Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?"
Цели урока:
-познакомить учащихся с основами
избирательного права в РФ;
-раскрыть принципы избирательного права в
демократическом обществе, права избирателей;
-сформировать понимание роли различных
участников избирательного процесса;
-содействовать формированию активной
гражданской позиции;
-развивать умение логически мыслить,
анализировать, моделировать, решать проблемные
задачи; выражать собственные взгляды,
аргументировать их, вести дискуссию;
-развивать у учащихся умения применять правовые
нормы на пpaктике;
-способствовать выработке навыков
исследовательской работы.
Основные понятия: федеральный закон, выборы, избиратель, избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право; всеобщее, прямое, тайное голосование, кандидат.
Основные нормативные документы: Конституция РФ, Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”
Оборудование: на доске тема дискуссии, правила ведения дискуссии, подборка статей из СМИ под рубрикой “Беды” и “Победы”, алгоритм выступления в ходе дискуссии по технологии ПОПС (позиция, обоснование, пример, суждение), алгоритм синквейна – стихотворение из пяти строк (ключевое слово, два прилагательных, три глагола, краткое предложение – вывод, слово – ассоциация).
За две недели до проведения урока учащиеся были разделены на 4 группы для осуществления ролевой дискуссии: “Теоретики”, “Историки”, “Социологи”, “ Аналитики СМИ”, “противники” и “сторонники” активного избирательного права.
План урока.
1. Сообщение нового материала:
- история выборов в России;
- принципы демократических выборов;
- избирательная кампания;
- типы избирательных систем;
2. История Государственной думы.
3. Выступления сторонника и противника осуществления активного избирательного права. Ролевая и свободная форма дискуссии.
4. Выводы по социологическому опросу.
5. Содержательная рефлексия. Синквейн.
Ход урока.
Вступительное слово учителя: “В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства. Сегодня мы будем говорить об избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах. Наша задача – выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов.
Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим правом
избирать. Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? Попробуем разобраться в этих вопросах накануне выборов в V Государственную думу”.
Выступление группы “Теоретиков”, которая раскрывает основные принципы демократических выборов.
Всеобщность выборов: по Конституции РФ в выборах могут участвовать граждане, достигшие 18 лет, психически здоровые и не содержащиеся в местах лишения свободы. Принцип равенства означает, что каждый избиратель имеет один голос.
Прямое избирательное право означает, что каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата. Тайное голосование исключает оказание давления на избирателя в момент голосования. Альтернативность – очень важный принцип выборов, дает возможность сделать выбор из нескольких кандидатов.
Хаpaктеризуются основные этапы избирательной кампании: назначение выборов, организация избирательных округов, создание избирательных комиссий, регистрация избирателей в установленном порядке, выдвижение кандидатов на выборные должности, предвыборная агитация, процесс голосования на избирательных участках, подведение итогов голосования, установление и оглашение результатов выборов.
“Теоретики” рассматривают хаpaктерные черты двух главных избирательных систем – пропорциональной и мажоритарной, напоминают об изменениях в избирательном законе, внесенных в 2007 году: выборы в парламент осуществляются только на основе пропорциональной системы и партиям необходимо преодолеть 7-процентный барьер.
Представители группы “Историков” рассказывают о Государственной Думе начала XX века, хаpaктеризуют выборы этого периода как не прямые, не равные, создающие преимущества состоятельным слоям населения: 1 голос помещика приравнивался к 45 голосам рабочих. Избирательного права оказалась лишена значительная часть населения: женщины, военнослужащие, мужчины моложе 25 лет и др. Сравнение с избирательной системой современной России подчеркивает ее демократический хаpaктер.
Дискуссионный этап урока: “Нужно ли идти на выборы?.
Правила ведения дискуссии:
- говорите здесь и сейчас, а не в коридоре;
- выступать можно только с разрешения ведущего;
- в дискуссии должны участвовать все;
- каждый участник дискуссии должен иметь
возможность высказаться;
- обсуждению подлежат все без исключения позиции;
- постарайтесь дослушать выступающего до конца и
понять его точку зрения;
- критикуйте не оппонентов, а их идеи;
- в процессе дискуссии допускается изменение
позиции участников под воздействием фактов и
аргументов;
- в процессе дискуссии подводятся промежуточные
и конечные итоги.
Выступление ученика, который отстаивает позицию “против” осуществления активного избирательного права. Он приводит аргументы, подтверждающие эту позицию.
- Власть далека от народа, не признает над собой ни какого контроля. Граждане РФ не могут воспользоваться конституционными правами. Реальность такова: бедность, жилье, недоступное простым людям, очереди в детские сады; страх перед армией; ухудшение здоровья нации; платное образование.
- Накануне выборов некоторые лидеры политических партий дают безответственные обещания: половина населения скоро станет средним классом; пенсии увеличатся в 4 раза; заработки подскочат до 1400 долларов; продолжительность жизни вырастет до 70 лет и т. д.
- Растет разрыв между бедными и богатыми (10% самых богатых россиян имеют доходы в 50 раз больше, чем бедные. Афишируется буйное расточительство избранных.
- Молодежь в РФ лишена основных конституционных прав: права на труд, отсутствие доступного жилья для молодых семей. Складываются своеобразные ценности и идеалы: большая часть молодежи не считает привлекательной работу, приносящую пользу обществу. Все хотят быть чиновниками, т. к. это стабильно растущее содержание и защита государства.
- Здоровье нации становится все хуже и хуже: наркомания поселилась в школе, растет число заболевших СПИДом, туберкулезом ( самый высокий уровень в мире в РФ).
- Бесплатное образование в ВУЗах – это декларация: коррупция достигла огромных масштабов, число бюджетных мест сокращается или распределяется по спискам.
- Растут цены на самые необходимые товары, а власти дискутируют по поводу ограничения этого роста. Реальные меры не принимаются.
Выступающий делает вывод о том, на выборы можно ходить, а можно не ходить, потому что для простого народа ничего не измениться. Государственную думу депутаты используют как место, где можно реализовать свои политические амбиции. “Они делают вид, что у нас демократия, а мы делаем вид, что законопослушны”, но жизнь от этого не меняется.
Выступление оппонента выражает прямо противоположную точку зрения: избирателям обязательно нужно идти на выборы. Почему?
1)Выборы существуют для того, чтобы проверить качество народа: насколько он разбирается в политике, в программах, в людях, которые выступают от политических партий. Насколько народ уважает себя: способен ли он отличать тех, кто реально работает на будущее России, от тех, кто обещает несбыточное.
2) Здоровье и богатство связаны и не связаны. Богатые могут объедаться и болеть, но среди них есть те, кто занимается спортом – держит форму. Среди бедных существуют любители спиртного, а также те, кто на лыжах бегает, в речке купается. Все здравомыслящие люди, независимо от материального положения, знают о вреде курения, алкоголя, самостоятельно делают выбор. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье сам.
За последний период открывается много медицинских учреждений как на федеральном так и на местном уровне.
3) С состоянием образования тоже не все так однозначно. С 2006 года введено обязательное полное среднее образование. Но кто это оценил? Достаточно посмотреть на “успехи” некоторых учащихся нашей школы: опоздания, пропуски, плохие оценки. А ведь государство взяло на себя огромные расходы, дав детям возможность закончить одиннадцать классов. Еще один пример: за последнее время школы полностью оснащены компьютерами и Интернетом, это дает возможность старшеклассникам участвовать в дистанционных формах обучения, олимпиадах, конкурсах. Появились профильные классы и школы, обучаясь в которых выпускники имеют возможность подготовиться в ВУЗы без репетиторов.
Хочу сказать о высшем образовании. Почему все стремятся в ВУЗы: кто может и кто не может учиться? Нужно ли государству такое количество специалистов с высшим образованием, которое ежегодно выпускают наши ВУЗы? Будут ли выпускники обеспечены рабочими местами? Все знают, что в нашей стране не хватает специалистов-рабочих, но молодые люди выбирают платное обучение в ВУЗах – ведь платят родители.
4) Растут цены на продукты. По-другому быть и не может, так как жить в деревне и заниматься сельскохозяйственным трудом не престижно. Именно поэтому наша страна не может обеспечить себя продовольствием, а значит, зависит от мировых цен.
5) Молодежная политика. Есть такая поговорка: “Спасение утопающих – дело рук самих утопающих”. Молодежную политику должна создавать сама молодежь, определяя, что ей интересно и полезно. Ведь сколько бы взрослые не придумывали и не предлагали своих идей, нам это будет не понятным. Вспомним, как проходили выборы президента школьного самоуправления: многие просто не явились, а теперь не довольны, что в школе мало интересных дел.
Завершить свое выступление я хочу цитатой: “Голосование – это минимальное участие в жизни демократического общества. Чем меньше людей участвуют в выборах, тем в большей степени политика государства определяется узкими интересами обособленных групп. Когда снижается явка граждан на выборы, гасятся добровольные инициативы, необходимые для жизни здорового общества. Равнодушие и безучастность граждан позволяют некомпетентным и коррумпированным чиновникам оставаться на своих местах, открывают путь для демагогии и авторитарности”. На выборы обязательно нужно идти!
Свободная дискуссия. Большинство участников выразили мнение, что на выборы нужно ходить, так как это одно из проявлений политической культуры гражданина, без которой невозможно существование демократического общества.
Выводы по социологическому опросу.
Готовясь к дискуссии, группа учащихся разработала и провела следующую анкету.
Данные о респонденте:
- Возраст.
- Пол.
- Образование.
Вопросы:
- Знаете ли вы что-нибудь о выборах?
- Пойдете ли вы на выборы?
- Если нет или да, то почему?
В опросе приняли участие родственники, друзья, знакомые, прохожие. Опрошено всего 35 человек:
молодые: от 18 до 25 лет – 10 человек (5 женщин и 5
мужчин);
среднего возраста: от 30 до 45 лет – 10 человек (5
женщин и 5 мужчин);
пожилые: от 55 до 70 лет – 15 лет (10 женщин и 5 мужчин).
По результатам опроса участники группы сделали выводы о том, что чаще других на выборы приходят люди пожилого возраста: они считают, что это их гражданский долг, который они обязаны выполнять – так воспитаны.
Молодые избиратели также собираются идти голосовать: им интересно, и, может быть, дадут подарки.
Не собираются идти на избирательные участки люди среднего возраста. Они считают выборы бесполезными и говорят о занятости. Так отвечают мужчины из этой возрастной категории. Женщины этой группы респондентов более активны в политическом отношении: их волнует будущее детей и они стремятся повлиять на него.
Содержательная рефлексия.
Всегда ли выборы являются демократическими?
Почему важно принимать участие в голосовании?
Можно ли человека заставить голосовать?
Можно ли привлечь к ответственности за неучастие
в выборах?
Почему паспорт человек получает в 14 лет, а право
избирать - лишь в 18?
Синквейн. Синквейн – это “стихотворение”, состоящее из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме. Порядок написания синквейна: первая строка – ключевое слово, определяющее содержание; вторая строка – два прилагательных, хаpaктеризующие данное понятие; третья строка – три глагола, выражающие действия понятия; четвертая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к понятию; пятая строка - одно слово, через которое выражаются ассоциации, связанные с данным понятием.
Учащимся предложено написать синквейн с использованием понятий “выборы”, “избиратель”.
- Выборы.
- Демократические, свободные.
- Определяют, обязывают, направляют.
- Выборы – право человека.
- Демократия.
- Избиратель.
- Грамотный, ответственный.
- Голосует, агитирует, выдвигает.
- Он определяет будущее страны.
- Народовластие.
. Список используемой литературы:
- Конституция Российской Федерации, глава II;
- Основы государства и права. Учебное пособие для поступающих в ВУЗы под редакцией О.Е. Куфатина. Москва, “Юрист”, 2005 год.
- Полковникова Т. А. Ролевая дискуссия. Преподавание истории и обществознания в школе, № 1, 2007 год, стр. 71 – 75.
- Человек и общество. Обществознание 2 ч. под редакцией Л. Н. Боголюбова. Москва, “Просвещение”, 2005 год.
- Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”
Урок является уроком-экскурсией, который можно проводить как виртуальную экскурсию (в рамках учебного процесса), так и непосредственно на территории Большого Кремлёвского сквера. Урок-экскурсия интеpaктивен, т.к. в процессе его проведения учащиеся составляют свою карту Кремлёвского сквера. У учащихся формируется представление о Московском Кремле как уникальном комплексе архитектурных и исторических памятников, части всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО....
01 02 2023 9:15:59
Любить Россию - это значит знать и уважать историю своей Родины. Изучая славные страницы военных подвигов, в ходе игры, учащиеся 6-го класса становятся непосредственными участниками событий X-XIII веков.
...
31 01 2023 20:12:53

Занятие посвящено истории и деятельности профсоюзов в РФ. Учащиеся 10‒11-го класса знакомятся с трудовым кодексом РФ, особенностями трудоустройства несовершеннолетних работников, какую роль в защите прав работников играет профсоюз, какое содержание вкладывают международные рабочие организации в понятие «достойный труд»....
30 01 2023 22:33:57
Задержка психического развития проявляется в медленном темпе усвоения учебного материала ребенком, сниженной его способности к волевым усилиям, неумении самостоятельно организовать деятельность, что сказывается на обучении. Вместе с тем, ребенок может удовлетворительно усваивать общеобразовательную программу. Динамика развития детей с ЗПР возможна, если обучение ведется с учетом сложности развития личности этой категории детей....
29 01 2023 13:57:37
Воспитание гражданственности, гордости, патриотизма является одной из задач воспитательной работы Колледжа. Внеурочное воспитательное мероприятие рассчитано на учащихся и студентов 1-го курса многоуровневого учебного заведения. Призвано помочь обучающимся на этапе адаптации, стимулирует жизненную позицию, развивает чувство гордости за учебное заведение. Разнообразные виды деятельности, дидактическое сопровождение мероприятия стимулирует интерес и познавательную активность обучающихся....
28 01 2023 2:12:23
В работе представлены особенности организации краеведческой работы в младшем школьном возрасте, в подростковый период и в старшем звене, примеры организации работы на уроке, вне урока, за пределами школы, показаны важность и ценность краеведческой работы в воспитании учащихся....
27 01 2023 1:52:48
Внеклассное мероприятие для учеников 9–11-х классов, которое может быть приурочено ко Дню Победы, Дню снятия блокады Ленинграда и другим памятным датам, связанным с историей войны. Проводится между комaндами внутри одного класса. Задачи мероприятия: формирование чувства патриотизма, нравственных качеств учащихся....
26 01 2023 16:22:44
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
25 01 2023 12:46:31
Задания, предлагаемые учащимся, позволяют повторить и обобщить материал по изученной теме. Эмоциональный настрой в начале урока активизирует интерес ребят к истории Отечества, что задает, как правило, хороший темп урока.
Использование компьютеров изменяет к лучшему взаимоотношение с учениками, далекими от истории, особенно с увлекающимися ПК. Они начинают видеть в преподавателе "родственную душу".
...
24 01 2023 21:44:43
Работа в группах вызывает положительные эмоции, позволяет без излишнего напряжения решать познавательные задачи, стимулирует творческую деятельность учащихся, способствует повышению эффективности обучения истории и обществознания. Одной из важнейших задач является развитие творческой мысли учащихся, умения самостоятельно добывать знания и находить им пpaктическое применение. ...
23 01 2023 4:45:51
Факультативное занятие по обществоведению для 10—11-х классов. Данное занятие направлено на то, чтобы, участвуя в разработке символики на местном, локальном уровне, формировать в дальнейшем неравнодушное отношение и уважение к государственным и национальным символам.
...
22 01 2023 18:44:48
Журнал посвящен 200-летней годовщине Бородинского сражения, адресован учащимся вечерней школы при исправительной колонии. Журнал состоит из 4 страниц: "М.И. Кутузов", "Бородино", "Герои Бородина", "Память поколений" и сопровождается фото- видеоматериалами. Репродукции картин известных художников делают образы героев и картины сражений более зримыми и впечатляющими....
21 01 2023 7:44:27
В основу изучения нового материала положен метод проблемного изложения. Учащиеся должны были дать аргументированные четкие ответы на проблемное задание, в течение урока поработать с историческими документами. Тесты, предложенные в конце урока, дают возможность быстро и непринужденно закрепить материал урока.
...
20 01 2023 13:49:38
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
19 01 2023 18:42:54
Цель урока – это обобщение и систематизация материала по теме «Образование Российской империи», а также формирование умений применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения реформ Петра I. Игровая форма работы позволяет учащимся включиться в коллективную деятельность и общение при обсуждении вопросов, формировании комaнд, также она способствует развитию самореализации и самовыражения личности....
18 01 2023 22:48:29
Игра составлена для учащихся 6-х классов. Её можно использовать не только на итоговом повторении, но и во внеклассной работе. Презентация в PowerPoint позволяет не только организовать игру, но и формировать визуальные образы по истории и культуре марийского народа с древности до конца XVI века....
17 01 2023 21:34:32
Автор обсуждает с учащимися высказывание А.Сент-Экзюпери "Единственная роскошь в мире ‒ это роскошь человеческого общения". Учащиеся формулируют тему урока и составляют план урока. Рассматривают понятие "общение" в составлении кластера и работе со словарями. Знакомятся со способами общения по учебнику и на пpaктике применяют вербальное и невербальное общение. Формулируют по группам правила общения с разными социальными группами. В конце урока подводятся итоги....
16 01 2023 0:49:30
Учащиеся анализируют собственные и чужие политические симпатии и определяют факторы, способствующие политической активности населения. Узнают, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны для того, чтобы оказать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения....
15 01 2023 21:19:32
Урок-путешествие рассчитан на учащихся 5-го класса. Игровая форма урока позволит заинтересовать учащихся и будет способствовать развитию образного мышления, умений и навыков работы с историческими источниками, картой, развитию умений делать выводы, сравнивать, воспитанию чувства уважения к законам, как правилам, обязательным для выполнения всеми людьми....
14 01 2023 6:54:59

Цель урока: воспитывать патриотизм и любовь к родине, уважение к защитникам Руси; сформировать первоначальные представления детей об образовании российского государства, о государственной символике; дать возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; воспитывать уважительное отношение к ближним....
13 01 2023 8:36:40

Урок проводится в форме комaндной игры "Знатоки истории". Игра состоит из трех этапов: каждой комaнде нужно найти и исправить ошибки в предложенном тексте; решить кроссворд; поочередно предлагается ответить на вопросы исторической викторины. Выигрывает та комaнда, у которой по окончании игры будет больше очков....
12 01 2023 15:43:56

Задачи урока: охаpaктеризовать изменения внешнеполитического курса СССР и США; раскрыть противоречивость международных отношений
в 1950–1960-х гг., показать возрастание опасности «горячей» ядерной войны в результате Берлинского и Карибского кризисов; сопоставить цели и методы соперничества сверхдержав за влияние в «третьем мире»....
11 01 2023 23:46:47
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
10 01 2023 2:22:53
Элективный курс ставит своей целью расширить знания учащихся в области потрeбления, механизмов защиты прав потребителя, привить навыки грамотного потрeбления. Данный курс имеет прикладной хаpaктер, направлен на пpaктико-ориентированную деятельность, предназначен для учащихся 9-х классов.
...
09 01 2023 6:21:39
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
08 01 2023 20:45:59
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
07 01 2023 18:53:59
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения пpaктического хаpaктера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данного элективного курса на житейских повседневных проблемах.
...
06 01 2023 12:24:58
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
05 01 2023 18:57:12
Тема «Дом, в котором мы живем» изучается в курсе обществознания в 6-м классе по А.Ф. Никитину. Некоторые элементы урока могут быть использованы при проведении классных часов. В работе раскрывается история возникновения жилища, значение жилища для человека. Разработка урока содержит презентацию, представлены пpaктические задания для обобщения и закрепления материала....
04 01 2023 19:49:52
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
03 01 2023 17:37:34
На уроке используется объяснительно-иллюстративный метод с применением мультимедийного проектора, что повышает познавательную активность учащихся за счёт увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности. Воспитательный момент урока усиливает использование регионального краеведческого материала. Урок используется в общеобразовательной системе "Школа-2100".
...
02 01 2023 3:43:28
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
01 01 2023 1:25:51
2007 год – юбилейный год г. Елабуги. Это внеклассное мероприятие посвящено этой знаменательной дате. Композиция приобщает к истории и культуре родного города, знакомит с творчеством елабужских поэтов, воспитывает у учащихся любовь к малой родине, её народу....
31 12 2022 19:26:17
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...
30 12 2022 13:59:38
Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать, как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по истории России первой половины XIX века или в ходе декады истории....
29 12 2022 5:40:40
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
28 12 2022 17:45:40
Материал о самоотверженном труде народа Якутии во время Великой Отечественной Войны. Воспитывает патриотические чувства, знакомит с историей региона.
...
27 12 2022 6:35:15
Цель урока: подготовка к итоговому зачету по курсу "История Древнего мира"; повторить основные этапы политического, экономического и культурного развития первых государств; систематизировать знания учащихся по курсу; научить отделять главное от второстепенного....
26 12 2022 17:31:11
Педагогическая идея урока заключается в сочетании различных организационных способов и форм проверки знаний учащихся (карточки-задания, тестовое задание, карточки по хронологии и историческим деятелям; компьютер, цветокод; устный ответ) и самостоятельной работы с текстом учебника.
...
25 12 2022 20:34:30
Методическая разработка урока истории, подготовленная на основе научных исследований ученых-сибиреведов последних лет, позволит провести познавательное занятие, в рамках которого ребята смогут познакомиться с жизнедеятельностью сибирского купечества, узнать, что полезного сделали купцы для развития своих городов и региона в целом. На примере купеческих биографий учитель сможет наглядно раскрыть значение таких понятий, как «милосердие», «меценатство», «благотворительность»....
24 12 2022 3:38:30
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
23 12 2022 21:29:13
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
22 12 2022 4:27:33
Цели урока: познать хаpaктерные черты богов древних египтян; сформировать представления о богах Египта; воспитать интерес к истории Древнего мира....
21 12 2022 2:32:41
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
20 12 2022 0:33:44
В процессе изучения темы ребята узнают про основные направления внутренней политики царского правительства на Кавказе, причинах, последствиях и ходе войны. Учебное занятие формирует у учащихся навыки самостоятельной работы по тексту учебника и карте, развивая способности не получать готовую информацию от учителя, а трудом своих усилий выстраивать свою работу по определенному плану....
19 12 2022 7:45:13
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
18 12 2022 12:47:21
Цели урока: углубллять, уточнять представление детей о России, познакомить с историей возникновения Руси, с образом жизни древних славян, формировать понимание слова "предки"....
17 12 2022 4:57:41
Данный урок завершает тему «СССР в период апогея тоталитаризма: 1945–1953 гг.», подводит к пониманию сущности этого периода в истории нашей Родины. Материал урока отобран с целью как можно ярче проиллюстрировать те процессы, которые происходили в советском государстве. Используемые методы позволяют осуществить деятельностный подход в обучении....
16 12 2022 7:24:45
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество.
...
15 12 2022 0:13:59
Правоведческий курс "Основы правовых знаний" рассчитан на 34 часа для 9-го класса. Содержит материал о ключевых вопросах теории права и государственного устройства Российской Федерации. Лекционный материал, пpaктические занятия, самостоятельные работы организованы таким образом, чтобы научить ребят самостоятельно применять нормативные документы к конкретным жизненным ситуациям.
...
14 12 2022 3:25:56
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::