Информационные технологии на уроках истории
Цели урока:
- Познакомить учащихся с событиями послевоенной истории, подвести учащихся к усвоению понятия “холодная война”, раскрыть его смысловое значение, выделить основные причины и признаки “холодной войны”.
- Развивать умение анализировать и критически оценивать информацию, обосновывать и отстаивать свою точку зрения.
- Формировать активную гражданскую позицию учащихся.
- Воспитывать толерантное отношение к людям.
Оборудование:
- Карта “Территориальные изменения в Европе после Второй мировой войны”,
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- экран,
- презентация POWER POINT по заданной теме,
- компакт – диск “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия” (последний выпуск).
Опережающее задание:
Один из учеников составляет краткую историческую справку об Уинстоне Черчилле.
Двое учеников готовят материалы о президенте США Гарри Трумэне и о госсекретаре США Джордже Маршалле.
План изучения темы:
- Итоги Второй мировой войны.
- Создание системы коллективной безопасности.
- Начало “холодной войны”.
- Политика “сдерживания” США.
- Гонка вооружений.
- Создание военно-политических блоков.
- Последствия “холодной войны”.
- Циклы послевоенной мировой политики.
Вступительное слово учителя.
Тема нашего урока. (Приложение 1).
Сегодня на уроке мы познакомимся с событиями послевоенной истории, выделим основные причины и признаки “холодной войны”, а также её последствия для последующей мировой политики. (Приложение 2).
В 1945 году закончилась Вторая мировая война.
-Каковы были итоги этой войны?
Из ответов учащихся выясняется, что война имела ужасающие последствия для населения всего мира: огромные людские потери, падение жизненного уровня, разруха, голод, нищета, колоссальные материальные потери. Вместе с тем война закончилась победой над фашизмом, утверждением демократических политических систем, начался распад колониальных империй, появились новые независимые государства.
Учитель: Наиболее важные договоренности мирного послевоенного урегулирования были достигнуты на Крымской (февраль, 1945 год) и Берлинской (Потсдамской, июль – август, 1945 год) конференциях руководителей СССР, США и Великобритании.
-Какие основные решения по мирному урегулированию были приняты на международных конференциях трех держав?
Выслушиваются ответы учащихся.
Учитель: На этих конференциях решалась не только судьба Германии и её бывших союзников. Участники конференции начали работу по созданию системы коллективной безопасности. Конференция в г.Сан-Франциско, которая состоялась
25 апреля - 6 июня 1945 года, завершила работу по созданию Организации Объединенных Наций (ООН). (Приложение 3).
-С какой целью была создана Организация Объединенных Наций?
-Какой главный принцип отличал её от довоенной Лиги Наций?
Ответив на вопросы учителя, ученики выполняют задание. (Приложение 4).
Учитель: Не успела закончиться Вторая мировая война, как началась другая, так называемая “холодная война”. Так один американский журналист назвал тогда конфликты между СССР и США. Пресса подхватила это словосочетание, и оно стало обозначением всего послевоенного периода мировой политики до конца 80-х годов 20 века.
Исходной точкой начала “холодной войны” считается речь бывшего премьер – министра Великобритании Уинстона Черчилля.
Ученик, получивший индивидуальное домашнее задание, дает краткую историческую справку об этом политическом деятеле.
Учитель: Итак, У.Черчилль произнес речь 5 марта 1946 года в Фултоне в присутствии американского президента Г.Трумэна, которая положила начало “холодной войне”. (Приложение 5).
Учитель демонстрирует видеоролик о выступлении У.Черчилля в Фултоне. (Приложение 5а).
Демонстрируется на экране с помощью мультимедийного проектора цитата из речи У.Черчилля. (Приложение 6).
-Высказывания У.Черчилля в Фултоне были причиной или поводом “холодной войны”?
-Как У.Черчилль объяснял причины начала “холодной войны”?
Учитель обобщает ответы учащихся.
Учитель: В своей речи Черчилль заявил, что “железный занавес” отделил Восточную Европу от европейской цивилизации и англосаксонскому миру следует объединиться перед лицом коммунистической угрозы.
-В чем проявилась противоположность интересов США и СССР после войны?
Какие вопросы вызвали наибольшие разногласия между ведущими державами?
Учащиеся в своих ответах говорят о разногласиях по вопросам польских границ, об опасениях США по расширению сферы влияния СССР в странах Восточной Европы.
В ходе обсуждения выясняется, что причинами “холодной войны” стали идеологические, политические и территориальные разногласия между ведущими державами.
Учитель: Опасаясь коммунистической экспансии, США меняет направленность внешней политики, появляются доктрины “сдерживания” и “отбрасывания” коммунизма. (Приложение 7).
Ярким проявлением этой политики является доктрина Трумэна. (Приложение 8).
Ученик, получивший индивидуальное домашнее задание, рассказывает о президенте США Гарри Трумэне.
Назначение Джорджа Маршалла госсекретарем означало переход от рузвельтовского “мягкого курса” к решительной борьбе с коммунизмом. (Приложение 9).
Учащийся, подготовивший сообщение о Маршалле, выступает перед учениками.
Учитель: В СССР тоже развернулась пропагандистская кампания против “англо-американских поджигателей войны”. Такая непримиримая позиция ведущих держав привела к усилению гонки вооружений. (Приложение 10). Представленная таблица может заполняться вместе с учащимися.
Учитель: Начавшаяся гонка вооружений, с одной стороны, позволяла сохранять равновесие сил в мире, с другой стороны, давала возможность США и СССР участвовать в локальных вооруженных конфликтах, влиять на политику этих стран.
-Приведите конкретные примеры влияния США и СССР на политику других стран.
(Раздел Германии на ФРГ и ГДР в 1949 году, война в Корее в 1950-1953 гг., образование КНР в 1949 году).
После ответов учащихся демонстрируется (Приложение 11).
Учитель: С образованием КНР в 1949 году фактически завершилось формирование мирового социалистического лагеря.
-Какие ещё страны вошли в состав социалистической системы?
-Найдите по тексту учебника и покажите на карте, где стала проходить граница между двумя социально-экономическими системами?
Учитель: С разделением мира на две системы также происходит оформление военно- политических блоков: 1949 год- создание Организации Североатлантического Договора (НАТО).
В 1955 году создана Организация Варшавского Договора (ОВД) под руководством СССР. Кроме того, для оказания военно-материальной помощи социалистическим странам был создан СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи) в 1949 году.
Предлагается ученикам выполнить задание. (Приложение 12).
Учитель: Итак, страны оказались разделенными не только территориально, но и идейно, и политически, и экономически, и в военном отношении. Такой мир стал называться двух полюсным или биполярным.
-Что же такое “холодная война”? (Приложение 13).
-Перечислите хаpaктерные признаки “холодной войны”.
-Каковы были последствия “холодной войны”? (Приложение 14).
-Как вы считаете, почему именно в 1991 году закончилась “холодная война”?
Учитель: Развитие международных отношений в годы “холодной войны” определялось отношениями между сверхдержавами. Их соперничество носило военно- политический хаpaктер. Это предопределяло цикличность послевоенной мировой политики. “Холодная война” была чередой обострений и смягчений международной жизни. (Приложение 15).
Домашнее задание. (Приложение 16).
Используя дополнительную литературу, заполните таблицу “Циклы послевоенной мировой политики”.

Цель урока: изучить по историческими источниками эпоху царя Алексея Михайловича; ответить на вопрос: "Был ли царь Алексей Михайлович “тишайшим”"; учить детей выделять главное и делать выводы; выработать оценку на заявленную проблему....
27 05 2023 10:38:23
Музей "Йорвик" на территории Великобритании – главный источник информации о пребывании викингов на Британских островах. Учащиеся получают виртуальную возможность пополнить коллекцию музея новыми экспонатами, которые возможно отобрать в ходе изучения темы, а затем презентовать в форме буклета (таким образом в ходе урока осуществляется формирование информационной и социокультурной компетенции)....
26 05 2023 15:10:22
Программа факультативного курса "Введение в краеведение. История Шарангского района" является основой изучения прошлого малой родины, включает содержательные ориентиры преподавания, методические приёмы, список источников и литературы. Учащиеся знакомятся с деятельностью многих поколений жителей края через изучение различных сфер общественной жизни в их единстве – техника, развитие культуры и образования, военная история, деятельность органов государственной власти и управления в крае....
25 05 2023 4:38:46
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур.
...
24 05 2023 13:10:47
Урок разъясняет учащимся основные черты рыночной экономики, формирует умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества, развивает умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал....
23 05 2023 23:10:21
История 20–30-х гг. прошлого столетия нашей страны полна событиями, вокруг которых остаётся много вопросов и неоднозначных оценок. Этот урок позволяет обобщить и закрепить тему "Сталинская модернизация в России", способствует формированию у учащихся самостоятельных убеждений как основы их мировоззрения через умения сопоставлять события с их описанием в художественной литературе.
...
22 05 2023 5:38:51
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
21 05 2023 17:44:21
Урок «Мир русской деревни» – универсален. Его можно проводить в районном музее, школьном краеведческом уголке или в обычном классе с использованием видеотехники. Наибольший эффект достигается при проведении урока в музее, атмосфера которого создаёт очень хороший эмоциональный фон для восприятия сказанного. Учитель берёт себе в помощники несколько учеников, которые готовят сообщения об отдельных занятиях крестьян и орудиях их труда. Остальным ученикам необходимо по ходу объяснения заполнить таблицу, ответить на вопрос «для чего необходимо орудие труда?», название которого напечатано на карточке, отгадать загадки....
20 05 2023 18:34:52
Окружающая жизнь предлагает человеку разные понимания мира, разные точки зрения на его осмысление. Тем не менее человек ищет ответа на важные вопросы земного бытия: каков мир и место человека в нем? Что есть красота и что является эстетическим эталоном? Изучение и пропаганда русской культуры, творчества её великих творцов, её традиций сегодня как никогда актуальны и необходимы.
...
19 05 2023 5:29:42
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
18 05 2023 11:52:18
В результате применения в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий обучающиеся получают возможность запоминать в процессе размышления. Ситуации выбора, принятия решения создают условия для продуктивной и ответственной познавательной деятельности, в которой учащиеся не только открывают нечто новое для себя, но и создают это новое, творят его. При этом у ребенка формируется сознательная творческая позиция....
17 05 2023 22:39:51
На уроке формируется представление о деятельности человека. Раскрываются основные отличия деятельности человека от животных, развиваются коммуникативные качества и критическое мышление, умение работать в группе, отстаивать свою позицию. Прививаются любовь и творческий подход к труду....
16 05 2023 10:26:20
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
15 05 2023 15:41:37
Вашему вниманию предлагается статья на тему избирательной системы РФ....
14 05 2023 21:59:22
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
13 05 2023 12:48:19
В статье подробно описано 2-часовое занятие, которое включает в себя: беседы, дискуссию, работу в группах, коллективную творческую деятельность. В презентации рассматриваются понятия: МГП; Женевская конвенция; "субъекты" и "объекты" в условиях вооруженного конфликта и др.
...
12 05 2023 20:46:36
Урок обществознания в 7-м классе призван обеспечить усвоение учащимися того, что детство является предметом особой заботы и защиты государства и мирового сообщества; добиться понимания того, что основным документом, содержащим нормы международного права по защите детей, является Конвенция о правах ребенка. Проводился в рамках предметной недели правовых знаний....
11 05 2023 5:20:13
Конспект урока по истории России для 11-го класса....
10 05 2023 13:20:55
Автор знакомит учащихся с подъемом русской промышленности и торговли во второй половине XVIII в. Хаpaктеризует демографическое положение в стране, успехи и трудности в развитии сельского хозяйства. Дает представление о положении дворянства и крестьянства в России....
09 05 2023 7:47:17
Мероприятие расширяет знания учащихся о славянах, образе жизни, быте, традициях....
08 05 2023 10:45:47
Привлечение источников способствует формированию умений обучающихся, самостоятельно их анализировать и систематизировать содержащийся в них материал, делать выводы, используя исторический источник для аргументации, анализировать и обобщать факты. Целенаправленное использование источников позволяет развивать и расширять познавательный интерес у школьников, активизирует внимание. Работа с документами помогает становлению творческой деятельности учащихся....
07 05 2023 9:44:48
На этот урок обществознания в 9-м классе отведен один час (программа Боголюбова Л.Н.). На уроке использован метод индивидуальной работы, который не только повышает интерес учеников к предмету, но и обеспечивает более глубокое усвоение материала, выработку гражданских навыков. Урок помогает осмыслить существование школы и права на образование....
06 05 2023 19:24:29
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
05 05 2023 22:10:43
Урок изучения нового материала (2-й урок по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной) призван дать представление о начале правления Петра I, о предпосылках его преобразований. В ходе урока учитель занимает контролирующую позицию, так как только направляет деятельность учеников в нужное русло, следя за правильностью их ответов. Предлагаемые виды работы позволяют ученикам проявить большую самостоятельность при изучении истории, а в итоге – сделать образовательный процесс более динамичным....
04 05 2023 16:12:35
Целенаправленное воспитание культуры межнационального общения - это процесс социализации личности, организация которого призвана упорядочить влияние на людей этносоциальной среды, сформировать у них собственный позитивный опыт межнационального общения.
...
03 05 2023 12:15:45
Игровые технологии на уроках представляют огромный интерес для учащихся и могут служить хорошим дополнением к основному материалу. Проверка верности решений занимает малое количество времени, и в ходе ее могут быть оценены сразу несколько человек.
...
02 05 2023 11:51:58
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
01 05 2023 19:46:21
Урок-игра составлен для учащихся 6-х классов. Данный материал можно использовать на уроках повторения, а также в текущей работе в качестве занимательных вопросов и заданий, для проведения школьных исторических олимпиад, различных интеллектуальных конкурсов.
...
30 04 2023 18:11:27
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
29 04 2023 4:45:43
Неуспеваемость - острейшая проблема современной школы. Поэтому в каждой школе необходима специальная глубоко продуманная повседневная деятельность всего педагогического коллектива, нацеленная на предупреждение неуспеваемости и индивидуальной помощи слабоуспевающим обучающимся.
...
28 04 2023 5:29:46
Статья рассказывает о традиционных верованиях и обрядах эвенков-орочонов. Сделана попытка проследить преемственность сюжетов и обрядов древних и современных эвенков-орочонов.
...
27 04 2023 10:40:23
Не секрет, что заинтересовать учеников изучать Всеобщую историю очень трудно. Данный урок для учащихся 9-го класса, представляющий собой урок-игру с элементами состязательности, решает эту задачу. На уроке используется страноведческий подход. Для рассмотрения предлагаются следующие страны: Великобритания, Франция, Италия, Германия....
26 04 2023 6:58:10
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
25 04 2023 14:17:14
Урок раскрывает причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств, дает хаpaктеристику военных событий на Западном и Восточном фронтах. На конкретных примерах учащимся показан трагизм и бессмысленность войны.
...
24 04 2023 23:26:15
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
23 04 2023 13:18:53
В статье представлен урок в форме интеллектуальной игры "Брейн-ринг". Он позволяет углубить представление о Великой Отечественной войне, возбудить интерес к боевому прошлому своей страны. Актуален в связи с приближающейся юбилейной датой — 65-летием со дня Победы. Материал может использоваться и во внеклассной работе....
22 04 2023 11:55:16
Каждый учитель хотел бы, чтобы его уроки были интересными и запоминающимися. Поэтому приходится искать новые решения для успешного обучения детей и повышения интереса к преподаваемому предмету.
В данной разработке предлагается вариант проведения урока по истории средних веков в 6-м классе по теме "Самая долгая война" в форме презентации. В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде слайдов с текстом, содержащим ключевые моменты темы и web-сайта.
Предложенный урок способствует более глубокому усвоению достаточно сложного и обширного материала с опорой не только на слуховую, но и на зрительную память, а также повышению интереса к истории.
...
21 04 2023 11:47:10
Урок построен на использовании мотивационного видеофильма, систематизирующего знания учащихся по изученной теме, творческих работ учащихся, использовании ИКТ в виде презентации....
20 04 2023 12:56:10
Актуальность курса обусловлена тем, что развитие военного искусства не изучают на уроках истории, учебников по данному направлению нет. Ребята, готовящиеся в будущем связать себя с государственной и военной службой, должны разбираться в вопросах: как возникла армия, в чем прочность армии, каковы законы ведения войны, какая основа военной науки....
19 04 2023 7:17:17
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
18 04 2023 5:10:23
На занятии на примере каменного зодчества XVIII века составляется представление о русской культуре....
17 04 2023 10:53:46
Подборка материалов и презентация могут быть использованы на уроках истории, литературы, на классных часах, при подготовке к пешим экскурсиям. В средние века в Москве прошли яркие события русской истории. Со многими событиями связаны крылатые выражения. Задача презентации: помочь школьникам увидеть родной город, узнать и понимать образные выражения о Москве. На экскурсии идёт знакомство с бытом, традициями и деятельностью москвичей в Средние века....
16 04 2023 2:52:20
Урок истории древнего мира в 5-м классе дает представление о достижениях военного искусства Древнего Египта. Учащиеся работают с учебником и карточками, выполняют мини-проекты « Схема расстановки египетской армии» по группам, участвуют в игре «Разбросай-ка». Урок способствует развитию познавательной деятельности; планированию путей и способов достижения цели; умению находить решение и представлять результаты работы....
15 04 2023 12:12:17
Цель бинарного урока: знакомство с достижениями М.В. Ломоносова в разных областях наук: истории, литературе, языкознании, искусствоведении. На примере жизни и творчества М.В. Ломоносова воспитывается в учащихся положительная мотивация к учению, чувство патриотизма и любви к родине. Особенность урока заключается в наличии метапредметных связей в области литературы, истории, языкознания, МХК, искусствоведения....
14 04 2023 1:47:32
Содержание военной реформы учащимся известно с предшествующих уроков. Учитель предлагает вспомнить её основные положения и определить значение....
13 04 2023 23:48:58
Основная идея программы - изучение побед России в период с IX по XVIII век. Этот период истории России богат победами в самых различных областях жизни. Это победы русской дипломатии, внешней и внутренней политики, достижения в культуре, деятельность отдельных личностей и всего русского народа. Изучение этих побед пробуждает чувство гордости за свою историю и свою страну.
...
12 04 2023 20:58:13
Урок разработан в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС. В Приложении представлена технологическая карта урока....
11 04 2023 14:17:29
Цель проекта состоит в разработке методической системы развития учащимися профильной школы такой компетенции как целеполагание....
10 04 2023 0:23:40
Урок–представление «Защита десятилетия», где даются экономическая, политическая хаpaктеристики, а также особенности культурного развития исторического периода страны с 1980 по 2008 г., способствует более глубокому осознанию эпохи и позволяет акцентировать внимание учащихся на важнейших достижениях страны.
...
09 04 2023 22:43:11
За последние годы отношение к вопросу о благотворительной деятельности в России значительно изменилось. Данное методическое пособие представляет опыт работы по проблеме воспитания благотворительности через образование и воспитание. Я предлагаю использование игровых и групповых технологий в просветительской деятельности, поскольку игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности.
...
08 04 2023 12:11:27
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::