Интегрированный урок по курсу истории России и литературы в 8-м классе "Емельян Пугачев: кровавый убийца или народный герой" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Интегрированный урок по курсу истории России и литературы в 8-м классе "Емельян Пугачев: кровавый убийца или народный герой"


    Интегрированный урок по курсу истории России и литературы в 8-м классе "Емельян Пугачев: кровавый убийца или народный герой"


Цель урока: на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой?

Задачи урока:

  • познание прошлого, увиденного глазами великого поэта;
  • развитие умений школьников видеть и оценивать смысл и знание художественных деталей, портретных зарисовок, диалогов, композиции произведения в целом;
  • показать историческую обоснованность и психологическую точность хаpaктеристики Пугачёва;
  • подготовить учащихся к пониманию замысла создания подлинно реалистического образа Пугачёва.
  • Оборудование урока: компьютерная презентация <Приложение 4>; фрагменты художественного фильма «Русский бунт»; портреты А. С. Пушкина, Е. И. Пугачёва, рисунки учащихся; выставка книг; рефераты.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступление.

– 10 января 1775 года морозным утром в Москве на Болотной площади был казнён Емельян Пугачёв. Личность легендарного бунтовщика неотделима от русской истории; тем более, что трагедия Пугачёва и пугачёвского бунта привлекала самое пристальное внимание наших великих писателей: Пушкина – в XIX веке, Есенина – в XX веке.

– Сегодня у нас необычный урок: мы попытаемся с вами на основе исторических фактов, анализа документов и повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» нарисовать для себя образ Пугачёва, определиться, кто же он: народный бунтарь, поднявший на мятеж «подлую чернь», или император-самозванец; предводитель мощнейшего крестьянского движения или Емелька Пугачёв, преданный анафеме с церковного амвона; народный герой или кровавый убийца.

– Итак, тема нашего урока: «Емельян Пугачёв: народный герой или кровавый убийца?» А главной целью урока станет определение этого на основе исторических фактов и литературного образа в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

На этом уроке нам предстоит; увидеть и оценить смысл художественных деталей, портретных зарисовок, диалогов, композиции всего произведения в целом; мы постараемся показать историческую обоснованность и психологическую точность образа Пугачёва в истории и литературном произведениях Пушкина и Есенина, народных преданиях и песнях; понять замысел Пушкина при создании образа Пугачёва и в историческом труде «История Пугачёвского бунта», и в повести «Капитанская дочка».

Это поможет нам подготовиться к написанию сочинения на тему «Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина.

  1. Основная часть. Анализ образа Пугачёва.

(Приложение 1).

1. История создания повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина.

– История и литература настолько переплетены в этом художественном произведении, что, только изучая эти два источника, мы можем разгадать тайну героя Пушкина.

Чтобы выявить причины появления бунтовщика Пугачёва, давайте вспомним, какая обстановка сложилась в России в 60-70-ые годы XVIII века.

2. Обстановка в России.

Усиление крепостной зависимости.

- Рассматривая царствование Екатерины Второй как эпоху расцвета крепостного права, мы видим, что народный гнев, вылившийся в грандиозное восстание 1773-1774 годов, был ответом на чудовищное экономическое, правовое, мopaльное подавление народа.

Непрерывное усиление крепостной зависимости и рост повинностей на протяжении первой половины 18 века вызывали ожесточенное сопротивление крестьян. Главной его формой было бегство. Беглые уходили в казачьи области, на Урал, в Сибирь, на Украину, в северные леса. Нередко они создавали «разбойные шайки», которые не только грабили на дорогах, но и громили помещичьи усадьбы, уничтожали и документы на владение землей и крепостными. Не раз крестьяне открыто восставали, избивали и даже убивали своих господ, сопротивлялись усмирявшим их войскам. Окончательно утвердившиеся крепостные порядки только в 1762-1769 годах вызвали 120 крепостных выступлений.

  • Какова же была государственная политика в отношении крестьян?

Работа с документами.

Самозванчество на Руси.

- Частая повторяемость народных выступлений, ожесточенность повстанцев свидетельствовали о нeблагополучии в стране, о надвигающейся опасности. О том же говорило и распространение самозванчества. Самозванцы под именем Петра Федоровича появляются в разных местах под разными обличиями. Разговоры о спасении Петра III начались сразу после его гибели в 1762 году. Об этом люди говорили, передавали из уст в уста слухи как в самом Петербурге, так и далеко от него. До 1773 года объявилось шесть самозванцев Петров III.

Проторговавшийся купец Антон Асланбеков выдавал себя за императора в 1764 году в районе Курска, Обояни, Мирополья. Его поддерживали местные однодворцы.

Беглый рекрут Иван Евдокимов выдавал себя за Петра III в Нижегородском уезде.

Гаврила Кремнев – однодворец села Грязновка Лебединского уезда, действовал в 1765 году в Воронежской губернии и Слободской Украине. С двумя беглыми крестьянами (одного он называл – генералом Румянцевым, другого – генералом Алексеем Пушкиным) он ездил по селам и приводил население к присяге «императору» - к самому себе. Местными жителям он обещал освободить их от податей, выпустить из тюрем колодников.

Тогда же в Изюмской провинции объявился еще один «император» - беглый солдат Петр Чернышев.

В 1772 году один из Козловских однодворцев утверждал, что Петр III скрывается у донских казаков. Об этом говорили и многие другие. Однако лишь одному из многочисленных самозванцев удалось всерьез потрясти империю.

3. Биографическая справка о Емельяне Пугачёве (сообщение учащихся).

- Емельян Пугачев родился в станице Зимовейской Донской губернии. Отец – Иван Михайлович Пугачев, скончался в 1762 году, мать – Анна Михайловна в 1771 году. Фамилия Пугачев произошла от прозвища деда – Михаила Пугача. В семье, кроме Емельяна, был брат – Дементей, и две сестры – Ульяна и Федосья. Как указывал на допросе сам Пугачев, семье его принадлежала к официальной православной вере, в отличие от большинства донских и яицких казаков, придерживающихся старой веры. На службе находился с 18 лет, в 19 лет женился на Софье Дмитриевне Недюжевой, казачке станицы Есауловской. С 1763 по 1767 год Пугачев проходил службу в своей станице, где у него в 1764 году родился сын Трофим, а в 1768 году – дочь Аграфена. В перерыве между рождением детей Пугачев был комaндирован в Польшу с комaндой есаула Елисея Яковлева для поиска и возвращения в Россию бежавших старообрядцев.

После отвода войск на зимние квартиры в Елизаветград в 1771 году, Пугачев заболел («…и гнили у него гpyдь и ноги»). Полковник Кутейников направил его на Дон в составе комaнды из 100 казаков для замены лошадей. По причине болезни Пугачев не мог вернуться обратно, нанял замену – «Глазуновской станицы (на реке Медведице) казака Бирюкова, коему за то дал две лошади с седлами, саблю, бурку, зипун синий, харч всякой и денег двенадцать рублев». Сам же направился в войсковую столицу Черкасск проситься в отставку. В отставке ему отказали, предложив лечиться в лазарете или самостоятельно. Пугачев предпочел лечиться самостоятельно, после чего направился повидать свою сестру Феодосию с затем Симоном Павловым в Таганрог, где тот проходил службу. В разговоре с зятем Пугачев узнал, что тот с несколькими товарищами хочет бежать со службы, и вызвался помочь ему.

После поимки Павлов рассказал об обстоятельствах побега. В результате чего Пугачев вынужден был скрываться, был неоднократно задержан и бежал, неудачно пытался перебраться на Терек.

В ноябре 1772 года Пугачев скрывается в старообрядческом ските Введения Богородицы, у настоятеля Филарета, от которого услышал о произошедшем волнении в Яицком войске. Через несколько дней в конце ноября – в начале декабря Пугачев отправился в поездку за рыбой в Яицкий городок, где встретился с одним из участников восстания 1772 года Денисом Пьяновым. В разговоре с ним Пугачев впервые назвал себя спасшимся Петром III и обсуждал возможность организации побега скрывающихся участников восстания на Кубань. По возвращении в Мечетную слободу по доносу бывшего с ним в поездке крестьянина Филиппова Пугачева арестовали и направили для проведения следствия сначала в Симбирск, а затем в январе 1773 года в Казань. По дороге ему удалось бежать.

4. Первая встреча с Гринёвым. Глава «Вожатый».

– А теперь обратимся к художественному произведению.

Когда впервые мы встречаем Пугачёва в повести, правда, еще не знаем, кто этот человек. В какой главе?

  • В какой обстановке мы видим героя?
  • Что поразило Гринёва в облике вожатого?
  • Каким Гринёв увидел «своего бродягу» в умёте?
  • Какие детали в облике Пугачёва подчеркивает Пушкин? (глаза, лицо – противоречивость образа).
  • Как отблагодарил Гринёв вожатого за помощь? (с.114)
  • Как принял вожатый заячий тулуп? (с.115)

– Итак, Гринёв и Пугачёв расстаются довольными друг другом. Гринёв отправляется в Белогорскую крепость, а Пугачёв – собирать войско.

5. Начало восстания. Исторический комментарий.

Фрагмент х/ф (27 мин) – встреча Пугачёва с войском.

Чтение отрывка «Есть упоение в бою…»

Фрагмент х/ф (60 мин) – осада крепости.

6. Глава «Приступ».

  • Итак, крепость уже взята. Каким мы увидели Пугачёва во время штурма? (с. 150-151,152).
  • Как народ встречает бунтовщиков?

– Народ, встретив с радостью императора Петра III, присягает ему на верность. Пугачёв обращается к своим подданным с «Манифестом».

«Манифест».

Работа с документом.

– В «Манифесте» мы видим монаршье, отеческое милосердие к крестьянству и жестокость к «градским мздоимцам и злодеям-дворянам».

– Эта же двойственность в хаpaктере Пугачёва просматривается в эпизодах казни капитана Миронова и помиловании Гринёва. Взяв крепость, Пугачёв чинит свой монарший суд. Найдите в тексте описание императора. (с.152,153).

  • Как поступил Пугачёв с комендантом? Почему он принял такое решение?
  • Почему изменилось отношение Пугачёва к Гринёву?

Мы видим Пугачёва в двух образах: с одной стороны, это жестоко казнящий не присягнувших ему, с другой – помнящий и ценящий доброе отношение и услугу.

– Другим мы видим Пугачёва на совете в Белогорской крепости. Найдите в тексте сцену этого совета. (с.159).

  • Каким предстает перед нами Пугачёв сейчас?
  • Какие отношения сложились между Пугачёвым и его сподвижниками?
  • Похожи ли их взаимоотношения на отношения императора и царедворцев?

Действительно, между ними дружеские отношения, они связаны единой целью, одним положением, одной судьбой. Это ещё больше подчёркивается любимой песней Пугачёва.

Чтение песни.

  • О чём поют восставшие?
  • О чьей судьбе говорится в песне?

Итак, пугачёвцы осознают, на что они идут, но их не остановить. И в сцене разговора с Гринёвым нам представляется истинное лицо Пугачёва: он прекрасно осознаёт своё положение, и поэтому уважает твёрдость Гринёва и его верность данной Екатерине Великой присяге.

  • С какими словами отпускает Гринёва?

7. Осада Оренбурга.

Гринёв едет в Оренбург, под стены которого через некоторое время приходят и пугачёвцы.

Историческая справка.

- Ставка Пугачева находилась в пяти километрах от Оренбурга в Берде, ставшей столицей мятежной России. «Императорским дворцом» был дом казака Ситникова, стены в котором оклеили золоченой бумагой, караул несли 25 казаков. Здесь жила его гражданская жена Устинья Кузнецова, кою он велел именовать «блаховерною хосударынею амператрицею». Здесь Пугачев устраивал смотры и учения войску, составлял указы и манифесты «Петра III», которые он, будучи неграмотным, не умел подписать. В них «его амператорское величество» объявлял вечную волю, освобождение от труда на помещиков и заводчиков, от податей, раздавал землю и звал истрeбллять крепостников. Существенно, что указы провозглашали свободу вероисповедания. Здесь же в Бердской словбоде была войсковая казна; здесь принимались донесения от повстанческих властей соседних земель. Руководство большой армией было поручено Андрею Овчинникову, эмиссаркие функции связного между Бердой и другими городами Башкирии были возложены на казака Зарубина по прозвищу Чика, назвавшегося позже «графом Чернышевым».

Между тем правительственные войска под комaндованием генерал-майора В. А. Кара и бригадира А. А. Корфа подтянули силы к Оренбургу. Стычки с мятежниками завершались с переменным успехом.

Фрагмент х/ф.

Получив письмо от Маши, Гринёв отправляется на её спасение. И опять встречается с Пугачёвым. И целый «дождь» милосердия проливается на героя романа, - когда Пётр Гринёв уже прямо является просить милости у самозванца. Пугачёв спасает героя и от мужицкой расправы (а ведь Гринёв с сабле в руках налетел на мужицкий отряд), и от гнева своих «енералов».

По-другому предстал перед нами Пугачёв в беседе с Гриневым.

О чём они говорили? (с. 184)

  • Почему Пугачёв отказывается от милосердия государыни?
  • Чем прокомментировал свой отказ? (Рассказал сказку)

Чтение сказки.

  • С кем сравнивает себя Пугачёв?
  • Что он хочет сказать этим Гринёву?
  • А Пушкин с кем сравнивает Пугачёва, судя по эпиграфу?
  • На следующий день Пугачёв едет спасать сироту. Что он узнает из доноса Швабрина о Маше?
  • Какова его реакция на правду? (с. 187)

И снова мы видим черты милосердия в сдерживании «царственного гнева» Пугачёвым.

  • Гринёв и Пугачёв расстались дружески. Какие чувства испытывал Гринёв при расставании? (с. 190)

8. Исторический комментарий.

- В январе 1774 года под Оренбургом развернулось кровопролитное сражение, но город восставшим снова взять не удалось. 22 марта 1774 года карательные войска нанесли серьезное поражение под Татищевой крепостью. Пугачеву с основной частью войска с трудом удалось уйти на Урал. Он не унывал, говоря: «Народу у меня как песку. Я знаю, что вся чернь меня с радостью примет».

Преследуемое царскими войсками, но быстро восполнявшееся и достигшее к июню 20 тысяч войско повстанцев дошло до Казани. Сумев войти в город, но так и не взяв Казанский кремль, пугачевцы были вскоре разбиты подоспевшим корпусом И. И. Михельсона. Пугачевцы находились в Казани всего один день, но успели в пьяной вакханалии разграбить и сжечь город, «изнасильничать немало женщин». Очевидцы свидетельствовали, что мятежники убивали не только мужчин, но и стариков и детей.

Поэтому получив об этом известие, Екатерина II объявила себя казанской помещицей в знак солидарности с пострадавшим дворянством губернии. Разбитые войска повстанцев переправились тем временем на правый берег Волги. «Пугачёв бежал, но бегство его казалось нашествием», - писал А. С. Пушкин.

Недовольство богатых казаков.

- 24 августа 1774 года И. И. Михельсон разбил мятежников у Черного Яра. После поражения в битве у Соленниковой ватаги Пугачев с остатками своего войска бежал вдоль Волги на юго-восток и к вечеру 25 августа переправился с правого берега Волги на один из волжских островков, а с него – на левый берег. Переправившись, Пугачев повел отряд на восток, перешел Ахтубу, на левом берегу которой было устроено совещание о дальнейших действиях.

Пугачев предлагает пойти вниз по Волге к Каспийскому морю, а оттуда пробираться скрытыми дорогами на Украину к запорожским казакам или в Турцию, либо уйти в Башкирию или в Сибирь. Он не знал о уже сложившемся к этому времени в его отряде заговоре казацких полковников, решивших в обмен на Пугачева получить от правительства помилование. Обсуждение заговора началось еще в середине августа. В нем приняли участие И. А. Творогов, Ф.Ф Чумаков, И. П. Федулов и еще полтора десятка Яицких казаков. Они наотрез отказались от любых предложений Пугачева и в свою очередь предложили двигаться в сторону Узеней. 8 сентября отряд остановился у Большого Узеня. Здесь заговорщики бросились вязать Пугачева, пока остальные казаки отряда находились в отдалении.

Фрагмент х/ф.

(Приложение 2).

Анализ эпизода из свидетельств очевидца.

(Приложение 3).

  • Так каким же предстал перед нами Пугачев во время казни?
  • Итак, каким перед нами предстал Пугачев во время казни?
  • Какие черты хаpaктера подчеркивает очевидец?
  • За что просил Пугачев прощения у народа?
  1. Оценка личности.

1. Позиция Екатерины.

- Екатерина постаралась уничтожить все, связанное с бунтом и ее главарем. Само имя мятежника запрещалось произносить; Пугачевский архив был строжайше закрыт: Пушкину, допущенному к имперским архивам, спустя 60 лет после бунта, так и не удалось увидеть следственное дело самого Пугачева.

Река Яик была переименована в Урал, а Яицкий городок, гнездо смуты – в город Уральск. Дом Пугачева в Зимовейской станице, уже проданный его бедствовавшей женою, был взят у новых хозяев, разобран, сожжен, а пепел – развеян по ветру. нечто шаманское видится в этих попытках укротить дух народного мятежа.

2. Отношение народа.

– Но, несмотря на все запреты, образ Пугачёва остался жить в народном творчестве. Вспомните, каким мы увидели Пугачёва в предании? (царь, но под именем Пугачёва, он остался царствовать)

  • Какими эпитетами награждает народ Пугачёва в песнях?
  • Кем народ видит Пугачёва? (отец родной, заступник)

3. Отношение Пушкина.

Образ Пугачёва, отраженный в народном сознании, до сих пор продолжает меняться. Некогда бунтовщика предавали церковной анафеме; в советские годы его воспевали как защитника всех угнетенных, в недавние годы уничижения России и русской истории его опять стали «мазать» одной лишь черной краской.

Мы с вами знаем нескольких Пугачёвых.

Два великих поэта – Пушкин и Есенин – обратились к образу легендарного бунтаря.

  • Каким Пушкин представил нам Пугачёва?

Слайд и чтение отрывка о Пугачеве.

  • А почему Пушкин относился так к своему герою?

Ответ мы найдем в статье М. Цветаевой.

Чтение отрывка из статьи М. Цветаевой.

Как вы понимаете слово чара? Подберите однокоренные слова.

Согласны ли вы с суждением М. Цветаевой, определившей суть отношений между Пугачёвым и Пушкиным словом «чара»?

– Образ Пугачёва бесcмepтен. Уже в XX веке, в 1921 году, Сергeй Есенин заканчивает свою поэму «Пугачёв». Он называет его «почти гениальным человеком». Он создает образ сильного, смелого, способного на решительные, обдуманные действия. Он поет ему славу, вкладывая свои мысли в слова ближайшего сподвижника Хлопуши:

Чтение отрывка. Слайд.

Более подробно с этой поэмой мы познакомимся во втором полугодии.

4. Высказывания учащихся.

Теперь и мы выскажем своё отношение к личности Пугачёва. Каким вы теперь увидели Емельяна Пугачёва: кровавым убийцей или народным героем?

Ответы учащихся.

Голосование.

  1. Итоги урока.

Сегодня, проанализировав текст «Капитанской дочки» А. С. Пушкина, увидев Пугачёва глазами великого поэта, рассмотрев портретные зарисовки и вспомнив исторически реальный образ Пугачёва, мы пришли к выводу, что для большинства из нас Пугачев предстал в образе народного героя.

Но насилие и жестокости, в полной мере проявленные противоборствующими сторонами, не могли решить ни одну из назревших проблем социально-экономического развития. Вся история крестьянских войн и их последствий – ярчайшее подтверждение гениальной оценки Пушкина: «Состояние всего края, где свирепствовал пожар, было ужасно. Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».

Что же такое крестьянские войны? Справедливая крестьянская кара угнетателям и крепостникам? Гражданская война в многострадальной России, в ходе которой россияне убивали россиян? «Русский бунт, бессмысленный и беспощадный»? Каждое время дает на эти вопросы свои ответы. По-видимому, любое насилие способно породить насилие еще более жестокое и кровавое. Безнравственно идеализировать бунты, крестьянские или казачьи восстания (что, между прочим, делали в нашем недавнем прошлом), а также гражданские войны, поскольку порожденные неправдами и лихоимством, несправедливостью и неуемной жаждой богатства, эти восстания, бунты и войны сами несут насилие и несправедливость, горе и разорение, страдание и реки крови…

  1. Домашнее задание.

Составить сложный план к сочинению «Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина.

(Приложение 4 презентация).



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Роль двух личностей в мировой истории. Бонапарт vs Гитлер


    Роль двух личностей в мировой истории. Бонапарт vs Гитлер

      Занятие основано на презентации, построенной как брейн-ринг, на котором оценивается схожесть и разница упомянутых личностей....

25 10 2021 13:15:44

Открытый урок истории в 7-м классе "Личность Петра Великого, или Уроки жизни будущего реформатора России"


    Открытый урок истории в 7-м классе "Личность Петра Великого, или Уроки жизни будущего реформатора России"

      Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....

24 10 2021 3:45:38

"Храмовое зодчество Древней Руси". Урок-презентация в 6-м классе по истории


    "Храмовое зодчество Древней Руси". Урок-презентация в 6-м классе по истории

      Предлагается урок-презентация, который дает представление учащимся о развитии культуры Киевской Руси и ее мировом значении. ...

23 10 2021 7:51:23

Познавательные задания на уроках истории для 6–7-х классов "Друзья Шерлока Холмса"


    Познавательные задания на уроках истории для 6–7-х классов "Друзья Шерлока Холмса"

      Варианты познавательных заданий по истории "Друзья Шерлока Холмса" для учащихся 6-го класса (тема "Образование и наука XI–XV веков", история средних веков) и учащихся 7-го класса (тема "Дворцовые перевороты", история России)....

22 10 2021 19:33:12

Урок на тему "Начало Великой Отечественной войны", 9-й класс


    Урок на тему "Начало Великой Отечественной войны", 9-й класс

      Представлен урок изучения новой темы с элементами лабораторной работы. В ходе занятия учащиеся анализируют исторические документы, самостоятельно определяя причины неудач первых дней войны, отвечают на сопутствующие вопросы в ходе урока, с помощью электронной методической разработки знакомятся с основными событиями и фактами, предполагается заслушивание сообщений, подготовленных учащимися. Данный урок является попыткой правдиво рассказать о трагических событиях первых дней войны, проанализировать их и дать оценку. Таким образом, учащиеся учатся критически оценивать происходившие события, устанавливать причинно-следственные связи, сопереживать. ...

21 10 2021 1:54:55

Южное направление внешней политики России во второй половине XVIII века


    Южное направление внешней политики России во второй половине XVIII века

      Урок разработан для 7-го класса по учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной "История России" и направлен на создание условий для рассмотрения и определения значения Русско-турецких войн второй половины XVIII века в судьбе России....

20 10 2021 10:53:28

Внешняя политика России в 1801–1812 гг.


    Внешняя политика России в 1801–1812 гг.

      В методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта-схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелкие» задания: работать с источниками, учебником, картой, понятиями. Подготовленная учителем презентация играет роль, как направляющего вектора урока, так и дает возможность учащимся проверять правильность своих выводов и ответов, записанных в виде составных частей конспекта-схемы. ...

19 10 2021 15:56:17

Урок-квест "Социальные статусы и роли"


    Урок-квест "Социальные статусы и роли"

      Цели урока: углубить и систематизировать знания учащихся о социальном статусе личности. Формирование основ социальной культуры....

18 10 2021 4:36:53

Повторительно-обобщающий урок истории в 5-м классе по теме "Древняя Греция"


    Повторительно-обобщающий урок истории в 5-м классе по теме "Древняя Греция"

      На уроке происходит повторение и обобщение материала по Древней Греции, вовлечение учащихся в творческую деятельность, основанную на любви и интересе к предмету "история". Особое внимание уделяется духовной культуре эллинов и роли античного наследия в современном мире. Урок проводится в основной школе после изучения истории Древней Греции. Задачи урока - развивать умение работать в группах и коллективе, умение слушать и высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения....

17 10 2021 3:10:46

Путь 12-й Гвардейской Краснознаменной Пинской ордена Суворова дивизии к Великой Победе


    Путь 12-й Гвардейской Краснознаменной Пинской ордена Суворова дивизии к Великой Победе

      Легендарная дивизия прошла путь от Москвы до Берлина, в послевоенные годы ветераны дивизии дружны, стараются общаться. Их родные ведут поисковую работу, организуют встречи и праздники. Урок продуман так, чтобы ученики смогли понять: история войны и жизнь ветеранов – это не сказка, не забытая история. И сегодня жив дух ветеранов, растет надежная смена патриотов, чтящих историю и традиции своей державы....

16 10 2021 13:14:48

Февральская буржуазная революция в 1917 г., 9-й класс


    Февральская буржуазная революция в 1917 г., 9-й класс

      Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....

15 10 2021 16:13:28

Методическая разработка урока по обществоведению "Международное гуманитарное право. Дети в вооруженных конфликтах"


    Методическая разработка урока по обществоведению "Международное гуманитарное право. Дети в вооруженных конфликтах"

      Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....

14 10 2021 11:19:18

Урок истории по теме "Внутренняя политика Александра I"


    Урок истории по теме "Внутренняя политика Александра I"

      Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения. Составление синквейна пробуждает интерес к изучаемой теме. ...

13 10 2021 12:34:43

Международное гуманитарное право


    Международное гуманитарное право

      Цель данной работы состоит в изучении сущности международного гуманитарного права. Я рассматриваю положения международных гуманитарных конвенций, действовавших в период Второй мировой войны и действия нацистской Германии, которая нарушала нормы международного гуманитарного права. Выполнив данную работу, я сделала следующие выводы: все нормы международного гуманитарного права нарушались в ходе Второй Мировой войны....

12 10 2021 20:21:44

Урок истории по теме "Полтавская битва". 7-й класс


    Урок истории по теме "Полтавская битва". 7-й класс

      Урок нацелен на раскрытие значения Полтавской битвы как переломного момента в ходе Северной войны. Способствует развитию умений анализировать исторические события, выявлять их роль и причинно-следственные связи. В проведении урока используются выдающиеся памятники русской литературы и искусства....

11 10 2021 19:50:26

Интеллектуальная историческая игра "Звездный час" по теме "Древний Рим"


    Интеллектуальная историческая игра "Звездный час" по теме "Древний Рим"

      Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....

10 10 2021 7:21:27

Урок истории по теме "Крымская война (1853–1856)"


    Урок истории по теме "Крымская война (1853–1856)"

      Урок посвящен "черной странице" российской внешней политики XIX века. Тип урока ‒ комбинированный. Приемы, использованные в ходе урока: беседа, анализ иллюстрации и кинофильма, самостоятельная работа учащихся. Педагогическая цель: изучение истории Крымской войны, усвоение ключевых понятий темы "Синопское сражение", "оборона Севастополя", "Парижский мир"....

09 10 2021 13:32:59

Великие победы россиян


    Великие победы россиян

      На занятии у учащихся воспитывается патриотизм, уважение к истории родины, гражданственность, мировоззренческие убеждения на основе осмысления исторически сложившихся культурных традиций, нравственных и социальных установок, осознание себя как представителей исторически сложившегося гражданского сообщества, способности определять собственные позиции по отношению к явлениям общества....

08 10 2021 23:45:32

Урок истории по теме "Дворцовые перевороты"


    Урок истории по теме "Дворцовые перевороты"

      На уроке хаpaктеризуется внутренняя политика преемников Петра I. Дается представление о развитии российского общества во второй четверти – середине XVIII в. Показана готовая генеалогическая таблица династии Романовых в конце XVII – середине XVIII в....

07 10 2021 23:42:59

Урок–аукцион по истории "Россия в первой половине XIX века"


    Урок–аукцион по истории "Россия в первой половине XIX века"

      Нетрадиционная форма проведения урока помогает преподавателю закрепить и обобщить пройденный материал в игровой форме позволяет объективно оценивать знания учащихся, разжигает интерес не только к пройденной теме, но и к предмету история в целом. Игра помогает учащимся закрепить основные исторические и экономические понятия на пpaктике, условия аукциона вынуждают быстро принимать решение. ...

06 10 2021 2:57:56

Великая Отечественная война 1941–1945 гг.


    Великая Отечественная война 1941–1945 гг.

      Обучающиеся на данном уроке находятся в постоянном поиске, что активизирует мыслительную деятельность и прививает интерес к предмету. Вопрос об уроках Великой Отечественной войны остается чрезвычайно сложным. Их понимание зависит от времени, от готовности людей учиться у истории. Война и Победа показали, что агрессору нельзя потакать, для борьбы с ним необходимо единство миролюбивых сил. Война, безусловно, научила человечество презирать фашизм, всеми силами противостоять ему....

05 10 2021 6:17:22

"В потомках ваше имя оживет". Сценарий краеведческой литературно-музыкальной гостиной к 180-летию восстания декабристов


    "В потомках ваше имя оживет". Сценарий краеведческой литературно-музыкальной гостиной к 180-летию восстания декабристов

      Сценарий дает возможность окунуться в историческое прошлое, вспомнить, как это было... В сценарии представлены историки - знатоки истории декабристов в Сибири, и, в частности, в Иркутской губернии; биографы, которые от имени декабристов и их жен рассказывают об их жизни в Сибири; поэты, писавшие о декабристах и декабристам, о человеческом подвиге их жен. ...

04 10 2021 21:10:47

Телекоммуникационный проект "Мы можем жить в разных уголках света, но все мы частичка одной планеты"


    Телекоммуникационный проект "Мы можем жить в разных уголках света, но все мы частичка одной планеты"

      Чтобы быть успешным в современном обществе, молодые люди должны овладеть ключевыми компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, социальной, бытовой, информационной и прочих сферах. Использую проектно-ориентированную форму обучения. Анализируя ценностные приоритеты молодежи, делаю вывод, что телевидение сегодня играет важную роль в развитии личности ребенка. Организуем телекоммуникационный проект, который предполагает создание фильма....

03 10 2021 6:50:22

Календарно-тематическое планирование по истории


    Календарно-тематическое планирование по истории

      Я работаю в вечерней общеобразовательной школе. Разpaбатывая календарно-тематические планы, всегда затрудняемся, не можем найти образцы, примерные планы. В связи с этим я решила отправить на конкурс свое разработанное календарно-тематическое планирование по истории для 10-х вечерних и заочных классов....

02 10 2021 9:18:52

Интегрированный урок (история + информатика)


    Интегрированный урок (история + информатика)

      Данный урок является составной частью раздела «Цивилизации Древнего мира» и знакомит студентов с отличительными особенностями цивилизаций Древнего Востока. При его разработке использовались программы Microsoft Word, Excel, Rower Point....

01 10 2021 3:13:44

План-конспект классного часа в 4-м классе


    План-конспект классного часа в 4-м классе

      Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....

30 09 2021 10:38:16

"Своя игра" на уроках истории


    "Своя игра" на уроках истории

      Игру можно использовать как на уроке, так и во внеурочной работе по истории. Она неизменно вызывает интерес, помогает поддерживать высокий познавательный уровень. При проведении занятия можно использовать как компьютерные технологии (презентацию), так и обычную доску, разлиновав её по турам, а вопросы зачитывать...

29 09 2021 1:11:27

Исследовательская работа "Человек. Политика. Национальность"


    Исследовательская работа "Человек. Политика. Национальность"

      В настоящее время в России происходит процесс, когда человек может участвовать в жизни и политике государства через малые группы, общественные и политические организации, элиты и классы. В статье рассматривается взаимосвязь человека, политики и национальности; затронуты вопросы влияния национальности на жизнь человек. ...

28 09 2021 19:49:51

История школьного обучения


    История школьного обучения

      Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....

27 09 2021 22:23:54

Урок по теме "Рыночное общество"


    Урок по теме "Рыночное общество"

      Представленный урок разработан для учащихся 10-го класса по курсу "Обществознание". Основная цель - сформировать представление об основных чертах рыночной экономики, разъяснить ее ключевые понятия. В процессе изучения материала используются технические средства обучения....

26 09 2021 15:15:37

Декада гуманитарных наук в школе


    Декада гуманитарных наук в школе

      Одной из наиболее эффективных форм внеурочной работы по предметам гуманитарного цикла является декада гуманитарных наук. Она требует большой подготовки, но делает возможным реализовать целую систему мероприятий, способствующих гуманизации образования, патриотическому воспитанию учащихся при одновременном развитии их творческих способностей. ...

25 09 2021 18:40:16

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

24 09 2021 10:57:55

От сталинизма к десталинизации. 11-й класс


    От сталинизма к десталинизации. 11-й класс

      Урок истории для 11-го класса по УМК Волобуева О.В., Клокова В.А., Пономарева М.В. На уроке рассматриваются альтернативы развития СССР после cмepти И.В. Сталина и выделяются причины победы Н.С. Хрущева, выявляется значение XX съезда партии. Урок способствует развитию умения излагать оценку исторических личностей....

23 09 2021 9:36:55

Занятие элективного курса "Дни воинской славы" с применением ИКТ по теме "Бородинское сражение"


    Занятие элективного курса "Дни воинской славы" с применением ИКТ по теме "Бородинское сражение"

      Целями данного занятия являются: расширить и закрепить знания учащихся об одном из самых величайших сражений в истории России; развивать навыки учащихся работы с картой, документами, умения выделять главное; воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвига российского народа....

22 09 2021 22:53:18

Конспект по теме: "Мировой экономический кризис"


    Конспект по теме: "Мировой экономический кризис"

      Предлагаю вариант конспекта урока для 11-го класса по теме "Мировой экономический кризис". Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников. Урок рассчитан на 2 часа. В ходе урока рассматривается как понятие Мирового экономического кризиса, так и особенности его проявления в разных странах мира на примере США, Великобритании, Франции, делается акцент на усиление вмешательства государства в экономику для выхода из кризиса. Подчеркивается роль Народного фронта как в выводе государств из кризиса, так и в отпоре фашистским организациям (на примере Франции). ...

21 09 2021 1:17:30

Программа факультативного курса для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида "Я — гражданин России"


    Программа факультативного курса для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида "Я — гражданин России"

      Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....

20 09 2021 22:10:40

Система заданий к уроку "Экономическое развитие России при Петре I


    Система заданий к уроку "Экономическое развитие России при Петре I

      Последовательное выполнение заданий способствует усвоению учащимися сложной темы, содержащей большой теоретический материал, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, посредством решения задач проблемного хаpaктера. ...

19 09 2021 0:14:42

Праздник "Жатва" – внеклассное мероприятие по истории Отечества


    Праздник "Жатва" – внеклассное мероприятие по истории Отечества

      Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....

18 09 2021 21:45:37

Урок обществознания по теме "Государство и граждане". 6-й класс


    Урок обществознания по теме "Государство и граждане". 6-й класс

      Цель урока: рассмотреть роль государства в жизни его граждан. Данная разработка может быть полезна начинающим педагогам....

17 09 2021 10:32:45

Урок по теме "Методы социального познания"


    Урок по теме "Методы социального познания"

      Урок проводится после изучения темы «Социальное познание» и посвящен изучению и пpaктическому применению методов социального познания. Задания подобраны таким образом, чтобы показать неразрывную взаимосвязь всех сфер общественной жизни. Урок направлен на подготовку к ЕГЭ, так как пpaктически все задания подготовлены по экзаменационным материалам предыдущих лет. ...

16 09 2021 13:51:41

Познавательная игра "Мудрость народная в пословицах и поговорках"


    Познавательная игра "Мудрость народная в пословицах и поговорках"

      Игра может быть использована учителями истории, русского языка и литературы, во внеклассной работе, а отдельные ее элементы — на уроках по изучению культуры в качестве дополнения к основному материалу. Прививать учащимся любовь к народной культуре просто необходимо, а делать это намного увлекательнее и интереснее в игровой форме. ...

15 09 2021 9:49:33

Терминология и история


    Терминология и история

      Терминология является одной из проблем, с которыми сталкиваются школьники при подготовке к ЕГЭ. Терминологические проблемы напоминают о себе на каждом занятии. Часть учащихся плохо понимают рассказ и рассуждения учителя потому, что уровень владения историческими терминами у ученика и учителя разные. Многие специалисты считают, что обучение понятиям – это самое первое, чему учитель должен научиться сам....

14 09 2021 9:44:53

Интегрированный урок (английский язык + обществознание) "Семья. Родственные связи"


    Интегрированный урок (английский язык + обществознание) "Семья. Родственные связи"

      Цели урока: создание условий для применения предметных умений (совершенствования языковых и речевых навыков) и формирования первичных предметных умений по теме «Семья. Родственные связи»....

13 09 2021 9:31:20

Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства


    Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства

      В 2007 году Республика Башкортостан отмечает 450-летие добровольного вхождения в состав государства. На уроке, посвященном этому историческому событию, учащиеся продолжают работу по совершенствованию навыков работы с текстами документов, параграфа, составляют простейшие логические схемы. Для удобства учителей истории презентация разработана так, что её элементы можно использовать в качестве меловых схем и для записи в тетрадях. ...

12 09 2021 10:54:27

Открытый урок истории в 7-м классе "Личность Петра Великого, или Уроки жизни будущего реформатора России"


    Открытый урок истории в 7-м классе "Личность Петра Великого, или Уроки жизни будущего реформатора России"

      Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....

11 09 2021 9:37:48

Свобода - главная ценность


    Свобода - главная ценность

      Вопрос о торговле людьми и треффикинге в больших масштабах стал ставиться в 90-е годы. Но, к сожалению, государственная политика по этой проблеме не изобилует примерами наказания за все случаи вербовки работников за границу. Цель урока – показать, как можно сохранить главную ценность человека – свободу. ...

10 09 2021 19:15:17

Урок истории по теме "Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного". 10-й класс


    Урок истории по теме "Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного". 10-й класс

      Изучение истории в 10-м классе при концентрической системе обучения хаpaктеризуется проблемно-тематическим подходом, что включает обязательное формирование собственной точки зрения при анализе исторического материала, изучение исторических фактов в контексте мировой истории, понимание причин, последствий, альтернативных вариантов развития изучаемого события. Занятие развивает критическое мышление, коммуникативные навыки учащихся, умения работать в группе, развивает активную жизненную позицию....

09 09 2021 14:57:29

Актуальные возможности музея сельской школы


    Актуальные возможности музея сельской школы

      Музеи сельских школ играют важную роль в культурно-просветительской работе среди учащихся и местного населения, в охране природы, памятников истории и культуры. Они способствуют активизации интереса учащихся к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности, овладению пpaктическими навыками поисковой исследовательской работы. Школьный музей - это музей в миниатюре, отражающий узкие, локальные темы истории родного края....

08 09 2021 8:16:53

Урок по истории или внеклассная работа по теме "Национализм и конфликт"


    Урок по истории или внеклассная работа по теме "Национализм и конфликт"

      Данная тема открывает широкие возможности для обсуждения одной из глобальных проблем. Работа в группах, использование разнообразных методов формирования критического мышления на уроках истории позволили мне рассмотреть данную проблему на уроке с разных позиций и в разных аспектах....

07 09 2021 23:14:43

Урок-игра "Путешествие по средневековой Европе"


    Урок-игра "Путешествие по средневековой Европе"

      Повторительно-обобщающие уроки, проводимые в форме конкурса комaнд, позволяют выявить и развить возможности каждого ученика, формируют у них умения и навыки работы в группе. Сочетание же урока-игры с театрализованными представлениями помогает учащимся "погрузиться" в атмосферу изучаемой исторической эпохи, содействует формированию у школьников развитого исторического воображения; проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей....

06 09 2021 17:56:14

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::