Технология дебатов на уроках истории
Цель: Дать представление о формировании и развитии цивилизации
Задачи:
- проанализировать важные проблемы, возникшие в связи с вопросом о факторах возникновения и развития цивилизации;
- продолжить работу с документами, со справочной литературой, над умением аргументировать и отстаивать свою точку зрения, задавать вопросы и делать выводы;
- осмысление необходимости уважения иной точки зрения.
Тип урока: Урок повторения и обобщения знаний.
Форма урока: Урок – дебаты.
Оборудование:
- настенная карта
- раздаточный материал: ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2, ПРИЛОЖЕНИЕ 3, ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
Литература:
- Светенко. Т. В. Путеводитель по дебатам. Москва. “Бонфи” 2001
- Калинкина Е. Г. Дебаты на уроках истории. Москва. “ Бонфи” 2001
- Хачатурян В. М. История Мировых цивилизаций. Москва. “Дрофа” 1999
- Захарова Е. Н. Методические рекомендации к изучению истории. Москва. “Владос” 2001г
- Семеникова Л. И. Цивилизации в истории человечества. Брянск. “Курсив” 1998г
- Энциклопедический словарь
Планируемые результаты:
- знают факторы влияния на формирование и развитие цивилизации
- используют ранее полученные знания для анализа исторической обстановки
- умеют пользоваться картой, историческими документами, справочниками
- умеют переносить знания в новые ситуации
- умеют логически строить свой ответ, красиво излагать свои мысли
- умеют отстаивать свою точку зрения
- уважают мнение оппонента
- дают субъективную оценку, исходя из представленных аргументов
ЭТАПЫ УРОКА | ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ | ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКОВ | ДОСКА И ОБОРУДОВАНИЕ |
Мотивация | Теорию “Малых воздействий с большими
последствиями”, цепь незначительных, на первый
взгляд случайных событий, приводящая к
масштабным и значительным результатам, хорошо
иллюстрируется известным детским
стихотворением ( перевод С Я Маршака) Не было гвоздя – подкова пропала, Не было подковы - лошадь захромала. Лошадь захромала – комaндир убит, Конница разбита – армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя. Оттого, что в кузнице не было гвоздя. |
Это вызывает интерес к изучаемой теме Ученики записывают тему. “ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ” |
- тема урока - написано два мнения и имена ученых Шпенглер, Малашенко |
Формулирование цели | -Какой вопрос предстоит решить сегодня? | Формулируют вопрос КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ФАКТОР? |
записывается вопрос на доске |
Предоставление необходимой информации | Сегодня затронем проблему, связанную с
факторами, оказавшими влияние на формирование
цивилизации. Проблема возникла в связи с
отсутствием единой тpaктовки понятия
“Цивилизация”, ибо каждый ученый предлагает
свою тpaктовку, считая, что на процесс
становления цивилизации оказывает тот, а не иной
фактор. --Шпенглер “ Я вижу феномен множества культур, с первобытной силой вырастающих из недр породившей их страны, к которой они строго привязаны на всем протяжении своего существования….” --А Малашенко: “Ц-совокупность отношений между людьми одной конфессии, а также между индивидом и государством, сакрализованные религиозной или идеологической доктриной, которая обеспечивает стабильность и длительность в историческом времени фундаментальных нормативов индивидуального и общественного поведения” Предстоит, используя такую форму как дебаты попытаться оценить роль факторов. Так как большинство считает, что именно географический фактор играет заметную роль. ТЕМА: Географический фактор оказывает решающее влияние на формирование и развитие цивилизации. |
Класс делится на 2 группы В течение 15 минут готовятся (согласно правилам, которые им известны, инструкция по ведению игры на партах) используя дополнительную литературу, знания, опыт и т д ( предварительно готовились дома) Определяется жюри, которое выpaбатывает критерии.
|
Тема дебатов – на доске
Позже критерии помещают на доску |
Применение информации, интеpaктивное упражнение | Может выполнять функции таймкипера. Налагает санкции. |
От одной комaнды выделяются 3 спикера
утверждающей стороны: (10 мин) 1С - утверждает тезис, представляет аргументы утверждающей стороны 2С – усиливает утверждающую линию в споре, представляет доказательства 3С – представляет финальный ответ соперникам, опровергает их доводы, усиливает доказательства утверждающей линии От другой комaнды выделяются 3 спикера
отрицающей стороны: 1С - отрицает тезис, представляет аргументы отрицающей стороны 2С – усиливает отрицающую линию в споре, представляет доказательства 3С – представляет финальный ответ соперникам, опровергает их доводы, усиливает доказательства отрицающей линии -Участники задают перекрестные вопросы, дополняют выступления, опровергают доводы (2мин) |
Участники могут использовать по своему
усмотрению доску, настенную карту, отрывок из фильма |
Подведение итогов Рефлексия |
Выставление оценок ( после речи жюри) - Какой общий вывод по теме урока можно сделать? При любом исходе игры вывод должен быть позитивный Земная природа, включенная в сферу человеческой деятельности, составляет необходимое условие существования общества. Географическая среда оказывает значительное влияние на развитие общества. По мере прогресса географическая среда все больше используется людьми, что остро ставит проблемы взаимодействия природы и общества, охраны природы. - Что нового узнали? – Чему научились? и т д |
Жюри оценивает речи спикеров,
перекрестные вопросы, определяет комaнду –
победительницу (условно) - Делают вывод по уроку. |
Жюри может использовать доску по своему усмотрению |
Д/задание | ----- | записывают | Д/З |
Утверждающая сторона.
Цивилизационный процесс везде шел в непрерывной связи с освоением и преобразованием естественной среды
Аргументы | Доказательства ( цифры, факты, цитаты) |
1. Первичные цивилизации возникли там, где климатические и географические условия были благоприятны | -- Уже в 4-3 тыс до н э очаги цивилизации возникли в Египте - в долине реки Нил, в Месопотамии – между реками Тигр и Евфрат, где были заложены основы египетской и вавилонской цивилизаций. Несколько позднее в 3-2 тыс до н э – в долине реки Инд – индийская цивилизация, во 2 тыс до н э – китайская ( долина реки Хуанхе) . Условия были благоприятны: их зона охватывала территории с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом. |
2. Наличие или отсутствие рек, близость морей, плодородные почвы, строительный материал – определяли занятия, хаpaктер труда и уровень организации их жизни | -- На Востоке развивалось ирригационное
земледелие, ирригационные системы требовали
организации коллективного труда и жесткой
организации центральной власти, что привело к
формированию на Востоке деспотии. Таковые были в
Египте , в Китае. -- В особой географической ситуации развивались Финикия, Греция, Рим – это были морские цивилизации, близость моря и отсутствие полноводных рек, отсутствие плодородных почв и наличие строительного материала, создали благоприятные условия для зарождения навигации, которая сыграла важнейшую роль в жизни этих морских держав |
3. Форма рельефа местности оказывает влияние на обороноспособность страны, на дальнейшее развитие | -- Греческий историк нач I в н э Страбон:
“ Италия окружена , как верною оградою, морями, за
исключением только немногих частей, которые, в
свою очередь, защищены труднопроходимыми
горами….. это выгодно для отражения нашествия
извне и полезно для нападения на внешних
врагов.” -- Равнинная территория, отсутствие естественных преград в виде горных хребтов облегчали неприятелю проникновение в глубинные районы России. Но, в тоже время огромные прострaнcтва затрудняли продвижение агрессоров, вынуждали их затрачивать силы на охрану коммуникаций, открывали широкие возможности и для партизанской войны. Вторжение в новое и новейшее время трех агрессоров ( Карл XII, Наполеон, Гитлер) заканчивались печальным для них итогом. -- Славянский мир был “проходным двором”, через территорию славян шли различные кочевые племена: гунны, готы, тюрки. Бесспopно, азиаты оказали слияние на славян. |
4. Климат оказывал влияние на хаpaктер производства | -- На Руси короткий с/х год, на 20 дней меньше солнечных дней, чем в Прибалтике, Скандинавии. За такое короткое время семья могла обработать небольшую площадь. Приходилось “ наваливаться всем миром”. Концентрация сил и способность к крайнему напряжению – хаpaктерно для русских крестьян. Природно- климатических фактор повлиял на складывание экстенсивного отношения к природным ресурсам. |
5. Сформировался своеобразный тип личности под влиянием особых географических условий | -- “… У нас каждый человек в отдельности
может проявлять себя самодовлеющей личностью в
самых разнообразных сторонах жизни.” Из речи
Перикла об Афинах, произнесенной в 431г до н э.
Борьба греков с морской стихией, трудности
освоения неведомых земель, породил людей смелых,
инициативных, самодостаточных, больше всего
ценивших свободу, поэтому появление демократии
неслучайно. -- Пословица “ Русский мужик долго запрягает, да быстро едет” связана с особенностями климата и трудовой деятельности. Такие черты как “расторопность”, “проворность”, “поворотливость” воспитывались у русского мужика в условиях крайнего напряжения сил. |
Отрицающая сторона.
Цивилизационный процесс везде шел в непрерывной связи с освоением и преобразованием естественной среды, однако на формирование и развитие цивилизации оказывает влияние не столько этот фактор, сколько другие.
Аргументы | Доказательства ( цифры, факты, цитаты) |
1. Влияние религии и церкви на жизнь общества и деятельность государства было огромным | -- В эпоху средних веков церковь на долго
подчинила своему влиянию не только духовную
сферу ( культура: в живописи преобладали
религиозные сюжеты; образование: первые школы
возникали при монастырях), но и вмешивалась в
политические дела ( религиозные войны) -- На протяжении определенного времени многие религии ( православие, конфуцианство, буддизм ) играли роль цивилизационного фундамента. ( В России Уваров создает теорию официальной народности, которая основана на православии. Православие выполняло функции идеологической опоры, цементировало общество.) -- Религиозная этика, которая возникла в связи с религиями спасения, имела большое значение в процессе складывания цивилизационных традиций – наиболее устойчивых элементов в историческом развитии цивилизаций. |
2. Большое значение в развитии цивилизации принадлежит человеческому фактору | -- “ В мире много сил великих, но сильнее
человека нет в природе ничего…” Софокл, 5 в до н э -- Примерно с 500г до н э по 1 век н э произошли необычные изменения – произошёл самый резкий поворот в истории – появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. В Китае жил Конфуций, в Индии – Будда, в Иране – Заратустра учил о мире, где идёт борьба добра со злом, в Палестине выступали пророки – Илья, Исайя, в Греции – Гомер, Геpaклит, Платон, Архимед. -- Главным достижением этого времени было возникновение мировых религий, современной морали, религиозных и культурных традиций, Возникновение цивилизаций в это время стало прорывом, изменившим весь ход истории человечества. |
3. Важную роль играют цивилизационные традиции | - Трагически погибли
древнеамериканская, египетская, крито –
микенская, древнегреческая, римская цивилизации.
Индийская и китайская цивилизации существуют
уже много тысячелетий. Здесь очень большую роль
играют цивилизационные традиции. Так в Индии законы предписывали каждой касте носить одежду особого покроя, цвета, качества ткани, с особой отделкой. Все определялось до мельчайших подробностей. Этот закон предписывал людям смириться с их местом в обществе, не стремиться изменить свою судьбу. Закон Кармы ориентировал на социальную пассивность и даже уход от социальной жизни. -- Французский исследователь Э. Калло, считает, что цивилизация “ покоится на традициях, образующих устойчивый базис тех верований, на которые люди опираются как на незапамятное и надежное достояние, чтобы ориентироваться в жизни и совладать с повседневными заботами и новыми задачами”. |
4. Влияние других народов, возникновение цивилизаций на окультуренной почве | -- Греки переняли письмо у финикийцев (
алфавит, дополнив гласными буквами), искусство
мореплавания и ведения торговли. -- Литература, искусство, философия римской цивилизации были всецело под греческим влиянием. |
Статья знакомит с основными событиями Северной войны. Раскрывается значение реформ, начатых Петром I. Развиваются навыки анализа фактов, устанавливаются причинно-следственные связи. Учащиеся учатся работать с картой....
04 06 2023 23:32:47
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века».
...
03 06 2023 7:29:40
В статье рассматривается понятие "самостоятельная работа" – один из видов учебной деятельности учащихся на уроке, предполагающий наличие самостоятельного овладения знаниями и умениями. Самостоятельная работа может принимать несколько форм: фронтальная, групповая и индивидуальная. Наиболее распространенные виды работы на уроках истории: с учебником, справочной литературой, первоисточниками, решение хронологических задач, моделирование и другие....
02 06 2023 14:29:57
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
01 06 2023 4:38:20
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков.
...
31 05 2023 14:42:57
Интегрированный урок объединяет литературу и историю развивает навыки учебно-исследовательской деятельности учащихся. Работа над проектами, сравнение материала художественной и исторической литературы развивает аналитическое мышление, формирует умение аргументированно высказывать свою точку зрения на проблему. К уроку прилагаются презентации, комментарии к слайдам и раздаточный материал с вопросами....
30 05 2023 23:10:38
Глубокие изменения в европейском обществе шли рука об руку с переменами во взглядах и представлениях людей. Философы, а затем и социологи выдвинули ряд теорий, давших новый взгляд на процессы и явления общественной жизни. В данной статье мы остановимся на некоторых направлениях развития социологии в Новое время. ...
29 05 2023 4:15:15
На уроке решаются несколько задач: в работу включается весь класс, изучается дополнительная литература по теме, у детей появляется интерес к предмету. Интегрированный урок проводится в виде защиты проектов учащихся....
28 05 2023 14:19:16
Урок в 5-м классе по теме "Олимпийские игры в древности". Ученики в результате частично-поисковой, исследовательской работы, ролевой игры знакомятся с историей Олимпийских игр получают образное представление о знаменитом празднике, о его культурном значении. В процессе исследования и ролевой игры выявляется, что они сами являются участниками "малых" Олимпийских игр у себя в школе.
...
27 05 2023 18:32:33
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
26 05 2023 10:33:13
Повторительно-обобщающий урок, проводимый в форме игры, позволяет выявить и развить возможности каждого учащегося, формирует навык работы в парах, содействует формированию исторического воображения, развитию умений и навыков работы с историческими понятиями, событиями, датами. Различные методы работы обеспечивают чёткий ритм урока, активность учащихся в течение всего урока.
...
25 05 2023 21:23:40
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков.
...
24 05 2023 3:21:58
Гражданская война – один из самых трагичных этапов в истории России. В её период погибло более десяти с половиной миллионов человек. Из них погибло во время действий около 2,5 млн. человек, все остальные – в результате террора (2 млн.), голода и эпидемий (6 млн.). В эти дни братоубийственной войны люди одной страны шли грабить, убивать и разорять своих же соотечественников, ближайших знакомых, родственников....
23 05 2023 6:40:37
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....
22 05 2023 20:33:14
Данная разработка урока поможет учителю, преподающему в 5-м классе, провести насыщенный, эмоциональный урок, используя индийскую музыку, танец, благовония. Учащиеся не только знакомятся с важнейшими страницами истории Древней Индии, но и получают представление о мировой религии - буддизме, что способствует формированию гуманистических начал личности.
...
21 05 2023 21:52:56
Урок обобщения и систематизации знаний в 7-м классе по истории Отечества в форме ролевой игры, в которой участвуют четыре комaнды (семьи), ведущие Петр I и Меншиков. Проводятся семь конкурсов, отражающих эпоху. Мероприятие способствует воспитанию чувства ответственности перед своей комaндой, сплоченности, дружелюбия по отношению к соперникам; создает образное представление об эпохе Петра I, показывая положительные и отрицательные стороны. Возможно проведение игры как внеклассного мероприятия....
20 05 2023 7:40:58
Уже пролетело 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Война затронула абсолютно каждый город и каждую деревню нашей Родины. Не только те города, в которых происходили военные действия, испытывали на себе все ужасы этой трагедии, но и те которые находились в глубоком тылу. В их числе и наш родной г. Орск Оренбургской области. О том, как наше современное поколение хранит память о подвигах солдат Великой Отечественно войны, и будет наше внеклассное мероприятие....
19 05 2023 12:32:17
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
18 05 2023 2:35:10
Урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предстоит узнать об отличительных особенностях социально-гуманитарных наук от естественных наук; о системе классификации социально-гуманитарных наук; об особенностях философского уровня познания действительности. ...
17 05 2023 8:47:12
Программа образовательного модуля предназначена для учителей обществознания, преподающих предмет в старших классах, как на базовом, так и на профильном уровне. Экзамен по обществознанию является наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством учащихся, так как предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности....
16 05 2023 20:55:23
Внеклассное мероприятие ориентировано на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игровые задания учитывают специфику и познавательную деятельность детей этого образовательного учреждения и способствуют углублению и расширению знаний, развитию умственных способностей учащихся с нарушением интеллекта. А также решается главная задача – развитие интереса учащихся к истории.
...
15 05 2023 2:34:27
Урок посвящен подъему национального самосознания русского народа и патриотическому движению; учитель рассказывает об этапах освобождения страны от захватчиков. Цель: воспитывает у учащихся чувство национального достоинства, патриотизма и ответственности....
14 05 2023 7:33:16
Урок разработан в технологии критического мышления; проводится с целью сформировать представление учащихся о жизни и реформаторской деятельности Петра I, направленной на изменения всех сфер жизни общества в России....
13 05 2023 2:52:54
Урок сообщения и первичного закрепления новых знаний для 8-го класса формирует представление о причинах возникновения тайных организаций будущих декабристов и целях участников, развивает умение критически анализировать документы («Проект конституции Н.М. Муравьева», «Русская правда П.И. Пестеля»), чувство коллективизма, толерантности. На уроке используются фрагменты из цикла передач «Империя» Л. Парфенова....
12 05 2023 0:29:21
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
11 05 2023 1:55:20
Интегрированный урок-путешествие в 5-м классе по теме: "Древний Восток: прошлое
и настоящее". Урок с элементами игры погружает в эпоху Древнего мира.
Используются обучающие видео- и DVD-материалы, презентации в программе Power Point.
Основная цель: осознания учащимися сути развития цивилизации и заслуг предков в обеспечении нам современного уровня жизни. Урок рассчитан на 3 академических часа.
...
10 05 2023 16:46:11
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
09 05 2023 11:46:50
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
08 05 2023 1:23:47
Интегрированный урок построен в форме интеpaктивного обучения. На основе изучения исторических источников в виде документов, учащиеся в группах заполняют общую таблицу по данной теме, защищают свои работы, делают выводы. Урок способствует получению обществоведческих знаний по теме «Демократия», связан с подготовкой к экзамену в форме ЕГЭ....
07 05 2023 1:56:44
Нередко ребенок ощущает "перенасыщение знаниями", которые начинают отягощать его сознание. В результате теряется интерес к учебе, и появляется обыкновенный троечник. Особенно трудно поддержать интерес к предмету, который, по мнению школьников, совершенно им не пригодится в будущей профессии. Как избежать этого, сохранить свежесть восприятия материала? Вероятно, выход следует искать в повышении занимательности учебного материала, в поисках таких форм работы, которые бы способствовали активации учебного процесса....
06 05 2023 11:18:22
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
05 05 2023 15:31:22
Данный урок "Права человека" представляет собой пpaктикум, в ходе которого учащиеся не только знакомятся с основными правами, зафиксированными в документе, его структурой, а также проводят анализ зафиксированных прав, определяют значение данного документа для всех людей. Кроме того, главное заключается в том, чтобы не только познакомить учащихся и выучить статьи международных документов, а учить учащихся жить со знанием и осознанием своих прав и свобод. И помнить, что у другого человека, такие же права....
04 05 2023 1:34:43
Урок относится к теме "Древнерусское государство". Это четвертый урок по теме, связан с предыдущей темой "Русь в правление Игоря, Ольги, Святослава", продолжением традиционной политики первых русских князей – подчинение славянских племен киевскому князю....
03 05 2023 0:37:56
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
02 05 2023 23:49:58
Урок "Русь в Х-ХVв.в." занимает место в системе повторительно-обобщающих уроков в курсе истории России в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, В.И. Буганова.
Урок спланирован и проводится по технологиям КСО, на групповой и концептуальной основах. Обучающиеся предварительно разделены на учебные группы, каждая из которых выбирает вопрос для подготовки и защиты, получает задание прочитать дополнительную литературу и подготовить выступление, в котором прозвучат несколько точек зрения по теме для защиты....
01 05 2023 14:48:22
Неуспеваемость - острейшая проблема современной школы. Поэтому в каждой школе необходима специальная глубоко продуманная повседневная деятельность всего педагогического коллектива, нацеленная на предупреждение неуспеваемости и индивидуальной помощи слабоуспевающим обучающимся.
...
30 04 2023 12:10:32
В разработке дан подробный план и методика проведения урока. В ходе проведения урока учащиеся узнают об особенностях подросткового возраста, закреплению, применению и определению уровня усвоения этой информации....
29 04 2023 21:49:21
Урок разработан с применением метода проектной технологии. Форма урока в виде ролевой игры «Избирательная кампания» способствует пpaктическому овладению способами деятельности, отражающими суть роли избирателя, умением вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение....
28 04 2023 21:44:56
Урок, посвященный XVIII веку – переломному периоду в истории России, очень насыщенному событиями. Особенности данного периода – частая смена правителей, сильные личности во главе государства, главенствующее положение дворянства в государстве. Государство Российское подвело черту под прошлым, перевернуло страницу своей истории и начало переход к новым рубежам.
...
27 04 2023 11:13:35
Цели урока: создание условий для применения предметных умений (совершенствования языковых и речевых навыков) и формирования первичных предметных умений по теме «Семья. Родственные связи»....
26 04 2023 3:55:37
Сборник состоит из используемых различных правил, памяток, и рекомендаций по работе с исторической и различной информацией. Доступный для каждого ученика, он постоянно обновляется (не в последнюю очередь усилиями самих учащихся и учителей - коллег). Может использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы учеников.
...
25 04 2023 6:15:14
Урок изучения нового материала и обучения учащихся постановке вопросов к тексту. Приведены образцы вопросов: их после изучения темы могут сформулировать как сами учащиеся, так и учитель. Вопросы предназначены для простого повторения и закрепления темы, так и для более глубокого ее изучения с привлечением дополнительной литературы. Самостоятельная постановка учащимися вопросов позволит им совершенствовать умение постановки к первоисточникам....
24 04 2023 2:11:50
Урок-диалог «Их вечен с вольностью союз…» по теме «Движение декабристов» поможет учащимся глубже увидеть эпоху, людей, личности участников событий 14 декабря 1825 года; попытаться представить, было ли возможным и реальным осуществление в тот момент задуманного заговорщиками. На примере личностей и хаpaктеров декабристов помочь учащимся увидеть такие качества, как благородство, целеустремленность, верность делу, твердость духа, и способствовать стремлению воспитать их в себе....
23 04 2023 12:10:23
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
22 04 2023 18:10:39
Урок-презентация способствует формированию у учащихся навыков публичного общения, умению отбирать наиболее важный материал из различных исторических источников, использовать его в выступлениях, а также воспитанию толерантного отношения к культуре и религии различных эпох и народов. Используются компьютерные презентации учащихся, музыкальное сопровождение.
...
21 04 2023 16:29:38
Лекторий рекомендован учителям, воспитателям, социальным педагогам. Материал может быть использован на уроках истории и обществоведения, а также во внеурочной деятельности, при проведении классных часов, бесед....
20 04 2023 19:37:45
При подготовке к уроку учащиеся делают слайды с биографиями исторических личностей периода, учитель проверяет, корректирует и объединяет слайды в единую презентацию, которая будет использована на уроке. Учащиеся делают на уроке сообщения с опорой на презентацию, заполняют обобщающую хронологическую таблицу....
19 04 2023 19:47:29
Интегрированный урок истории, обществознания и литературы в 10-м классе служит формированию у обучающихся понятия о значимости роли народа и личности в историческом процессе. На уроке ученики учатся составлять сравнительную хаpaктеристику, систематизируют материал по образам Кутузова и Наполеона. Урок имеет большое значение в подготовке к написанию экзаменационного сочинения....
18 04 2023 16:15:36
Урок завершает изучение темы "Конституция Республики Казахстан". Основными задачами урока являются повторение и закрепление содержания Основного закона, а также воспитание патриотизма, гражданственности, формирование навыков групповой работы. Используются такие формы организации учебной деятельности, как игра, решение познавательных заданий, применение знаний в нестандартной ситуации, выполнение тестов, опережающие задания....
17 04 2023 20:13:35
На уроке перед взором ребят предстаёт процесс перехода хаоса в порядок: маленькая деревушка среди соснового бора превращается в процветающий город. В конце урока закручивается интрига, требующая разгадки на следующем уроке – «уроке логического мышления»....
16 04 2023 12:39:31
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::