Урок истории в 3-м классе по теме "Сельские поселения. Русская изба"
Цели: ввести в речевую пpaктику детей понятия «изба», «село», «сельцо», «деревня», «погост», познакомить с их хаpaктеристикой; развивать познавательные и творческие способности, умение связно и последовательно передавать полученную информацию; расширять словарный запас; воспитывать интерес к русской народной культуре, мотивацию к обучению.
Оборудование: иллюстрации различных видов деревянных построек; дополнительный материал для комaнд, схемы сельских поселений, репродукции картин, изображающих деревянные постройки, картины с изображением села или деревни, иллюстрация внутреннего убранства избы.
Музыкальный ряд: «Золотые ворота стольного града Киева» М. Мусоргского.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: С каким настроением пришли на урок? Хотите узнать что-то новое? Я постараюсь вам в этом помочь.
Для продуктивной работы на уроке нам необходимо разделиться на 2 комaнды и разработать план урока.
(Если дети не знакомы с такой формой организации работы, учитель просто определяет этапы урока).
На доске появляется план:
- Определение темы
- Работа с лентой времени
- Актуализация ранее полученных знаний
- Введение новых понятий
- Поиск новых знаний
- Обобщение
- Домашнее задание
- Итог урока
Учитель: План составлен, теперь разобьемся на две комaнды. На прошлых занятиях мы говорили о славянских племенах, населявших территорию Древней Руси.
Итак, одна комaнда будет представлять север Руси – новгородских словен (см. приложение 1), а другая – юг – угличей (см. приложение 2).
2. Постановка темы урока.
Учитель: Урок я бы хотела начать со слов Василия Козлова
Среди беспечных детских лет
Я долго жил в уединенье.
Отцовский дом был весь мой свет,
А книги всё увеселенье.
Опираясь на этот эпиграф и оформление доски, определите тему урока.
(На доска карта Киевской Руси (9 – 12 вв.); репродукции картин, изображающих деревянные постройки, например, В. Измайлович «Русский город – крепость», А.Васнецов «Полюдье»; картины с изображением села или деревни; схемы сельских поселений; иллюстрация внутреннего убранства избы.
Дети: Сельские поселения. Русская изба.
3. Работа с лентой времени.
Учитель: Определим временные промежутки нашей темы. Мы рассмотрим период Киевской Руси. Какие это века?
Дети: 9 – 12 вв.
Учитель: Определите начальную и конечную дату этого периода.
Дети: 801 – 1100.
Учитель: Какие даты «лишние» и почему?
882, 1703, 1380, 1147, 1016, 1068.
Дети: 1703, 1380, 1147 – они не относятся к периоду Киевской Руси.
4. Актуализация ранее полученных знаний
Учитель: Какие постройки мы изучали на прошлом уроке?
Дети: Постройки Западной Европы и Киевской Руси.
Учитель: Выделите главную особенность этих строений
Дети: Главная особенность – материал. В Западной Европе использовали камень, а на Руси – дерево.
Учитель: Укажите причину выбора материала.
Дети: Камень – прочен, является хорошей защитой от частых нападений; дерево на территории Руси использовали в связи с его многочисленностью. К дереву вообще относились с почтением, наделяли его волшебной силой.
5. Введение новых понятий.
Искони землю славян неприятели называли Гардарикой – Страной городов. В это время у многих народов, например, варягов городов ещё не было, а у славян в 9 веке их было уже не менее десяти. Вероятно слово «гардарика» славянского происхождения и имеет в основе корень «град» - «город». Все поселения на Руси были огорожены и представляли собой крепости. Такое поселение европейцу могло показаться гордом.
Но большинство населения Киевской Руси проживало не в городах, а в сельских поселениях, таких как:
- село
- погост
- сельцо
- деревня
(Рядом даны условные схемы обозначения поселений).
Работа в группах:
Необходимо соотнести слово и схему. После предположений детей учитель обобщает.
Село – обжитый поселок.
Сельцо – то же поселение, но меньших размеров.
Деревня – новый поселок, жители которого были поселенцами сильно разросшегося села.
Погост – центральное поселение с церковью.
Учитель: Эти поселения были разбросаны по всей территории Киевской Руси: от Балтийского до Черного морей. В каждом из этих поселений были дома, избы. Как вы думаете, избы на севере и юге Руси были одинаковыми или отличались?
Дети, после работы в группах: Они были разными в связи с климатическими условиями. На юге – дома имели большие окна, полы были земляными, смазанными жидкой глиной. На севере рубили избы с маленькими окнами и высоким пологом, все из дерева, полы настилали из половиц (половинок бревен).
6. Поиск новых знаний.
Учитель: Именно об избах мы будем говорить подробнее. Велика вероятность, что слово «изба» - это видоизмененное «истба», «истопка» (бревенчатый сруб с печью). Именно печь превращала холодную клеть, где зимой нельзя было даже скот держать, в теплое жилище. Рачительный крестьянин заботился о том, чтобы печь в доме и грела, и пекла, и жарила, и сушила, и дров не слишком много требовала. Даже мыться крестьяне ухитрялись в печи и парились не хуже, чем в бане, - жар до костей пронимал. Словом, без хорошей печи жизни не было, и дом был не дом. Приходилось идти на большие траты и приглашать печника, который сделал бы все чин - чином. Если печь справная, то и дому стоять века. Не одно поколение в нем вырастет…
А дальше я хочу послушать вас. Сейчас вы поработаете в группах, выберете докладчика и расскажете классу, что же еще интересного связано с избой.
Работать будете по плану:
- Выделите главные понятия;
- Подготовьте небольшой рассказ на тему «Что я увижу в русской избе».
Постарайтесь выполнить эту работу сообща, разделив обязанности.
(Работа в группе осуществляется в течение 7 – 10 минут, в зависимости от уровня подготовки класса).
7. Выступления детей.
8. Обобщение
Учитель: Я вижу, вы много узнали о русской избе и теперь сможете «построить» целое сельское поселение, дав ему название. И ещё, словене строят поселение, которое могло быть на севере Киевской Руси, а уличи – на юге. Работу нужно выполнить за то время, пока звучит музыка «Золотые ворота стольного града Киева» М.Мусоргского.
(Дети выполняют аппликацию на ватмане, используя макеты домов).
Презентация поселений.
Учитель: Заключительное слово я хочу предложить Кузьме Кузьмичу.
- Я надеюсь, ребята, что вы поняли главную загадку постройки деревянных изб: русский человек и природа всегда были связаны крепкой нитью родства. Отсюда и вера в различные приметы и почитание растений и животных. А дерево символизировало связь двух, казалось бы. разных миров – человека и природы. Я думаю, что теперь вы будете бережнее относиться к родной истории. А на следующем уроке мы познакомимся с историей некоторых вещей и побываем на празднике домового – Кудесах.
9. Домашнее задание.
Учитель: Найдите новый материал о русской избе, о котором мы на уроке не говорили.
10. Итог урока.
Учитель: Что вам запомнилось больше всего? Был ли на уроке момент удивления? Захотелось ли вам лучше узнать об этой теме? Что, по-вашему, нужно было изменить, чтобы урок был ещё интереснее?
Литература:
- «История России 9 – 17 вв.» М.: Просвещение, 1991;
- «Культура и обычаи древнего народа»(справочник для учителя), М. Дрофа, 1998;
- «Быт и нравы русского народа» М.: Просвещение, 1999;
- «Тайны Древней Руси» авт. – сост. В.М.Соловьев. М.: Издательство Оникс, 2007.
Игра может быть проведена как урок, завершающий изучение темы «Политическая система РФ» в курсе обществознания или как внеурочное мероприятие. Основные цели: повторение и закрепление вопросов, изученных в курсе обществознания, актуализация и расширение знаний о конституционных основах РФ, воспитание чувства патриотизма и гражданственности, формирование навыков групповой работы....
24 03 2023 3:49:18
Глубокие изменения в европейском обществе шли рука об руку с переменами во взглядах и представлениях людей. Философы, а затем и социологи выдвинули ряд теорий, давших новый взгляд на процессы и явления общественной жизни. В данной статье мы остановимся на некоторых направлениях развития социологии в Новое время. ...
23 03 2023 18:48:51
15 февраля — годовщина вывода советских войск из Афганистана. Афганская война – это не простая и во многом драматичная история. Этот урок посвящен одной из проблем афганской войны – проблеме возвращения на Родину бывших советских военнослужащих, пропавших без вести или захваченных в плен при исполнении интернационального долга в Афганистане.
...
22 03 2023 5:32:36
Данная работа является совместным проектом учителей истории и МХК по проведению интегрированных уроков в школьном музее с целью активизации творческих способностей и познавательной деятельности учащихся....
21 03 2023 23:24:15
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
20 03 2023 9:38:13

Урок проводится в форме игры. Игра проводится аналогично телевизионной, но по группам. В ходе игры рассматриваются 6 тем: даты, лидеры государств, персоналии, отношение к войне, участники войны, итоги войны (каждая тема содержит 5 вопросов). Комaнда сообща выбирает тему и вопрос по стоимости. Представитель одной из комaнд – это может быть капитан – называет тему и цену вопроса. Кто будет отвечать на вопрос, решает комaнда. После правильного ответа комaнда засчитывает количество набранных баллов....
19 03 2023 18:25:15
Цель урока - на примере подлинных исторических событий Великой Отечественной войны показать учащимся, что такое фашизм и насколько страшно его возвращение. Многие молодые люди, вступая в наше время в фашистские организации, даже не подозревают, на что они себя обрекают, забывают, какой ценой была достигнута Победа....
18 03 2023 18:57:39
Для младших школьников огромное значение имеет целенаправленное изучение истории своей страны. Полученные знания расширяют представление детей о стране, в которой они живут, о родном городе, воспитывают любовь к родному краю, к Родине.
Внеклассное мероприятие для начальной школы (3-й класс) с элементами театрализации помогает детям получить представления о таких понятиях, как "прошлое", "настоящее", "родословная", "семейные реликвии". Полученные знания дети активно используют пpaктически на всех уроках: литературного чтения, изобразительного искусства, окружающего мира.
...
17 03 2023 21:37:15
Представляется конспект проблемного урока истории в 10-м классе. Данный урок позволяет учащимся развивать исследовательские навыки (работа с документами, статистическим материалом), самостоятельность и творчество в изучении исторического материала (подготовка презентации к уроку). Использование информационных технологий ликвидирует перегрузку учащихся (обобщения в свернутом виде после обсуждения проблемы) способствует прочному усвоению знаний, приобщает учащихся к современной информационной культуре.
...
16 03 2023 14:37:40
Цели урока: выявить основные закономерности развития стран Западной Европы в XI–XIII вв., проследить каким образом шло возникновение городов, рост власти католической церкви....
15 03 2023 13:20:22
Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины....
14 03 2023 7:16:53
Урок разработан в рамках проведения антикоррупционного воспитания в граждановедение (школе) по формированию негативного отношения к проявлениям коррупционного поведения в обществе, повышения уровня правовой грамотности и воспитание гражданской ответственности у обучающихся....
13 03 2023 13:33:56
Урок позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме, стимулировать рефлексию, направленную на осмысление собственной учебной деятельности, выpaбатывать критическое отношение к результатам своей работы на уроке, помогает выработать активную позицию на заключительном этапе обобщающего повторения.
...
12 03 2023 2:48:20
Выбранная форма занятия - интегрированное (бинарное) - как нельзя лучше способствует всесторонней подготовке студентов в плане формирования общекультурных компетенций и их совершенствования. Кроме того, данная интеграция между литературой и историей направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между выбранными дисциплинами....
11 03 2023 23:33:46
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов.
...
10 03 2023 0:58:33
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни.
...
09 03 2023 9:39:57
Обобщающие уроки в форме игры позволяют привить учащимся интерес к биологии, активизировать их познавательную деятельность на уроке, сделать процесс обучения наиболее результативным. Занятие поможет в ходе обобщения привести знания учащихся в систему и выявить уровень усвоенности изученного материала....
08 03 2023 10:49:35
Сценарий интеpaктивного урока по истории средних веков для учащихся 6-го класса. Учебное занятие проводится в форме увлекательного путешествия по средневековому городу, во время которого "жители" знакомятся с деятельностью цеховых организаций. Методической основой урока является технология критического мышления....
07 03 2023 3:50:56
Интегрированный урок проводится в 8-м классе в соответствии с программой по курсу истории России и является завершающим в теме «Отмена крепостного права в России». В ходе урока учащиеся вспоминают изменения, которые произошли в русской деревне после подписания Манифеста 1861 года, учатся анализировать картины, отражающие особенности крестьянской жизни, делать выводы.
...
06 03 2023 14:34:44
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
...
05 03 2023 3:43:31
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
04 03 2023 17:44:35
Цель урока – определить, как проявился русский хаpaктер в деятельности советских людей в тылу фронта, в партизанском движении, в плену врага в годы Великой Отечественной войны, постичь своеобразие национального русского хаpaктера на примере судьбы человека, прошедшего испытания войной (М.Шолохов. «Судьба человека»); подвести к мысли о значимости идейных убеждений русского человека в годы войны 1941–1945 гг. Использованы фрагменты документальных фильмов о Великой Отечественной войне и фильма С.Бондарчука «Судьба человека».
...
03 03 2023 4:12:15
Раскрытие темы на примерах работы конкретного преподавателя. Технологии личностно-ориентированного обучения, элементы дифференцированного обучения и т.п.
...
02 03 2023 21:47:41
Урок дает представление об истории как науке; об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах. Учащиеся знакомятся с лентой времени, с историей Древнего мира....
01 03 2023 12:10:13
Урок изучения нового материала (2-й урок по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной) призван дать представление о начале правления Петра I, о предпосылках его преобразований. В ходе урока учитель занимает контролирующую позицию, так как только направляет деятельность учеников в нужное русло, следя за правильностью их ответов. Предлагаемые виды работы позволяют ученикам проявить большую самостоятельность при изучении истории, а в итоге – сделать образовательный процесс более динамичным....
28 02 2023 12:18:37
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, изучающих историю на базовом уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших событиях российской истории, которые повлияли на дальнейшее развитие страны. Изучение курса предполагает работу учащихся с историческими источниками и направлено на совершенствование умения работать с документами....
27 02 2023 9:45:20
Цели урока: знать такие понятия, как личность, мораль, нравственность, долг, совесть, честь, любовь; знать текст литературного произведения и применять в пpaктической деятельности; показать связь предметов обществознания и литературы; развивать умение логически мыслить и делать выводы; умение определять свою жизненную позицию с точки зрения обществоведческой и жизненной; воспитывать духовно-нравственного человека....
26 02 2023 10:28:21
Урок – деятельностная игра, в ходе которой учащиеся, работая в группах, изучают Конституцию РФ, Семейный кодекс РФ – законодательные акты, защищающие семью, материнство, детство. Семья – общественный институт государства. Распад семьи влечёт снижение устойчивости общества. Знание семейного права способствует снижению количества разводов, укреплению семьи и государства.
...
25 02 2023 19:59:23
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...
24 02 2023 6:14:51
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков.
...
23 02 2023 7:58:52
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
22 02 2023 19:15:11
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
21 02 2023 0:21:37
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица.
...
20 02 2023 20:25:19
Урок повторяет и закрепляет пройденную тему. Учащиеся совершенствуют навыки умения обобщать и систематизировать материал, доказывать и опровергать....
19 02 2023 7:53:39
Занимаясь одним предметом (историей) длительное время, применяя метод погружения (концентрированного обучения), можно смело заниматься проектированием, моделированием и т.д. Моделирование исторической ситуации на уроках истории является важным фактором развития творческих способностей учащихся. Новые подходы требуют и изменения структуры учебной программы. Не зажатые узкими рамками урока, объединенные общей идеей, дети не просто изучают историю, а, общаясь, занимаются любимым делом.
...
18 02 2023 17:56:37
Содержательный материал подобран с учетом возрастных особенностей учащихся 8-го класса. Данный материал посвящен нравственным проблемам, которые являются опорой и основой нравственного поведения каждого человека. Цель: создание условий для размышления о нравственных ценностях: добре и зле, научить определять для себя значимые личностные ценности, совершенствовать навыки общения....
17 02 2023 6:59:52
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
16 02 2023 10:13:24
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
15 02 2023 21:55:18
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
14 02 2023 4:15:16
Урок изучения нового материала с использованием активных форм работы. Элементы ролевой игры помогают активизировать познавательную деятельность учащихся. Одна из главных задач урока — способствовать нравственному воспитанию.
...
13 02 2023 9:49:35
В условиях перехода к ЕГЭ актуально проведение урока изучения нового материала с возможностью повторения значительного объема предшествующих событий. Хорошая возможность для такого повторения создается при изучении работ передвижников, в которых отображены события российской истории.
...
12 02 2023 6:22:40
Цель урока: способствовать формированию гражданской идентичности через изучение борьбы Руси с экспансией крестоносцев. На уроке используются формы индивидуальной и групповой работы, направленные на формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и события....
11 02 2023 10:10:30
Цели проекта: формирование гражданско-правовой культуры учащихся; гражданской зрелости, гордости за достижения Отечества, бережного отношения к историческому прошлому и традициям....
10 02 2023 10:35:45
Цель урока: познакомить учащихся с детством царя, его воспитанием, сформировать представление о личности Александра I; хаpaктеризовать первые реформы императора периода «Дней Александровых прекрасное начало»; рассказать о причинах назначения «Негласного комитета»; развивать навыки анализа документов, выделения главного, работы с тестовыми заданиями....
09 02 2023 5:23:17
Цель элективных курсов профориентационной направленности – предоставить старшеклассникам возможность свободно выбрать тот дополнительный объем образования, который соответствует их интересам и потребностям. Новизной предлагаемого варианта программы является обращение к проблематике влияния личности на историю, роли реформаторской деятельности.
...
08 02 2023 6:23:18
Урок направлен на дальнейшее развитие у учащихся правовой грамотности семейных отношений. Урок сконструирован таким образом, что каждый ученик получает возможность для самореализации как будущий супруг....
07 02 2023 11:57:51
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
06 02 2023 6:11:58
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
05 02 2023 17:26:22
Урок «Мой выбор» посвящен изучению избирательного права. Ученикам поставлены задачи на выбор: выбор знания, выбор поведения, выбор поступков. Каждый должен проявить свое умение ассоциативно мыслить....
04 02 2023 4:26:14
Урок обществознания построен на основе проектно-исследовательской, а также групповой формы работы. Такие методы работы апробированы и всегда дают хорошие результаты по мотивации учеников к теме урока. Заполнение рабочих листов позволяет закрепить изученный материал и лучше его понять. Лицевые счета на уроках побуждают ребят к максимальному участию в работе....
03 02 2023 19:42:18
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::