Разработка урока в 6-м классе в курсе истории Средних веков "Начало столетней войны"
Цели урока:
- Подвести учащихся к пониманию причин начала Столетней войны.
- Познакомить учащихся с основными событиями самой длительной войны в европейской истории.
- Продолжить формирование умений соотносить события с веком, изучать исторические источники, логически мыслить, участвовать в обсуждении.
Оборудование:
- карта «Англия и Франция в XIV – XV веках»,
- репродукция скульптурной композиции Огюста Родена «Граждане Кале»,
- графическое искажение термина Централизованное государство в виде цифры 100, зашифрованные термины барщина, оброк,
- текст исторического источника на каждой парте из хрестоматии по истории средних веков, автора Степановой В.Е., Шевеленко А.Я., часть I. – М., 1980, с.245-256.
Оформление доски: тема урока, план занятия, новые слова (Слейсе, Креси, Пуатье, Кале, Жакерия, Гильом Каль), домашнее задание, даты битв Столетней войны и название мест, где они проходили.
Ход урока
- Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
- Целеполагание:
- Какие задачи мы ставим сегодня на урок?
- Исходя из оборудования урока, скажите, какие умения мы будем развивать?
- Актуализация знаний по теме: «Усиление королевской власти в Англии»
А) Подготовка устного ответа по карточке № 21 (Приложение 1),
- Каковы общие черты и отличия укрепления королевской Власти в Англии и во Франции? (Рецензия ответа.) (Приложение 2).
Б) Выполнение тестового задания по этой теме (Приложение 3). – 6 человек.
В) Работа с понятиями:
- Какой термин графически искажён? (Приложение 4) (Централизованное государство);
- Какие термины здесь записаны? (Приложение 5) (Барщина, оброк.).
- Переход к изучению новой темы.
Итак, мы с вами выяснили, что история государств Англии и Франции тесно связаны между собой. В XIII- XIV веках в этих государствах шёл процесс централизации власти. Но в середине XIV века между ними началась самая длительная война в истории европейских государств – Столетняя (обращаем внимание на даты этой войны на доске) 1337-1453.
Задача на урок: Каковы причины Столетней войны?
- Изучение новой темы:
План.
- Причины войны.
- Главные события войны.
- Последствия войны.
- Жакерия.
Д/З § 27, на выбор:
- подготовить рассказ о восстании Жакерия;
- развёрнутый ответ: «Почему началась Столетняя война?»;
- подготовить сообщение о Жанне д Арк или Уоте Тайлере.
А) Работа с картой – учебник с. 137
- Как называется карта? (Англия и Франция во время Столетней войны.)
- Каким цветом обозначены территории Англии и Франции? (Англия – зелёным цветом, Франция – розовым цветом.)
- Каким значком обозначены английские владения во Франции накануне войны? (Штриховка.)
- Какие земли Франции до начала войны принадлежали Англии? (Юго-восток Франции или Аквитания.)
- С каким районом Франции у Англии могли быть тесные хозяйственные связи? (Фландрия.)
Б) Работа с историческим документом (I и II) (Приложение 6). Вопросы к документам.
В) Сравнительный анализ текста – с. 136, п.2, «Армии двух стран».
Сравните состав войска и организацию двух армий и сделайте вывод, чья армия была готова к войне лучше.
Рассматриваем рисунки на странице учебника 136-137.
Г) Рассказ учителя.
Задание: Кто и почему побеждал в первых битвах Столетней войны?
- В 1340 году в морском сражении при Слейсе англичане разгромили французский флот. Корабли французов теснились, а лучники англичан прицельно поражали противника.
- В 1346 году у Креси французы потеряли 1,5 тысячи рыцарей и 10 тысяч пехотинцев.
- В 1356 битва у Пуатье, французы действовали разрозненно, вырывались вперёд, мешали друг другу. В плен попал французский король вместе со знатными феодалами.
Д) Сообщение учащегося «Подвиг граждан Кале» (Приложение 7, Приложение 8)
Задание: В чём подвиг граждан Кале?
Е) Работа с историческими документами (III и IV) (Приложение 9), вопросы к документу.
Вы не знаете результатов восстания, предположите, чем оно завершится. Если успеваем, рассматриваем рис. с.139.
Ж) Закрепление:
- Назовите главную причину Столетней войны? (Стремление феодалов двух стран обогатиться.)
- Когда она началась? (1337 год.)
- Какой это век?
- Как называлось восстание крестьян во Франции, вспыхнувшее в 1358 году? Какой это век? (Жакерия.)
- Почему это восстание получило такое название? (Самое распространённое в народе имя Жак.)
З) Выставление оценок в журнал.
Список литературы:
- Агибалова Е.В. и др. История средних веков: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2004.
- Арасланова О.В., Соловьёв К.А. История средних веков. 6 класс: Поурочные разработки. – М.: ВАКО, 2004.
- Дмитриева Н. Краткая история искусств. Раздел «Искусство XIX века». М.: «АСТ-ПРЕСС», 2000.
- Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь по истории средних веков. М.: Просвещение, 2004.
- Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История средних веков (V – XV века). Часть I. – М., 1980.
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...
28 03 2024 22:49:50
Целью игрового занятия является создание яркого представления о Великой Отечественной войне. Игровое занятие способствует возникновению личностных аналогий у школьников, формированию умений выдвигать простейшие гипотезы на основе изученного, аргументировано защищать свою позицию, а также объяснять новую терминологию....
27 03 2024 23:48:32
Вопросы-тесты задаются учащимся по мере просмотра телевизионного фильма. Учителю необходимо предварительно просмотреть фильм, чтобы задавать вопросы перед их ответом в фильме. Монтаж вопросов можно сделать на компьютере. Вопросы-тесты даны последовательно, по ходу просмотра телефильма. Правильные ответы выделены жирным шрифтом. Количество вопросов может быть увеличено или уменьшено в зависимости от классов и их подготовленности....
26 03 2024 19:57:29
Основатели Тейковской мануфактуры Каретниковы внесли свой вклад не только в развитие промышленности края и страны, они принесли славу Родине своими тканями, которые неоднократно получали награды на международных выставках. Это были люди, которые заботились не только о своих доходах, но и о нуждах села. Благодаря их стараниям в селе стали появляться учебные заведения, доступные для простого народа....
25 03 2024 23:50:11
На уроке автор статьи знакомит с особенностями садово-паркового дизайна и театрального искусства Японии. Раскрывает своеобразие и неповторимость японской культуры....
24 03 2024 0:53:44
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
23 03 2024 9:32:17
Интегрированный урок по обществознанию и литературе направлен на формирование первичных знаний учащихся по международному гуманитарному праву, расширение кругозора, воспитание сострадания и милосердия, уважения прав человека. Работа может быть использована в рамках недели истории, обществознания, литературы в школе, как внеклассное мероприятие и на классных часах....
22 03 2024 15:39:43
Урок освещает тенденции и динамику развития древнерусского государства, хаpaктеризует сущность раннефеодальных отношений в Киевской Руси, оценивает значение принятия христианства при князе Владимире, формирует умение работать с исторической картой, воспитывает любовь и уважение к истории страны....
21 03 2024 8:55:34
Урок проводится в 10-м классе по разделу «Российское государство во второй половине XV–XVII вв.». Проблемно-поисковый метод предполагает, прежде всего, создание проблемной ситуации, поэтому в начале урока перед учащимися поставлены проблемные вопросы. При исследовании причин и итогов опричнины Ивана Грозного применяется метод «Фишбоун», который развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы....
20 03 2024 16:21:23
«Мудрость – украшение человека» - это урок истории для учащихся 5 класса в рамках изучения истории Древней Греции....
19 03 2024 17:30:11
Семинар с элементами ток-шоу, основанный на технологии проектной деятельности. Урок посвящен событиям и последствиям периода 20–30-х годов XX века в истории России и рассчитан на работу в течение двух академических часов (спаренный урок истории) в 11-м классе....
18 03 2024 5:10:49
Композиция приурочена к 200-летию открытия Царскосельского лицея. Учащиеся знакомятся с историей создания Царскосельского лицея, его основателями и первыми выпускниками, обратившись к страницам книги Тынянова Ю. «Пушкин», «Кюхля», к публицистическим статьям, написанным к 200-летию лицея, и статьям, посвященным истории и современности Российского образования....
17 03 2024 0:38:43
Презентация расширяет знания учащихся, развивает умение анализировать, обобщать, делать выводы. ТСО повышают познавательный интерес к изучаемому материалу, что несомненно, сказывается на его усвоении....
16 03 2024 4:10:46
Гражданская война в России - это особая страница нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на "своих" и "чужих". Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ. Представленная разработка урока и мультимедийная презентация может быть использована при проведении уроков обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России в 9-х классах всех видов и типов школ. ...
15 03 2024 17:58:37
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
14 03 2024 11:10:29
Автор знакомит учащихся с народной музыкой Кубани на примере репертуара местного хора "Надежда"....
13 03 2024 2:12:31
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
12 03 2024 3:25:51
Возможности урока-спектакля позволяют оживить, раскрасить историю. Обучающимся представляется уникальная возможность самим погрузиться в изучаемую эпоху, проявить свои творческие возможности. Такие уроки дают возможность развивать интерес к предмету....
11 03 2024 19:12:41
Исследовательская деятельность, подкрепленная использованием программного продукта, подобного PowerPoint или Microsoft Publisher, связанная с работой в Интернет-сети, позволяет проявить творческий потенциал, раскрыть индивидуальность, сделать научную и учебную работу неповторимой, незабываемой....
10 03 2024 0:53:16
Урок воссоздает картину жизни и быта Москвы и ее жителей в условиях военного времени. Подводит учащихся к пониманию того, что жизнь Москвы и в годы войны, несмотря на напряженность и трагизм того периода, продолжала оставаться многогранной. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры москвичей, давала толчок к проявлению душевных и личностных качеств. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу, любовь....
09 03 2024 15:57:34
Урок разработан для учащихся 8-го класса. Форма проведения: урок-турнир. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, ликвидировать имеющиеся пробелы. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащимся предлагаются различные задания, которые развивают логическое мышление, память, внимание, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать....
08 03 2024 0:42:30
В статье рассматриваются примеры духовно-нравственного воспитания в преподавании истории. Автор предлагает программу элективного курса "Русская Православная церковь в борьбе с врагом". Элективный курс способствует духовно-нравственному воспитанию молодежи, воспитанию чувства уважения к трагическим страницам истории нашей страны. Курс может изучаться учащимися как предпрофильных, так и профильных классов и рассчитан на 15 часов....
07 03 2024 12:44:38
Цель: рассказать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, о политике отношений с Ордой, охаpaктеризовать деятельность московского князя Дмитрия Донского, осветить причины и последствия Куликовской битвы, её историческое значение. ...
06 03 2024 23:41:56
Внеклассное мероприятие, посвященное односельчанам, труженикам тыла, работавшим на оборонном заводе и в колхозе для нужд фронта. Материал можно использовать на уроках краеведения в 8–9-х классах, а также на классном часе....
05 03 2024 20:53:59
Дети 5-го класса очень любят играть, такие уроки всегда проходят весело и быстро, а главное – хорошо усваивается материал. Немного фантазии – и можно оказаться где угодно. Вот и на этом уроке мы путешествовали по Древней Греции....
04 03 2024 9:59:58
Разработка урока дает возможность на занятии поработать с первоисточником, используя при этом индивидуальную форму работы по карточкам. Карточки разной сложности и предоставляются детям на усмотрение учителя. Изучение Конституции в 6-м классе - это первая попытка "по-взрослому" рассмотреть этот документ. ...
03 03 2024 11:42:46
Мероприятие можно провести во внеурочное время или как обобщающий урок по теме «Расцвет Cредневековья». Турнир организуется в одном классе или как состязание между параллельными классами. Разнообразные виды работы позволяют развивать познавательную активность обучающихся, закреплять и расширять знания по истории Средних веков. Разработка мероприятия предполагает высокий уровень активности всех участников состязания....
02 03 2024 18:11:53
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
01 03 2024 13:54:57
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
29 02 2024 23:43:47
Программа курса «Основы жизненного самоопределения» для 5-го класса. В основу программы легли некоторые обществоведческие курсы, существующие в образовательной среде. Цель курса — формирование социальной компетентности. Данный курс можно использовать не только в рамках изучения предмета, но и во внеклассной работе....
28 02 2024 18:55:41
В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина. Данная тема призвана углубить и поднять на более высокий уровень знания учащихся о принципах разделения властей, об институциональном, функциональном и субстанциональном упорядочении государственной власти, как основополагающим антикоррупционном факторе....
27 02 2024 5:35:11
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
26 02 2024 20:30:24
Уроки словесности в нашей гимназии начинаются с 5-го класса. И это не случайно. Мы считаем, что, чем младше ученик, тем больше наблюдений он может сделать на уровне интуиции, подсознания; он более открыт для диалога с текстом, эмоционален, детское непосредственное чувство, неклишированное сознание помогут ощутить всю прелесть слова....
25 02 2024 12:58:20
Модернизация образования требует, чтобы умение работать с информацией относилось к общеучебным умениям, углубляющим и систематизирующим знания учащихся. Использование ИКТ и интернет-технологий на уроках истории в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность обучения. Применение метода проектов во внеурочной работе по истории формирует компетенцию в сфере социальной деятельности и преемственности поколений....
24 02 2024 9:20:16
Урок проводится в 5-х классах, цель урока — сформировать представление о появлении искусства и религии у древних людей. ...
23 02 2024 15:23:15
Методическая цель урока: создание условий для личностного осмысления учебной информации о русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Задачи: выявить причины, ход, итоги войны; развить умения рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать его, сопоставлять факты, обобщать материал; воспитать у учащихся уважительное отношение к памяти предков, чувство патриотизма....
22 02 2024 2:58:16
В маленьком кубанском поселке лесорубов с поэтическим названием Михизеева Поляна расстреляли всех 207 жителей, больше половины из которых были дети, а также женщины и старики. Детишек до года вырывали из материнских рук, поддевали на штыки или, схватив за ножки, били головочками о деревья... Это произошло 13 ноября 1942 года. А поселок сожгли дотла, как Хатынь и каждую четвертую деревню Белоруссии. Называют это место в Краснодарском крае Кубанской Хатынью. Никто не имеет права забывать об этом, чтобы не допустить повторения такого варварства. ...
21 02 2024 18:43:54
В данной статье проводится сравнительный анализ УМК Е.Е. Вяземского "История России, XX век" с традиционными учебниками по истории России, 9-й класс. Показаны преимущества учебного пособия, основные формы, методы и приёмы работы. ...
20 02 2024 21:11:12
Модульная система помогает рационально использовать время урока. Важно, что появляется больше возможностей для погружения в конкретную историческую эпоху. На одном уроке можно от образа и логического мышления перейти к настроению. Можно осуществить элементы самостоятельных действий и прейти к актуализации личной оценки-проповеди....
19 02 2024 19:19:52
Цели данной темы: знакомство со странами Балканского полуострова в ХIII–ХIV в., причинами их ослабления, с возникновением Османского государства и началом завоевания им Балканского полуострова. ...
18 02 2024 15:21:52
Содержание урока предполагает рассмотреть особенности политического развития и социальную структуру российского общества в начале ХХ века, историческую необходимость их реформирования. Дети учатся искать и анализировать историческую информацию в источниках разного типа....
17 02 2024 0:55:57
Урок формирует знания и представления о истории города Байконур и нормативных правовых основах его функционирования в условиях аренды. Урок – один из серии уроков, посвященных истории, традициям и быту представителей разных народов в городе Байконур и собственно истории города Байконур....
16 02 2024 6:30:36
Содержание уроков с использованием технологии модульного обучения состоит из системы модулей, и применение такой технологии возможно на уроках истории. Модуль позволяет учащемуся последовательно включаться в общую деятельность, по частям производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей. С помощью модуля учащиеся дозируют содержание, понимая, какая информация обсуждается и с какой целью. Главное предназначение модуля – развить мышление, сознание человека. ...
15 02 2024 17:35:17
Содержание военной реформы учащимся известно с предшествующих уроков. Учитель предлагает вспомнить её основные положения и определить значение....
14 02 2024 6:54:33
Урок-презентация, показывающий Отечественную войну 1812 года как одно из ярчайших событий в истории России. Ученики знакомятся с легендарными русскими полководцами и военачальниками, лидерами французской армии....
13 02 2024 3:11:30
В данной статье приводится система работы учителя в старших классах с использованием лекционно-семинарско-зачетной системы преподавания, которая позволяет осуществлять гуманизацию образования, ставить личность в центр образовательного процесса. Цель работы — формирование личности, способной ориентироваться во всем многообразии современного мира....
12 02 2024 0:50:12
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
11 02 2024 5:26:57
Урок, который можно провести во внеурочное время или как урок изучения новой темы по истории России «Отечественная война 1812 года» с помощью активных форм обучения. Патриотизм, гражданственность, толерантность, служение Отечеству – ценности, которые он прививает....
10 02 2024 12:23:21
Будучи одновременно и областью науки, и областью пpaктической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет ученику не только приобрести знания о различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и пpaктические навыки социального действия. В статье описывается опыт гимназии по развитию правовой культуры современного школьника....
09 02 2024 15:44:11
Своими произведениями поэты-декабристы будили общественное сознание, внушали критическое отношение к самодержавию и крепостничеству, распространяли в широких кругах освободительные идеи и настроения. Художественная литература, обогащенная передовым общественно-политическим содержанием, направленная на революционное преобразование жизни, становилась одним из мощных орудий освободительной борьбы против самодержавия....
08 02 2024 16:22:36
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::