Разработка урока в 6-м классе в курсе истории Средних веков "Начало столетней войны"
Цели урока:
- Подвести учащихся к пониманию причин начала Столетней войны.
- Познакомить учащихся с основными событиями самой длительной войны в европейской истории.
- Продолжить формирование умений соотносить события с веком, изучать исторические источники, логически мыслить, участвовать в обсуждении.
Оборудование:
- карта «Англия и Франция в XIV – XV веках»,
- репродукция скульптурной композиции Огюста Родена «Граждане Кале»,
- графическое искажение термина Централизованное государство в виде цифры 100, зашифрованные термины барщина, оброк,
- текст исторического источника на каждой парте из хрестоматии по истории средних веков, автора Степановой В.Е., Шевеленко А.Я., часть I. – М., 1980, с.245-256.
Оформление доски: тема урока, план занятия, новые слова (Слейсе, Креси, Пуатье, Кале, Жакерия, Гильом Каль), домашнее задание, даты битв Столетней войны и название мест, где они проходили.
Ход урока
- Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
- Целеполагание:
- Какие задачи мы ставим сегодня на урок?
- Исходя из оборудования урока, скажите, какие умения мы будем развивать?
- Актуализация знаний по теме: «Усиление королевской власти в Англии»
А) Подготовка устного ответа по карточке № 21 (Приложение 1),
- Каковы общие черты и отличия укрепления королевской Власти в Англии и во Франции? (Рецензия ответа.) (Приложение 2).
Б) Выполнение тестового задания по этой теме (Приложение 3). – 6 человек.
В) Работа с понятиями:
- Какой термин графически искажён? (Приложение 4) (Централизованное государство);
- Какие термины здесь записаны? (Приложение 5) (Барщина, оброк.).
- Переход к изучению новой темы.
Итак, мы с вами выяснили, что история государств Англии и Франции тесно связаны между собой. В XIII- XIV веках в этих государствах шёл процесс централизации власти. Но в середине XIV века между ними началась самая длительная война в истории европейских государств – Столетняя (обращаем внимание на даты этой войны на доске) 1337-1453.
Задача на урок: Каковы причины Столетней войны?
- Изучение новой темы:
План.
- Причины войны.
- Главные события войны.
- Последствия войны.
- Жакерия.
Д/З § 27, на выбор:
- подготовить рассказ о восстании Жакерия;
- развёрнутый ответ: «Почему началась Столетняя война?»;
- подготовить сообщение о Жанне д Арк или Уоте Тайлере.
А) Работа с картой – учебник с. 137
- Как называется карта? (Англия и Франция во время Столетней войны.)
- Каким цветом обозначены территории Англии и Франции? (Англия – зелёным цветом, Франция – розовым цветом.)
- Каким значком обозначены английские владения во Франции накануне войны? (Штриховка.)
- Какие земли Франции до начала войны принадлежали Англии? (Юго-восток Франции или Аквитания.)
- С каким районом Франции у Англии могли быть тесные хозяйственные связи? (Фландрия.)
Б) Работа с историческим документом (I и II) (Приложение 6). Вопросы к документам.
В) Сравнительный анализ текста – с. 136, п.2, «Армии двух стран».
Сравните состав войска и организацию двух армий и сделайте вывод, чья армия была готова к войне лучше.
Рассматриваем рисунки на странице учебника 136-137.
Г) Рассказ учителя.
Задание: Кто и почему побеждал в первых битвах Столетней войны?
- В 1340 году в морском сражении при Слейсе англичане разгромили французский флот. Корабли французов теснились, а лучники англичан прицельно поражали противника.
- В 1346 году у Креси французы потеряли 1,5 тысячи рыцарей и 10 тысяч пехотинцев.
- В 1356 битва у Пуатье, французы действовали разрозненно, вырывались вперёд, мешали друг другу. В плен попал французский король вместе со знатными феодалами.
Д) Сообщение учащегося «Подвиг граждан Кале» (Приложение 7, Приложение 8)
Задание: В чём подвиг граждан Кале?
Е) Работа с историческими документами (III и IV) (Приложение 9), вопросы к документу.
Вы не знаете результатов восстания, предположите, чем оно завершится. Если успеваем, рассматриваем рис. с.139.
Ж) Закрепление:
- Назовите главную причину Столетней войны? (Стремление феодалов двух стран обогатиться.)
- Когда она началась? (1337 год.)
- Какой это век?
- Как называлось восстание крестьян во Франции, вспыхнувшее в 1358 году? Какой это век? (Жакерия.)
- Почему это восстание получило такое название? (Самое распространённое в народе имя Жак.)
З) Выставление оценок в журнал.
Список литературы:
- Агибалова Е.В. и др. История средних веков: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2004.
- Арасланова О.В., Соловьёв К.А. История средних веков. 6 класс: Поурочные разработки. – М.: ВАКО, 2004.
- Дмитриева Н. Краткая история искусств. Раздел «Искусство XIX века». М.: «АСТ-ПРЕСС», 2000.
- Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь по истории средних веков. М.: Просвещение, 2004.
- Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История средних веков (V – XV века). Часть I. – М., 1980.
Содержание военной реформы учащимся известно с предшествующих уроков. Учитель предлагает вспомнить её основные положения и определить значение....
24 09 2023 10:10:16

Правовая игра по обществознанию построена по принципу популярной телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером».. Цель игры: в занимательной форме расширить знания учащихся по теме «Конституция РФ»....
23 09 2023 14:32:11
На занятии решается сразу несколько воспитательных и развивающих задач, таких как правовое воспитание, воспитание гражданских качеств личности, развитие устной речи, развитие ораторских способностей. Игровая форма деятельности способствует повышению интереса обучающихся к правовой культуре России....
22 09 2023 0:44:16
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
21 09 2023 6:56:24
Цели урока: обобщить и закрепить изученный материал, развивать у учащихся интерес к истории Древней Греции, воспитывать коммуникативные способности, формировать умение работать в группе. Урок в форме игры позволяет учащимся проявить творческие способности....
20 09 2023 18:56:11
Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....
19 09 2023 23:57:51
Урок-память посвящается миллионам павшим, славным ветеранам Великой Отечественной войны, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье. Поколению, вступающему в жизнь, посвящается. Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам о горьком победном пути. Поэтому должен хотя бы наш разум, дорогой победы пройти. И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенес, конечно, мы смотрим иными глазами, такими же полными слез.
...
18 09 2023 13:17:12
Игра актуализирует знания и умения учащихся; формирует активную гражданскую позицию, правовую компетенцию. Мероприятие может проводиться в рамках преподавания курса "Введение в обществознание" в 9-м классе после изучения темы "Права человека и гражданина"....
17 09 2023 7:36:20
В статье рассказывается, как вместе с учащимися начальной школы изготовить маски из папье-маше....
16 09 2023 6:39:51
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
15 09 2023 18:34:38
В статье рассматриваются некоторые проблемы использования кино- и видеоматериалов, с которыми сталкивается учитель истории на уроке....
14 09 2023 6:54:48
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
13 09 2023 7:46:41
Игра в форме исторического футбола рассчитана на учащихся 6-х классов, (только начавших изучать отечественную историю) с целью закрепления и расширения основных знаний по теме «Древняя Русь» в объеме школьной программы. Комaнды учащихся отвечают на поставленные вопросы в течение 30 секунд поочерёдно, имея возможность подстраховать друг друга.
...
12 09 2023 1:51:13
Мероприятие является финальным соревнованием в конкурсе "Лучшие знатоки истории". Участие принимают три комaнды первого и второго курса. Игра включает пять конкурсов: "Историческая мозаика", "Маска, я вас знаю", "Исторические события", "Аукцион", Финал.
...
11 09 2023 23:57:32
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
10 09 2023 11:55:20
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни.
...
09 09 2023 1:57:35
Благодаря стремлению к новому древний классический мир расширился со Средиземноморского региона, постепенно привлекая новые культуры и цивилизации. Этот урок посвящен Великим географическим открытиям середины XV – середины XVII века....
08 09 2023 10:38:35
Предложенная разработка древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид" была придумана и поставлена учащимися 6-го "А" класса ГОУ СОШ № 551 с этнокультурным (греческим) компонентом образования в 2007-2008 учебном году. Думается, что ученикам удалось не только отразить особенности своего личностного восприятия далекого прошлого, но и верно уловить специфические черты, присущие мифологически-историческим персонажам. Данная инсценировка, представляя собой очень удачное сочетание знаний, интереса, фантазии и творчества, в свою очередь, может явиться ярким импульсом к самостоятельному историческому, литературному и искусствоведческому творчеству школьников. Предложенная инсценировка может быть использована на уроке истории в 5-м классе, посвященном древнегреческой мифологии.
...
07 09 2023 20:17:14
Данная презентация предназначена для изучения нового материала по теме «Реформы П. А. Столыпина».
Пакет содержит информацию о реформаторской деятельности на рубеже 19 – 20 – х веков Столыпина П.А. в доступном, наглядном виде. Здесь же представлены проблемные и познавательные задания, которые должны быть отработаны на данном уроке. Такая форма урока развивает наглядно-образное мышление, аналитическую деятельность учащихся....
06 09 2023 4:42:27
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки.
...
05 09 2023 19:31:18
Работа показывает истоки, ход и итоги новой экономической политики СССР в 20-х годах прошлого века. НЭП затронула не только экономические, но и политические, социальные основы жизни общества. Работа позволяет проследить весь ход изменений, понять причины неудач и, что самое главное, сравнить НЭП с современностью....
04 09 2023 22:44:12
Разработанный урок предназначается для проведения в 10-м классе. Обобщающий урок имеет своей целью закрепление знаний по пройденной теме и формирование у ученика устойчивых представлений об истории страны в данный период. Ход урока должен привести ученика к следующему выводу: Россия в конце XVII в. Была готова к масштабным преобразованиям, которые впоследствии провел Петр I....
03 09 2023 8:45:39
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
02 09 2023 20:41:38
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
01 09 2023 11:27:52
Одна из целей преподавания религиоведения в школе – обучение школьников основам знаний об истории и мировых и традиционных религиях, их месте в обществе, свободе вероисповедания, формирование навыков и умений, применение полученных знаний в жизни, воспитание у учащихся толерантности и гуманистического мировоззрения на основе нравственно-духовных ценностей, а также неприятия идеологии экстремизма, терроризма и религиозного радикализма....
31 08 2023 19:25:30
Внеклассное мероприятие для старшеклассников способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам и нацелено на принятие учащимися государственной символики как ценности.
...
30 08 2023 23:34:16
Программа факультативного курса "Введение в краеведение. История Шарангского района" является основой изучения прошлого малой родины, включает содержательные ориентиры преподавания, методические приёмы, список источников и литературы. Учащиеся знакомятся с деятельностью многих поколений жителей края через изучение различных сфер общественной жизни в их единстве – техника, развитие культуры и образования, военная история, деятельность органов государственной власти и управления в крае....
29 08 2023 20:49:12
При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику....
28 08 2023 1:59:36
В программу по истории для 7–9-х классов школы VIII вида автором внесён раздел «Уроки памяти. Уроки внеклассного чтения "Летопись Великой Отечественной войны"», посвященные дням воинской славы России. Приведенный урок проведён в 7-м классе школы VIII вида г. Новокузнецка....
27 08 2023 0:51:33
Мероприятие посвящено героям-участникам Отечественной войны 1812 года. Цель: заинтересовать учащихся, расширять кругозор, закрепить изученный материал на уроке с элементами контроля. К мероприятию создана презентация с портретами императоров, героев войны, цитатами современников....
26 08 2023 17:40:31
Урок соответствует ФГОС второго поколения. В основе лежит системно-деятельностный подход. Цель: развитие умения работать с различными источниками информации и формирование универсальных учебных действий. Урок сопровождается презентацией, в которую включены даты, термины, видеофрагмент и интеpaктивные упражнения на закрепление изученного....
25 08 2023 19:29:45
Целенаправленное воспитание культуры межнационального общения - это процесс социализации личности, организация которого призвана упорядочить влияние на людей этносоциальной среды, сформировать у них собственный позитивный опыт межнационального общения.
...
24 08 2023 17:22:28
Статья содержит описание особенностей лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам с целью помочь преподавателю, работающему со взрослыми обучающимися, осмыслить феномен обучения взрослого человека в контексте непрерывного образования, изучить и апробировать наряду с традиционными и инновационные формы подачи лекционного материала, которые используются в современной пpaктике обучения взрослых....
23 08 2023 4:55:46

На уроке через исторические сведения об орудиях Великой Отечественной войны автор статьи показывает учащимся влияние трудового порыва и творчества на героизм народа. Воспитывает патриотизм и уважение к истории России. В ходе урока представлены как индивидуальные, так и разные модели коллективной деятельности учащихся, воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков....
22 08 2023 9:43:59
Материалы этого проекта могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, классных часах и спецкурсах по выбору....
21 08 2023 16:43:43
Важная задача школы – воспитание патриотизма. Урок посвящен героизму народа России в период Отечественной войны 1812 года, раскрывает тему "Выбор пути развития России при Александре I". Урок совершенствует не только умения учащихся анализировать и обобщать исторический материал, но и выpaбатывать свою точку зрения и аргументированно отстаивать свои взгляды....
20 08 2023 1:42:11
Урок-презентация. Метод погружения в историческую эпоху. Сочетание индивидуальных и групповых заданий, работа по алгоритму развивает у учащихся навыки самостоятельной мыслительной деятельности....
19 08 2023 9:58:29
В ходе проблемного урока с элементами игрового моделирования учащиеся должны познакомиться с возрастающей ролью информации в жизни человека и ее влиянием на общество, научиться видеть различные, противоположные стороны одной той же проблемы, критически осмысливать свой выбор, сравнивать его с выбором других, анализировать, аргументировать свою позицию, узнать, с какими проблемами приходится сталкиваться людям в условиях информационного бума....
18 08 2023 19:26:52
Статья посвящена использованию игровых процессов в обучении истории. Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего.
...
17 08 2023 11:33:18
На этом уроке рассматриваются действия с информацией и хранение информации. Урок является интегрированным с предметами история и литература. Для наглядности используется презентация....
16 08 2023 15:20:19
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
15 08 2023 17:55:54
Каждый ученик России должен знать историю страны, вопрос в том, как сохранить интерес к предмету в условиях массовой школы. Для решения этой задачи учитель может использовать активные и интеpaктивные методы обучения. Конспект внеклассного мероприятия для 9-го класса поможет формированию интереса к истории. Материал может использоваться и как повторительно-обобщающий урок....
14 08 2023 7:54:30
В статье представлена разработка образовательного путешествия по микрорайону родной школы. Главный вопрос, на который предстоит ответить «путешественникам», исследующим объекты городской среды (адресная табличка, мемориальная доска, культовое сооружение, мемориал, городская скульптура) - что такое памятник и какова его роль в прострaнcтве современного города....
13 08 2023 8:13:20
Урок по истории России для 9-го класса.
Урок по данной теме является интегрированным с курсом всеобщей истории, содержит элементы лабораторной работы.
Главная идея урока заключается в том, чтобы учащиеся самостоятельно добывали знания по представленной проблеме.
...
12 08 2023 2:28:30
В Книге памяти опубликованы воспоминания тех немногих здравствующих ветеранов, кто еще может встречаться со школьниками, и рассказы бабушек, дедов и прадедов учащихся школы о военных годах. Работа над созданием «Книги памяти» расширяет представления учащихся об основных событиях Великой Отечественной войны за счет обращения к документам семейных архивов и непосредственным носителям исторической памяти (родителям, бабушкам, дедушкам и другим)....
11 08 2023 5:28:57
Урок на тему “Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: "Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", "Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", "Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", "Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....
10 08 2023 11:29:37
Среди многих героических страниц истории нашей страны были и тёмные периоды. К таким периодам относится время репрессий. Урок рассказывает о Соловецком монастыре, месте, где много веков подряд, жили и молились монахи. А в 1918 году там был устроен первый лагерь в Советской России. И там начали уничтожать людей, живущих в СССР. Ученики должны задуматься: что следует сделать, чтобы эти события не повторились....
09 08 2023 19:29:27
Внеклассное мероприятие по истории и культуре Санкт-Петербурга предназначено для младших и средних школьников. Мероприятие рекомендуется проводить накануне празднования Дня города – 27 (16) мая или на неделе истории в школе. В игровой форме ребята закрепляют знания по истории и культуре города. Мероприятие формирует познавательный интерес учащихся к изучению родного города....
08 08 2023 6:37:44
Данный урок - занятие интеpaктивного типа. Урок позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения на события. В ходе занятия проверяются словарный "багаж" по данной теме, знания дат с предыдущих уроков, развиваются мобильность мышления и навыки работы с документами.
...
07 08 2023 0:48:36
Данный урок рассчитан на 80 минут учебного времени и состоит из двух этапов: урок-викторина и защита презентаций по данной тематике комaндами-участницами. Материалы раздаются комaндам-участницам и высвечиваются на интеpaктивной доске. Раздаточный материал может также использоваться отдельно на различных уроках повторительно-обобщающего хаpaктера....
06 08 2023 5:52:54
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::