Современные методы преподавания исторического краеведения
Велика, неоглядна земля,
Но мы родину знаем одну
И, свои воспевая края,
Воспеваем всю нашу страну.
М. Покчи-Петров.
Век за веком из судеб разных народов
складывалась судьба многонациональной России.
Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие вхождения в
состав России. По образному высказыванию поэта
Удмуртия «жаркой кровинкой в сердце России
горит». Знать и любить свою малую Родину – долг
каждого гражданина. Краеведение связывает
обучение и воспитание с жизнью, способствует
всестороннему развитию способностей, прививает
любовь к своему краю, формирует чувство
сопричастности к судьбе своего народа и судеб
народов нашей страны. (Приложение
1) Краеведение является важным
средством реализации межпредметных связей.
Изучение предмета создает условия для
социо-культурной адаптации обучающихся,
способствует развитию творческого мышления,
интеграции знаний, полученных в школе, формирует
«Я-концепцию».
Краеведение должно начинаться с изучения
истории своей семьи, своего рода, себя. Изучение
краеведения соблюдает принцип концентризма:
обучающиеся изучают историю своей семьи, своего
рода, улицы на которой они живут, школы, где
учатся, родного города (села), республики,
постепенно расширяя круг своих познаний. Получая
творческие задания, школьники получают
нравственные переживания, становятся активными
творцами урока. Процесс изучения истории родного
края становится интересным, увлекательным,
развивает навыки самообразования.
Предмет предусматривает активную
самостоятельную работу обучающихся. На уроках
реализуются личностные особенности,
самобытность, уникальность каждого
обучающегося, дается возможность проявить себя
самостоятельно, отстаивать свои позиции по
каждому изучаемому вопросу, используется
субъективный опыт.
Учитель на уроке должен найти эмоциональные
«крючочки», чтобы весь материал проходил через
сердце обучающегося, создать на уроке
комфортную, бесконфликтную обстановку, ситуацию
успеха для каждого. С этой целью необходимо так
разработать сценарий урока, подобрать средства и
методы обучения, продумать дидактические и
деловые игры, тесты, организовать творческую
работу, чтобы обучающиеся сначала почувствовали
себя россиянами, жителями Удмуртии, а потом
осознали это.
На уроках краеведения применяются различные
методы обучения – способы работы учителя и
обучающихся, при помощи которых достигается
овладение знаниями, умениями и навыками,
формируется мировоззрение, развиваются их
способности. (Приложение 2)
Наукой доказано, что 80% информации, которую
слышит обучающийся на уроке, забывается в тот же
день, если обучающийся над ней не поработал
(повторил, проговорил, записал), 20% сохраняется
дольше, в зависимости от ее актуальности для
обучаемого. Поэтому следует применять методы
обучения, направленные на повышение
познавательной активности и самостоятельности,
побуждающие искать ответы на вопросы. Рассмотрим
некоторые методы обучения, использующиеся в
перспективных школьных технологиях
традиционного, личностно-ориентированного,
развивающегося, модульного обучения.
Объяснительно-иллюстративный и
словесно-печатный методы обучения служат
важнейшими источниками получения знаний,
позволяют в сжатые сроки и экономным путем
передать обобщенные результаты познавательной
деятельности предшествующих поколений,
вооружают обучающихся систематическими
знаниями. Здесь главное действующее лицо –
учитель, несущий готовые знания, и достигающий
цели лишь в том случае, если его рассказ или текст
заставляют обучающихся активно мыслить.
Например, работая над составлением родословного
древа, обучающиеся получают информацию о
важности знаний по истории своего рода, примерах
составления родословных великих людей, затем
«вырастят» в тетради дерево, в корнях которого
лежит слово «род», а ветвями дерева будут слова,
образованные от данного корня (для составления
древа используется словарь В.Даля, статья «род»).
Ученики составят совместно с родственниками
свое родословное древо, сосчитают количество
родственников, увеличивающихся в геометрической
прогрессии (я – один, родителей у меня – двое,
бабушек и дедушек – четверо (вот они СЕМЬ Я),
пpaбабушек и прадедушек – восемь…), узнают
глубину семейной памяти, отметят ее на ленте
времени, получат ответ на вопрос: «Кто мы? Откуда
мы?».
При опросе изученного материала и закреплении
приобретенных на уроке знаний преобладает
воспроизводящая деятельность обучающихся
(репродуктивный метод обучения). Используя
картонную картосхему, учащиеся знакомятся с
контуром Удмуртии, ее городами, реками,
субъектами РФ, граничащими с Удмуртской
Республикой. На контурной карте УР отмечают
административно-территориальные центры, пути
следования ученых, исследующих край в прошлом.
Рисунок 1. Контурная карта
«удмуртских уездов»
Вятской губернии и современная контурная карта
Удмуртии
Скучное задание можно оживить, предложить в знакомом контуре Удмуртии увидеть то, что ни кому еще не удавалось увидеть: медвежонка, гнома, белочку, петушка…, а потом устроить вернисаж рисунков «Знакомая незнакомка»:
Рисунок 2. Конкурс «Знакомая незнакомка»
Предлагая обучающимся представить
предложенный текстовый материал в виде схемы,
диаграммы, графика, сопоставительной таблицы,
опopного конспекта, кластера (виноградная
гроздь), учитель способствует прочнее усвоить
приобретенные знания.
Домашние задания даются исследовательского
хаpaктера: написать эссе на заданную тему («Самое
знаменательное событие ХХ века, повлиявшее на
историю моей семьи», «Самое трагическое событие
в истории семьи», «История страны – история
семьи»), провести мини социологический опрос
(«Игры и игрушки трех поколений»), подготовить
сообщение («Моя семья в годы Великой
Отечественной войны», «История музейного
экспоната», «Имена в нашей семье»), написать
сочинение («Награды в нашем доме», «Школа во
времена моей бабушки, или кто такие пионеры»,
«Кем я могу гордиться в нашей семье»). Подобные
творческие работы имеют огромное
образовательное и воспитательное значение.
Обучающиеся выполняют их с огромным увлечением и
чувством ответственности, которое порождается
сознанием важности порученного им дела.
Выполняя домашнее задание, обучающиеся могут
провести эксперимент «Природные красители,
использующиеся для окрашивания тканей». Вместе с
родителями в «домашней лаборатории» попробуют
окрасить кусочки хлопчатобумажной ткани разными
красителями: корой дуба, багульником, луковым
пером, подмаренником и др. О результатах
проведенного эксперимента доложат на
последующих уроках, покажут окрашенные ткани.
Еще одно задание – составление карты звездного
неба Удмуртии. Обучающиеся проведут
астрономические наблюдения за звездным небом,
сделают рисунки расположения созвездий на
ночном небе в разные сезоны, соберут материал по
воззрениям удмуртов.
Проектный метод обучения можно использовать на
уроках: «Прошлое, настоящее и будущее нашей
школы», «Наш класс в 2010 году». Обучающиеся вместе
с родителями создают «Портфолио семьи». В
течение учебного года каждый обучающийся
создает личностно-ориентированную папку
творческих работ, о которых ему заранее
сообщается. Например, работы могут быть
следующие: «Родословное древо моей семьи»,
«История моего имени, именины, почему мне дали
это имя, что в имени моем мне предначертано»,
«Происхождение моей фамилии», «Впиши себя в
историю своей семьи (мои достижения)», «Реликвии
моей семьи», «Важные события в истории моей
семьи», «История страны – история семьи», «Из
папиного армейского альбома», «Любимые семейные
праздники», «Герб и девиз нашей семьи», «Семейное
хобби», «Приходите в гости к нам (семейный уклад,
хобби, фирменное блюдо)», «Загляните в семейный
альбом»… По итогам годовой творческой работы
проводится семейный праздник «Крепка семья –
крепка Россия», демонстрируются лучшие папки.
Обучающиеся, владеющие компьютерными
технологиями и цифровой видеосъемкой, могут
представить проекты-презентации на электронных
носителях: «Природа края», «Птицы нашего двора»,
«Уходящий в прошлое Ижевск (старые дома,
наличники, тихие улочки, архитектурные памятники
города), «Чугунные кружева (решетки) города»,
«История школы», «История школьного музея»,
«История улицы на которой я живу», «Экскурсия в
прошлое», «Памятники города Ижевска», «Места
города, связанные с именем А.Ф.Дерябина, Кузебая
Герда», «Улицы, названные в честь: героев
гражданской войны, Великой Отечественной войны,
писателей, художников», «Происхождение названий
рек города», «Официальные и неофициальные
символы республики», «Черты культуры Древней
Греции и Древнего Рима на улицах родного города»,
«Выдающиеся деятели современности – жители
нашего города», «Героев наших имена»,
«М.Т.Калашников – наш земляк».
Рисунок 3. Презентация «Искусство ижевских оружейников»
Для обучающихся младшего и среднего возраста важно «почувствовать» изученный материал, для этого используются элементы творческих мастерских: на уроках или дома изготавливаются макеты куалы, воршудного короба, внутреннего убранства дома, тканого полотна, орнаментированного коврика, орудий труда земледельца, оружия и приспособлений охотника, рыболова, посуды изучаемого народа, предметов быта, национальных кукол.
Рисунок 4. Куклы в национальных костюмах
На уроке может быть использован пластилин, глина, нитки, ткань, бумага для оригами. Рассказ учителя о промыслах удмуртов сопровождается пpaктическими работами: изготовляется полотно на подготовленном заранее из картона «ткацком станке», из ниток и лоскутков создаются народные куклы, постигая искусство гончаров, осваивается жгутиковая техника лепки посуды, способы нанесения орнамента на изделие.
Рисунок 5. Ткацкие переплетения
Ижевского могильника времен падения Рима
и картонный «ткацкий станок» для изготовления
«ткани» из нирей на уроке
Эти образцы, макеты становятся наглядными
пособиям при изучении нового материала. Печатное
слово представляется в виде рисунка, кроссворда,
ребуса. Знакомство с лекарственными травами
закрепляется сбором гербария «Способы народной
медицины». Исследование природного богатства
края пополнит минералогическую коллекцию.
Изучение нового материала эффективно при
использовании технологии коллективного
взаимообучения А.Г.Ривина. «Работа в парах
сменного состава» позволяет плодотворно
развивать у обучающихся самостоятельность и
коммуникативные умения. Работа организуется в
статических парах («учитель» – «ученик»),
динамических парах (четверо готовят одно
задание, но имеют 4 части, обучающийся трижды
проговаривает и обсуждает задание), вариационная
пара (каждый члeн группы получает свое задание,
выполняет его, анализирует вместе с учителем и
обучает по схеме с трех товарищей). Психологи
утверждают, что 95% материала усваивается
обучающимся при обучении других, 90% – если
говорит и делает задание совместно, 70% – когда
обсуждает, 50% – если видит и слышит, 10% – если
читает глазами.
Для успешной учебной деятельности необходимо
вести постоянный контроль за знаниями, умениями,
навыками обучающихся со стороны учителя, а также
самоконтроль со стороны обучающегося. В старших
классах этому способствует модульное обучение.
Его сущность состоит в том, что ученик полностью
самостоятельно (или с определенной дозой помощи)
достигает конкретных целей учения в процессе
работы с модулем (целевым функциональным узлом,
объединяющим учебное содержание и технологии
овладения им). Модули позволяют перевести
обучение на субъект-субъектную основу,
индивидуализировать работу с отдельными
обучающимися, дозировать индивидуальную помощь,
определить оптимальный объем знаний, излагаемый
учителем, изменить формы общения учителя и
обучающегося, нацелить на поисковые действия в
учебно-познавательной деятельности,
предусмотрев необходимое количество времени для
обсуждения и осмысления нового материала не
дома, а в ходе учебного занятия. Самостоятельная
познавательная деятельность может быть
организована только при создании благоприятного
эмоционального фона, что возможно благодаря
изменениям в оценочной деятельности учителя,
введению самоконтроля и самооценки обучающихся,
согласуемой с учителем, координирующим учебные
действия обучаемых. Например: «Твои права и
обязанности в Конституциях Российской Федерации
и Удмуртской Республики».
Краеведение предусматривает
учебно-исследовательскую работу.
Исследовательские методы обучения позволяют
углубить знания по теме, познакомить с научными
методами работы, расширить кругозор.
Исследование можно провести по истории, природе
края, фольклору, литературным произведениям.
Например, проверьте, правильны ли народные
приметы, расскажите о результатах своих
наблюдений.
Фольклорные источники можно использовать как
исторический источник на уроке. После прочтения
легенд удмуртского народа, ребята выясняют, что
можно узнать о жизни народа в далеком прошлом, по
сказкам определяют занятия жителей Удмуртии, их
взаимоотношения с другими народами.
Важное место в обучении краеведения занимают
экскурсии по родному краю, посещение музеев.
После экскурсии выполняется творческая работа:
отчет об экскурсии, выпуск альманаха, оформление
фотовыставки, демонстрация фильма..
Занятия могут проводиться в музеях, музейных
комнатах, архивах республики. Изучая историю
края, обучающиеся познакомятся с интересными
людьми: писателями, поэтами, учеными, участниками
Великой Отечественной войны, локальных войн,
героями-ликвидаторами Чернобыльской аварии,
услышат «живые голоса истории» самих участников
исторических событий, а также голоса со старых
грампластинок, магнитофонных лент; подержат в
руках документы эпохи: старые газеты, фотографии,
письма с фронта; прикоснутся к истории.
Рисунок 6. Свидетельство об окончании училища. Начало ХХ века.
Исследовательско-поисковый метод позволяет
глубже изучить тему, прочувствовать и понять её,
сделать самостоятельный вывод по отношению к
данному событию, установить
причинно-следственные связи с событиями истории
и современностью. Активная познавательная
деятельность обучающихся в процессе
самостоятельной работы оказывают
воспитательное воздействие на подрастающее
поколение.
Основные факторы развития познавательного
интереса обучающихся к краеведению:
эмоциональное воздействие, наглядность,
использование технических средств обучения,
информационно-компьютерных технологий. Учителю
необходимо овладеть современными компьютерными
технологиями, привлекать к созданию
видеофильмов, презентаций обучающихся и
пополнять копилку образовательных ресурсов на
электронных носителях по каждой теме урока.
Проводятся уроки разные по форме: урок с
использованием музейного экспоната «Музейная
редкость», урок воображаемое путешествие
«Путешествие в страну исторических источников»,
«Путешествие по Сибирскому тpaкту», урок
творчества «Промыслы древних удмуртов»,
драматизация «Легенды и сказки удмуртского
народа как исторический источник», урок
спектакль «Мултанский процесс», «Обучение в
Ижевской женской гимназии», «Русские писатели об
Удмуртии», персонификация «Основатель Ижевского
оружейного завода – А.Ф.Дерябин», «Записки
кавалерист дeвицы», интервьюирование персонажей
«Рассуждения о главном», заочное путешествие «По
городам Удмуртии». (Приложение 3)
Реферативные и исследовательские работы
обучающихся используются не только на уроках но
и во внеурочной деятельности. Ребята выступают с
докладами на школьных краеведческих чтениях,
школьных научно-пpaктических конференциях,
школьных семейных праздниках. Организуются
выставки творческих работ учащихся.
В работе помогают родители. Формы работы с
родителями и детьми могут быть разнообразны;
уроки с приглашенными родителями «Ответы дает
семья», «Диспут поколений», «Из бабушкиного
сундука», «Семейные реликвии», «Семейное
портфолио», симпозиум (дети готовят заранее
вопросы родителям), «Мой папа – солдат», «Урок
мечты о будущем».
Продолжением уроков служит внеурочная работа по
краеведению с семьями обучающихся классные часы,
праздники: «Праздник профессий родителей»,
«Праздник семейных династий», «Дела давно
минувших лет», «Самая читающая семья»,
«Презентация семьи», «Праздник древо жизни»,
«Форум семей», «Симпозиум поколений», «От всей
души», «Люди нашего дома», конкурс «Самый лучший
папа», литературно-музыкальная гостиная,
«Почтовый ящик (урок письма родителей и детей)»,
День творчества детей и родителей, город
мастеров.
Выбор того или иного метода, технологии обучения
на уроках краеведения и во внеурочной
деятельности определяется конкретной
дидактической задачей, содержанием изучаемого
материала, уровнем развития обучающихся. При
подготовке урока краеведения необходимо помнить
слова Сократа: «В каждом человеке солнце,
только дайте ему засветиться». Изучая свою семью,
свой край, историю своей «малой» родины школьник
зажигает свою путеводную звезду, ведущую его к
познанию истории.
Элективный курс рассчитан на учащихся 9-х классов, имеющих повышенный интерес в области истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний. Содержание учебного материала элективного курса соответствует целям предпрофильного обучения. Особенность курса заключается в том, что он предполагает воссоздание на основе историзма истинной картины исторической действительности. Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, реализацию которой целесообразно провести в первом полугодии.
...
01 02 2023 11:53:53
Ролевая игра будет интересна школьникам и педагогам, реализующим программы гражданско-правовой направленности. Рассчитана игра на 8-11-х классов. Это успешно апробированная, эффективная технология, позволяющая сформировать актив класса, школы, учреждения дополнительного образования.
...
31 01 2023 20:46:22
Подготовлен урок к встрече Дня Победы, поэтому рекомендуется проводить 6 мая, в день памяти святого Ге opгия. Рассказывает о святом Ге opгии Победоносце и его роли в истории России, о наградах и людях, связанных с ним. Может служить началом беседы с ветераном Великой Отечественной войны, началом краеведческой конференции, посвященной землякам – кавалерам ордена Славы....
30 01 2023 5:42:57
Урок помогает повторить эпоху Александра I с точки зрения развития и результатов внутренней и внешней политики России в первой четверти XIX века и тех изменений, которые произошли во всех сферах жизни общества, их значение для дальнейшей истории России.
...
29 01 2023 1:44:11
Программа факультативного курса "Введение в краеведение. История Шарангского района" является основой изучения прошлого малой родины, включает содержательные ориентиры преподавания, методические приёмы, список источников и литературы. Учащиеся знакомятся с деятельностью многих поколений жителей края через изучение различных сфер общественной жизни в их единстве – техника, развитие культуры и образования, военная история, деятельность органов государственной власти и управления в крае....
28 01 2023 18:18:25
Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....
27 01 2023 21:42:31
В целях воспитания гражданственности и патриотизма, повышения интереса к истории Российского государства, а также повышения собственной значимости как истинного гражданина своего государства на уроках истории и обществознания, на "Уроках мужества" и внеклассных мероприятиях часто используется тема, посвящённая государственным символам....
26 01 2023 23:27:49
Цели занятия: активизировать интерес детей к средневековой эпохе, учить детей работе с дополнительной литературой, учиться срисовывать карты на большой ватман, делать костюмы своими руками, делать рисунки по теме. Такая работа сплачивает детей всего класса.
...
25 01 2023 7:19:41
Урок разъясняет учащимся основные черты рыночной экономики, формирует умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества, развивает умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал....
24 01 2023 17:16:54
Урок изучает особенности культуры, традиций и обычаев древних китайцев; знакомит учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция. Формирует умения выделять главное, работать с текстом, картой, наглядными пособиями. Развивать умение воспроизводить информацию, ориентироваться в событиях истории Древнего Востока....
23 01 2023 8:52:56
В работе проблема освещается с точки зрения русской женщины, положение которой в обществе было особым, а потому представляет дополнительный интерес. На примере двух представительниц российского общества, двух его полярных сословий – боярства и крестьянства, показана обыденная жизнь общества данного периода. В работе рассматриваются такие аспекты, как устройство дома, традиции питания и организации быта....
22 01 2023 16:58:36
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
21 01 2023 13:37:43
Урок для 5-го класса подготовлен по учебнику С.В. Колпакова "История Древнего мира. 5-й класс". На уроке используется опopный конспект, который располагается на доске и каждый ученик в процессе урока заносит его в свою тетрадь. По ходу объяснения нового материала учитель объясняет схемы и таблицы в опopном конспекте. Параллельно с опopным конспектом заполняется словарь терминов. Дома учащиеся используют вопросы для самопроверки....
20 01 2023 7:48:31
Урок может быть использован учителями истории в 7-м классе. Целями урока являются закрепление и расширение знаний учащихся о Реформации и способах борьбы католической Церкви с ней....
19 01 2023 20:23:45
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку.
...
18 01 2023 23:11:49
Целью урока является многократное осмысленное повторение материала, работа с историческими источниками. Задания заставляют учащихся не просто констатировать исторический факт, а выдавать его в качестве доказательства, проводя аналогию с тем или иным событием. Формировать навыки самоконтроля в процессе самостоятельной работы с тестами....
17 01 2023 8:17:55
Представлен материал проблемно-дискуссионного урока истории в 6-м классе. Структура урока предполагает обсуждение факторов и альтернатив исторического выбора Руси в XIII веке, а также последствий этого выбора. Показана сложность мopaльно-нравственной позиции и личной ответственности Александра Невского....
16 01 2023 7:29:22
Урок завершает изучение темы "Конституция Республики Казахстан". Основными задачами урока являются повторение и закрепление содержания Основного закона, а также воспитание патриотизма, гражданственности, формирование навыков групповой работы. Используются такие формы организации учебной деятельности, как игра, решение познавательных заданий, применение знаний в нестандартной ситуации, выполнение тестов, опережающие задания....
15 01 2023 15:54:28
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
14 01 2023 11:31:57
Цель урока: усвоение знаний по теме "Внешняя политика России. Русско-японская война"; развивать умение работать с исторической картой, анализировать, делать выводы....
13 01 2023 11:56:33
Урок обществознания в 7-м классе призван подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, развитии общества и государства, роли основных участников экономики в создании, распределении и потрeблении различных экономических продуктов, продолжить формирование умений работать в группах, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, самостоятельно работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока....
12 01 2023 4:40:27
Сценарий открывает общешкольную проектно-ролевую игру. С помощью театрализованного представления учащиеся окунутся в духовный мир эпохи через встречу с выдающимися людьми этого времени....
11 01 2023 7:40:38
Задачи урока: обобщить знания студентов по истории Древнего мира, сформировать яркое, образное, эмоционально окрашенное представление о данном периоде, истории становления древних цивилизаций Востока и Запада, их взлетах и падениях, особенностях государственного устройства, социальной структуры, экономики, быте, культуре и нравах древних народов....
10 01 2023 19:50:20
Урок помогает осознать включенность в общую работу, развить личную рефлексию, установить активную субъектную позицию в учебной и иной деятельности. Формирует навыки общения и взаимодействия, ценностно-ориентационное единство группы, повышается познавательная активность....
09 01 2023 14:41:42
Урок проводится в 11-м классе, после изучения темы "Россия в первой Мировой войне". Этот урок дополняет материал § 8–9 учебника Н.В. Загладина, С.И. Козленко "История России ХХ — начала ХХI века". Урок знакомит учащихся с героями Первой Мировой войны, обратив внимание, что они известны далеко не всем. Рассматриваются главные военные награды начала ХХ века, которые являются и ценным историческим источником, и памятью, и символом мужества и гордости....
08 01 2023 7:30:33
Философия и связанная с ней методология научного мышления служат основой научной картины действительности. Овладение терминологическим минимумом необходимо студентам в качестве постижения системных основ. Одной из главных проблем учебной терминографии является разработка базовых терминологических словарей. В результате был разработан «Учебный терминологический словарь по философии» как лексикографическое произведение, специально предназначенное для оказания помощи в изучении языка философии....
07 01 2023 16:33:22

Урок "Поиск клада" по теме «Великие географические открытия» с применением игровых технологий. Тип урока – повторительно-обобщающий. С целью закрепить конкретное представление об эпохе Великих географических открытий; систематизировать и обобщить знания учащихся по этой теме....
06 01 2023 0:41:39
Представлен сценарий литературно-музыкальной композиции. Цель урока – осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для российской и мировой истории....
05 01 2023 3:47:44
Как много знает подрастающие поколение о Великой Отечественной войне, о ее героях, победах и поражениях? Данное внеклассное мероприятие позволяет познакомить учащихся с героями войны, жителями Алтайского края....
04 01 2023 6:40:33
Урок для 10-го класса проводится в форме дискуссии групп обвинения и защиты с использованием информационных технологий. Его особенностью является то, что прения сторон сопровождаются показом презентаций. Это делает процесс обучения более увлекательным и понятным.
...
03 01 2023 15:57:49
Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества....
02 01 2023 20:28:37
Общей целью исторического образования является приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям, овладение ими языком культуры, развитие личности на основе знания прошлого и умение ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Важнейшая цель исторического образования - обеспечить средствами предмета, включающего разные учебные курсы, воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современного общества....
01 01 2023 6:25:41
Представлен урок сообщения новых знаний, направленный не только на изучение нового материала, но и активацию мыслительной деятельности, развитие навыков работы с дополнительными материалами и источниками, а также ведение живой беседы и умению правильно задавать вопросы по теме. На урок приглашён ветеран Сталинградской и Курской битв Андреев Павел Алексеевич. Живое общение с очевидцем и участником войны придаёт уроку эмоциональность и содержательность....
31 12 2022 12:10:10
Становление в Российской Федерации школы, включающей предпрофильную ориентацию учащихся, является перспективой развития российского образования. Данная форма обучения позволяет более полно учитывать склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами. В данной статье представлен некоторый опыт освоения элективных курсов, которые являются важнейшей составляющей профильного обучения....
30 12 2022 13:31:59

Урок посвящен изучению нового материала по теме "Крещение Руси. Владимир Святославович". Развивается критическое мышление. После вступительного слова учителя проводится пpaктическая работа с историческими текстами о крещении Руси. Для контроля используется игра "Веришь – не веришь"....
29 12 2022 21:55:25
Занятие по предпрофильной подготовке по изучению законодательства и права с целью познакомить учащихся с законами наследования.
...
28 12 2022 9:14:45
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
27 12 2022 5:18:58
Учебное занятие проводится в форме комaндной интеллектуальной игры. В игре принимают участие три комaнды. Задания предполагают повторение, систематизацию и обобщение полученных знаний. А урок-игра способствует активизации познавательного интереса к истории, развитию творческих способностей, коммуникативных умений и навыков учащихся. Данные материалы могут быть использованы в качестве внеклассного мероприятия во время школьной декады истории.
...
26 12 2022 12:22:43
Урок систематизации знаний в 11-м классе призван охаpaктеризовать положение татар в Казанской губернии; рассмотреть процесс разработки мусульманского либерализма по национальному вопросу; проанализировать думскую деятельность либералов по разрешению национального вопроса в стране....
25 12 2022 14:31:30
Урок состоит из двух частей. Первая часть - игра по типу «Своя игра». Вторая часть - групповая работа. На уроке используется компьютерная презентация. Данный материал можно использовать как на итоговом уроке по теме, так и при проведении школьной недели истории.
...
24 12 2022 12:45:45
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
23 12 2022 8:53:21
Среди многих героических страниц истории нашей страны были и тёмные периоды. К таким периодам относится время репрессий. Урок рассказывает о Соловецком монастыре, месте, где много веков подряд, жили и молились монахи. А в 1918 году там был устроен первый лагерь в Советской России. И там начали уничтожать людей, живущих в СССР. Ученики должны задуматься: что следует сделать, чтобы эти события не повторились....
22 12 2022 22:34:12
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
21 12 2022 20:41:12
Представлен урок изучения нового материала в 5-м классе по теме "Древний Египет"....
20 12 2022 19:45:52
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
19 12 2022 3:38:55
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе?
...
18 12 2022 23:37:46
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
17 12 2022 13:48:42
На уроке истории должны быть созданы условия для развития умения осмысливать исторические факты и явления; развивать навыки участия в дискуссии, обсуждении, выражении собственной позиции; приобщения учащихся к культурному наследию прошлого. Урок должен способствовать воспитанию интеллектуально и духовно богатой, развитой личности, целесообразно использовать вариативные образовательные технологии, составной частью которых может стать работа с историческим документом.
...
16 12 2022 8:48:26
Игровая форма урока позволяет учителю проверить усвоение всеми учащимися основных фактов, дат, имен; провести коррекцию знаний. Игровые формы побуждают школьников работать с дополнительной литературой, развивают воображение, творческие способности, формируют интерес к изучению истории....
15 12 2022 19:34:27
Урок построен в виде семинарско-пpaктического занятия и предполагает как устное выступление учащихся с последующим коллективным обсуждением спopных вопросов, так и изучение исторических источников по данной теме.
...
14 12 2022 7:54:38
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::