Программа элективного курса "Введение в политологию" для профильного обучения
Цель: выявление способностей, склонностей и интересов учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умения и навыков помогающих ориентироваться в сложностях современной политики.
Задачи.
-
Способствовать самоопределению ученика или выбору профессиональной деятельности через интерес к данной области знания.
-
Создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле и знакомить учащихся с ведущими понятиями и видами деятельности
-
Активизировать познавательную деятельность школьника, повышать информационную и коммуникативную компетентность.
-
Формировать познавательные интересы на основе активной жизненной позиции, что способствует воспитанию истинного гражданина страны.
-
Систематизация начальных знаний по политологии, связь данного элективного курса с предметом «Обществознание»;
На конец обучения учащиеся должны иметь основные первоначальные знания в области политологии, быть достаточно информированными и компетентными для ориентации в современной политической жизни общества. Курс интересен и актуален на данном этапе развития учащегося. Умение отбирать нужную информацию, объяснять те или иные действия, отличать события от фактов пригодятся не только в повседневной жизни любого человека, но и в учебной, научно-исследовательской, общественной и профессиональной деятельности. Кроме того, курс направлен на закрепление в сознании молодого поколения тех гуманистических ценностей, которые лежат в основе истинного народовластия.
.Методы и формы обучения:
При изучении данного курса предполагается использование разных форм организации учебно-воспитательного процесса:
-
Лекционные занятия предполагают предварительную подготовку, требующую осмысления заявленных проблем;
-
На семинарских занятиях используются активные методы обучения: дискуссии, деловые игры, проектная деятельность;
-
Тесты позволяют провести самодиагностику отдельных направлений развития личности, выделить проблему и определить пути ее решения.
Предполагаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
основные термины и понятия из области политического;
иметь представления о том, что такое государство и как работает государственный аппарат;
основные точки зрения на различные аспекты политики.
Учащиеся должны уметь:
грамотно и с пониманием объяснять происходящие политические события;
работать с текстом учебника и историческим документом, выделять главное, сравнивать и обобщать, делать выводы;
использовать свои знания с целью разрешения политических проблем, определять свою точку зрения и аргументировать свои позиции;
участвовать в дискуссиях, оппонировать в спорах, находить компромиссы
Учебно-тематический план
№ урока | Тема занятия | Формы и методы обучения | Формы контроля |
1. | Политика и мы. Понятие о политике, политические события и явления. | Урок смешанного типа. Лекция с элементами беседы. Заполнение таблицы. Знакомство с алгоритмом. Выполнение задания. | Составление таблицы. Работа по алгоритму. |
2, 3 | Политическая печать. Современная политическая печать в России. | Анализ политических текстов и карикатур. Применение алгоритма. Элементы дискуссии. | Комментирование политических высказываний. Выполнение заданий. |
4. | Политическая система и ее роль в жизни общества. | Изучение нового материала. Составление схем и сводных таблиц. | Выполнение заданий. Заполнение таблицы и составление схем. |
5, 6 | Основные признаки и функции государства. | Беседа с элементами самостоятельной работы с текстом. | Вопросы для обсуждения. Тестовые задания. |
7. | Разнообразие государственно- политических форм в современном мире. | Вводный контроль. Самостоятельная работа с учебным материалом. Составление схем. | Выполнение задания. Составление схем. |
8. | Политические лидеры. | Объяснение нового материала. Пpaктическая работа. | Эссе на тему «Что значит быть политиком?» |
9. | Роль политического лидера в современном мире. | Дискуссия. Выполнение познавательных заданий. | Итоги диспута. Познавательные задачи. |
10. | Формы политического участия. | Ролевые ситуации, работа в группах. Анкетирование. | Результаты анкетирования. Выполнение заданий. |
11, 12. | Избирательная кампания. | Урок - деловая игра. | Подведение итогов игры. |
13. | Правовое государство. | Изучение новой темы. Познавательные задания. Пpaктическая работа. | Таблица. Краткий анализ высказываний. Итоги пpaктической работы. |
14. | Правовое государство и гражданское общество. | Тест. Изучение нового материала. Элементы дискуссии. | Составление таблиц и схем. Результаты тестирования. |
С15, 16 | Политическая культура и правовое государство. Россия на современном этапе политического развития. | Беседа с выполнением ситуативных заданий. Создание проблемной ситуации. | Проверка выполнения заданий. Эссе на основании высказываний. |
17. | Макиавеллизм и современная политика. | Круглый стол. Обсуждение работы каждого. Подведение итогов. | Итоговый урок. |
Содержание курса.
- Понятие политики. Политические события, факты и явления.
- Политическая печать: политический текст и карикатура.
- Политическая система. Государство как главный институт политической системы. Роль политических партий в политической системе. Политические нормы.
- Культурно-идеологический и коммуникативный элемент политической системы.
- Политические режимы.
- Формы правления. Унитарное государство и федерация.
- Понятие о политическом лидере. Популярность лидера и популизм, функции лидера. Избирательная кампания. Избиратель и кандидат.
- Признаки правового государства. Права человека и гражданина. Защита прав. Гражданское общество и его признаки. Местное самоуправление. Взаимоотношения гражданского общества и государства.
- Политическая культура. Россия на современном этапе политического развития.
- Политика и мораль. Современные политики. Правовые нормы в современной политике.
Литература для учителя:
- Гаджиев К.С.Введение в политологию: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1993г.-256с.
- Демидов А.И., Мальков А.В. Политология в вопросах и ответах. М.,1998.
- История политических и правовых учений. М., 1996.
- Когда убивает государство. М.,1989.
- Кравченко А.И. Основы социологии и политики: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. М.: Академический проект, 2002г.- 384с.
-
Мушинский В. О. Азбука политики. Введение в политическую науку: учебник для средней школы. М.: Международные отношения, Центр гуманитарного образования, 2001.
- Политология (под редакцией Марченко Н.М.) М., 1997.
- Пугачев В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М.,2003.
- Юдовская А.Я., Морозова С.Н. Становление гражданского общества: исторические истоки. М., 2006.
Литература для учащихся:
- Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Политология.10-11кл.: учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2007г. (Элективные курсы).
- Малышевский А.Ф., Ерухов Б.А., Карпунин В.А., Учебное пособие по философии. Ч.II.М.-Интерпpaкс,1993г.
- Мушинский В.О. Азбука политики. Введение в политическую науку: учебник для средней школы. М.: Международные отношения, Центр гуманитарного образования, 2001г.
Дополнительная литература:
- Ибрагимов Р.Ю.Сдаем основы социологии и политологии: для среднего и профессионального обучения. Д: Феникс, 2005.
- Муштук О.З., Цыбульская М.В. Политология: учебно-методическое пособие. М., 1999.
- Политология: учебное пособие (сост. и отв. ред. А. А. Радугина.) М.,1998.
Урок-игра по истории закрепляет и обобщает полученные знания учащихся о событиях первой русской революции, социально-экономическом кризисе в годы революции, аграрной реформе П.А. Столыпина; формирует умения анализировать, обобщать исторические знания, обсуждать актуальные проблемы определенного исторического периода, высказывать и аргументированно защищать собственную точку зрения....
28 03 2024 8:38:11
После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра"....
27 03 2024 19:13:10
Предлагаемая программа предусматривает подробное и последовательное изучение истории развития культуры Москвы с древнейших времён до наших дней. В каждом периоде выделены такие темы, как развитие архитектуры, науки и искусства, быта, нравов москвичей. Большое внимание уделяется людям, так много сделавшим для развития культуры Москвы, для сохранения её исторических, архитектурных, мемориальных памятников....
26 03 2024 10:28:16
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
25 03 2024 7:28:50
Цель урока: знакомство с основными сражениями Великой Отечественной войны. Урок имеет фото- и видеоматериал, которые представлены в презентации. Работа в группах по методу Джигсо задействует на уроке каждого учащегося. Урок развивает умения учащихся выделять главное, работать с текстом, передавать информацию другим, переносить знания в новую ситуацию, оценивать....
24 03 2024 4:23:26
В современном мире тема Холокоста не утратила актуальности. Социальная напряженность, межэтнические конфликты, всплески экстремизма – все это призывает к осмыслению Катастрофы. В центре истории всегда находился человек как носитель культуры и национального самосознания. Разработка урока ориентирует учителя на обращение к мемуарным источникам и использование художественных произведений при изучении представленной темы....
23 03 2024 9:54:16
В ходе урока используются следующие методы обучения: по виду - словесные, наглядные и пpaктические; по способу осуществления - репродуктивные; по хаpaктеру - индуктивные и дедуктивные. Коллективная форма организации учебной деятельности на уроке позволяет наиболее полно реализовать учебные задачи. Разнообразные виды работ позволяют использовать изученный материал, углубить знания учащихся о Великой Отечественной войне. ...
22 03 2024 23:40:29
Статья посвящена внешней политике России на Кавказе и в странах Причерноморья в первой половине XIX века. Раскрываются историографические аспекты: оценка этих отношений дореволюционными, советскими и постсоветскими историками. Материал может служить опорой учителю при подготовке к ЕГЭ, при проведении организационных форм работы в урочное и внеурочное время....
21 03 2024 12:35:42
Предложенный материал поможет расширить знания учащихся, полученные на уроке, закрепить знания о причинах и последствиях Великих географических открытий и исторических персонажах данной эпохи....
20 03 2024 3:59:13
Цель урока: рассмотреть роль государства в жизни его граждан. Данная разработка может быть полезна начинающим педагогам....
19 03 2024 2:38:20
Актуальность данной темы в том, что 27 декабря 2007 года исполняется 175 лет со дня рождения П.М.Третьякова (1832-1898 гг.) и 115 лет со времени начала существования Третьяковской галереи как городского музея. Если в сентябре историю в 8-м классе начать с изучения истории России, то тема по русской культуре 2-й половины XIX века как раз будет изучаться в конце декабря. Это занятие можно провести как урок "Русская живопись 2-й половины XIX века" и как внеклассное мероприятие "Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею". ...
18 03 2024 8:17:27
Структура урока выдержана в соответствии с методическими рекомендациями: М.А. Кубышева "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках разных типов в образовательном концентре 7–9-х классов основной школы. Учащиеся формируют способности к новому способу действия; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов....
17 03 2024 10:11:18
Исторический конкурс посвящен героям, от которых нас отделяют не десятилетия – века: героям Руси и России с IХ по ХIХ век. Мы должны знать и помнить героическую судьбу людей, навеки вписанных в книгу истории России. Людей, которые достойны нашего преклонения перед ними, уважения и гордости за свое Отечество их породившее. Ведь, как сказал маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза К.К. Рокоссовский «Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим»....
16 03 2024 23:44:46
На уроке закладываются представления об основных принципах участия граждан в выборах. На личном примере учащиеся в ходе игры усвоят то, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства и осознают важность и ответственность шага, связанного с участием в выборах....
15 03 2024 21:30:39
Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся по истории политических репрессий в СССР....
14 03 2024 1:28:48
Развивающий, комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИТ и работу учеников. В качестве оборудования используется мультимедийный проектор. Вся наглядная информация об уроке представлена на диске в виде слайдов. Урок проходит в форме беседы с сочетанием самостоятельной работы учащихся. В конце урока – презентация чайной церемонии. Проводит ученик. Предлагается попробовать два сорта зеленого чая. По ходу чаепития ученик и учитель рассказывают об особенностях чайной церемонии в Китае и Японии. ...
13 03 2024 19:43:51
Урок "Культура древнегреческого полиса" предназначен для учащихся 10-го класса в курсе "Всеобщая история". Данный урок замыкает блок, посвященный античной цивилизации Греции периода Рассвета. Познавательная, дидактическая, аксиологическая цели урока соответствуют требованиям ФОС. Урок построен с учетом возрастных особенностей учащихся. Предусматривает подготовку к ЕГЭ к форме тестов. В ходе урока варьируются виды самостоятельной работы учащихся с учебником. Домашнее задание предусматривает задание по выбору. ...
12 03 2024 3:42:18
Гражданское общество - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания. Она может быть использована для работы с детьми старшей возрастной группы в общеобразовательных и начально-профессиональных учебных заведениях. Содержит рекомендации по проведению дискуссий на важные политические темы. ...
11 03 2024 2:53:14
Мероприятие отражает подвиг декабристов в литературе, кино, живописи; связь декабристов с А.С. Пушкиным; тема декабристов в творчестве Н.А. Некрасова. Нравственное воспитание на примере лучших людей эпохи начала XIX века. Эстетическое воспитание....
10 03 2024 21:14:33
Интегрированный урок позволяет сформировать у учащихся представление об образе мифического персонажа (на примере Аполлона), его изображении и значении в истории, литературе, искусстве....
09 03 2024 19:24:21
Урок демонстрирует роль устного народного творчества в формировании представлений о мире и человеке, прививает навыки работы в группе, развивает коммуникативность, умение ставить и решать проблемы через творческую деятельность сотрудничества, социальную ответственность перед своей группой....
08 03 2024 14:46:20
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...
07 03 2024 10:23:11
Цель урока: сформировать представление о культуре Древневосточной цивилизации. Роль и место культуры Древнего Востока в мировой культуре....
06 03 2024 3:38:26
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...
05 03 2024 16:28:29
Автор статьи предлагает повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по курсу новой истории. Урок проводится в форме игры "Умники и умницы". В результате закрепляется весь изученный материал. Учащиеся с удовольствием воспринимают такую форму повторения....
04 03 2024 15:32:32
В статье представлена методическая разработка урока по обществознанию для выпускников 11-х классов и профессиональных училищ, которым предстоит впервые принять участие в выборах....
03 03 2024 4:36:31
Урок изучения нового материала, с использованием дополнительного художественно–исторического материала с целью привития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся. Урок построен на театрализации представления двух исторических личностей в форме переклички фактов. ...
02 03 2024 9:57:21
Цели урока: подвести учащихся к пониманию причин перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США; продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы; способствовать формированию у учащихся культуры поведения на уроке. ...
01 03 2024 2:51:23
Цель урока: формировать целостное представление об истории древней Британии и средневековой Англии....
29 02 2024 9:41:21
Урок обществознания в 7-м классе призван обеспечить усвоение учащимися того, что детство является предметом особой заботы и защиты государства и мирового сообщества; добиться понимания того, что основным документом, содержащим нормы международного права по защите детей, является Конвенция о правах ребенка. Проводился в рамках предметной недели правовых знаний....
28 02 2024 23:40:27
Вопросы гражданского образования и воспитания выходят на первый план. На уроке идёт творческий процесс осознания роли и значимости формирования гражданского общества в нашем государстве....
27 02 2024 23:25:48
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
26 02 2024 16:10:48
На уроке учащиеся знакомятся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века и с достижениями российской науки в это время. В ходе проведения урока учитель имеет возможность формировать у детей целостное представление о прогрессивном развитии культуры России в первой половине XIX века, а также развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать материал. ...
25 02 2024 7:12:43
Урок проводится в рамках программы изучения истории Древнего мира, раздел Древняя Греция. Форма проведения занятия призвана познакомить учащихся с традициями театральных постановок в древности, заинтересовать их истоками этих представлений, вызвать желание сравнить театр древний и современный....
24 02 2024 0:27:54
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
23 02 2024 2:35:23
Методическая разработка урока может использоваться преподавателями обществоведческих дисциплин на уроках истории и экономики. Материал позволит учителям познакомить учеников с экономическим и историческим развитием одной из областей нашей Родины. Урок является примером интеграции учебных предметов. ...
22 02 2024 7:42:16
Цели мероприятия: актуализация знаний учащихся по истории формирования УТДК и его вкладе в победу над фашизмом; показать боевой путь УТДК; продолжить расширять кругозор учащихся по истории Урала; способствовать формированию уважительного отношения к родной стране, к ее истории и трудовому подвигу народа....
21 02 2024 19:58:58
Урок посвящен 50-летию первого полета Ю.А. Гагарина в космос. У учащихся формируются лексико-грамматические навыки чтения, аудирования и устной речи по изучаемой теме, расширяются знания и представления об исследовании космоса и проживания в космосе....
20 02 2024 13:21:19
Внеклассное занятие (КВН) с использованием презентации рассчитано на учащихся 5–6-го классов. Цели занятия: закрепить основные знания о государственных символах Российской Федерации и Республики Татарстан; воспитывать уважение к государственной символике, патриотизм и любовь к своей стране, республике, своему городу; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся....
19 02 2024 19:51:38
Занятие дает учащимся возможность узнать о таком культурном феномене как народная кукла и попробовать сделать тряпичную куклу своими руками. Особенностью можно считать интеграцию предметов история и технология. Изучение и изготовление кукол проходит в форме краткосрочного коллективного проекта....
18 02 2024 22:59:39
Невозможно изучать искусство в отрыве от той исторической ситуации, в которой оно было создано, что позволяет ученикам погружаться в различные эпохи, и, осознавая свою связь с прошлым, глубже понимать настоящее. Достоинства нашей работы: возможность более глубокого проникновения в тему, создания целостной картины мира, образа эпохи, закрепление знаний через выполнение пpaктических работ по ИЗО, осмысление и переработка изученного через личный опыт и творческое осмысление темы....
17 02 2024 15:10:20
Целью работы является изучение обрядов народов Севера, особенности традиций и шаманских ритуалов малочисленных народов Севера, проживающих на Таймыре. Использован частично-поисковый метод....
16 02 2024 5:24:12
Игра по краеведению для учащихся 6-х классов представляет собой обобщение знаний по краеведению: традиций, культурных особенностей, Архангельской области, связанных с именами людей, которыми гордится северный край. Является логическим завершением курса по истории России с древнейших времен до конца XVI в....
15 02 2024 12:11:37
Музей "Йорвик" на территории Великобритании – главный источник информации о пребывании викингов на Британских островах. Учащиеся получают виртуальную возможность пополнить коллекцию музея новыми экспонатами, которые возможно отобрать в ходе изучения темы, а затем презентовать в форме буклета (таким образом в ходе урока осуществляется формирование информационной и социокультурной компетенции)....
14 02 2024 15:46:48
Автор на уроке использует активные и интеpaктивные методы, подводит учащихся к пониманию различий между истинным и ложным патриотизмом, стимулирует у детей активную гражданскую позицию....
13 02 2024 13:20:14
Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме «Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса «История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....
12 02 2024 18:35:52
Поинтересовавшись своим родным городом, вы будете не менее удивлены, сколько интересных событий происходило на родных местах и сколько впереди еще интересного. Поинтересуйтесь, почему улицы вашего населенного пункта именуются в чью-то честь. Погуляйте по улицам, скверам и паркам. Все они хранят историю, и это будет для Вас открытием. Эта разработка - интеллектуальное путешествие по городу Новосибирску для школьников....
11 02 2024 5:53:50
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...
10 02 2024 22:41:54
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
09 02 2024 20:49:42
Урок изучения нового материала с интеpaктивными методами обучения сопровождается презентацией, повышающей результативность урока. Занятие формирует представление о сущности избирательного права, принципах проведения выборов в РФ, избирательной системе, значении и разновидности выборов в России, роли электората в выборах. Учит понимать различие между активным и пассивным избирательным правом....
08 02 2024 21:46:35
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::