Интегрированный урок "Святая к музыке любовь…"
Межпредметная связь :музыка, история, немецкий язык.
Цели занятия :
- расширение страноведческих знаний по немецкому языку.
- cовершенствование монологических и диалогических высказываний о значении музыки, о жизни и творчествевеликих композиторов Германии и Австрии.
- развитие творческих способностей учащихся, их эстетического вкуса, обогащение внутреннего мира детей.
- воспитание любви и уважения к немецкому народу и немецкой культуре, а также к родной культуре.
- развивать правильное отношение к музыке и музыкальный вкус,
- воспитывать чувство прекрасного на основе музыкальных, литературных, художественных произведений.
Техническое оснащение занятия :компьютер, мультимедийный проектор, музыкальные произведения Баха, Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса, портреты композиторов, репродукции картин.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
На свете много языков, но лишь одному подвластны умы и сердца людей всей Вселенной. Это язык музыки. Ребята, сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие - музыкальное путешествие по Германии.
Наше путешествие будет не только в прострaнcтве, но и во времени. Мы перенесёмся с вами в 17-19век, когда Германия была одной из самых влиятельных стран Европы. Страна развитой промышленности, богатая историей, давшая миру много выдающихся личностей. Это гении мировой поэзии, музыки, литературы, искусства и науки. . Давайте прослушаем краткую историческую справку о развитии музыкального искусства Германии в 17-19 веке.
Ученик рассказывает о развитии западно – европейской музыки 17-19 века. : 17-век –это начало новой эпохи в музыке, освобождающейся от господства церкви, обретающей всё большое многообразие жанров, форм, красок, выразительных средств. В это время из немецких композиторов и музыкантов широко был известен Георг Фридрих Гендель (1685-1759), который стремился к воплощению в музыке идей героического подвига. Церковь нередко запрещала исполнение такой музыки, но величественные произведения Генделя всё же получили широкое признание. Его творчество оказало большое влияние на Глюка и Бетховена . Рядом с вокальными жанрами развиваются инструментальные. Вслед за органом-королём искусства Барокко, звучащим уже не только во время церковной службы, но и в специальных концертах, выдвинулся клавесин. Для этих инструментов писали музыку Букстехуде Д. , Г. Ф. Гендель и величайший из всех –И. С. Бах. Мощь и патетика органных сочинений оттенялись изяществом клавесинных. Высшего расцвета инструментальная музыка достигла во 2-ой половине 18-века. При дворах немецких и австрийских князей существовали капеллы-ансамбли и оркестры. Их руководители (капельмейстеры) писали музыку для развлечения князей. Вена стала колыбелью классической симфонии и других жанров инструментальной музыки-сонаты, концерта, квартета. В музыке венских классиков Й. Гайдна, В. А. Моцарта , Л. Бетховена -окончательно сложился тот музыкальный язык, на котором “заговорила”вся Европа.
Приближение Великой французской революции оказало огромное влияние на музыкальное искусство. Идеи революционного преобразования мира стали содержанием симфоний Бетховена, проложивших новые пути музыке 19 века. Вскоре появляется и новое направление- романтизм, впервые заявивший о себе в песнях и симфониях Ф. Шуберта. Жизнь человеческого сердца стала главным содержанием его творчества. Композиторы 19в. -страстные борцы за утверждение высокого искусства, воспитывающего людей в духе самых благородных и светлых идей. Они нередко выступают со словом о музыке, поясняя её содержание, стремясь приобщить к ней как можно большее число людей. И сейчас статьи и книги Шумана, Вагнера, Листа помогают нам разобраться в сложном мире музыкальных идей. Романтизм вступает в свой зрелый этап с творчеством Р. Шумана, утверждающим тесную связь музыки и литературы . Беседа учителя с учащимися о том, каким должно быть настоящее музыкальное произведение.
Эпиграфом к нашему уроку я хотела бы взять слова (на экране появляется выражение на немецком языке-“Die Musik ist eine Sprachе die jeder versteht”. Учитель читает эти слова и говорит о том, что это высказывание очень точно передаёт смысл и тему урока. )Далее на экране появляются слова на русском языке:”Музыка нужна всем. Она может дать человеку радость, наполнить его восторгом и счастьем, может потрясти, взволновать, вызвать слёзы и грусть . Музыка досказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить. ’Это свойство музыки составляет её главную прелесть, главную чарующую силу. Она непосредственный язык души”.
(На экране появляется план урока)
- Wozu braucht man doch Musik?
- Was ist ein richtiges Kunstwerk?
- Die grossten Komponisten Deutschland.
На фоне музыки на экране появляются слова:”Jeden Tag horen wir uns im
Rundfunk und im Fernsehen, auf den Strassen und im Kinosaal Musikwerke an. Verschiedene Musikarten, verschiedene Melodien, verschiedene Darsteller. Die anderen bewundern wir, die anderen lassen wir kalt. Warum?
Was ist ein richtiges Kunstwerk?Um diese Frage zu beantwortet, sagen wir welche Musikwerke gibt es? Учащиеся отвечают:ein Lied, eine Opern, eine Sinfonie, eine Romanze, ein Klavirkonzert, eine Orgelmusik, ein Walzer, ein Ballet, eine Popmusik, Rap, Jazz, Heavymetal, Techno, u. a.
Слова учителя:Gut! Und wie soll ein richtiges Musikwerke sein?Wie meint ihr?
Ответы учащихся:
аktuel sein, immer modern sein, optimistisch sein, lebenswichtig sein.
Учитель:Und wie ist seine Sprache? (genau, national, versteandlich, sonnenlicht, klar, genial, lustig u. a. )
Und wir beginnen unsere Reisen in der Stadt Eisenach. (на экране картаГермании )Учитель начинает рассказ на родном языке.
“Когда из Эрфурта едешь в Эйзенах, то примерно через час пути, видишь вдали гору с замком на вершине. Это -Вартбург, старинная крепость тюрингских ландграфов. Теперь здесь музей. (показ крепости Вартбург)
Сотни лет назад, во времена средневековья, в зале Вартбургского замка происходило знаменитое состязание певцов. Из окон замка открывается, захватывающий дыхание вид на окрестные горы, покрытые лесом (пейзаж на экране) и на расположенный у подножия Вартбурга Эйзенах, город в котором 21 марта 1685 года родился Иоганн СебастьянБах. (портрет Баха на фоне его музыки ). Родился здесь в Тюрингии в одном из красивейших краёв Германии, в местах издавна связанных с музыкой. (на экране дом-музей Баха).
Прошло 322 года со дня рождения гениального немецкого композитора
“Не ручей ! Морем он должен был называться” -сказал когда-то о Бахе Людвиг Ван Бетховен.
Здесь игра слов “Бах” по-немецки означает “ручей”. Да, музыка Баха –это действительно море или даже целый океан чувств и мыслей. (на экране портретБаха). Посмотрите на портрет Баха – крупно вылепленное лицо 47-летнего человека, полного жизни. В близоруких глазах, смотрящих из-под густых энергично сведённых к переносице бровей, внутренняя сосредоточенность, а в углах рта – лукавое добродушие. Ну, разумеется, он в парике. К слову сказать, парик служит Баху иногда самым неожиданным образом. Бах вспыльчив , рассказывают, что однажды на какой –то репетиции Бах, обьятый гневом, сорвал свой парик и запустил им в фальшиво играющего музыканта. Впрочем, Бог с ним, с париком; Иоганн Себастьян принадлежал к пятому поколению Бахов, которые вот уже добрую сотню с лишним лет служили музыке во славу своей земли. (слайд немецкой церкви и органа ). Бах любил орган больше всех других инструментов, хотя превосходно играл на клавесине, скрипке, альте. И действительно, какой инструмент сравнится с органом в звуковом богатстве. Молодой музыкант, сидящий за пультом арнштадского органа, чувствует себя повелителем мира звуков. Но он знает, что мир этот вверен ему не для забавы, а для возвышенного и торжественного служения искусству. Бах достиг уже немалых успехов в композиции и игре на органе , но ещё большей была его жажда совершенства. Вот почему в октябре 1705 года, получив у начальства отпуск на месяц, он отправился в Любек поучиться у Дитриха Букстехуде, одного из лучших органистов того времени. От Арнштадта до Любека 350 километров. У Иоганна Себастьяна видно не было денег, чтобы проехать такое расстояние. Он проделал весь путь пешком. Так, по крайней мере , нам рассказывает Форкель - первый биограф Баха . Знаменитое путешествие юноши Баха входит в историю его жизни как одно из свидетельств великой, священной любви к музыke, горевшей в его душе. Дорога ведёт его на север, в сторону Балтийского моря. После долгих дней пути в сероватой мгле холодного утра перед ним встаёт старинный город с башнями и шпилями, воротами и крепостными стенами - Любек, вольный имперский город- порт. (показ Любека ) Иоганн Себастьян идёт по его извилистым улочкам и выходит к знаменитой Любекской ратуше, рядом с которой, на одной из площадей возвышается Мариенкирхе – цель путешествия Баха. Наступило рождество на улицах царило праздничное веселье. В Мариенкирхе звучали праздничные хораллы. (звучит органная Токката и фуга ре минор ). …Замер последний звук музыки, величественной, как мир и взволнованной, как душа человека, потрясённого величием мира , первые слушатели этой музыки были потрясены так же, как каждый из нас кто теперь. почти 320 лет спустя, затаив дыхание слушает органную Токкату и фугу ре минор Бах многому научился у знаменитого органиста и вместо одного месяца пробыл в Любеке четыре, только в феврале Иоганн Себастьян отправился в обратный путь. Глубоким органным тоном звучит музыка в его душе. Он идёт, окрылённый новыми впечатлениями. Но чувства у людей разные и музыка Баха тоже разная. Он с детства почувствовал величие музыки. Когда же сам Иоганн Себастьян стал мастером, людям, слышавшим его игру, казалось, что от музыки исходит облагораживающая сила, способная переродить человека. Недаром её так любят учёные, философы, поэты – все те кому открылся беспредельный мир мысли. Известно, например, как преклонялся перед ней великий учёный нашего времени Альберт Эйнштейн. Он слышал в ней “гармонию Вселенной”
Тридцатые годы 18 века Иоганн Себастьян Бах жил в Лейпциге. Здесь в его обязанности входило “руководить музыкой “ в двух главных церквах города …. Почти каждое воскресенье почтенные жители Лейпцига, их жёны и дети, заполнявшие Томаскирхе, могли слушать какую- нибудь духовную кантату Баха. Сам мастер сидел за органом. Тут же находился небольшой хор, в котором пели ученики Баха - мальчики из школы св. Фомы. И звучала прекраснейшая музыка. (слайд - поющие мальчики из церковного хора). (Рассказ о Бахе на немецком языке, приложение №1)
В жизни самого Баха густо переплетаются тёмные и светлые нити. Его зрение катастрофически быстро ухудшается, врачи констатируют “прогрессирующая слепота “ часто Бах играет “на слух” он не видит нот (к концу жизни Бах был почти слепым).
Что касается службы, то, по его собственным словам, он живёт в Лейпциге в обстановке “злобы”, ”зависти”, и “преследования”(из письма Баха 1730 г. ) Радость и скорбь, свет и мpaк, сменяют друг друга и в домашней жизни Баха. Его дом посещает cмepть, уносящая одного за другим нескольких его детей. Бах был дважды женат, первый раз на троюродной сестре Марии Барбаре Бах, а после её cмepти на молодой певице Анны Магдалены. От двух бpaков у него было около двадцати детей. Оставшиеся в живых сыновья и дочери были “прирождёнными музыкантами”(из письма Баха 1730 г. )” смею Вас заверить, что из моей семьи можно составить концерт как вокальный, так и инструментальный “- с гордостью говорил Бах. К счастью, от того времени сохранились восторженные хвалы современников искусству Баха . Его называют “князем всех клавиристов и органистов “, пишут стихи в его честь:
“Но ты таких высот, о Бах, достигнуть можешь,
Что путь к бесcмepтию один себе проложишь. ”
Бах известен гостеприимством, приветливостью, и “нелицемерной любовью к ближнему “, как написал ему в посвящении своих сочинений один музыкант. К Иоганну Себастьяну приезжают музыканты, желающие у него поучиться или получить совет. Иногда возникает важный вопрос :какое искусство важнее - серьёзное, возвышенное или весёлое, развлекающее ? И то, и другое – отвечает Бах своей музыкой, возвышенно- трагической в духовных кантатах и Бах смеющийся в шуточных, весёлых кантатах. ( Звучание мажорной музыки Баха)
Много прекрасной музыки написал Бах, в 19 веке началось возрождение его музыки её повсеместное издание и изучение. Каждое поколение находит в музыке Баха что- то новое, учится понимать её ещё глубже и полнее.
Следующей целью нашего путешествия будет небольшой немецкий город Бонн - родина гениального немецкого композитора Людвига Ван Бетховена, который появился здесь на свет в 1770 году. “Музыка должна высекать огонь из людских сердец “ - говорил Бетховен, чьё творчество принадлежит к высшим достижениям человеческого гения. Творчество Бетховена новый этап в музыке, oh расширяет горизонты музыки как искусства, насыщает её невиданными доселе контрастами, напряжённым развитием образов. Бетховен вдохновлялся героическими сюжетами : таковы его единственная опера “Фиделио” и музыка к драме И. В. Гёте “Эгмонт” (далее на немецком языке учащиеся рассказывают о жизненном и творческом пути композитора. Приложение №2 ) Вся зрелая творческая жизнь Бетховена связана с Веной, здесь он ещё юношей восхитил своей игрой В. А. Моцарта, занимался у Й. Гайдна, здесь прославился прежде всего как пианист. Бетховен превосходно импровизировал, а также исполнял свои концерты и сонаты, не уступавшие симфониям по глубине и силе музыкальных идей. Стихийная сила драматических столкновений, возвышенность филосовской лирики , сочный, порой грубоватый юмор– всё это мы можем встретить в бесконечно богатом, всеобъемлющем мире его сонат (всего им были написаны 32 сонаты ). Лирико – драматические образы 14-й (“Лунной”) и 17-й сонат отразили отчаяние композитора в самый тяжёлый период жизни, когда Бетховен был близок к самоубийству из– за потери слуха. (звучание 14-й или 17-й сонат ). Но кризис был преодолён ; появление 3 симфонии (1804 год) ознаменовало победу человеческой воли. Грандиозность масштабов нового сочинения ошеломила слушателей. Симфония получает название “Героическая”. В период с 1803 по 1813 создаётся большинство симфонических произведений. Разнообразие творческих исканий поистине безгранично. Так в знаменитой 5-й симфонии достигает особого накала драматизм борьбы с судьбой. И одновременно возникает одно из самых светлых, ”весенних” произведений - 6-я (“Пастopaльная”) симфония, воплотившая образы природы, любимой Бетховеном глубоко и неизменно . Композитор находится на вершине славы. Однако аристократическое общество чуждо Бетховену , вкусы “танцующей” Вены его не привлекают. Ему всё больше нравятся камерные жанры. В вокальном цикле “К далёкой возлюбленной”, последних квартетах и сонатах Бетховен стремится проникнуть в сокровенные глубины внутреннего мира человека. Никогда не останавлиясь на достигнутом, стремясь вперёд, к новым открытиям, Бетховен намного опередил своё время. Его музыка была и будет источником вдохновения для многих поколений. (звучание одной из симфоний или сонат Бетховена, на фоне музыки одна из учениц произносит : “Я представляю, что Бетховен играет эту сонату будучи глухим. Он музыку не слышит, но чувствует её всем сердцем. Музыка грустная, и очень трогательная, такая же как жизнь Бетховена”.
(на экране портрет Роберта Шумана и вид города Лейпцига)
Учитель или ведущий продолжает: Наше путешествие снова ведёт нас в старинный немецкий город Лейпциг. С именем Роберта Шумана – великого немецкого композитора – связаны самые большие завоевания романтической музыки. Способность глубокого и тонкого проникновения в жизнь человеческого сердца , желание увидеть в жизни чудесное и необыкновенное, скрытое от равнодушных обывателей; Мечтатель и выдумщик Шуман очень любил детей и много писал о них и для них. Его фортепьянные пьесы, входящие в “Альбом для юношества”(1848г), “Детские сцены”(1838г), ”Альбом песен для юношества”(1849), раскрывают мир детских забав, радостей и огорчений, рисуют картины окружающей жизни, сказочные образы. Шуман обладал удивительной способностью создавать в музыке портреты людей, схватывать одним штрихом самое хаpaктерное в облике человека или в его настроении. Новизна и необычность шумановской музыки ярче всего сказалась в его фортепьянных пьесах, созданных в 30-х годах в Лейпциге. В те же годы Шуман издаёт “Новый музыкальный журнал “. Статьи Шумана увлекательны и поэтичны, он стремится в них, как и в своей музыке к лаконичным и ярким хаpaктеристикам. Шуман в эти годы пылко и восторженно влюблён в талантливую пианистку Клару Вик. Но отец Клары считал, что его дочь должна сначала стать известной пианисткой, а потом уже выходить замуж за молодого композитора . Влюблённые встречались тайно на занятиях музыки, они любили музыку и музыка помогла им, она связала их две судьбы в одну. Клара стала известной пианисткой, а Роберт всемирно известным композитором. 1840 год - год долгожданной женитьбе на Кларе Вик – стал для Шумана годом песен. Среди них вокальный цикл “Любовь поэта “ на слова Г. Гeйне, поэта особенно близкого Шуману и свадебный подарок Кларе циклы “Мирты” и “Любовь и жизнь женщины”. Русские композиторы высоко оценили творчество Шумана. Особенно любил Шумана П. И. Чайковский, считавший его самым великим композитором – романтиком 19 века. (на немецком языке о любви Роберта и Клары рассказывает ученик 10 класса, приложение №4, звучание музыки Шумана).
Далее наше путешествие ведёт нас на север Германии - город Гамбург, на родину знаменитого композитора Иоганна Брамса. Брамс был другом семьи Клары и Роберта Шуман. Несмотря на то, что Иоганн Брамс был моложе Роберта на 13 лет, Р. Шуман очень высоко отзывался о творчестве Брамса, в частности “Немецкий реквием “ Брамса он сравнивал с водопадом. Первые уроки музыки Иоганн Брамс получил от своего отца, который исполнял танцевальную музыку и играл на пианино в театре, там же заработает свои первые деньги и Брамс – младший. Биографы Брамса говорили о нём , что он мог быть одновременно и грубым и очень сердечным человеком. О нём при жизни ходили легенды : он мог каждому желающему играть танцевальную музыку так свободно, что играли только руки, а сам в это время читал интересную книгу, лежащую на нотной подставке. Его музыка от этого не пострадала, наоборот, её пылающий огонь , эта музыкально- исполнительская виртуозность красной нитью проходят через всё его творчество. После cмepти Роберта Шумана, а произошло это в 1856 году, Иоганну Брамсу было в ту пору 23 года, молодой Брамс поддерживал Клару Шуман в этот тяжёлый для неё период, он писал ей письма полные заботы и нежности, доверял только ей одной свои личные тайны и мысли. Было ли это простой дружбой, или что то большее, похожее на любовь? Биографы не дают ответа на этот вопрос, а Клара и Иоганн не раскрыли нам своей тайны, но музыка Брамса досказывает то, что скрыто временем. Именно в этот период появляются знаменитые его произведения : фортепьянные сонаты, песни для хора, оркестровые произведения, органные хоралы, танцевальная музыка, знаменитые “Венгерские танцы” и многое другое. (звучание музыки Брамса ) Ни один музыкальный жанр не был ему чужд. Музыка Брамса и сегодня волнует сердца людей, а большего он не желал.
А сейчас мы отправимся в Вену – столицу Австрии, где прошла недолгая жизнь первого композитора – романтика Франца Шуберта. В своей музыке он выразил настроения одиночества, тоски, отразил те разочарования и горечь, которые вызывала у людей окружающая действительность . Уже в юные годы композитор находит свою манеру высказывания, свой музыкальный язык. В 17 – 18 лет он пишет такие замечательные песни, как “Форель “, “Гретхен за прялкой “, “Лесной царь”, которые можно назвать жемчужинами его творчества. Шуберт очень много сочиняет. Только за 1815 год появилось более 140 песен, а Шуберту в это время всего 18 лет. Одновременно по строгому настоянию отца он работает помощником школьного учителя в начальных классах. Проработав три года, Шуберт уходит из школы. Начинается тяжёлая самостоятельная жизнь. Во многом Шуберту помогали друзья. Нередко их встречи посвящались целиком музыке. Звучали произведения различных композиторов и самого Шуберта. Иногда устраивались вечеринки, танцевали, а Франц часами сидел за фортепьяно и импровизировал. Такие вечера назывались “шубертиадами “. Так рождались многочисленные вальсы, лендлеры, экосезы. В это время в Вене жил великий Л. Бетховен. Он был восхищён песнями Шуберта и хотел познакомиться с молодым композитором. Но эта встреча не состоялась из – за застенчивости Шуберта. Через год после cмepти Бетховена ушёл из жизни и Шуберт. “Cмepть похоронила здесь богатое сокровище, но ещё более прекрасные надежды “, - гласит надпись на могильном памятнике. Король песен - называли Шуберта ещё при жизни, но он был очень бедным королём. Главным богатством - была его музыка. Короткая жизнь композитора полна лишений, страданий, порой у него не было самого необходимого, например нотной бумаги, современники композитора рассказывают:”Однажды в гости к Шуберту зашёл известный художник, заметив, что у маэстро закончилась нотная бумага, он тут же от руки начертил композитору несколько листов нотных линий, теперь Шуберт мог спокойно работать несколько дней. Когда Шуберта не стало, знаменитого художника спросили, какое произведение он считает в своём творчестве самым главным - “ нотные линии для Шуберта” ответил мастер, поставив творения композитора гораздо выше собственных произведений. За короткую жизнь композитор создал огромное количество произведений в разных жанрах : 9 симфоний, увертюры, квартеты, трио, квинтеты, сонаты, оперы, фортепьянные миниатюры, фантазии, экспромты и многие другие произведения . Главное же место занимают песни (их свыше 600 ). Жанр песни Шуберт сделал свободным к воплощению глубокого содержания, в ней более тесно соединились слово и музыка. Музыке Шуберта свойственна удивительная душевная открытость и искренность. И в песне, и в других произведениях композитор раскрывает необъятный внутренний мир человека – мечтательный, страдающий, протестующий, передаёт его сокровенные мысли и чувства. К одному из таких произведений относится знаменитая “Аве, Мария !” Это песнь – восхваление, своего рода молитва Божьей Матери Марии. Это произведение было написано, по всей вероятности, в момент сильнейшего душевного переживания, какие бывают в жизни каждого человека, а иначе трудно объяснить, почему спустя почти 200 лет эта музыка трогает до слёз, заставляет поднимать глаза к небу и эмоционально влияет на наше настроение. Здесь мало услышать, здесь надо вслушаться и почувствовать как прибавляется в мире света и доброты, потому что свет и доброта идут из вашей души, потому что музыка Шуберта вне времени и он действительно “Король песен “ как называли его ещё при жизни. (звучание “Аве, Марии!”) На фоне музыки на экране появляется репродукция картины “Сикстинская Мадонна”, Икона Божьей Матери ) Учитель или ведущий продолжают говорить:”всмотритесь в лица этих мадонн, в их глаза. В них и любовь, и страдание, и вера в лучшее на земле, тоже, что и в музыке Шуберта . ”(звучание музыки 2- 3 минуты).
После прослушивания музыки учитель говорит: Заканчивается наше путешествие, но не заканчивается связь с музыкой, которая следует за нами всю нашу жизнь. Прекрасные творения гениев, всегда доступны, всегда находят путь к сердцу человека, волнуют ум, потому что содержат в себе и выражают общечеловеческие мысли и чувства, которые вне времени, которые всегда понятны и близки людям : добро и зло, радость и горе, жизнь и cмepть, счастье и страдание, героический пафос и лирические размышления. Я желаю вам обращаться к этому живительному источнику как можно чаще. Потому что в музыке прошлого и сегодня можно найти ответы на волнующие нас вопросы.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
25 03 2025 9:46:37
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
24 03 2025 23:14:15
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования.
...
23 03 2025 6:34:51
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию.
...
22 03 2025 3:46:32
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
21 03 2025 2:15:51
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии.
...
20 03 2025 17:44:14
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы.
...
19 03 2025 7:59:19
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями.
...
18 03 2025 13:58:25
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету.
...
17 03 2025 23:31:52
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории.
...
16 03 2025 21:21:50
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне.
Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв".
...
15 03 2025 12:35:49
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки.
...
14 03 2025 11:21:17
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа".
Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения.
...
13 03 2025 21:29:32
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев.
...
12 03 2025 0:54:25
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий:
шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся.
...
11 03 2025 6:25:32
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах.
...
10 03 2025 15:12:25
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
09 03 2025 23:28:51
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
08 03 2025 4:21:25
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся.
...
07 03 2025 19:37:27
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея.
...
06 03 2025 20:24:45
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века.
Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
05 03 2025 19:45:55
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество.
...
04 03 2025 3:12:21
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля;
разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении;
объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения.
...
03 03 2025 1:47:36
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий.
...
02 03 2025 14:52:52
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края.
...
01 03 2025 5:58:59
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий.
Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету.
Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003).
...
28 02 2025 21:43:59
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
27 02 2025 11:35:58
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса.
...
26 02 2025 9:47:53
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
25 02 2025 1:11:35
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества.
...
24 02 2025 15:31:24
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа.
...
23 02 2025 13:43:37
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем.
Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
22 02 2025 21:30:36
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края.
Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности.
...
21 02 2025 13:51:34
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы.
...
20 02 2025 13:45:11
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв.
...
19 02 2025 5:19:41
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями.
...
18 02 2025 3:36:12
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность.
Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан.
Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы.
...
17 02 2025 14:51:39
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться.
Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель.
Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству.
...
16 02 2025 0:24:16
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др.
На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25.
...
15 02 2025 20:21:25
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
14 02 2025 23:42:21
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины.
...
13 02 2025 1:44:45
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
12 02 2025 2:34:45
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
11 02 2025 2:59:55
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству.
...
10 02 2025 3:27:19
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне.
Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения.
...
09 02 2025 3:34:56
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов.
В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения.
Именно это является моей методической проблемой.
Что значит – формировать общечеловеческие ценности?
А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины.
Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его.
На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора,
честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий.
...
08 02 2025 16:32:45
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника.
...
07 02 2025 17:19:43
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам.
...
06 02 2025 8:40:40
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности.
...
05 02 2025 21:59:47
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой.
...
04 02 2025 12:53:22
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::