Урок по теме "Московская Русь" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок по теме "Московская Русь"


    Урок по теме "Московская Русь"

Цели:

  • повторение пройденного материала по теме « Московская Русь»; выявление уровня знания материала и степени усвоения его учениками;
  • совершенствование общеучебных умений и навыков: работа с учебной книгой, с дополнительными историческими источниками, отбор материала, его систематизация;
  • формирование представлений особенностей развития страны в данный период.

Методическая цель: формирование информационной культуры.

Форма проведения: урок- пpaктикум.

Программа работы:

  • Целеполагание. Рефлексия. Актуализация опopных знаний по данной теме (обсуждение вопросов).
  • Постановка проблемы: выявить, действительно ли Россия находилась на пути формирования централизованного государства?
  • Работа в группах: инструктаж, пpaктическая работа. Учебная задача: проанализировать документы, установить соответствие событий, указать верные утверждения, восстановить последовательность событий, определить последствия.
  • Обобщение результатов работы групп.
  • Тест на закрепление ЗУН.
  • Рефлексия. Подведение итогов.
  • Рефлексия. Закончите мысль: « История – это…».
  • Актуализация опopных знаний (обсуждение вопросов).
  • Работа в группах. Постановка проблемы.
  • Учебная задача: проанализировать документы, установить соответствие событий, определить последствия. ( задания в группах прилагаются)
  • Обобщение результатов работы групп. Учебная задача: на основе анализа исторических документов формирование собственной точки зрения о развитии страны в данный период.
  • Выполнение теста на закрепление ЗУН.
  • Рефлексия. Закончите мысль: « Монголо-татарское нашествие привело…», «Объединение русских земель явилось…», « Венчание на царство имело…», «Главным итогом внешней политики явилось…», «Опричнина – это…».
  • Подведение итогов.

Вопросы и задания для итогового обобщения по теме «Московская Русь»

  1. Русь подвергалась вторжениям захватчиков, как с Востока, так и с Запада. Какое из направлений наступления завоевателей было более опасно? Почему?
  2. Перечислите причины успешных завоевательных походов монголо-татар. Назовите не менее пяти причин.
  3. Чем, на ваш взгляд, можно объяснить трагический для Руси исход битвы на Калке? Предвестницей каких будущих трагедий было это поражение?
  4. Как осуществлялась власть Золотой Орды над Русью?
  5. К каким результатам привело монголо-татарское нашествие на Русь и иноземное владычество, установившееся над русскими землями?
  6. Какие предпосылки объединения русских земель проявляются в данных условиях и какова роль Москвы в этом процессе? Насколько были закономерны сам этот процесс и лидирующая в нём роль Москвы?
  7. Почему Русь смогла одолеть противника в Куликовской битве? Каково её значение ?
  8. Какая из исторических фигур Руси XIII-XV в.в. в наибольшей степени передаёт дух эпохи? Свой выбор обоснуйте.
  9. В чём проявилось усиление центральной власти во времена Ивана IV? Какое значение имело венчание на царство?
  10. Почему реформы начинаются с военных преобразований? Это случайность или закономерность? Свой ответ аргументируйте.
  11. Каковы общие итоги внешней политики Ивана Грозного?
  12. Что такое опричнина? Можно ли её назвать реформой? Каково ваше отношение к данному явлению.

Задания для работы в группах

1-я группа

1. Анализ документа.

«Стояние на Угре». Гибель хана Ахмата.

В том же году [1480] пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идет со всею Ордою... [на Русскую землю]...Князь же великий [Иван III Васильевич] послал своего сына [князя Ивана] и брата [князя Андрея] и воевод со всеми войсками на Угру. И придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы... Царь Ахмат со своими татарами пошел по Литовской земле, мимо Мценска и Любутска и Одоева и, придя, остановился у Воротынска... Ахмат пришел к Угре со всем войском, желая перейти реку. И пришли татары, и начали стрелять в наших, а наши в них... И отбили татар от берега, и много дней они подступали и не могли перейти реку, и стояли, ожидая, когда замерзнет река...

Когда же река замерзла, князь великий велел сыну своему, великому князю Ивану, и брату своему, князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами прийти к нему к Кременцу, боясь татарского нашествия, чтобы, соединившись вместе, бороться с врагом. В граде же Москве все были в страхе. Когда наши отступили от берега, тогда татары, одержимые страхом, побежали, думая, что русские пускают их на другой берег, желая с ними биться... Князь же великий с сыном и с братьями, и со всеми воеводами пошел к Боровску, говоря, что там учинит с ними бой.

Царь [Ахмат] убежал в Орду, и пришел на него ногайский царь Ивак и Орду взял и его убил...

  1. На основании документа и текста параграфа оцените справедливость традиционного названия событий на Угре — «стояние».
  2. Дайте свою оценку данному событию.

2. Установите соответствие:

а) Он создал одну из самых мощных армий, которая в короткие сроки покорила народы Северного Китая, Средней Азии, Ирана, Кавказа

б) Внук князя Всеволода Большое Гнездо, он по приглашению новгородцев стал их князем. От имени шведского короля он получил такой вы зов: «Если можешь протився мне, королю, то – вот я уже здесь и пленю землю твою».

в) «Слушайте, смотрящие мне в глаза мои багатуры! Великий дед мой, Священный Потрясатель вселенной, приказал мне завоевать все земли на Западе до последнего предела, и я клянусь, что с вами, непревзойденные в храбрости багатуры, я сделаю это и проведу кровавую огненную тропу до конца вселенной!»

г) Великий князь, опытный полководец и смелый воин, после падения Рязани отправился на север собирать войско. Около речки Сити он встал станом, поджидая полки своего брата Ярослава. Но монголы неожиданно атаковали русское войско. Произошла битва, в которой пал великий князь и его воины

1) Александр Невский,

2) князь Юрий Всеволодович,

3) Чингисхан,

4) Батый

3. Восстановите последовательность событий:

а) ликвидация самостоятельности Пскова

б) конец ордынского владычества на Руси

в) установление Юрьева дня

г) разгром московским войском новгородского ополчения на реке Шелони

д) начало правления Ивана III

2-я группа

1. Анализ документа.

Летописная повесть о побоище на Дону.

...Великий же князь пришел к реке. Дону за два дня до Рождества Святой Богородицы... Пришли они к Дону, стали тут и много раздумывали. Одни говорили: «Пойди, князь, за Дон», а другие сказали: «Не ходи, так как умножились враги наши, не только татары, но и Литва, и рязанцы»... (Дмитрий) сказал брату своему и всем князьям и воеводам великим: «Подошло, братья, время битвы нашей...» И велел мосты мостить и о бродах разузнавать в ту ночь. На следующий день, в субботу рано, 8 сентября, в самый праздник, во время восхода солнца была тьма великая по всей земле, мгла, не было света от утра до третьего часа... Князь же великий приготовил свои полки великие, и все его князья русские свои полки подготовили, и великие его воеводы оделись в одежды праздничные, и случайности cмepтельные уничтожились... Когда князь перешел за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы Господь Бог один вел его...

И было это в шестой час дня, начали появляться поганые... И тут приготовились татарские полки против христиан, и встретились полки; и, великие силы увидав, пошли, и гудела земля, горы и холмы тряслись от множества воинов бесчисленных,.. Когда бились они с шестого часа до девятого, пролилась, как дождевая туча, кровь обоих — русских сыновей и поганых... А Мамай, в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал: «Велик Бог христианский и велика сила его...» И сам обратившись в бегство, быстро побежал обратно к орде... И гнали их до речки Мечи...

  1. В чем был смысл раздумья — переправляться ли русскому войску за Дон?
  2. Можно ли по приведенному летописному отрывку сделать вывод о том, как в русском войске среагировали на солнечное затмение, случившееся в день битвы?
  3. Что нового вы узнали о битве из документа?
  4. Выскажите свое мнение о денном событии.

2. Укажите верные утверждения:

а) на реке Сити русское войско неожиданно атаковало монголов и разбило их;

б) Батый во втором походе направил главный удар на южно-русские земли;

в) после завоевания Руси хан Батый покоряет страны Центральной Европы;

г) в конце ХП в. римский папа объявляет крестовый поход против жителей прибалтийских земель;

д) битва на Чудском озере вошла в историю под названием Ледовое побоище;

е) ордынские ханы изменили сложившийся на Руси порядок управления государством;

ж) после восстания 1262 т. во многих городах Руси право сбора дани было передано русским князьям;

з) от ордынской дани русское духовенство не было освобождено;

и) русские и литовские земли объединились в единое государство для того, чтобы противостоять врагам с запада и востока;

к) русский язык был государственным языком Великого княжества Литовского.

3.Установите соответствие:

1237 г. а) падение под ударами монголов Владимира

1238 г. б) возвращение монгольского войска Нижнюю Волгу

1240 г. в) битва на Чудском озере.

1242 г. г) начало похода Батыя на Русь

Тест на закрепление ЗУН

1. В летописных сводах, повестях и сказаниях XVI в. разpaбатываются идеи:

  1. величия власти великих князей;
  2. величия царской власти;
  3. мировой роли России;
  4. верно все указанное;
  5. верно 2 и 3.

2. Установите соответствие:

  1. 1237 г. а) падение под ударами монголов Владимира;
  2. 1238 г. б) возвращение монгольского войска на Нижнюю Волгу;
  3. 1240 г. в) битва на Чудском озере;
  4. 1242 г. г) начало похода Батыя на Русь.

3. В XVI в. версия о передаче шапки Мономаха, порфиры и скипетра византийским императором Львом великому князю киевскому Владимиру Мономаху впервые была сформулирована в:

  1. «Повести о белом клобуке»;
  2. «Повести о начале Москвы»;
  3. «Повести о Вавилонском царстве»;
  4. «Хронографе»;
  5. в одном писем Ивана Грозного Андрею Курбскому.

4.Родословную московских правителей от римского императора Августа выводит произведение XVI в.:

  1. «Повесть о начале Москвы»;
  2. «Сказание о князьях Владимирских»;
  3. «Хронограф»;
  4. «Повесть о белом клобуке»;
  5. «Великие Четьи-Минеи».

5. «Мы от Августа кесаря родством ведемся», — без тени сомнения утверждал в письме шведскому королю:

  1. Иван Калита;
  2. Иван III;
  3. Иван IV;
  4. Борис Годунов;
  5. Петр I.

6. Идеи о Москве как о «третьем Риме», сформулированные игуменом Филофеем в посланиях Василию III, были востребованы в правление:

  1. Василия III;
  2. Бориса Годунова;
  3. Елены Глинской;
  4. Ивана IV;
  5. первых Романовых.

7. Автор концепции «Москва — третий Рим» Филофей был игуменом в монастыре:

  1. Толгском;
  2. Киево-Печерском;
  3. Соловецком;
  4. Кирилло-Белозерском;
  5. Елеазарово

8.Укажите верные утверждения:

  1. на реке Сити русское войско неожиданно атаковало монголов и разбило их;
  2. Батый во втором походе направил главный удар на южно - русские земли;
  3. после завоевания Руси хан Батый покоряет страны Европы;
  4. в конце 12 века римский папа объявляет крестовый поход на восток;
  5. битва на чудском озере вошла в историю под названием Ледовое побоище;
  6. ордынские ханы изменили сложившийся на Руси порядок управления государством;
  7. после восстания1262 г. во многих городах Руси право сбора дани было передано русским князьям;
  8. от ордынской дани русское духовенство не было освобождено;
  9. русские и литовские земли объединились для того, чтобы противостоять врагам с запада и востока;
  10. русский язык был государственным языком Великого княжества Литовского.

9. Восстановите последовательность событий:

  1. ликвидация самостоятельности Пскова;
  2. конец ордынского владычества на Руси;
  3. установление Юрьева дня;
  4. разгром московским войском новгородского ополчения на реке Шелони;
  5. начало правления Ивана III.

10. Установите правильное соответствие:

  1. казаки
  2. окольничий
  3. помещик
  4. черносошные крестьяне
  5. дьякон
  • а) лично свободные крестьяне;
  • б) низший чин в русской православной церкви;
  • в) второй по значимости члeн Боярской думы;
  • г) бывшие жители посадов и беглые крестьяне;
  • д) владелец поместья.


Статья "Сценарий литературно-музыкальной композиции "К 200-летию войны 1812 года"


    Статья "Сценарий литературно-музыкальной композиции "К 200-летию войны 1812 года"

      Представлен сценарий литературно-музыкальной композиции. Цель урока – осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для российской и мировой истории....

29 09 2022 17:26:49

Использование деятельностного подхода в обучении истории в 5-м классе. Тема урока: "Касты в Древней Индии"


    Использование деятельностного подхода в обучении истории в 5-м классе. Тема урока: "Касты в Древней Индии"

      Цели урока: знать хаpaктеристику кастового строя в Индии, работать над развитием устной речи; формирование интереса к истории....

28 09 2022 8:18:23

Александр Невский — символ нации


    Александр Невский — символ нации

      Данное мероприятие направлено на формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к своей Родине. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе....

27 09 2022 20:48:34

Интеpaктивная игра-викторина по истории Москвы


    Интеpaктивная игра-викторина по истории Москвы

      Интеpaктивная игра-викторина проводится 1 сентября в День Знаний или на предметной неделе истории. Учащиеся разбиваются на комaнды. Каждый правильный ответ дает возможность получить карточку с одной буквой из загаданного слова - одной из улиц Москвы, состоящей из стольких букв, сколько комaнд принимает участие в игре. В конце игры побеждает комaнда, которая пройдет все этапы, ответит на вопросы и отгадает слово. Количество этапов должно совпадать с количеством участвующих классов....

26 09 2022 15:12:13

"Самодержавие Ивана Грозного", история отечества. 7-й класс


    "Самодержавие Ивана Грозного", история отечества. 7-й класс

      В уроке разобраны сущность и предпосылки появления опричнины, цели, которые преследовал Иван IV при её введении. Представление опричнины как одного из способов усиления центральной власти. ...

25 09 2022 11:24:53

"Народные волнения в 1660–1670-е годы". 7-й класс


    "Народные волнения в 1660–1670-е годы". 7-й класс

      Цель урока: сформирование представления о народных движениях XVII века, развитие мыслительных навыков и познавательных умений, воспитание интереса к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому....

24 09 2022 8:16:33

Разработка урока по обществознанию с использованием технологии критического мышления


    Разработка урока по обществознанию с использованием технологии критического мышления

      Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....

23 09 2022 10:34:39

Интегрированный урок (информатика + история) по теме "Россия в XVIII в." 7-й класс


    Интегрированный урок (информатика + история) по теме "Россия в XVIII в." 7-й класс

      Данная работа – взаимодействие двух предметов: истории и информатики. Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить исторический материал средствами ИКТ. Эта работа – один из способов возбудить интерес к русской истории, сделать ее доступнее и понятнее. ...

22 09 2022 13:36:35

Япония на пути модернизации


    Япония на пути модернизации

      Особенности становления империализма в стране с традиционной восточной цивилизацией. Умение заимствовать у других стран всё имеющее ценность для своей страны, при сохранении национальной культуры. Япония - единственная из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX века достиг уровня ведущих европейских держав. ...

21 09 2022 23:24:55

Отечественная история XX–начало XXI века. Контрольно-измерительный материал по пройденным темам по аналогии с КИМами ЕГЭ


    Отечественная история XX–начало XXI века. Контрольно-измерительный материал по пройденным темам по аналогии с КИМами ЕГЭ

      Итоговая работа состоит из двух частей. Первая часть включает 40 заданий с выбором ответа. Вторая часть состоит из 10 заданий (В1–В10), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр). К каждой части приводится инструкция по проверке работ учащихся. ...

20 09 2022 21:49:20

Разработка урока обощения в 5-м классе в курсе истории Древнего мира "Древний Египет"


    Разработка урока обощения в 5-м классе в курсе истории Древнего мира "Древний Египет"

      Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....

19 09 2022 2:49:57

Урок по теме: "Борьба русских земель с агрессией немецких и шведских феодалов"


    Урок по теме: "Борьба русских земель с агрессией немецких и шведских феодалов"

      Урок знакомит учащихся с личностью Александра Невского, ходом Невской битвы и Ледового побоища. В завершающей части урока учащиеся делают выводы о значении побед великого полководца для русского народа. ...

18 09 2022 8:34:38

Повторительно-обобщающий урок по истории средних веков в 6-м классе "Арабо-мусульманский мир"


    Повторительно-обобщающий урок по истории средних веков в 6-м классе "Арабо-мусульманский мир"

      Цель урока: закрепление и обобщение знаний об истории и культуре арабов. Учитель стремится привить уважение и интерес к арабо-мусульманской цивилизации, закрепить умения и навыки работы с дополнительной литературой и картой. Учитель воспитывает чувство сопричастности к истокам современной мировой цивилизации, и желание объяснить современные события на Востоке старинными цивилизационными особенностями....

17 09 2022 9:35:56

Применение опopных конспектов на уроках экономики


    Применение опopных конспектов на уроках экономики

      На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....

16 09 2022 13:31:11

Урок-путешествие "Господин Великий Новгород"


    Урок-путешествие "Господин Великий Новгород"

      Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....

15 09 2022 6:29:42

Программа факультатива "Реформы и реформаторы"


    Программа факультатива "Реформы и реформаторы"

      Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в наше время – время возрождения России. Цель факультативного курса - расширение знаний учащихся о роли личности в истории России, в частности роли реформаторов. Программа предназначена для учащихся старших классов. Курс рассчитан на 34 часа и предполагает как лекционные, так и пpaктические занятия....

14 09 2022 0:16:13

Урок "XXI век: капитализм или социализм?"


    Урок "XXI век: капитализм или социализм?"

      Урок для тех, кто интересуется политикой и экономикой, перспективами развития общества, о проблеме сосуществования элементов социализма и капитализма в современном обществе. Обосновывается объективная необходимость такого сосуществования, ищется оптимальное соотношение между "социалистическим" и "капиталистическим". Рассматриваются преимущества и недостатки капитализма и социализма....

13 09 2022 12:21:47

Концепция социокультурной динамики Питирима Сорокина


    Концепция социокультурной динамики Питирима Сорокина

      Труды П.А. Сорокина – более полусотни книг, а кроме этого – бесчисленные статьи, заметки, эссе и другие работы. Значение деятельности мыслителя таково, что "никто не станет отрицать того громадного воздействия, которое оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами"....

12 09 2022 12:46:39

Методическая разработка урока "Сельскохозяйственная политика Н.С. Хрущева"


    Методическая разработка урока "Сельскохозяйственная политика Н.С. Хрущева"

      Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...

11 09 2022 12:59:37

Урок истории, интегрированный с литературой, на тему "Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии 1813 – 1814 гг."


    Урок истории, интегрированный с литературой, на тему "Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии 1813 – 1814 гг."

      Раскрывая проблему предлагаемого урока, следует помнить, что данный урок как по форме, так и по отбору содержания материала имеет свою вариативность. Не следует перегружать урок датами, терминами и т.п., главное - поднять мopaльный дух учеников, развить чувство гордости за свою Родину, пробудить патриотизм....

10 09 2022 2:35:43

Повторительно-обобщающий урок по теме "Буддизм"


    Повторительно-обобщающий урок по теме "Буддизм"

      Данная работа проведена в форме игры. Основные цели работы: проверить знания фактического материала, знание дат, понятий, имен; развивать навыки работы с картой, компьютером, делать самостоятельные выводы; воспитание толерантности, коллективизма, чувства сопереживания, активизировать интерес к мировой культуре и религии как ее составной части. ...

09 09 2022 12:42:36

Внеклассная работа по истории и социально-гуманитарным дисциплинам


    Внеклассная работа по истории и социально-гуманитарным дисциплинам

      Статья представляет собой учительский опыт внеклассной работы по общественным дисциплинам....

08 09 2022 1:53:15

Деловая игра "Мы — участники школьного референдума"


    Деловая игра "Мы — участники школьного референдума"

      Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....

07 09 2022 0:46:16

Правовое воспитание учащихся


    Правовое воспитание учащихся

      Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка». Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....

06 09 2022 8:31:37

Полиперспективность в пpaктике преподавания региональной истории


    Полиперспективность в пpaктике преподавания региональной истории

      На примере изучения темы "Гражданская война на Кубани и Черноморье" показан принцип полиперспективности в преподавании региональной истории. Формирует собственное представление об этом сложном периоде отечественной истории. Особое внимание уделяется преодолению стереотипа оценки Гражданской войны только с точки зрения победителей....

05 09 2022 5:14:51

Урок граждановедения в 5-м классе: "Что такое общество?"


    Урок граждановедения в 5-м классе: "Что такое общество?"

      Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его члeнов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....

04 09 2022 13:17:31

Разработка урока по истории в 7-м классе по теме: "Дворцовые перевороты"


    Разработка урока по истории в 7-м классе по теме: "Дворцовые перевороты"

      На уроке учащиеся рассматривают эпоху после cмepти Петра I. Проводят анализ царствования каждого правителя и делают выводы....

03 09 2022 23:59:14

Тесты по истории Ямало-Ненецкого автономного округа


    Тесты по истории Ямало-Ненецкого автономного округа

      Тесты по истории ЯНАО составлены с целью осуществления контроля знаний учащихся по курсу истории ЯНАО. Они составлены по материалам: "Исторический атлас ЯНАО" (Голикова И.А., Квашин Ю.Н., Сазонов А.В., 1999,издательство ДИК), и "Методические рекомендации по работе с "Историческим атласом ЯНАО" (А.Ф. Макеев, Л.И. Реховская, Салехард, 2001). Рассчитаны для использования как на уроках по истории России (где изучение НРК выделено в процентном соотношении), так и по курсу "История Ямала" для 7-11-х классов....

02 09 2022 17:47:10

Военно-патриотическое воспитание: "Во славу Отечества"


    Военно-патриотическое воспитание: "Во славу Отечества"

      Внеклассное мероприятие по военно-патриотическому воспитанию рекомендовано для учащихся 9–11-х классов и проводится накануне Дня защитника Отечества. На мероприятии воссоздаются картины героического прошлого нашей Родины, грозных битв во имя защиты Отечества....

01 09 2022 18:54:53

Открытый урок истории на тему "Россия накануне преобразований"


    Открытый урок истории на тему "Россия накануне преобразований"

      Cтатья знакомит с началом новой эпохи, масштабными преобразованиями, затронувшими пpaктически все сферы социальной жизни, преобразованиями, последствия которых продолжают в той или иной мере ощущаться и сегодня, почти три столетия спустя....

31 08 2022 2:57:35

Семинарское занятие в 10-м классе "Крещение Руси как русский и европейский феномен"


    Семинарское занятие в 10-м классе "Крещение Руси как русский и европейский феномен"

      Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....

30 08 2022 20:51:33

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения


    Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения

      Урок обществознания для учащихся 11-го класса ориентирован на расширенное изучение пенсионного законодательства в общеобразовательных учреждениях в рамках элективного курса «Пенсионный всеобуч» и соответствующих тем учебных предметов «Обществознание» и «Право» в 9−11-х классах....

29 08 2022 0:47:47

Урок обществознания по теме: "Формы правления: республика". 9-й класс


    Урок обществознания по теме: "Формы правления: республика". 9-й класс

      Данный урок направлен на формирование у учащихся представления о республиканской форме правления, о многообразии республик в мире. Вместе с тем, урок позволяет расширить представления учащихся о некоторых странах, о таком международном объединении, как "Большая восьмёрка". Использование презентации позволяет учащимся не только лучше воспринимать новый материал, но и увидеть много нового, например, гербы, флаги стран, их лидеров. Урок тесно связан с курсом истории....

28 08 2022 20:11:50

Урок истории "От хрущевской оттепели до брежневского застоя"


    Урок истории "От хрущевской оттепели до брежневского застоя"

      Данный урок занимает особое место в понимании последующей трагедии 90-х, в крушении незыблемой системы Советского Союза. Так как период изучения довольно большой – два десятилетия и объемный, включающий экономическую, политическую и социально-духовную сферы жизни общества, то урок проводится в форме дискуссионной конференции с помощью метода исследования документального материала....

27 08 2022 15:48:23

Игра-викторина по теме "Растим патриотов России"


    Игра-викторина по теме "Растим патриотов России"

      Представленная разработка игры-викторины может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых воспитанию гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны....

26 08 2022 1:18:19

Конспект урока по истории в 6-м классе общеобразовательной школы по теме: "Роль Жанны д'Арк в Столетней войне между Англией и Францией"


    Конспект урока по истории в 6-м классе общеобразовательной школы по теме: "Роль Жанны д'Арк в Столетней войне между Англией и Францией"

      Историю творят и создают люди - знаменитые и не очень, некоторые из них остаются в истории, и мы их помним, других мы не знаем. Среди этих знаменитых людей есть имя дeвyшки - Жанна д'Арк. Современники относились к ней по-разному. Одни считали ее исчадием ада, другие - святой, третьи - героем эпохи. Прошли столетия. Посмотрим на события Столетней войны через суд истории - суд потомков над Жанной д'Арк. ...

25 08 2022 7:20:53

Пути реализации творческих способностей учащихся через уроки истории


    Пути реализации творческих способностей учащихся через уроки истории

      Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Активизировать работу с одарёнными детьми позволяет использование инновационных технологий, позволяющих достичь высоких результатов при изучении истории для детей с разными способностями....

24 08 2022 2:49:39

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках краеведения


    Гражданско-патриотическое воспитание на уроках краеведения

      На каждом уроке необходимо обращать внимание на формирование гражданской позиции учащихся. Необходимо ярко показывать достижения наших прадедов. Для этого стараюсь, чтобы ни один урок не проходил без изучения достойных личностей. Вот и получается, что история – это и есть учитель. Учитель, помогающий понимать действительность, искать достойные примеры и в прошлом, и в настоящем. Учитель, помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины....

23 08 2022 19:51:45

Конспект элективного курса "История России, СССР в лицах". Тема: "Реформы и реформаторы начала ХХ века" (сравнительная хаpaктеристика С.Ю. Витте и П.А. Столыпина)


    Конспект элективного курса "История России, СССР в лицах". Тема: "Реформы и реформаторы начала ХХ века" (сравнительная хаpaктеристика С.Ю. Витте и П.А. Столыпина)

      Данные занятия являются частью элективного курса «История России, СССР в лицах» для учащихся 9-х классов. Цель: сравнить судьбы реформаторов начала XX века, их деятельность, выявить общее и различное; продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, историческими источниками, умений сравнивать, сопоставлять, выделять общее и различное, делать выводы, отстаивать свою точку зрения. Форма проведения: урок-презентация или пpaктическая работа....

22 08 2022 0:18:13

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории


    Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории

      Данный материал может быть использован как на уроке, так и на внеклассном мероприятии. Он способствует формированию познавательной деятельности, приобретению навыков самостоятельной работы. В занятии используется краеведческий материал, который помогает воспитать у школьников чувство гражданственности, уважения и любви к малой Родине, Отечеству....

21 08 2022 23:37:40

Урок обществознания в 9-м классе по теме "Правовые основы бpaка и семьи"


    Урок обществознания в 9-м классе по теме "Правовые основы бpaка и семьи"

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан России. Проблема отношений между юношами и дeвyшками, любви, создания семьи всё чаще возникает перед молодыми людьми, достигших 15–17 лет. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность (презентация) позволят учащимся ближе познакомиться с российским законодательством, с правами и обязанностями супругов....

20 08 2022 12:45:23

Многонациональная викторина


    Многонациональная викторина

      «Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....

19 08 2022 13:56:36

Интеллектуальный марафон "Исторический калейдоскоп"


    Интеллектуальный марафон "Исторический калейдоскоп"

      В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....

18 08 2022 9:18:32

Урок по истории России в 6-м классе по теме "Соседи восточных славян"


    Урок по истории России в 6-м классе по теме "Соседи восточных славян"

      Рабочий урок, на котором проверяется материал, изученный на предыдущем уроке, а также изучается новый материал. Предлагаются разнообразные формы повторения и изучения материала: блиц-опрос, загадки с картинками, письменная работа по терминам, работа по нарисованной карте-схеме. Урок насыщенный по форме деятельности, большую часть материала ученики изучают самостоятельно, а учитель выступает в роли инструктора....

17 08 2022 9:27:56

Внеклассное занятие по правоведению по теме "Конституционное право"


    Внеклассное занятие по правоведению по теме "Конституционное право"

      На занятии решается сразу несколько воспитательных и развивающих задач, таких как правовое воспитание, воспитание гражданских качеств личности, развитие устной речи, развитие ораторских способностей. Игровая форма деятельности способствует повышению интереса обучающихся к правовой культуре России....

16 08 2022 21:37:56

Семейное право


    Семейное право

      На уроке ставится вопрос о роли нравственности в бpaке. Учащихся знакомятся с Семейным кодексом и основами семейного права, рассмотрены некоторые проблемы, возникающие на ранних этапах существования семьи, дано общее представление о правах и обязанностях супругов, родителей и детей....

15 08 2022 3:36:24

Урок "История западной России. 8-й класс (Региональный компонент). Первый раздел Речи Посполитой. Появление на карте Европы Восточной Пруссии"


    Урок "История западной России. 8-й класс (Региональный компонент). Первый раздел Речи Посполитой. Появление на карте Европы Восточной Пруссии"

      На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....

14 08 2022 17:24:51

Урок истории в 5-м классе "Древнеегипетское общество"


    Урок истории в 5-м классе "Древнеегипетское общество"

      На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...

13 08 2022 16:52:23

Развивающее обучение на уроках истории. "Древнегреческий театр"


    Развивающее обучение на уроках истории. "Древнегреческий театр"

      Цель современного образования — помочь детям научиться учиться. Ученик должен уметь работать с информацией, добывать знания, должна быть сформирована информационная культура, культура самоорганизации. Развивающее обучение соответствует этой цели. Урок поможет познакомить учащихся с древнегреческим театром, его возникновением и развитием; развивать умение сравнивать явления прошлого и настоящего, анализировать их, выявлять устойчивые причинно-следственные связи. ...

12 08 2022 3:33:37

Дальнейшая идеологизация общественной жизни страны в середине 1960 – середине 1980 гг.


    Дальнейшая идеологизация общественной жизни страны в середине 1960 – середине 1980 гг.

      Урок рассчитан на учащихся 9-го класса. Цель урока – сформировать представления о динамике взаимоотношений власти, творческой интеллигенции и общества, показать противоречия в развитии художественной культуры, познакомить учащихся с основными аспектами Конституции 1977 г., дать представление о диссидентском и правозащитном движении. ...

11 08 2022 1:10:13

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::