Формы контроля знаний на уроках истории по теме "Древняя Русь" в 6-м классе
Оборудование:
- стенд с ячейками, в которые вставляются рисунки воинов-русов и кочевников,
- набор вопросов по изученной теме,
- карта.
Цель:
- контроль и систематизация знаний по истории Древней Руси,
- проверка развития навыков работы с картой,
- активизация познавательной деятельности на уроках истории,
- развитие коммуникативных навыков при работе в группах.
Учитель: Мы с вами знаем, что для молодого государства восточных славян Киевской Руси главная внешняя опасность всегда исходила из Дикого поля. Так наши предки называли обширные степи на южных рубежах государства, где проживали многочисленные племена кочевников. Внезапные набеги хазар, печенегов, половцев заставляли русских князей заботиться об укреплении границ. В противном случае русским людям грозила cмepть от стрел кочевников или рабство на чужбине.
Сейчас вы сами попробуете поучаствовать в защите Древней Руси. При этом будете использовать не копья, мечи и щиты – традиционное оружие древних русов, а знания, которые получили на предыдущих уроках. Ваши противники также будет вооружены не луками и стрелами, не мечами и арканами, а коварными вопросами.
Правила работы со стендом.
Перед вами стенд – поле битвы. В ячейках стенда друг против друга вставлены рисунки воинов русов (рисунок 2) и кочевников (рисунок 1) по пять штук с каждой стороны (приложение 1). Если вы правильно отвечаете на вопрос кочевника, то он считается сраженным в битве и его ячейку занимает рисунок, воина руса. Если вы затрудняетесь с ответом или даете неверный ответ, то на “поле битвы” погибает защитник земли русской и его место в ячейке занимает воин кочевник. От результата “сражения” будет зависеть ваша оценка. “Пять” - все ответы правильные и кочевники полностью разбиты, “четыре” - один ответ неправильный, погиб один воин рус (приложение 2) и так далее. Желаю успеха в защите границ Киевской Руси.
Варианты работы со стендом.
1 вариант: работает один ученик. Он выбирает из ячейки, где размещены воины кочевники один из вопросов, которые туда заранее вставлены учителем, и дает на него ответ. Ученики слушают ответ и при необходимости исправляют или корректируют его. Учитель принимает решение по результату ответа и перемешает рисунки на стенде. По результатам пяти ответов выставляется оценка ученику.
2 вариант: работают два ученика. В каждой ячейке кроме рисунка вставлены вопросы. Ученики по очереди выбирают вопросы друг у друга и дают свои ответы. В случае если оба ученика дали верные ответы, то их воины остаются в своих ячейках. Если тот и другой ученик дали неверные ответы, то оба их воина из ячеек изымаются. По результатам “сражения”, каждый из учеников получает свою оценку.
3 вариант: работа в группах. Каждая группа составляет собственные вопросы. Учитель проверяет правильность и корректность постановки вопросов, и размещает листочки с вопросами по ячейкам на стенде вместе с рисунками воинов. Далее группы учеников по очереди выбирают друг у друга вопросы и после совместного обсуждения дают свой ответ. Результаты ответов регистрируются так же, как и во втором варианте.
Вопросы для работы на стенде.
Как согласно преданию умер князь Олег?
Почему древляне сравнивали князя Игоря с волком?
Кто правил Русью после гибели князя Игоря?
Кто из князей предупреждал своих врагов словами “Иду на Вы”?
Определите на карте (учебник стр. 33) какие восточнославянские племена присоединил к Руси князь Святослав.
Против какого кочевого племени воевали князья Олег и Святослав?
Кто из князей объявил Киев “матерью городов русских”?
Как погиб князь Святослав?
Определите на карте (учебник стр. 33) какие восточнославянские племена не входили в состав Руси после cмepти князя Святослава.
В каком году князь Олег захватил Киев и создал государство Русь?
Какое племя восточных славян во время полюдья разгромило дружину князя Игоря, а самого князя жестоко казнило?
Назовите три важных мероприятия совершенных княгиней Ольгой.
Какой князь во время похода на Царьград вытащил свои ладьи на берег и поставил их на колеса, а после победы прибил к воротам Царьграда свой щит?
Во время похода, какого князя греки сожгли ладьи руссов особой горючей смесью – “греческим огнем”?
Определите на карте (учебник стр. 33) против каких государств ходил в походу князь Святослав.
Кто из киевских князей был сыном paбыни?
Кто из киевских князей и почему получил прозвище “Окаянный”?
Определите на карте (учебник стр. 52), какие восточнославянские племена присоединил к Руси князь Владимир.
В каком году началось крещение Руси?
Какой князь положил начало созданию письменного свода законов?
Какие киевские князья были первыми причислены к лику святых?
Какое значение для Руси имело принятие христианства?
Какой князь построил соборы святой Софии в Киеве и Новгороде?
Определите на карте (учебник стр. 52), какой город основал на присоединенных к Руси территориях князь Ярослав.
В каком городе правил основатель династии киевских князей Рюрик?
Рисунок 1 “Воин кочевник”
Рисунок 2 “Воины русы”
Приложение 1
Приложение 2
Эту викторину можно применять на уроках истории для повторения и более глубокого изучения темы в 6-м классе, с целью развития интеллектуальных способностей, расширения исторического кругозора, мотивации к познавательной деятельности. Как подсказывает опыт, более прочные и глубокие знания учащиеся получают именно в ходе интеллектуальных соревнований. У учителя появляется уникальная возможность заинтересовать историей всех своих учеников....
20 03 2023 6:31:23
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков.
...
19 03 2023 9:11:33
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
18 03 2023 18:53:27
Программа элективного курса предназначена для теоретической и пpaктической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена и ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 10–11-х классов к ЕГЭ....
17 03 2023 22:38:12
Программа для 10–11-х классов общеобразовательной школы. История Хакасии объединяет материалы по территориальному признаку и поэтому помогает нам, взрослым, и учащимся углубить представления и знания о своей малой родине. Все это играет огромную роль в воспитании гражданской позиции учащихся, патриотизма, чувство гордости за свою малую родину, за дела своих предков, помогает решать задачи социальной адаптации учащихся. Программа предусматривает развитие внутрипредметных и межпредметных связей переключает с пассивного изучения материала на активную мыслительную деятельность, которая способствует появлению новых идей и решений.
...
16 03 2023 9:45:15
В старших классах часто использую прием «Стратегия эффективной лекции» технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Материал лекции делится на смысловые единицы. Передача каждой из них строится в технологическом цикле: вызов – осмысление содержания – рефлексия. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор хаpaктерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний....
15 03 2023 1:57:35
На уроке учащиеся должны придти к выводу, что тоталитарный режим и репрессии народа неслучайны. Учащиеся на примере судеб советского народа должны увидеть репрессивный хаpaктер политики того времени в отношении личности. На уроке учащиеся должны попытаться оценить депортацию немцев Поволжья на примере судьбы жительницы села....
14 03 2023 2:14:18
Предлагаемая игра построена по образу и подобию интеллектуальной телевизионной игры с одноименным названием, показываемой каналом «Культура». Данная игра посвящена 455-летию Бориса Годунова. Компьютерная презентация позволяет сделать игру более наглядной, занимательной, интересной, расширить кругозор детей и акцентировать внимание не только на слуховую, но и на зрительную память учащихся....
13 03 2023 15:29:10

Занятие посвящено личности великого российского реформатора П.А. Столыпина....
12 03 2023 18:35:29
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах.
...
11 03 2023 0:57:49
Этот диспут проводился на неделе истории в 11-12-х классах. Заранее были предложены программа, учебная и художественная литература по теме. В группах участвуют только желающие (10–16 чел.), а остальные могут выступать в роле зрителей. Учитель выступает в роли ведущего. Этот диспут можно использовать и на обобщающем уроке по теме "Российская империя в XVIII веке"....
10 03 2023 6:32:15
Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в наше время – время возрождения России. Цель факультативного курса - расширение знаний учащихся о роли личности в истории России, в частности роли реформаторов. Программа предназначена для учащихся старших классов. Курс рассчитан на 34 часа и предполагает как лекционные, так и пpaктические занятия....
09 03 2023 20:55:28
Урок истории России в 11-м классе по теме «Поляризация сил внутри страны в годы Гражданской войны». Способствует развитию навыков исследовательской и поисковой деятельности. В ходе урока используется мультимедийная презентация....
08 03 2023 12:12:10
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
07 03 2023 10:59:42
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России.
В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
06 03 2023 19:17:13
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
05 03 2023 16:57:29
В работе вы найдете материалы об эпохе правления Николая I. Они свидетельствуют о достижениях и проблемах его тридцатилетнего царствования и позволяют ученикам после их исследования оценить эпоху Николая I. Для систематизации знаний все материалы сведены в таблицу. Предполагается ее заполнение учениками по ходу урока....
04 03 2023 18:25:40
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
03 03 2023 1:12:37
Материал игры соответствует курсу истории древнего мира (раздел Древняя Греция) по учебнику Годер А.А. Игра способствует созданию условий для эффективного повторения и закрепления материала по теме. Развивает умение вычлeнять главное и второстепенное, творческие способности учащихся, умение применять знания в нестандартных ситуациях, работать в группе, воспитывает интерес к предмету и чувство уважения к истории....
02 03 2023 5:56:56

Задачи урока: охаpaктеризовать социальную и экономическую жизнь Челябинска на рубеже ХIХ–ХХ веков; соотносить изменения в жизни города с основными направлениями реформ С.Ю.Витте....
01 03 2023 9:23:59

Познавательное мероприятие проведено на неделе правоведческих дисциплин в виде интеллектуального соревнования. В качестве опережающего задания учащиеся повторяют разделы по праву и формируют комaнды. Конкурс ведет учитель обществознания. Для подведения итогов выбирается жюри из преподавателей или учеников....
28 02 2023 21:49:49
Методическая разработка урока корректировки, применения и совершенствования знаний с использованием групповой работы и технологии критического мышления. Цели урока: раскрыть причины реформ 60—70-х годов XIX века в России; учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим.
...
27 02 2023 12:21:37
В статье речь пойдёт об игре Блеф. Это познавательная игра, в ходе которой можно получить дополнительные знания, выходящие за рамки школьной программы. Блеф потому, что вопросы построены по типу: верите ли вы, что? И не зная точного ответа на вопрос, можно к нему прийти в ходе рассуждения....
26 02 2023 22:33:15
Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации.
Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели.
Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории.
Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....
25 02 2023 16:20:55
Сценарий праздника воссоздает картину жизни нашего государства в начале XVII века в условиях Смутного времени. Знакомит учащихся с трагическими страницами русской истории. Подводит к пониманию обстановки напряженности и трагизма периода времени Лихолетья. Показывает и раскрывает хаpaктеры и душевные качества россиян. Формирует чувство гордости и ответственности за право называться гражданином России....
24 02 2023 6:20:40
Урок построен по технологии проблемного обучения, в нем используются элементы компьютерной презентации, что позволяет учителю стать разработчиком программного продукта по своему предмету. Урок становится ярким, насыщенным и позволяет добиться хороших результатов.
...
23 02 2023 15:39:13
В данной статье предлагается методическая разработка урока, в ходе которого используются различные формы и методы обучения, направленные на формирования умений и навыков (работать с текстом, выделять главное, знать понятия и уметь их применять, разpaбатывать мини-исследования, делать мини-проекты и уметь их представлять, делать выводы), с целью формирования ключевых компетенций.
...
22 02 2023 11:50:30
Развитие речи обучающихся является неотъемлемой частью развивающего обучения. Умеют ли наши ученики говорить – является не только показателем развития ученика, но и показателем педагогического мастерства учителя, научившего или не сумевшего научить своего подопечного этому виду деятельности. В работе освещены примеры организации работы обучающихся по развитию речи, формированию понятийного аппарата....
21 02 2023 20:22:18
Представлен конспект урока по обществознанию для учащихся 10–11-х классов с использованием интеpaктивных приёмов обучения: "займи позицию", "мозговой штурм", работа в малых группах. Актуальность урока заключается в том, что рассматриваются проблемы современной молодежи и пути их решения....
20 02 2023 12:56:43
Защитники России разных времен прошли нелегкий ратный путь, познали величие и радость победы, с честью выполнили свой долг перед народом, историей. Проходят годы, но не меркнет подвиг во славу Родины. Нынешнее поколение российских людей с большой признательностью воздает дань глубокого уважения своим героям, всем тем, кто в пору военного лихолетия, не щадя жизни, бесстрашно сражался с врагом....
19 02 2023 0:51:43
Целью урока является формирование знаний об особенностях развития стран в XI–XIV вв. Автор развивает умения сравнивать, выделять главное, работать с историческими источниками, обобщать. Комбинирование продуктивных и репродуктивных методов обучения позволяет обеспечить дифференцированный подход к обучению. На уроке используется презентация с фрагментом Образовательного комплекс "Российская и всеобщая история" ООО "1С Паблишинг", 2008....
18 02 2023 23:25:47
В статье представлены два варианта урока-размышления с элементами эвристической беседы, в ходе которых учащиеся на основе базовых знаний учатся выявлять причины определенной исторической ситуации, сложившейся в нашей стране в тот или иной период....
17 02 2023 14:11:31
На уроке ребята работают в группах, решают кроссворд; выполняют пpaктические задания в программах Microsoft Word и Microsoft PowerPoint (составляют презентацию); работают с историческими документами и таблицами....
16 02 2023 5:16:58

Игра с информационными технологиями «Кто хочет стать историком» в форме телепередачи «Кто хочет стать миллионером». Цель мероприятия: в игровой форме повторить и закрепить материал по истории своего города....
15 02 2023 21:39:20
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
14 02 2023 10:51:26
Урок для 8-го класса по истории России с применением презентации позволяет учащимся понять причины Русско-турецкой войны, ее основные этапы и итоги, познакомиться со значением технико-экономического потенциала в войне, а также развивает навыки работы с картой и текстом учебника....
13 02 2023 17:55:49
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
12 02 2023 13:49:19
Тема отражает положения программы курса «История религии», версии происхождения религии: подходы на основе позиции «извне» и «изнутри» религии. В статье приведены план лекции с элементами дискуссии; иллюстрации; фрагменты текстов-первоисточников – работ религиоведов, философов, теологов, историков религии, культурологов.
...
11 02 2023 19:29:54
Комбинированный урок по истории России "Внешняя политика" для 9-го класса позволяет рассмотреть внешнюю политику СССР в ХХ в. как единый исторический процесс, проследить основные тенденции в ее развитии. Урок позволяет развивать умение работы с учебником, работать со схемами, заполнять таблицу, делать выводы. Урок воспитывает чувство ответственности за свою Родину и свой политический выбор....
10 02 2023 17:10:40
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
09 02 2023 6:54:35
Представлен конспект интегрированного урока: английский язык + история (6-й класс). Тема: ROYAL LONDON.
Интегрированные уроки позволяют сделать процесс получения знаний учащимися более интересным, дают возможность использовать знания из других учебных дисциплин, тем самым расширяя и углубляя знания детей....
08 02 2023 22:13:21
Учителю надо уметь пользоваться всем арсеналом средств, чтобы разнообразить свои уроки, добиваясь конечного результата, особенно при работе с детьми с ЗПР. Чтобы обеспечить школьнику возможность активного участия в процессе познания, выработать интерес к познанию окружающего мира, и разработан данный урок.
...
07 02 2023 13:15:51
Сценарий урока по обществознанию в 9-м классе, цели которого — дать учащимся представление о трудовых правах несовершеннолетнего....
06 02 2023 20:38:32
Повторительно-обобщающий урок на выявление степени усвоения учащимися знаний о периоде правления Петра I и их проверка. Формирование у учащихся оценочных суждений о деятельности царя-реформатора, показать взаимосвязь его внешней, внутренней и культурной политики, сделать вывод о значении реформ для последующего развития России....
05 02 2023 11:22:58
Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его члeнов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....
04 02 2023 3:59:39
В основе разработки урока проблемно дискуссионная игра, которая строится по сценарию вокруг обсуждения проблемы. Роль учителя сводится к минимуму, а ученики решают проблему с позиций своих персонажей, причем результат решения заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в разработке проблемы. Данный урок расширяет рамки изучения темы "Реформы Александра II".
...
03 02 2023 9:37:14
На уроке использованы различные виды работы: фронтальная работа, работа в группах, в парах. С целью повышения интереса, в урок включены дополнительные сведения о Семи чудесах света, что способствует расширению кругозора детей, кроссворд, составленный учителем по закреплению пройденного материала....
02 02 2023 7:37:45
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
01 02 2023 6:34:22
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
31 01 2023 12:30:22
Игра представляет собой поле с заданиями, по которому передвигается главный герой урока, благодаря помощи учащихся в выполнении поставленных задач, герой передвигается по полю от «Старта» до «Финиша». В данной игре героем является средневековый монах....
30 01 2023 14:42:48
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::