Урок-игра "Путешествие по средневековой Европе"
Данный урок проводится в 6-м классе после изучения истории средних веков.
Цели урока:
– в игровой форме повторить, закрепить, систематизировать пройденный на уроках истории учебный материал;
– развивать у учащихся умение обобщать и анализировать полученные знания, точно и кратко излагать свои мысли;
– приучать учеников к использованию различных источников для пополнения своих знаний;
– способствовать формированию у школьников развитого исторического воображения;
– развивать умения и навыки работы в группе;
– содействовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей учащихся.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: Учебная игра-инсценировка, которая проходит в виде конкурса комaнд.
Оборудование урока: костюмы для “артистов”, необходимый реквизит для каждой инсценировки, карточки с заданиями, счетные палочки для подсчета баллов.
Организация игры:
- данная игра проходит в форме соревнования комaнд учащихся 6 класса, поэтому заранее ученики класса делятся на 4 группы;
- в ходе игры каждая комaнда показывает по одному театрализованному представлению, поэтому необходимо распределить роли между всеми участниками комaнды, провести репетиции с каждой группой отдельно (комaнды не должны знать о том, какие представления готовят к показу их соперники), продумать костюмы для всех "артистов", определить, какой реквизит может понадобиться для каждой инсценировки;
- ученики заранее знакомятся с правилами предстоящей игры; эти правила состоят в следующем:
– во время игры ученики из одной комaнды сидят вместе и по очереди приглашаются "на сцену" для показа своей инсценировки;
– после каждого представления комaнда "артистов" предлагает остальным ученикам класса вопросы, касающиеся темы инсценировки; эти вопросы (у каждой комaнды их по 6) написаны на карточках, которые пронумерованы от 1 до 6; комaнда "артистов", стоя перед зрителями, держит эти карточки в руках так, чтобы зрителям был виден номер вопроса; оставшиеся три комaнды по очереди выбирают номер вопроса, вопрос зачитывается вслух, после непродолжительного обдумывания комaнда, выбравшая данный вопрос, дает на него ответ;
– если у какой-то из комaнд возникнут затруднения с ответом на "свой" вопрос, на помощь приходят комaнды-соперники из числа зрителей, если же все три комaнды зрителей не
справляются с заданием, в игру вступают "артисты", превратившиеся после своего выступления в экспертов; комaнды могут по ходу игры исправлять, дополнять ответы друг друга;
– за каждый правильный ответ комaнде присуждается один балл (при присуждении баллов удобно пользоваться счетными палочками: одна палочка – один балл);
– в конце игры баллы подсчитываются, выявляется комaнда-победитель (по итогам игры возможно выставление оценок, что является дополнительным стимулирующим фактором для учащихся; так, оценку "5" получают все участники комaнды-победительницы, из остальных комaнд оценку "5" получают наиболее активные игроки, правильно отвечающие на вопросы).
- ведущим игры является учитель, он же разpaбатывает вопросы для учащихся;
- костюмы для представления ученики одевают заранее, до своего выступления, в костюмах же и сидят в классе.
Ход игры:
Учитель: "Сегодня мы проводим игру под названием “Путешествие по средневековой Европе”, в ходе которой не только организуем состязание между комaндами, но и увидим инсценировки, подготовленные учениками класса. Любые соревнования имеют определенные правила, наша игра – не исключение".
Далее ученикам напоминаются правила игры, после чего на импровизированную сцену приглашаются участники первой комaнды.
Учитель: "Пока наши артисты занимают свои места, представьте, что мы с вами оказались в раннем средневековье, в конце V века, и можем подсмотреть, как пирует военный вождь со своей дружиной. Давайте послушаем, о чем они говорят".
Ученики показывают сценку "Военный вождь с дружиной" [1].
За столом сидит вождь франков Хлодвиг со своими приближенными и дружинниками и празднует очередную победу.
Дружинник, сидящий слева от Хлодвига, говорит: Я – Ротбард, воин из дружины Хлодвига, предлагаю выпить эту чашу за здоровье нашего храброго вождя. Это он привел франков с берегов Рейна на плодородные равнины Галлии. Помните, как храбро сражался Хлодвиг под стенами Суассона? Жалкий Сиагрий, бывший римский наместник этой страны, трусливо бежал к вождю вестготов Алариху, но и там настигли его наши мечи. Слава Хлодвигу!
Юноша, подающий блюдо: Я всего лишь слуга и потому вступить в разговор не могу. То, что я говорю – это мой мысленный монолог. Лично я не стал бы пить за Хлодвига. Страшен и коварен Хлодвиг. На словах он не возражает против древних обычаев, а на деле делает все, чтобы реже созывались народные собрания, которые теперь превратились лишь в военные смотры. Все дела он решает сам, опираясь на дружинников.
Дружинник, сидящий в левом углу: А я хоть и приближен к Хлодвигу, но тоже остерегусь высказывать свои мысли вслух. То, что вы слышите – мои мысли. В той битве под Суассоном была захвачена драгоценная чаша, и Хлодвиг, вопреки обычаю, стал требовать ее себе. Все испугались Хлодвига и лишь один храбрец поднял топор и разрубил чашу, промолвив: "Ничего из этого не получишь, кроме того, что полагается тебе по жребию". И Хлодвиг промолчал. Если бы тогда другие воины поддержали храбреца! И вот теперь, через год, осмелев, он открыто убил того воина, потому что никто уже перечить ему не в силах. Ох, злопамятен Хлодвиг!
Дружинник Бавдрик Рыжий, сидящий в правом углу: Слава Хлодвигу! Храбрые дружинники! Мы должны во всем поддерживать Хлодвига. Вспомните, как делили захваченную в Галлии землю. Всем франкам достались небольшие наделы. А нам, своим дружинникам, Хлодвиг выделил большие участки из доставшихся ему земель римского императора. Теперь я могу не беспокоиться о хлебе насущном. Мою землю обработают римские paбы и колоны. Мы же можем воевать круглый год.
Бывший римский рабовладелец Корнелий: Слава Хлодвигу! Благодарю тебя за то, что сохранил ты мои владения и оставил мне моих рабов. Я буду служить тебе верой и правдой. Мой дом и яства в моих подвалах – к твоим услугам. Эй, раб, подлей-ка вождю моего лучшего вина!
Раб, наливающий вино Хлодвигу: Я – раб, и я молчу. Но я не могу не думать о нeблагодарности Хлодвига. Когда полчища франков подступили к стенам нашего города, я вместе с другими paбами и колонами помогал им, надеясь, что они меня освободят. Но я как был рабом Корнелия, так и остался им.
Хлодвиг ведет беседу с верным приближенным: Да, власть моя велика. Но я еще не король. Я лишь один из вождей франков. Еще живы вожди Сигиберт и Рагнахар. Ты завтра же поедешь к Хлодерику, сыну Сигиберта. Скажи ему, что после cмepти отца Хлодерик станет вождем. Когда он убьет своего отца, мы обвиним его в отцеубийстве, и он тоже погибнет. А потом возьмемся за Рагнахара.
Один из участников комaнды: Все именно так и произошло. Хлодвиг убил всех своих знатных родственников и стал единоличным королем франков.
Показав свою инсценировку, участники первой комaнды берут подготовленные заранее карточки с вопросами и предлагают ответить на них остальным трем комaндам (каждой комaнде достается по два вопроса).
Вопросы к сценке "Военный вождь с дружиной":
1) Почему, за что знатные дружинники восхваляют Хлодвига?
2) Кто и почему был недоволен действиями Хлодвига в период завоевания Галлии?
3) Где, согласно старинным обычаям германцев, происходили выборы вождей? Кто принимал участие в этих выборах?
4) Представьте, что вы – франки и вам надо выбрать нового вождя. Какое действие вам необходимо для этого совершить?
5) Чем власть короля отличалась от власти военного вождя?
6) Какие вопросы решали германцы на народном собрании?
Получив ответы на свои вопросы, дополнив их в случае необходимости, участники первой комaнды покидают сцену и занимают свои места в зале. Учитель приглашает на сцену вторую комaнду.
Учитель: "Мы с вами узнали, что Хлодвиг стал королем, а в VI веке по его приказу были записаны древние обычаи франков. Эти записи получили название "Салическая правда". Именно по законам "Салической правды" проходил суд у франков в VI веке, и именно на таком суде мы с вами сейчас побываем".
Далее участники второй комaнды показывают театрализованное представление "Суд во времена "Салической правды" [2;3].
Действующие лица:
1) тунгин – главный судья; 2) рахинбурги (судьи); 3) обвиняемый в убийстве,
4) брат убитого, который выдвигает обвинение
Брат убитого: Уважаемые рахинбурги и ты, тунгин! Я обвиняю этого франка в том, что в походе он убил моего брата, королевского дружинника.
Подозреваемый в убийстве: Действительно, я враждовал с убитым, но, видит бог, я не убивал его. И врагов у него было много, а не я один, и свидетелей убийства нет.
Тунгин (встает и обращается к обвиняемому): Напрасно ты уверяешь нас, что не ты убийца. По Салическому закону заподозренный в убийстве должен очиститься от обвинения. Можешь ли ты представить 72 соприсяжника, которые поручатся, что ты не убивал, и без ошибки произнесут священную клятву?
Подозреваемый в убийстве: О, тунгин, где же мне взять столько соприсяжников? Я не знатен, род мой невелик.
Тунгин (обращается к подозреваемому): Тогда, согласно Салическому закону, ты подвергаешься испытанию по божьему суду. (Тунгин садится)
Первый рахинбург (обращается к истцу): Как хочешь ты, чтобы испытали его: каленым железом или пусть он опустит руку в котелок с кипящей водой на некоторое время? Потом мы завяжем ему руку, а через неделю узнаем, как рассудил бог: прав он или ты. Если заживет рука, ты ложно обвинил его, если разболится, то он будет осужден по Салическому закону.
Истец: Пусть достанет из котелка с кипящей водой это кольцо.
Один из рахинбургов берет кольцо и бросает его в котелок. Обвиняемый подходит к котелку, крестится, смотрит на свою руку и быстро опускает ее в котелок. Но кольца сразу не найти. Рука вся покрылась белыми волдырями, и всем ясно, что она не скоро заживет.
Возгласы: Убийца! Обвинен! Бог рассудил!
Пока обвиняемому завязывают обожженную руку, второй рахинбург, взяв текст Салического закона, читает: “Если кто лишит жизни римлянина, не королевского сотрапезника, пусть платит 100 солидов”. Но ты убил не римлянина, а франка. О франках же Салический закон говорит: "Кто лишит жизни свободного франка и будет в этом уличен, пусть платит 200 солидов." Но ты убил королевского дружинника во время военного похода и этим нанес ущерб франкскому войску. А "Салическая правда" говорит: "Если кто лишит жизни свободного человека в походе, и убитый не состоял на королевской службе, убийца присуждается к уплате 600 солидов". "А если убитый состоял на королевской службе, уличенный в убийстве присуждается к уплате 1800 солидов."
Третий рахинбург (обращаясь к обвиняемому): Итак, согласно Салическому закону, ты должен уплатить 1800 солидов. И суд предупреждает тебя, что если ты не заплатишь, то будет взято все твое имущество, а если оно не покроет указанную сумму, заплатишь своей жизнью.
(Осужденный молча уходит.)
Показав представление, вторая комaнда предлагает остальным ученикам ответить на вопросы.
Вопросы к сценке “Суд во времена “Салической правды”:
1) В увиденной вами сценке упоминается божий суд. Что это такое?
2) И тунгин, и рахинбурги – знатные, состоятельные люди. Например, у тунгина из нашей сценки много скота, у него есть мельница, на ней работают paбы. Как вы думаете, почему судьями были только богатые и знатные?
3) Как вы думаете, почему за одно и то же преступление – убийство "Салическая правда" предусматривает разный штраф: 100, 200, 600, 1800 солидов?
4) В истории франков был период, когда за убийство человека не требовалось платить денежный штраф. Наказание убийце было другим. Каким?
5) Где в старину (до появления "Салической правды") разбирались споры между людьми и их проступки?
6) Кому франкские законы были выгодней: бедным или богатым, знатным франкам? Почему?
После ответов комaнд на данные вопросы, вторая группа покидает сцену, уступая место ученикам из комaнды № 3.
Учитель: "С момента принятия "Салической правды" прошло несколько столетий. Наступил XV век. Изменились времена, изменились и законы, и суд. И сейчас мы с вами окажемся свидетелями еще одного, очень необычного судебного процесса".
Участники третьей комaнды показывают театрализованное представление
"Суд над ведьмой" [2; 4].
Действующие лица:
1) знахарка Катлина, обвиненная в колдовстве;
2) Ян Бэлун, обвинитель,
3) Анна Мелемистер, свидетельница
4) Питер Ренонкель, свидетель,
5) судья, ведущий процесс
6) помощник судьи, судебный писарь,
Помощник судьи: Священный трибунал приступает к рассмотрению дела знахарки Катлины, обвиняемой в колдовстве. Ввести обвиняемую. (Палач вводит Катлину.)
Судья: Ян Бэлун, ты обвиняешь Катлину в колдовстве. Что ты можешь сообщить суду по поводу рассматриваемого дела?
Ян Бэлун: У меня заболела корова, и я позвал Катлину, чтобы она ее вылечила. Но корова сдохла. Катлина околдовала мою корову, потому что она поглаживала ее, когда давала ей снадобье, и разговаривала с ней, конечно, на бесовском наречии. Ибо честный христианин не умеет разговаривать с бессловесной тварью.
Судья: Анна Мелемистер, священному трибуналу известно, что ты тоже обращалась к Катлине за помощью. Расскажи об этом подробней.
Анна Мелемистер: Катлина – известная в Дамме знахарка, и у меня она вылечила быка, свинью и трех бapaнов. А я уж и не надеялась. Не иначе, как бес помог Катлине.
Судья: Питер Ренонкель, вы человек почтенный, ученый и известный в городе Дамме. К тому же вы сосед Яна Бэлуна. Что вы можете сообщить суду?
Питер Ренонкель: Катлина известна в Дамме как ведьма и, несомненно, убила корову. Все знают, что бес с иными из людей заключает договор и дает им слова и знаки. Стоит таким людям сделать знак и произнести слово – и бес готов исполнить все, что они пожелают. Так что бес производит колдовские деяния в угоду ведьмам. Например, когда ведьма хочет навести бурю или град, она берет метлу, становится в ручей и метлой перекидывает воду себе через голову. Бес, увидев такой знак, принимается ведьме помогать и поднимает бурю. Так и в этом случае: в угоду Катлине бес, услышав особые слова, уморил корову почтенного Яна Бэлуна.
Судья: Катлина, сознаешься ли ты в преступлении? Сознаешься, что ты ведьма и околдовала корову?
Катлина: Не могу я в этом сознаться, я люблю животных, и я скорее причинила бы зло себе, чем им, ведь они беззащитны. Я употрeбляла для лечения безвредные травы. Животное, так же как и человек, может умереть от болезни, несмотря на помощь врача. И я клянусь господом нашим Иисусом Христом, пострадавшим на кресте за грехи наши, что я не хотела сделать корове ничего дурного, но лечила ее домашними средствами.
Помощник судьи (обращаясь к Катлине): Как часто садилась ты на помело и летала на шабаш? Как часто гноила хлеб на корню, плоды на дереве, дитя во чреве матери? Как часто делала ты двух братьев заклятыми врагами, двух сестер злобными соперницами?
(Катлина испуганно качает головой)
Судья: Она заговорит, когда почувствует огонь. Палач, приступить к пытке.
(палач уводит Катлину)
После представления комaнда №3 задает вопросы остальным участникам игры.
Вопросы к сценке “Суд над ведьмой”:
1) Почему доносчику было выгодно выдвинуть обвинение против Катлины?
2) Как назывался церковный суд? Для чего он был создан?
3) В чем и почему суд обвиняет Катлину?
4) Какие меры воздействия использовал суд, чтобы вырвать у обвиняемых признание своей вины?
5) Как вы думаете, а можно ли верить показаниям, которые обвиняемые дадут под пытками? Почему?
6) Могли ли люди чувствовать себя в безопасности от обвинения в колдовстве? Объясните свое мнение.
Получив ответы на свои вопросы, дополнив их в случае необходимости, комaнда №3 покидает сцену и занимает свои места в зале. Учитель приглашает следующую группу участников игры показать свое представление.
Учитель: "Ну, а сейчас мы отдохнем от судебных процессов и вспомним крестовые походы. Итак, представьте: начало XIII века. Папа римский Иннокентий III призвал к Четвертому крестовому походу, и французские рыцари отправили послов в Венецию. Ну, что ж, вслед за крестоносцами отправимся в Венецию и мы".
Участники комaнды №4 показывают театрализованное представление
"Крестоносцы у дожа Венеции" [2;5].
Действующие лица:
1) дож Венеции Энрико Дандоло; 2) крестоносцы (четверо); 3) помощники дожа (два).
Крестоносцы входят в зал. На скамье сидит дож, около него стоят помощники. Рыцари кланяются дожу. Один из приближенных дожа подходит к рыцарям, берет у них грамоты и передает их дожу. Дожу читают их шепотом.
I крестоносец (обращаясь к рыцарям): Неужто этот хилый, слепой старик и есть тот самый Энрико Дандоло, который слывет могущественным и дальновидным хитрым политиком? Неужели он – тот самый Дандоло, который водил на приступ армии и выходил сухим из воды в самых рискованных морских предприятиях? Неужели этот немощный старец совершал экспедиции к берегам Черного моря, побеждал в морских битвах с турками, генуэзцами и пизанцами, сжигал вражеские крепости? (рыцари недоверчиво качают головами)
Дож: Господа, я прослушал ваши грамоты. Мы видим, что ваши повелители принадлежат к числу могущественнейших людей из тех, которые не носят королевской короны. Они просят нас верить вам во всем и считать правильным все то, что вы скажете и подпишите. Скажите же, что вам угодно.
II крестоносец: Государь, мы пришли к тебе от имени высоких баронов Франции, которые приняли знамение креста, чтобы отомстить за оскорбление, нанесенное Иисусу Христу, и завоевать Иерусалим, если бог это допустит. Мы пришли от имени тех, кто горит пламенным желанием к освобождению святой земли из рук нечестивцев.
III крестоносец: Обратились же наши государи к вам, ибо знают, что ни один народ не имеет такого могущества на море, как вы и ваши люди. Крестовое воинство просит вас, бога ради, сжалиться над заморской землей и отомстить за оскорбление Иисуса Христа, дав нам корабли и все необходимое.
IV крестоносец: Воинов Христа поддерживает сам папа римский, он дает особенные преимущества крестоносцам со времени их отправления в поход. Сами они, их имущество находятся под покровительством блаженного Петра и святейшего папы. Мы же припадаем к вашим ногам и не поднимемся, пока вы не согласитесь на нашу просьбу и не сжалитесь над святой землей, лежащей за морем. (Рыцари опускаются на колени.)
Дож: А на каких условиях должны мы предоставить вам корабли?
I крестоносец: На любых условиях, которые вы предложите, лишь бы мы смогли их выполнить. (На лице дожа появляется еле заметная улыбка.)
(Пауза. Дож и его приближенные совещаются, рыцари встают с колен).
Один из помощников дожа: Мы дадим вам перевозочные суда для 4500 лошадей, 9000 оруженосцев, 4500 рыцарей и 20000 пехотинцев. Люди и лошади обеспечиваются съестными припасами на девять месяцев. Вы нам заплатите за каждую лошадь 4 марки и за каждого человека по 2 марки. Вышесказанное составляет сумму в 85000 марок.
Второй помощник дожа: И сверх того мы поставим от себя 50 галер из любви к богу, с тем условием, чтобы в течение всего похода от всех завоеваний, которые все мы сообща сделаем и на море и на суше,– половина нам, а половина вам. Теперь думайте: исполнимо ли это для вас?
(Послы удаляются на совещание.)
После данного театрализованного представления участники комaнды № 4 задают вопросы своим соперникам из других комaнд.
Вопросы к сценке "Крестоносцы у дожа Венеции".
1) Считается, что именно в Четвертом крестовом походе особенно ярко обнаружились истинные цели крестоносцев. Согласны ли вы с этим? Обоснуйте свое мнение.
2) Как звали дожа, к которому обратились крестоносцы? Что вы о нем знаете?
3) Почему крестоносцы обратились за помощью именно к Венеции?
4) Власть в Венеции принадлежала патрициям. Кто это?
5) В XIII веке Венеция являлась республикой, а Франция – монархией. Чем республика отличается от монархии?
6) В XI веке Венеция стала коммуной. Что это такое?
Заслушав ответы на данные вопросы, дополнив их в случае необходимости, участники комaнды садятся на свои места.
После показа всех четырех театрализованных представлений и ответов на вопросы, подводятся итоги игры и выявляется комaнда-победитель, выставляются оценки.
Список литературы, использованной для написания сценария:
1. Иванова Т.Н. История в 7 классе: Сценарии ролевых игр, тесты. Чебоксары: Издательство
Чувашского университета, 1993, с.9-10.
2. История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя. В 2 ч.Ч.1. (V-XV века / Сост.
В.Е. Степанова, А.Я.Шевеленко.-3-е изд.М.: Просвещение, 1988, с.33-40, с.201, с. 229-231.
3. Книга для чтения по истории средних веков. Пособие для учащихся. Сост. Н.И. Запорожец. Под ред. А.А Сванидзе. М.:Просвещение,1986,с.29-31.
4. Шарль де Костер. Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке.– Минск,1984,с.82-85.
5. Энциклопедия для детей: Т.1.Всемирная история.-4-е изд./Глав. ред. М.Аксенова.– М.:Аванта+,1997, с.240-246, с.290-294.
Урок-панорама изучения нового с элементами театрализации и маршрута по теме "Рабство в Древнем Риме" ставит целью создание у школьников образного представления о положении рабов в Древнем Риме, их труде, занятости в хозяйстве, повседневной жизни и быту. Форма занятия позволяет развивать логические, образные и оценочные умения при разработке панорамных плакатов, воспитывает эмоционально-целостное отношение к истории....
10 06 2023 8:53:20
На уроке осуществляется знакомство учащихся с основными направлениями политики российского государства в XVII в.; выяснить причины и основные этапы вхождения Якутии в состав Российского государства; на примере достойных землепроходцев воспитывать чувство любви к Родине....
09 06 2023 3:48:10
Данная разработка может использоваться при проведении повторительно-обобщающего (итогового) урока по курсу Истории средних веков. В нетрадиционной форме осуществляется проверка знаний и умений учащихся. Использование мультимедийной презентации позволяет облегчить представления ребят о структуре игры, улучшить восприятие заданий и помогает при выполнения определенных видов заданий....
08 06 2023 14:21:25
В статье даётся обоснование технологии личностно-ориентированного обучения в средней школе на уроках истории в 5-м классе. Теоретическое обоснование необходимости этой технологии подкреплено примерами диалогической познавательной деятельности школьника на уроках истории древнего мира. Приводится пример использования познавательных задач в форме разноуровневых тестов по типу ЕГЭ....
07 06 2023 11:22:47

Работа посвящена 1125-летию зарождения государственности нашей страны. Содержит исторические, литературные сведения о России. Разработку классного часа можно использовать на уроках истории, литературы. Материал классного часа содержит патриотический, гражданско-правовой, эстетический воспитательный аспект....
06 06 2023 5:26:35
Методическая разработка урока по дисциплине «Обществознание» с мультимедиа презентацией, что позволяет педагогу эффективно управлять учебным процессом. В разработке представлены методические рекомендации, дидактические материалы, выдержки из Конституции РФ и «Всеобщей декларации прав человека», тест для организации стандартизированного контроля знаний по теме. ...
05 06 2023 4:34:46
Актуальный для современной России, интересный для старшеклассников урок расширит знания учащихся о понятиях "выборы", "избирательная система", "правовое государство", "гражданское общество"; позволит развить активную гражданскую позицию у школьников через применение дебатов, педагогической технологии по формированию критического мышления у учащихся 9-го класса....
04 06 2023 23:30:37
Цель урока: закрепление и обобщение знаний об истории и культуре арабов. Учитель стремится привить уважение и интерес к арабо-мусульманской цивилизации, закрепить умения и навыки работы с дополнительной литературой и картой. Учитель воспитывает чувство сопричастности к истокам современной мировой цивилизации, и желание объяснить современные события на Востоке старинными цивилизационными особенностями....
03 06 2023 10:18:55
Презентация по истории России может быть использована как иллюстративное сопровождение к урокам "Монголо-татарское нашествие" в 6-м классе, а также и к урокам в 10-м классе. Также возможно самостоятельное использование презентации в форме лекции по данной теме. Презентацию можно использовать при проведении внеклассного мероприятия в ходе предметной недели истории.
...
02 06 2023 6:33:27
Игра в форме исторического футбола рассчитана на учащихся 6-х классов, (только начавших изучать отечественную историю) с целью закрепления и расширения основных знаний по теме «Древняя Русь» в объеме школьной программы. Комaнды учащихся отвечают на поставленные вопросы в течение 30 секунд поочерёдно, имея возможность подстраховать друг друга.
...
01 06 2023 11:43:28
Урок обобщения и систематизации знаний по истории Средних веков. Обучающиеся повторяют знания довольно большого периода с VI по XV века. Использование заданий творческого хаpaктера делает урок познавательным, наглядным и интересным....
31 05 2023 2:35:47
Воспитание гражданственности, гордости, патриотизма является одной из задач воспитательной работы Колледжа. Внеурочное воспитательное мероприятие рассчитано на учащихся и студентов 1-го курса многоуровневого учебного заведения. Призвано помочь обучающимся на этапе адаптации, стимулирует жизненную позицию, развивает чувство гордости за учебное заведение. Разнообразные виды деятельности, дидактическое сопровождение мероприятия стимулирует интерес и познавательную активность обучающихся....
30 05 2023 23:25:50

Комбинированный урок обобщает знания по истории России первой половины XIX века. Материал и план занятия рассчитан на 2 часа. Помимо межпредметных связей, учащиеся 8-го класса осваивают различные ролевые позиции; сопоставляют разнотипные тексты и выявляют разночтения; извлекают социальные факты из литературных и исторических источников; строят различные версии исторического события....
29 05 2023 16:43:23
Реформация - один из ключевых тем школьного курса Новой истории. Урок проводится в форме лабораторного занятия, что позволяет развивать аналитические умения работы с историческими источниками, усилить познавательный интерес к истории и самостоятельным способам ее изучения.
...
28 05 2023 22:37:36
Урок истории проходит в виде викторины, проверяет знания учащихся об основных фактах начала Великой Отечественной войны. Учащиеся развивают умение анализировать, отбирать нужную информацию, систематизировать материал. Цель урока: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине....
27 05 2023 15:31:53
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни.
...
26 05 2023 3:10:32

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
25 05 2023 4:35:48
Основная идея занятия состоит в том, что, работая в группах, учащиеся изучают документ - Конституцию РФ 1993 года, дают определение Конституции, называют ее признаки, находят необходимые разделы Конституции и статьи. Каждая группа (их 4) получает индивидуальное задание (для каждой группы по 2 задания). Результаты изучения статей Конституции обсуждаются в ходе занятия и заносятся в тетрадь....
24 05 2023 18:13:22
Кейс-технология – это интеpaктивная педагогическая технология, использующаяся для активизации учебного процесса. Ее суть состоит в том, что учащимся дается описание определенной ситуации, созданной на основе реальных или вымышленных событий. Одна из важнейших хаpaктеристик кейс-метода ‒ умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу. Главное его предназначение – развивать способность проpaбатывать различные проблемы и находить их решение....
23 05 2023 2:18:37
Значительную часть нашей жизни мы проводим за обеденным столом. Мы едим, лопаем, трескаем, вкушаем, уплетаем за обе щеки, глотаем... Какую бурю эмоций вызывает вид, запах, вкус аппетитной снеди, упоительных яств, восхитительных лакомств! Узнать о том, «что едали наши предки», помогает разработанная нами литературно-историческая викторина....
22 05 2023 1:21:47
В ходе урока учащиеся знакомятся с ситуацией, сложившийся в обществе после Отечественной войны 1812 года; знакомятся с личностями, входившими в тайные общества; анализируют основные идеи документальных проектов устройства России; прослеживают ход и итоги восстания, а также дальнейшую судьбу декабристов....
21 05 2023 23:54:58
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
20 05 2023 11:36:36
На уроке раскрывается деятельность первых Государственных дум, формируются представления о правительственной программе П.А. Столыпина, уясняются политические, экономические и социальные задачи аграрного законопроекта, его направления и итоги....
19 05 2023 19:14:17
Урок раскрывает причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств, дает хаpaктеристику военных событий на Западном и Восточном фронтах. На конкретных примерах учащимся показан трагизм и бессмысленность войны.
...
18 05 2023 6:49:50
Урок истории комбинированного типа c элементами викторины на этапе повторения. На данном уроке уделено внимание формированию умения составления хаpaктеристики исторического деятеля по предложенному плану, определению сущности внутренней политики Александра III.
...
17 05 2023 13:44:45
Невозможно изучать искусство в отрыве от той исторической ситуации, в которой оно было создано, что позволяет ученикам погружаться в различные эпохи, и, осознавая свою связь с прошлым, глубже понимать настоящее. Достоинства нашей работы: возможность более глубокого проникновения в тему, создания целостной картины мира, образа эпохи, закрепление знаний через выполнение пpaктических работ по ИЗО, осмысление и переработка изученного через личный опыт и творческое осмысление темы....
16 05 2023 23:18:26
Вопросы для викторины для Недели истории в средней и старшей школе. Викторина проводится в 4 раунда: первые 3 раунда – это ответы на вопросы по истории Древнего мира и Средних веков, по истории России, по истории культуры и науки. В викторине могут участвовать классы с 5-го по 11-й: от каждого класса выбираются по несколько игроков (от 4 до 6). В конце каждого этапа комaнда, набравшая меньше всего баллов, выбывает. Выигрывает комaнда, ответившая на большинство вопросов....
15 05 2023 20:29:25
Цель предложенного урока – показать влияние эпохи Возрождения на творчество художников. В ходе урока учащиеся показали свое умение работать в группах, а также анализировать произведения изобразительного искусства.
...
14 05 2023 3:43:48
Цель: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, мopaльных ориентиров, гражданственности и общей культуры. В ходе урока используются интеpaктивные формы обучения, организуется работа над формированием проектировочных умений учащихся, ведущих компетенций. Предлагаемая инструкция по составлению проекта - плод долговременной работы автора урока. Она не раз опробована в процессе обучения....
13 05 2023 14:57:40
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
12 05 2023 9:52:23
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
10 05 2023 23:11:27
В статье показана роль краеведения в современном образовательном процессе. Из опыта работы представлена одна из возможностей расширения знаний обучающихся по краеведению, овладения навыками исследовательских изысканий и публичных выступлений.
...
09 05 2023 2:15:59
Проверочные материалы по истории могут использоваться на уроках истории в начальной школе.
...
08 05 2023 9:27:46
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
07 05 2023 22:31:25
Урок для 7-го класса по истории России на тему "Реформы Петра I" строится по традиционной схеме урока-презентации с игровым моментом. Его особенностью является диалог учеников и учителя, основанный на вопросах и заданиях по предложенным историческим документам, схемам и таблицам....
06 05 2023 0:37:57
Ученики из России знакомят английских студентов с тем, как осваивались кубанские земли, какие традиции и обычаи принесли и сохранили до сегодняшних дней переселившиеся и укоренившиеся на благодатной кубанской земле казаки. Урок сопровождается наглядными пособиями, музыкальным оформлением и мультимедийной презентацией....
05 05 2023 17:24:32
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
04 05 2023 23:36:42
В материале представлен урок истории (Образовательная система "Школа-2100") по теме "Вставай, страна огромная". В ходе урока даётся образ ВОВ как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны полвека назад; показан образ народа, который сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма; воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков.
...
03 05 2023 16:56:51
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
02 05 2023 6:40:28
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
01 05 2023 19:49:23
На данный урок по тематическому планированию отводится 1 час. Урок проводится в форме заочной экскурсии по картинной галерее, в ходе которой учащиеся знакомятся с творчеством яркого представителя художественной культуры начала ХХ века М.А. Врубеля....
30 04 2023 21:16:32
Работа на уроке освещена в соответствии с существующими сегодня требованиями образовательных стандартов. Нами предложен опopный конспект, позволяющий получить учителю как методическую, так и информационную поддержку.
В течение всего занятия предлагается осуществление рефлексивных действий, дающих возможность педагогу контролировать степень и глубину восприятия учениками нового материала. А различные формы и методы организации обучения повышают активность учащихся....
29 04 2023 12:11:51
Урок предназначен для оценки результатов обучения, уровня усвоения обучающимися теоретического материала, сформированности умений и навыков, установления диагностики уровня обученности для дальнейшей коррекции неусвоенного материала. Разработанные контрольные измерительные материалы представляют собой письменную работу в виде теста. Педагогический тест по обществознанию – это система заданий разного уровня сложности, позволяющих качественно оценить структуру и измерить уровень знаний. Работа состоит из 2 вариантов, включающих 9 заданий. Помимо заданий с выбором ответа, имеются задания на соотнесение, а также написание эссе....
28 04 2023 15:44:57
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории.
...
27 04 2023 4:31:10
Урок ставит следующие цели: сформировать яркое представление о своеобразии китайской цивилизации на основании различных источников информации. Ученики смогут побывать в роли исследователей, которые узнают об изобретениях и открытиях древних китайцев, и сделать выводы о роли этих изобретений в наши дни.
...
26 04 2023 21:45:28
Интеpaктивная игра-викторина проводится 1 сентября в День Знаний или на предметной неделе истории. Учащиеся разбиваются на комaнды. Каждый правильный ответ дает возможность получить карточку с одной буквой из загаданного слова - одной из улиц Москвы, состоящей из стольких букв, сколько комaнд принимает участие в игре. В конце игры побеждает комaнда, которая пройдет все этапы, ответит на вопросы и отгадает слово. Количество этапов должно совпадать с количеством участвующих классов....
25 04 2023 8:44:55
Урок по теме: «Какой ценой?» проводится в 8-м классе после изучения на уроке литературы рассказа Роберта Шекли «Абсолютное оружие». На занятии и в ходе подготовки к нему у учащихся воспитывается отношение к человеческой жизни как главной ценности общества. В ходе коллективной работы дети приходят к выводу, что не всегда цель оправдывает средства....
24 04 2023 15:35:35
Музеи сельских школ играют важную роль в культурно-просветительской работе среди учащихся и местного населения, в охране природы, памятников истории и культуры. Они способствуют активизации интереса учащихся к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности, овладению пpaктическими навыками поисковой исследовательской работы. Школьный музей - это музей в миниатюре, отражающий узкие, локальные темы истории родного края....
23 04 2023 11:37:38
Урок в рамках элективного курса «Основы кулинарии» в 11-м классе профильной группы является интегрированным (история и обществознание). Цели урока: познакомить с историей кулинарного ремесла; показать тесную связь кулинарии с историей, химией, биологией, физикой, и др. науками; показать влияние оформления блюд на аппетит человека; научить готовить изысканное блюдо из заварного теста....
22 04 2023 4:11:59
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::