Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории
За многие годы атеизма и мучительного
реформирования мы растеряли многие духовные
ценности. Стали, как бы стесняться таких слов и
понятий для наших предков: Родина, Отечество,
долг, патриотизм, служение. И сегодня когда всё
больше мы видим в детской, особенно подростковой
среде недоброжелательность, озлобленность,
агрессивность, нетерпимость к другим, перед нами
педагогами, да и обществом в целом, стоит задача
формирование духовно-нравственной личности,
помочь ребёнку творить самого себя, опираясь на
нравственные ценности. Несомненно, система
воспитания должна охватывать все звенья
образовательного процесса и, в первую очередь,
основную её часть учебно-урочную. Ясно, так же что
содержательным ядром этой системы должно быть
духовно-нравственное воспитание,
соединённое с правовым воспитанием. Сегодня мы
видим, что воспитание учащихся чаще всего на
пpaктике переноситься на вторую половину дня в
систему дополнительного образования. А как же
урок? Какие цели должны быть приоритетными на
уроке? Работая учителем истории, я всё чаще думаю
о том какую духовно-нравственную основу
подводить под воспитание учащихся. И снова я
подхожу к тому, что одним из важнейших факторов
духовно-нравственного воспитания является
воспитание патриотизма, чувства единения со
своей Родиной и культурой. А культура, это прежде
всего наши исторические корни, уходящие в глубь
веков, неразрывно связанные с православием.
Нельзя забыть о том, что именно православие
более тысячи лет было щитом для русского
народа во всех бедах и напастях, на его
фундаменте формировались лучшие черты его
хаpaктера.
Наибольшими возможностями в плане воспитания
духовно-нравственной личности обладают
гуманитарные предметы, прежде всего история и
литература. Эти учебные дисциплины, где внимание
учащихся привлекается к важным вопросам
самоопределения личности, к проблемам
нравственного выбора, личной вины, поведения
в различных ситуациях, их эмоционального
переживания. Многие темы в курсе истории
содержат богатый « ценностный пласт».
Вспомним великого князя Сергея Александровича,
дядю последнего русского царя Николая II, и его
супругу великую княгиню Елизавету Фёдоровну.
Напомню, что Сергeй Александрович погиб от
разрыва бомбы террориста в 1905 году. После того,
что пережила княгиня (ныне канонизированная
Православной Церковью) святая великомученица
она по частям собирала останки тела мужа. После
такого потрясения можно было ожесточиться,
возненавидеть этот несправедливый мир. Но в
том, как повела себя княгиня, поистине отразилось
величие её души. Забота не только к пострадавшим,
но и к убийце мужа. Она подала прошение царю о том,
чтобы фанатика оставили в живых. Ни это ли
великое доказательство любви к людям и даже к
своим врагам. Это ли не пример для подражания?
Такие примеры в истории не единичны и детей учу
оценивать поступки не быть равнодушными к
окружающим. Восстанавливая контакт с
сознанием людей прошлых эпох, учащиеся
одновременно проходят своеобразную школу
отзывчивости, милосердия, сострадания, любви.
Урок истории обладает возможностями влиять на
становление духовно-нравственных качеств
личности. Урок организую таким образом, чтобы
учащиеся постоянно оказывались в ситуации
решения вопроса о том, как отнестись к данному
историческому событию. При этом ученик проводит
как фактический анализ (выявляет объективные
свойства исторических событий и процессов), так и
ценностно-оценочный анализ, определяя значение
данного события для развития общества и
личности. В ходе занятия ставлю цель выработать
умение использовать при оценках систему
общечеловеческих, социально значимых и личных
ценностей, соотносить их, чтобы выработать
ответственность за принятое решение. Создавая на
уроке ценностно-проблемные ситуации, ученик
ставит перед выбором с помощью каких критериев
дать оценку тому или иному историческому
событию. При этом у ребёнка должен возникнуть
личный интерес. Так, прежде чем изучать эпоху
Ивана 4 или Петра I, мы с учащимися обсуждаем
вопросы. Как вы относитесь к исторической
личности, которая имела благие цели, проводя
реформы в стране, подвела эту страну к Смуте, или
как вы относитесь к исторической личности, если
его деятельность имеет положительный результат,
но осуществляется жестокими методами и
средствами. Мой опыт показывает, что дети
по-разному отвечают на каждый из этих
вопросов, при этом наблюдаешь, как у детей
происходит формирование духовных ценностей.
Настоящее воспитание историей, на мой взгляд,
заключается в представлении ученику реальных
возможностей примерять на себе исторические
роли. История помогает ребёнку преодолеть
монологизм мышления. Опять же, ярким примером
для детей служит описание русского князя
Святослава «В повести временных лет», где он
предстаёт идеальным мужем, храбрым воином, а в
описании Льва Диакона, византийского историка,
он дан как грубый варвар. Анализ подобных
фактов заставляет учащихся отказаться от
однозначных и прямолинейных суждений и
пристально присматриваться к текстам и
авторским позициям. Хочется подчеркнуть, что
само присутствие в исторических текстах
оценочных суждений и хаpaктеристик ставит
ученика в позицию этического выбора, заставляя, с
одной стороны примерять на себя исторические
роли, а с другой – войти в круг тех, кто эти роли
оценивает.
Огромную помощь в воспитании
духовно-нравственной личности на уроке истории
мне помогает наш школьный краеведческий музей.
Один из лучших школьных музеев Белгородской
области. Когда урок проходит в музее, ребята
напрямую соприкасаются с историей края в
прошлом. Каждый предмет в музее буквально
согрет руками учащихся. Есть экспонаты, к
которым у ребят отношение особое. Взять
простые фотографии. Это старые фотографии наших
односельчан. Их подвиг на очень маленьком клочке
земли, в собственном доме. Знакомясь с этими
снимками, ребята проникаются любовью к ближним, к
Отечеству. Проводя уроки в музее, учащиеся
сравнивают прошлое с современностью,
сопереживают людям прошлого, находят много
общего, что имеет большое значение в
духовно-нравственном воспитании. Такая работа
выходит за рамки урока. Ценность
краеведческой работы состоит в том, что она
позволяет учащимся создать цельную систему
знаний по истории родного края, расширить
познавательную сферу, развить исследовательские
навыки и творческие способности, выработать
навыки самообразования. Таким образом, мы видим,
что краеведение является важным средством
духовно-нравственного воспитания.
И ещё один штрих к духовно-нравственному
воспитанию через урок – это личность учителя,
его человеческая самоценность. Учитель
должен вызывать у учащихся те чувства,
которые есть у него, свои идеалы он должен
передать своим ученикам. Но не навязывать
готовые оценки и идеалы, а умело подводить
учащихся к самостоятельному их постижению, тогда
не будет фальши и лжи, и воспитывая
милосердие, мы не получим цинизм. У ученика
есть право на собственное мнение, оценку, право
отстаивать свою точку зрения в споре с учителем.
В каждом из моих учеников я хочу видеть
высоконравственную личность, гражданина с
большой буквы, человека, который ни при каких
условиях не скажет цинично: «А что мне Родина?».
А пока мы беседуем, спорим, в том числе и о
былой русской жизни, о Родине, о том, что мы
имели, да не сберегли, бездумно отвергли,
потеряли или растратили, а теперь
прозревая, ищем, мучаемся, только обрести ни как
не можем. О русских людях. Эти люди – лучшие люди,
подлинная соль земли – служили не только ради
жалованья, и служба их на любом поприще была
стремлением к воплощению в жизни высоких,
завещанных предками идеалов. Эти люди, эти
труженики «числились по России», берегли и
умножали её святые ценности, складывали за
родную землю свои буйные головы, кто на
Куликовом поле, кто на Бородинском и
Прохоровском полях, иные же в горах всегда
неспокойного Кавказа. Это ли не личности? Это ли
не образцы для подражания? Будем надеяться, что
социальный заказ на Человека с большой буквы
будет востребован, и российская жизнь обретёт,
наконец, лад, примиривший в себе предания и
веру предков и новые, весьма неоднозначные
реалии современного периода русской жизни. Я
школьный учитель истории, я женщина, я мать. Я
верю в то, что я делаю.
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка".
...
01 02 2023 23:10:46
Дидактическая игра позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она дает возможность расширить кругозор учащихся, развить их эрудицию, умения и навыки XXI века, активизировать мыслительную деятельность школьников, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его. Проводится с учащимися 9–11-х классов.
...
31 01 2023 3:54:39
В данной статье представлена система активных форм обучения на уроках истории. Исходя из опыта работы, выделяются принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной. Предлагается алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока и методика использования активных форм обучения при подготовке к ЕГЭ. В приложениях к статье даны разработки занятий и учебных материалов....
30 01 2023 16:49:58
Данное занятие является комбинированным уроком-пpaктикумом и рассчитано на обучающихся начального профессионального и среднего профессионального образования. Данный урок рассматривается как урок усвоения понятий, законов, теорий, идей, формирование специальных умений и навыков, формирование мировоззрения, идейно-политическое воспитание, развитие мышления, речи: умение выделять главное, сравнивать, обобщать, развитие когнитивных способностей....
29 01 2023 22:43:23
Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, использовать эффективные, оптимальные методы и средства обучения для реализации поставленных образовательных целей и задач.
...
28 01 2023 14:38:41
Интегрированный урок по обществознанию и литературе направлен на формирование первичных знаний учащихся по международному гуманитарному праву, расширение кругозора, воспитание сострадания и милосердия, уважения прав человека. Работа может быть использована в рамках недели истории, обществознания, литературы в школе, как внеклассное мероприятие и на классных часах....
27 01 2023 18:19:40
На занятии на примере каменного зодчества XVIII века составляется представление о русской культуре....
26 01 2023 2:23:37
Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....
25 01 2023 22:28:45
Интегрированный урок истории и литературы, на котором учащиеся должны понять главные особенности антикрепостнического этапа революционного движения в России, выяснить истоки формирования идейных взглядов будущих декабристов, а также узнать о вкладе декабристов в социально-экономическую, культурную жизнь якутского народа в годы их ссылки в Якутии....
24 01 2023 8:36:36
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
23 01 2023 15:41:31
Данный проект является интеграцией предметов истории (региональный компонент) и изобразительного искусства. Это совместный проект Норильской детской художественной школы и городского музея истории и развития Норильска. Проект преследует своей целью вызвать интерес у детей и подростков к истории освоения таймырских земель, к достижениям родного города, а также выявить и поддержать одаренных детей....
22 01 2023 8:37:58
План-конспект урока в 9-м классе, знакомящего с МГП, его основными нормами. На уроке объясняются такие понятия, как МГП, жертвы войны; термины: военные преступления, рассматривается роль МГП в урегулировании вооружённых конфликтов....
21 01 2023 15:35:38

Презентация поможет лучше усвоить материал, формирует уважение к героическому прошлому страны на примере подвигов, совершенных детьми в годы войны....
20 01 2023 20:55:17
Предлагаемые уроки разработаны на основе системно-деятельностного подхода, в нём обозначены планируемые результаты: предметные умения, личностные качества, метапредметные универсальные учебные действия; ключевые компетенции; сформулированы педагогические цели. Сценарий урока содержит тесты из авторской рабочей тетради на печатной основе, что позволяет использовать их для подготовки учащихся к итоговой аттестации....
19 01 2023 12:31:22
Цели урока: формирование ключевых компетенций на уроке; ознакомление обучающихся с причинами и хаpaктером феодальных войн, с организацией феодального войска (его вооружением и тактикой); хаpaктеристика основных этапов Столетней войны; героическая роль Жанны Д'Арк в освобождении Франции....
18 01 2023 21:56:46
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
17 01 2023 11:45:52
Урок формирует адекватную самооценку и социальные навыки у подростков, дает понятие «цель», понимание разницы между материальными и нематериальными целями, осознание собственных целей и стремлений....
16 01 2023 14:54:40
Урок изучения нового материала с модульной технологией изучает участие ограниченного контингента советских войск в Афганской войне 1979–1989 годов. Цель урока: осмыслить драматические события тех лет, проследить причины, ход и последствия для СССР Афганской войны. Урок воспитывает ответственность за принятые решения и честное исполнение долга....
15 01 2023 14:46:26
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
...
14 01 2023 19:32:38
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, опирается на ранее изученный материал по курсу истории России. Цели курса: формировать духовно-нравственные качества личности школьника, довести до сведения учащихся устройство средневековой русской церкви, осветить некоторые важные моменты ее истории, остановиться на фактах политических биографий ряда выдающихся церковных деятелей средневековой Руси.
...
13 01 2023 13:37:52
Программа представляет интерес с точки зрения преподавания музыки как искусства. Опираясь на достижения отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, программа предлагает принципиально новые, эффективные педагогические технологии по музыкальному развитию ребенка. В их основе - опора не на слово о музыке, а на интонационный смысл. Введение ребенка в мир музыки на основе приобщения его к шедеврам мирового музыкального искусства как целостным явлениям развивает объем его памяти, остроту восприятия, формирует ассоциативные механизмы мышления, что особенно ценно на начальном этапе обучения.
...
12 01 2023 3:50:28
Данный материал представляет собой сценарий историко-литературной игры "Колесо истории" для учащихся 8-9-х классов по теме: "Исторические произведения А.С. Пушкина". Мероприятие проводилось в рамках предметной недели гуманитарной направленности. Этапы внеклассного мероприятия соответствуют телевизионной версии. Проведению мероприятия предшествует большая творческая подготовка участников.
...
11 01 2023 19:33:24
Данный урок разработан в нетрадиционной форме (урок - деловая игра), с использованием проектной деятельности, что помогает учащимся самостоятельно, в процессе игры, принимать решения, находить выход в нестандартных ситуациях....
10 01 2023 21:13:19
Урок изучения нового знания проводится в форме проблемного. Его цель заключается в том, чтобы подвести учащихся к пониманию сущности тоталитарного режима и механизмов его становления. Урок способствует развитию у учащихся умения анализировать материал учебника, интерпретировать источники, высказывать аргументированное мнение по обсуждаемым проблемам, выявлять причинно-следственные связи....
09 01 2023 6:17:37
Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс "Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....
08 01 2023 19:28:53
Данный урок входит в состав темы «Европа: от Средневековья к Новому времени». По программе на изучение данной темы отводится 1 час. Данная тема важна для изучения развития капиталистических отношений в раннее Новое время, развития мировой торговли....
07 01 2023 2:58:33
Проверочные материалы по истории могут использоваться на уроках истории в начальной школе.
...
06 01 2023 12:22:31
В ходе урока учащиеся вспоминают месторасположение географических объектов, указывают их на карте. Посмотрев сцену из жизни paба, попавшего волею случая в Вавилон, учащиеся понимают необходимость жизни государства и общества согласно законам. На заключительном этапе школьники выступают в качестве детективов и восстанавливают испорченный мошенниками исторический документ....
05 01 2023 6:30:40
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
04 01 2023 5:19:12
Открытое внеклассное мероприятие с применением информационных технологий с целью воспитания патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. Место проведения: актовый зал, кабинет, оснащенный средствами современных информационных технологий. Привлеченные участники мероприятия — инициативная группа....
03 01 2023 15:44:22
Одной из наиболее эффективных форм внеурочной работы по предметам гуманитарного цикла является декада гуманитарных наук. Она требует большой подготовки, но делает возможным реализовать целую систему мероприятий, способствующих гуманизации образования, патриотическому воспитанию учащихся при одновременном развитии их творческих способностей.
...
02 01 2023 1:57:22
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
01 01 2023 14:34:59
Урок демонстрирует роль устного народного творчества в формировании представлений о мире и человеке, прививает навыки работы в группе, развивает коммуникативность, умение ставить и решать проблемы через творческую деятельность сотрудничества, социальную ответственность перед своей группой....
31 12 2022 16:53:10
Литературная гостиная памяти Владимира Высоцкого знакомит обучающихся с традициями авторской песни, с биографией и творчеством Высоцкого; позволяет развивать навыки выразительного, эмоционального чтения, вдумчивого восприятия, умение сопереживать, сочувствовать; помогает пробудить у обучающихся интерес и любовь к поэзии, слову....
30 12 2022 12:51:17
Урок посвящен особенностям формирования европейского общества под влиянием античной и варварской культур. В ходе урока используются различные информационные технологии; его особенностями являются активная смена деятельности учащихся, чередование проверочных заданий, тестов, видеоряда, что позволяет повысить интерес к теме и развить навыки самостоятельной работы. ...
29 12 2022 16:30:27
Оргкомитет игры занимается разработкой вопросов брейн ринга, решает организационные вопросы. Учителя - руководители комaнд организуют работу с учащимися: изучение музейных материалов, краеведческой литературы, готовят творческое домашнее задание....
28 12 2022 19:52:10
Урок по теме, построенный по технологии проблемного обучения. На протяжении всего урока присутствует определенная проблема, которую решают учащиеся, работая в группах. Работа в группах предполагается в течение 8–10 минут, после чего каждая группа знакомит класс с результатами своей работы. На основе услышанного остальные учащиеся готовят аргументированный ответ в письменном виде – эссе.
...
27 12 2022 5:12:43
Хакасы – этническая группа народов Южной Сибири и Хакасии. Они стремятся сохранить свой язык, культуру и самобытность. С этой целью в школах Хакасии ввели курс "Культура, литература и история родного края". Урок "Курганы – не миф и не сказка" – из данного курса.
...
26 12 2022 4:41:15
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
25 12 2022 18:16:53
Тестовый контроль может оценить уровень учебных достижений: качество и уровень усвоенных знаний, развитие определенных навыков и приобретение требуемых умений. В настоящей работе представлены различные виды тестовых заданий по курсу истории России с конца XVI до конца XVIII в. Разработано несколько вариантов каждого из видов тестовых заданий, что позволяет организовать эффективную работу учеников. Тестовые задания могут быть использованы учителем для текущего, тематического и итогового контроля....
24 12 2022 5:40:31
Цель программы: овладение учащимися основами знаний и представлениями об историческом пути России, других стран, социальном, духовном опыте. Освоение выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации....
23 12 2022 13:55:43
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
22 12 2022 22:44:10
Представлен конспект урока, на котором учитель делится своими наработками в использовании системы ИОСО на уроках истории. Он представляет ИОУПы, оценочные листы и рефлексивные таблички, которыми пользуется в своей педагогической деятельности....
21 12 2022 14:21:59
Предметная цель урока сочетается с интегративной целью усвоения принципов сравнительно-типологического анализа историко-культурных эпох. Сравнение проводится на основании ряда антропологических параметров и подкрепляется методическим приемом историко-культурной атрибуции философских высказываний. Использование "ленты времени" позволяет усвоить закономерности смены "стилей эпохи"....
20 12 2022 6:17:27
Учащимся очень интересно изучать тот материал, который сопоставляется с современностью. Урок в 5-м классе "Формирование гражданских ценностей на основе афинской демократии" является повторительно-обобщающим уроком в большом блоке "Древняя Греция".
...
19 12 2022 10:47:28
Представленную викторину можно проводить как обобщающий урок по теме: "Великая Отечественная война" или как внеклассное мероприятие, приуроченное к 9 мая. Участники викторины: 9-11-е классы.
Цель викторины: развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны; воспитание чувства патриотизма и гражданственности; воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения....
18 12 2022 23:47:15
Ознакомление воспитанников с биографией Героя России Андрея Туркина. Воспитание патриотизма, чувства долга, преданности и любви к Родине. Расширение знаний о защитниках Отечества, не пожалевших собственной жизни ради безопасности сограждан....
17 12 2022 3:23:48
Урок построен в форме игры с использованием методов деятельностных технологий. На этапе актуализации формируется навык самостоятельной познавательной деятельности. На этапе применения умений и навыков формируются компетенции, относящиеся к самому человеку как субъекту деятельности, общения. На этапе закрепления формируется способность учащихся самостоятельно действовать при решении актуальных для них проблем. Урок способствует развитию навыков социального взаимодействия....
16 12 2022 0:30:59
Урок разработан для учащихся 8-го класса. Форма проведения: урок-турнир. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, ликвидировать имеющиеся пробелы. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащимся предлагаются различные задания, которые развивают логическое мышление, память, внимание, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать....
15 12 2022 18:33:18
Начало русского революционного движения, причины и источники выступления декабристов учащиеся изучают в традиционной технологии. Учащиеся работают в тетради, оформляя этапы обсуждения темы, самостоятельно делают выводы.
...
14 12 2022 14:32:32
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::