"Международные отношения в конце XIX — начале XX века", 8-й класс
Цель: сформировать представление об основных противоречиях между великими европейскими державами в конце XIX – начале XX века
Задачи:
- раскрыть особенности международных отношений в мире накануне Первой мировой войны;
- развивать и закреплять навыки работы с различными источниками информации: тестом учебника, исторической картой, таблицей;
- развивать коммуникативные навыки.
Основные понятия и даты: колония, метрополия, колониальная система, колониальная империя, Антанта, Тройственный союз, империалистическая война, 1873 г., 1879 г., 1893 г., 1882 г., 1907 г.
Оборудование: карта “Территориальный раздел мира к 1914 г.”, учебник “Новая история”, §29, таблица “Колониальные владения крупнейших держав в 1876 и в 1914 гг.”.
Ход урока.
1. Вступительная беседа.
- Мы заканчиваем изучение новой истории событием, которое является границей между новой и новейшей историей.
- Как вы думаете, каким по масштабу должно быть это событие?
(крупным, большим, широкомасштабным, мировым)
- Попробуйте определить, что это за событие?
(война, конфликт, первая мировая война)
- Да, действительно, в 1914 году началась Первая мировая война. В военных действиях приняли участие 38 государств с населением свыше 1,5 млрд. человек.
- Как вы думаете, какой вопрос мы будем рассматривать сегодня на уроке?
Итак, главный вопрос урока: какие причины привели европейские страны к мировой войне.
Какие знания нам будут нужны? Какие источники информации мы можем использовать? В каком виде мы сможем представить новое знание?
(В ходе обсуждения составляется план работы на уроке)
2. Изучение нового материала.
А. Актуализация знаний.
- На какие две большие группы разделились страны мира в период Нового времени?
(на колонии и метрополии)
- Какие страны называют колониями?
(страны или территории, которые попали в политическую и экономическую зависимость от другого государства)
- Какие страны называют метрополиями?
(страны, имеющие колонии)
- Приведите примеры метрополий и их колоний.
(Англия – Индия, Австралия, Новая Зеландия и т.д.; Франция – Алжир, Марокко, Мадагаскар и т.д.)
Б. - Работа с учебником.
- Как называется такое разделение мира?
(“колониальная система”)
- Найдите определение в учебнике (стр. 275)
(Система полного экономического, социального и духовного угнетения большинства народов всех континентов группой держав – колонизаторов называется колониальной системой) – определение записывается в тетрадь.
В. Работа с таблицей.
Давайте рассмотрим и сравним владения европейских держав.
(Учебник, стр. 284)
Колониальные владения крупнейших держав в 1876 и в 1914 гг.
Колониальные державы | 1876 г. | 1914 г. | ||
Площадь (в млн. км2) |
Количество жителей (в млн. чел.) |
Площадь (в млн. км2) |
Количество жителей (в млн. чел.) |
|
Англия Германия Россия США Франция Япония |
22,5 - 17,0 - 0,9 - |
251,9 - 15,9 - 6,0 - |
33,5 2,9 17,4 0,3 10,6 0,3 |
393,5 12,3 33,2 9,7 55,5 19,2 |
Анализ таблицы проводится по следующим
вопросам.
У каких стран больше колоний?
Г. Работа с учебником и в тетрадях.
- Зачем этим странам нужны колонии?
(Колонии – это рынки сбыта, дешёвая рабочая сила, источники сырья, доходы в бюджет страны – метрополии)
- Какую политику будет проводить Германия?
(агрессивную воинственную)
- А может ли Германия одна проводить такую политику? Под силу ли ей это?
(Нет. Появляется необходимость искать себе союзников в борьбе за колонии)
- А кого могла бы взять себе в союзники Германия?
(Австро-Венгрию, Россию)
- Давайте проверим, действительно ли это так?
(стр. 276, учебник)
(Союз трёх императоров, создан в 1873 г.) Дата записывается на доске.
- Против кого направлен Союз трёх императоров?
(Против Франции, так как Германия претендует на первенство в Европе и на французские колонии в Африке)
- Как долго просуществовал этот союз?
(Два года, с 1873 по 1874 гг. Распался после выхода из союза России).
- Посмотрите, кому Германия предложила войти в союз вместо России и почему?
(Германия пригласила в союзники итальянского короля, так как у Германии и Италии общие интересы – колониальные претензии)
- Какой союз был создан и когда?
(Был создан Тройственный союз в 1882 году).
- Дата записывается на доске
- Против каких стран был направлен этот союз?
(Тройственный союз был направлен против России и Франции).
(В ходе этого диалога на доске оформляется схема.
Германия | Англия |
Австро-Венгрия | Франция |
Италия | Россия |
- Какие территориальные претензии были у Германии и Франции друг к другу?
(Спор из-за Эльзаса и Лотарингии, колониальных владений в Африке).
- На схеме рисуется стрелка от Германии к Франции и от Франции к Германии.
- Какие претензии были у Италии к Франции?
(Спор из-за Туниса)
(стр. 276, учебник)
- На схеме рисуется стрелка от Италии к Франции и от Франции к Германии.
- В чём проявилось противостояние Германии и Англии?
(стр.277-278, учебник)
(Противостояние проявилось в соперничестве в Турции, Индии, Египте и создании военно-морского флота)
– На схеме рисуются стрелки.
- Пpaктически в тоже время Франция, опасаясь усиления Германии, стала тоже искать себе союзников.
- Кто же мог стать союзником Франции?
(Россия и Англия)
- Однако, между Англией, Францией и Россией в свою очередь существовали противоречия. Англия продолжала свою политику изоляции.
- Какова цель этой политики?
(стр. 277, учебник)
(Цель политик изоляции – защитить свои интересы, сталкивая друг с другом другие страны).
- Почему Англия была вынуждена прекратить дальнейшее проведение политик изоляции?
(Возникла угроза со стороны Германии)
- Всё ли было мирно между Англией и Францией?
(стр.277, учебник)
(Существовали противоречия между Англией и Францией в Африке - Юго-Восточной Азии).
- Какой выход был найден?
(стр. 279, учебник)
(Англия и Франция разделили сферы влияния; Египет – Англии, Марокко – Франции).
- Как разрешились противоречия между Англией и Россией?
(стр. 279, учебник)
(Иран был разделён на сферы влияния между этими государствами).
- Какой союз был заключён между этими тремя странами?
(Антанта – 1904, 1907 гг.).
Итак, в Европе сложились два военно-политических союза. Каких?
(Тройственный союз и Антанта).
- Какие цели ставили перед собой эти два блока?
(Антанта – сохранение колоний, против Германии; Тройственный союз - борьба за колонии, против Англии и Франции).
- Какими будут отношения между этими блоками?
(Борьба, столкновение)
– На схеме рисуются стрелки в обе стороны.
- Какой хаpaктер носили эти столкновения?
(Империалистический).
- Какая война называется империалистической?
(стр. 279, учебник)
(Война за передел мира).
- Найдите примеры таких войн.
(стр. 279-281, учебник)
(Испано-американская война, англо-бурская война, русско-японская война и др.).
- Докажите, что эти войны являются империалистическими.
(Эти войны велись за предел мира, за сферы влияния, не учитывались интересы колоний и т.д.)
Вывод.
- Итак, ответ на какой вопрос мы сегодня искали?
(Причины первой мировой войны).
- Назовите причины, приведшие к Первой мировой войне.
(Борьба за колониальные владения, борьба за передел мира).
- Можно ли было избежать войны?
(Нет, так как ни одна из стран добровольно не отдала бы свои колонии, свои рынки сбыта. А это в свою очередь и провело к военному столкновению)
4. Закрепление.
- Попробуйте в тетрадях восстановить схему, которую мы составили на доске. (Один ученик восстанавливает схему на доске)
- Проверка выполнения задания, уточнение, комментарии.
5. Домашнее задание. П.29, в.1,2,6,10, к\к. 6-7, зад.1-4, печатная тетрадь ч.2, стр. 59, задание 10
Список использованной литературы.
Соловьёв К.А. Поурочные разработки по новой
истории. 1800 -1900. 8 класс. М.: ВАКО, 2006.
Урок является завершающим в теме “Феодальная раздробленность на Руси”, на изучение которой отводится по программе 7 учебных часов. Урок тесно связан с предыдущими, так как работа строится на основе знаний учащихся, полученных прежде. Также прослеживается связь данного урока с последующими уроками, так как монголо-татарское иго на Руси еще сохранялось, и об этих событиях речь пойдет на следующих уроках....
08 12 2023 22:48:21
Цель урока — обобщение, систематизация и закрепление знаний учащихся по данному разделу. Методика проведения урока разработана с учётом современных педагогических технологий, таких как технология развивающего обучения, технология педагогического сотрудничества, игровые технологии, технология работы в группах. Урок основан на проблемно-дискуссионных, поисковых, исследовательских заданиях.
...
07 12 2023 4:39:56
Урок формирует целостный образ – представление о государстве Ассирия. Учитель развивает умение учащихся работать с картой; идет самостоятельная работа с учебником, работа по карточкам, с основными понятиями и терминами....
06 12 2023 13:26:56
Вопросы для викторины для Недели истории в средней и старшей школе. Викторина проводится в 4 раунда: первые 3 раунда – это ответы на вопросы по истории Древнего мира и Средних веков, по истории России, по истории культуры и науки. В викторине могут участвовать классы с 5-го по 11-й: от каждого класса выбираются по несколько игроков (от 4 до 6). В конце каждого этапа комaнда, набравшая меньше всего баллов, выбывает. Выигрывает комaнда, ответившая на большинство вопросов....
05 12 2023 13:51:23
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
04 12 2023 14:20:27
В программу по истории для 7–9-х классов школы VIII вида автором внесён раздел «Уроки памяти. Уроки внеклассного чтения "Летопись Великой Отечественной войны"», посвященные дням воинской славы России. Приведенный урок проведён в 7-м классе школы VIII вида г. Новокузнецка....
03 12 2023 6:19:58
Цель занятия: воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа....
02 12 2023 18:43:32
История Древнего мира насыщенна яркими событиями и достоверной информацией. «Библейские сказания» раскрывают для детей мир божественной религии, христианских заповедей, формируют нравственные ценности учащихся....
01 12 2023 16:24:46
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
30 11 2023 14:25:25

Урок закрепления ранее полученных знаний по теме с применением игрового материала. На уроке проводится работа по воспитанию у студентов уважения к Конституции РФ. Задачей урока является развитие личности будущего специалиста, понимающего, что ценность права – в его способности регулировать жизнь общества....
29 11 2023 9:59:43
Урок проводится в 10-м классе в рамках изучения курса «Право». Тип урока: повторительно-обобщающий. Цель: повторить, обобщить, закрепить знания по теме «Гражданское право», научиться пользоваться ими в повседневной жизни. Помимо плана-конспекта урока, в статье есть и самоанализ урока....
28 11 2023 1:39:48
Статья позволяет определить основные принципы работы по методу проектов на уроках истории и обществознания. Рассматриваются виды школьной проектной деятельности и методика работы над проектами.
...
27 11 2023 11:31:58
Урок "Народническое движение" второй урок в изучении темы. На первом уроке учащиеся, работая в группах, определили основных представителей народнического движения, направления и методы их борьбы. На втором уроке звучит отчет групп и дальнейшее изучение темы. На уроке сопоставляется терроризм XIX века и современный терроризм....
26 11 2023 8:33:15
На уроке предлагается в процессе дискуссии попробовать разобраться
в первичных, основных чертах национального хаpaктера русского народа....
25 11 2023 8:46:56
Интеpaктивная лекция – выступление преподавателя перед большой аудиторией с активными формами обучения: дискуссия, беседа, демонстрация слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм. На основе интеpaктивных форм обучения сочетаются несколько методов обучения для решения проблемы, осмысления темы....
24 11 2023 5:14:26
Урок с использованием интеpaктивных методов обучения в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова «История России. XVII-XIX век». Особенности урока: акцент на самостоятельность учащихся; поиск аргументов для решения проблемы; на основе рефлексии выявление неизвестного; создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности.
...
23 11 2023 15:13:41
На уроке использованы различные виды работы: фронтальная работа, работа в группах, в парах. С целью повышения интереса, в урок включены дополнительные сведения о Семи чудесах света, что способствует расширению кругозора детей, кроссворд, составленный учителем по закреплению пройденного материала....
22 11 2023 22:46:46
Цель урока - проверить знания учащихся по теме "Древний Восток"; выявить умения учащихся систематизировать полученные знания; умение находить сходства и различия; соотносить исторические события с временем, когда они происходили, с историческими личностями.
...
21 11 2023 2:12:57
Содержание уроков с использованием технологии модульного обучения состоит из системы модулей, и применение такой технологии возможно на уроках истории. Модуль позволяет учащемуся последовательно включаться в общую деятельность, по частям производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей. С помощью модуля учащиеся дозируют содержание, понимая, какая информация обсуждается и с какой целью. Главное предназначение модуля – развить мышление, сознание человека.
...
20 11 2023 6:12:37
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
19 11 2023 6:17:36
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей.
...
18 11 2023 22:29:52
Игра в форме исторического футбола рассчитана на учащихся 6-х классов, (только начавших изучать отечественную историю) с целью закрепления и расширения основных знаний по теме «Древняя Русь» в объеме школьной программы. Комaнды учащихся отвечают на поставленные вопросы в течение 30 секунд поочерёдно, имея возможность подстраховать друг друга.
...
17 11 2023 21:18:29
Цель урока - на примере подлинных исторических событий Великой Отечественной войны показать учащимся, что такое фашизм и насколько страшно его возвращение. Многие молодые люди, вступая в наше время в фашистские организации, даже не подозревают, на что они себя обрекают, забывают, какой ценой была достигнута Победа....
16 11 2023 4:34:45
Цель урока: пробудить интерес к изучаемому предмету; самореализация обучающихся: проявление личностных свойств; социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм общения....
15 11 2023 5:30:26
Урок обобщения материала по теме "Россия в конце XVII - начале XVIII в. Форма урока - урок-суд, на котором закрепляются знания учащихся по данной теме, развивается познавательная активность как деятельность ученика, направленная на поиск и переработку информации, а также формируются навыки самообразовательной деятельности учащихся.
...
14 11 2023 16:49:50
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
13 11 2023 20:47:32
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
12 11 2023 14:31:59
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
11 11 2023 14:15:33
Урок наглядно и образно воссоздает панораму событий, происходивших в битве за Сталинград, показывает в фактах героизм и мужество защитников города; формирует уважение к историческому прошлому страны и ее народа....
10 11 2023 6:18:49
Мероприятие призвано, привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825г. и дальнейших политических процессов, воспитать чувства патриотизма. Литература помогает раскрыть содержание мира русской культуры 19 века, сформировать представления о поэтах декабристах.
...
09 11 2023 2:33:43
Материал о самоотверженном труде народа Якутии во время Великой Отечественной Войны. Воспитывает патриотические чувства, знакомит с историей региона.
...
08 11 2023 1:44:59
Урок посвящен предметам русского быта XIV–XIX вв. Изучение проводится с помощью предметов быта русских крестьян, представленных в школьном музее. В доступной форме ученикам объясняется назначение предметов школьного музея, а также дадут возможность ребятам самостоятельно ими поработать. Урок направлен на формирование преемственности поколений, для ознакомления с русской стариной и понимания важной роли труда в жизни как древнего, так и современного человека....
07 11 2023 4:30:57
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
06 11 2023 3:37:56
Данный урок ставит своей целью формирование межпредметных знаний и умений у учащихся. Анализ различных видов текстовой информации по некоторым направлениям внутренней политики Николая I способствует формированию у учащихся навыков определения проблемы, постановки задач, обобщения, выявления и разрешения противоречий, а также навыков работы с информацией. Музыкальные произведения, используемые в ходе урока, создают эмоциональный настрой....
05 11 2023 17:19:23
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
04 11 2023 5:32:52
Цели урока: познакомить с причинами и предпосылками объединения Франции; объяснить причины и особенности учреждения Генеральных штатов; дать целостное представление о централизации государств Европы; совершенствование навыков работы с информацией; создание условий для самовыражения личности; формировать устойчивую мотивацию к изучению нового материала....
03 11 2023 7:33:21
Вниманию учителей обществознания предлагается урок-диспут атеиста (учитель) и теиста (иерей Александр). Учащиеся 11-го класса присутствуют на своеобразном ток-шоу, имея возможность задать вопрос отцу Александру. Примерные подвопросы рассматриваемой темы: сущность религии и религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации, религия и мораль, религия в современном мире, свобода совести и вероисповеданий....
02 11 2023 23:58:52
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
01 11 2023 1:45:34
Цель урока – обобщить знания по истории Древнего Египта, полученные на предыдущих уроках.
...
31 10 2023 7:19:56

На уроке формируются и совершенствуются знания по теме "Русь во времена Владимира Святославича", развиваются учебные компетенции обучающихся на основе использования личностно ориентированного подхода с применением инновационных технологий, воспитывается интерес и уважение к истории своего и других народов....
30 10 2023 18:24:59
Представленный урок знакомит учащихся с особенностями процесса модернизации в Японии в конце XIX — начале XX века, раскрывает содержание «эпохи Мейдзи» - эпохи просвещенного правления императора Муцухито.
...
29 10 2023 1:35:49
Интегрированный урок технологии, истории и краеведения в 9-м классе рассказывает о постройках Башни Братского острога.
...
28 10 2023 3:33:18
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
27 10 2023 12:31:42
Обобщающий урок построен в игровой форме. Использование игры на уроке дает возможность активизировать познавательную деятельность учащихся, поддерживать интерес к предмету....
26 10 2023 6:27:34
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины.
...
25 10 2023 3:56:18
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
24 10 2023 5:14:52
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
23 10 2023 13:39:43
Глухие дети овладевают словесной речью позже слышащих и на иной основе. В развитии их мышления наблюдается много особенностей: преобладание наглядных форм мышления над понятийными, логическое и абстpaктное мышление пpaктически не развито. Целью уроков в школе для глухих и слабослышащих детей является не только передача информации учащимся, но и их социализация. Изучение материала строится по наглядным пособиям с использованием ИТ. Большое внимание уделяется словарной и речевой работе....
22 10 2023 5:44:42
На уроке учащиеся знакомятся с архитектурой главного города Афинского государства, формируется умение составлять рассказ, описывать памятники культуры, правильно употрeбллять и объяснять исторические термины, понятия....
21 10 2023 7:13:16
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
20 10 2023 23:24:56
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::