Авторская программа по правоведению "Мы в мире прав!"
Цели:
- научить учеников овладеть юридическими терминами и понятиями;
- способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;
- способствовать усвоению совокупности конкретных правил поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д. ориентиру на уважение прав и свобод других граждан.
Задачи:
- знакомство содержанием законодательных актов (или фрагментов из них) ;
- освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав;
- привить необходимые навыки правильного составления некоторых официальных бумаг, не требующих специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения, договор купли-продажи и т. д.)
- развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи.
Ожидаемые результаты:
В конце курса ученики должны:
уметь
знать
владеть
Содержание программы. (10 класс.)
1-2 занятия: «Происхождение государства и права». Основные теория происхождения государства. Как появились законы и государство?
3-4 занятия: «Из истории российского права». Развитие права до XIX в. Российское право в XIX - начале XX в. Советское право.
5. «Реформа российского права после 1991 г.». Трудное начало реформ. Принятие новых правовых актов.
6-7. «Что такое государство?». Понятие государство. Признаки, функции и формы государства.
8-9. «Что такое право?». Понятие права. Правоотношения. Источники права. Правовая норма.
10-11. Правовое государство.
Недооценка правового государства. Признаки правового государства.
12-13. «Понятие конституции». Что такое конституция? Виды конституций. Значение конституции. Конституционное право. Конституционализм.
14. «Общая хаpaктеристика Конституции Российской Федерации».
15. «Основы конституционного строя». Преамбула Конституции РФ. Содер. главы 1 Кон. РФ.
16. «Федеративное устройство». Формы государственного устройства. Россия – федерация.
17. «Президент Российской Федерации». Кто такой Президент? Полномочия Президента РФ.
18-19. «Федеральное Собрание (Совет Федерации. Гос. Дума) ». Парламент и парламентаризм. Функции Совета Федерации и Государственной Думы. Возможность роспуска Гос. Думы.
20-21. «Правительство Российской Федерации. Судебная власть. Прокуратура».
22. «Местное самоуправление». Органы местного самоуправления.
23-24. «Права и свобода человека и гражданина». Конституционные права и свободы. Конституционные обязанности. Всеобщая декларация прав человека. Идеология прав человека.
25. «Международные договоры о правах человека». Международный Билль о правах человека. Декларации и конвенции.
26-27. «Гражданские права». Основополагающие права. Против рабства и пыток. Защита со стороны закона. Защита частной жизни. Свобода отношений с Богом.
28. «Политические права». Информационная свобода. Участие в управлении страной.
29. «Экономические, социальные и культурные права». Обязанности перед обществом.
30. «Права ребенка». Необходимость прав для ребенка. Принятие Конвенции о правах ребенка.
31. «Избирательное право». Проявление социальной ответственности. Нормы и принципы избирательного права. Правовые основы избирательной деятельности. Единое правовое прострaнcтво.
32. «Избирательный процесс». Избирательные системы.
33-34. Защита проектов или зачёт. Защита проектов или зачёт.
Содержание программы. (11 класс.)
1-2. «Понятие и источники гражданского права». Что такое гражданское право? Субъекты гражданско-правовых отношений. Источники гражданского права.
3. «Обязательственное право». Обязательственное право, договоры, сделки. Виды договоров..
4. «Право собственности». Понятие, право и формы собственности. Прекращение и приобретение права собственности.
5. «Гражданские правоспособность и дееспособность». Что такое гражданская правоспособность? Что такое гражданская дееспособность? Дееспособность несовершеннолетних. Эмансипация.
6-7. «Предпринимательство». Рынок и предпринимательство. Что такое предпринимательство? Что нужно знать предпринимателю. Индивидуальное предпринимательство.
8. «Защита нематериальных благ». Причинение и возмещение вреда.
9. Пpaктикум по главе: «Гражданское право».
10. «Налоговое право. Налоговые органы». Что такое налог? Налоговое право. Обязанности и права налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые органы.
11. «Налоги с физических лиц». Налоги с населения. Налоги в налогообложении физических лиц.
12. «Ответственность за уклонение от уплаты налогов». Нарушения в налоговой сфере. Ответственность по Уголовному кодексу РФ. Дисциплинарная ответственность.
13. Пpaктикум по главе: «Налоговое право».
14. «Понятие и источники семейного права». Понятие и источники семейного права.
15. «Бpaк и условия его заключения». Что такое бpaк? Условия и порядок регистрации бpaка.
16. «Права и обязанности супругов». Сфера личных отношений. Сфера имущественных отношений. Брачный договор. Причины возможного распада семьи.
17. «Права и обязанности родителей и детей». Права и обязанности родителей. Лишение родительских прав. Алименты. Права и обязанности детей. Усыновление. Опека. Попечительство.
18. Пpaктикум по главе: «Семейное право».
19. «Понятие и источники трудового права». Понятие трудового права. Участники трудовых правоотношений. Источники трудового права.
20. «Трудовой договор. Коллективный договор». Что такое трудовой договор? Основания прекращения трудового договора. Коллективный договор.
21. «Оплата труда. Охрана труда». Заработная плата. Охрана труда. Защита трудовых прав женщин и несовершеннолетних.
22. «Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву». Неурегулированные разногласия. Дисциплина труда. Ответственность по трудовому праву.
23. Пpaктикум по главе: «Трудовое право».
24. «Административное право. Административные правонарушения». Административное право. Источники административного права. Административные правонарушения.
25. «Административная ответственность». Административные наказания. Подведомственность дел об административных правонарушениях.
26. Пpaктикум по главе: «Административная ответственность».
27. «Понятие и источники уголовного права». Уголовное право. Источник уголовного права.
28. «Преступление». Понятие преступления. Разновидности преступлений.
29. «Уголовная ответственность». Понятие уголовного наказания. Виды уголовного наказания. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
30 Пpaктикум по главе: «Уголовное право».
31. «Содержание правовой культуры». Объемное понятие. Правовая культура человека.
32. «Совершенствование правовой культуры». Недостатки правовой культуры. Учащиеся и правовая культура.
33-34. Подготовка проектов и рефератов. Защита проектов и рефератов.
Формы контроля:
Тестирование; вопросы – ответы; интеллектуальные игры; интересные задания разного типа; анкетирование; собеседование по предлагаемой теме.
Использованная литература:
Литература для учеников:
Календарно – тематический план. 10 класс.
№ | Темы. |
Методы и формы. |
Оборудование. |
Вр |
1. | Происхождение государства и права. 1) Основ. теории
проис. государства. |
Информационно-репродуктивный; обсужд., лекция. | Таблица, карточки с заданиями. | 2ч. |
2. | Из истории российского права. 1) Развитие права до XX
века. |
Информационно-репродуктивный; беседа, мини лекция. | Карточки с задания. | 2ч. |
3. | Реформа российского права после 1991 г. | Информационно-репродуктивный; мини лек., раб. с фак. | Конституция РФ, карточки с заданиями. | 1ч. |
4. | Что такое государство? 1) Признаки, функции и формы гос. |
Репродуктивный с элем бес.; групповая работа. | Таблица, карточки с заданиями. | 2ч. |
5. | Что такое право? 1) Понятие и источники права. |
Объяснительно иллюстративный с элементами беседы; обсуждения. | Карточки с задания - ми. | 2ч. |
6. | Правовое государство. 1) Недооценка правового государства. Признаки правового гос. |
Информационный с элементами беседы; мини лекция, выпол. задании. | Карточки с задания - ми. | 2ч. |
7. | Понятие конституции. 1) Что такое конституция? Виды и значение конституций. Конст. право. |
Объяснительно иллюстративный с элем. бес.; обсуждение фактов. | Конституция РФ, схема, карточки с заданиями. | 2ч. |
8. | Общая хаpaктеристика Конституции Российской Федерации. | Лекция с элементами беседы; беседа. | Конституция РФ, задания. | 1ч. |
9. | Основы конституционного строя. | Информационно-репродуктивный; вып. зад. | Конституция РФ, карточки с заданиями. | 1ч. |
10. | Федеративное устройство. | Информационно-репродуктивный; вып. зад. | Конституция, таблица, карточки с зад-ми. | 1ч. |
11. | Президент Российской Федерации. | Инфор. с элем. беседы; обсуждение фактов. | Конституция РФ, карточки с заданиями. | 1ч. |
12. | Федеральное Собрание. 1) Парламент и парламентаризм.
Состав Федерального Собрания. |
Информационно-репродуктивный; мини лекция, беседа, выполнение задании. | Конституция РФ, карточки с заданиями. | 2ч. |
13. | Правительство РФ. Суд. власть. Прокуратура. 1) Правительство РФ. Суд. власть. |
Частично-исследовательский; беседа, обсуждение фактов. | Конституция РФ, таблица, карточки с заданиями. | 2ч. |
14. | Местное самоуправление. | Частично-исследовательский; беседа. | Карточки с заданиями. | 1ч. |
15. | Права и свобода человека и граж. 1) Конст. права и свободы, обязанности. Всеобщая декларация прав человека. |
Объяснительно иллюстративный; раб. с док, выполнение задании. | Всеобщая декларация прав человека, карточки с заданиями. | 2ч. |
16. | Международные договоры о правах человека. | Информационно-репродуктивный; беседа, обсуждение, выпол. зад. | Декларация и Конвен- ция, карточки с заданиями. | 1ч. |
17. | Гражданские права. 1) Основополагающие права и защита со стороны закона. |
Информационно-репродуктивный с элементами беседы; обсуж. фак. | Декларация, карточки с заданиями. | 2ч. |
18. | Политические права. | Инфор-но – репродук.; бес., раб. с док – том. | Декларация, карточки с заданиями. | 1ч. |
19. | Экономические, социальные и культурные права. | Объяс-но иллюс–ный; беседа, выпол. задании. | Декларация, карточки с заданиями. | 1ч. |
20. | Права ребенка. | Объяснительно иллюстративный; бес., обсуж. | Конвенция, карточки с заданиями. | 1ч. |
21. | Избирательное право. | Объяс-но иллюс-ный; беседа, выпол. задании. | Карточки с задания – ми, схемы. | 1ч. |
22. | Избирательный процесс. | Объяснительно иллюстративный; обсуж. фак. | Карточки с задания - ми. | 1ч. |
23. | Подготовка проектов и рефератов. Защита проектов и реф.-в или зачет. | Исследовательский; рассказ уч-в, обсужд. | 2ч. |
11 класс.
№ |
Темы. |
Методы и формы. |
Оборудование. |
Вр. |
1. | Понятие и источники гражданского права. | Информ-но-репро-ный; бес., обсуж. Ф., гр. раб. | Карточки с задания - ми. | 2ч. |
2. | Обязательственное право. | Информ-но-репро-ный; беседа, выпол. задании. | Карточки с задания - ми. | 1ч. |
3. | Право собственности. | Информ-но-репро-ный; беседа, выпол. задании. | Карточки с задания - ми. | 1ч. |
4. | Гражданские правоспособность и дееспособность. | Информ-но-репро-ный; беседа, групп. работа. | Карточки с задания - ми. | 1ч. |
5. | Предпринимательство. 1) Рынок и предпринимательство. |
Объяс-но иллюс-ный с элементами беседы; выпол. зад., групп. раб. | Карточки с задания – ми и схемы. | 2ч. |
6. | Защита нематериальных благ. Причинение и возмещение вреда. | Объяс-но иллюс-ный с элем-ми бес.; вып. зад. | Карточки с задания - ми. | 1ч. |
7. | Пpaктикум по главе «Гражданское право». | Частично – ис-кий; обс. фактов, тестирование. | Карточки с задания - ми, тесты. | 1ч. |
8. | Налоговое право. Налоговые органы. | Информ-но - репро-ный; беседа, выпол. задании. | Карточки с задания – ми и схемы. | 1ч. |
9. | Налоги с физических лиц. | Лекция с элементами беседы; выпол. зад. | Карточка с задания - ми. | 1ч. |
10. | Ответственность за уклонение от уплаты налогов. | Информ-ный с элем-ми беседы; раб. с докум-м. | Уголовный Кодекс, карточки с заданиями. | 1ч. |
11. | Пpaктикум по главе «Налоговое право». | Частично – иссл-кий; обс. фактов, тестиров. | Карточки с задания - ми, тесты. | 1ч. |
12. | Понятие и источники семейного права. | Лекция с элем-ми бес.; мини лек., выпол. зад. | Карточки с задания – ми и схемы. | 1ч. |
13. | Бpaк, условия его заключения. | Объяс-но иллюс–ный; беседа, выпол. задании. | Карточки с задания - ми. | 1ч. |
14. | Права и обязанности супругов. | Объяс-но иллюс-ный с элем-ми бес.; вып. зад. | Карточки с заданиями. | 1ч. |
15. | Права и обязанности родителей и детей. | Информационный с элем-ми бес.; рол. игра. | Карточки с задания -ми. | 1ч. |
16. | Пpaктикум по главе «Семейное право». | Частично – исслед-кий; тестиров., вып. задании. | Карточки с задания – ми, тесты. | 1ч. |
17. | Понятие и источники трудового права.. | Информационно-репродуктивный; выпол. зад. | Карточки с задания – ми и схемы. | 1ч. |
18. | Трудовой договор. Коллективный договор. | Объяс-но иллюс-ный с элемента - ми беседы. | Карточки с задания - ми. | 1ч. |
19. | Оплата труда. Охрана труда. | Информ-ный с элем-ми беседы; ролевая игра. | Карточки с задания - ми. | 1ч. |
20. | Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву. | Информ-ный с элем-ми беседы; групп. работа. | Карточки с задания - ми. | 1ч. |
21. | Пpaктикум по главе «Трудовое право». | Частично – исслед-кий; тестиров., обсуж. факт. | Тесты и задания. | 1ч. |
22. | Административное право. Административные правонарушения. | Информ-но- репро-ный; бес., мини лек.; вып. з. | Карточки с задания- ми. | 1ч. |
23. | Административная ответственность. | Информ-но- репро-ный; беседа, выпол. задании. | Карточки с задания – ми. | 1ч. |
24. | Пpaктикум по главе «Административная ответст - ть». | Частично – исслед-кий; обсужд., тестирование. | Карточки с задания – ми, тесты. | 1ч. |
25. | Понятие и источник уголовного права. | Информ-но- репро-ный; мини лекция, беседа. | Уголовный Кодекс. | 1ч. |
26. | Преступление. | Объяс-но иллюс-ный с элем-ми бес.; гр. раб. | Карточки с задания - ми. | 1ч. |
27. | Уголовная ответственность. | Лекция с элементами беседы; раб. с УК. | Уголовный Кодекс. | 1ч. |
28 | Пpaктикум по главе «Уголовное право». | Обсуждение фактов, тестирование. | Тесты, карточки с заданиями. | 1ч. |
29. | Содержание правовой культуры. | Информационно-репродуктивный; выпол. зад. | Карточки с задания - ми. | 1ч. |
30. | Совершенствование правовой культуры. | Информационно-репродуктивный; мини лек- ция, выполнение зад. | Карточки с задания - ми. | 1ч. |
31. | Подготовка проектов и рефератов. Защита проектов и рефератов. | Исследовательский; рассказ учеников. | 2ч. |
Основные понятия: закон, право, юрисдикция, юриспруденция, гражданство, государство, правовое государство, законодательство, законопроект, инстанция судебная, иск, истец, кодекс, декларация, конкуренция, преступность, несовершеннолетний и т. д.
Основные темы рефератов и проектов:
1. Традиции местного самоуправления в нашем крае (республике).
2. Рабство в прошлом и настоящем.
3. Соотношение права на социальное обеспечение и уровня развития страны.
4. Система российского законодательства о выборах в органы власти.
5. Гражданин и собственность.
6. Несовершеннолетний предприниматель: смысл и возможности и т. д.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
13 12 2024 3:40:18
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
12 12 2024 18:23:27
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
11 12 2024 18:39:45
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
10 12 2024 13:37:27
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
09 12 2024 1:18:20
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
08 12 2024 22:31:43
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
07 12 2024 4:21:17
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
06 12 2024 8:25:38
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
05 12 2024 14:11:30
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
04 12 2024 14:16:35
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
03 12 2024 19:36:47
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
02 12 2024 0:11:18
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
01 12 2024 22:19:46
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
30 11 2024 4:33:31
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
29 11 2024 13:33:15
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
28 11 2024 11:54:22
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
27 11 2024 22:56:52
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
26 11 2024 7:55:37
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
25 11 2024 15:37:44
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
24 11 2024 3:46:16
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
23 11 2024 23:40:25
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
22 11 2024 22:55:13
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
21 11 2024 12:17:36
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
20 11 2024 4:53:36
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
19 11 2024 20:48:38
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
18 11 2024 7:51:37
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
17 11 2024 16:22:39
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
16 11 2024 9:59:24
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
15 11 2024 12:12:48
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
14 11 2024 9:22:28
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
13 11 2024 23:47:20
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
12 11 2024 18:57:11
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
11 11 2024 7:43:50
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
10 11 2024 13:35:15
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
09 11 2024 2:38:37
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
08 11 2024 22:10:29
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
07 11 2024 19:39:59
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
06 11 2024 11:14:23
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
05 11 2024 23:46:14
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
04 11 2024 3:57:36
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
03 11 2024 18:29:16
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
02 11 2024 12:54:57
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
01 11 2024 7:44:14
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
31 10 2024 1:55:57
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
30 10 2024 19:35:21
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
29 10 2024 7:51:45
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
28 10 2024 4:10:35
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
27 10 2024 6:32:58
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
26 10 2024 4:54:30
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
25 10 2024 2:36:20
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::