Современные методы преподавания исторического краеведения
Велика, неоглядна земля,
Но мы родину знаем одну
И, свои воспевая края,
Воспеваем всю нашу страну.
М. Покчи-Петров.
Век за веком из судеб разных народов
складывалась судьба многонациональной России.
Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие вхождения в
состав России. По образному высказыванию поэта
Удмуртия «жаркой кровинкой в сердце России
горит». Знать и любить свою малую Родину – долг
каждого гражданина. Краеведение связывает
обучение и воспитание с жизнью, способствует
всестороннему развитию способностей, прививает
любовь к своему краю, формирует чувство
сопричастности к судьбе своего народа и судеб
народов нашей страны. (Приложение
1) Краеведение является важным
средством реализации межпредметных связей.
Изучение предмета создает условия для
социо-культурной адаптации обучающихся,
способствует развитию творческого мышления,
интеграции знаний, полученных в школе, формирует
«Я-концепцию».
Краеведение должно начинаться с изучения
истории своей семьи, своего рода, себя. Изучение
краеведения соблюдает принцип концентризма:
обучающиеся изучают историю своей семьи, своего
рода, улицы на которой они живут, школы, где
учатся, родного города (села), республики,
постепенно расширяя круг своих познаний. Получая
творческие задания, школьники получают
нравственные переживания, становятся активными
творцами урока. Процесс изучения истории родного
края становится интересным, увлекательным,
развивает навыки самообразования.
Предмет предусматривает активную
самостоятельную работу обучающихся. На уроках
реализуются личностные особенности,
самобытность, уникальность каждого
обучающегося, дается возможность проявить себя
самостоятельно, отстаивать свои позиции по
каждому изучаемому вопросу, используется
субъективный опыт.
Учитель на уроке должен найти эмоциональные
«крючочки», чтобы весь материал проходил через
сердце обучающегося, создать на уроке
комфортную, бесконфликтную обстановку, ситуацию
успеха для каждого. С этой целью необходимо так
разработать сценарий урока, подобрать средства и
методы обучения, продумать дидактические и
деловые игры, тесты, организовать творческую
работу, чтобы обучающиеся сначала почувствовали
себя россиянами, жителями Удмуртии, а потом
осознали это.
На уроках краеведения применяются различные
методы обучения – способы работы учителя и
обучающихся, при помощи которых достигается
овладение знаниями, умениями и навыками,
формируется мировоззрение, развиваются их
способности. (Приложение 2)
Наукой доказано, что 80% информации, которую
слышит обучающийся на уроке, забывается в тот же
день, если обучающийся над ней не поработал
(повторил, проговорил, записал), 20% сохраняется
дольше, в зависимости от ее актуальности для
обучаемого. Поэтому следует применять методы
обучения, направленные на повышение
познавательной активности и самостоятельности,
побуждающие искать ответы на вопросы. Рассмотрим
некоторые методы обучения, использующиеся в
перспективных школьных технологиях
традиционного, личностно-ориентированного,
развивающегося, модульного обучения.
Объяснительно-иллюстративный и
словесно-печатный методы обучения служат
важнейшими источниками получения знаний,
позволяют в сжатые сроки и экономным путем
передать обобщенные результаты познавательной
деятельности предшествующих поколений,
вооружают обучающихся систематическими
знаниями. Здесь главное действующее лицо –
учитель, несущий готовые знания, и достигающий
цели лишь в том случае, если его рассказ или текст
заставляют обучающихся активно мыслить.
Например, работая над составлением родословного
древа, обучающиеся получают информацию о
важности знаний по истории своего рода, примерах
составления родословных великих людей, затем
«вырастят» в тетради дерево, в корнях которого
лежит слово «род», а ветвями дерева будут слова,
образованные от данного корня (для составления
древа используется словарь В.Даля, статья «род»).
Ученики составят совместно с родственниками
свое родословное древо, сосчитают количество
родственников, увеличивающихся в геометрической
прогрессии (я – один, родителей у меня – двое,
бабушек и дедушек – четверо (вот они СЕМЬ Я),
пpaбабушек и прадедушек – восемь…), узнают
глубину семейной памяти, отметят ее на ленте
времени, получат ответ на вопрос: «Кто мы? Откуда
мы?».
При опросе изученного материала и закреплении
приобретенных на уроке знаний преобладает
воспроизводящая деятельность обучающихся
(репродуктивный метод обучения). Используя
картонную картосхему, учащиеся знакомятся с
контуром Удмуртии, ее городами, реками,
субъектами РФ, граничащими с Удмуртской
Республикой. На контурной карте УР отмечают
административно-территориальные центры, пути
следования ученых, исследующих край в прошлом.
Рисунок 1. Контурная карта
«удмуртских уездов»
Вятской губернии и современная контурная карта
Удмуртии
Скучное задание можно оживить, предложить в знакомом контуре Удмуртии увидеть то, что ни кому еще не удавалось увидеть: медвежонка, гнома, белочку, петушка…, а потом устроить вернисаж рисунков «Знакомая незнакомка»:
Рисунок 2. Конкурс «Знакомая незнакомка»
Предлагая обучающимся представить
предложенный текстовый материал в виде схемы,
диаграммы, графика, сопоставительной таблицы,
опopного конспекта, кластера (виноградная
гроздь), учитель способствует прочнее усвоить
приобретенные знания.
Домашние задания даются исследовательского
хаpaктера: написать эссе на заданную тему («Самое
знаменательное событие ХХ века, повлиявшее на
историю моей семьи», «Самое трагическое событие
в истории семьи», «История страны – история
семьи»), провести мини социологический опрос
(«Игры и игрушки трех поколений»), подготовить
сообщение («Моя семья в годы Великой
Отечественной войны», «История музейного
экспоната», «Имена в нашей семье»), написать
сочинение («Награды в нашем доме», «Школа во
времена моей бабушки, или кто такие пионеры»,
«Кем я могу гордиться в нашей семье»). Подобные
творческие работы имеют огромное
образовательное и воспитательное значение.
Обучающиеся выполняют их с огромным увлечением и
чувством ответственности, которое порождается
сознанием важности порученного им дела.
Выполняя домашнее задание, обучающиеся могут
провести эксперимент «Природные красители,
использующиеся для окрашивания тканей». Вместе с
родителями в «домашней лаборатории» попробуют
окрасить кусочки хлопчатобумажной ткани разными
красителями: корой дуба, багульником, луковым
пером, подмаренником и др. О результатах
проведенного эксперимента доложат на
последующих уроках, покажут окрашенные ткани.
Еще одно задание – составление карты звездного
неба Удмуртии. Обучающиеся проведут
астрономические наблюдения за звездным небом,
сделают рисунки расположения созвездий на
ночном небе в разные сезоны, соберут материал по
воззрениям удмуртов.
Проектный метод обучения можно использовать на
уроках: «Прошлое, настоящее и будущее нашей
школы», «Наш класс в 2010 году». Обучающиеся вместе
с родителями создают «Портфолио семьи». В
течение учебного года каждый обучающийся
создает личностно-ориентированную папку
творческих работ, о которых ему заранее
сообщается. Например, работы могут быть
следующие: «Родословное древо моей семьи»,
«История моего имени, именины, почему мне дали
это имя, что в имени моем мне предначертано»,
«Происхождение моей фамилии», «Впиши себя в
историю своей семьи (мои достижения)», «Реликвии
моей семьи», «Важные события в истории моей
семьи», «История страны – история семьи», «Из
папиного армейского альбома», «Любимые семейные
праздники», «Герб и девиз нашей семьи», «Семейное
хобби», «Приходите в гости к нам (семейный уклад,
хобби, фирменное блюдо)», «Загляните в семейный
альбом»… По итогам годовой творческой работы
проводится семейный праздник «Крепка семья –
крепка Россия», демонстрируются лучшие папки.
Обучающиеся, владеющие компьютерными
технологиями и цифровой видеосъемкой, могут
представить проекты-презентации на электронных
носителях: «Природа края», «Птицы нашего двора»,
«Уходящий в прошлое Ижевск (старые дома,
наличники, тихие улочки, архитектурные памятники
города), «Чугунные кружева (решетки) города»,
«История школы», «История школьного музея»,
«История улицы на которой я живу», «Экскурсия в
прошлое», «Памятники города Ижевска», «Места
города, связанные с именем А.Ф.Дерябина, Кузебая
Герда», «Улицы, названные в честь: героев
гражданской войны, Великой Отечественной войны,
писателей, художников», «Происхождение названий
рек города», «Официальные и неофициальные
символы республики», «Черты культуры Древней
Греции и Древнего Рима на улицах родного города»,
«Выдающиеся деятели современности – жители
нашего города», «Героев наших имена»,
«М.Т.Калашников – наш земляк».
Рисунок 3. Презентация «Искусство ижевских оружейников»
Для обучающихся младшего и среднего возраста важно «почувствовать» изученный материал, для этого используются элементы творческих мастерских: на уроках или дома изготавливаются макеты куалы, воршудного короба, внутреннего убранства дома, тканого полотна, орнаментированного коврика, орудий труда земледельца, оружия и приспособлений охотника, рыболова, посуды изучаемого народа, предметов быта, национальных кукол.
Рисунок 4. Куклы в национальных костюмах
На уроке может быть использован пластилин, глина, нитки, ткань, бумага для оригами. Рассказ учителя о промыслах удмуртов сопровождается пpaктическими работами: изготовляется полотно на подготовленном заранее из картона «ткацком станке», из ниток и лоскутков создаются народные куклы, постигая искусство гончаров, осваивается жгутиковая техника лепки посуды, способы нанесения орнамента на изделие.
Рисунок 5. Ткацкие переплетения
Ижевского могильника времен падения Рима
и картонный «ткацкий станок» для изготовления
«ткани» из нирей на уроке
Эти образцы, макеты становятся наглядными
пособиям при изучении нового материала. Печатное
слово представляется в виде рисунка, кроссворда,
ребуса. Знакомство с лекарственными травами
закрепляется сбором гербария «Способы народной
медицины». Исследование природного богатства
края пополнит минералогическую коллекцию.
Изучение нового материала эффективно при
использовании технологии коллективного
взаимообучения А.Г.Ривина. «Работа в парах
сменного состава» позволяет плодотворно
развивать у обучающихся самостоятельность и
коммуникативные умения. Работа организуется в
статических парах («учитель» – «ученик»),
динамических парах (четверо готовят одно
задание, но имеют 4 части, обучающийся трижды
проговаривает и обсуждает задание), вариационная
пара (каждый члeн группы получает свое задание,
выполняет его, анализирует вместе с учителем и
обучает по схеме с трех товарищей). Психологи
утверждают, что 95% материала усваивается
обучающимся при обучении других, 90% – если
говорит и делает задание совместно, 70% – когда
обсуждает, 50% – если видит и слышит, 10% – если
читает глазами.
Для успешной учебной деятельности необходимо
вести постоянный контроль за знаниями, умениями,
навыками обучающихся со стороны учителя, а также
самоконтроль со стороны обучающегося. В старших
классах этому способствует модульное обучение.
Его сущность состоит в том, что ученик полностью
самостоятельно (или с определенной дозой помощи)
достигает конкретных целей учения в процессе
работы с модулем (целевым функциональным узлом,
объединяющим учебное содержание и технологии
овладения им). Модули позволяют перевести
обучение на субъект-субъектную основу,
индивидуализировать работу с отдельными
обучающимися, дозировать индивидуальную помощь,
определить оптимальный объем знаний, излагаемый
учителем, изменить формы общения учителя и
обучающегося, нацелить на поисковые действия в
учебно-познавательной деятельности,
предусмотрев необходимое количество времени для
обсуждения и осмысления нового материала не
дома, а в ходе учебного занятия. Самостоятельная
познавательная деятельность может быть
организована только при создании благоприятного
эмоционального фона, что возможно благодаря
изменениям в оценочной деятельности учителя,
введению самоконтроля и самооценки обучающихся,
согласуемой с учителем, координирующим учебные
действия обучаемых. Например: «Твои права и
обязанности в Конституциях Российской Федерации
и Удмуртской Республики».
Краеведение предусматривает
учебно-исследовательскую работу.
Исследовательские методы обучения позволяют
углубить знания по теме, познакомить с научными
методами работы, расширить кругозор.
Исследование можно провести по истории, природе
края, фольклору, литературным произведениям.
Например, проверьте, правильны ли народные
приметы, расскажите о результатах своих
наблюдений.
Фольклорные источники можно использовать как
исторический источник на уроке. После прочтения
легенд удмуртского народа, ребята выясняют, что
можно узнать о жизни народа в далеком прошлом, по
сказкам определяют занятия жителей Удмуртии, их
взаимоотношения с другими народами.
Важное место в обучении краеведения занимают
экскурсии по родному краю, посещение музеев.
После экскурсии выполняется творческая работа:
отчет об экскурсии, выпуск альманаха, оформление
фотовыставки, демонстрация фильма..
Занятия могут проводиться в музеях, музейных
комнатах, архивах республики. Изучая историю
края, обучающиеся познакомятся с интересными
людьми: писателями, поэтами, учеными, участниками
Великой Отечественной войны, локальных войн,
героями-ликвидаторами Чернобыльской аварии,
услышат «живые голоса истории» самих участников
исторических событий, а также голоса со старых
грампластинок, магнитофонных лент; подержат в
руках документы эпохи: старые газеты, фотографии,
письма с фронта; прикоснутся к истории.
Рисунок 6. Свидетельство об окончании училища. Начало ХХ века.
Исследовательско-поисковый метод позволяет
глубже изучить тему, прочувствовать и понять её,
сделать самостоятельный вывод по отношению к
данному событию, установить
причинно-следственные связи с событиями истории
и современностью. Активная познавательная
деятельность обучающихся в процессе
самостоятельной работы оказывают
воспитательное воздействие на подрастающее
поколение.
Основные факторы развития познавательного
интереса обучающихся к краеведению:
эмоциональное воздействие, наглядность,
использование технических средств обучения,
информационно-компьютерных технологий. Учителю
необходимо овладеть современными компьютерными
технологиями, привлекать к созданию
видеофильмов, презентаций обучающихся и
пополнять копилку образовательных ресурсов на
электронных носителях по каждой теме урока.
Проводятся уроки разные по форме: урок с
использованием музейного экспоната «Музейная
редкость», урок воображаемое путешествие
«Путешествие в страну исторических источников»,
«Путешествие по Сибирскому тpaкту», урок
творчества «Промыслы древних удмуртов»,
драматизация «Легенды и сказки удмуртского
народа как исторический источник», урок
спектакль «Мултанский процесс», «Обучение в
Ижевской женской гимназии», «Русские писатели об
Удмуртии», персонификация «Основатель Ижевского
оружейного завода – А.Ф.Дерябин», «Записки
кавалерист дeвицы», интервьюирование персонажей
«Рассуждения о главном», заочное путешествие «По
городам Удмуртии». (Приложение 3)
Реферативные и исследовательские работы
обучающихся используются не только на уроках но
и во внеурочной деятельности. Ребята выступают с
докладами на школьных краеведческих чтениях,
школьных научно-пpaктических конференциях,
школьных семейных праздниках. Организуются
выставки творческих работ учащихся.
В работе помогают родители. Формы работы с
родителями и детьми могут быть разнообразны;
уроки с приглашенными родителями «Ответы дает
семья», «Диспут поколений», «Из бабушкиного
сундука», «Семейные реликвии», «Семейное
портфолио», симпозиум (дети готовят заранее
вопросы родителям), «Мой папа – солдат», «Урок
мечты о будущем».
Продолжением уроков служит внеурочная работа по
краеведению с семьями обучающихся классные часы,
праздники: «Праздник профессий родителей»,
«Праздник семейных династий», «Дела давно
минувших лет», «Самая читающая семья»,
«Презентация семьи», «Праздник древо жизни»,
«Форум семей», «Симпозиум поколений», «От всей
души», «Люди нашего дома», конкурс «Самый лучший
папа», литературно-музыкальная гостиная,
«Почтовый ящик (урок письма родителей и детей)»,
День творчества детей и родителей, город
мастеров.
Выбор того или иного метода, технологии обучения
на уроках краеведения и во внеурочной
деятельности определяется конкретной
дидактической задачей, содержанием изучаемого
материала, уровнем развития обучающихся. При
подготовке урока краеведения необходимо помнить
слова Сократа: «В каждом человеке солнце,
только дайте ему засветиться». Изучая свою семью,
свой край, историю своей «малой» родины школьник
зажигает свою путеводную звезду, ведущую его к
познанию истории.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
13 12 2024 18:54:19
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
12 12 2024 19:18:30
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
11 12 2024 12:16:51
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
10 12 2024 19:57:38
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
09 12 2024 10:37:37
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
08 12 2024 23:57:35
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
07 12 2024 15:59:30
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
06 12 2024 4:16:52
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
05 12 2024 18:24:14
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
04 12 2024 21:19:48
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
03 12 2024 9:10:26
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
02 12 2024 21:10:33
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
01 12 2024 4:22:21
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
30 11 2024 5:53:40
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
29 11 2024 15:43:57
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
28 11 2024 23:11:13
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
27 11 2024 16:21:46
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
26 11 2024 8:30:55
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
25 11 2024 3:37:40
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
24 11 2024 10:26:40
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
23 11 2024 10:56:23
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
22 11 2024 20:42:11
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
21 11 2024 18:27:45
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
20 11 2024 9:50:32
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
19 11 2024 13:10:37
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
18 11 2024 16:18:31
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
17 11 2024 7:41:27
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
16 11 2024 9:32:32
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
15 11 2024 9:23:28
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
14 11 2024 9:19:52
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
13 11 2024 20:30:45
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
12 11 2024 17:46:31
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
11 11 2024 5:39:23
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
10 11 2024 5:36:14
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
09 11 2024 13:44:43
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
08 11 2024 11:46:40
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
07 11 2024 23:15:39
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
06 11 2024 14:19:29
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
05 11 2024 14:36:10
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
04 11 2024 0:39:18
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
03 11 2024 5:27:21
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
02 11 2024 7:58:44
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
01 11 2024 14:59:39
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
31 10 2024 20:53:39
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
30 10 2024 17:32:52
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
29 10 2024 16:30:24
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
28 10 2024 14:49:24
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
27 10 2024 13:23:51
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
26 10 2024 22:27:10
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
25 10 2024 10:51:14
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::