Программа элективного курса "Введение в политологию" для профильного обучения
Цель: выявление способностей, склонностей и интересов учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умения и навыков помогающих ориентироваться в сложностях современной политики.
Задачи.
-
Способствовать самоопределению ученика или выбору профессиональной деятельности через интерес к данной области знания.
-
Создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле и знакомить учащихся с ведущими понятиями и видами деятельности
-
Активизировать познавательную деятельность школьника, повышать информационную и коммуникативную компетентность.
-
Формировать познавательные интересы на основе активной жизненной позиции, что способствует воспитанию истинного гражданина страны.
-
Систематизация начальных знаний по политологии, связь данного элективного курса с предметом «Обществознание»;
На конец обучения учащиеся должны иметь основные первоначальные знания в области политологии, быть достаточно информированными и компетентными для ориентации в современной политической жизни общества. Курс интересен и актуален на данном этапе развития учащегося. Умение отбирать нужную информацию, объяснять те или иные действия, отличать события от фактов пригодятся не только в повседневной жизни любого человека, но и в учебной, научно-исследовательской, общественной и профессиональной деятельности. Кроме того, курс направлен на закрепление в сознании молодого поколения тех гуманистических ценностей, которые лежат в основе истинного народовластия.
.Методы и формы обучения:
При изучении данного курса предполагается использование разных форм организации учебно-воспитательного процесса:
-
Лекционные занятия предполагают предварительную подготовку, требующую осмысления заявленных проблем;
-
На семинарских занятиях используются активные методы обучения: дискуссии, деловые игры, проектная деятельность;
-
Тесты позволяют провести самодиагностику отдельных направлений развития личности, выделить проблему и определить пути ее решения.
Предполагаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
основные термины и понятия из области политического;
иметь представления о том, что такое государство и как работает государственный аппарат;
основные точки зрения на различные аспекты политики.
Учащиеся должны уметь:
грамотно и с пониманием объяснять происходящие политические события;
работать с текстом учебника и историческим документом, выделять главное, сравнивать и обобщать, делать выводы;
использовать свои знания с целью разрешения политических проблем, определять свою точку зрения и аргументировать свои позиции;
участвовать в дискуссиях, оппонировать в спорах, находить компромиссы
Учебно-тематический план
№ урока | Тема занятия | Формы и методы обучения | Формы контроля |
1. | Политика и мы. Понятие о политике, политические события и явления. | Урок смешанного типа. Лекция с элементами беседы. Заполнение таблицы. Знакомство с алгоритмом. Выполнение задания. | Составление таблицы. Работа по алгоритму. |
2, 3 | Политическая печать. Современная политическая печать в России. | Анализ политических текстов и карикатур. Применение алгоритма. Элементы дискуссии. | Комментирование политических высказываний. Выполнение заданий. |
4. | Политическая система и ее роль в жизни общества. | Изучение нового материала. Составление схем и сводных таблиц. | Выполнение заданий. Заполнение таблицы и составление схем. |
5, 6 | Основные признаки и функции государства. | Беседа с элементами самостоятельной работы с текстом. | Вопросы для обсуждения. Тестовые задания. |
7. | Разнообразие государственно- политических форм в современном мире. | Вводный контроль. Самостоятельная работа с учебным материалом. Составление схем. | Выполнение задания. Составление схем. |
8. | Политические лидеры. | Объяснение нового материала. Пpaктическая работа. | Эссе на тему «Что значит быть политиком?» |
9. | Роль политического лидера в современном мире. | Дискуссия. Выполнение познавательных заданий. | Итоги диспута. Познавательные задачи. |
10. | Формы политического участия. | Ролевые ситуации, работа в группах. Анкетирование. | Результаты анкетирования. Выполнение заданий. |
11, 12. | Избирательная кампания. | Урок - деловая игра. | Подведение итогов игры. |
13. | Правовое государство. | Изучение новой темы. Познавательные задания. Пpaктическая работа. | Таблица. Краткий анализ высказываний. Итоги пpaктической работы. |
14. | Правовое государство и гражданское общество. | Тест. Изучение нового материала. Элементы дискуссии. | Составление таблиц и схем. Результаты тестирования. |
С15, 16 | Политическая культура и правовое государство. Россия на современном этапе политического развития. | Беседа с выполнением ситуативных заданий. Создание проблемной ситуации. | Проверка выполнения заданий. Эссе на основании высказываний. |
17. | Макиавеллизм и современная политика. | Круглый стол. Обсуждение работы каждого. Подведение итогов. | Итоговый урок. |
Содержание курса.
- Понятие политики. Политические события, факты и явления.
- Политическая печать: политический текст и карикатура.
- Политическая система. Государство как главный институт политической системы. Роль политических партий в политической системе. Политические нормы.
- Культурно-идеологический и коммуникативный элемент политической системы.
- Политические режимы.
- Формы правления. Унитарное государство и федерация.
- Понятие о политическом лидере. Популярность лидера и популизм, функции лидера. Избирательная кампания. Избиратель и кандидат.
- Признаки правового государства. Права человека и гражданина. Защита прав. Гражданское общество и его признаки. Местное самоуправление. Взаимоотношения гражданского общества и государства.
- Политическая культура. Россия на современном этапе политического развития.
- Политика и мораль. Современные политики. Правовые нормы в современной политике.
Литература для учителя:
- Гаджиев К.С.Введение в политологию: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1993г.-256с.
- Демидов А.И., Мальков А.В. Политология в вопросах и ответах. М.,1998.
- История политических и правовых учений. М., 1996.
- Когда убивает государство. М.,1989.
- Кравченко А.И. Основы социологии и политики: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. М.: Академический проект, 2002г.- 384с.
-
Мушинский В. О. Азбука политики. Введение в политическую науку: учебник для средней школы. М.: Международные отношения, Центр гуманитарного образования, 2001.
- Политология (под редакцией Марченко Н.М.) М., 1997.
- Пугачев В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М.,2003.
- Юдовская А.Я., Морозова С.Н. Становление гражданского общества: исторические истоки. М., 2006.
Литература для учащихся:
- Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Политология.10-11кл.: учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2007г. (Элективные курсы).
- Малышевский А.Ф., Ерухов Б.А., Карпунин В.А., Учебное пособие по философии. Ч.II.М.-Интерпpaкс,1993г.
- Мушинский В.О. Азбука политики. Введение в политическую науку: учебник для средней школы. М.: Международные отношения, Центр гуманитарного образования, 2001г.
Дополнительная литература:
- Ибрагимов Р.Ю.Сдаем основы социологии и политологии: для среднего и профессионального обучения. Д: Феникс, 2005.
- Муштук О.З., Цыбульская М.В. Политология: учебно-методическое пособие. М., 1999.
- Политология: учебное пособие (сост. и отв. ред. А. А. Радугина.) М.,1998.

Цель игры: формирование прочных знаний по разным темам. Игра развивает внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать, находить аналогии, воображение, творческие способности, умение находить оптимальные решения....
01 02 2023 8:14:44
Урок-игра рассчитан на развитие познавательного интереса молодых избирателей к знаниям в области избирательного права. В виде наглядности выступают документальные материалы избирательной комиссии муниципального образования. Благодаря сочетанию конкурсов и деловой информации из реальной жизни поселения, а также дифференцированному домашнему заданию имеется возможность выбора индивидуальной траектории получения образования.
...
31 01 2023 11:22:42

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
30 01 2023 11:26:38
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация Power Point позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме.
...
29 01 2023 14:51:36
Данный урок является вводным в теме "Великая Отечественная война". Это урок-образ: он должен дать опережающее целостное символическое начало всей темы и способствовать осознанному восприятию учащимися учебного материала. На уроке применяются принципы личностно-ориентированного обучения и групповая работа. Также используется музыкальное сопровождение для создания атмосферы и настроя на будущее изучение темы.
...
28 01 2023 22:19:22
Урок посвящен особенностям искусства Древнего Египта на примере судеб цариц Нефертари, Хатшепсут и Нефертити. Судьбы великих женщин и их образы в искусстве Древнего Египта рассматриваются на уроке с использованием возможностей Интернета. Интересным ресурсом, которым воспользовались обучающиеся на уроке, - сетевая открытая энциклопедия Википедия.
...
27 01 2023 2:53:27
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса.
...
26 01 2023 3:58:13
Вопрос о первой русской революции остается чрезвычайно сложным. Её понимание зависит от времени и готовности людей учиться у истории. Материал урока активизирует познавательный интерес учащихся к изучению этого исторического периода, дает возможность интегрировать знания, полученные на уроках истории и литературы, развивает заинтересованность историей своей страны, приобщает к культурному наследию прошлого, формирует представление о роли России в первой русской революции....
25 01 2023 16:58:41
Статья посвящена ветеранам Великой Отечественной войны. Используются вырезки из газет и стихи военной эпохи....
24 01 2023 12:26:21

Интеллектуальная игра по истории «Что? Где? Когда?» – внеклассное мероприятие по аналогу телевизионной игры, расширяет у учащихся мировоззрение, отpaбатывает навыки исторического исследования на основе устных, письменных, вещественных источников, сближает учащихся и учителей в совместной познавательной деятельности....
23 01 2023 17:47:14
Цели урока: повторение и обобщение знаний учащихся; развивать заинтересованность в знаниях к предмету; развивать кругозор учащихся....
22 01 2023 6:23:36
Цель урока: изучение исторического и литературного наследия родного города, развитие творческих способностей обучающихся....
21 01 2023 10:21:49
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
20 01 2023 5:53:55
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
19 01 2023 12:32:10
Урок обществознания по теме «Право на образование» предназначен для обучающихся 9-го класса. У учеников формируется представление о необходимости существования школы и права на образование, они знакомятся с правовой базой образования в РФ, узнают об наиболее острых проблемах в этой области и путях их решения.
...
18 01 2023 5:27:24
Предлагаемые уроки разработаны на основе системно-деятельностного подхода, в нём обозначены планируемые результаты: предметные умения, личностные качества, метапредметные универсальные учебные действия; ключевые компетенции; сформулированы педагогические цели. Сценарий урока содержит тесты из авторской рабочей тетради на печатной основе, что позволяет использовать их для подготовки учащихся к итоговой аттестации....
17 01 2023 19:27:36
Пособие содержит разнообразный изобразительный материал, который предназначен для изучения отечественной истории в начальной и основной школы, а также найдет применение для работы учителя истории во внеклассной работе, на факультативных занятиях по предмету, для индивидуальных занятий по подготовке к олимпиаде по истории....
16 01 2023 9:53:42
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века.
...
15 01 2023 20:59:54
После урока учащиеся способны охаpaктеризовать социально-экономическое положение России в начале XX века.
...
14 01 2023 7:37:25
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
13 01 2023 4:44:25
Становление гражданского общества и правового государства в России, новые геополитические реалии определяют значимость формирования социально ориентированного поколения россиян. В связи с этим современное воспитание ориентировано на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма. Необходимо воспитывать новую, демократического типа личность, сочетающую в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру....
12 01 2023 0:27:46
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
11 01 2023 11:53:51
Деловая игра "Политические дебаты" - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания, работающих в 10–11-х классах ОУ и преподавателей НПО. Она содержит рекомендации по проведению деловой игры при изучении темы "Политическая жизнь современной России". Материал разработан с учетом последних политических событий страны. Данный методический прием способствует формированию политической культуры, гражданской активности учащихся, развивает умения аргументированных выступлений по вопросам политики....
10 01 2023 17:53:45
Факультативное занятие по истории Отечества и краеведению "Колымская трагедия" нацелено на формирование у подростков патриотического сознания, социальной активности и гражданской позиции; воспитание гуманного отношения к людям, пострадавшим от репрессий; развитие доброжелательности, чувства справедливости, гордости за своих соотечественников, земляков, за их мужество; воспитание ответственности за свои поступки. Использована театрализованная технология, слайд-шоу, обширная выставка литературы и экспозиции по темам "Ссылка и каторга России", "Шаги репрессий в СССР", "Бутовский полигон", "Зырянгал"....
09 01 2023 23:46:53
Мероприятие направлено на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, расширение их кругозора; обобщение полученных знаний по истории Древнего мира. Такие конкурсы вызывают глубокий интерес учащихся к истории и стимулируют их активное участие в различных мероприятиях исторической направленности....
08 01 2023 10:56:11
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
07 01 2023 4:26:24
Цели урока: знакомство учащихся с преобразованиями, произошедшими в России в эпоху правления Петра I; рассказ о первых ассамблеях, порядке их проведения и отношении российского общества к этому новшеству; знакомство учащихся с традиционным русским костюмом на рубеже XVII-XVIII веков и преобразованиями в моде, введенными Петром I; знакомство учащихся с танцами, исполнявшимися на Петровских ассамблеях; изучение некоторых танцев Петровских ассамблей; проведение танцевального вечера в стиле Петровских ассамблей....
06 01 2023 11:29:49
Предлагаемый урок рассчитан на учащихся 10–11-х классов и является одним из вариантов повторительно-обобщающего урока по разделу "Глобальные проблемы человечества". Урок способствует дальнейшему формированию умений анализировать документы, работать в группе и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
...
05 01 2023 12:13:29
В мире велика напряженность между различными группами людей. В целях стабилизации ситуации необходимо систематически обращать внимание подрастающего поколения на уважительные взаимоотношения друг с другом. Воспитательные и внеклассные мероприятия служат профилактикой экстремизма и формируют толерантное сознание....
04 01 2023 8:16:32
Классный час посвящен уникальным памятным местам родного города. С помощью краеведческого материала учащиеся знакомятся с прошлым и настоящим родного города. Цель: формирование активной гражданской жизненной позиции. Необходимо использовать презентацию «Уникальные памятные места города Пензы»....
03 01 2023 3:32:34
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
02 01 2023 10:15:27
Урок разработан для 7-го класса и направлен на создание условий для рассмотрения и оценки деятельности Петра I. Данная форма урока позволяет формировать ценностные ориентации и убеждения на основе сравнения положительного и отрицательного результата деятельности Петра I в условиях необходимости модернизации государства.
...
01 01 2023 12:41:43
Игра проходит в рамках "Недели Единства" перед государственным праздником 4 ноября. Участвуют обучающиеся 8–11-х классов. Каждый этап проходит одним днем, а итоги подводятся на заключительной линейке "Недели". Главная цель – смотивировать учащихся на более глубокое изучение исторического материала и показать историческую подоплеку государственных праздников. Игра используется для ретроспективного повторения исторической эпохи при подготовке к ЕГЭ....
31 12 2022 21:39:25
Урок на тему “Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: "Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", "Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", "Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", "Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....
30 12 2022 2:35:24
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
29 12 2022 15:48:17
Тема Петра изучается на уроках истории, литературы (по роману А.Толстого «Петр I»). Автор объединила усилия двух предметов в изучении темы. Цель урока: дать нравственную оценку личности Петра I....
28 12 2022 20:33:22
Сегодня большое распространение получили три технологии обучения: моделирование или игровая деятельность, коммуникативный диалог или дискуссионная деятельность, изучение источников или исследовательская деятельность. Все эти элементы прослеживаются в статье....
27 12 2022 21:40:26
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока.
Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
26 12 2022 3:28:38
Урок ставит следующие цели: сформировать яркое представление о своеобразии китайской цивилизации на основании различных источников информации. Ученики смогут побывать в роли исследователей, которые узнают об изобретениях и открытиях древних китайцев, и сделать выводы о роли этих изобретений в наши дни.
...
25 12 2022 8:53:24
Урок в 5-м классе проходит в форме игры. Ребята делятся на три комaнды, которые в ходе урока соревнуются, выполняя творческие, пpaктические, эвристические познавательные задания. В конце урока комaнда-победитель, набравшая большее количество фиников, получает пятерки....
24 12 2022 8:45:51
Целью урока является знакомство учащихся с историей происхождения имен, исследование происхождения своего имени. Урок направлен на развитие учебно-организационных, учебно-информационных умений и навыков, что закладывает основы для формирования технологической, информационной, исследовательской компетентностей.
...
23 12 2022 1:56:36
Конспект урока истории в 10-м классе с использованием мультимедийной презентации. Урок разработан по технологии развивающего обучения. Применение информационных технологий на уроке расширяет возможности творчества учителя, учащихся, повышает интерес к предмету. При некоторой корректировке возможно использование презентации в 8-х классе при изучении данной темы.
...
22 12 2022 5:21:27
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
21 12 2022 14:45:53
Школа сегодня - один из немногих социальных институтов, в рамках которого возможно осуществление работы по формированию культуры здоровья детей. Важнейшая задача школы - помочь ребенку, подростку самому грамотно заботиться о себе и своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к взрослым....
20 12 2022 7:25:35
Не ослабевает интерес к той романтической эпохе, когда, по преданию "помыслы были чисты". Почему же декабристы вызывают такое особое благоговение? Учащиеся изучали биографии декабристов, работали с мемуарами, воспоминаниями и программными документами тайных обществ, пытались оспаривать точки зрения известных историков.
...
19 12 2022 14:59:18
Проблемный урок с элементами исследования первоисточников и элементами мультимедиа по теме итогов войны за независимость в США. Исследуются такие важные документы в истории США, такие как «Декларация независимости США», «Билль о правах», Конституция 1787 года.
...
18 12 2022 12:10:53
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
17 12 2022 4:15:22
Данный урок разработан для итогового повторения, образовательные задачи которого заключаются в повторении, закреплении и углублении знаний по курсу «История Сибири», являющимся дополнительным компонентом к курсу отечественной истории. Урок проводится в форме игры-викторины. Представленные материалы включают все необходимые для проведения урока приложения.
...
16 12 2022 3:50:59
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными.
...
15 12 2022 3:49:31
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
14 12 2022 22:37:58
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::