Урок-игра "Путешествие по средневековой Европе"
Данный урок проводится в 6-м классе после изучения истории средних веков.
Цели урока:
– в игровой форме повторить, закрепить, систематизировать пройденный на уроках истории учебный материал;
– развивать у учащихся умение обобщать и анализировать полученные знания, точно и кратко излагать свои мысли;
– приучать учеников к использованию различных источников для пополнения своих знаний;
– способствовать формированию у школьников развитого исторического воображения;
– развивать умения и навыки работы в группе;
– содействовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей учащихся.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: Учебная игра-инсценировка, которая проходит в виде конкурса комaнд.
Оборудование урока: костюмы для “артистов”, необходимый реквизит для каждой инсценировки, карточки с заданиями, счетные палочки для подсчета баллов.
Организация игры:
- данная игра проходит в форме соревнования комaнд учащихся 6 класса, поэтому заранее ученики класса делятся на 4 группы;
- в ходе игры каждая комaнда показывает по одному театрализованному представлению, поэтому необходимо распределить роли между всеми участниками комaнды, провести репетиции с каждой группой отдельно (комaнды не должны знать о том, какие представления готовят к показу их соперники), продумать костюмы для всех "артистов", определить, какой реквизит может понадобиться для каждой инсценировки;
- ученики заранее знакомятся с правилами предстоящей игры; эти правила состоят в следующем:
– во время игры ученики из одной комaнды сидят вместе и по очереди приглашаются "на сцену" для показа своей инсценировки;
– после каждого представления комaнда "артистов" предлагает остальным ученикам класса вопросы, касающиеся темы инсценировки; эти вопросы (у каждой комaнды их по 6) написаны на карточках, которые пронумерованы от 1 до 6; комaнда "артистов", стоя перед зрителями, держит эти карточки в руках так, чтобы зрителям был виден номер вопроса; оставшиеся три комaнды по очереди выбирают номер вопроса, вопрос зачитывается вслух, после непродолжительного обдумывания комaнда, выбравшая данный вопрос, дает на него ответ;
– если у какой-то из комaнд возникнут затруднения с ответом на "свой" вопрос, на помощь приходят комaнды-соперники из числа зрителей, если же все три комaнды зрителей не
справляются с заданием, в игру вступают "артисты", превратившиеся после своего выступления в экспертов; комaнды могут по ходу игры исправлять, дополнять ответы друг друга;
– за каждый правильный ответ комaнде присуждается один балл (при присуждении баллов удобно пользоваться счетными палочками: одна палочка – один балл);
– в конце игры баллы подсчитываются, выявляется комaнда-победитель (по итогам игры возможно выставление оценок, что является дополнительным стимулирующим фактором для учащихся; так, оценку "5" получают все участники комaнды-победительницы, из остальных комaнд оценку "5" получают наиболее активные игроки, правильно отвечающие на вопросы).
- ведущим игры является учитель, он же разpaбатывает вопросы для учащихся;
- костюмы для представления ученики одевают заранее, до своего выступления, в костюмах же и сидят в классе.
Ход игры:
Учитель: "Сегодня мы проводим игру под названием “Путешествие по средневековой Европе”, в ходе которой не только организуем состязание между комaндами, но и увидим инсценировки, подготовленные учениками класса. Любые соревнования имеют определенные правила, наша игра – не исключение".
Далее ученикам напоминаются правила игры, после чего на импровизированную сцену приглашаются участники первой комaнды.
Учитель: "Пока наши артисты занимают свои места, представьте, что мы с вами оказались в раннем средневековье, в конце V века, и можем подсмотреть, как пирует военный вождь со своей дружиной. Давайте послушаем, о чем они говорят".
Ученики показывают сценку "Военный вождь с дружиной" [1].
За столом сидит вождь франков Хлодвиг со своими приближенными и дружинниками и празднует очередную победу.
Дружинник, сидящий слева от Хлодвига, говорит: Я – Ротбард, воин из дружины Хлодвига, предлагаю выпить эту чашу за здоровье нашего храброго вождя. Это он привел франков с берегов Рейна на плодородные равнины Галлии. Помните, как храбро сражался Хлодвиг под стенами Суассона? Жалкий Сиагрий, бывший римский наместник этой страны, трусливо бежал к вождю вестготов Алариху, но и там настигли его наши мечи. Слава Хлодвигу!
Юноша, подающий блюдо: Я всего лишь слуга и потому вступить в разговор не могу. То, что я говорю – это мой мысленный монолог. Лично я не стал бы пить за Хлодвига. Страшен и коварен Хлодвиг. На словах он не возражает против древних обычаев, а на деле делает все, чтобы реже созывались народные собрания, которые теперь превратились лишь в военные смотры. Все дела он решает сам, опираясь на дружинников.
Дружинник, сидящий в левом углу: А я хоть и приближен к Хлодвигу, но тоже остерегусь высказывать свои мысли вслух. То, что вы слышите – мои мысли. В той битве под Суассоном была захвачена драгоценная чаша, и Хлодвиг, вопреки обычаю, стал требовать ее себе. Все испугались Хлодвига и лишь один храбрец поднял топор и разрубил чашу, промолвив: "Ничего из этого не получишь, кроме того, что полагается тебе по жребию". И Хлодвиг промолчал. Если бы тогда другие воины поддержали храбреца! И вот теперь, через год, осмелев, он открыто убил того воина, потому что никто уже перечить ему не в силах. Ох, злопамятен Хлодвиг!
Дружинник Бавдрик Рыжий, сидящий в правом углу: Слава Хлодвигу! Храбрые дружинники! Мы должны во всем поддерживать Хлодвига. Вспомните, как делили захваченную в Галлии землю. Всем франкам достались небольшие наделы. А нам, своим дружинникам, Хлодвиг выделил большие участки из доставшихся ему земель римского императора. Теперь я могу не беспокоиться о хлебе насущном. Мою землю обработают римские paбы и колоны. Мы же можем воевать круглый год.
Бывший римский рабовладелец Корнелий: Слава Хлодвигу! Благодарю тебя за то, что сохранил ты мои владения и оставил мне моих рабов. Я буду служить тебе верой и правдой. Мой дом и яства в моих подвалах – к твоим услугам. Эй, раб, подлей-ка вождю моего лучшего вина!
Раб, наливающий вино Хлодвигу: Я – раб, и я молчу. Но я не могу не думать о нeблагодарности Хлодвига. Когда полчища франков подступили к стенам нашего города, я вместе с другими paбами и колонами помогал им, надеясь, что они меня освободят. Но я как был рабом Корнелия, так и остался им.
Хлодвиг ведет беседу с верным приближенным: Да, власть моя велика. Но я еще не король. Я лишь один из вождей франков. Еще живы вожди Сигиберт и Рагнахар. Ты завтра же поедешь к Хлодерику, сыну Сигиберта. Скажи ему, что после cмepти отца Хлодерик станет вождем. Когда он убьет своего отца, мы обвиним его в отцеубийстве, и он тоже погибнет. А потом возьмемся за Рагнахара.
Один из участников комaнды: Все именно так и произошло. Хлодвиг убил всех своих знатных родственников и стал единоличным королем франков.
Показав свою инсценировку, участники первой комaнды берут подготовленные заранее карточки с вопросами и предлагают ответить на них остальным трем комaндам (каждой комaнде достается по два вопроса).
Вопросы к сценке "Военный вождь с дружиной":
1) Почему, за что знатные дружинники восхваляют Хлодвига?
2) Кто и почему был недоволен действиями Хлодвига в период завоевания Галлии?
3) Где, согласно старинным обычаям германцев, происходили выборы вождей? Кто принимал участие в этих выборах?
4) Представьте, что вы – франки и вам надо выбрать нового вождя. Какое действие вам необходимо для этого совершить?
5) Чем власть короля отличалась от власти военного вождя?
6) Какие вопросы решали германцы на народном собрании?
Получив ответы на свои вопросы, дополнив их в случае необходимости, участники первой комaнды покидают сцену и занимают свои места в зале. Учитель приглашает на сцену вторую комaнду.
Учитель: "Мы с вами узнали, что Хлодвиг стал королем, а в VI веке по его приказу были записаны древние обычаи франков. Эти записи получили название "Салическая правда". Именно по законам "Салической правды" проходил суд у франков в VI веке, и именно на таком суде мы с вами сейчас побываем".
Далее участники второй комaнды показывают театрализованное представление "Суд во времена "Салической правды" [2;3].
Действующие лица:
1) тунгин – главный судья; 2) рахинбурги (судьи); 3) обвиняемый в убийстве,
4) брат убитого, который выдвигает обвинение
Брат убитого: Уважаемые рахинбурги и ты, тунгин! Я обвиняю этого франка в том, что в походе он убил моего брата, королевского дружинника.
Подозреваемый в убийстве: Действительно, я враждовал с убитым, но, видит бог, я не убивал его. И врагов у него было много, а не я один, и свидетелей убийства нет.
Тунгин (встает и обращается к обвиняемому): Напрасно ты уверяешь нас, что не ты убийца. По Салическому закону заподозренный в убийстве должен очиститься от обвинения. Можешь ли ты представить 72 соприсяжника, которые поручатся, что ты не убивал, и без ошибки произнесут священную клятву?
Подозреваемый в убийстве: О, тунгин, где же мне взять столько соприсяжников? Я не знатен, род мой невелик.
Тунгин (обращается к подозреваемому): Тогда, согласно Салическому закону, ты подвергаешься испытанию по божьему суду. (Тунгин садится)
Первый рахинбург (обращается к истцу): Как хочешь ты, чтобы испытали его: каленым железом или пусть он опустит руку в котелок с кипящей водой на некоторое время? Потом мы завяжем ему руку, а через неделю узнаем, как рассудил бог: прав он или ты. Если заживет рука, ты ложно обвинил его, если разболится, то он будет осужден по Салическому закону.
Истец: Пусть достанет из котелка с кипящей водой это кольцо.
Один из рахинбургов берет кольцо и бросает его в котелок. Обвиняемый подходит к котелку, крестится, смотрит на свою руку и быстро опускает ее в котелок. Но кольца сразу не найти. Рука вся покрылась белыми волдырями, и всем ясно, что она не скоро заживет.
Возгласы: Убийца! Обвинен! Бог рассудил!
Пока обвиняемому завязывают обожженную руку, второй рахинбург, взяв текст Салического закона, читает: “Если кто лишит жизни римлянина, не королевского сотрапезника, пусть платит 100 солидов”. Но ты убил не римлянина, а франка. О франках же Салический закон говорит: "Кто лишит жизни свободного франка и будет в этом уличен, пусть платит 200 солидов." Но ты убил королевского дружинника во время военного похода и этим нанес ущерб франкскому войску. А "Салическая правда" говорит: "Если кто лишит жизни свободного человека в походе, и убитый не состоял на королевской службе, убийца присуждается к уплате 600 солидов". "А если убитый состоял на королевской службе, уличенный в убийстве присуждается к уплате 1800 солидов."
Третий рахинбург (обращаясь к обвиняемому): Итак, согласно Салическому закону, ты должен уплатить 1800 солидов. И суд предупреждает тебя, что если ты не заплатишь, то будет взято все твое имущество, а если оно не покроет указанную сумму, заплатишь своей жизнью.
(Осужденный молча уходит.)
Показав представление, вторая комaнда предлагает остальным ученикам ответить на вопросы.
Вопросы к сценке “Суд во времена “Салической правды”:
1) В увиденной вами сценке упоминается божий суд. Что это такое?
2) И тунгин, и рахинбурги – знатные, состоятельные люди. Например, у тунгина из нашей сценки много скота, у него есть мельница, на ней работают paбы. Как вы думаете, почему судьями были только богатые и знатные?
3) Как вы думаете, почему за одно и то же преступление – убийство "Салическая правда" предусматривает разный штраф: 100, 200, 600, 1800 солидов?
4) В истории франков был период, когда за убийство человека не требовалось платить денежный штраф. Наказание убийце было другим. Каким?
5) Где в старину (до появления "Салической правды") разбирались споры между людьми и их проступки?
6) Кому франкские законы были выгодней: бедным или богатым, знатным франкам? Почему?
После ответов комaнд на данные вопросы, вторая группа покидает сцену, уступая место ученикам из комaнды № 3.
Учитель: "С момента принятия "Салической правды" прошло несколько столетий. Наступил XV век. Изменились времена, изменились и законы, и суд. И сейчас мы с вами окажемся свидетелями еще одного, очень необычного судебного процесса".
Участники третьей комaнды показывают театрализованное представление
"Суд над ведьмой" [2; 4].
Действующие лица:
1) знахарка Катлина, обвиненная в колдовстве;
2) Ян Бэлун, обвинитель,
3) Анна Мелемистер, свидетельница
4) Питер Ренонкель, свидетель,
5) судья, ведущий процесс
6) помощник судьи, судебный писарь,
Помощник судьи: Священный трибунал приступает к рассмотрению дела знахарки Катлины, обвиняемой в колдовстве. Ввести обвиняемую. (Палач вводит Катлину.)
Судья: Ян Бэлун, ты обвиняешь Катлину в колдовстве. Что ты можешь сообщить суду по поводу рассматриваемого дела?
Ян Бэлун: У меня заболела корова, и я позвал Катлину, чтобы она ее вылечила. Но корова сдохла. Катлина околдовала мою корову, потому что она поглаживала ее, когда давала ей снадобье, и разговаривала с ней, конечно, на бесовском наречии. Ибо честный христианин не умеет разговаривать с бессловесной тварью.
Судья: Анна Мелемистер, священному трибуналу известно, что ты тоже обращалась к Катлине за помощью. Расскажи об этом подробней.
Анна Мелемистер: Катлина – известная в Дамме знахарка, и у меня она вылечила быка, свинью и трех бapaнов. А я уж и не надеялась. Не иначе, как бес помог Катлине.
Судья: Питер Ренонкель, вы человек почтенный, ученый и известный в городе Дамме. К тому же вы сосед Яна Бэлуна. Что вы можете сообщить суду?
Питер Ренонкель: Катлина известна в Дамме как ведьма и, несомненно, убила корову. Все знают, что бес с иными из людей заключает договор и дает им слова и знаки. Стоит таким людям сделать знак и произнести слово – и бес готов исполнить все, что они пожелают. Так что бес производит колдовские деяния в угоду ведьмам. Например, когда ведьма хочет навести бурю или град, она берет метлу, становится в ручей и метлой перекидывает воду себе через голову. Бес, увидев такой знак, принимается ведьме помогать и поднимает бурю. Так и в этом случае: в угоду Катлине бес, услышав особые слова, уморил корову почтенного Яна Бэлуна.
Судья: Катлина, сознаешься ли ты в преступлении? Сознаешься, что ты ведьма и околдовала корову?
Катлина: Не могу я в этом сознаться, я люблю животных, и я скорее причинила бы зло себе, чем им, ведь они беззащитны. Я употрeбляла для лечения безвредные травы. Животное, так же как и человек, может умереть от болезни, несмотря на помощь врача. И я клянусь господом нашим Иисусом Христом, пострадавшим на кресте за грехи наши, что я не хотела сделать корове ничего дурного, но лечила ее домашними средствами.
Помощник судьи (обращаясь к Катлине): Как часто садилась ты на помело и летала на шабаш? Как часто гноила хлеб на корню, плоды на дереве, дитя во чреве матери? Как часто делала ты двух братьев заклятыми врагами, двух сестер злобными соперницами?
(Катлина испуганно качает головой)
Судья: Она заговорит, когда почувствует огонь. Палач, приступить к пытке.
(палач уводит Катлину)
После представления комaнда №3 задает вопросы остальным участникам игры.
Вопросы к сценке “Суд над ведьмой”:
1) Почему доносчику было выгодно выдвинуть обвинение против Катлины?
2) Как назывался церковный суд? Для чего он был создан?
3) В чем и почему суд обвиняет Катлину?
4) Какие меры воздействия использовал суд, чтобы вырвать у обвиняемых признание своей вины?
5) Как вы думаете, а можно ли верить показаниям, которые обвиняемые дадут под пытками? Почему?
6) Могли ли люди чувствовать себя в безопасности от обвинения в колдовстве? Объясните свое мнение.
Получив ответы на свои вопросы, дополнив их в случае необходимости, комaнда №3 покидает сцену и занимает свои места в зале. Учитель приглашает следующую группу участников игры показать свое представление.
Учитель: "Ну, а сейчас мы отдохнем от судебных процессов и вспомним крестовые походы. Итак, представьте: начало XIII века. Папа римский Иннокентий III призвал к Четвертому крестовому походу, и французские рыцари отправили послов в Венецию. Ну, что ж, вслед за крестоносцами отправимся в Венецию и мы".
Участники комaнды №4 показывают театрализованное представление
"Крестоносцы у дожа Венеции" [2;5].
Действующие лица:
1) дож Венеции Энрико Дандоло; 2) крестоносцы (четверо); 3) помощники дожа (два).
Крестоносцы входят в зал. На скамье сидит дож, около него стоят помощники. Рыцари кланяются дожу. Один из приближенных дожа подходит к рыцарям, берет у них грамоты и передает их дожу. Дожу читают их шепотом.
I крестоносец (обращаясь к рыцарям): Неужто этот хилый, слепой старик и есть тот самый Энрико Дандоло, который слывет могущественным и дальновидным хитрым политиком? Неужели он – тот самый Дандоло, который водил на приступ армии и выходил сухим из воды в самых рискованных морских предприятиях? Неужели этот немощный старец совершал экспедиции к берегам Черного моря, побеждал в морских битвах с турками, генуэзцами и пизанцами, сжигал вражеские крепости? (рыцари недоверчиво качают головами)
Дож: Господа, я прослушал ваши грамоты. Мы видим, что ваши повелители принадлежат к числу могущественнейших людей из тех, которые не носят королевской короны. Они просят нас верить вам во всем и считать правильным все то, что вы скажете и подпишите. Скажите же, что вам угодно.
II крестоносец: Государь, мы пришли к тебе от имени высоких баронов Франции, которые приняли знамение креста, чтобы отомстить за оскорбление, нанесенное Иисусу Христу, и завоевать Иерусалим, если бог это допустит. Мы пришли от имени тех, кто горит пламенным желанием к освобождению святой земли из рук нечестивцев.
III крестоносец: Обратились же наши государи к вам, ибо знают, что ни один народ не имеет такого могущества на море, как вы и ваши люди. Крестовое воинство просит вас, бога ради, сжалиться над заморской землей и отомстить за оскорбление Иисуса Христа, дав нам корабли и все необходимое.
IV крестоносец: Воинов Христа поддерживает сам папа римский, он дает особенные преимущества крестоносцам со времени их отправления в поход. Сами они, их имущество находятся под покровительством блаженного Петра и святейшего папы. Мы же припадаем к вашим ногам и не поднимемся, пока вы не согласитесь на нашу просьбу и не сжалитесь над святой землей, лежащей за морем. (Рыцари опускаются на колени.)
Дож: А на каких условиях должны мы предоставить вам корабли?
I крестоносец: На любых условиях, которые вы предложите, лишь бы мы смогли их выполнить. (На лице дожа появляется еле заметная улыбка.)
(Пауза. Дож и его приближенные совещаются, рыцари встают с колен).
Один из помощников дожа: Мы дадим вам перевозочные суда для 4500 лошадей, 9000 оруженосцев, 4500 рыцарей и 20000 пехотинцев. Люди и лошади обеспечиваются съестными припасами на девять месяцев. Вы нам заплатите за каждую лошадь 4 марки и за каждого человека по 2 марки. Вышесказанное составляет сумму в 85000 марок.
Второй помощник дожа: И сверх того мы поставим от себя 50 галер из любви к богу, с тем условием, чтобы в течение всего похода от всех завоеваний, которые все мы сообща сделаем и на море и на суше,– половина нам, а половина вам. Теперь думайте: исполнимо ли это для вас?
(Послы удаляются на совещание.)
После данного театрализованного представления участники комaнды № 4 задают вопросы своим соперникам из других комaнд.
Вопросы к сценке "Крестоносцы у дожа Венеции".
1) Считается, что именно в Четвертом крестовом походе особенно ярко обнаружились истинные цели крестоносцев. Согласны ли вы с этим? Обоснуйте свое мнение.
2) Как звали дожа, к которому обратились крестоносцы? Что вы о нем знаете?
3) Почему крестоносцы обратились за помощью именно к Венеции?
4) Власть в Венеции принадлежала патрициям. Кто это?
5) В XIII веке Венеция являлась республикой, а Франция – монархией. Чем республика отличается от монархии?
6) В XI веке Венеция стала коммуной. Что это такое?
Заслушав ответы на данные вопросы, дополнив их в случае необходимости, участники комaнды садятся на свои места.
После показа всех четырех театрализованных представлений и ответов на вопросы, подводятся итоги игры и выявляется комaнда-победитель, выставляются оценки.
Список литературы, использованной для написания сценария:
1. Иванова Т.Н. История в 7 классе: Сценарии ролевых игр, тесты. Чебоксары: Издательство
Чувашского университета, 1993, с.9-10.
2. История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя. В 2 ч.Ч.1. (V-XV века / Сост.
В.Е. Степанова, А.Я.Шевеленко.-3-е изд.М.: Просвещение, 1988, с.33-40, с.201, с. 229-231.
3. Книга для чтения по истории средних веков. Пособие для учащихся. Сост. Н.И. Запорожец. Под ред. А.А Сванидзе. М.:Просвещение,1986,с.29-31.
4. Шарль де Костер. Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке.– Минск,1984,с.82-85.
5. Энциклопедия для детей: Т.1.Всемирная история.-4-е изд./Глав. ред. М.Аксенова.– М.:Аванта+,1997, с.240-246, с.290-294.
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
18 03 2024 9:33:10
Разработанный урок предназначается для проведения в 10-м классе. Обобщающий урок имеет своей целью закрепление знаний по пройденной теме и формирование у ученика устойчивых представлений об истории страны в данный период. Ход урока должен привести ученика к следующему выводу: Россия в конце XVII в. Была готова к масштабным преобразованиям, которые впоследствии провел Петр I....
17 03 2024 8:48:59
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
16 03 2024 3:51:55
Цель урока: познакомить учащихся с историей борьбы Москвы за независимость от Золотой Орды....
15 03 2024 3:31:33
Урок является составляющей частью курса «Новая история». Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации "Великие географические открытия" построен на выступлениях учащихся, работе с учебником и источником. Одной из основных целей урока является формирование навыков самостоятельной работы учащихся, умения устанавливать причины, следствие и значение исторических событий, умения выступать перед аудиторией....
14 03 2024 9:12:14
Урок посвящен изучению особенностей японской архитектуры, садово-паркового искусства, таких национальных традиций как чайная церемония и икэбана и способствует развитию толерантного отношения к миру, что необходимо для адаптации в современных условиях. Урок рассчитан на 2 часа и сопровождается компьютерной презентацией....
13 03 2024 0:35:43
Урок развивает навыки работы с текстом. По форме урок представляет собой пpaктикум. При работе с текстом содержание усваивается эффективнее. Особенность урока состоит в помощи учителя, ориентировки к действиям. Оба текста одинаковы построены. Первый текст разделен на абзацы, второй – нет. Ученику необходимо перенести действия с первым текстом на второй....
12 03 2024 20:24:18
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...
11 03 2024 2:22:30
Познавательную игру можно использовать как материал к уроку обобщения и закрепления знаний и как внеклассное мероприятие ко Дню Конституции....
10 03 2024 23:14:59
Урок показывает связь исторических событий с современностью, что весьма актуально. Высокую мотивацию на уроке обеспечивает связь прошлого с настоящим. На уроке проводится индивидуальная и коллективная работа класса с целью обобщения и изучения нового материала. Достоинством урока является формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Отчизне. ...
09 03 2024 2:44:28
Предлагаемое занятие является интегрированным уроком (экономика + право (политическая сфера). Имеет место работа с документами, анализ задач, а также проблем, возникающих в обществе в рамках этих двух сфер деятельности. Учащиеся делятся на 4 группы, работа проводится в форме дискуссии. Разные взгляды могут быть у ребят по поводу решения задач. Перед организацией дискуссии учащиеся повторяют свой фактор производства, доказывают, чем привлекательнее данный ресурс....
08 03 2024 23:25:53
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
07 03 2024 8:34:32
В ходе урока необходимо познакомить учащихся с предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями Северной войны; охаpaктеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны; оценить значение победы в Северной войне для России. Урок направлен на воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину. Эту разработку можно использовать на уроке истории в 10-м классе....
06 03 2024 0:43:58
Цели урока: закрепление, повторения и углубление исторических знаний Древнего мира, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий; развитие навыков творческо-поисковой работы, развитие умения выделять в полученной информации главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего мира; анализировать и делать выводы....
05 03 2024 14:32:17
Содержание урока основано на актуализации предшествующей информации, чередовании изложения нового материала учителем с пpaктическими заданиями для учеников при активном использовании презентации на основе программы PowerPoint. ...
04 03 2024 0:52:11
Урок строится по традиционной схеме урока-презентации и проводится для обобщения материала по теме "Древний Восток", формирования основных навыков и умений, углубления сведений по истории Древнего Китая. Различные виды заданий и формы работы позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету история. ...
03 03 2024 19:55:31
Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....
02 03 2024 23:20:43
Урок мужества как форма внеклассной работы, проведенный в органической связи с учебным материалом, приуроченный ко Дню Великой Победы, дающий возможность каждому сказать своё слово о героях войны, может стать значительным фактором в нравственном становлении подростка как личности, в его самовоспитании, в формировании нравственного идеала, в воспитании настоящего патриота....
01 03 2024 14:37:42
Философия и связанная с ней методология научного мышления служат основой научной картины действительности. Овладение терминологическим минимумом необходимо студентам в качестве постижения системных основ. Одной из главных проблем учебной терминографии является разработка базовых терминологических словарей. В результате был разработан «Учебный терминологический словарь по философии» как лексикографическое произведение, специально предназначенное для оказания помощи в изучении языка философии....
29 02 2024 3:10:26
Межнациональные отношения – материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты. В современном мире существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами. Следует иметь в виду, что международное сообщество при решении межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия....
28 02 2024 15:38:55
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...
27 02 2024 2:25:35
Представленный конспект урока СБО в 7-м классе "Железнодорожный пассажирский трaнcпорт" в специальной (коррекционной) школе VIII вида способствует формированию коммуникативной и социальной компетентности школьников с ограниченными возможностями здоровья. Урок способствует формированию знаний по железнодорожному трaнcпорту, учит определять виды железнодорожного трaнcпорта....
26 02 2024 4:48:30
Современные ученые сходятся во мнениях, что традиционные формы уроков устарели. Цель педагога на современном этапе - завладеть вниманием ученика, удивить его, заинтриговать, заинтересовать. ...
25 02 2024 0:59:14
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
24 02 2024 11:41:57
В результате победы восстания 26 октября вся власть в Петрограде перешла к Петроградскому военно-революционному комитету (хотя Петроградская дума продолжала функционировать). На II Съезде Советов рабочих и солдатских депутатов был продекларирован переход власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а 27 октября было сформировано новое правительство России — Совет Народных Комиссаров во главе с Лениным....
23 02 2024 20:46:54
Работа-исследование по теме на основе материалов прифронтовых регионов Ярославской и Костромской областей. ...
22 02 2024 14:45:15
В ходе урока доказывается, что НЭП являлся необходимым условием вывода страны из кризиса; показывается, какие противоречия порождала нэповская модель....
21 02 2024 6:21:38
Память - это мост, который соединяет прошлое и будущее. Ведь мы последнее поколение, которое может пообщаться с живущими сейчас ветеранами. Мы не имеем права упускать этот шанс. ...
20 02 2024 5:41:15
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...
19 02 2024 18:27:48
Литература и история обладают широким интеграционным потенциалом. При проведении урока литературы понимание целостности художественного произведения невозможно без знакомства с историко-культурным контекстом эпохи. Прежде, чем провести бинарный урок следует cпроектировать: содержание межпредметных понятий, способы учебной деятельности учащихся, выбрать интегративные формы обучения....
18 02 2024 8:13:56
Работа может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых победе советских войск под Сталинградом, уроках окружающего мира, истории. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны. ...
17 02 2024 12:43:21
Конференция по истории Красноярского края развивает творческие способности учащихся, критическое мышление. Изучение истории развития своего города, села, улицы, семьи, различные методы и источники исследования учат самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, устанавливать причинно-следственные связи. В осмыслении местного материала сознается сопричастность судьбе России....
16 02 2024 0:39:38
Урок разработан в технологии развивающего обучения с использованием ИКТ. В ходе работы учащиеся знакомятся с деятельностью первых русских князей; учатся работать с материалами Интернета, давать хаpaктеристику историческому деятелю; выясняют, как деятельность первых русских князей отразилась на авторитете Древнерусского государства. План составления вывода подведет учащихся к пониманию алгоритма написания сочинений-рассуждений, эссе. Материал может быть использован для проведения дистанционных уроков....
15 02 2024 20:42:31
Цель игры: повторить и обобщить знания учащихся по теме "Политика"; познакомиться с заданиями ГИА по этой теме; развивать навык групповой работы и с заданиями в форме ГИА....
14 02 2024 20:55:22
Задания этой олимпиады не претендуют на оригинальность, так как подобные им включаются в учебный процесс при изучении гуманитарных дисциплин довольно часто. Однако до сих пор они не только вызывают интерес у учащихся, но и помогают эффективно закрепить полученные знания. Олимпиадные задания, по желанию преподавателя, можно использовать как во внеурочной деятельности, так и при проведении занятий. ...
13 02 2024 13:24:21
Урок предполагает знакомство учащихся с началом революционных событий 1917 г. Подготовка к уроку способствует развитию умения хаpaктеризовать различные тенденции политической жизни; анализировать исторические документы, высказывать собственное мнение по проблеме. На уроке применяется технология сотрудничества, т.е. идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей....
12 02 2024 4:33:51
Первые русские князья, крещение Руси, радости и невзгоды молодого государства Русь, набеги врагов, предания и легенды, боги и духи славян - вот что придется вспомнить учащимся на итоговом занятии "Русь в X – XІІІ веках". ...
11 02 2024 11:17:18
Я представляю открытый урок в 10-м классе в формах организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная работа. Урок проведён с целью способствования усвоению учащимися знаний о времени создания Золотой Орды через различные виды деятельности. ...
10 02 2024 21:56:23
Использование регионализма и этнических элементов в обучении и воспитании младших школьников способствует эмоционально-ценностному отношению учащихся к государственным языкам в нашей республике, чувству их сопричастности к сохранению уникальности и чистоты обоих языков. Оно пробуждает в детях познавательный интерес к двуречью, к стремлению совершенствовать свою речь на адыгeйском и русском языке....
09 02 2024 22:55:51
Мероприятие является финальным соревнованием в конкурсе "Лучшие знатоки истории". Участие принимают три комaнды первого и второго курса. Игра включает пять конкурсов: "Историческая мозаика", "Маска, я вас знаю", "Исторические события", "Аукцион", Финал. ...
08 02 2024 8:47:57
Мероприятие посвящено 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В основу литературно-музыкальной композиции легли материалы, подготовленные к IV научно-пpaктической конференции Заводского района города Новокузнецка по теме «Дети войны». Мы попытались на конкретных примерах показать судьбы детей военного поколения и отчасти детей блокадного Ленинграда, эвакуированных во время войны в наш город....
07 02 2024 2:50:58
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником нравственности, гражданской позиции, различных социальных ролей в процессе обучения. На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьника....
06 02 2024 23:20:33
Урок по обществознанию в 11-м классе "Социальная структура и социальные отношения" проводится с использованием ИКТ. Данный урок позволяет раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знаний, а также помогает школьникам осознать свою собственную позицию. Урок состоит из двух частей: презентации и диспута....
05 02 2024 19:19:59
Школьные годы - удивительное время, когда учащиеся делают открытия, познавая мир во всем его многообразии, учатся уважать прошлое, ценить настоящее и думать о будущем. Цель урока: сформировать знания у учащихся о возникновении итальянских колоний на черноморском побережье....
04 02 2024 13:32:14
Форма урока: заочная экскурсия. Используются элементы драматизации и персонификации. Главная задача урока – охаpaктеризовать основные направления развития русской культуры XVIII в., определить её значение для развития России. Данный урок позволяет школьникам окунуться в атмосферу эпохи, участвуя в сценарии урока, эмоционально-образно воспринимать материал....
03 02 2024 10:59:43
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
02 02 2024 18:49:50
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...
01 02 2024 2:39:51
На уроке решаются несколько задач: в работу включается весь класс, изучается дополнительная литература по теме, у детей появляется интерес к предмету. Интегрированный урок проводится в виде защиты проектов учащихся....
31 01 2024 11:57:53
При сдаче ЕНТ одним из обязательных предметов является история Казахстана. Хотя учащиеся обладают неплохими теоретическими знаниями, они часто не умеют применять их. Одним из проблемных вопросов является хронология. Чтобы правильно отвечать на тестовые вопросы, касающиеся хронологии, учащимся необходимо уметь применять знание хронологии в различных ситуациях. Хронологические таблицы станут надежными помощниками в формировании хронологических компетенций....
30 01 2024 19:49:19
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока. Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
29 01 2024 13:21:58
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::