Открытый интегрированный урок в 5-м классе по курсам "Истоки" и "Русские умельцы" на тему "Ангелы в небе высоком живут" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Открытый интегрированный урок в 5-м классе по курсам "Истоки" и "Русские умельцы" на тему "Ангелы в небе высоком живут"


    Открытый интегрированный урок в 5-м классе по курсам "Истоки" и "Русские умельцы" на тему "Ангелы в небе высоком живут"

Общие цели:

  • дальнейшее обогащение представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными источниками;                                                                        
  • приобщение к глубинным  (смысловым,  нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников-явлений отечественной и духовной культуры;
  • развитие интереса к самостоятельному поиску и осмысливанию истоков.

Задачи урока:

  • Продолжить духовно-нравственное воспитание детей, на основе приобщения их к истокам русской культуры.
  • Дать первоначальное понятие об иконе.
  • Начать постепенное ознакомление учащихся с иконой «Живоначальная Троица»  Андрея Рублёва.
  • Показать икону в двух аспектах: как произведение искусства и как окно в духовный мир.
  • Раскрыть понятия об ангельском мире, Ангеле – хранителе и о Дне ангела.
  • Раскрывать и развивать творческие способности детей.
  • Вовлекать в непосредственную традицию народного творчества  путём личного участия в создании игрушки.              
  • Развивать эстетический вкус.
  • Воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность.

Оборудование:

  • мультимедийная установка;
  • аудиомагнитофон;
  • аудиозапись контаты «Александр Невский» С. Прокофьева

Материалы для выполнения пpaктической работы:

  • инструкционно-технологическая карта;
  • ткань белая;
  • вата;
  • цветная тесьма;
  • нитки

Наглядность:

  • мини-выставка ангелов, выполненных ученицами 5–7-х классов;
  • икона Андрея Рублёва « Троица»

ХОД УРОКА

I.    Присоединение к теме

(Презентация, слайд №1)

Звучит аудиозапись кантаты С.Прокофьева А.Невский».

– Имена каких известных людей из истории России вы знаете?

– Сегодня вы узнаете ещё об одном удивительном человеке, которым по праву гордится Россия.

II. Основной этап

1. Рассказ детей об Андрее Рублёве. (Презентация, слайды  №2 – 5)

фото 1

– Почему спустя века мы знаем и чтим этого человека? (Написал много икон)

– А что такое икона?

2. Вступительное слово учителя

Икона – в переводе с греческого языка обозначает образ. Икона – это встреча между человеком и Богом, окно в духовный мир. Она издавна живёт рядом с человеком и  призвана помочь человеку в молитвенном общении с теми, кто на ней изображён.
Больше всего икон можно увидеть в храме. На одних иконах – образ самого господа Иисуса Христа. На других – образы Богоматери или святых. Люди, природа и вещи выглядят на  иконах необычно. Взор и душу греет таинственный золотистый свет. Перед образами непременно возжигаются свечи, надолго замирают в молитве верующие люди.
Икона может иметь свой сюжет. Она пишется всегда языком символов, и каждая деталь на ней имеет свой смысл. С помощью языка символов и красок икона даёт человеку представление о духовном мире, а также рассказывает библейские сюжеты.
«Икона – это та же Библия. Только написанная не словами, а красками», – говорил преподобный Иоанн Дамаскин. (Презентация, слайд №6)

Вы знаете, что иконы сопровождали русского человека и в будни и в праздники, и на войне. К ним обращаются и в радости, и в горе. Особо почитаются иконы чудотворные. (Презентация, слайд №7)

– А что обозначает понятие « икона чудотворная»?

Чудотворные потому что явление их ознаменовано чудесами.

– А как иконы почитались в православных семьях? Какое место в крестьянской избе занимала икона? (Презентация, слайд №8)
– Почему на икону смотрят с верой и надеждой? (Презентация, слайды №9 – 11)
Среди множества икон есть одна, которую знает вся Россия и весь мир. Это икона « Живоначальная Троица» творения преподобного Андрея Рублёва. (Презентация, слайд №12)
Люди часами стоят перед этим образом. Одни молятся, другие замирают в восторге, иные же чувствуют, что с этого мгновения у них начинается новая жизнь.
Попытаемся и мы проникнуть в мир этой удивительной иконы, проникнуть по мере нашего разумения и духовного сознания.

3. Работа по учебнику.

Стр. 77 – 78. Чтение вслух 2 абзаца. («Истоки» А. В. Камкин, 5 класс. Издательский дом «Истоки». М.; 2005 г.)

4. Беседа по прочитанному.

– Как вы думаете, кто же такие ангелы?
– У ангелов нет таких тел, как у нас, они бестелесны.
– А как вы думаете, если они бестелесны, могут ли они умирать? ( Они бесcмepтны)
– Правильно, они бестелесны, бесcмepтны, но они умны, у них есть разум. Память и воля. Такие существа называются духами.
Значит, ангелы – это духи, а их мир (небо) –  это духовный мир.
Ангел-хранитель – это один из святых ангелов, данный каждому крещёному человеку от Бога при его крещении. Он является покровителем человека, защитником его, если человек старается жить праведно и не прогоняет от себя ангела своими дурными делами. Защищает нас наш ангел – хранитель, если мы его об этом просим.

Послушайте стихотворение, в котором речь идёт об Ангеле-хранителе. (Читает ученик.)

Ангела Бог при крещении мне дал.
Пусть я его никогда не видал,
Знаю и верю, что день ото дня
Он от беды защищает меня!

(Из методического пособия «Основы православной культуры» I год обучения. Смоленск, 2004 г., с.29)

– Как вы думаете, зачем же при рождении человека крестили?
– Всем вам хорошо знакома песенка, которую пели и водили хоровод: «Как на Танины именины испекли мы каравай…»
– Вспомните, когда мы её поём?
– Вот об этом я вам расскажу. У каждого человека кроме Ангела-хранителя есть ещё один святой покровитель: это святой человек, имя которого нарекают ребёнку при крещении. Он помогает человеку, когда к нему молитвенно обращаются с просьбой о помощи и заступничестве. Надо знать, как жил святой, имя которого ты носишь. И стараться подражать ему в поступках и мыслях, день празднования памяти твоего святого покровителя – это день твоего ангела. Этот день называют ещё именинами.
– Вот в этот день и принято водить хоровод и поздравлять с Днём ангела.

5. Физкультминутка

22 марта именины у Вадима. Мы тебя поздравляем и приглашаем  в хоровод.

Хоровод «Как на Вадима именины…»

6. Чтение рассказа (Презентация, слайд  №13)

– Я прочитаю вам небольшой рассказ, слушая его, подготовьтесь ответить на вопрос: « Кто спас мальчика от гибели?»

Довольно давно с одним мальчиком произошла удивительная история. Его отец был железнодорожным стрелочником. Работа, кажется, простая! Знай себе, переводи стрелки. Но это, лишь, кажется просто – чуть не доглядишь, упустишь мгновение, и могут погибнуть десятки, сотни людей. Так однажды, услышав гудки стремительно приближающегося состава, стрелочник уже потянулся рукой к рычагу, чтобы перевести поезд на свободный путь, да почему-то оглянулся. Оглянулся и замер: по рельсам навстречу мчащемуся поезду бежал его трёхлетний сынок. Не было секунды, чтобы крикнуть ему. Был лишь миг, чтобы решить: повернуть рычаг и спасти от гибели поезд с людьми, или…
– Господи! Сохрани сына! – воззвал он и перевёл стрелку. Громыхая, сотрясая землю, вагон за вагоном проносился мимо. Когда миновал последний, отец бросился к месту, где видел своё дитя.
«Что с ним? – с ужасом думал он. И что  же? Мальчик, сложив руки, лежал на земле.
– Сынок, ты жив?!
– Жив. Жив! – весело ответил мальчик и вскочил на ноги.
– Как же ты догадался лечь на землю? – спросил отец.
Мальчуган с улыбкой ответил:
– Какой-то дядя наклонил меня.
– Какой дядя?!
– Такой красивый, светлый… С крылышками.

(Из книги «Троицкие цветки с луга духовного», М.; 1999,с.55)

7. Обсуждение рассказа

– Понравился ли вам рассказ?
– Какое чувство охватило вас, когда вы слушали его?
– Что вам понравилось?
– Какая опасность грозила мальчику?
– Какое решение принимает отец ребёнка?
– Почему так поступает отец?
– Кто спас мальчика от гибели и почему?

III. Пpaктическая работа  в группах: «Изготовление куклы-ангела»

1. Вступительная беседа (Презентация, слайд №14)

Со старых времён на Руси было принято бережно относиться к каждому лоскутку ткани. Их бережно хранили и часто  «вертели» из них кукол. В русской деревне даже в начале ХХ века самодельная тряпичная кукла была наиболее распространённой игрушкой. В некоторых крестьянских семьяхнасчитывалось до сотни таких кукол. Маленьким детям их делали старшие. Лет с 5 – 6 дeвoчки сами начинали «вертеть» простейших кукол для себя. На Рождество и день Ангела было принято дарить кукол – ангелов. Их развешивали в избе и над  кроватью детей.
Как вы думаете почему?
Обратите внимание на выставку работ девочек 5 – 7 классов (см. фото 1). На ней представлены ангелы, выполненные в различной технике. Одни из них вышиты, другие – связаны крючком, третьи сделаны, как мягкая игрушка. Дeвoчки вложили в эти работы всю свою душу и поэтому они так прекрасны.
Сегодня мы познакомимся со старинной технологией изготовления куклы – ангела. Как и всех добрых кукол их изготавливали без ножниц и иголок. Поэтому и мы сегодня при изготовлении ангела постараемся обойтись  без этих инструментов.

1.1.Вводный инструктаж:

– сообщение названия пpaктической работы;
– разъяснение задач пpaктической работы;
– ознакомление  с инструкционно-технологической картой (лежит у каждого ученика на столе);
– предупреждение о возможных затруднениях  при выполнении работы;
–инструктаж  по технике безопасности и  культуре труда.

1.2. Самостоятельная работа по инструкционно-технологической карте (Презентация, слайды  №15 – 18).                                                                                  
1.3. Текущий инструктаж.
1.4. Заключительный инструктаж.

фото 2

2. Уборка рабочих мест

3. Итог урока

1.1. Выставка работ учащихся.

1.2.Песня «Ангелы в небе высоком живут» (исполняют дети)

IV. Рефлексия

1. Ресурсный круг (Активные формы обучения)

Дети передают ангелочка по кругу и отвечают на вопрос: «Как вы представляете себе  Ангела – хранителя?».

фото 3

2. Слово учителя. (Презентация, слайд  №10)

– Сегодня на уроке мы только соприкоснулись с чудесным миром иконы.
– Ответили на вопрос: «Кто же такие ангелы?»
– Попытались представить себе Ангела – хранителя.
– На последующих уроках мы научимся рассматривать икону, читать и понимать её.
– Я благодарю вас всех за работу. Вы хорошо трудились и увидели результаты своего труда. 

фото 4

3. Домашнее задание. (Презентация, слайд  №21)

– К следующему уроку постарайтесь узнать, имя какого святого вы носите и что оно обозначает.

4. Создание «Дерева настроения».

– И в заключение, прошу подойти к «Дереву настроения» и прикрепить на него яблочко, которое соответствует вашему настроению после урока и прокомментировать свой выбор.


Урок по теме «Владимир Святой. Крещение Руси»


    Урок по теме «Владимир Святой. Крещение Руси»

      На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к крещению Руси; выяснить историческое значение принятия христианства на Руси; обобщить представления о крещении Руси при князе Владимире в 988 году; раскрыть значение принятия христианства; определить причины выбора религии князем Владимиром; воспитывать уважительное отношение к людям различных религиозных убеждений, а также гуманистическим правилам жизни....

20 02 2024 21:48:27

Урок на тему "Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине". 9-й класс


    Урок на тему "Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине". 9-й класс

      Задача урока – воссоздать максимально полную и объективную картину коллективизации, выяснить, как на самом деле совершался этот глубочайший, сложный и противоречивый переворот в жизни деревни, к каким непосредственным и отдалённым последствиям он привёл; подумать над тем, как же в конечном итоге оценивать сущность коллективизации....

19 02 2024 9:13:31

Интегрированный урок (английский язык + история) "Our native Land"


    Интегрированный урок (английский язык + история) "Our native Land"

      Ученики из России знакомят английских студентов с тем, как осваивались кубанские земли, какие традиции и обычаи принесли и сохранили до сегодняшних дней переселившиеся и укоренившиеся на благодатной кубанской земле казаки. Урок сопровождается наглядными пособиями, музыкальным оформлением и мультимедийной презентацией....

18 02 2024 10:27:46

Внеклассное мероприятие по истории "Герои Средневековья"


    Внеклассное мероприятие по истории "Герои Средневековья"

      Внеклассное мероприятие по истории является КТД, которое ежегодно проводится в нашем МОУ. В 2007-2008 уч.г. была выбрана тема "Герои Средневековья". Представлен сценарий мероприятия, мультимедийное сопровождение (сокращенный вариант) и творческий отчет. ...

17 02 2024 0:58:59

Урок "Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века"


    Урок "Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века"

      В статье представлен урок истории, который может быть проведён с учащимися 7-го класса общеобразовательной школы. Используемые формы работы: рассказ учителя, работа с учебником, картой, с документами, схемами, решение исторических задач. ...

16 02 2024 4:41:32

Урок истории "Казанское ханство 1445–1552 гг."


    Урок истории "Казанское ханство 1445–1552 гг."

      Урок формирует у учащихся знания об основных периодах политической истории Казанского ханства и знакомит с населением ханства....

15 02 2024 7:14:47

Использование игровых методов в проведении итоговых занятий по предмету "История"


    Использование игровых методов в проведении итоговых занятий по предмету "История"

      Игровые методы на уроках используются для активизации познавательной деятельности студентов. Использование различных по сложности заданий позволяет вовлекать в работу пpaктически всех учащихся, при этом обеспечивается оптимальный уровень активности участников и выполняется такой объем работы, который в обычных условиях трудно реализуем. Игра, помимо образовательной цели, несет воспитательную нагрузку, заставляя участников проявлять социальную коммуникабельность....

14 02 2024 16:44:19

Бинарный урок (история + МХК) по теме: "Расцвет искусства в эпоху Возрождения Италии и Северной Европы"


    Бинарный урок (история + МХК) по теме: "Расцвет искусства в эпоху Возрождения Италии и Северной Европы"

      Предлагамая разработка бинарного урока «Расцвет искусства в эпоху Возрождения Италии и Северной Европы» содержит лекцию и тест, позволяющие организовать закрепление темы. Урок проводится с применением презентации. ...

13 02 2024 4:36:24

План-конспект классного часа в 4-м классе


    План-конспект классного часа в 4-м классе

      Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....

12 02 2024 9:28:54

Урок в 7-м классе по теме "Петр I и его время"


    Урок в 7-м классе по теме "Петр I и его время"

      Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....

11 02 2024 13:58:26

Русь в X–XIII вв. Повторительно-обобщающий урок по курсу истории России в 6-м классе


    Русь в X–XIII вв. Повторительно-обобщающий урок по курсу истории России в 6-м классе

      Любить Россию - это значит знать и уважать историю своей Родины. Изучая славные страницы военных подвигов, в ходе игры, учащиеся 6-го класса становятся непосредственными участниками событий X-XIII веков. ...

10 02 2024 10:16:44

Урок обществознания по теме: "Человек в мире экономических отношений"


    Урок обществознания по теме: "Человек в мире экономических отношений"

      Урок по обществознанию "Человек в мире экономических отношений" рассчитан на учащихся 8-го класса. Составлен на основе учебника "Введение в обществознание" под редакцией Л.Н. Боголюбова, является третьим по теме "Человек в обществе". ...

09 02 2024 11:11:39

Урок обществознания в 8-м классе по теме "Конфликт"


    Урок обществознания в 8-м классе по теме "Конфликт"

      Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...

08 02 2024 7:11:13

Игровая программа "Знаешь ли ты историю Древнего мира?"


    Игровая программа "Знаешь ли ты историю Древнего мира?"

      Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...

07 02 2024 18:35:25

Урок-викторина «Мифы Древней Греции»


    Урок-викторина «Мифы Древней Греции»

      Цель урока: обобщать и систематизировать знания учащихся по теме; развивать внимательность, реакцию, образное и логическое мышление....

06 02 2024 12:45:37

Россия в Первой мировой войне


    Россия в Первой мировой войне

      Автор знакомит учащихся с определениями причин Первой мировой войны, определением целей стран-участниц, хаpaктеристикой основных военных действий, анализом влияния войны на положение российского общества. Урок проводится в виде исследования на основе групповой работы и рассчитан на два часа....

05 02 2024 5:14:38

Интегрированный урок (история + информатика) на тему "История письменности". 5-й класс


    Интегрированный урок (история + информатика) на тему "История письменности". 5-й класс

      Цель урока: изучить особенности возникновения письменности в государствах: Двуречье, Древний Египет, Финикия, Древняя Греция, Древний Китай, Древняя Индия, Древняя Русь....

04 02 2024 12:47:53

Интеллектуальный конкурс по истории для учащихся 9–11-х классов "Патриоты Отечества". Игра по истории Отечественной войны 1812 г. и Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.


    Интеллектуальный конкурс по истории для учащихся 9–11-х классов "Патриоты Отечества". Игра по истории Отечественной войны 1812 г. и Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

      Дидактическая игра позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она дает возможность расширить кругозор учащихся, развить их эрудицию, умения и навыки XXI века, активизировать мыслительную деятельность школьников, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его. Проводится с учащимися 9–11-х классов. ...

03 02 2024 15:54:37

Урок-семинар по истории России. 10-й класс


    Урок-семинар по истории России. 10-й класс

      Открытый урок по теме «История древнерусского государства в исторических лицах». Цели урока: повторение основных этапов становления древнерусского государства и установление влияния князей-правителей (Святослав, Владимир Святославович, Ярослав Мудрый) на ход истории; обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Древнерусское государство. Расцвет древнерусского государства»; формирование умений анализа и обобщения на основе знаний об истории Руси....

02 02 2024 1:35:13

Россия в первой половине XIX века


    Россия в первой половине XIX века

      Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать, как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по истории России первой половины XIX века или в ходе декады истории....

01 02 2024 17:18:17

Урок истории в 8-м классе "Феодальная раздробленность на Руси"


    Урок истории в 8-м классе "Феодальная раздробленность на Руси"

      Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....

31 01 2024 20:19:15

Урок по теме "История одной реформы", 11-й класс


    Урок по теме "История одной реформы", 11-й класс

      Урок разработан для учащихся 11-го класса. Цель данного урока: выяснить причины проведения военной реформы 1874 года, определить сущность этой реформы, показать значение реформы для дальнейшего развития страны. Для лучшего усвоения темы на уроке используется компьютерная презентация, где представлены основные этапы проводимой реформы и текст документа «Из устава о воинской повинности» 1874 года. Работа с документом позволяет развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы по имеющемуся материалу....

30 01 2024 20:32:35

Духовно-нравственное воспитание "У педагогов творенье особое: Человек"


    Духовно-нравственное воспитание "У педагогов творенье особое: Человек"

      Дети, живя и развиваясь в реальном мире, должны знакомиться с историческими, культурными и этическими ценностями окружающей их среды. Поэтому наряду с социально-экономическими задачами, проводится патриотическое воспитание детей и молодёжи, способных защитить свою Родину, сохранить духовное и материальное наследие предков, развить и возвысить Россию....

29 01 2024 12:10:27

Урок обобщение по теме "Россия в 1900–1914 годах"


    Урок обобщение по теме "Россия в 1900–1914 годах"

      Урок построен на основе модульной технологии, состоит их 5 модулей, три из которых предполагают исследовательскую работу с документом. Урок предусматривает все виды работ, которые учащиеся должны уметь выполнять на ЕГЭ: тест, работа с документом, написание эссе. Достоинством урока является его высокая результативность, все учащиеся получают оценки в процессе урока и после него за написание эссе. ...

28 01 2024 8:59:44

Новая история. Урок в 7-м классе по теме: "Права человека в Великой Французской революции"


    Новая история. Урок в 7-м классе по теме: "Права человека в Великой Французской революции"

      Урок по теме: "Права человека в Великой Французской революции" ставит своей целью воспитание уважения к человеку, его правам. Данный урок может быть вариантом повторительно-обобщающего урока по теме "Великая Французская революция"; материалы к уроку могут быть использованы на уроках обществознания и права. ...

27 01 2024 15:13:29

Вопросы и ответы к уроку-зачету по теме "Россия в XIX веке!"


    Вопросы и ответы к уроку-зачету по теме "Россия в XIX веке!"

      Представлены материалы к уроку-зачёту по истории в 11-м классе вечерней школы....

26 01 2024 15:51:33

Разработка урока обощения в 5-м классе в курсе истории Древнего мира "Древний Египет"


    Разработка урока обощения в 5-м классе в курсе истории Древнего мира "Древний Египет"

      Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....

25 01 2024 18:28:22

Игра-путешествие "В гостях у Клио"


    Игра-путешествие "В гостях у Клио"

      Игра-путешествие для учащихся 5-го класса. В этом возрасте дети начинают изучать курс всеобщей истории «История Древнего мира». Поэтому необходимо поддерживать и развивать к ней интерес. Для этого рекомендуем опираться на интересные исторические факты и различные варианты существующих мифов и легенд, используя научно-познавательную, художественную литературу и иллюстративный материал....

24 01 2024 9:49:28

Библиотечный урок "Куликовская битва" (10-й класс)


    Библиотечный урок "Куликовская битва" (10-й класс)

      Цель: рассказать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, о политике отношений с Ордой, охаpaктеризовать деятельность московского князя Дмитрия Донского, осветить причины и последствия Куликовской битвы, её историческое значение. ...

23 01 2024 13:47:47

Наука и образование XVIII века, 7-й класс


    Наука и образование XVIII века, 7-й класс

      Предлагаю разработку открытого урока в 7-м классе по курсу "История России" на тему "Наука и образование XVIII века". Данная разработка позволяет в течение 40 минут раскрыть наиболее полно обширную тему, которую раньше сложно было уместить в один урок. Поурочное планирование составлено мной лично, без использования чьих-либо авторских методических и дидактических материалов. ...

22 01 2024 18:52:40

Внеклассное мероприятие по истории. Викторина "Дела давно минувших дней…"


    Внеклассное мероприятие по истории. Викторина "Дела давно минувших дней…"

      В статье предложен сценарий викторины, проводившейся в рамках предметной декады по истории. Предложены различные виды заданий и вопросов. После проведения викторины подводятся итоги мероприятия, объявляются победители, награждаются поощрительными призами участники. ...

21 01 2024 14:22:17

Восстание декабристов в судьбе русских женщин


    Восстание декабристов в судьбе русских женщин

      В истории каждой страны есть незабываемые даты. Декабрь 1825 года – явление такого рода. По делу декабристов были привлечены 579 человек. В июле 1926 года началась отправка в Сибирь осужденных. Вслед за "государственными преступниками" отправились жены. Наш урок посвящен женам декабристов. ...

20 01 2024 18:32:38

Урок истории по теме "Курская битва". 9-й коррекционный класс


    Урок истории по теме "Курская битва". 9-й коррекционный класс

      Представлен урок сообщения новых знаний, направленный не только на изучение нового материала, но и активацию мыслительной деятельности, развитие навыков работы с дополнительными материалами и источниками, а также ведение живой беседы и умению правильно задавать вопросы по теме. На урок приглашён ветеран Сталинградской и Курской битв Андреев Павел Алексеевич. Живое общение с очевидцем и участником войны придаёт уроку эмоциональность и содержательность....

19 01 2024 21:43:21

Урок истории по теме "Художники эпохи Возрождения"


    Урок истории по теме "Художники эпохи Возрождения"

      Цель предложенного урока – показать влияние эпохи Возрождения на творчество художников. В ходе урока учащиеся показали свое умение работать в группах, а также анализировать произведения изобразительного искусства. ...

18 01 2024 4:25:23

История школьного обучения


    История школьного обучения

      Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....

17 01 2024 16:34:23

Диспут "Разговор с В.Путиным"


    Диспут "Разговор с В.Путиным"

      Современный урок истории и социальных дисциплин должен помочь подросткам осознать своё место в непростом, постоянно меняющемся мире. Диспут «Разговор с В. Путиным» способствует выработке интереса у старшеклассников к современной политической жизни, экономическим и социальным реалиям, содействует формированию устойчивой жизненной позиции....

16 01 2024 22:14:42

Гуситское движение в Чехии


    Гуситское движение в Чехии

      Урок-презентация. Метод погружения в историческую эпоху. Сочетание индивидуальных и групповых заданий, работа по алгоритму развивает у учащихся навыки самостоятельной мыслительной деятельности....

15 01 2024 17:46:38

Восточные славяне


    Восточные славяне

      Изучение курса всеобщей истории и истории России по историческим блокам позволяет активизировать умения учащихся и перейти на уроках истории от репродуктивного подхода к компетентностному. Данный подход показывает параллельность курсов всеобщей истории и истории России, развивает навыки аналогии, сравнительного мышления, умение применять ранее полученные знания с добавлением фактического материала по данной теме....

14 01 2024 21:33:30

Роль Старой Ладоги в истории Древней Руси


    Роль Старой Ладоги в истории Древней Руси

      В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....

13 01 2024 15:17:37

Современный этап развития России. Сказка о национальных проектах


    Современный этап развития России. Сказка о национальных проектах

      Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....

12 01 2024 8:33:49

Урок "Раменский район в годы Великой отечественной войны 1941—1945 годов"


    Урок "Раменский район в годы Великой отечественной войны 1941—1945 годов"

      Последнее время на уроках истории всё меньше и меньше времени отводится для изучения истории родного края, рассмотрения процессов мировой истории на примере истории малой родины. Данный материал может быть использован как для уроков истории, при изучении истории родного края, так и для внеклассной работы с учащимися. ...

11 01 2024 23:42:59

Возрождение — эпоха гуманизма и меркантилизма


    Возрождение — эпоха гуманизма и меркантилизма

      Представленное в методической разработке занятие по дисциплинам "Основы философии" и "История экономических учений" проводилось в группе параллельного обучения в рамках программы непрерывного образования "школа - техникум - вуз". Наилучшей формой проведения занятия в такой группе студентов - школьников был выбран интегрированный (бинарный) урок. Интегрирующим материалом стали темы эпохи Возрождения. ...

10 01 2024 7:52:33

Разработка урока для 9-го класса "Итоги и уроки Второй мировой войны"


    Разработка урока для 9-го класса "Итоги и уроки Второй мировой войны"

      Разработка урока по истории для 9-го класса. Хаpaктер материала урока способствует не только повторению, закреплению пройденного материала, но и более активному его усвоению, так как в процессе урока акцент делается на визуальное и слуховое восприятие информации личностью. Активизируется индивидуальная и групповая работа учащихся. ...

09 01 2024 12:32:35

Информационные технологии на уроках истории


    Информационные технологии на уроках истории

      Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Каждому нужно пройти по дороге информатизации образования свой отрезок пути, и это будет ощутимой поддержкой традиционно высокого уровня российского образования....

08 01 2024 23:29:41

"Аз, буки, веди…" Школа, образование письменность в древнерусском государстве"


    "Аз, буки, веди…" Школа, образование письменность в древнерусском государстве"

      Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....

07 01 2024 23:52:24

Праздник "Жатва" – внеклассное мероприятие по истории Отечества


    Праздник "Жатва" – внеклассное мероприятие по истории Отечества

      Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....

06 01 2024 13:57:57

Урок обществознания в 10-м классе. Тема: "Социальное развитие и молодежь. Молодежная субкультура"


    Урок обществознания в 10-м классе. Тема: "Социальное развитие и молодежь. Молодежная субкультура"

      Исследовательская работа в группах позволила учащимся 10-го класса выявить молодежные неформальные организации в городе, встретиться с их лидерами и участниками, узнать причины их появления, определить собственную позицию по отношению к существующей молодежной субкультуре не только в России, но и собственном городе....

05 01 2024 8:41:59

Литературно-музыкальная композиция "Дум высокое стремленье" (памяти декабристов)


    Литературно-музыкальная композиция "Дум высокое стремленье" (памяти декабристов)

      Цель литературно-музыкальной композиции: воспитание уважительного отношения к истории страны, формирование потребности знать и помнить исторические события, стимулирование интереса к чтению художественной и исторической литературы, воспитание чувства патриотизма, формирование положительной нравственной оценки подвига во имя родины....

04 01 2024 16:22:54

Урок по курсу истории России в 6-м класе "Преданья старины глубокой" (культура Древней Руси X — начала XIII в.)


    Урок по курсу истории России в 6-м класе "Преданья старины глубокой" (культура Древней Руси X — начала XIII в.)

      Урок сочетает в себе знания из разных областей и должен познакомить учащихся с лучшими произведениями русской культуры; выяснить, в чем заключаются особенности древнерусской культуры; воспитывать патриотическое отношение к своей Родине; развить умение анализировать текст и делать выводы....

03 01 2024 10:10:14

Родословная московских князей. Конец монголо-татарского ига


    Родословная московских князей. Конец монголо-татарского ига

      На данном уроке учащиеся в игровой форме повторяют и закрепляют сведения о Московских князьях с момента первого упоминания о Москве в летописях и до конца монголо-татарского ига. Анализируют факты и делают вывод о том или ином вкладе московского князя в развитие, становление и укрепление Московского княжества вплоть до объявления Руси центром Христианства. Урок имеет образовательное, а также воспитательное значение для развития духовно-нравственных, патриотических и толерантных чувств....

02 01 2024 22:50:10

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::