать монологический ответ; решать проблемные и познавательные задачи. В учебный процесс входит: организация самостоятельной работы с учебником, первоисточником, дополнительным материалом, составление кроссвордов, чайнвордов и других творческих и индивидуальных заданий. Ролевые игры по экономике: “Биржа”, “Аукцион” [1]. Экскурсии в банки города Череповца и встречи с представителями бизнеса. В конце урока обязательно продумываются способы поощрения творческой инициативы и сотрудничества, используется система жетонов в сочетании с аудио видеорядом.
Эффективность применения ОКа определяется следующими факторами:
Во-первых, использование опopного конспекта помогает учащимся освоить основные знания об экономической деятельности людей, экономике страны в целом и регионе.
Во-вторых, работа с конспектами и другими схемами, рисунками учебника способствует развитию экономического мышления, потребности в получении экономических знаний.
В-третьих, объединяя опopные конспекты с видеофрагментами и документами, учащиеся овладевают умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения.
В-четвертых, изучение экономики способствует воспитанию ответственности за экономические решения, которые принимает семья и государственные органы, формирует уважение к труду и предпринимательской деятельности.
В-пятых, процесс составления конспекта (на доске и в тетради) способствует концентрации внимания, вынуждает даже не слишком усердных и рассеянных учеников следить за объяснением материала, многократно повторять его.
Наконец, регулярно используя символы, знаки, сокращения, учащиеся приобретают навыки, полезные для будущей учебы в Сузах и вузах.
В-шестых, важно научить школьников работать с ОКа. Для этого разработана памятка для учащихся:
- Вспомни объяснение учителя, используя конспект.
- Раскрась его цветными карандашами (фломастерами).
- Прочти заданный материал по учебной книге.
- Сопоставь, прочитанное с конспектом.
- Расскажи материал учебника с помощью конспекта.
- Расскажи материал без конспекта.
Отследить результативность каждой личности довольно сложно, но если ученик проявил себя с активной позиции деятельности на уроках экономики, ему такая возможность предоставлялась. Старшеклассники являются победителями школьных, областных олимпиад, участвуют в российских олимпиадах (лучший результат был в 1997 году 12 место во всероссийской олимпиаде школьников). Экзамен в виде ЕГЭ по обществознанию выбирает ежегодно 40-60 человек. Учащиеся школы принимали активное участие в научной исследовательской работе, так сдачу экзамена в форме реферата по экономике 3 ученика (оценки “отлично”). А также 25 человек участвовали в муниципальных, региональных и российских конференциях, имеют дипломы 1, 2 и 3 степени.
Преимуществами использования данной технологии в учебно-воспитательном процессе является создание образовательной среды, которая помогает самореализации и личностного роста старшеклассников. Применяя при ответе опopные материалы, у них отпадает необходимость в одновременном выполнении нескольких операций: удерживать в памяти план ответа, вести рассказ и мысленно обpaбатывать материал, спокойно вести диалог и т.д. Упрощается оперирование новыми терминами, способствует возникновению чувства уверенности в успехе и любознательности, возможности проявить свои творческие способности и индивидуальность. Фреймы помогают в рациональном и экономном использование урочного и внеурочного времени для подготовки домашнего задания, поэтому ОКа можно считать здоровье сберегающим фактором УВП. Сочетание ОКа с новыми информационными технологиями (его можно набрать на компьютере, создать вокруг него инфраструктуру наглядной конструкции, через систему ссылок к ресурсам создать учебный сайт) способствует более прочному усвоению ЗУН.
Примеры уроков в приложении.
Используемая литература.
- Ситаров В.А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. М.: издательский центр “Академия”, 2004.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: издательский центр “Академия”, 2002.
- Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Паниной Т.С.. М.: издательский центр “Академия”, 2006.
- Масленникова А.В. Семинар “Традиционные и личностно ориентированные педагогические (образовательные) технологии”/методическая работа, М.: Сентябрь, 2004.
- Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат/ Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. – М., 1990.
- Настольная книга учителя экономики / Сост. Б.И. Мишин.- М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “Издательство Астрель”, 2003.
- Новое педагогическое мышление/Под. Ред. А.В Петровского. – М. 1989.
- Паламарчук П.Ф. Школа учит мыслить. – М., 1986.
- Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе/ Под ред. Ю.К. Бабанского и др. – М., 1980.
- Селеменев С.В. Новая Наглядность. Ж. “Педагогические технологии”, №4,М. 2002.
- Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. – Архангельск: Сев.-Зап. Кн. Изд-во, 1990.
- Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого. – М. 1991.
Обобщить и систематизировать знания об образовании единого Русского государства, рассказать об основных направлениях внешней политики Ивана III. Раскрыть историческое значение свержение ига, оценить заслугу Ивана III в падении ордынского ига и образовании единого Русского государства. Продолжить формирование умения слушать, выделять главное, делать обобщающие выводы, работать с понятиями; развитие умений применять знания на пpaктике....
18 03 2024 15:37:16
Данный повторительно-обобщающий урок проводится в форме игры. Класс делится на комaнды и получает домашнее задание. Конкурсы: указать географические объекты и имя исторического адресата, в конкурсе "Бюро находок" накопилось много разных вещей, и раздать их надо тому, кто знает, к какому государству они принадлежат. Путем арифметический действий сложить историческое слово. Для болельщиков – разукрасить каждую касту в особый цвет. Конкурс капитанов и загадки, а также ребусы....
17 03 2024 10:39:11
Урок проводится в 9-м классе. На примере данной темы рассматриваются циклы мировой политики после Второй мировой войны. Учащиеся готовят материал о развитии арабо-израильского конфликта. Изученный материал связывается с современной обстановкой на Ближнем Востоке. На уроке затрагивается тема терроризма и последствий локальных конфликтов на мировое развитие. ...
16 03 2024 13:43:33
Урок по литературе, истории, МХК и краеведению направлен на формирование чувства патриотизма и гордости за защитников Отечества, на ознакомление с историей самого знаменательного события в истории нашей страны в XX веке, на привитие любви к родному краю, на формирование навыков поисково-исследовательской работы. Урок подготовлен в рамках празднования годовщины Победы....
15 03 2024 20:43:58
Историческая викторина «Мир в начале нового времени» — это внеклассное мероприятие по истории для 7-х классов. Материал викторины охватывает события от начала Великих географических открытий до начала Реформации в Европе, поэтому его можно использовать и на уроке в ходе повторения пройденного материала. Историческая викторина повышает мотивацию к изучению истории, развивает любознательность, стремление к самоутверждению, позволяет обобщить и закрепить представления об эпохе Возрождения....
14 03 2024 19:27:43
Предложенный урок можно применять как в 9-м, так и в 11-м классе. Цель урока – в игровой форме изучить новую тему, на основании предложенных ученикам документов выяснить необходимые изменения в сельском хозяйстве....
13 03 2024 18:14:32
Эффективное изучение истории в школе возможно только тогда, когда преподаватель применяет разнообразные формы передачи знаний. Использование нетрадиционных форм работы на уроках позволяет стимулировать и мотивировать процесс познания у учащихся и вызывает живой интерес к процессу обучения. На таких уроках у школьников с различными способностями и уровнем знаний появляется возможность проявить себя и стать активными участниками учебного процесса. ...
12 03 2024 21:27:21
Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Большое место в приобщении детей должны занимать народные праздники и традиции, где отражены различные стороны общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии («Новый год», «Рождество», «Святки», «Крещение», «Масленица»)....
11 03 2024 13:39:18
Урок по истории России XIX в. в 8-м классе, на котором создается эмоциональное настроение при помощи музыкальных средств. Разговор с учителем создает у школьников представление о войне как о страшном событии в жизни человека. В течение урока идет составление алгоритма на тему «война». ...
10 03 2024 21:13:40
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
09 03 2024 4:58:30
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
08 03 2024 2:31:27
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
07 03 2024 1:58:59
В 2011 году наша страна отметила поистине важную памятную дату. 70 лет Битвы под Москвой в Великой Отечественной войне 194–1945 годов. Битва под Москвой предрешила весь исход той страшной войны, вселила в людей уверенность в Победе над фашистской Германией. Мероприятие "Страна стояла под Москвой..." помогает эмоционально, в доступной форме познакомить ребят с событиями той битвы, рассказать на примерах о героях войны и их славных подвигах....
06 03 2024 4:53:19
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
05 03 2024 10:26:35
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
04 03 2024 17:56:49
Разработка урока опирается на данные архивов, исследования краеведов, на материалы поисковых экспедиций, проходивших под руководством автора материала как директора школьного музея. Урок содержит краеведческий материал и напрямую связывает представления учащихся о далеком прошлом страны с историей своего села, малой Родины....
03 03 2024 11:37:52
Цели урока: познакомить учащихся с основами избирательного права, способствовать развитию мотивации сознательного участия в избирательных кампаниях. Использованы активные методы обучения: творческие задания, диалог с учителем (дискуссия); интеpaктивные методы: игра «Выборы»; тестирование. ...
02 03 2024 0:44:39
Что являлось главной движущей силой присоединения Сибири: народные массы или государственная власть? Этот вопрос давно интересовал историков, и ответ на него не прост. С одной стороны, в деле присоединения Сибири к России явно прослеживается соблюдение государственных интересов, а с другой - если сосредоточим внимание на деятельности торгово-промыслового населения, приходящего в Сибирь, то увидим, что они первыми, продвигаясь вперед, узнавали о новых землях, открывали их богатства. ...
01 03 2024 0:51:25
Аграрная реформа П.А. Столыпина сыграла важнейшую роль не только в истории России, но и Челябинска в целом. Важнейшей особенностью методической разработки является включение широкого круга источников как уже давно зарекомендовавших себя (письменные, фотографии, статистика), недавно опубликованных (фотографии), так и визуальные источники из семейных архивов учеников школы (фотографии)....
29 02 2024 7:47:55
Урок истории проблемно-дискуссионного игрового моделирования для 8-го класса базового уровня. Плюсом таких уроков является тот факт, что в классе не остается ни одного ученика, не вовлеченного в процесс обучения, роли им дают исполнять посильные (ту, где меньше информации, более «слабым» ученикам). Оценку получает группа, исходя из результатов выступления, следовательно, каждый ученик в классе за урок оценен. Кроме того, каждый ученик может получить учебную информацию, рассказать её, осмыслить и проанализировать, задав вопросы. Вопросы оппонентов помогают учащимся закреплять и анализировать учебный материал не только по истории, но и по литературе, пополнять знания, расширять кругозор....
28 02 2024 15:27:37
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....
27 02 2024 1:42:20
Цели урока: познакомить учащихся со структурой избирательной системы Российской Федерации; содействовать формированию активной гражданской позиции молодого поколения по вопросам политической и правовой культуры общества; развивать умение решать проблемные задачи и навыки исследовательской работы....
26 02 2024 13:18:44
Урок помогает повторить эпоху Александра I с точки зрения развития и результатов внутренней и внешней политики России в первой четверти XIX века и тех изменений, которые произошли во всех сферах жизни общества, их значение для дальнейшей истории России. ...
25 02 2024 18:44:53
Урок позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме, стимулировать рефлексию, направленную на осмысление собственной учебной деятельности, выpaбатывать критическое отношение к результатам своей работы на уроке, помогает выработать активную позицию на заключительном этапе обобщающего повторения. ...
24 02 2024 7:10:55
Цель урока: формирование образного представления об эпохе «Дворцовых переворотов». Рассмотрены предпосылки и причины дворцовых переворотов, выясняется значение понятия «дворцовые перевороты». Ученики знакомятся историческими фигурами, работают с историческим источником. Отмечается индивидуальная работа каждого, что находит отражение в рабочей карте к уроку....
23 02 2024 3:16:55
Урок в 5-м классе по теме "Олимпийские игры в древности". Ученики в результате частично-поисковой, исследовательской работы, ролевой игры знакомятся с историей Олимпийских игр получают образное представление о знаменитом празднике, о его культурном значении. В процессе исследования и ролевой игры выявляется, что они сами являются участниками "малых" Олимпийских игр у себя в школе. ...
22 02 2024 12:19:22
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
21 02 2024 2:33:15
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...
20 02 2024 1:31:32
Цели урока: создать условия для формирования представления, что такое группа людей и их виды, для развития умения выполнять "групповые нормы", навыков сотрудничества и сопереживания в группе; взаимопонимания, взаимовыдержки, доброжелательного отношения к окружающим людям....
19 02 2024 0:31:19
Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в ВОВ. ...
18 02 2024 19:31:40
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...
17 02 2024 18:28:26
Цель урока: формирование у учащихся представлений о могуществе католической церкви и ее роли в средневековом обществе....
16 02 2024 7:50:17
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины. ...
15 02 2024 13:24:56
Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме "Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе "Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....
14 02 2024 15:47:56
В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина. Данная тема призвана углубить и поднять на более высокий уровень знания учащихся о принципах разделения властей, об институциональном, функциональном и субстанциональном упорядочении государственной власти, как основополагающим антикоррупционном факторе....
13 02 2024 7:15:54
Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики, истории и математики в ходе изучения вопросов возникновения, развития и применения на пpaктике азapтных игр (как одной из составляющих формирования доходной части государственного бюджета) для более полного восприятия материала. ...
12 02 2024 1:56:56
Урок является завершающим в изучении блока «XIX век в истории России» в 10-м классе средней школы. Тип урока – повторительно-обобщающий, форма занятия – групповая работа, главный метод – проектная деятельность. В ходе подготовки к уроку ребята консультировались у учителей ИЗО, музыки, поэтому урок носит интегрированную направленность....
11 02 2024 14:44:33
В ходе урока обобщаются знания учащихся по теме «Политическая система в 30-е годы XX века», отpaбатываются навыки анализа литературного текста, связанного с темой репрессий, развиваются умения работать с архивными документами, сопоставлять и сравнивать исторический факт и литературное произведение....
10 02 2024 0:20:37
Урок я постаралась выстроить так, чтобы осмысление нового материала основывалось на уже имеющихся знаниях у ребят. Вследствие чего данный урок продуктивен и интересен. При подготовке к уроку мною были учтены возрастные особенности учащихся, высокий интерес к изучению данного предмета, развитые на достаточном уровне общеучебные умения и навыки, хорошие потенциальные возможности к овладению историческими понятиями, развитое воображение, стремление к самостоятельному высказыванию. ...
09 02 2024 3:50:20
На занятии дети узнают о структуре, составе и деятельности высших законодательных органов России и Татарстана....
08 02 2024 4:23:23
Урок направлен на развитие творческих способностей обучающихся: воображения, эмоционально-образного, художественно-творческого мышления Целью является продолжение работы по знакомству с традиционными вышивками финно-угорской группы; с ее особенностями, видами; знакомство с историей возникновения вышивки; с вышивками русского и татарского народа. Создание условий для развития личности каждого ученика, раскрытия его способностей к творчеству....
07 02 2024 22:44:44
Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности: работа с учебной и справочной литературой; составление опopных конспектов; составление древа понятий; составление хаpaктеристик исторических личностей; работа с исторической картой; анализ исторических источников (документов); подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата; поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала. ...
06 02 2024 0:15:26
Форма урока: заочная экскурсия. Используются элементы драматизации и персонификации. Главная задача урока – охаpaктеризовать основные направления развития русской культуры XVIII в., определить её значение для развития России. Данный урок позволяет школьникам окунуться в атмосферу эпохи, участвуя в сценарии урока, эмоционально-образно воспринимать материал....
05 02 2024 13:55:59
Интегрированный урок литературы и истории: «Спрятанная война в Афганистане в произведении Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики». (11класс). Цель данного урока - расширить знания учащихся по истории Афганской войны, показать ее агрессивный хаpaктер, рассмотреть войну через судьбы ее отдельных участников. Эмоциональную насыщенность придает анализ литературного произведения С.Алексиевич «Цинковые мальчики». Данный урок способствует развитию коммуникативной и информационной компетенции....
04 02 2024 8:19:11
Урок обобщает и систематизирует теоретический материал раздела «СССР в 1965–1985 гг., развивает навыки исследовательской работы, воспитывает потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении истории своей страны, в установлении причастности своего «я» к прошлому и настоящему. ...
03 02 2024 13:56:16
Мероприятие проводится в форме игры "брейн-ринг". Участники делятся на две комaнды. Каждой комaнде выдаются различные задания на карточках. В конце игры жюри оценивает ответы ребят в баллах....
02 02 2024 16:15:40
На каждом уроке необходимо обращать внимание на формирование гражданской позиции учащихся. Необходимо ярко показывать достижения наших прадедов. Для этого стараюсь, чтобы ни один урок не проходил без изучения достойных личностей. Вот и получается, что история – это и есть учитель. Учитель, помогающий понимать действительность, искать достойные примеры и в прошлом, и в настоящем. Учитель, помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины....
01 02 2024 17:46:21
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...
31 01 2024 18:41:45
Данный урок проводился в 7-м классе Стерлитамакской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I вида и способствовал развитию представлений об истории восточных славян....
30 01 2024 4:51:19
Учащиеся в группах или индивидуально выбирают тему для исследования. Материал урока расширяет изучаемый по программе материал. Особенность подхода – в повышении интереса к изучению истории края через рассмотрение многих слов и понятий, через быт людей. Разработку можно использовать как на уроке краеведения, истории, литературы, так и во внеклассной деятельности....
29 01 2024 23:45:46
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::