Итогово-обобщающий урок-викторина в 11-м классе по теме "Россия в начале XX века"
Применение мультимедийной программы Power Point делает урок ярким, интересным, насыщенным визуальным сопровождением. Использование компьютера на уроке привлекает к теме внимание детей не только со способностями к гуманитарным предметам, но и склонных к точным дисциплинам, что позволяет втянуть в работу всех учеников класса. Процесс повторения сложной темы становится игрой, в которой учащиеся проявляют свои знания и умения как по истории так и по информационным технологиям, узнают новые факты. В процессе соревнования развивается быстрота мышления, реализуется интеллектуальный потенциал учеников.
Компьютерная викторина у ряда старшеклассников вызывает желание самостоятельно создать работу по информационным технологиям с использованием знаний, как по истории, так и по другим предметам.
Цели урока:
- обобщить знания учащихся по теме: “Россия в
первой четверти XX века”;
- через игру реализовать интеллектуальный
потенциал учащихся;
- развивать быстроту мышления и коммуникативные
способности;
- формировать понимание взаимной
ответственности и потребности в сотрудничестве;
- воспитывать чувства патриотизма и гордости за
историю страны.
Подготовка
- разделить класс на комaнды по 5-6 человек;
- подготовить мультимедийный вариант викторины;
- ознакомить комaнды с категориями вопросов;
Оборудование урока:
компьютер, проектор, экран, таблица для подсчёта результатов.
Порядок проведения викторины.
Комaнды по очереди выбирают категорию и стоимость вопроса, за правильный ответ баллы плюсуются комaнде, а за неверный ответ комaнда теряет баллы. Среди вопросов есть “вопросы-аукционы”, которые комaнды могут перекупать друг у друга, а также “кот в мешке”, вопросы которые можно передать соперникам. Заработанные комaндой баллы заносятся в таблицу. После розыгрыша последнего вопроса проходится подсчёт заработанных баллов, подводятся итоги викторины.
Категории вопросов:
- даты и события,
- личности,
- документы,
- факты,
- это любопытно.
ДАТЫ И СОБЫТИЯ
10 балов. Когда произошло событие, получившее название “кровавое воскресенье”.
9 января 1905 года
20 балов. Когда поезд подошёл к станции, Государем был прислан дежурный адъютант Мордвинов. Он провёл депутатов прямо с поезда в салон-вагон государя.
Назовите дату и событие.
2 марта 1917 года, отречение Николая II от престола.
30 балов. Кого награждали этим крестом.
Участников обороны Порт-Артура.
40 балов. Война прервала процесс модернизации, диктуя свои условия жизни обществу и государству. Могла ли Россия избежать войны? Скорее всего, нет. Не позволял статус великой державы. О какой войне идёт речь?
Речь идёт о Первой мировой войне 1914-1918 г.
50 балов. “Это выступление более опасно для большевиков чем Деникин, Юденич и Колчак вместе взятые…” В. И. Ленин
О каком событии идёт речь, когда оно происходило.
Кронштадтское восстание, февраль-март 1921 года.
ЛИЧНОСТИ
10 балов. В завещании он писал:“Хочу быть похороненным там, где меня убьют”. Его убили в оперном театре Киева и похоронили в Киево-Печерской лавре.
Пётр Аркадьевич Столыпин.
20 балов. Назовите самый известный псевдоним революционера, работавшего также под фамилиями Карпов, Тулин, Ильин.
В. И.Ленин
30 балов. Юрист, мировой судья, избирался депутатом II, III, IV Государственных дум, был председателем в III Думе. Назовите политического деятеля.
Николай Алексеевич Хомяков.
40 балов. Воевал против белых и против Красной армии. Трижды вступал в соглашение с руководством Красной армии для борьбы против белогвардейцев. Во главе Повстанческой армии участвовал в штурме Перекопа.
Махно Нестор Иванович
50 балов. За успешные действия на фронтах Гражданской войны этот комaндир Красной армии, был первым награждён орденом Красного знамени и орденом Красной звезды.
В. К.Блюхер.
ДОКУМЕНТЫ.
10 балов. И вот во дворец, до императорского трона, дошёл, глумясь, и издеваясь, стал шельмовать над Россией неграмотный мужик с cyмacшедшими глазами и могучей мужской силой...”
Речь идёт о Григорие Распутине.
20 балов. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собрания, и союзов.”
Манифест Николая II, подписан 17 октября 1917 года
30 балов. Тут и там валялись резные деревянные изображения российского двуглавого орла, сорванные с правительственных зданий, и эти эмблемы империи летели в огонь по мере возбуждения толпы. Старая власть исчезла, превращаясь в прах, и никто не жалел о ней”.
Речь идёт о событиях февраля 1917 года
40 балов. Одушевленный единою со всем народом мыслию, принял я твердое решение в том случае воспринять верховную власть, если такова будет воля великого народа нашего…”
Михаил Александрович Романов, 3 марта 1917 года
50 балов. Каждый день, что проходит, я благословляю Господа и благодарю его за то счастье, каким он меня наградил. Моя любовь и почитание к дорогой Аликс растёт постоянно”.
Николай II пишет о своей жене Александре Фёдоровне.
ФАКТЫ.
10 балов. Какое историческое событие произошло на известной нам станции, где была обнаружена пропажа некой собачки у дамы, сдавшей багаж.
На станции Дно Николай II подписал отречение от престола.
20 балов. В каком году красный флаг становится государственным знаменем Советской России?
В 1918 году
30 балов. Как началась “борьба с немецким засильем” в Петербурге, после того как Германия объявила войну России в 1914 году.
Петербург был переименован в Петроград.
40 балов. Из крестьян, участник Первой мировой войны, унтер-офицер. Летом 1919 г. - комaндир конного корпуса, с ноября 1919 г. - комaндующий 1-й Конной армией.
Семён Михайлович Будённый
50 балов. Кто стал первым народным артистом России в 1918 году?
Фёдор Иванович Шаляпин.
ЭТО ЛЮБОПЫТНО.
10 балов. Где Владимир Ульянов был изображён без усов, без бороды и с курчавой головой.
На значке октябрят
20 балов. Южный Сахалин по Портсмутскому договору Россия уступила Японии. Как после этого прозвали Сергея Юльевича Витте?
Граф Полусахалинский.
30 балов. Как называли красноармейский суконный головной убор в виде шлема с красной звездой.
Будёновка.
40 балов. Назовите современное государство на территории которого погиб Василий Иванович Чапаев.
Казахстан
50 балов. Назовите две войны, в которых будущий президент Финляндии Карл Маннергeйм сражался на стороне России.
В Русско-Японской и Первой мировой.
Презентация
Разработка представляет собой урок-игру с различными типами заданий на знания фактического материала, умения учащимися сопоставлять, анализировать, давать оценку историческим событиям, проявлять находчивость, смекалку; формируется умение работать в комaнде, анализировать допущенные ошибки.
...
20 03 2023 16:30:10
На уроке изучаются причины дворцовых переворотов XVIII века. Учащиеся знакомятся с ходом дворцовых переворотов; исследуются сущность и хаpaктер....
19 03 2023 20:59:21
В статье раскрывается сущность современных педагогических технологий, приводится их классификация в научной литературе. Подчеркивается роль современных технологий на уроках истории в профильных классах старшей школы. Особое внимание уделяется таким технологиям как проблемное обучение, адаптивная система обучения, коллективный способ обучения....
18 03 2023 20:48:50
Урок формирует у учащихся представление о причинах Столетней войны, силах сторон, хаpaктере войны, ее основных этапах, итогах и особенностях. Выяснить, кто такая Жанна Д’ Арк и какую роль она сыграла в этой войне....
17 03 2023 20:42:44
Цель урока: показать особенности развития Коми края в начале XX века на основе этнографических исследований и автобиографии выдающегося русско-американского социолога и культуролога XX века, уроженца коми земли Сорокина П.А. в исследовании истории Коми края....
16 03 2023 15:14:19
Цели урока – выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую хаpaктеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия. Продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами....
15 03 2023 13:37:30
Президентские выборы 2000 г. Какие проблемы стоят перед новым правительством и президентом Путиным? Что было сделано в социально-экономической сфере за 8 лет? В качестве регионального компонента - история развития Уватского района Тюменской области за последние 10 лет....
14 03 2023 11:15:21
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
13 03 2023 15:28:25
Актуальность изучения вопросов избирательного права и процесса в современной России трудно оспорить. Представлен один из возможных вариантов изучения вопроса в средней школе. Новизна урока состоит в том, что использованы материалы избиркома Алтайского края, участковой избирательной комиссии, закрепляются теоретические знания учащихся по избирательному праву и процессу на примере итогов голосования населения в регионе....
12 03 2023 22:21:32
Цель: рассказать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, о политике отношений с Ордой, охаpaктеризовать деятельность московского князя Дмитрия Донского, осветить причины и последствия Куликовской битвы, её историческое значение.
...
11 03 2023 5:10:56
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
10 03 2023 10:58:28

Цель урока: помочь учащимся выявить степень готовности Германии и СССР к войне; сформировать личностную оценку по вопросу внезапности нападения Германии....
09 03 2023 21:30:13
Цели доклада: изучить особенности познавательной деятельности учащихся; апробировать методы и технологии, с помощью которых удастся наиболее эффективно спланировать и активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках истории. При планировании познавательной деятельности учащихся на уроках, необходимо учить ребят уважать мнение собеседника; продуктивно усваивать учебный материал; анализировать факты и информацию; творчески подходить к изучаемому материалу....
08 03 2023 14:40:13
Урок предназначен для оценки результатов обучения, уровня усвоения обучающимися теоретического материала, сформированности умений и навыков, установления диагностики уровня обученности для дальнейшей коррекции неусвоенного материала. Разработанные контрольные измерительные материалы представляют собой письменную работу в виде теста. Педагогический тест по обществознанию – это система заданий разного уровня сложности, позволяющих качественно оценить структуру и измерить уровень знаний. Работа состоит из 2 вариантов, включающих 9 заданий. Помимо заданий с выбором ответа, имеются задания на соотнесение, а также написание эссе....
07 03 2023 3:14:15
Цели урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о завоевательных и разорительных походах монголо-татар на русские земли в XIII веке; совершенствовать умения работы с исторической картой и историческими источниками; развивать навыки сравнительного анализа и самостоятельной работы на уроке истории....
06 03 2023 11:46:32
В процессе обучения умению устанавливать причинно-следственные связи учащиеся должны уметь отвечать на два вопроса: "Почему произошло это событие? Что произойдет, если?.." (т.е. уметь высказывать гипотезу). Следовательно, задача учителя - помочь ученику освоить это умение.
...
05 03 2023 15:56:59
Урок повторения проводится в форме игры-путешествия по Древнему Египту, обобщает знания учеников по теме. Развивает коммуникативные навыки, умение излагать свою точку зрения, пересказывать информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Египта....
04 03 2023 20:10:38
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
03 03 2023 12:50:33
На уроке рассматривается сложный период в истории России – с 1917 по 1920 гг. Гражданская война....
01 03 2023 19:33:20
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
28 02 2023 9:16:51
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
27 02 2023 9:16:45
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
26 02 2023 18:39:47
Урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предстоит узнать об отличительных особенностях социально-гуманитарных наук от естественных наук; о системе классификации социально-гуманитарных наук; об особенностях философского уровня познания действительности. ...
25 02 2023 16:29:55
На занятии на примере каменного зодчества XVIII века составляется представление о русской культуре....
24 02 2023 3:51:17
Цель урока: познакомить учащихся с историей борьбы Москвы за независимость от Золотой Орды....
23 02 2023 3:51:12
Урок формирует умение анализировать. Автор развивает навыки работы в группе. Систематизируются и контролируются знания учащихся. Урок проходит в три гeйма. С помощью жеребьевки комaнда выбирает вопрос, на который будет отвечать, разрешается обсуждение вопроса в течение двадцати секунд. Вопросы комaндам задаются по очереди. Если комaнда ответила неправильно, то отвечает другая комaнда, которая раньше поднимет руку....
22 02 2023 23:58:23
Урок с применением ИКТ для развития познавательных интересов учащихся через увлекательное виртуальное путешествие в Древнюю Грецию, воспитания любознательности, эмпатии, эмоционально–ценностного отношения к Древней Греции.
Урок запланирован в форме виртуального путешествия с использованием презентации.
...
21 02 2023 8:18:33
Поведение человека в обществе с точки зрения права может быть правомерным, т.е. соответствовать нормам права, или противоправным, т.е. нарушающим правовые нормы. Противоправное поведение является опасным, совершаемые в его рамках поступки называют правонарушениями. Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность.
...
20 02 2023 13:47:36
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
19 02 2023 14:31:20
В 2009/2010 учебном году в Единый государственный экзамен по обществознанию был включен новый вид задания – С8, которое проверяет умение учащихся составлять сложные планы. В статье предложены методические рекомендации для учащихся и педагогов по выполнению задания С8. При подготовке рекомендаций использовались источники, которые указанны в списке литературы....
18 02 2023 7:39:32
Общей целью исторического образования является приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям, овладение ими языком культуры, развитие личности на основе знания прошлого и умение ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Важнейшая цель исторического образования - обеспечить средствами предмета, включающего разные учебные курсы, воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современного общества....
17 02 2023 20:32:16
Цели урока: проследить основные события греко-персидских войн; продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с картой, понятиями и датами; воспитывать нравственные и патриотические чувства учащихся.
...
16 02 2023 13:44:25
Урок формирует у учащихся чувство любви к своей Родине, гражданственность. Автор знакомит учеников с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны, показывает, что борьба, которую вел советский народ против гитлеровской Германии, была справедливой, освободительной, народной, была борьбой за будущее человечества....
15 02 2023 3:23:20
Целью данной статьи являются пpaктические рекомендации по введению образа царя в процесс формирования представлений учащихся о государстве. Задачами для этого станут краткий анализ образа царя в преподавании и попытка схематически указать пути его объективизации....
14 02 2023 19:54:24
На уроке проверяются, обобщаются и углубляются знания учащихся по истории советского общества за период конца 40-х – начала 80-х гг.; развиваются умения анализировать, сравнивать и давать собственную оценку деятельности правительства во главе с лидером, а также развитию творческого воображения. Решается задача воспитания чувства ответственности за судьбу своего Отечества. Занимательный хаpaктер урока способствует усилению мотивации к изучению предмета....
13 02 2023 18:15:36
Урок создает представление о причинах, ходе и итогах войны 1812 года. Урок способствует совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности при исследовательской работе с историческими источниками. Также у учеников формируются представления об участии саратовцев в войне....
12 02 2023 14:56:47
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
11 02 2023 23:10:31

Прекрасен Донской край! Прекрасен он всем: весенней цветущей степью, поразительным золотом июньский хлебных полей, своеобразием станиц и хуторов с расписными хатами – мазанками и резными куренями! Прекрасен Донской край культурой, гармонично сочетающей в себе все лучшие традиции народов, когда-либо проживавших и приходивших сюда искать работу, службу и приключения!.. Прекрасен Донской край мастерами – умельцами, прославившими свой край и род!...
10 02 2023 18:26:15
В маленьком кубанском поселке лесорубов с поэтическим названием Михизеева Поляна расстреляли всех 207 жителей, больше половины из которых были дети, а также женщины и старики. Детишек до года вырывали из материнских рук, поддевали на штыки или, схватив за ножки, били головочками о деревья... Это произошло 13 ноября 1942 года. А поселок сожгли дотла, как Хатынь и каждую четвертую деревню Белоруссии. Называют это место в Краснодарском крае Кубанской Хатынью. Никто не имеет права забывать об этом, чтобы не допустить повторения такого варварства.
...
09 02 2023 4:14:21
Обобщающий урок в цикле «История Средних веков» проводится в форме викторины «Своя игра». Все вопросы и задания представлены в форме презентации и могут быть использованы любым педагогом....
08 02 2023 11:15:34
В методической разработке урока обобщения и закрепления материала предполагается проведение пpaктической работы с использованием различных литературных источников.
...
07 02 2023 4:39:10

Урок целесообразно проводить по окончании изучения курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» авторов Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. Урок сопровождается презентацией. На каждый слайд можно перейти по гиперссылке. Вопросы сгруппированы по трем разделам: «Древняя Русь», «Политическая раздробленность на Руси», «Московская Русь». В ходе урока решаются задачи повторения и систематизации изученного материала; воспитания чувства патриотизма через обращение к героическому прошлому нашей страны....
06 02 2023 10:44:38
На уроке обсуждаются содержание, особенности и формы духовной деятельности. Учитель знакомит с особенностями сферы духовной деятельности, взглядами философов, тpaктовавших духовные явления, пути и методы сохранения, распространения и освоения духовных ценностей. В ходе урока учащиеся изучают новый материал в группах по заданиям, полученным на уроке....
05 02 2023 0:32:24
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной системе СПО является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности....
04 02 2023 13:10:21
Элективный курс "Герои России" предназначен для предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Программа направлена на формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине, что является одной из важнейших задач по патриотическому воспитанию. Курс дает ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, способствует выбору профиля обучения.
...
03 02 2023 18:13:16
Урок дает возможность соприкоснуться с "живой историей", проникнуть в прошлое, принять участие в археологических раскопках. Цель таких "живых" уроков - применение раннее полученных знаний в научно-исследовательской деятельности, подготовка проектов, рефератов....
02 02 2023 16:53:55
Уроки–погружения – это особая форма современного образовательного процесса, которые могут быть использованы с целью повышения интереса к отдельным темам или как вариант обобщения и повторения изученного материала. На уроке применяются современные формы обучения. Французский язык выступает как инструмент познания, помогающий включиться в диалог культур и исследовать пласт языковых явлений, отражающих ту эпоху.
...
01 02 2023 5:57:41
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока.
Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
31 01 2023 14:18:33
Игра может проводиться в связи с датами принятия Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ для учащихся 9–10-х классов. Расширяет правовой кругозор учащихся и осознание того, что РФ является частью мирового сообщества, доступна для ученика любого уровня подготовленности....
30 01 2023 9:13:38
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::