Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории
За многие годы атеизма и мучительного
реформирования мы растеряли многие духовные
ценности. Стали, как бы стесняться таких слов и
понятий для наших предков: Родина, Отечество,
долг, патриотизм, служение. И сегодня когда всё
больше мы видим в детской, особенно подростковой
среде недоброжелательность, озлобленность,
агрессивность, нетерпимость к другим, перед нами
педагогами, да и обществом в целом, стоит задача
формирование духовно-нравственной личности,
помочь ребёнку творить самого себя, опираясь на
нравственные ценности. Несомненно, система
воспитания должна охватывать все звенья
образовательного процесса и, в первую очередь,
основную её часть учебно-урочную. Ясно, так же что
содержательным ядром этой системы должно быть
духовно-нравственное воспитание,
соединённое с правовым воспитанием. Сегодня мы
видим, что воспитание учащихся чаще всего на
пpaктике переноситься на вторую половину дня в
систему дополнительного образования. А как же
урок? Какие цели должны быть приоритетными на
уроке? Работая учителем истории, я всё чаще думаю
о том какую духовно-нравственную основу
подводить под воспитание учащихся. И снова я
подхожу к тому, что одним из важнейших факторов
духовно-нравственного воспитания является
воспитание патриотизма, чувства единения со
своей Родиной и культурой. А культура, это прежде
всего наши исторические корни, уходящие в глубь
веков, неразрывно связанные с православием.
Нельзя забыть о том, что именно православие
более тысячи лет было щитом для русского
народа во всех бедах и напастях, на его
фундаменте формировались лучшие черты его
хаpaктера.
Наибольшими возможностями в плане воспитания
духовно-нравственной личности обладают
гуманитарные предметы, прежде всего история и
литература. Эти учебные дисциплины, где внимание
учащихся привлекается к важным вопросам
самоопределения личности, к проблемам
нравственного выбора, личной вины, поведения
в различных ситуациях, их эмоционального
переживания. Многие темы в курсе истории
содержат богатый « ценностный пласт».
Вспомним великого князя Сергея Александровича,
дядю последнего русского царя Николая II, и его
супругу великую княгиню Елизавету Фёдоровну.
Напомню, что Сергeй Александрович погиб от
разрыва бомбы террориста в 1905 году. После того,
что пережила княгиня (ныне канонизированная
Православной Церковью) святая великомученица
она по частям собирала останки тела мужа. После
такого потрясения можно было ожесточиться,
возненавидеть этот несправедливый мир. Но в
том, как повела себя княгиня, поистине отразилось
величие её души. Забота не только к пострадавшим,
но и к убийце мужа. Она подала прошение царю о том,
чтобы фанатика оставили в живых. Ни это ли
великое доказательство любви к людям и даже к
своим врагам. Это ли не пример для подражания?
Такие примеры в истории не единичны и детей учу
оценивать поступки не быть равнодушными к
окружающим. Восстанавливая контакт с
сознанием людей прошлых эпох, учащиеся
одновременно проходят своеобразную школу
отзывчивости, милосердия, сострадания, любви.
Урок истории обладает возможностями влиять на
становление духовно-нравственных качеств
личности. Урок организую таким образом, чтобы
учащиеся постоянно оказывались в ситуации
решения вопроса о том, как отнестись к данному
историческому событию. При этом ученик проводит
как фактический анализ (выявляет объективные
свойства исторических событий и процессов), так и
ценностно-оценочный анализ, определяя значение
данного события для развития общества и
личности. В ходе занятия ставлю цель выработать
умение использовать при оценках систему
общечеловеческих, социально значимых и личных
ценностей, соотносить их, чтобы выработать
ответственность за принятое решение. Создавая на
уроке ценностно-проблемные ситуации, ученик
ставит перед выбором с помощью каких критериев
дать оценку тому или иному историческому
событию. При этом у ребёнка должен возникнуть
личный интерес. Так, прежде чем изучать эпоху
Ивана 4 или Петра I, мы с учащимися обсуждаем
вопросы. Как вы относитесь к исторической
личности, которая имела благие цели, проводя
реформы в стране, подвела эту страну к Смуте, или
как вы относитесь к исторической личности, если
его деятельность имеет положительный результат,
но осуществляется жестокими методами и
средствами. Мой опыт показывает, что дети
по-разному отвечают на каждый из этих
вопросов, при этом наблюдаешь, как у детей
происходит формирование духовных ценностей.
Настоящее воспитание историей, на мой взгляд,
заключается в представлении ученику реальных
возможностей примерять на себе исторические
роли. История помогает ребёнку преодолеть
монологизм мышления. Опять же, ярким примером
для детей служит описание русского князя
Святослава «В повести временных лет», где он
предстаёт идеальным мужем, храбрым воином, а в
описании Льва Диакона, византийского историка,
он дан как грубый варвар. Анализ подобных
фактов заставляет учащихся отказаться от
однозначных и прямолинейных суждений и
пристально присматриваться к текстам и
авторским позициям. Хочется подчеркнуть, что
само присутствие в исторических текстах
оценочных суждений и хаpaктеристик ставит
ученика в позицию этического выбора, заставляя, с
одной стороны примерять на себя исторические
роли, а с другой – войти в круг тех, кто эти роли
оценивает.
Огромную помощь в воспитании
духовно-нравственной личности на уроке истории
мне помогает наш школьный краеведческий музей.
Один из лучших школьных музеев Белгородской
области. Когда урок проходит в музее, ребята
напрямую соприкасаются с историей края в
прошлом. Каждый предмет в музее буквально
согрет руками учащихся. Есть экспонаты, к
которым у ребят отношение особое. Взять
простые фотографии. Это старые фотографии наших
односельчан. Их подвиг на очень маленьком клочке
земли, в собственном доме. Знакомясь с этими
снимками, ребята проникаются любовью к ближним, к
Отечеству. Проводя уроки в музее, учащиеся
сравнивают прошлое с современностью,
сопереживают людям прошлого, находят много
общего, что имеет большое значение в
духовно-нравственном воспитании. Такая работа
выходит за рамки урока. Ценность
краеведческой работы состоит в том, что она
позволяет учащимся создать цельную систему
знаний по истории родного края, расширить
познавательную сферу, развить исследовательские
навыки и творческие способности, выработать
навыки самообразования. Таким образом, мы видим,
что краеведение является важным средством
духовно-нравственного воспитания.
И ещё один штрих к духовно-нравственному
воспитанию через урок – это личность учителя,
его человеческая самоценность. Учитель
должен вызывать у учащихся те чувства,
которые есть у него, свои идеалы он должен
передать своим ученикам. Но не навязывать
готовые оценки и идеалы, а умело подводить
учащихся к самостоятельному их постижению, тогда
не будет фальши и лжи, и воспитывая
милосердие, мы не получим цинизм. У ученика
есть право на собственное мнение, оценку, право
отстаивать свою точку зрения в споре с учителем.
В каждом из моих учеников я хочу видеть
высоконравственную личность, гражданина с
большой буквы, человека, который ни при каких
условиях не скажет цинично: «А что мне Родина?».
А пока мы беседуем, спорим, в том числе и о
былой русской жизни, о Родине, о том, что мы
имели, да не сберегли, бездумно отвергли,
потеряли или растратили, а теперь
прозревая, ищем, мучаемся, только обрести ни как
не можем. О русских людях. Эти люди – лучшие люди,
подлинная соль земли – служили не только ради
жалованья, и служба их на любом поприще была
стремлением к воплощению в жизни высоких,
завещанных предками идеалов. Эти люди, эти
труженики «числились по России», берегли и
умножали её святые ценности, складывали за
родную землю свои буйные головы, кто на
Куликовом поле, кто на Бородинском и
Прохоровском полях, иные же в горах всегда
неспокойного Кавказа. Это ли не личности? Это ли
не образцы для подражания? Будем надеяться, что
социальный заказ на Человека с большой буквы
будет востребован, и российская жизнь обретёт,
наконец, лад, примиривший в себе предания и
веру предков и новые, весьма неоднозначные
реалии современного периода русской жизни. Я
школьный учитель истории, я женщина, я мать. Я
верю в то, что я делаю.
Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать, как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по истории России первой половины XIX века или в ходе декады истории....
31 03 2023 19:31:22
Учащимся показан ход Северной войны, постепенный переход от поражений к победам и к решению главной задачи войны - выходу к морю и становлению морской державой европейского статуса. Современные ИКТ делает возможным подойти к процессу обучения творчески, повышать мотивацию познавательного процесса.
...
30 03 2023 4:58:40
Материалы к занятию исторического кружка или элективного курса «Вспомогательные исторические дисциплины» помогут учащимся понять, что история существует во времени и прострaнcтве.
...
29 03 2023 21:17:59
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
28 03 2023 2:31:23
Интеpaктивная игра-викторина проводится 1 сентября в День Знаний или на предметной неделе истории. Учащиеся разбиваются на комaнды. Каждый правильный ответ дает возможность получить карточку с одной буквой из загаданного слова - одной из улиц Москвы, состоящей из стольких букв, сколько комaнд принимает участие в игре. В конце игры побеждает комaнда, которая пройдет все этапы, ответит на вопросы и отгадает слово. Количество этапов должно совпадать с количеством участвующих классов....
27 03 2023 3:33:46
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
26 03 2023 10:12:27
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
25 03 2023 4:42:27
Занятие по предпрофильной подготовке по изучению законодательства и права с целью познакомить учащихся с законами наследования.
...
24 03 2023 8:42:59
<p>В соответствии с Базисным учебным планом Минобразования РФ на национально-региональный компонент отводится 15-20 % учебного времени. В 2001 году Правительством Мурманской области было принято Постановление «О порядке разработки, утверждения и введения в действие национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов». В 5 классе на НРК отводится только 4 часа. Предлагаемый урок преследует нацелен на формирование у учащихся системы знаний об историческом развитии родного края, ознакомление их с образом жизни, бытом коренных жителей Кольского полуострова. </p>
...
23 03 2023 7:42:16
Как же добиться, чтобы обычный школьный урок был не только интересным, но запоминающимся? Один раз в учебном году в нашей школе устраиваются большие открытые мероприятия как подведение итога по отдельным разделам истории. Как правило, это конкурсы или викторины. Особенно яркими и запоминающимися получаются мероприятия, которые придумываются совместно с учителями литературы, МХК, иностранных языков, материальной технологии и родителями....
22 03 2023 14:49:30
Одной из главных целей современного образования является воспитание творческой и всесторонне развитой личности, которая будет не только правильно и аналитически мыслить, но и проявлять своё эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу. Это залог творческого мышления, в основе которого лежат эмоции и чувства, позволяющие нам более правильно и продуктивно создать образ изучаемого объекта. При этом важен процесс соединения образно-эмоционального восприятия и рационально-логического познания. И именно преподавание истории позволяет нам добиться желаемых результатов.
...
21 03 2023 11:32:13
Материал можно использовать как на уроках обществознания, при изучении темы "Самопознание подростка" в 7-м классе, так и на классном часе. Полученные знания необходимы учащимся для подготовки к социализации, основанной на знании своего "Я", и умении применить эти знания в процессе адаптации. Занятие проводится в форме деловой игры, с использованием компьютерных технологий....
20 03 2023 4:47:52
Урок состоит из двух частей: анализ программных документов декабристов, составление сравнительной таблицы и "погружение" в события 14 декабря 1825 г. Предлагаются разноуровневые домашние задания. Прилагаются портреты декабристов в виде мультимедийной презентации.
...
19 03 2023 23:24:51
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
18 03 2023 8:55:29
Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс "Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....
17 03 2023 10:20:57

Учащиеся знакомятся с историей развития Дальнего Востока в конце ХIХ – начале ХХ в. Рассматривается влияние общероссийских исторических событий на развитие дальневосточного региона, Приморского края, города Владивостока....
16 03 2023 12:10:58
Целью урока является многократное осмысленное повторение материала, работа с историческими источниками. Задания заставляют учащихся не просто констатировать исторический факт, а выдавать его в качестве доказательства, проводя аналогию с тем или иным событием. Формировать навыки самоконтроля в процессе самостоятельной работы с тестами....
15 03 2023 11:28:21
Урок разработан в технологии критического мышления; проводится с целью сформировать представление учащихся о жизни и реформаторской деятельности Петра I, направленной на изменения всех сфер жизни общества в России....
14 03 2023 14:26:36
На уроке истории должны быть созданы условия для развития умения осмысливать исторические факты и явления; развивать навыки участия в дискуссии, обсуждении, выражении собственной позиции; приобщения учащихся к культурному наследию прошлого. Урок должен способствовать воспитанию интеллектуально и духовно богатой, развитой личности, целесообразно использовать вариативные образовательные технологии, составной частью которых может стать работа с историческим документом.
...
13 03 2023 13:18:48
Представлен конспект интегрированного урока истории и математики.
Урок посвящен экономическим реформам 90-х гг. XX века в России и является важным звеном в понимании основных тенденций развития нашей страны на современном этапе....
12 03 2023 16:48:39
Урок является завершающим в изучении блока «XIX век в истории России» в 10-м классе средней школы. Тип урока – повторительно-обобщающий, форма занятия – групповая работа, главный метод – проектная деятельность. В ходе подготовки к уроку ребята консультировались у учителей ИЗО, музыки, поэтому урок носит интегрированную направленность....
11 03 2023 23:22:38
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
10 03 2023 9:43:58
Интеллектуальная игра для 6–7-х классов по истории. Составлена на основе популярной телевизионной передачи «Своя игра». В ней отражены темы: Киевская Русь, Новосибирск, спорт, космос, чудеса света, мифы, история вещей. Игра состоит из трех туров. В двух турах представлены шесть тем с вопросами различной степени сложности, что выражается в их стоимости. Цель игры – расширение кругозора, формирование устойчивого интереса к предмету, развитие навыка индивидуальной деятельности....
09 03 2023 21:27:52
Урок приглашает к исследованию проблемы, которую учащиеся решают самостоятельно, опираясь на знания. Это дает возможность понять, как в недрах прошлого вызревают ростки новой культуры, что позволяет представить развитие мировой культуры как единый и целостный процесс....
08 03 2023 12:38:47
В данной статье предлагается методическая разработка урока, в ходе которого используются различные формы и методы обучения, направленные на формирования умений и навыков (работать с текстом, выделять главное, знать понятия и уметь их применять, разpaбатывать мини-исследования, делать мини-проекты и уметь их представлять, делать выводы), с целью формирования ключевых компетенций.
...
07 03 2023 17:29:32
В нашем Лицее, где учатся только старшеклассники (10–11 классы), большинство учебных предметов переведены на лекционно-семинарскую технологию. Школьная лекция как метод обучения широко используется в пpaктике учителей. Преподаватель должен составить шаблон за неделю до лекции, разместить его на сервере и на почте Лицея, а учащиеся обязаны самостоятельно распечатать необходимый материал. Преподавание истории ведется по учебнику "Россия и мир" (авторы: О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин). Программа рассчитана на 68 часов в год. Представлен опыт проведения урока-лекции в 10-м классе по теме "Становление самодержавия Романовых" с использованием шаблона. Все, что напечатано курсивом, - это и есть возможные записи учащихся.
...
06 03 2023 1:59:37
Вашему вниманию предлагается статья на тему избирательной системы РФ....
05 03 2023 19:54:48
Представлен урок-экскурсия по территории Московского Кремля. Он поможет учащимся побывать за Кремлевской стеной и увидеть своими глазами все великолепие архитектуры московского Кремля. А также познакомит с историей создания памятников....
04 03 2023 12:55:10
Урок может быть проведен в 11-м классе по теме параграфа 23 «На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 30-е годы» по учебнику «История России» А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова, С.В. Мироненко. При организации урока необходимо уделить внимание подготовленности обучающихся в решении проблемных задач и навыкам работы с историческими документами....
03 03 2023 11:14:26
На уроке учащиеся закрепляют знания о тоталитарном хаpaктере советского государства, учатся толерантному отношению к ошибкам истории и в ходе обсуждения проблемных вопросов дают свою оценку событиям этого периода. Учащиеся имеют возможность подготовить свои презентации по теме урока....
02 03 2023 21:32:26
На уроке защищаются групповые проекты «Литература России во второй половине XVIII века»(тип проекта – творческий), «Архитектура екатерининской эпохи» (тип проекта – пpaктико-ориентированный), «Народная культура. Игры и забавы на Масленицу» (тип проекта – игровой)....
01 03 2023 16:59:29
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
28 02 2023 1:18:53
Элективный курс предназначен для учащихся 10–11-х классов гуманитарного профиля и является вариантом курса по выбору учащихся гуманитарной специализации, задачами которого являются, с одной стороны, поэтапное освоение учащихся ряда базовых умений (логических, речевых коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой); с другой стороны, формирование готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических ценностей, проблем, традиций....
27 02 2023 8:26:16
Внеклассное мероприятие по обществознанию по курсу 8–9-х классов. Можно использовать как итоговое занятие. Урок помогает ознакомиться с основами российского законодательства; проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних; выяснить причину этих правонарушений и указать причину этих правонарушений; указать способы поведения в критических ситуациях....
26 02 2023 11:25:21
В настоящее время для работающего учителя выпускается огромное количество методической литературы, поурочного планирования, дидактические материалы к урокам, но всегда бывает интересно узнать, как эту или иную тему изучает коллега в другой школе, в другом городе. Целями урока являются изучение особенностей государства в период феодальной раздробленности; выяснение причины феодального раздробления, объяснение закономерности феодальной раздробленности, создание представлений о феодальной морали и обычаях, формирование умения устанавливать взаимосвязи причин и следствий....
25 02 2023 8:57:13
Игра по избирательному праву для учащихся 9-х классов "Ты сам отвечаешь за всё"....
24 02 2023 7:25:39
15 февраля — годовщина вывода советских войск из Афганистана. Афганская война – это не простая и во многом драматичная история. Этот урок посвящен одной из проблем афганской войны – проблеме возвращения на Родину бывших советских военнослужащих, пропавших без вести или захваченных в плен при исполнении интернационального долга в Афганистане.
...
23 02 2023 14:17:19
Предложенный материал предполагает активные формы работы и может быть применим в сильных классах. Отличие урока в параллельном применении документов и зрительного ряда, звукового сопровождения и решения творческих заданий. Подобранные отрывки документов позволяют проводить урок и в курсе 10-го класса.
...
22 02 2023 18:38:48
Урок-суд над режимом репрессий по теме "История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР: Кубань в 1920—1930-е годы" призван обобщить и закрепить знания, полученные учащимися 9-го класса при изучении темы "Политическая система сталинизма". Он развивает мышление школьников, формирует полезные в социальном общении умения и нравственные ориентиры, в числе которых - способность сопереживать другим людям , воспринимать опыт других эпох и поколений, уважать личность и права человека, быть терпимым к иным точкам зрения, уважать историческое прошлое своего и других народов.
...
21 02 2023 15:33:17
Интегрированное занятие по новой истории и английскому языку. Форма проведения урока – воображаемая пресс-конференция, на которой рассматриваются вопросы от основания первых английских колоний на территории Северной Америки до окончания Гражданской войны середины XIX века. Одним из ключевых вопросов является плантационное рабство....
20 02 2023 15:49:45
Урок знакомит учащихся с особенностями Спартанского полиса, способствует развитию
умений анализировать, сравнивать исторические события и явления, определять в них
общее и различия....
19 02 2023 1:33:12
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
18 02 2023 22:35:12
Заочная экскурсия в одно из древних государств - Критское, организованное с применением технических средств обучения: мультимедийного проекта, программы MS PowerPoint, дает возможность увидеть достопримечательности прошлого, знать исторических деятелей, привить интерес к предмету "История Древнего мира".
...
17 02 2023 8:34:27

На уроке нам предстоит узнать, как развивалась культура России в конце ХХ - начале XXI вв., какие проблемы существовали и существуют в культурном развитии страны. Попытаемся предложить пути решения этих проблем....
16 02 2023 12:40:13
<p>Использование информационных технологий позволяет эффективно решать много методических задач, стоящих перед учителем. Решать эти задачи в комплексе могут мультимедийные пособия по отдельным темам истории.</p>
...
15 02 2023 11:22:32
Задача учителя состоит в том, чтобы новое поколение знало и помнило все события прошлого, гордилось своими предками, Героями Великой Отечественной войны. Урок памяти, посвящённый Сталинградской битве, это часть задуманного проекта о городах-героях. Каждый из них – это путь к Великой Победе.
...
14 02 2023 15:38:21
Цель: изучение вопроса о многообразии способов познания мира в ненаучном познании, деловая игра с защитой презентаций пяти групп учеников и учителя для закрепления вопроса в форме ЕГЭ....
13 02 2023 19:50:47
Статья содержит материалы об интеpaктивных методах, которых можно активно использовать на уроках истории и обществознания. Это: "мозговой штурм", дискуссия, ролевая игра, метод "синквейна", "Три предложения" и др. Применение в пpaктике преподавания интеpaктивных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности учащихся и эффективности урока.
...
12 02 2023 3:14:55
Для формирования личности ребенка очень важна культурологическая составляющая его развития. Рационально увеличение времени изучения культурного наследия за счет внеурочной деятельности. Предлагаемый ресурс знакомит с Эрмитажем – не только музеем, но и удивительным миром, полным чудес; развивает ключевые компетентности учащихся....
11 02 2023 22:17:58
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
10 02 2023 11:21:51
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::