Современные методы преподавания исторического краеведения
Велика, неоглядна земля,
Но мы родину знаем одну
И, свои воспевая края,
Воспеваем всю нашу страну.
М. Покчи-Петров.
Век за веком из судеб разных народов
складывалась судьба многонациональной России.
Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие вхождения в
состав России. По образному высказыванию поэта
Удмуртия «жаркой кровинкой в сердце России
горит». Знать и любить свою малую Родину – долг
каждого гражданина. Краеведение связывает
обучение и воспитание с жизнью, способствует
всестороннему развитию способностей, прививает
любовь к своему краю, формирует чувство
сопричастности к судьбе своего народа и судеб
народов нашей страны. (Приложение
1) Краеведение является важным
средством реализации межпредметных связей.
Изучение предмета создает условия для
социо-культурной адаптации обучающихся,
способствует развитию творческого мышления,
интеграции знаний, полученных в школе, формирует
«Я-концепцию».
Краеведение должно начинаться с изучения
истории своей семьи, своего рода, себя. Изучение
краеведения соблюдает принцип концентризма:
обучающиеся изучают историю своей семьи, своего
рода, улицы на которой они живут, школы, где
учатся, родного города (села), республики,
постепенно расширяя круг своих познаний. Получая
творческие задания, школьники получают
нравственные переживания, становятся активными
творцами урока. Процесс изучения истории родного
края становится интересным, увлекательным,
развивает навыки самообразования.
Предмет предусматривает активную
самостоятельную работу обучающихся. На уроках
реализуются личностные особенности,
самобытность, уникальность каждого
обучающегося, дается возможность проявить себя
самостоятельно, отстаивать свои позиции по
каждому изучаемому вопросу, используется
субъективный опыт.
Учитель на уроке должен найти эмоциональные
«крючочки», чтобы весь материал проходил через
сердце обучающегося, создать на уроке
комфортную, бесконфликтную обстановку, ситуацию
успеха для каждого. С этой целью необходимо так
разработать сценарий урока, подобрать средства и
методы обучения, продумать дидактические и
деловые игры, тесты, организовать творческую
работу, чтобы обучающиеся сначала почувствовали
себя россиянами, жителями Удмуртии, а потом
осознали это.
На уроках краеведения применяются различные
методы обучения – способы работы учителя и
обучающихся, при помощи которых достигается
овладение знаниями, умениями и навыками,
формируется мировоззрение, развиваются их
способности. (Приложение 2)
Наукой доказано, что 80% информации, которую
слышит обучающийся на уроке, забывается в тот же
день, если обучающийся над ней не поработал
(повторил, проговорил, записал), 20% сохраняется
дольше, в зависимости от ее актуальности для
обучаемого. Поэтому следует применять методы
обучения, направленные на повышение
познавательной активности и самостоятельности,
побуждающие искать ответы на вопросы. Рассмотрим
некоторые методы обучения, использующиеся в
перспективных школьных технологиях
традиционного, личностно-ориентированного,
развивающегося, модульного обучения.
Объяснительно-иллюстративный и
словесно-печатный методы обучения служат
важнейшими источниками получения знаний,
позволяют в сжатые сроки и экономным путем
передать обобщенные результаты познавательной
деятельности предшествующих поколений,
вооружают обучающихся систематическими
знаниями. Здесь главное действующее лицо –
учитель, несущий готовые знания, и достигающий
цели лишь в том случае, если его рассказ или текст
заставляют обучающихся активно мыслить.
Например, работая над составлением родословного
древа, обучающиеся получают информацию о
важности знаний по истории своего рода, примерах
составления родословных великих людей, затем
«вырастят» в тетради дерево, в корнях которого
лежит слово «род», а ветвями дерева будут слова,
образованные от данного корня (для составления
древа используется словарь В.Даля, статья «род»).
Ученики составят совместно с родственниками
свое родословное древо, сосчитают количество
родственников, увеличивающихся в геометрической
прогрессии (я – один, родителей у меня – двое,
бабушек и дедушек – четверо (вот они СЕМЬ Я),
пpaбабушек и прадедушек – восемь…), узнают
глубину семейной памяти, отметят ее на ленте
времени, получат ответ на вопрос: «Кто мы? Откуда
мы?».
При опросе изученного материала и закреплении
приобретенных на уроке знаний преобладает
воспроизводящая деятельность обучающихся
(репродуктивный метод обучения). Используя
картонную картосхему, учащиеся знакомятся с
контуром Удмуртии, ее городами, реками,
субъектами РФ, граничащими с Удмуртской
Республикой. На контурной карте УР отмечают
административно-территориальные центры, пути
следования ученых, исследующих край в прошлом.
Рисунок 1. Контурная карта
«удмуртских уездов»
Вятской губернии и современная контурная карта
Удмуртии
Скучное задание можно оживить, предложить в знакомом контуре Удмуртии увидеть то, что ни кому еще не удавалось увидеть: медвежонка, гнома, белочку, петушка…, а потом устроить вернисаж рисунков «Знакомая незнакомка»:
Рисунок 2. Конкурс «Знакомая незнакомка»
Предлагая обучающимся представить
предложенный текстовый материал в виде схемы,
диаграммы, графика, сопоставительной таблицы,
опopного конспекта, кластера (виноградная
гроздь), учитель способствует прочнее усвоить
приобретенные знания.
Домашние задания даются исследовательского
хаpaктера: написать эссе на заданную тему («Самое
знаменательное событие ХХ века, повлиявшее на
историю моей семьи», «Самое трагическое событие
в истории семьи», «История страны – история
семьи»), провести мини социологический опрос
(«Игры и игрушки трех поколений»), подготовить
сообщение («Моя семья в годы Великой
Отечественной войны», «История музейного
экспоната», «Имена в нашей семье»), написать
сочинение («Награды в нашем доме», «Школа во
времена моей бабушки, или кто такие пионеры»,
«Кем я могу гордиться в нашей семье»). Подобные
творческие работы имеют огромное
образовательное и воспитательное значение.
Обучающиеся выполняют их с огромным увлечением и
чувством ответственности, которое порождается
сознанием важности порученного им дела.
Выполняя домашнее задание, обучающиеся могут
провести эксперимент «Природные красители,
использующиеся для окрашивания тканей». Вместе с
родителями в «домашней лаборатории» попробуют
окрасить кусочки хлопчатобумажной ткани разными
красителями: корой дуба, багульником, луковым
пером, подмаренником и др. О результатах
проведенного эксперимента доложат на
последующих уроках, покажут окрашенные ткани.
Еще одно задание – составление карты звездного
неба Удмуртии. Обучающиеся проведут
астрономические наблюдения за звездным небом,
сделают рисунки расположения созвездий на
ночном небе в разные сезоны, соберут материал по
воззрениям удмуртов.
Проектный метод обучения можно использовать на
уроках: «Прошлое, настоящее и будущее нашей
школы», «Наш класс в 2010 году». Обучающиеся вместе
с родителями создают «Портфолио семьи». В
течение учебного года каждый обучающийся
создает личностно-ориентированную папку
творческих работ, о которых ему заранее
сообщается. Например, работы могут быть
следующие: «Родословное древо моей семьи»,
«История моего имени, именины, почему мне дали
это имя, что в имени моем мне предначертано»,
«Происхождение моей фамилии», «Впиши себя в
историю своей семьи (мои достижения)», «Реликвии
моей семьи», «Важные события в истории моей
семьи», «История страны – история семьи», «Из
папиного армейского альбома», «Любимые семейные
праздники», «Герб и девиз нашей семьи», «Семейное
хобби», «Приходите в гости к нам (семейный уклад,
хобби, фирменное блюдо)», «Загляните в семейный
альбом»… По итогам годовой творческой работы
проводится семейный праздник «Крепка семья –
крепка Россия», демонстрируются лучшие папки.
Обучающиеся, владеющие компьютерными
технологиями и цифровой видеосъемкой, могут
представить проекты-презентации на электронных
носителях: «Природа края», «Птицы нашего двора»,
«Уходящий в прошлое Ижевск (старые дома,
наличники, тихие улочки, архитектурные памятники
города), «Чугунные кружева (решетки) города»,
«История школы», «История школьного музея»,
«История улицы на которой я живу», «Экскурсия в
прошлое», «Памятники города Ижевска», «Места
города, связанные с именем А.Ф.Дерябина, Кузебая
Герда», «Улицы, названные в честь: героев
гражданской войны, Великой Отечественной войны,
писателей, художников», «Происхождение названий
рек города», «Официальные и неофициальные
символы республики», «Черты культуры Древней
Греции и Древнего Рима на улицах родного города»,
«Выдающиеся деятели современности – жители
нашего города», «Героев наших имена»,
«М.Т.Калашников – наш земляк».
Рисунок 3. Презентация «Искусство ижевских оружейников»
Для обучающихся младшего и среднего возраста важно «почувствовать» изученный материал, для этого используются элементы творческих мастерских: на уроках или дома изготавливаются макеты куалы, воршудного короба, внутреннего убранства дома, тканого полотна, орнаментированного коврика, орудий труда земледельца, оружия и приспособлений охотника, рыболова, посуды изучаемого народа, предметов быта, национальных кукол.
Рисунок 4. Куклы в национальных костюмах
На уроке может быть использован пластилин, глина, нитки, ткань, бумага для оригами. Рассказ учителя о промыслах удмуртов сопровождается пpaктическими работами: изготовляется полотно на подготовленном заранее из картона «ткацком станке», из ниток и лоскутков создаются народные куклы, постигая искусство гончаров, осваивается жгутиковая техника лепки посуды, способы нанесения орнамента на изделие.
Рисунок 5. Ткацкие переплетения
Ижевского могильника времен падения Рима
и картонный «ткацкий станок» для изготовления
«ткани» из нирей на уроке
Эти образцы, макеты становятся наглядными
пособиям при изучении нового материала. Печатное
слово представляется в виде рисунка, кроссворда,
ребуса. Знакомство с лекарственными травами
закрепляется сбором гербария «Способы народной
медицины». Исследование природного богатства
края пополнит минералогическую коллекцию.
Изучение нового материала эффективно при
использовании технологии коллективного
взаимообучения А.Г.Ривина. «Работа в парах
сменного состава» позволяет плодотворно
развивать у обучающихся самостоятельность и
коммуникативные умения. Работа организуется в
статических парах («учитель» – «ученик»),
динамических парах (четверо готовят одно
задание, но имеют 4 части, обучающийся трижды
проговаривает и обсуждает задание), вариационная
пара (каждый члeн группы получает свое задание,
выполняет его, анализирует вместе с учителем и
обучает по схеме с трех товарищей). Психологи
утверждают, что 95% материала усваивается
обучающимся при обучении других, 90% – если
говорит и делает задание совместно, 70% – когда
обсуждает, 50% – если видит и слышит, 10% – если
читает глазами.
Для успешной учебной деятельности необходимо
вести постоянный контроль за знаниями, умениями,
навыками обучающихся со стороны учителя, а также
самоконтроль со стороны обучающегося. В старших
классах этому способствует модульное обучение.
Его сущность состоит в том, что ученик полностью
самостоятельно (или с определенной дозой помощи)
достигает конкретных целей учения в процессе
работы с модулем (целевым функциональным узлом,
объединяющим учебное содержание и технологии
овладения им). Модули позволяют перевести
обучение на субъект-субъектную основу,
индивидуализировать работу с отдельными
обучающимися, дозировать индивидуальную помощь,
определить оптимальный объем знаний, излагаемый
учителем, изменить формы общения учителя и
обучающегося, нацелить на поисковые действия в
учебно-познавательной деятельности,
предусмотрев необходимое количество времени для
обсуждения и осмысления нового материала не
дома, а в ходе учебного занятия. Самостоятельная
познавательная деятельность может быть
организована только при создании благоприятного
эмоционального фона, что возможно благодаря
изменениям в оценочной деятельности учителя,
введению самоконтроля и самооценки обучающихся,
согласуемой с учителем, координирующим учебные
действия обучаемых. Например: «Твои права и
обязанности в Конституциях Российской Федерации
и Удмуртской Республики».
Краеведение предусматривает
учебно-исследовательскую работу.
Исследовательские методы обучения позволяют
углубить знания по теме, познакомить с научными
методами работы, расширить кругозор.
Исследование можно провести по истории, природе
края, фольклору, литературным произведениям.
Например, проверьте, правильны ли народные
приметы, расскажите о результатах своих
наблюдений.
Фольклорные источники можно использовать как
исторический источник на уроке. После прочтения
легенд удмуртского народа, ребята выясняют, что
можно узнать о жизни народа в далеком прошлом, по
сказкам определяют занятия жителей Удмуртии, их
взаимоотношения с другими народами.
Важное место в обучении краеведения занимают
экскурсии по родному краю, посещение музеев.
После экскурсии выполняется творческая работа:
отчет об экскурсии, выпуск альманаха, оформление
фотовыставки, демонстрация фильма..
Занятия могут проводиться в музеях, музейных
комнатах, архивах республики. Изучая историю
края, обучающиеся познакомятся с интересными
людьми: писателями, поэтами, учеными, участниками
Великой Отечественной войны, локальных войн,
героями-ликвидаторами Чернобыльской аварии,
услышат «живые голоса истории» самих участников
исторических событий, а также голоса со старых
грампластинок, магнитофонных лент; подержат в
руках документы эпохи: старые газеты, фотографии,
письма с фронта; прикоснутся к истории.
Рисунок 6. Свидетельство об окончании училища. Начало ХХ века.
Исследовательско-поисковый метод позволяет
глубже изучить тему, прочувствовать и понять её,
сделать самостоятельный вывод по отношению к
данному событию, установить
причинно-следственные связи с событиями истории
и современностью. Активная познавательная
деятельность обучающихся в процессе
самостоятельной работы оказывают
воспитательное воздействие на подрастающее
поколение.
Основные факторы развития познавательного
интереса обучающихся к краеведению:
эмоциональное воздействие, наглядность,
использование технических средств обучения,
информационно-компьютерных технологий. Учителю
необходимо овладеть современными компьютерными
технологиями, привлекать к созданию
видеофильмов, презентаций обучающихся и
пополнять копилку образовательных ресурсов на
электронных носителях по каждой теме урока.
Проводятся уроки разные по форме: урок с
использованием музейного экспоната «Музейная
редкость», урок воображаемое путешествие
«Путешествие в страну исторических источников»,
«Путешествие по Сибирскому тpaкту», урок
творчества «Промыслы древних удмуртов»,
драматизация «Легенды и сказки удмуртского
народа как исторический источник», урок
спектакль «Мултанский процесс», «Обучение в
Ижевской женской гимназии», «Русские писатели об
Удмуртии», персонификация «Основатель Ижевского
оружейного завода – А.Ф.Дерябин», «Записки
кавалерист дeвицы», интервьюирование персонажей
«Рассуждения о главном», заочное путешествие «По
городам Удмуртии». (Приложение 3)
Реферативные и исследовательские работы
обучающихся используются не только на уроках но
и во внеурочной деятельности. Ребята выступают с
докладами на школьных краеведческих чтениях,
школьных научно-пpaктических конференциях,
школьных семейных праздниках. Организуются
выставки творческих работ учащихся.
В работе помогают родители. Формы работы с
родителями и детьми могут быть разнообразны;
уроки с приглашенными родителями «Ответы дает
семья», «Диспут поколений», «Из бабушкиного
сундука», «Семейные реликвии», «Семейное
портфолио», симпозиум (дети готовят заранее
вопросы родителям), «Мой папа – солдат», «Урок
мечты о будущем».
Продолжением уроков служит внеурочная работа по
краеведению с семьями обучающихся классные часы,
праздники: «Праздник профессий родителей»,
«Праздник семейных династий», «Дела давно
минувших лет», «Самая читающая семья»,
«Презентация семьи», «Праздник древо жизни»,
«Форум семей», «Симпозиум поколений», «От всей
души», «Люди нашего дома», конкурс «Самый лучший
папа», литературно-музыкальная гостиная,
«Почтовый ящик (урок письма родителей и детей)»,
День творчества детей и родителей, город
мастеров.
Выбор того или иного метода, технологии обучения
на уроках краеведения и во внеурочной
деятельности определяется конкретной
дидактической задачей, содержанием изучаемого
материала, уровнем развития обучающихся. При
подготовке урока краеведения необходимо помнить
слова Сократа: «В каждом человеке солнце,
только дайте ему засветиться». Изучая свою семью,
свой край, историю своей «малой» родины школьник
зажигает свою путеводную звезду, ведущую его к
познанию истории.
Предлагаемый автором урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – развивать чувство патриотизма на ярких примерах героизма русской армии, приобщить к архивным материалам, литературным и историческим источникам.
...
25 09 2023 9:37:32
Терминология является одной из проблем, с которыми сталкиваются школьники при подготовке к ЕГЭ. Терминологические проблемы напоминают о себе на каждом занятии. Часть учащихся плохо понимают рассказ и рассуждения учителя потому, что уровень владения историческими терминами у ученика и учителя разные. Многие специалисты считают, что обучение понятиям – это самое первое, чему учитель должен научиться сам....
24 09 2023 19:56:35
Урок повторения. Вопросы – разноуровневые, предназначены для проверки знаний учащихся в форме ЕГЭ в трёх частях – А, В и С. Задания для учащихся даны в большем количестве, чем можно использовать на одном уроке. Учитель сам определяет, какие вопросы соответствуют уровню подготовки учащихся конкретного класса и пройденному материалу и готовит проверочную работу по данной теме. В конце статьи приведён список использованной литературы....
23 09 2023 6:19:25
Цель урока: показать взаимосвязь учебных предметов истории и экономики в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия материала; расширить интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную эпоху через ролевую игру и внедряя экономический компонент в данную историческую тему.
...
22 09 2023 16:10:36
Работа посвящена систематизации пройденного материала по теме "История объединения Руси"....
21 09 2023 2:20:22
Урок призван дать понятие о передвижных выставках русских художников середины XIX века; познакомить с участниками первой выставки 1871 года, обратить внимание учащихся на роль живописи в формировании гражданского самосознания русского народа....
20 09 2023 22:44:50
Семинар – важное средство мотивации учения и возможности подготовки к ЕГЭ для учащихся 10–11-х классов. Может быть полезно тем, кто хотел бы провести свое исследование мотивационной сферы личности учащихся. В работе затронуты не только методические, но и психологические аспекты деятельности учителя по управлению процессом обучения....
19 09 2023 4:39:12
Разработка «Правовой марафон» предназначена для проведения итогового занятия элективного курса «Право и политика» по программе А.Ф. Никитина. С целью заинтересованности подростков в прохождении процедуры проверки мною был разработан игровой вариант, позволяющий выявить уровень полученных знаний каждым индивидуально. При необходимости этот вариант можно использовать и для групповой работы. Задания не претендуют на эксклюзивность, они взяты из различных учебных пособий....
18 09 2023 22:40:46
Интегрированный урок проводится как изучение нового материала по предмету история Татарстана (региональный компонент). Используется форма комбинированного урока с элементами интегрирования истории и татарской литературы. Интеграция даёт возможность показать учащимся историю памятников Казани, развивать познавательный, творческий интерес к предметам, патриотизм, гордость за свой город, подкрепление мотивации в обучении....
17 09 2023 3:45:31
Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....
16 09 2023 23:44:55
В ходе изучения темы моделируются ситуации, которые формируют способы действий, анализа информации о роли партий в избирательном процессе, объясняюь причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов («партии», «выборы», «политические лидеры» и т.д.); раскрывают на примерах изученные теоретические положения и понятия, оценивать действия субъектов политической жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм....
15 09 2023 17:34:38
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
14 09 2023 7:23:30
На совместном уроке отслеживается "лестница идей", на основе которых появились новые двигатели. Техника – это не только показатель научно-технического прогресса, это и показатель тех общественных отношений, при которых она используется. Каковы же были научные предпосылки появления тепловых двигателей?
...
13 09 2023 10:31:53
В ходе урока учащиеся вспоминают месторасположение географических объектов, указывают их на карте. Посмотрев сцену из жизни paба, попавшего волею случая в Вавилон, учащиеся понимают необходимость жизни государства и общества согласно законам. На заключительном этапе школьники выступают в качестве детективов и восстанавливают испорченный мошенниками исторический документ....
12 09 2023 4:26:39
В ходе урока доказывается, что НЭП являлся необходимым условием вывода страны из кризиса; показывается, какие противоречия порождала нэповская модель....
11 09 2023 13:47:19
Урок по истории России для 6-го класса по учебнику С.В.Перевезенцева посвящен теме духовного единства государства, влияния церковных деятелей на борьбу с врагами. На занятии воспитывается бережное отношение к культуре русского народа и сохранение исторической памяти....
10 09 2023 4:30:53
На уроке учащиеся знакомятся с составом преступлений «Получение взятки» и «Дача взятки» УК РФ и видом наказания, предусмотренного за данный вид преступлений. Урок способствует развитию навыков работы с нормативными документами, составления тезисов по ходу урока; умений давать отзыв на ответы других учащихся, участвовать в обсуждении, применять знания при анализе проблемных ситуаций современного общества....
09 09 2023 12:51:11
Игра составлена для учащихся 6-х классов. Её можно использовать не только на итоговом повторении, но и во внеклассной работе. Презентация в PowerPoint позволяет не только организовать игру, но и формировать визуальные образы по истории и культуре марийского народа с древности до конца XVI века....
08 09 2023 13:21:59
Будучи одновременно и областью науки, и областью пpaктической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет ученику не только приобрести знания о различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и пpaктические навыки социального действия. В статье описывается опыт гимназии по развитию правовой культуры современного школьника....
07 09 2023 7:49:24
Игра-дискуссия, соревнование двух комaнд, в процессе которой учащиеся применяют знания, полученные по культуре России, учатся отстаивать комaндную точку зрения. Игра проводилась в 10-м гуманитарном классе.
...
06 09 2023 2:50:35
Урок по истории России предназначен для проведения в 11-м классе. Рассмотрены причины, основные противоборствующие силы Гражданской войны. Выделены этапы Гражданской войны, которым дана общая хаpaктеристика. Выявлены причины победы "красных" и поражения "белых" в вооружённом противостоянии. Присутствует электронное приложение к уроку.
...
05 09 2023 7:13:57
На уроке дети узнают, что такое этнос, какие существуют типы этносов, что влияет на образование этносов и какова роль этносов в истории....
04 09 2023 5:33:29
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
03 09 2023 7:41:42
Оргкомитет игры занимается разработкой вопросов брейн ринга, решает организационные вопросы. Учителя - руководители комaнд организуют работу с учащимися: изучение музейных материалов, краеведческой литературы, готовят творческое домашнее задание....
02 09 2023 8:40:42
На уроке изучается новый материал в группах. Полученные знания каждая группа закрепляет, выступая с резюме по своей теме и составляя определения и схемы на доске из представленных терминов, выражений, символов (изготовленных из бумаги, закрепленных на доске магнитами)....
01 09 2023 23:53:17
Конспект урока истории в 10-м классе с использованием мультимедийной презентации. Урок разработан по технологии развивающего обучения. Применение информационных технологий на уроке расширяет возможности творчества учителя, учащихся, повышает интерес к предмету. При некоторой корректировке возможно использование презентации в 8-х классе при изучении данной темы.
...
31 08 2023 21:42:58

На протяжении многих веков Смоленская земля была ареной ожесточенной борьбы с врагами, рвавшимся к Москве. Именно у стен Смоленска противник не раз получал решительный отпор. Война с Польшей в 1609–1611 гг. тому пример. Почти на 2 года враг был остановлен и задержан у стен нашего города. За это время в городе Ярославле Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский собрали народное ополчение, которое осадило Москву и изгнало чужеземцев....
30 08 2023 12:35:46

Урок выстроен в логике технологии РКМЧП. Основные этапы урока традиционного наложены на этапы урока "Вызов", "Осмысление" и "Рефлексия". Тем самым подчеркивается не только преемственность подходов, но фактически их идентичность (новизна формы при сохранении смысла). Использование рабочих листов и интеpaктивной доски позволяет сэкономить время на уроке и полнее и нагляднее представить и сохранить материал по теме "Движение декабристов"....
29 08 2023 23:24:36
Классный час посвящен уникальным памятным местам родного города. С помощью краеведческого материала учащиеся знакомятся с прошлым и настоящим родного города. Цель: формирование активной гражданской жизненной позиции. Необходимо использовать презентацию «Уникальные памятные места города Пензы»....
28 08 2023 18:19:57
Презентация посвящена 70-й годовщине победы советских войск на Курской дуге и может быть использована на уроках истории, классных часах и иных внеклассных мероприятиях, посвященных воспитанию патриотизма....
27 08 2023 9:43:39
На уроке происходит отработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории....
26 08 2023 3:52:53
Цель урока – обеспечение качества усвоения знаний по истории и обществознанию; развитие общеучебных умений и навыков; содействие развитию ИКТ-компетентности; организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности....
25 08 2023 12:17:23
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
24 08 2023 16:22:44
Предлагаемый урок краеведения, входит в раздел изучения истории России по теме "Социально-экономическое развитие России в XIX века" в 8-х классах. При подготовке к уроку учащиеся получили опережающее задание. Учитель оказывал помощь в использовании различной литературы по краеведению для подготовки сообщений. Урок состоит из трех частей. Первая - историко-ознакомительная развитие торговли. Вторая - представление инсценировки Ефремовской ярмарки, где дети разного хаpaктера и темперамента могли проявить свои творческие способности. В третьей части учащиеся знакомятся возникновением Ефремовского купеческого сословия и его деятельностью....
23 08 2023 11:34:32
На уроке закрепляется и обобщается материал темы, формируя у учащихся навыки анализа и сравнения исторического материала, умение рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях. Урок способствует осмыслению роли человека в истории, ответственности каждого за собственные действия; способствует утверждению устойчивых демократических убеждений, уважения к правам и свободам человека....
22 08 2023 12:59:14
Урок представляет собой интегрированное занятие по русскому языку и истории, которое может быть использовано для повторения пройденного учащимися 5-х классов по курсу истории Древнего мира, закрепления знаний орфографии и фразеологии, а также для отработки навыков работы с текстом на уроках русского языка в рамках подготовки к ГИА....
21 08 2023 8:51:16
Уважение к Конституции, к её основополагающим принципам, их непреложное соблюдение происходит не само по себе. Его необходимо воспитывать. В преддверии важной даты в школе прошёл открытый урок, посвящённый юбилею Основного Закона страны. Учитель предлагает конспект урока, показывающий, что Конституция РФ – современный закон, который имеет значительный потенциал развития....
20 08 2023 20:11:52
Предлагаемый урок сочетает в себе различные педагогические технологии, предполагает
использование учителем и учащимися яркого стиля изложения материала, вызывающего
дополнительный интерес к изучаемому предмету, побуждающего к эмоциональному
восприятию знаний, повышающего непроизвольное внимание учащихся на уроке....
19 08 2023 0:43:35
Тема урока направлена на дальнейшее изучение духовной сферы общества. На уроке вводится понятие формы культуры (народная, элитарная, массовая). На следующем уроке изучаются понятия субкультура и контркультура. На нем применяются элементы проектной деятельности и индивидуализированного обучения. Урок построен на принципах индивидуализации и дифференциации учебного материала. Обучающиеся получают разноуровневые задания по теме урока, по мере выполнения заполняют карту достижений....
17 08 2023 21:54:30
Урок «Римский хаpaктер» поведён как повторительно-обобщающий по теме с опорой на умение учащихся работать с дополнительным материалом. Одной из основных воспитательных задач урока является не только показ учащимся основных качеств, присущих римскому хаpaктеру, но и развитие положительных качеств, достойных гражданина, посредством постоянного приближения событий древней истории к современной жизни и хаpaктерам молодого поколения.
...
16 08 2023 14:49:14
Урок разработан с применением метода проектной технологии. Форма урока в виде ролевой игры «Избирательная кампания» способствует пpaктическому овладению способами деятельности, отражающими суть роли избирателя, умением вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение....
15 08 2023 12:29:34
Урок знакомит обучающихся с новыми понятиями (язычество, капище, идол, религиозный обряд, волхвы), развивает образное мышление, обогащает лексический запас и формирует эрудицию. Цель урока - развитие у учащихся первичных представлений о верованиях и обычаях восточных славян....
14 08 2023 21:39:28
Цель урока: познакомить учащихся с микенской культурой Древней Греции, подвести к пониманию причин Троянской войны; продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа давать хаpaктеристику событиям и их участникам....
13 08 2023 11:46:56

Урок проводится в форме игры-путешествия, повышает интерес учащихся к истории, закрепляет и проверяет знания материала по теме. Создан с ИКТ- технологиями....
12 08 2023 11:30:19
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
11 08 2023 8:24:39
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки).
Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
10 08 2023 7:19:46

Урок проводится в форме игры. Игра проводится аналогично телевизионной, но по группам. В ходе игры рассматриваются 6 тем: даты, лидеры государств, персоналии, отношение к войне, участники войны, итоги войны (каждая тема содержит 5 вопросов). Комaнда сообща выбирает тему и вопрос по стоимости. Представитель одной из комaнд – это может быть капитан – называет тему и цену вопроса. Кто будет отвечать на вопрос, решает комaнда. После правильного ответа комaнда засчитывает количество набранных баллов....
09 08 2023 15:25:42
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
08 08 2023 20:46:38
Урок в 10-м классе посвящён внешней политике Екатерины II, победам русского оружия, деятельности великих полководцев XVIII века. Материал урока рассчитан на два занятия. Урок проводится с использованием ИКТ, а также технологий интеpaктивного, проблемного обучения. В ходе урока демонстрируется не только презентация, подготовленная учителем, но и презентации учащихся. Такая форма работы повышает мотивацию учащихся к обучению.
...
07 08 2023 23:54:44
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::