Информационные технологии на уроках истории
Цели урока:
- Познакомить учащихся с событиями послевоенной истории, подвести учащихся к усвоению понятия “холодная война”, раскрыть его смысловое значение, выделить основные причины и признаки “холодной войны”.
- Развивать умение анализировать и критически оценивать информацию, обосновывать и отстаивать свою точку зрения.
- Формировать активную гражданскую позицию учащихся.
- Воспитывать толерантное отношение к людям.
Оборудование:
- Карта “Территориальные изменения в Европе после Второй мировой войны”,
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- экран,
- презентация POWER POINT по заданной теме,
- компакт – диск “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия” (последний выпуск).
Опережающее задание:
Один из учеников составляет краткую историческую справку об Уинстоне Черчилле.
Двое учеников готовят материалы о президенте США Гарри Трумэне и о госсекретаре США Джордже Маршалле.
План изучения темы:
- Итоги Второй мировой войны.
- Создание системы коллективной безопасности.
- Начало “холодной войны”.
- Политика “сдерживания” США.
- Гонка вооружений.
- Создание военно-политических блоков.
- Последствия “холодной войны”.
- Циклы послевоенной мировой политики.
Вступительное слово учителя.
Тема нашего урока. (Приложение 1).
Сегодня на уроке мы познакомимся с событиями послевоенной истории, выделим основные причины и признаки “холодной войны”, а также её последствия для последующей мировой политики. (Приложение 2).
В 1945 году закончилась Вторая мировая война.
-Каковы были итоги этой войны?
Из ответов учащихся выясняется, что война имела ужасающие последствия для населения всего мира: огромные людские потери, падение жизненного уровня, разруха, голод, нищета, колоссальные материальные потери. Вместе с тем война закончилась победой над фашизмом, утверждением демократических политических систем, начался распад колониальных империй, появились новые независимые государства.
Учитель: Наиболее важные договоренности мирного послевоенного урегулирования были достигнуты на Крымской (февраль, 1945 год) и Берлинской (Потсдамской, июль – август, 1945 год) конференциях руководителей СССР, США и Великобритании.
-Какие основные решения по мирному урегулированию были приняты на международных конференциях трех держав?
Выслушиваются ответы учащихся.
Учитель: На этих конференциях решалась не только судьба Германии и её бывших союзников. Участники конференции начали работу по созданию системы коллективной безопасности. Конференция в г.Сан-Франциско, которая состоялась
25 апреля - 6 июня 1945 года, завершила работу по созданию Организации Объединенных Наций (ООН). (Приложение 3).
-С какой целью была создана Организация Объединенных Наций?
-Какой главный принцип отличал её от довоенной Лиги Наций?
Ответив на вопросы учителя, ученики выполняют задание. (Приложение 4).
Учитель: Не успела закончиться Вторая мировая война, как началась другая, так называемая “холодная война”. Так один американский журналист назвал тогда конфликты между СССР и США. Пресса подхватила это словосочетание, и оно стало обозначением всего послевоенного периода мировой политики до конца 80-х годов 20 века.
Исходной точкой начала “холодной войны” считается речь бывшего премьер – министра Великобритании Уинстона Черчилля.
Ученик, получивший индивидуальное домашнее задание, дает краткую историческую справку об этом политическом деятеле.
Учитель: Итак, У.Черчилль произнес речь 5 марта 1946 года в Фултоне в присутствии американского президента Г.Трумэна, которая положила начало “холодной войне”. (Приложение 5).
Учитель демонстрирует видеоролик о выступлении У.Черчилля в Фултоне. (Приложение 5а).
Демонстрируется на экране с помощью мультимедийного проектора цитата из речи У.Черчилля. (Приложение 6).
-Высказывания У.Черчилля в Фултоне были причиной или поводом “холодной войны”?
-Как У.Черчилль объяснял причины начала “холодной войны”?
Учитель обобщает ответы учащихся.
Учитель: В своей речи Черчилль заявил, что “железный занавес” отделил Восточную Европу от европейской цивилизации и англосаксонскому миру следует объединиться перед лицом коммунистической угрозы.
-В чем проявилась противоположность интересов США и СССР после войны?
Какие вопросы вызвали наибольшие разногласия между ведущими державами?
Учащиеся в своих ответах говорят о разногласиях по вопросам польских границ, об опасениях США по расширению сферы влияния СССР в странах Восточной Европы.
В ходе обсуждения выясняется, что причинами “холодной войны” стали идеологические, политические и территориальные разногласия между ведущими державами.
Учитель: Опасаясь коммунистической экспансии, США меняет направленность внешней политики, появляются доктрины “сдерживания” и “отбрасывания” коммунизма. (Приложение 7).
Ярким проявлением этой политики является доктрина Трумэна. (Приложение 8).
Ученик, получивший индивидуальное домашнее задание, рассказывает о президенте США Гарри Трумэне.
Назначение Джорджа Маршалла госсекретарем означало переход от рузвельтовского “мягкого курса” к решительной борьбе с коммунизмом. (Приложение 9).
Учащийся, подготовивший сообщение о Маршалле, выступает перед учениками.
Учитель: В СССР тоже развернулась пропагандистская кампания против “англо-американских поджигателей войны”. Такая непримиримая позиция ведущих держав привела к усилению гонки вооружений. (Приложение 10). Представленная таблица может заполняться вместе с учащимися.
Учитель: Начавшаяся гонка вооружений, с одной стороны, позволяла сохранять равновесие сил в мире, с другой стороны, давала возможность США и СССР участвовать в локальных вооруженных конфликтах, влиять на политику этих стран.
-Приведите конкретные примеры влияния США и СССР на политику других стран.
(Раздел Германии на ФРГ и ГДР в 1949 году, война в Корее в 1950-1953 гг., образование КНР в 1949 году).
После ответов учащихся демонстрируется (Приложение 11).
Учитель: С образованием КНР в 1949 году фактически завершилось формирование мирового социалистического лагеря.
-Какие ещё страны вошли в состав социалистической системы?
-Найдите по тексту учебника и покажите на карте, где стала проходить граница между двумя социально-экономическими системами?
Учитель: С разделением мира на две системы также происходит оформление военно- политических блоков: 1949 год- создание Организации Североатлантического Договора (НАТО).
В 1955 году создана Организация Варшавского Договора (ОВД) под руководством СССР. Кроме того, для оказания военно-материальной помощи социалистическим странам был создан СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи) в 1949 году.
Предлагается ученикам выполнить задание. (Приложение 12).
Учитель: Итак, страны оказались разделенными не только территориально, но и идейно, и политически, и экономически, и в военном отношении. Такой мир стал называться двух полюсным или биполярным.
-Что же такое “холодная война”? (Приложение 13).
-Перечислите хаpaктерные признаки “холодной войны”.
-Каковы были последствия “холодной войны”? (Приложение 14).
-Как вы считаете, почему именно в 1991 году закончилась “холодная война”?
Учитель: Развитие международных отношений в годы “холодной войны” определялось отношениями между сверхдержавами. Их соперничество носило военно- политический хаpaктер. Это предопределяло цикличность послевоенной мировой политики. “Холодная война” была чередой обострений и смягчений международной жизни. (Приложение 15).
Домашнее задание. (Приложение 16).
Используя дополнительную литературу, заполните таблицу “Циклы послевоенной мировой политики”.
Тема полностью выносится на самостоятельное изучение учащихся. За две недели до проведения урока ученики класса делятся на три группы, каждая получает задание и список рекомендуемой литературы. На этапе предварительной подготовки учитель выступает в роли консультанта, помогая ученикам выбрать, осмыслить, систематизировать информацию и сделать правильные выводы. Учащиеся работают по плану....
01 02 2023 2:51:21
Невозможно изучать искусство в отрыве от той исторической ситуации, в которой оно было создано, что позволяет ученикам погружаться в различные эпохи, и, осознавая свою связь с прошлым, глубже понимать настоящее. Достоинства нашей работы: возможность более глубокого проникновения в тему, создания целостной картины мира, образа эпохи, закрепление знаний через выполнение пpaктических работ по ИЗО, осмысление и переработка изученного через личный опыт и творческое осмысление темы....
31 01 2023 3:22:42
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
30 01 2023 18:33:44
Цель урока – проанализировать причины, этапы Гражданской войны, действия «белых» и «красных» в период Гражданской войны и сделать вывод, почему в Гражданской войне победили большевики. У учащихся развивается умение работать с фактическим материалом, документами, картой....
29 01 2023 23:17:15
Учебно-методический комплект к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», «Святыни города Шахты»), методических рекомендаций к уроку и рабочей тетради для учащихся. Это помогает учителю раскрыть содержание темы, предоставить учащимся возможность проявить свои исследовательские и творческие способности, тем самым активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся....
28 01 2023 14:50:26
Главный законодательный документ страны в её нынешнем виде носит переходный хаpaктер, закрепляет первостепенные условия вхождения новой России в систему рыночных отношений с учетом традиций и опыта западных демократий. Вместе с тем это - "одежда на вырост", т.е. о действительных гарантиях многих декларируемых Конституцией прав и свобод можно будет говорить лишь тогда, когда нашему обществу удастся вырваться из тисков настигшего его кризиса....
27 01 2023 20:33:22
Ресурс посвящен проверке знаний учащихся 11-х классов по основным событиям истории России в XX в. Обобщить знания учащихся по истории России, на ярких примерах из жизни известных людей, привить учащимся чувство патриотизма, мужества и гордости за выдающихся соотечественников....
26 01 2023 5:11:15
Представлены тесты по истории России в 9-м классе по темам: «История СССР в период 1953–1964 гг.» и «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XX века»....
25 01 2023 19:22:59
Цели урока – выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую хаpaктеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия. Продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами....
24 01 2023 18:32:56
Цель урока: раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики на одном из видов рынка - рынке труда; охаpaктеризовать основные принципы труда; выявить особенности действия рыночных законов на рынке труда; способствовать подготовке учащихся к профессиональному самоопределению....
23 01 2023 16:16:40
Музыкально-литературная композиция посвящена творчеству поэтов-фронтовиков, многие из которых не вернулись с полей Великой Отечественной войны. Цель урока – раскрыть глубину, многогранность, своеобразие произведений поэтов разных поколений и разных национальностей, посвящённых теме Великой Отечественной войны. У учащихся на жизненном примере и произведениях поэтов воспитываются лучшие нравственные качества: порядочность, благородство, беззаветная преданность Родине, чувство долга....
22 01 2023 19:39:41
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
...
21 01 2023 12:31:44
2007 год – юбилейный год г. Елабуги. Это внеклассное мероприятие посвящено этой знаменательной дате. Композиция приобщает к истории и культуре родного города, знакомит с творчеством елабужских поэтов, воспитывает у учащихся любовь к малой родине, её народу....
20 01 2023 2:56:46
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
19 01 2023 16:41:26
Урок раскрывает понятие «холодная война» и её влияния на международную обстановку; подводит учащихся к пониманию того, что, несмотря на продолжение «холодной войны», в целом был снижен уровень противостояния между Востоком и Западом. На примере Карибского кризиса показывает, что конфликтные ситуации можно и необходимо решать мирным путем....
18 01 2023 0:36:28

Цель: расширение знаний о традиционном хозяйстве, культуре, некоторых традициях и обычаях коренных жителей ХМАО–Югра – ханты и манси....
17 01 2023 13:36:25
Данный курс направлен на повышение уровня изучения обществознания как базового учебного предмета; знакомство учащихся с основными вопросами семейного права; оказание учащимся помощи в подготовке к экзамену по обществознанию на повышенном уровне....
16 01 2023 9:17:39
Изучение темы «Международное гуманитарное право» дает огромный пласт знаний по защите жизни и достоинства человека в условиях войны. Учащиеся осознают, что международное гуманитарное право не может исключить войну из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной, а также знакомятся с запретами и нормами, которые дают возможность осудить тех, кто их нарушает....
15 01 2023 10:13:54
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
14 01 2023 16:56:52
Урок проводится на неделе истории как внеклассное мероприятие. Расширяются знания о событиях Отечественной войны, героях, ученики знакомятся с произведениями искусства и вкладом жителей Архангельской губернии в победу над Наполеоном....
13 01 2023 11:20:43
Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....
12 01 2023 3:35:17
Автор на уроке использует активные и интеpaктивные методы, подводит учащихся к пониманию различий между истинным и ложным патриотизмом, стимулирует у детей активную гражданскую позицию....
11 01 2023 6:25:24
Игра актуализирует знания и умения учащихся; формирует активную гражданскую позицию, правовую компетенцию. Мероприятие может проводиться в рамках преподавания курса "Введение в обществознание" в 9-м классе после изучения темы "Права человека и гражданина"....
10 01 2023 14:53:18
Элективный курс рассчитан на учащихся 9-х классов, имеющих повышенный интерес в области истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний. Содержание учебного материала элективного курса соответствует целям предпрофильного обучения. Особенность курса заключается в том, что он предполагает воссоздание на основе историзма истинной картины исторической действительности. Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, реализацию которой целесообразно провести в первом полугодии.
...
09 01 2023 3:28:19
Разработка «Правовой марафон» предназначена для проведения итогового занятия элективного курса «Право и политика» по программе А.Ф. Никитина. С целью заинтересованности подростков в прохождении процедуры проверки мною был разработан игровой вариант, позволяющий выявить уровень полученных знаний каждым индивидуально. При необходимости этот вариант можно использовать и для групповой работы. Задания не претендуют на эксклюзивность, они взяты из различных учебных пособий....
08 01 2023 20:35:27
Предлагаемый урок входит в элективный курс «Выборы: путь к власти» (образовательная область обществознание) и ставит своей целью способствовать формированию у учащихся убеждений, что только сам человек через свою политическую активность может не допустить скатывания общества к тоталитарному режиму....
07 01 2023 4:52:17
Цели урока: познакомить учащихся с основными направлениями и событиями внешней политики России при Александре I; воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за достижения предыдущих поколений нашей страны; развивать навыки работы с мультимедийным проектором, документами, дополнительным материалом; закрепить умение выделять общее, главное, систематизировать знания, правильно и грамотно говорить, работать с картой; развивать умения учащихся соотносить иллюстрированный, поэтический материал с происходящими событиями; обучить навыкам подготовки проектов.
...
06 01 2023 8:56:35
Одной из наиболее эффективных форм внеурочной работы по предметам гуманитарного цикла является декада гуманитарных наук. Она требует большой подготовки, но делает возможным реализовать целую систему мероприятий, способствующих гуманизации образования, патриотическому воспитанию учащихся при одновременном развитии их творческих способностей.
...
05 01 2023 17:21:37

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
04 01 2023 13:19:52
Урок истории для учащихся 8-го класса на тему показывает как шло развитие России в первой половине XIX в.; знакомит учащихся с основными тенденциями социально-экономического развития России....
03 01 2023 20:11:11
Задания, предлагаемые учащимся, позволяют повторить и обобщить материал по изученной теме. Эмоциональный настрой в начале урока активизирует интерес ребят к истории Отечества, что задает, как правило, хороший темп урока.
Использование компьютеров изменяет к лучшему взаимоотношение с учениками, далекими от истории, особенно с увлекающимися ПК. Они начинают видеть в преподавателе "родственную душу".
...
02 01 2023 9:45:57
Цель урока — обобщение, систематизация и закрепление знаний учащихся по данному разделу. Методика проведения урока разработана с учётом современных педагогических технологий, таких как технология развивающего обучения, технология педагогического сотрудничества, игровые технологии, технология работы в группах. Урок основан на проблемно-дискуссионных, поисковых, исследовательских заданиях.
...
01 01 2023 22:24:57
Цель занятия – дать учащимся знания об одном из самых сложных периодов в истории России, раскрыть суть нэпа, развить умения учащихся анализировать конкретные исторические факты, документы, проводить исторические параллели во времени....
31 12 2022 9:10:54
Урок наглядно и образно воссоздает панораму событий, происходивших в битве за Сталинград, показывает в фактах героизм и мужество защитников города; формирует уважение к историческому прошлому страны и ее народа....
30 12 2022 23:55:39
Урок проблемного изложения материала с использованием активных и интеpaктивных форм обучения при работе с разнообразными источниками информации, в том числе с широкой документальной базой, способствует формированию ключевых компетенций. Урок сочетает изучение вопросов общероссийского масштаба и углубленное изучение краеведческого компонента.
...
29 12 2022 10:11:28

Урок формирует представление о Европе и Востоке на основе фактов, причин, целей и итогов Крестовых походов. Учащиеся анализируют изменение образа жизни европейской и мусульманской цивилизаций при влиянии церквей, устанавливают причины, следствия и значение....
28 12 2022 14:26:14
Цель урока: выявить особенности ведения домашнего хозяйства....
27 12 2022 17:26:57
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке.
...
26 12 2022 17:18:56
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету.
...
25 12 2022 11:44:36
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
24 12 2022 2:39:28
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
23 12 2022 1:47:11
В статье автор приводит общие принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет эффективной, а также предлагает алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока....
22 12 2022 12:20:32
При обучении учащихся – будущих слесарей по ремонту автомобилей преподавателем истории проводится серия взаимосвязанных уроков. Эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода истории, научно-технического прогресса.
...
21 12 2022 0:19:22
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
20 12 2022 16:58:50
В статье приводятся примеры из опыта работы по формированию представления у учащихся о социальных нормах, их значения в воспитании гражданской позиции. Учащиеся, опираясь на знания, полученные во время уроков, и свой жизненный опыт самостоятельно формулируют нормы, правила, которыми они готовы руководствоваться в пpaктической жизни. Знакомство с правилами становится основой выработки тех жизненных принципов и смыслов, которыми руководствуются учащиеся в реальной жизни....
19 12 2022 18:23:49
Главная идея занятия – приобщение учащихся к культуре родной страны, расширение представлений о круге исторических источников посредством анализа произведений культуры, определения круга проблем, отраженных в них....
18 12 2022 8:56:23
Урок носит интегрированный хаpaктер. Работа при подготовке к уроку позволяет проявить творческие способности. Развиваются умения работы с различными источниками информации. К уроку прилагается электронная презентация, которую возможно использовать как иллюстративный материал или как проверочный....
17 12 2022 18:20:45
Данная игра построена по принципу популярной игры «За семью печатями», идущей на телеканале «Культура». В процессе игры, отвечая последовательно на семь вопросов, связанных с жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, игроки разгадывают его имя. Кроме знаний истории и теории литературы, игрокам придется проявить свое знание географии....
16 12 2022 20:12:51

Исторический конкурс посвящен героям, от которых нас отделяют не десятилетия – века: героям Руси и России с IХ по ХIХ век. Мы должны знать и помнить героическую судьбу людей, навеки вписанных в книгу истории России. Людей, которые достойны нашего преклонения перед ними, уважения и гордости за свое Отечество их породившее. Ведь, как сказал маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза К.К. Рокоссовский «Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим»....
15 12 2022 19:26:42
Уроки словесности в нашей гимназии начинаются с 5-го класса. И это не случайно. Мы считаем, что, чем младше ученик, тем больше наблюдений он может сделать на уровне интуиции, подсознания; он более открыт для диалога с текстом, эмоционален, детское непосредственное чувство, неклишированное сознание помогут ощутить всю прелесть слова....
14 12 2022 15:25:18
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::