Современные методы преподавания исторического краеведения
Велика, неоглядна земля,
Но мы родину знаем одну
И, свои воспевая края,
Воспеваем всю нашу страну.
М. Покчи-Петров.
Век за веком из судеб разных народов
складывалась судьба многонациональной России.
Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие вхождения в
состав России. По образному высказыванию поэта
Удмуртия «жаркой кровинкой в сердце России
горит». Знать и любить свою малую Родину – долг
каждого гражданина. Краеведение связывает
обучение и воспитание с жизнью, способствует
всестороннему развитию способностей, прививает
любовь к своему краю, формирует чувство
сопричастности к судьбе своего народа и судеб
народов нашей страны. (Приложение
1) Краеведение является важным
средством реализации межпредметных связей.
Изучение предмета создает условия для
социо-культурной адаптации обучающихся,
способствует развитию творческого мышления,
интеграции знаний, полученных в школе, формирует
«Я-концепцию».
Краеведение должно начинаться с изучения
истории своей семьи, своего рода, себя. Изучение
краеведения соблюдает принцип концентризма:
обучающиеся изучают историю своей семьи, своего
рода, улицы на которой они живут, школы, где
учатся, родного города (села), республики,
постепенно расширяя круг своих познаний. Получая
творческие задания, школьники получают
нравственные переживания, становятся активными
творцами урока. Процесс изучения истории родного
края становится интересным, увлекательным,
развивает навыки самообразования.
Предмет предусматривает активную
самостоятельную работу обучающихся. На уроках
реализуются личностные особенности,
самобытность, уникальность каждого
обучающегося, дается возможность проявить себя
самостоятельно, отстаивать свои позиции по
каждому изучаемому вопросу, используется
субъективный опыт.
Учитель на уроке должен найти эмоциональные
«крючочки», чтобы весь материал проходил через
сердце обучающегося, создать на уроке
комфортную, бесконфликтную обстановку, ситуацию
успеха для каждого. С этой целью необходимо так
разработать сценарий урока, подобрать средства и
методы обучения, продумать дидактические и
деловые игры, тесты, организовать творческую
работу, чтобы обучающиеся сначала почувствовали
себя россиянами, жителями Удмуртии, а потом
осознали это.
На уроках краеведения применяются различные
методы обучения – способы работы учителя и
обучающихся, при помощи которых достигается
овладение знаниями, умениями и навыками,
формируется мировоззрение, развиваются их
способности. (Приложение 2)
Наукой доказано, что 80% информации, которую
слышит обучающийся на уроке, забывается в тот же
день, если обучающийся над ней не поработал
(повторил, проговорил, записал), 20% сохраняется
дольше, в зависимости от ее актуальности для
обучаемого. Поэтому следует применять методы
обучения, направленные на повышение
познавательной активности и самостоятельности,
побуждающие искать ответы на вопросы. Рассмотрим
некоторые методы обучения, использующиеся в
перспективных школьных технологиях
традиционного, личностно-ориентированного,
развивающегося, модульного обучения.
Объяснительно-иллюстративный и
словесно-печатный методы обучения служат
важнейшими источниками получения знаний,
позволяют в сжатые сроки и экономным путем
передать обобщенные результаты познавательной
деятельности предшествующих поколений,
вооружают обучающихся систематическими
знаниями. Здесь главное действующее лицо –
учитель, несущий готовые знания, и достигающий
цели лишь в том случае, если его рассказ или текст
заставляют обучающихся активно мыслить.
Например, работая над составлением родословного
древа, обучающиеся получают информацию о
важности знаний по истории своего рода, примерах
составления родословных великих людей, затем
«вырастят» в тетради дерево, в корнях которого
лежит слово «род», а ветвями дерева будут слова,
образованные от данного корня (для составления
древа используется словарь В.Даля, статья «род»).
Ученики составят совместно с родственниками
свое родословное древо, сосчитают количество
родственников, увеличивающихся в геометрической
прогрессии (я – один, родителей у меня – двое,
бабушек и дедушек – четверо (вот они СЕМЬ Я),
пpaбабушек и прадедушек – восемь…), узнают
глубину семейной памяти, отметят ее на ленте
времени, получат ответ на вопрос: «Кто мы? Откуда
мы?».
При опросе изученного материала и закреплении
приобретенных на уроке знаний преобладает
воспроизводящая деятельность обучающихся
(репродуктивный метод обучения). Используя
картонную картосхему, учащиеся знакомятся с
контуром Удмуртии, ее городами, реками,
субъектами РФ, граничащими с Удмуртской
Республикой. На контурной карте УР отмечают
административно-территориальные центры, пути
следования ученых, исследующих край в прошлом.
Рисунок 1. Контурная карта
«удмуртских уездов»
Вятской губернии и современная контурная карта
Удмуртии
Скучное задание можно оживить, предложить в знакомом контуре Удмуртии увидеть то, что ни кому еще не удавалось увидеть: медвежонка, гнома, белочку, петушка…, а потом устроить вернисаж рисунков «Знакомая незнакомка»:
Рисунок 2. Конкурс «Знакомая незнакомка»
Предлагая обучающимся представить
предложенный текстовый материал в виде схемы,
диаграммы, графика, сопоставительной таблицы,
опopного конспекта, кластера (виноградная
гроздь), учитель способствует прочнее усвоить
приобретенные знания.
Домашние задания даются исследовательского
хаpaктера: написать эссе на заданную тему («Самое
знаменательное событие ХХ века, повлиявшее на
историю моей семьи», «Самое трагическое событие
в истории семьи», «История страны – история
семьи»), провести мини социологический опрос
(«Игры и игрушки трех поколений»), подготовить
сообщение («Моя семья в годы Великой
Отечественной войны», «История музейного
экспоната», «Имена в нашей семье»), написать
сочинение («Награды в нашем доме», «Школа во
времена моей бабушки, или кто такие пионеры»,
«Кем я могу гордиться в нашей семье»). Подобные
творческие работы имеют огромное
образовательное и воспитательное значение.
Обучающиеся выполняют их с огромным увлечением и
чувством ответственности, которое порождается
сознанием важности порученного им дела.
Выполняя домашнее задание, обучающиеся могут
провести эксперимент «Природные красители,
использующиеся для окрашивания тканей». Вместе с
родителями в «домашней лаборатории» попробуют
окрасить кусочки хлопчатобумажной ткани разными
красителями: корой дуба, багульником, луковым
пером, подмаренником и др. О результатах
проведенного эксперимента доложат на
последующих уроках, покажут окрашенные ткани.
Еще одно задание – составление карты звездного
неба Удмуртии. Обучающиеся проведут
астрономические наблюдения за звездным небом,
сделают рисунки расположения созвездий на
ночном небе в разные сезоны, соберут материал по
воззрениям удмуртов.
Проектный метод обучения можно использовать на
уроках: «Прошлое, настоящее и будущее нашей
школы», «Наш класс в 2010 году». Обучающиеся вместе
с родителями создают «Портфолио семьи». В
течение учебного года каждый обучающийся
создает личностно-ориентированную папку
творческих работ, о которых ему заранее
сообщается. Например, работы могут быть
следующие: «Родословное древо моей семьи»,
«История моего имени, именины, почему мне дали
это имя, что в имени моем мне предначертано»,
«Происхождение моей фамилии», «Впиши себя в
историю своей семьи (мои достижения)», «Реликвии
моей семьи», «Важные события в истории моей
семьи», «История страны – история семьи», «Из
папиного армейского альбома», «Любимые семейные
праздники», «Герб и девиз нашей семьи», «Семейное
хобби», «Приходите в гости к нам (семейный уклад,
хобби, фирменное блюдо)», «Загляните в семейный
альбом»… По итогам годовой творческой работы
проводится семейный праздник «Крепка семья –
крепка Россия», демонстрируются лучшие папки.
Обучающиеся, владеющие компьютерными
технологиями и цифровой видеосъемкой, могут
представить проекты-презентации на электронных
носителях: «Природа края», «Птицы нашего двора»,
«Уходящий в прошлое Ижевск (старые дома,
наличники, тихие улочки, архитектурные памятники
города), «Чугунные кружева (решетки) города»,
«История школы», «История школьного музея»,
«История улицы на которой я живу», «Экскурсия в
прошлое», «Памятники города Ижевска», «Места
города, связанные с именем А.Ф.Дерябина, Кузебая
Герда», «Улицы, названные в честь: героев
гражданской войны, Великой Отечественной войны,
писателей, художников», «Происхождение названий
рек города», «Официальные и неофициальные
символы республики», «Черты культуры Древней
Греции и Древнего Рима на улицах родного города»,
«Выдающиеся деятели современности – жители
нашего города», «Героев наших имена»,
«М.Т.Калашников – наш земляк».
Рисунок 3. Презентация «Искусство ижевских оружейников»
Для обучающихся младшего и среднего возраста важно «почувствовать» изученный материал, для этого используются элементы творческих мастерских: на уроках или дома изготавливаются макеты куалы, воршудного короба, внутреннего убранства дома, тканого полотна, орнаментированного коврика, орудий труда земледельца, оружия и приспособлений охотника, рыболова, посуды изучаемого народа, предметов быта, национальных кукол.
Рисунок 4. Куклы в национальных костюмах
На уроке может быть использован пластилин, глина, нитки, ткань, бумага для оригами. Рассказ учителя о промыслах удмуртов сопровождается пpaктическими работами: изготовляется полотно на подготовленном заранее из картона «ткацком станке», из ниток и лоскутков создаются народные куклы, постигая искусство гончаров, осваивается жгутиковая техника лепки посуды, способы нанесения орнамента на изделие.
Рисунок 5. Ткацкие переплетения
Ижевского могильника времен падения Рима
и картонный «ткацкий станок» для изготовления
«ткани» из нирей на уроке
Эти образцы, макеты становятся наглядными
пособиям при изучении нового материала. Печатное
слово представляется в виде рисунка, кроссворда,
ребуса. Знакомство с лекарственными травами
закрепляется сбором гербария «Способы народной
медицины». Исследование природного богатства
края пополнит минералогическую коллекцию.
Изучение нового материала эффективно при
использовании технологии коллективного
взаимообучения А.Г.Ривина. «Работа в парах
сменного состава» позволяет плодотворно
развивать у обучающихся самостоятельность и
коммуникативные умения. Работа организуется в
статических парах («учитель» – «ученик»),
динамических парах (четверо готовят одно
задание, но имеют 4 части, обучающийся трижды
проговаривает и обсуждает задание), вариационная
пара (каждый члeн группы получает свое задание,
выполняет его, анализирует вместе с учителем и
обучает по схеме с трех товарищей). Психологи
утверждают, что 95% материала усваивается
обучающимся при обучении других, 90% – если
говорит и делает задание совместно, 70% – когда
обсуждает, 50% – если видит и слышит, 10% – если
читает глазами.
Для успешной учебной деятельности необходимо
вести постоянный контроль за знаниями, умениями,
навыками обучающихся со стороны учителя, а также
самоконтроль со стороны обучающегося. В старших
классах этому способствует модульное обучение.
Его сущность состоит в том, что ученик полностью
самостоятельно (или с определенной дозой помощи)
достигает конкретных целей учения в процессе
работы с модулем (целевым функциональным узлом,
объединяющим учебное содержание и технологии
овладения им). Модули позволяют перевести
обучение на субъект-субъектную основу,
индивидуализировать работу с отдельными
обучающимися, дозировать индивидуальную помощь,
определить оптимальный объем знаний, излагаемый
учителем, изменить формы общения учителя и
обучающегося, нацелить на поисковые действия в
учебно-познавательной деятельности,
предусмотрев необходимое количество времени для
обсуждения и осмысления нового материала не
дома, а в ходе учебного занятия. Самостоятельная
познавательная деятельность может быть
организована только при создании благоприятного
эмоционального фона, что возможно благодаря
изменениям в оценочной деятельности учителя,
введению самоконтроля и самооценки обучающихся,
согласуемой с учителем, координирующим учебные
действия обучаемых. Например: «Твои права и
обязанности в Конституциях Российской Федерации
и Удмуртской Республики».
Краеведение предусматривает
учебно-исследовательскую работу.
Исследовательские методы обучения позволяют
углубить знания по теме, познакомить с научными
методами работы, расширить кругозор.
Исследование можно провести по истории, природе
края, фольклору, литературным произведениям.
Например, проверьте, правильны ли народные
приметы, расскажите о результатах своих
наблюдений.
Фольклорные источники можно использовать как
исторический источник на уроке. После прочтения
легенд удмуртского народа, ребята выясняют, что
можно узнать о жизни народа в далеком прошлом, по
сказкам определяют занятия жителей Удмуртии, их
взаимоотношения с другими народами.
Важное место в обучении краеведения занимают
экскурсии по родному краю, посещение музеев.
После экскурсии выполняется творческая работа:
отчет об экскурсии, выпуск альманаха, оформление
фотовыставки, демонстрация фильма..
Занятия могут проводиться в музеях, музейных
комнатах, архивах республики. Изучая историю
края, обучающиеся познакомятся с интересными
людьми: писателями, поэтами, учеными, участниками
Великой Отечественной войны, локальных войн,
героями-ликвидаторами Чернобыльской аварии,
услышат «живые голоса истории» самих участников
исторических событий, а также голоса со старых
грампластинок, магнитофонных лент; подержат в
руках документы эпохи: старые газеты, фотографии,
письма с фронта; прикоснутся к истории.
Рисунок 6. Свидетельство об окончании училища. Начало ХХ века.
Исследовательско-поисковый метод позволяет
глубже изучить тему, прочувствовать и понять её,
сделать самостоятельный вывод по отношению к
данному событию, установить
причинно-следственные связи с событиями истории
и современностью. Активная познавательная
деятельность обучающихся в процессе
самостоятельной работы оказывают
воспитательное воздействие на подрастающее
поколение.
Основные факторы развития познавательного
интереса обучающихся к краеведению:
эмоциональное воздействие, наглядность,
использование технических средств обучения,
информационно-компьютерных технологий. Учителю
необходимо овладеть современными компьютерными
технологиями, привлекать к созданию
видеофильмов, презентаций обучающихся и
пополнять копилку образовательных ресурсов на
электронных носителях по каждой теме урока.
Проводятся уроки разные по форме: урок с
использованием музейного экспоната «Музейная
редкость», урок воображаемое путешествие
«Путешествие в страну исторических источников»,
«Путешествие по Сибирскому тpaкту», урок
творчества «Промыслы древних удмуртов»,
драматизация «Легенды и сказки удмуртского
народа как исторический источник», урок
спектакль «Мултанский процесс», «Обучение в
Ижевской женской гимназии», «Русские писатели об
Удмуртии», персонификация «Основатель Ижевского
оружейного завода – А.Ф.Дерябин», «Записки
кавалерист дeвицы», интервьюирование персонажей
«Рассуждения о главном», заочное путешествие «По
городам Удмуртии». (Приложение 3)
Реферативные и исследовательские работы
обучающихся используются не только на уроках но
и во внеурочной деятельности. Ребята выступают с
докладами на школьных краеведческих чтениях,
школьных научно-пpaктических конференциях,
школьных семейных праздниках. Организуются
выставки творческих работ учащихся.
В работе помогают родители. Формы работы с
родителями и детьми могут быть разнообразны;
уроки с приглашенными родителями «Ответы дает
семья», «Диспут поколений», «Из бабушкиного
сундука», «Семейные реликвии», «Семейное
портфолио», симпозиум (дети готовят заранее
вопросы родителям), «Мой папа – солдат», «Урок
мечты о будущем».
Продолжением уроков служит внеурочная работа по
краеведению с семьями обучающихся классные часы,
праздники: «Праздник профессий родителей»,
«Праздник семейных династий», «Дела давно
минувших лет», «Самая читающая семья»,
«Презентация семьи», «Праздник древо жизни»,
«Форум семей», «Симпозиум поколений», «От всей
души», «Люди нашего дома», конкурс «Самый лучший
папа», литературно-музыкальная гостиная,
«Почтовый ящик (урок письма родителей и детей)»,
День творчества детей и родителей, город
мастеров.
Выбор того или иного метода, технологии обучения
на уроках краеведения и во внеурочной
деятельности определяется конкретной
дидактической задачей, содержанием изучаемого
материала, уровнем развития обучающихся. При
подготовке урока краеведения необходимо помнить
слова Сократа: «В каждом человеке солнце,
только дайте ему засветиться». Изучая свою семью,
свой край, историю своей «малой» родины школьник
зажигает свою путеводную звезду, ведущую его к
познанию истории.
Предлагаемый урок является заключительным и обобщающим в блоке "Эпоха Петра I". Форма занятия преследует цель не только систематизировать знания учащихся, но и включить их в поисковую деятельность, дать ребенку возможность проявить себя, сыграв определенную роль. Урок в форме ролевой игры позволяет глубже пережить изучаемые события и ведет к более детальному запоминанию материала.
...
07 12 2023 8:34:20

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
06 12 2023 11:17:55
Проблемно-модульная технология с личностно ориентированным и дифференцированным подходом с применением информационных технологий позволяет применяемые приемы организации индивидуальной и групповой работы привести в систему. Именно систематичность способна обеспечить эффективность решения многих задач исторического образования....
05 12 2023 14:10:31
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
04 12 2023 5:36:43
Рабочий урок, на котором проверяется материал, изученный на предыдущем уроке, а также изучается новый материал. Предлагаются разнообразные формы повторения и изучения материала: блиц-опрос, загадки с картинками, письменная работа по терминам, работа по нарисованной карте-схеме. Урок насыщенный по форме деятельности, большую часть материала ученики изучают самостоятельно, а учитель выступает в роли инструктора....
03 12 2023 15:38:48
В разработке дан подробный план и методика проведения урока. В ходе проведения урока учащиеся узнают об особенностях подросткового возраста, закреплению, применению и определению уровня усвоения этой информации....
02 12 2023 15:44:47
Сборник состоит из используемых различных правил, памяток, и рекомендаций по работе с исторической и различной информацией. Доступный для каждого ученика, он постоянно обновляется (не в последнюю очередь усилиями самих учащихся и учителей - коллег). Может использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы учеников.
...
01 12 2023 9:27:20
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
30 11 2023 9:52:50
Данный урок является интегрированным, представляет ценность для изучения истории и литературы родного края (Ульяновская область). Рекомендуется использовать как самостоятельный урок по краеведению или в качестве дополнительной информации на уроках литературы и истории, а также факультативных занятиях....
29 11 2023 4:54:46
Работа посвящена развитию познавательной активности учащихся при изучении летописных документов Древней Руси.
...
28 11 2023 22:53:40
Данный урок может быть использован в преподавании истории методом погружения с использованием технологии КСО.
...
27 11 2023 5:47:59
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
26 11 2023 20:27:48
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
25 11 2023 20:23:41
Урок разработан по технологии критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Цели урока: расширить представление учащихся о рабстве, помочь им осознать положение рабов в Древнем Риме; формировать непримиримое отношение к угнетению человека человеком; развивать у школьников критически анализировать информацию.
...
24 11 2023 7:20:13

Комбинированный урок обобщает знания по истории России первой половины XIX века. Материал и план занятия рассчитан на 2 часа. Помимо межпредметных связей, учащиеся 8-го класса осваивают различные ролевые позиции; сопоставляют разнотипные тексты и выявляют разночтения; извлекают социальные факты из литературных и исторических источников; строят различные версии исторического события....
23 11 2023 5:19:15
Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории проводится с целью активизации познавательной деятельности, поддержания интереса к предмету на уроках закрепления знаний.
...
22 11 2023 22:20:39
В статье представлен урок-игра, на котором учащиеся знакомятся с важнейшими победами и успехами НТР; а также формируются знания о последствиях НТР для людей – загрязнение среды и т.д....
21 11 2023 20:27:22
Урок для 7-го класса посвящён главным ценностям: любви, добру, уважению, взаимопониманию, состраданию, которые являются основой нравственности человека, а также роли семьи и государства в их формировании....
20 11 2023 9:29:19
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
19 11 2023 19:54:38
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
18 11 2023 9:11:45
Урок-экскурсия разработан для учащихся 10-х классов. Может быть использован при изучении вопросов развития культуры Древней Руси в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволяет повысить интерес учащихся к изучению истории своей страны, к её культуре, традициям, ценностям....
17 11 2023 3:47:43
При написании сценария поставили перед собой цель: сформировать у учащихся культуру мира понимания и осознать исторического прошлое и будущее в нем; привить чувство гражданской ответственности, достоинства, уважение к истории и культуре своей страны; уважению старшему поколению. Знать и понимать значение слов: война, хлеб, холод. Учащиеся должны знать историю своей Родины, героическое прошлое своего народа. Не зная истории, мы не сможем узнать настоящего, а тем более будущего нашей Родины....
16 11 2023 11:16:46
Учитель объясняет учащимся, как ставить вопросы к тексту и сам показывает методику постановки вопросов. Приведены примерные варианты вопросов, составленных учащимися и учителем по данной теме. Вопросы – разноуровневые, предназначены для повторения темы. Их формулируют как сами учащиеся, так и учитель. Проблемные вопросы дадут возможность учащимся обратиться к дополнительной литературе для закрепления темы....
15 11 2023 1:47:56

Урок обобщающего повторения проводится в форме конкурса, класс делится на три комaнды, каждая из которых в ходе урока отвечает на вопросы конкурсных заданий. Конкурсные задания проецируются в виде слайдов презентации, после ответов комaнд на экран проецируются правильные ответы с последующей коррекцией знаний учащихся....
14 11 2023 22:53:47
Для данного урока выбрана живая интеpaктивная форма проведения – урок-спектакль. Через игру, творческое воплощение происходит погружение учеников в историческую эпоху, осмысление вечных философских понятий и истин. Важным является период подготовки урока: разучивание ролей, подбор костюмов и образов....
13 11 2023 4:38:51
Мероприятие рассчитано на учащихся 8–11-х классов. Способствует развитию чувства патриотизма и гражданственности, формирует традиционные православные ценности. Адресовано учителям истории, мировой художественной культуры, заместителям директора по воспитательной работе. Может быть проведено в рамках недели истории. Актуальность мероприятия объясняется ростом потребности общества в повышении духовности и нравственности подрастающего поколения.
...
12 11 2023 12:25:36
Учащимся показан ход Северной войны, постепенный переход от поражений к победам и к решению главной задачи войны - выходу к морю и становлению морской державой европейского статуса. Современные ИКТ делает возможным подойти к процессу обучения творчески, повышать мотивацию познавательного процесса.
...
11 11 2023 11:19:30
Урок формирует целостный образ – представление о государстве Ассирия. Учитель развивает умение учащихся работать с картой; идет самостоятельная работа с учебником, работа по карточкам, с основными понятиями и терминами....
10 11 2023 11:30:33
В статье автор поднимает проблему познания природы человека через самопознание. Актуальность данного исследования в формировании «Я – концепции», представлении человека о самом себе через мнения других людей и соотнесении себя с другими. В процессе дискуссии у старшеклассников развиваются навыки самоанализа, изучения себя через образы и ситуации с учетом мнения других людей....
09 11 2023 23:36:58
В статье представлен урок истории, который может быть проведён с учащимися 7-го класса общеобразовательной школы. Используемые формы работы: рассказ учителя, работа с учебником, картой, с документами, схемами, решение исторических задач.
...
08 11 2023 2:21:32
Представленная разработка игры-викторины может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых воспитанию гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны....
07 11 2023 19:37:31
Урок истории преследует цель актуализировать имеющиеся знания у учащихся по этой теме и углубить представления школьников об ордынском иге. При подготовке к уроку используется дополнительная литература (сочинения Карамзина, Гумилева, Ключевского, исследования современных авторов в и другие). Форма урока позволяет создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, вести диалог....
06 11 2023 11:30:41
Урок посвящен одной из выдающихся личностей истории России – Петру Великому. При подготовке к уроку учащимся дается опережающее задание: подготовить сочинение-размышление на тему: "Мне нравится Петр I", "Мне не нравится Петр I", а также познакомиться с дополнительной информацией по изучаемым вопросам темы.
...
05 11 2023 0:49:11
Формирование позитивных личностных качеств у старшеклассников: патриотизма, милосердия, гордости за своих соотечественников и их мужество, основываясь на художественном материале о Великой Отечественной войне....
04 11 2023 23:50:39
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
03 11 2023 12:50:42
Работа посвящена 200-летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Данный материал разработан и использован для проведения классных часов для учащихся 4-х классов начальной школы, а также учащихся 5–7-х классов средней школы. К активизации внимания учащихся и проявления не только знаний по теме, но и сформированных исследовательских умений, да и просто смекалки приготовлена викторина....
02 11 2023 17:51:26

Прекрасен Донской край! Прекрасен он всем: весенней цветущей степью, поразительным золотом июньский хлебных полей, своеобразием станиц и хуторов с расписными хатами – мазанками и резными куренями! Прекрасен Донской край культурой, гармонично сочетающей в себе все лучшие традиции народов, когда-либо проживавших и приходивших сюда искать работу, службу и приключения!.. Прекрасен Донской край мастерами – умельцами, прославившими свой край и род!...
01 11 2023 4:15:34
Урок по данной теме помогает формировать представление об открытиях и изобретениях в Европе в XI–XV веках и их значении. Развивает умения анализировать, определять главное. Урок проводится с использованием презентации. С целью расширения знаний учащихся и их кругозора ряд учащихся готовит сообщения. Урок призван пробудить интерес к технике и механике....
31 10 2023 19:55:36
В настоящее время большой интерес вызывает всеобщая история и культура зарубежных стран. Предлагаемый урок окажет помощь учителям в процессе обучения, развития коммуникативных возможностей, социализации личности подростка. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся систематизируют, обобщают и закрепляют знания по курсу «Новая история» (ХIХ век)....
30 10 2023 8:55:55
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
29 10 2023 7:53:28
Урок изучения нового материала в 10-м классе. Вид урока - продвинутая лекция в технологии критического мышления. Урок способствует воспитанию свободного осознанного выбора личностной патриотической позиции, интереса к прошлому как "кладовой образцов дурного и хорошего", формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....
28 10 2023 23:38:50
Урок истории России по теме «Русь между Востоком и Западом»....
27 10 2023 12:13:29
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
26 10 2023 16:37:30
На занятии дети узнают о структуре, составе и деятельности высших законодательных органов России и Татарстана....
25 10 2023 15:42:54
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
...
24 10 2023 19:16:29
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида. Здесь упрощена подача материала в связи с особенностями учащихся. Но материал этот может быть интересен и для учителей общеобразовательных учреждений. В приложении даны фотографии известных людей, связанных с книгопечатанием в разные исторические времена....
23 10 2023 20:33:51
Игра в форме исторического футбола рассчитана на учащихся 6-х классов, (только начавших изучать отечественную историю) с целью закрепления и расширения основных знаний по теме «Древняя Русь» в объеме школьной программы. Комaнды учащихся отвечают на поставленные вопросы в течение 30 секунд поочерёдно, имея возможность подстраховать друг друга.
...
22 10 2023 21:14:29
Урок для 9-х, 11-х классов общеобразовательной школы. Тема рассматривается в процессе развития мировых событий с 1947 года до 1991 года, составлена хронология в таблице. Обучающиеся смогут проследить наглядно путь развития «холодной войны» через составление диаграммы, сделать выводы. Изучая хронологию событий «холодной войны» и отвечая на данные вопросы, обучающиеся смогут научиться анализировать события, устанавливать причинно-следственные связи, решать лично-значимые проблемные ситуации....
21 10 2023 14:54:27
Цели урока: создание условий для применения предметных умений (совершенствования языковых и речевых навыков) и формирования первичных предметных умений по теме «Семья. Родственные связи»....
20 10 2023 15:34:11
Учащиеся формируют представления об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса и специфике развития отдельных цивилизаций. Прослеживают взаимосвязь исторической науки с другими областями научных знаний (социологией, лингвистикой, философией, этнографией, географией и др.)....
19 10 2023 1:55:45
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::