Урок-обобщение в 5-м классе по теме "Древний Восток" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок-обобщение в 5-м классе по теме "Древний Восток"


    Урок-обобщение в 5-м классе по теме "Древний Восток"

 

Цели:

  1. Обобщить знания учащихся по теме «Древний Восток».
  2. Систематизировать исторические понятия.
  3. Работать над обогащением словарного запаса.
  4. Осуществлять гигиену труда в учебном процессе.
  5. Продолжить работу над образованием и воспитанием гражданина и человека.

Оборудование:

  1. Карта «Древний Восток».
  2. Карточки для индивидуальной работы.
  3. Серия картин: «Семь чудес света».
  4. Тетради.
  5. Карточки со словом: « Молодцы!»
  6. Магнитофон.
  7. Конституция РФ.


Ход урока.

I. Организация на урок.

 II. Сообщение темы и целей урока.

Слова учителя:

«Мы закончили изучать тему: «Древний Восток» и сегодня на уроке обобщим все изученное по этой теме, будем также учиться анализировать и сравнивать, смотреть и слушать, думать и ощущать.
Начиная изучать историю, мы пришли к выводу, что лучше это делать путешествуя.
Итак, мы на Древнем Востоке. Я Ваш гид – Наталья Николаевна, а Вы будете моими маленькими помощниками - экскурсантами».

III. Обобщающее повторение.

1. Назвать и показать на карте государства Древнего Востока.

2. Где возникали древние государства?

Ответ детей: «Древние государства возникали в долинах рек».

3. Назовите эти реки и покажите их на карте.

Ответ детей: «Нил, Ганг, Тигр, Евфрат, Хуанхэ».

4. Почему государства возникали в долинах рек?

Ответ детей: «Были хорошие условия для земледелия, основанного на орошении, необходимость торгового обмена»

5. А что такое государство?

Ответ детей:

«Государство – это организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории, взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов, осуществляется охрана земель, регулируются отношения с другими государствами и народами».

6. Когда появляется государство?

Ответ детей: «Государство появляется там и тогда, где и когда появляются классы».

7. Когда появляются классы?

Ответ детей: «Когда появляется неравенство»

8. Назвать основные классы в государствах Древнего Востока.

Ответ детей:

«Основные классы в государствах Древнего Востока – это paбы, рабовладельцы и крестьяне».

9. Все ли были равны в государствах Древнего Востока?

Ответ детей: «Нет».

10. Докажите это.

Ответ детей:

«Рабовладельцы имели власть, силу (войско, стражники), деньги, земли, рабов. Они никогда не работали, но присваивали себе результаты труда крестьян и рабов.
Крестьяне имели небольшие наделы земли, одного – двух рабов, орудия труда, их эксплуатировали рабовладельцы.
Paбы ничего не имели, они были собственностью рабовладельцев, их покупали, продавали, дарили, рабовладелец их мог убить, они выполняли самую тяжелую работу».

11. Как назвать такие государства?

Ответ детей: «Эксплуататорскими».

12. Как называется строй, при котором основными классами являются: paбы, рабовладельцы и крестьяне?

Ответ детей: «Рабовладельческий»

13. Кто был свободен в рабовладельческом государстве?

Ответ детей: «Рабовладельцы»

14. Кто не имел никаких прав?

Ответ детей: «Paбы»

Слова учителя:

«Рабство- это позорное явление, основанное на эксплуатации одних людей другими. Эксплуатируемые всегда мечтали о таком обществе, в котором не было бы неравенства, эксплуатации, где все люди были бы равны и свободны.
Вы должны гордиться тем, что живете в свободной стране, в Основном Законе (Конституции) которой записано: «Гражданин РФ имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность».
Наша задача с Вами в том, чтобы строить свободное, демократическое общество, основанное на равноправии (показать « Конституцию»).

15. Работа по карточкам (4 человека):

Карточка №1:

заполнить контурную карту: «Древний Египет»: написать название реки, протекающей через Египет. Обозначить на ней 1 порог;

Карточка № 2:

в каких странах протекали эти реки:

Тигр____________
Ганг____________
Хуанхэ__________
Евфрат_________
Нил____________

В каких древних странах существовали эти города:

Ахетатон___________
Библ_______________
Сарды______________
Ур_________________
Ниневия____________

Карточка № 3:

в каких древних странах правили эти цари:

Кир_______________
Хаммурапи_________
Хеопс______________
Цинь Шихуан________
Соломон_____________
Ашоки______________

В каких древних странах было сделано каждое из изобретений:

Письмо______________
Алфавит_____________
Арабские цифры______
Монета______________
Бумага_____________
Шахматы___________
Компас_____________

Карточка №4:

Кому было легче овладеть грамотой: мальчику в Древнем Египте или российскому школьнику?

Почему?________________________________________________________________________

Почему умеющий читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом?_________________

На чем и чем писали ученики египетских школ?_________________________________________

Почему окончившие школу египтяне обычно носили белые одежды?_______________________

16. В это время викторина: «Знаешь ли ты?»

( Каждый ученик приводит по 1 примеру «Река Нил течет в Египте» и т. д.).

17. Проверка работ по карточкам.

18. В это время самостоятельная работа:

записать в тетрадях слова, связанные с:

1в. – Египтом;

2в. - Междуречьем;

3в. – Индией;

4в. – Китаем.

19. Проверка «цепочкой»

20. Чем знаменит царь Хаммурапи»?

Ответ детей: написал законы.

Какие это были законы?

Ответ детей: « Жестокие, но справедливые».

Докажите.

Ответ детей: «Если человек украдет малолетнего сына человека, то его должно убить».

Чьи интересы защищали эти законы? Докажите.

Ответ детей: интересы имущих:

«Если человек погубит достояние, то он должен возместить все, что он погубил, за то, что он построил дом непрочно, так, что он обвалился, должен строить обвалившийся дом за собственный счет».

Как защищались права детей на наследование имуществом? Какая сила вмешивалась в отношения отца и сына?

Ответ детей: «Если сын совершил по отношению к отцу тяжкий грех, достаточный для лишения его наследства, отец должен на 1 раз простить его; если же он совершит тяжкий грех во 2 раз, то отец может лишить сына наследства» (дети должны уважать родителей, а родители – уметь прощать).

Слова учителя:

«Жители Вавилонии знали, что за нарушение законов их ждет суровое наказание. Законы защищали только свободных, рабов же клеймили, чтобы никто их не принял за свободных людей. Значит, нарушались права гражданина и человека. В таком обществе не может человек считать себя свободным».

21. Физкультминутка

Дети, положив голову на руки, «рисуют картинку на «Древнем Востоке».

Что представили, слушая музыку?

22. Экскурсия в картинную галерею.

Путешествуя по «Древнему Востоку», мы попали в картинную галерею. Перед нами 4 картины. Они не подписаны. Дайте им названия и расскажите о них.

Египетские пирамиды (Рисунок 1).
Висячие сады Вавилона (Рисунок 2).
Ворота богини Иштар (Рисунок 3).
Великая китайская стена (Рисунок 4)

Рассказы детей.

23.Наше путешествие продолжается.

Мы в школе. Перед нами сидят 4 мальчика. 1-й пишет на бамбуке, 2-й на глиняных табличках, 3-й на папирусе, 4-й на листьях пальмы.

Почему мальчики?

Ответ детей:

«По законам древних государств могли учиться только мальчики. Дeвoчки не имели права учиться в школе, их учили дома мамы вести домашнее хозяйство».

Одинаковые ли права имели мужчины и женщины в государствах Древнего Востока?

Ответ детей: « Женщины в государствах Древнего Востока не имели никаких прав».

Слова учителя:

«Вы должны гордиться тем, что живете в свободной стране, в Основном Законе (Конституции) которой записано: «Гражданин РФ имеет право на образование», причем, образование в нашей стране бесплатное. Как бы вам завидовали дети из стран Древнего Востока».

Расскажите, в каких странах учились мальчики.

Ответ детей:

  • Китай.
  • Междуречье.
  • Египет.
  • Индия. 

24. Путешествуя с вами, я нашла много ценных вещей.

Рассмотрим «Стол находок»

( Учитель показывает предметы: компас, монеты, шахматы, алфавит, бумагу, арабские цифры).

Расскажите, что дала миру цивилизация стран Древнего Востока? Где были сделаны эти изобретения?

Ответы детей:

«Компас - Китай. Монеты - Вавилон. Шахматы - Индия. Алфавит - Финикия. Бумага – Китай. Цифры – Индия. Аpaбы заимствовали в Индии цифры, а мы – у арабов – поэтому мы их называем арабскими (1, 2, 3…)

Слова учителя:

«А еще шелк. Его родина – Китай. Долгое время китайские императоры держали в глубоком секрете его изготовление. Он ценился на вес золота, за сверток шелка полагалась двойная цена».

25. Нам пришло письмо. Прочитайте его (МНДРВНМВСТК).

Ответ детей:

«Мы на Древнем Востоке». В алфавите были только согласные буквы. Все слова в предложении писали вместе

26. Слова учителя:

« Мы говорим: «Страны Древнего Востока». « Государства Древнего Востока». Чем слово «страна» отличается от слова « государство».

Ответ детей: «Государство» - понятие политическое, а «страна» - географическое».

27. Итог урока:

Наше путешествие закончилось.
Что нового узнали на уроке?
Чему учились на уроке?

28. Оценка работ:

Карточки со словом: «М - о – л – о – д – ц – ы - !»


Урок истории по теме "Как появились прозвища некоторых исторических личностей"


    Урок истории по теме "Как появились прозвища некоторых исторических личностей"

      Данный урок истории предназначен для учителей начальных классов. Этот урок способствует развитию познавательной активности учащихся. Он нацелен на развитие умения планировать работу, ставить цель урока, работать в группах....

28 06 2022 15:39:37

Урок-семинар с элементами дискуссии, подготовка к ЕГЭ «Социальный портрет молодежи». 11-й класс


    Урок-семинар с элементами дискуссии, подготовка к ЕГЭ «Социальный портрет молодежи». 11-й класс

      На уроке рассматриваются актуальные проблемы молодежи. Обсуждаются такие вопросы, как особенности молодежи как социальной группы, социализация молодежи и нравственные ценности, хаpaктерные для нее как для молодого поколения. Учащиеся выполняют задания ЕГЭ (части А, В, С) разного уровня сложности. Урок представляет собой синтез семинарского занятия с элементами дискуссии (анализ текстов, афоризмов о молодежи и юношестве, ценностных ориентиров и нравственных идеалов молодежи и т. д.)....

27 06 2022 23:13:57

Преподавание истории. Тема «Франция. Долгий путь к единству»


    Преподавание истории. Тема «Франция. Долгий путь к единству»

      Урок нацелен на знание вопроса об объединении страны, о значении объединения не только для самой страны, но и для ее жителей. Данный урок проводился по технологии РКМЧП. Материал, усвоенный на уроке, закрепит у детей мысль о том, что объединение и централизация государства – это необходимое условие для существования страны, это означает и сплоченность всего народа....

26 06 2022 8:14:58

План внеклассного мероприятия по истории России для старшеклассников по теме "Уцелевшая Атлантида"


    План внеклассного мероприятия по истории России для старшеклассников по теме "Уцелевшая Атлантида"

      План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....

25 06 2022 5:27:40

Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по главе "Как права человека и гражданина связаны с государством"


    Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по главе "Как права человека и гражданина связаны с государством"

      Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными. Например, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении данной работы. Также во время урока ученики работают с тетрадями, используя ранее выполненные задания; закрепляют понятия и термины....

24 06 2022 4:18:47

Урок на тему "Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине". 9-й класс


    Урок на тему "Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине". 9-й класс

      Задача урока – воссоздать максимально полную и объективную картину коллективизации, выяснить, как на самом деле совершался этот глубочайший, сложный и противоречивый переворот в жизни деревни, к каким непосредственным и отдалённым последствиям он привёл; подумать над тем, как же в конечном итоге оценивать сущность коллективизации....

23 06 2022 18:25:24

Конкурс знатоков истории Древней Греции


    Конкурс знатоков истории Древней Греции

      Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....

22 06 2022 3:19:25

Урок истории в 4-м классе "В мастерской художника. К.П. Брюллов"


    Урок истории в 4-м классе "В мастерской художника. К.П. Брюллов"

      Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....

21 06 2022 11:17:23

Работа с документами и источниками на уроках историко-обществоведческого цикла и регионального компонента


    Работа с документами и источниками на уроках историко-обществоведческого цикла и регионального компонента

      Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....

20 06 2022 9:39:55

Смутное время


    Смутное время

      Урок-семинар в форме дидактической игры. На уроке происходит заседание исследовательских отделов института истории России. Целью урока является осмысление причин Смуты, которая явилась во многом следствием опричнины и вызванного ею экономического и социального кризиса в стране....

19 06 2022 9:17:59

Урок-путешествие в 6-м классе "Средневековые рыцари"


    Урок-путешествие в 6-м классе "Средневековые рыцари"

      Урок-путешествие проводится в 6-м классе как урок обобщения материала и помогает ребятам окунуться в эпоху Средневековья. Различные задания и формы работы дают возможность не только вспомнить пройденный материал, но и повысить интерес к истории Средневековья. ...

18 06 2022 13:21:13

Урок в 5-м классе по теме "Ассирийская держава"


    Урок в 5-м классе по теме "Ассирийская держава"

      Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...

17 06 2022 15:26:50

"Иван III - государь всея Руси". История России. 10-й класс


    "Иван III - государь всея Руси". История России. 10-й класс

      Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....

16 06 2022 15:45:44

Урок в 7-м классе по теме "Петр I и его время"


    Урок в 7-м классе по теме "Петр I и его время"

      Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....

15 06 2022 16:59:22

Интегрированный урок по истории и обществознанию с использованием мультимедийной презентации "Цивилизация России". 11-й класс


    Интегрированный урок по истории и обществознанию с использованием мультимедийной презентации "Цивилизация России". 11-й класс

      В ходе урока рассматриваются различные точки зрения на место России в цивилизационном процессе, раскрываются черты самобытности России и влияние западной цивилизации. ...

14 06 2022 11:14:39

Великие географические открытия


    Великие географические открытия

      Благодаря стремлению к новому древний классический мир расширился со Средиземноморского региона, постепенно привлекая новые культуры и цивилизации. Этот урок посвящен Великим географическим открытиям середины XV – середины XVII века....

13 06 2022 10:20:51

Вторая война Рима с Карфагеном (Пунические войны). 5-й класс


    Вторая война Рима с Карфагеном (Пунические войны). 5-й класс

      Структура урока выдержана в соответствии с методическими рекомендациями: М.А. Кубышева "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках разных типов в образовательном концентре 7–9-х классов основной школы. Учащиеся формируют способности к новому способу действия; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов....

12 06 2022 11:32:20

Семинарское занятие в 10-м классе "Крещение Руси как русский и европейский феномен"


    Семинарское занятие в 10-м классе "Крещение Руси как русский и европейский феномен"

      Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....

11 06 2022 7:39:11

Путешествие по Cредневековью


    Путешествие по Cредневековью

      Разработка представляет собой урок-игру с различными типами заданий на знания фактического материала, умения учащимися сопоставлять, анализировать, давать оценку историческим событиям, проявлять находчивость, смекалку; формируется умение работать в комaнде, анализировать допущенные ошибки. ...

10 06 2022 2:52:33

Урок-путешествие "Господин Великий Новгород"


    Урок-путешествие "Господин Великий Новгород"

      Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....

09 06 2022 5:44:52

Международное гуманитарное право (повторительно-обобщающий урок)


    Международное гуманитарное право (повторительно-обобщающий урок)

      Пробудить у учащихся чувство сострадания, гуманности и уважения к человеческому достоинству - это основная цель и главный результат изучения Международного гуманитарного права в школе. ...

08 06 2022 10:15:28

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

07 06 2022 7:42:58

Повторительно-обобщающий урок-игра по истории Древнего мира


    Повторительно-обобщающий урок-игра по истории Древнего мира

      Урок-игра проводится на итоговом повторении в 5-м классе. В игровой форме, при активном участии детей, интересно повторить основные события государств Востока, Греции, Рима. Задания подобраны разнообразные, с учётом возраста. Игра позволяет охватить достаточное количество детей, создать творческую атмосферу на уроке. Игру по истории Древнего мира можно проводить и как внеклассное мероприятие в 5-м классе....

06 06 2022 21:56:21

"Юридическая консультация" - пpaктикум по теме: "Трудовое право". 11-й класс


    "Юридическая консультация" - пpaктикум по теме: "Трудовое право". 11-й класс

      Создание на занятиях спецкурса ситуаций, когда учащиеся могут применить свои знания для решения пpaктических задач, - верный путь достижения высокого качества образования. Именно такую возможность дает проведение на занятиях спецкурса "Основы государства и права" в 11-м классе пpaктикума по теме "Трудовое право" в форме "Юридической консультации". ...

05 06 2022 4:35:59

"Куликовская битва". Открытый урок в 6-м классе


    "Куликовская битва". Открытый урок в 6-м классе

      Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....

04 06 2022 20:19:36

Правовое лото "Права и свободы человека и гражданина"


    Правовое лото "Права и свободы человека и гражданина"

      Игра может проводиться в связи с датами принятия Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ для учащихся 9–10-х классов. Расширяет правовой кругозор учащихся и осознание того, что РФ является частью мирового сообщества, доступна для ученика любого уровня подготовленности....

03 06 2022 9:30:36

Урок истории по теме "Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного". 10-й класс


    Урок истории по теме "Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного". 10-й класс

      Изучение истории в 10-м классе при концентрической системе обучения хаpaктеризуется проблемно-тематическим подходом, что включает обязательное формирование собственной точки зрения при анализе исторического материала, изучение исторических фактов в контексте мировой истории, понимание причин, последствий, альтернативных вариантов развития изучаемого события. Занятие развивает критическое мышление, коммуникативные навыки учащихся, умения работать в группе, развивает активную жизненную позицию....

02 06 2022 23:23:28

Урок истории России по теме "Отечественная война 1812 г.". 8-й класс


    Урок истории России по теме "Отечественная война 1812 г.". 8-й класс

      Важная задача школы – воспитание патриотизма. Урок посвящен героизму народа России в период Отечественной войны 1812 года, раскрывает тему "Выбор пути развития России при Александре I". Урок совершенствует не только умения учащихся анализировать и обобщать исторический материал, но и выpaбатывать свою точку зрения и аргументированно отстаивать свои взгляды....

01 06 2022 16:55:15

Конференция по истории Красноярского края «Мой край. События, люди»


    Конференция по истории Красноярского края «Мой край. События, люди»

      Конференция по истории Красноярского края развивает творческие способности учащихся, критическое мышление. Изучение истории развития своего города, села, улицы, семьи, различные методы и источники исследования учат самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, устанавливать причинно-следственные связи. В осмыслении местного материала сознается сопричастность судьбе России....

31 05 2022 7:58:55

Деловые игры на уроках обществознания: обучение через перевоплощение


    Деловые игры на уроках обществознания: обучение через перевоплощение

      Играя в деловые игры, ребенок приобретает уникальные навыки, необходимые ему для реальной жизни, а сама атмосфера внутри деловой игры создает ощущение того, что все происходит "по-настоящему". Деловая игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить....

30 05 2022 4:46:28

Повторительно-обобщающий урок по истории Средних веков в 6-м классе "Своя игра"


    Повторительно-обобщающий урок по истории Средних веков в 6-м классе "Своя игра"

      Цели урока: повторение и обобщение знаний учащихся; развивать заинтересованность в знаниях к предмету; развивать кругозор учащихся....

29 05 2022 2:32:41

Внеклассное мероприятие в форме виртуальной экскурсии по Эрмитажу. Тема: "Келья" шедевров"


    Внеклассное мероприятие в форме виртуальной экскурсии по Эрмитажу. Тема: "Келья" шедевров"

      Для формирования личности ребенка очень важна культурологическая составляющая его развития. Рационально увеличение времени изучения культурного наследия за счет внеурочной деятельности. Предлагаемый ресурс знакомит с Эрмитажем – не только музеем, но и удивительным миром, полным чудес; развивает ключевые компетентности учащихся....

28 05 2022 0:15:35

План внеклассного мероприятия по истории России для старшеклассников по теме "Уцелевшая Атлантида"


    План внеклассного мероприятия по истории России для старшеклассников по теме "Уцелевшая Атлантида"

      План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....

27 05 2022 9:50:16

Учебный терминологический словарь по философии как средство развития учебно-позновательной компетенции студентов педагогического колледжа


    Учебный терминологический словарь по философии как средство развития учебно-позновательной компетенции студентов педагогического колледжа

      Философия и связанная с ней методология научного мышления служат основой научной картины действительности. Овладение терминологическим минимумом необходимо студентам в качестве постижения системных основ. Одной из главных проблем учебной терминографии является разработка базовых терминологических словарей. В результате был разработан «Учебный терминологический словарь по философии» как лексикографическое произведение, специально предназначенное для оказания помощи в изучении языка философии....

26 05 2022 15:27:53

Урок истории в 5-м классе по теме "Путешествие Одиссея". Поэма Гомера "Одиссея"


    Урок истории в 5-м классе по теме "Путешествие Одиссея". Поэма Гомера "Одиссея"

      Урок в форме маршрутной игры с целью активизировать известные школьникам знания по истории Древней Греции учит их совмещать знания, полученные из книг, с информацией из других современных источников. Урок воспитывает у учащихся чувство патриотизма на примере героев поэмы «Одиссея»....

25 05 2022 12:23:49

Грани культуры

Проект направлен на формирование у студентов духовно-нравственной культуры, толерантности, инициативы и самостоятельности, призван развивать творческие способности студентов и интерес к творческой деятельности. Материалы данной разработки могут быть использованы на внеклассных мероприятия и уроках, посвященных воспитанию, культуре, творчеству. В проекте участвуют студенты разных групп и преподаватели разных дисциплин....

24 05 2022 5:42:37

Урок истории в 11-м классе. Тема: "Сталинизм: за и против"


    Урок истории в 11-м классе. Тема: "Сталинизм: за и против"

      Урок посвящен событиям, связанным с эпохой правления И.Сталина. В ходе урока учащимся предстоит сделать вывод о том, какой ценой дались нашей стране преобразования, которые пришлись на время правления И.Сталина. ...

23 05 2022 18:25:12

Литературно-музыкальная композиция "Да будет мерой чести — Ленинград"


    Литературно-музыкальная композиция "Да будет мерой чести — Ленинград"

      Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся среднего и старшего звена. Целью литературно-музыкальной композиции является формирование у учащихся системы нравственных ценностей, установок поведения, культурных ценностей и навыков публичного выступления....

22 05 2022 21:19:33

Вероучение в мировых религиях


    Вероучение в мировых религиях

      Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока. Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....

21 05 2022 10:57:28

Из опыта организации проектной деятельности учащихся при обучении истории в школе


    Из опыта организации проектной деятельности учащихся при обучении истории в школе

      В данной статье вы можете узнать об организации проектной деятельности учащихся в школе при обучении истории и обществознанию. Автор делится опытом организации клуба любителей истории "Клио" и научного общества учащихся любителей истории "Отечество". Здесь вы найдёте методические рекомендации по написанию рефератов . ...

20 05 2022 11:44:48

Перспективы и особенности развития малого бизнеса в России как фактор экономического роста. Проектирование активных методов обучения на уроках обществознания и права


    Перспективы и особенности развития малого бизнеса в России как фактор экономического роста. Проектирование активных методов обучения на уроках обществознания и права

      Задача урока, выяснить, действительно ли создаются условия для развития малого бизнеса, каковы особенности и перспективы развития малого бизнеса существуют в России?...

19 05 2022 0:44:30

Проект урока "Соседи восточных славян"


    Проект урока "Соседи восточных славян"

      Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....

18 05 2022 2:14:40

Урок по теме "Раннее средневековье". 6-й класс


    Урок по теме "Раннее средневековье". 6-й класс

      Цели урока: повторить материал о событиях в Западной Европе VI-XI вв; повторить причины образования государств в Европе; закрепить основные понятия темы; закрепить навыки работы с картой....

17 05 2022 11:22:26

Программа элективного курса "Технология исследования"


    Программа элективного курса "Технология исследования"

      В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность овладеть навыками исследования как способа освоения действительности, развить способности к исследовательскому типу мышления, сформировать свою личностную позицию на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний....

16 05 2022 20:31:47

Открытый урок "Патриотизм и героика в русской и марийской музыке"


    Открытый урок "Патриотизм и героика в русской и марийской музыке"

      Программа представляет интерес с точки зрения преподавания музыки как искусства. Опираясь на достижения отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, программа предлагает принципиально новые, эффективные педагогические технологии по музыкальному развитию ребенка. В их основе - опора не на слово о музыке, а на интонационный смысл. Введение ребенка в мир музыки на основе приобщения его к шедеврам мирового музыкального искусства как целостным явлениям развивает объем его памяти, остроту восприятия, формирует ассоциативные механизмы мышления, что особенно ценно на начальном этапе обучения. ...

15 05 2022 19:53:57

Пpaктические задания в работе учителя истории и обществознания


    Пpaктические задания в работе учителя истории и обществознания

      Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....

14 05 2022 16:20:36

Повторительно-обобщающий урок по теме "По страничкам истории Древнего Египта, Междуречья и Финикии"


    Повторительно-обобщающий урок по теме "По страничкам истории Древнего Египта, Междуречья и Финикии"

      На уроке учащиеся обобщают и систематизируют знания по истории Египта, Междуречья, Финикии. Развивают умение воспроизводить полученную информацию, выделяют главное, ориентируются в основных событиях истории Древнего Востока, выявляют причинно-следственные связи, анализируют и делают выводы....

13 05 2022 15:45:34

Подготовка к ЕГЭ по истории с использованием блочно-модульной системы повторения


    Подготовка к ЕГЭ по истории с использованием блочно-модульной системы повторения

      При подготовке к ЕГЭ по истории я использую различные методы повторения изученного материала. Наиболее эффективно зарекомендовали себя блочно-модульное обобщение и систематизация изученного материала, в рамках которого стало возможным повторение большого объема исторических знаний, представление его в таблицах и схемах, проведение тестирования. ...

12 05 2022 15:54:13

Применение личностно ориентированных технологий образования на уроках истории и обществознания


    Применение личностно ориентированных технологий образования на уроках истории и обществознания

      В результате применения в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий обучающиеся получают возможность запоминать в процессе размышления. Ситуации выбора, принятия решения создают условия для продуктивной и ответственной познавательной деятельности, в которой учащиеся не только открывают нечто новое для себя, но и создают это новое, творят его. При этом у ребенка формируется сознательная творческая позиция....

11 05 2022 17:14:45

Образование Российской империи


    Образование Российской империи

      Цель урока – это обобщение и систематизация материала по теме «Образование Российской империи», а также формирование умений применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения реформ Петра I. Игровая форма работы позволяет учащимся включиться в коллективную деятельность и общение при обсуждении вопросов, формировании комaнд, также она способствует развитию самореализации и самовыражения личности....

10 05 2022 13:26:18

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Социальная структура общества и социальные отношения

Тема "Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М.Вебера и П.Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами.