Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона
Тема урока: Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона.
Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э.
Цель урока:
рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах.
Форма урока: комбинированный с элементами лабораторной работы.
Основные понятия и термины:
аристократия, демос, граждане, должностные лица, архонт, стратег, источники рабства, долговое рабство, долговой камень, пятисотмерники, всадники, гоплиты, феты, демократия.
Оборудование:
Карта «Древняя Греция»
Учебная картина «На агоре»
Компьютер, проектор.
CD: «История. 5 класс». «История Древнего мира».
Ход урока
План:
Вводная беседа.
1. Борьба демоса с аристократами.
2. Отмена долгового рабства.
3. Права и обязанности афинских граждан по реформам Солона.
4. Гражданские права афинян.
Вводная беседа.
- Покажите на карте территорию Афинского полиса, опишите его местоположение. (Область Аттика в Средней Греции)
- Что такое полис? (Город – государство с прилегающей округой) (Приложение1).
- Какие группы населения можно выделить в Афинах? Чем отличалось их положение?
Переход к новой теме.
1. Борьба демоса с аристократами.
Вопросы учащимся:
- В чьих интересах было устроено в Афинах управление? Как называется такая форма власти?
-Объясните крылатое выражение «дpaконовские законы». Почему афиняне говорили, что эти законы «писаны не чернилами, а кровью»?
- Какие социальные отношения отражены в басне Гесиода о Соловье и Ястребе? Кто стоит за пернатыми персонажами?
Учитель читает отрывок из басни:
Вот, что однажды сказал Соловью пестрогласному Ястреб,
Когти, вонзивши в него и неся его в тучах высоких.
Жалко пищал Соловей, пронзенный кривыми когтями,
Тот же властительно с речью такою к нему обратился:
«Что ты, несчастный пищишь? Ведь намного тебя я сильнее!
Как ты не пой, а тебя унесу я куда мне угодно.
И пообедать тобой я могу, и пустить на свободу.
Разума тот не имеет, кто меряться хочет с сильнейшим:
Не победит он его,- к униженью лишь горе прибавит!»
Вот, что стремительный Ястреб сказал, длиннокрылая птица.
(Ребята уверенно определяют: Ястреб – это аристократ, Соловей – простолюдин)
Вопрос учащимся:
- Подумайте, кто из афинян был недоволен таким управлением? Почему?
Метод «оживления картины» («На агоре»)
- Как вы думаете, о чем могли спорить эти люди в центре картины? Ребята высказывают предположения.
Показывается подготовленная сценка:
Торговец:
- Я богаче тебя. Посмотри, вот грузятся мои корабли. Носильщики заполняют их амфорами с маслом и вином, расписными сосудами. Взгляни, прямо перед нами склад с товарами. Он мой. У меня красивый дом в Афинах, paбы. Я тоже хочу управлять Афинами! Почему только вы, аристократы, судите. Избираете из своей среды девять правителей, заседаете в совете старейшин? Я тоже хочу быть правителем и не хуже вас справлюсь с этими обязанностями.
Аристократ:
- Ты богаче, это верно, но что с того! Богатым можно стать, а знатным нужно родиться! Ты забыл, кто был твой дед? Я напомню: он был простым мужиком. Поденщиком и гнул спину на моего деда. А уж кто был твой прадед, ты, верно, и сам того не знаешь. Мои же предки известны всей Аттике. Мои деды, и прадеды, и прапрадеды – все заседали в совете старейшин. А ведем мы род от самих богов. Не смей равняться с нами! Ты простой человек, и твои предки были простыми людьми. А все мои предки были знаменитыми людьми. Вот этим я отличаюсь от тебя.
- Что означают слова «богатым можно стать, а знатным нужно родиться»?
- Чем были недовольны афинские купцы и владельцы кораблей? Чего они требовали?
- Чем были недовольны простые земледельцы? - (Приложение 2).
( Ребята говорят о разорении земледельцев. На полях бедняков ставили долговые камни, отбирали землю. Должника продавали в рабство, могли продать на чужбину, навсегда разлучить с семьей).
Подводятся выводы и записываются в тетради «Требования демоса»:
- Богачи хотели получить право участвовать в управлении полисом.
- Бедняки требовали отменить долговое рабство и вернуть им потерянные земли.
- Бедняки требовали отобрать часть земли у знати и поделить между неимущими.
В начале VI в. до н.э. вражда между демосом и аристократами усилилась. Дело дошло даже до вооруженных столкновений между ними. Эта междоусобица ослабляла Афинское государство и наносила ущерб всем его гражданам. Тогда противники обратились с просьбой примирить их к самому уважаемому в Афинах человеку – Солону. – (Приложение 3).
Выступает ученик с подготовленным сообщением о Солоне. (Приложение 4).
Вопрос учащимся:
- Как вы думаете, почему и демос, и аристократы уважали Солона?
(Ребята говорят о том, что аристократов привлекали знатное происхождение Солона, его образованность, демос же привлекали деловые качества Солона – сумел разбогатеть, занимаясь торговлей, но не кичился богатством, не презирал бедняков, был честным).
2. Отмена долгового рабства.
В 594 г. до н. э. Солон был избран первым, то есть главным, архонтом. Он издал новые, более справедливые законы взамен жестоких законов Дpaконта и провел реформу (преобразование) управления государством.
Познакомьтесь со стихотворением Солона, в котором он говорит о своих реформах. Назовите эти реформы.
Какой же я из тех задач не выполнил,
Во имя коих я тогда сплотил народ?
О том всех лучше перед Времени судом
Сказать могла б из олимпийцев высшая –
Мать черная Земля, с которой снял тогда
Столбов поставленных я много долговых,
Paбыня прежде, ныне же свободная.
На родину, в Афины, богоданный град,
В рабство проданных вернул я многих...
Всех освободил. Я этого достиг
Закона властью, силу с правдой сочетав.
И так исполнил все я, как и обещал,
Со знатными простых в законах уравнял
Для каждого прямую правду указав...
Затем-то, на борьбу все мужество собрав,
Я точно волк, вертелся среди стаи псов.
Называются и записываются в тетради:
- освобождение должников от рабства;
- сняты долговые камни; заложенные участки вернули их владельцам;
- возвращение в Афины проданных в рабство за долги;
- равенство всех перед законом.
- Означает ли реформа Солона полное уничтожение рабства в Афинах?
(Нет, остались привозные paбы-чужеземцы).
- Что имел в виду Солон, говоря «я точно волк, вертелся среди стаи псов»? Кто и почему был недоволен его реформами?
Сравните мнение по этому вопросу философа Аристотеля и историка Плутарха.
Аристотель:
«...Обе стороны изменили свою позицию потому, что установленный им порядок не соответствовал их ожиданиям. Народ ждал, что он произведет полный раздел всего, знать же рассчитывала, что он сохранит прежний порядок или лишь немного его изменит. Но Солон разошелся с теми и другими, и, хотя имел возможность, вступив в согласие с любой стороной, установить тиранию, он предпочел вызвать ненависть тех и других, лишь бы спасти отечество и установить наилучшие законы».
Плутарх: «...но Солон не угодил ни тем, ни другим: богатых людей разочаровал тем, что отменил долговые обязательства, но еще более того он возбудил недовольство бедняков, потому что не произвел передела земли, на который они надеялись, и не установил полного равенства всего имущества, как это сделал Ликург в Спарте».
Вывод:
Главной целью реформ Солон считал не удовлетворение требований какой-либо из сторон за счет других, а предоставление всем равных прав перед законом, прекращение усобиц, ослаблявших государство.
3. Права и обязанности афинских граждан по реформам Солона.
Работа с учебником – с.123. – п.3 - 4. Заполните таблицу:
Категории афинских |
Обязанности |
Права |
1.Самые богатые граждане |
За свой счет строили и содержали военные корабли. Вносить деньги в казну на государственные нужды. |
Участие в Народном собрании. Избираться в суд. Избираться на высшие государственные должности – архонтов, стратегов. |
2.Состоятельные люди |
Служили в армии, как правило, всадниками. |
Участие в Народном собрании. Избираться в суд. Избираться на государственные должности |
3.Люди со средним достатком («зевгиты») |
Служба в армии |
Участие в Народном собрании. Избираться в суд. Избираться на государственные должности |
4.Самые неимущие: |
Служила в армии |
Участие в Народном собрании. Избираться в суд. |
Эти реформы способствовали укреплению афинской армии и государства. Вновь возрастает роль Народного собрания. В нем теперь могли участвовать все взрослые афинские граждане. На собрании решались самые важные государственные дела и принимались новые законы. Главные должности теперь могли занимать не только аристократы, но и богатые люди из демоса. Судьями могли быть все граждане, независимо от размеров имущества. (Приложение 5).
- Подумайте, почему в реальной жизни бедняки отказывались от своего права стать судьей?
(Ребята вспоминают, что за исполнение должностных обязанностей в Афинах не платили. Бедняки должны были работать, чтобы кормить свои семьи)
4. Гражданские права афинян.
Помимо рассмотренных выше реформ Солон издал и ряд других законов.
Вопрос учащимся:
На воспитание, каких качеств человека были направлены законы Солона?
- Кто ведает обиду, тот может жаловаться в суд.
-Кто во время междоусобных раздоров не примкнет ни к одной из сторон, тот лишается гражданских прав.
-Кто не может указать, на какие средства живет, тот лишается гражданских прав.
-Если отец не научил сына никакому делу, то такого отца такой сын не обязан содержать.
Выводы:
Реформы Солона заложили в Афинах основы демократии, то есть власти демоса.
Государство защищало своих граждан, охраняло их права. Главной ценностью была свобода гражданина. Даже последний бедняк отныне мог не бояться долгового рабства.
Граждане должны были активно участвовать в жизни своего государства, не быть безучастными к его проблемам.
Домашнее задание: § 28, вопросы.
Литература:
- Колпаков С.В., Рогожкин В.А., Тырин С.В. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. – М., 2006.
- Беккер К.Ф. Мифы Древнего мира. Всемирная история. – Саратов, 1995.
- Древняя Греция. Энциклопедия для школьников. – М., 2001.
- Немировский А.И. Древний мир. Культура и власть. Книга для чтения. – М.,1999.
- Плутарх. Солон. Разорение крестьян Аттики. Борьба демоса с аристократией и его победа. Права граждан//Хрестоматия по истории древнего мира. – М.,1991. – С.144-149.
- Солон//История Древнего мира в художественно-исторических образах. – М.,1978.
В ходе урока используется методика А.Литвинова, позволяющая превратить текст учебника в динамичные образные сюжеты, вызвать оживление и интерес, увеличить долговременную память. Оздоровительные приемы повышают работоспособность учащихся на уроке.
...
27 01 2023 18:27:56
Материал к уроку дополнен мультимедийными презентациями и литературными переработками сцен трагедий Софокла "Царь Эдип" и "Одиссеи" Гомера. Сцены из трагедий изложены автором сценария урока доступным для восприятия современным языком в стихотворной форме. Терминология, свойственная изучаемой эпохе, тем не менее, сохранена. Содержание слайд - фильмов делает возможным их использование в обучении наряду или вместо учебника, а элементы театрализации дают возможность детям творчески осмыслить учебный материал.
...
26 01 2023 12:29:26
Урок направлен на то, чтобы расширить знания учащихся по истории политических репрессий, познакомить с лагерями на территории Казахстана, показать с каким мужеством переносили люди испытания, выпавшие на их долю, верили, что история все расставит по своим местам. У учащихся развивается чувство сопричастности и уважения к историческому прошлому своей Родины.
...
25 01 2023 8:16:38
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
24 01 2023 13:43:15

Цель: расширение знаний о традиционном хозяйстве, культуре, некоторых традициях и обычаях коренных жителей ХМАО–Югра – ханты и манси....
23 01 2023 2:19:31
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
22 01 2023 20:26:44
Обобщающий урок по теме «Гражданская война в России» в 9-м классе способствует осознанию учащимися важнейших исторических проблем, активизирует познавательную деятельность школьников, формирует у них навыки самостоятельной работы, умение работать с историческими источниками. Прослеживается межпредметная связь истории, обществознания, литературы, этики. Домашнее задание поможет развивать творчество и литературные навыки....
21 01 2023 22:56:32
Цель работы: в форме решения учениками компетентностных задач контролировать освоение материала по теме «Древний Китай»....
20 01 2023 5:48:49

Урок "Поиск клада" по теме «Великие географические открытия» с применением игровых технологий. Тип урока – повторительно-обобщающий. С целью закрепить конкретное представление об эпохе Великих географических открытий; систематизировать и обобщить знания учащихся по этой теме....
19 01 2023 3:26:23
На уроке формируются представления о рыночном механизме регулирования экономики. Учащиеся учатся определять условия функционирования рынка, что влияет на спрос и предложение на рынке. Повышается мотивация к учебе, ученики ориентируются в экономических и нравственных поступках, использують речь для регуляции своего действия....
18 01 2023 12:53:38
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX века позволил назвать это время золотым веком. Капиталистические идеи в экономике усилили потребность в грамотных и образованных людях. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный хаpaктер. Именно эти аспекты рассматриваются на уроке....
17 01 2023 11:58:34
Воспитательная цель урока: формирование чувства патриотизма, гражданской позиции, любви и уважения к русской литературе и истории страны. Цель: показать обучающимся трагическую судьбу человека в тоталитарном государстве; историю народного мученичества; культ личности Сталина; политику беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеком....
16 01 2023 18:26:56
Урок истории проходит в виде викторины, проверяет знания учащихся об основных фактах начала Великой Отечественной войны. Учащиеся развивают умение анализировать, отбирать нужную информацию, систематизировать материал. Цель урока: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине....
15 01 2023 17:42:27
Цели урока: углубить и систематизировать материал по темам «Сталинский режим» и «Брежневская эпоха»; обобщить экономические и общественно-политические черты советского общества....
14 01 2023 5:12:30
Семинар – важное средство мотивации учения и возможности подготовки к ЕГЭ для учащихся 10–11-х классов. Может быть полезно тем, кто хотел бы провести свое исследование мотивационной сферы личности учащихся. В работе затронуты не только методические, но и психологические аспекты деятельности учителя по управлению процессом обучения....
13 01 2023 20:42:17
Урок с использованием методики опopного конспекта повышает эффективность обучения, позволяет в игровой форме запоминать исторический материал, видеть значение достижений культуры Древней Индии для современной цивилизации. Воспитывает толерантное отношение к представителям разных народов мира....
12 01 2023 22:37:48

В 2015 году г.Новомосковск отмечал 85-летний юбилей. Нельзя жить на родной земле и не знать, что было здесь до нас, не знать о трудах и делах наших предков. У г.Новомосковска была своя сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, похожая и не похожая на другие города, история. Новомосковск внес достойный вклад в материальную и духовную культуру России....
11 01 2023 19:21:26
Сценарий проведения интеллектуальной игры для старшеклассников «Брейн-ринг». Игра способствует развитию интереса к изучению Отечественной истории, воспитывает чувство уважения к истории Отечества, формирует гражданско-патриотическую позицию учащихся.
...
10 01 2023 4:37:48
Цели урока: познакомить с внутренним устроением православного храма: частями храмового помещения, с историей русского иконостаса и традиционным расположением на нем икон; развивать кругозор и словарный запас детей....
09 01 2023 10:17:17
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
08 01 2023 18:47:50
Проблемы глобализации и глобальных проблем рассматриваются на различных ступенях образования в курсах истории, обществознания, географии, биологии, следовательно, занятие может носить интегративный (межпредметный) хаpaктер. Интерес к данным вопросам обусловлен тем, что взросление человека предполагает осознание им своих, более широких связей с миром, с его общим культурным, экономическим, образовательным достоянием. Обращение к вопросам глобализации на ступени основного общего образования позволит заложить основы понимания основных фактов, процессов и явлений, хаpaктеризующих целостность и системность отечественной и всемирной истории, которые содержат требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы на базовом и профильном уровнях....
07 01 2023 23:45:20
Статья посвящена научно-пpaктической организации выставочных экспозиций в школе. Освещена поэтапная подготовка, организация и создание выставочных экспозиций, представлен собственный опыт учителя. Показана воспитательная роль совместной деятельности по организации выставок учащихся и учителя, роль родителей, муниципальных и общественных организаций. Рассмотрены научно-пpaктические аспекты деятельности учащихся в организации выставок и связанные с ними исследовательские работы....
06 01 2023 14:28:10
Изучение курса истории в начальных классах, по мнению специалистов, вызывает некоторую трудность, так как учащимся бывает сложно сориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники. Цель данного урока: знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля....
05 01 2023 13:55:21
Нестандартный подход к преподаванию сказывается благоприятно на знаниях учащихся и их неподдельном интересе к истории, русскому языку и литературе. На основе материалов из античной культуры прививается уважение к культурному наследию, углубление эстетических потребностей учащихся. ...
04 01 2023 5:11:59
Сценарий посвящается создателям славянской азбуки, святым братьям Кириллу и Мефодию. Учитель создает у учащихся представление об истоках славянской письменности, об особом хаpaктере древнерусской культуры, синтезировавшей в себе культурное наследие соседних народов с византийскими культурными традициями....
03 01 2023 1:24:32
Актуальность данной игры обусловлена 150-летием отмены крепостного права в России, воспитанием гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. В представленном устном журнале и игре актуализируются знаний обучающихся по теме "Жизнь и быт российского крестьянства". Игра проводится с обучающимися 5–8-х классов, которые еще не изучали по истории тему "Падение крепостного права в России"....
02 01 2023 4:58:13
При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью разных предметов можно сформировать целостные знания по теме. В этом случае отдельные знания, будут складываться в одну большую "картину-представление" для истинной системы знаний и правильного миропонимания. Интегрированное обучение развивает самостоятельность, познавательную активность и интересы учащихся....
01 01 2023 2:34:40
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
31 12 2022 16:47:43
В материале описана процеДypa проведения экспертизы элективных, факультативных курсов в г.о. Спасск-Дальний Приморского края. Даны рекомендации по составлению элективных, факультативных курсов, их структуре; написанию пояснительной записки. Приведен анализ наиболее распространенных ошибок и недочетов.
...
30 12 2022 1:43:56
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков.
...
29 12 2022 16:24:58
Урок истории в 5-м классе с использованием ИКТ в форме презентации проводится как урок изучения нового материала и включает элементы проблемного обучения. Он построен на основе современных дидактических принципов: целеполагания, деятельности, субъектности. Занятие позволяет формировать такие компетенции у учащихся, как информационная, коммуникативная, организационная.
...
28 12 2022 20:46:42
На уроке защищаются групповые проекты «Литература России во второй половине XVIII века»(тип проекта – творческий), «Архитектура екатерининской эпохи» (тип проекта – пpaктико-ориентированный), «Народная культура. Игры и забавы на Масленицу» (тип проекта – игровой)....
27 12 2022 3:53:56
Интеллектуальная игра проводится как внеклассное мероприятие или как обобщающий урок по теме ВОВ. Основные задачи: закрепление знаний учащихся по теме, формирование умений работать мобильно на уроке, воспитание человечного отношения к людям....
26 12 2022 19:15:48
Урок-игра для учащихся 7-го класса. Материал можно использовать на уроке обобщения и закрепления знаний по истории Отечества XVII–XVIII веков или в ходе декады истории....
25 12 2022 23:24:12
Деятельностный подход ориентирован на активную познавательную деятельность школьников на всех этапах планирования и организации учебного процесса, в том числе пои организации и проведении контроля и оценке знаний. Вопрос оценивания остается сложной проблемой современной российской школы. В данной статье предлагается анализ подходов к решению проблемы оценивания по параметрам деятельности, по уровням обученности, где отправной точкой является образовательный стандарт. Приводится образец контрольной работы по истории и критерии оценки.
...
24 12 2022 20:10:13

На уроке формируются и совершенствуются знания по теме "Русь во времена Владимира Святославича", развиваются учебные компетенции обучающихся на основе использования личностно ориентированного подхода с применением инновационных технологий, воспитывается интерес и уважение к истории своего и других народов....
23 12 2022 17:39:27
"Познавательное застолье" - это уникальная возможность "попробовать историю на зубок". Отличительной особенностью данного урока является его наглядность и иллюстративность. Особый колорит придает костюмированность и театрализованность мероприятия. Нетрадиционность подачи материала позволяет сделать урок по-настоящему ярким, праздничным, запоминающимся и одновременно информативным. Отсутствие школьно-письменных принадлежностей и нестандартный способ оценки помогают создать атмосферу максимального психологического комфорта для детей....
22 12 2022 23:49:59
В работе предлагаются способы, позволяющие активизировать познавательный процесс при изучении истории Средних веков.
...
21 12 2022 21:56:24
Акцент урока направлен на организацию активного участия школьников в поиске и усвоении исторического материала. Пропедевтика начального исторического образования готовит учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах.
...
20 12 2022 21:36:59
Данное мероприятие способствует воспитанию патриотизма, гуманного отношения к окружающим людям, к ветеранам войны, обогащает социальный опыт детей через участие в инсценировках песен, сопереживание различных ситуаций. Мероприятие было построено на интеграции предметов: всемирная история, история Казахстана, музыка, мировая художественная культура, изобразительное искусство, начальная военная подготовка....
19 12 2022 14:53:22
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
18 12 2022 23:30:19
Урок посвящен 1150-летию Российской государственности. На уроке учащиеся приводят найденные ими в источниках необходимые сведения, комментируют их. Под руководством учителя анализируют разные точки зрения и формулируют выводы. Важно организовать работу на уроке так, чтобы у учащихся формировалась информационная компетенция и воспитывался интерес к историческому прошлому страны....
17 12 2022 17:58:34
Конспект урока обществознания в 9-м классе, в ходе которого учащиеся знакомятся с понятием «правонарушение», с видами правонарушений, определяют к каким видам правонарушений относятся предложенные ситуации....
16 12 2022 1:20:38
Программа отражает основные тенденции развития, направления и события внешней политики восточных славян, Киевской и Московской Руси, России и Российской империи. Особое место в программе отводится самостоятельной работе с картами, документами, схемами и таблицами.
...
15 12 2022 17:39:55
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
14 12 2022 22:37:42
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
13 12 2022 13:52:17
Сценарий урока по истории Древнего мира. С помощью наглядных средств: мультимедийной презентации, атласа и учебника по истории Древнего мира, учащиеся 5-го класса изучают географические и общественные особенности развития афинского полиса, знакомятся с терминами: полис, демос, архонты, ареопаг, сравнивают греческий и финикийский алфавиты, анализируют особенности развития афинского полиса. Урок является частью темы "Зарождение Древнегреческой цивилизации. Архаический период в истории Древней Греции" в рамках раздела "Цивилизация Древней Греции". Урок снабжён пособием – мультимедиа презентация. Основной метод урока – метод диалога, т.е. беседа как метод повторения, разъяснения и проверки знаний.
...
12 12 2022 23:12:20
Урок блочно-модульного структурирования. Процесс формирования блоков основан на просмотре отрывков из учебного кинофильма: соединяя увиденное с содержанием материала учебника, ученики составляют соответствующий блок. В результате работы ученики имеют готовые технологические карты для домашнего повторения, а также для подготовки к контрольным срезам....
11 12 2022 2:31:30
Урок истории в 6-м классе обобщает и закрепляет знания учащихся по теме "Киевская Русь", дает оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси, а также
пополняет знания учащихся о личностях первых киевских князей и политике их правления.
...
10 12 2022 10:17:52

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
09 12 2022 21:13:32
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::