Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории
За многие годы атеизма и мучительного
реформирования мы растеряли многие духовные
ценности. Стали, как бы стесняться таких слов и
понятий для наших предков: Родина, Отечество,
долг, патриотизм, служение. И сегодня когда всё
больше мы видим в детской, особенно подростковой
среде недоброжелательность, озлобленность,
агрессивность, нетерпимость к другим, перед нами
педагогами, да и обществом в целом, стоит задача
формирование духовно-нравственной личности,
помочь ребёнку творить самого себя, опираясь на
нравственные ценности. Несомненно, система
воспитания должна охватывать все звенья
образовательного процесса и, в первую очередь,
основную её часть учебно-урочную. Ясно, так же что
содержательным ядром этой системы должно быть
духовно-нравственное воспитание,
соединённое с правовым воспитанием. Сегодня мы
видим, что воспитание учащихся чаще всего на
пpaктике переноситься на вторую половину дня в
систему дополнительного образования. А как же
урок? Какие цели должны быть приоритетными на
уроке? Работая учителем истории, я всё чаще думаю
о том какую духовно-нравственную основу
подводить под воспитание учащихся. И снова я
подхожу к тому, что одним из важнейших факторов
духовно-нравственного воспитания является
воспитание патриотизма, чувства единения со
своей Родиной и культурой. А культура, это прежде
всего наши исторические корни, уходящие в глубь
веков, неразрывно связанные с православием.
Нельзя забыть о том, что именно православие
более тысячи лет было щитом для русского
народа во всех бедах и напастях, на его
фундаменте формировались лучшие черты его
хаpaктера.
Наибольшими возможностями в плане воспитания
духовно-нравственной личности обладают
гуманитарные предметы, прежде всего история и
литература. Эти учебные дисциплины, где внимание
учащихся привлекается к важным вопросам
самоопределения личности, к проблемам
нравственного выбора, личной вины, поведения
в различных ситуациях, их эмоционального
переживания. Многие темы в курсе истории
содержат богатый « ценностный пласт».
Вспомним великого князя Сергея Александровича,
дядю последнего русского царя Николая II, и его
супругу великую княгиню Елизавету Фёдоровну.
Напомню, что Сергeй Александрович погиб от
разрыва бомбы террориста в 1905 году. После того,
что пережила княгиня (ныне канонизированная
Православной Церковью) святая великомученица
она по частям собирала останки тела мужа. После
такого потрясения можно было ожесточиться,
возненавидеть этот несправедливый мир. Но в
том, как повела себя княгиня, поистине отразилось
величие её души. Забота не только к пострадавшим,
но и к убийце мужа. Она подала прошение царю о том,
чтобы фанатика оставили в живых. Ни это ли
великое доказательство любви к людям и даже к
своим врагам. Это ли не пример для подражания?
Такие примеры в истории не единичны и детей учу
оценивать поступки не быть равнодушными к
окружающим. Восстанавливая контакт с
сознанием людей прошлых эпох, учащиеся
одновременно проходят своеобразную школу
отзывчивости, милосердия, сострадания, любви.
Урок истории обладает возможностями влиять на
становление духовно-нравственных качеств
личности. Урок организую таким образом, чтобы
учащиеся постоянно оказывались в ситуации
решения вопроса о том, как отнестись к данному
историческому событию. При этом ученик проводит
как фактический анализ (выявляет объективные
свойства исторических событий и процессов), так и
ценностно-оценочный анализ, определяя значение
данного события для развития общества и
личности. В ходе занятия ставлю цель выработать
умение использовать при оценках систему
общечеловеческих, социально значимых и личных
ценностей, соотносить их, чтобы выработать
ответственность за принятое решение. Создавая на
уроке ценностно-проблемные ситуации, ученик
ставит перед выбором с помощью каких критериев
дать оценку тому или иному историческому
событию. При этом у ребёнка должен возникнуть
личный интерес. Так, прежде чем изучать эпоху
Ивана 4 или Петра I, мы с учащимися обсуждаем
вопросы. Как вы относитесь к исторической
личности, которая имела благие цели, проводя
реформы в стране, подвела эту страну к Смуте, или
как вы относитесь к исторической личности, если
его деятельность имеет положительный результат,
но осуществляется жестокими методами и
средствами. Мой опыт показывает, что дети
по-разному отвечают на каждый из этих
вопросов, при этом наблюдаешь, как у детей
происходит формирование духовных ценностей.
Настоящее воспитание историей, на мой взгляд,
заключается в представлении ученику реальных
возможностей примерять на себе исторические
роли. История помогает ребёнку преодолеть
монологизм мышления. Опять же, ярким примером
для детей служит описание русского князя
Святослава «В повести временных лет», где он
предстаёт идеальным мужем, храбрым воином, а в
описании Льва Диакона, византийского историка,
он дан как грубый варвар. Анализ подобных
фактов заставляет учащихся отказаться от
однозначных и прямолинейных суждений и
пристально присматриваться к текстам и
авторским позициям. Хочется подчеркнуть, что
само присутствие в исторических текстах
оценочных суждений и хаpaктеристик ставит
ученика в позицию этического выбора, заставляя, с
одной стороны примерять на себя исторические
роли, а с другой – войти в круг тех, кто эти роли
оценивает.
Огромную помощь в воспитании
духовно-нравственной личности на уроке истории
мне помогает наш школьный краеведческий музей.
Один из лучших школьных музеев Белгородской
области. Когда урок проходит в музее, ребята
напрямую соприкасаются с историей края в
прошлом. Каждый предмет в музее буквально
согрет руками учащихся. Есть экспонаты, к
которым у ребят отношение особое. Взять
простые фотографии. Это старые фотографии наших
односельчан. Их подвиг на очень маленьком клочке
земли, в собственном доме. Знакомясь с этими
снимками, ребята проникаются любовью к ближним, к
Отечеству. Проводя уроки в музее, учащиеся
сравнивают прошлое с современностью,
сопереживают людям прошлого, находят много
общего, что имеет большое значение в
духовно-нравственном воспитании. Такая работа
выходит за рамки урока. Ценность
краеведческой работы состоит в том, что она
позволяет учащимся создать цельную систему
знаний по истории родного края, расширить
познавательную сферу, развить исследовательские
навыки и творческие способности, выработать
навыки самообразования. Таким образом, мы видим,
что краеведение является важным средством
духовно-нравственного воспитания.
И ещё один штрих к духовно-нравственному
воспитанию через урок – это личность учителя,
его человеческая самоценность. Учитель
должен вызывать у учащихся те чувства,
которые есть у него, свои идеалы он должен
передать своим ученикам. Но не навязывать
готовые оценки и идеалы, а умело подводить
учащихся к самостоятельному их постижению, тогда
не будет фальши и лжи, и воспитывая
милосердие, мы не получим цинизм. У ученика
есть право на собственное мнение, оценку, право
отстаивать свою точку зрения в споре с учителем.
В каждом из моих учеников я хочу видеть
высоконравственную личность, гражданина с
большой буквы, человека, который ни при каких
условиях не скажет цинично: «А что мне Родина?».
А пока мы беседуем, спорим, в том числе и о
былой русской жизни, о Родине, о том, что мы
имели, да не сберегли, бездумно отвергли,
потеряли или растратили, а теперь
прозревая, ищем, мучаемся, только обрести ни как
не можем. О русских людях. Эти люди – лучшие люди,
подлинная соль земли – служили не только ради
жалованья, и служба их на любом поприще была
стремлением к воплощению в жизни высоких,
завещанных предками идеалов. Эти люди, эти
труженики «числились по России», берегли и
умножали её святые ценности, складывали за
родную землю свои буйные головы, кто на
Куликовом поле, кто на Бородинском и
Прохоровском полях, иные же в горах всегда
неспокойного Кавказа. Это ли не личности? Это ли
не образцы для подражания? Будем надеяться, что
социальный заказ на Человека с большой буквы
будет востребован, и российская жизнь обретёт,
наконец, лад, примиривший в себе предания и
веру предков и новые, весьма неоднозначные
реалии современного периода русской жизни. Я
школьный учитель истории, я женщина, я мать. Я
верю в то, что я делаю.

Внеклассное мероприятие проходит в форме интеллектуальной игры. Викторина создана по аналогии со «Своей игрой», идущей на канале НТВ. Она задумана для того, чтобы пробудить интерес к истории, активизировать мыслительную деятельность кадетов, развивать познавательные способности. Игра адресована кадетам 8–11-х классов....
24 03 2023 12:15:47
Мероприятие задумано как дань уважения стране, в которой мы живем и учимся, с целью формирования у учащихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности....
23 03 2023 16:18:37
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
22 03 2023 21:31:48
Внеклассное мероприятие посвящено наиболее славным страницам летописи Великой Отечественной войны – победе советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом....
21 03 2023 11:58:59
Одной из интересных для студентов форм урока является урок написания эссе об исторических персонажах. В данной методической разработке приведена структура урока и имеется пример написания эссе с критериями оценки....
20 03 2023 2:30:28
Интеллектуальный марафон формирует устойчивый интерес к истории России XIX века, в частности истории Отечественной войны 1812 года.
...
19 03 2023 13:53:43
Оценка учебных достижений учеников является важной частью деятельности преподавателя. Задания для повторительно-обобщающих уроков, как и другие виды контроля, выполняют диагностическую, обучающую и развивающую функции. Задания разработаны по всем разделам курса и могут быть использованы для текущего, тематического и итогового контроля. Они включают вопросы разного уровня сложности, учитывают индивидуальные особенности учеников....
18 03 2023 4:34:24
Цели урока: познать хаpaктерные черты богов древних египтян; сформировать представления о богах Египта; воспитать интерес к истории Древнего мира....
17 03 2023 10:37:26
Автор предлагает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в развитии истории стран Древнего Востока (географическое положение, занятия жителей, религии; осознание вклада, сделанного древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры мира)....
16 03 2023 4:17:10
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
15 03 2023 16:35:39
Игра составлена для учащихся 6-х классов. Её можно использовать не только на итоговом повторении, но и во внеклассной работе. Презентация в PowerPoint позволяет не только организовать игру, но и формировать визуальные образы по истории и культуре марийского народа с древности до конца XVI века....
14 03 2023 9:25:57
Материал игры соответствует курсу истории древнего мира (раздел Древняя Греция) по учебнику Годер А.А. Игра способствует созданию условий для эффективного повторения и закрепления материала по теме. Развивает умение вычлeнять главное и второстепенное, творческие способности учащихся, умение применять знания в нестандартных ситуациях, работать в группе, воспитывает интерес к предмету и чувство уважения к истории....
13 03 2023 0:11:50
Работа посвящена проведению экскурсии для учащихся 8–10-х классов в храм Христа Спасителя в Москве. Автор придерживается хронологической канвы как основного композиционного принципа построения экскурсии, использует приёмы описания и объяснения, сравнения и аналогии, предполагающие ознакомление учеников с внешними и внутренними архитектурно-конструктивными особенностями этого храма-памятника, историческими событиями и фактами, связанными с его строительством....
12 03 2023 7:29:11
Урок обществознания с электронным модулем из коллекции ФИПИЦОР «Избирательное право». Урок построен на самостоятельной работе учащихся с источниками, решении ситуационных задач, по ходу урока учащиеся заполняют рабочие листы, работают в группе....
11 03 2023 15:16:44
На примере изучения темы "Гражданская война на Кубани и Черноморье" показан принцип полиперспективности в преподавании региональной истории. Формирует собственное представление об этом сложном периоде отечественной истории. Особое внимание уделяется преодолению стереотипа оценки Гражданской войны только с точки зрения победителей....
10 03 2023 17:41:56
Учитель дает представление учащимся о сущности понятия социального партнерства; выявить проблемы и перспективы его развития на различных уровнях. У ребят развиваются навыки работы с различными источниками (выдержками из законодательных актов, прессой, учебной литературой, информацией, взятой из интервью и Интернета)....
09 03 2023 6:50:41
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
08 03 2023 4:29:30
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
07 03 2023 11:33:21
Урок разработан для 7-го класса и направлен на создание условий для рассмотрения и оценки деятельности Петра I. Данная форма урока позволяет формировать ценностные ориентации и убеждения на основе сравнения положительного и отрицательного результата деятельности Петра I в условиях необходимости модернизации государства.
...
06 03 2023 11:57:58
На примере жизни, деятельности Д.С. Лихачева, а также использовании его сочинений, донести до кадетов примеры добра, человеческого счастья, справедливости, истинной толерантности....
05 03 2023 19:11:30
Представлена методическая разработка урока для 11-го класса «Налоги и налогообложение» в системе уроков по дисциплине «Обществознания» в разделе «Экономика» и «Финансовая грамотность». В разработке представлены: презентация, технологическая карта урока, задачи расчёта НДФЛ для физических лиц и задания для подготовки к ЕГЭ....
04 03 2023 23:44:11
Урок истории в 6-м классе основан на использовании элементов технологии критического мышления. Данный урок проходит в форме групповой работы учащихся (УМК А.А. Данилова и Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен…» издательства «Просвещение»)....
03 03 2023 5:14:35
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века».
...
02 03 2023 17:10:38
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
01 03 2023 2:49:34
Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....
28 02 2023 4:27:51
Любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечество до границ государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. Это край, где родился ты и вырос, свет отчего дома, тепло родного очага.
...
27 02 2023 16:56:51
Конспект урока разработан в соответствии с программой «История России с древнейших времён до конца XVI века». 6-й класс. Авторский коллектив: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.
...
26 02 2023 7:28:28
В данной работе представлен сценарий экскурсии по теме «Культура и быт народов Нижегородского края конца XIX — начала XX века». Цель данного мероприятия — приобщение учащихся к своим истокам, корням.
...
25 02 2023 18:34:37
Данный проект является интеграцией предметов истории (региональный компонент) и изобразительного искусства. Это совместный проект Норильской детской художественной школы и городского музея истории и развития Норильска. Проект преследует своей целью вызвать интерес у детей и подростков к истории освоения таймырских земель, к достижениям родного города, а также выявить и поддержать одаренных детей....
24 02 2023 3:37:11
На занятии на примере каменного зодчества XVIII века составляется представление о русской культуре....
23 02 2023 20:24:56
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
22 02 2023 19:11:42
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
21 02 2023 16:48:25
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....
20 02 2023 4:50:39
Методическая разработка урока поможет учителям истории и обществознания организовать повторительно-обобщающий урок в 10-м классе по разделу "Социальная структура общества". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания по закреплению и повторению пройденного материала. Задания "Социальная сказка" и "Составьте статусный портрет героя литературного отрывка" направлены на развитие творческих способностей и ориентированы на применение учащимися имеющихся знаний на пpaктике....
19 02 2023 20:43:53
В основе предметно-классно-урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. Внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Возникает потребность в объедении знаний разных наук об объектах действительности, т.е. потребность в межпредметных связях учебных дисциплин....
18 02 2023 8:40:56
Реализация идеи формирования гражданско-патриотической направленности воспитания обучающихся 5–6-х классов вылилась в многоэтапный процесс проектной работы по теме «Суворовцы – наследники славных традиций и боевых подвигов своих отцов и дедов. Бесcмepтный полк». На примерах боевых подвигов своих предков мы стремимся показать важность, необходимость уважительного отношения и бережного сохранения истории и традиций своего Отечества в современном мире....
17 02 2023 18:30:16
Урок направлен на подробное знакомство с высшими достижениями в области духовной культуры, подводит учащихся к пониманию того, что эпоха Возрождения внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество бесcмepтными творениями изобразительного искусства.
...
16 02 2023 10:38:54
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
15 02 2023 2:24:31
Основные цели урока — формирование у учащихся представления о реформах П.А.Столыпина как об определенной трaнcформации революции «снизу» в революцию «сверху», уяснение учащимися политических, экономических и социальных задач столыпинского аграрного законодательства, причин, по которым начинания П.А.Столыпина не нашли широкой социальной поддержки. Развитие навыков и умений анализа причинно-следственных связей явлений и событий, работы с компьютером. Воспитание уважения к личности П.А.Столыпина как крупного государственного деятеля, выдающегося земляка, интереса к отечественной истории, родному краю....
14 02 2023 20:11:26
Цель проекта состоит в разработке методической системы развития учащимися профильной школы такой компетенции как целеполагание....
13 02 2023 18:28:51
На уроке обсуждаются содержание, особенности и формы духовной деятельности. Учитель знакомит с особенностями сферы духовной деятельности, взглядами философов, тpaктовавших духовные явления, пути и методы сохранения, распространения и освоения духовных ценностей. В ходе урока учащиеся изучают новый материал в группах по заданиям, полученным на уроке....
12 02 2023 1:53:38
На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....
11 02 2023 20:47:21
Цели урока: обобщить знания учащихся об определённой роли государства в экономической жизни страны; о влиянии отечественного и иностранного капитала на развитии экономики; выделить особенности российского монополистического капитализма; акцентировать внимание на нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации; провести анализ реформ П.Столыпина, охаpaктеризовать политику успокоения....
10 02 2023 15:56:27
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
09 02 2023 10:29:49
Историко-познавательная игра (викторина) может проводиться для закрепления изученного материала или повторения соответствующей темы на уроках истории нетрадиционного типа в старших классах. Викторина может проходить и как самостоятельное мероприятие (интеллектуальное соревнование) во время предметной недели или праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы....
08 02 2023 11:29:42
В ходе представленного урока прослеживается весь путь развития парламентаризма в России, начиная с первой Государственной Думы в 1906 году и заканчивая Госдумой, избранной в 2007 году. Рассматриваются вопросы полномочий, деятельности члeнов Совета Федерации и Госдумы. Наглядно приводится процесс принятия законов в Думе. На уроке используется презентация, дающая возможность увидеть и сравнить составы разных Государственных Дум....
07 02 2023 2:10:24
Работа с первоисточниками поможет учащимся овладеть особым языком юриспруденции. Курс развивает творческий потенциал девятиклассников, закрепляет их стремление к самообразованию. В настоящее время профессия юриста очень востребована, поэтому знакомство с данным курсом поможет учащимся определиться с дальнейшим профилем обучения....
06 02 2023 4:37:54
В статье рассматриваются примеры реализации этнокультурной составляющей на уроках истории с учетом компетентностного подхода. Компетентностный подход к образованию предполагает не только наличие у индивида внутренней организации знаний, качеств, способностей, но и его готовность к использованию и применению знаний, умений, отношений, опыта в учебной или жизненной ситуации. Cоставной частью процесса формирования компетентного ученика является региональный компонент в школьном образовании....
05 02 2023 19:45:19
Данный урок строится по традиционной схеме урока-презентации.
В работе представлена краткая история возникновения Олимпийских игр в античном мире (в Древней Греции), история возрождения Олимпийского движения , информация о современных Олимпийских играх.
...
04 02 2023 4:31:52
Цели урока: сформировать представление о духовном мире человека войны; учащиеся должны сделать самостоятельно вывод о том, что помогло советским людям выстоять и победить; продолжается формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические документы, делать выводы....
03 02 2023 20:34:30
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::