Урок истории по теме "Демократия: теория и пpaктика"
В ходе данного урока учащиеся могут:
– ознакомиться с историей возникновения и развития демократии;
– выделить ключевые элементы демократии;
– обсудить различные взгляды на демократию и высказать собственное мнение по поводу различных теорий демократии;
– продолжить формировать навыки активного участия в дискуссии;
– научиться видеть проблемы и попытаться их анализировать;
– приобрести опыт аргументированного отстаивания своей позиции в ходе обсуждения различных вопросов.
Ход урока
Учащиеся вспоминают, что демократия в дословном переводе означает “власть народа”, и задумываются над вопросом: “Хорошо ли, когда все управляют? Если в машине каждый будет пытаться выполнить роль шофера, это может привести к катастрофе?” Можно сформулировать и любой другой вопрос, при рассмотрении которого выясняется неоднозначность понятия “демократия” (вопрос могут сформулировать сами учащиеся).
После небольшой паузы (примерно 5 мин.) учитель может рассказать об истории развития и различном понимании демократии.
Возникновение демократии, по общепринятому в науке мнению, связано с появлением античного полиса. Полис соединял в себе элемент гражданской самоуправляющейся общины и являлся частью городской структуры с развивающейся частной собственностью.
“Отец истории” Геродот (484–425 гг. до н.э.) был родоначальником понятия “демократия” и выделял два основополагающих принципа афинской демократии: свободу слова и равенство всех граждан перед законом.
Фукидид (460–395 гг. до н.э.) передает известную “Речь на панихиде” афинского государственного деятеля Перикла, в которой тот отдает дань погибшим в первый год Пелопоннесской войны (между Афинами и Спартой) афинянам и говорит об особенностях афинской демократии:
“...Наша конституция называет наше государство демократией потому, что власть находится в руках народа, а не меньшинства. Когда речь идет о разрешении частных конфликтов, все равны перед законом; когда речь идет о том, чтобы возложить на кого-то большую меру ответственности перед обществом, для нас важна не принадлежность человека к определенному классу, а его реальные способности. И если человек способен служить государству, он не может быть лишен данной возможности по причине своей бедности... В нашей частной жизни мы свободны и терпимы, однако в общественных отношениях мы соблюдаем закон.
Мы добровольно подчиняемся тем, кого мы избрали в органы управления, а также строго следуем законам, особенно законам, защищающим права угнетенных, и тем неписаным законам, нарушать которые считается позором.
После работы мы наслаждаемся всеми видами отдыха, приносящими пользу нашему духу. Круглый год проводится множество различных состязаний и жертвоприношений; в наших домах царят красота и хороший вкус, которые ежедневно дарят нам радость и помогают забыть о проблемах.
Наша любовь к прекрасному не приводит нас к экстравагантности; а наша любовь к духовному не делает нас более податливыми. Мы считаем, что богатство должно использоваться разумно, а не служить объектом для бахвальства. В нашей стране каждого волнуют не только свои собственные проблемы, но и проблемы государства в целом: даже ге, кто занят исключительно своими делами, прекрасно информированы в области политики – и в этом наша особенность, мы не считаем, что тот, кто не интересуется политикой, занят своими делами, мы считаем, что такому человеку здесь нечего делать...”
Платон (427–347 гг. до н.э.) выделял пять форм правления: аристократию (правление лучших, благородных); тимократию (правление честолюбивых); олигархию (правление немногочисленной группы сильных и имущих); тиранию (разновидность монархии) и демократию (результат мятежа бедняков, уничтожающих и изгоняющих богатых и знатных). В дальнейшем он свел типологию к двум формам: монархии и демократии. По его мнению, монархия опасна избытком власти, а демократия – избытком свободы, поэтому надо придерживаться середины между этими крайностями.
Аристотель (384–322 гг. до н.э.) выделял “правильные” и “неправильные” формы государственного устройства. К первым он относил царскую власть, аристократию и политик) (смешанный государственный строй); а ко вторым – тиранию, олигархию и демократию (он ставил знак равенства между демократией и охлократией – “властью толпы”). Аристотель считал, что если большинство правит в интересах общей пользы, то это можно назвать политией. Аристотель разработал главные принципы правильного демократического правления: богатые и бедные участвуют в управлении на равных условиях; занятие должностей ограничено имущественным, хотя и невысоким цензом; к занятию должностей допускаются все граждане, за исключением тех, кто подвергся судебному преследованию или атимии (лишению гражданской чести); основой демократического правления является господство закона.
Средневековье не внесло значительных изменений в понимание демократии. Лишь в конце средних веков возникла идея разделения властей: законодательная должна принадлежать народу, а исполнительная – монарху (Марсилий Падуанский, XIV век).
Новое время ознаменовалось всплеском интереса к понятию “демократия”. Оно конкретизируется как совокупность гражданских, естественных, социальных и политических прав и свобод. Демократия приобретает форму требований ограничения государственной власти по отношению к гражданину: свобода вероисповедания (В. Пени), свобода личности и собственности (Ш. Монтескье), участие народа в создании государства (Ж.Ж. Руссо), свобода торговли и промышленной деятельности (А. Смит), право на легальное и ненасильственное сопротивление властям (И. Кант), возможность революционной и мятежной борьбы (И. Фихте).
Однако единства в понимании демократии не было и в этот период. Английский философ Дж. Милль видел в ней тиранию большинства. Американский президент А.Линкольн считал ее правлением, исходящим от народа, осуществляемым народом и для народа.
О современных взглядах на демократию учащиеся могут узнать из текста учебника (Р. Рейган и К. Поппер), к взглядам авторов учитель может добавить знаменитое высказывание У. Черчилля: “У демократии много недостатков, но пока не изобретено ничего лучшего”.
Учащиеся могут высказать свое отношение к тем или иным взглядам, обсудить отдельные вопросы (которые представляются наиболее спopными и интересными), провести работу с документами, составить таблицу для систематизации изученного, поразмышлять об общем в понимании демократии в разные эпохи и выделить главные различия.
В ходе урока учащиеся могут согласиться с тезисом из учебника, что сутью демократии является уважение к личности и ее свободе, а могут с этим поспорить и выдвинуть свои варианты ответа. Также можно обсудить ключевые элементы демократии. В учебнике дается 8 элементов (равенство возможностей, определенная степень свободы, участие в управлении, главенство закона, выражение своего мнения, демократическое образование, контроль над властью, избирательная система). Группам учащихся можно дать 2–3 элемента (группы должны получить разные элементы и не знать элементов других групп) и предложить прибавить к этому списку еще 4–5 элементов. После выполнения задания можно сравнить набор элементов демократии, данный в учебнике и получившийся у каждой группы.
Затем можно рассмотреть подходы к определению демократии: каждая группа получает по одному из подходов (см. в учебнике о трех подходах к пониманию демократии) и пытается найти аргументы в пользу “своего” подхода. В ходе общего обсуждения каждый учащийся может либо выбрать наиболее правильный, с его точки зрения, подход, либо предложить свой, либо прийти к выводу, что все три подхода имеют под собой рациональную основу и их следует сочетать.
В заключительной стадии урока выясняются понятия прямой и представительной демократии. Наиболее интересной формой работы является проведение игры. Перед группами учащихся ставится проблема: группа попадает на необитаемый остров, где начинает налаживать свою жизнь, и задумывается над вопросами: “Что приготовить на обед, если одни хотят рыбу, другие дичь, а третьи овощи? (Все вместе приготовить невозможно по нескольким причинам: готовят обед не все, а лишь несколько человек, потому что другие занимаются различными делами – от поисков пищи для ужина до строительства жилищ; требуется рационально использовать продукты, которых не так много и т.п.) Как распределить обязанности по хозяйственной деятельности внутри группы?
Может быть несколько вариантов ответов – например, все должны подчиняться кому-то одному, но чаще всего в группе не находится такого лидера, которому все бы были согласны подчиняться. В результате обсуждения учащиеся приходят к необходимости общего обсуждения вопросов и голосования по ним. Такой вид демократии называется прямой демократией.
Однако ситуация меняется. Учитель говорит, что на остров приехали еще 400 человек. Можно ли теперь перед каждым обедом, ужином, завтpaком и по каждому возникающему спopному вопросу собирать всех вместе, отвлекать от дел, чтобы на общем собрании голосовать за то или иное решение? Встает вопрос о создании выборного органа, который решал бы повседневные дела, то есть о представительной демократии.
Учащиеся находят отрицательные и положительные стороны как у прямой демократии, так и у представительной. Например, прямая демократия отражает мнение всех но данному вопросу и позволяет каждому принять участие в решении различных проблем, но это заставляет тратить большое количество времени на непроизводительную деятельность, дает возможность манипулировать людьми с помощью некорректной формулировки вопросов (например: “Хотите вы есть на ужин прекрасно приготовленную свежую рыбу или старого костлявого зайца?” или “Хотите ли вы, чтобы наша республика стала суверенным, свободным и демократически развивающимся государством под властью монарха (или президента, или парламента – важно не содержание вопроса, а некорректность его формулировки)?” и т.п.), требует выработки сложного механизма учета мнения каждого, является дорогостоящим мероприятием, не предполагает возможности внести изменения или дополнения (требует однозначного ответа – “за” или “против”). При представительной демократии лица, получившие доверие народа, несут ответственность за свои решения, имеют возможность всесторонне изучить проблему для принятия решения, накапливают опыт управления государством и т.д. В то же время существует опасность популистских обещаний, которые не будут выполняться после избрания данного человека; народ может быть отторгнут от решения всех общественных проблем; у власти может оказаться тиран и диктатор и т.д.
Следовательно, необходимо сочетать две формы демократии. Учащиеся могут написать небольшую работу, где выскажут свои мысли по двум вопросам: “По каким вопросам необходимо проводить всенародное голосование (референдум)?” и “Какие условия необходимы для демократичного функционирования представительной власти?”
Различные варианты проведения урока
– вопросы рассматриваются достаточно кратко и часть из них выделяется для самостоятельного изучения дома;
– основное внимание можно уделить анализу исторических документов, можно раздать группам или каждому учащемуся отрывки из работ античных, средневековых и более поздних философов, историков, политологов, государственных деятелей;
– при хорошем знании истории демократии у учащихся большую часть времени можно уделить рассмотрению прямой и представительной форм демократии, проведя игру “Референдум”: учащиеся получают различные роли – социологов (изучают общественное мнение и дают рекомендации по вопросам, которые надо вынести на референдум), организаторов (придумывают механизм проведения референдума, обсуждают и окончательно формулируют вопросы, обpaбатывают и оглашают результаты), активистов (пишут листовки, придумывают лозунги и плакаты, причем они могут разделяться на оппозиционных и поддерживающих) и народа (узнают информацию о вопросе, выpaбатывают свою позицию, участвуют или не участвуют по каким-либо мотивам в голосовании). Такая игра может быть проведена не только на уроке, но и в течение более длительного количества времени в старших классах или во всей школе и иметь не только учебные цели, но и помочь в решении насущных вопросов школьной жизни.
Оценка работы учащихся
В зависимости от избранной формы работы у учителя есть несколько вариантов оценивания:
1. Критерием оценки может служить активность или пассивность учащегося в ходе дискуссии.
2. Можно проверить работу в тетради и оценить умение делать выводы, отражать самое главное, заполнять таблицу.
3. Выполнение творческой работы по заявленным вопросам также поможет учителю увидеть степень усвоенности материала, а также умения размышлять над поставленной проблемой (вопросы могут быть самыми разными).
В старших классах часто использую прием «Стратегия эффективной лекции» технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Материал лекции делится на смысловые единицы. Передача каждой из них строится в технологическом цикле: вызов – осмысление содержания – рефлексия. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор хаpaктерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний....
27 05 2023 19:50:48
Данный урок истории ставит своей задачей закрепление полученных знаний; формулирование понятия «цивилизация»; выделение основных признаков и этапов цивилизации.
...
26 05 2023 4:19:34
Статья рассказывает о создании в школе "Книги памяти" и её роли в патриотическом воспитании школьников. Воспоминания людей, переживших войну, помогают детям лучше понять события Великой Отечественной войны, учат сопереживать людям, пережившим войну, гордиться подвигами своих родных и близких. Страницы Книги используются на уроках истории и во внеклассной работе....
25 05 2023 17:21:47
Данный материал представляет собой сценарий историко-литературной игры "Колесо истории" для учащихся 8-9-х классов по теме: "Исторические произведения А.С. Пушкина". Мероприятие проводилось в рамках предметной недели гуманитарной направленности. Этапы внеклассного мероприятия соответствуют телевизионной версии. Проведению мероприятия предшествует большая творческая подготовка участников.
...
24 05 2023 14:34:38

Урок формирует у учащихся целостное представление о дружбе как высшей нравственной категории. На уроке используется презентация, электронное приложение к учебному пособию "Основы религиозных культур и светской этики"....
23 05 2023 3:43:58
Интеллектуально-правовая игра ориентирована на учащихся 9–11-х классов. Сегодня эти старшеклассники еще не являются избирателями, но пройдет год и многим из них придется делать выбор. В основе игры лежит законодательная база, а игра поможет в интересной игровой форме изучить материал по этому вопросу. Игра апробирована в межвыборный период и проведена на межмуниципальном уровне при поддержке городской территориальной избирательной комиссии....
22 05 2023 3:49:56
Интегрированное обучение подразумевает не только взаимосвязь знаний по разным предметам на одном уроке, но и интегрирование различных технологий, методов, и форм обучения в пределах одного предмета и урока. Интегрированные уроки можно проводить в течение целого учебного дня с большим количеством приемов. Возможно проведение серии уроков по теме. Ведут уроки 2–3 педагога....
21 05 2023 5:32:24
Урок проводится при изучении курса МХК в 8-м классе. На уроке предусматривается активная познавательная и творческая деятельность школьников на основе эмоционального восприятия в условиях погружения в атмосферу православного искусства. Урок также может быть проведен при изучении курса истории России....
20 05 2023 2:23:44
Главная идея занятия – приобщение учащихся к культуре родной страны, расширение представлений о круге исторических источников посредством анализа произведений культуры, определения круга проблем, отраженных в них....
19 05 2023 4:56:15
Данный урок в первую очередь расширяет кругозор учащихся в области истории, экономики и информационных технологий. Он адаптирует ученика к успешному развитию в социуме. Проект позволяет развивать мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщение, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнениям других. Ожидается, что самостоятельная работа по проектному методу позволит заинтересовать ребят, в результате чего они лучше овладеют основными теоретическими положениями учебных тем и разовьют в себе исследовательские навыки....
18 05 2023 18:45:18
Цели урока: сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли свое отражение массовый героизм, готовность к самопожертвованию русских солдат, офицеров и генералов; акцентировать внимание на связи времен и значении традиций прошлого....
17 05 2023 19:42:57
В настоящее время в современной школе уделяется большое внимание научно-исследовательской деятельности учащихся. Настоящая статья предлагается в помощь учителям истории для правильной организации научно-исследовательской деятельности своих учеников....
16 05 2023 13:24:44
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
15 05 2023 14:31:40
Общей целью исторического образования является приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям, овладение ими языком культуры, развитие личности на основе знания прошлого и умение ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Важнейшая цель исторического образования - обеспечить средствами предмета, включающего разные учебные курсы, воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современного общества....
14 05 2023 1:54:45
Конспект интегрированного урока по литературе и истории, рекомендуемый для проведения в 10-м классе. Ученики выступают как активные участники образовательного процесса, получают целостное представление об историческом событии - постройке Покровского храма в Москве.
...
13 05 2023 14:20:25
Цель урока: формирование системы знаний учащихся о причинах возникновения движения декабристов, целях участников тайных организаций, итогах и историческом значении восстания декабристов. Статья содержит значительный объём вопросов и заданий, имеющих межпредметный хаpaктер, рассчитана на 90-минутный объем учебного времени....
12 05 2023 22:30:42
Мы привыкли к стандартному подходу оценки знаний учащихся: дал задание – выставил оценку. Я предлагаю немного иной сценарий. Оценку никто не отменял, но пусть ее выставляют сами учащиеся, как себе, так и своим напарникам. Проверка со стороны учителя (на начальном этапе работы с классом) все равно останется, даже в большем объеме, чем при стандартной схеме. Но результат Вашей систематической работы – ответственные, адекватно мыслящие ученики....
11 05 2023 2:45:15
Учебно-методический комплект к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», «Святыни города Шахты»), методических рекомендаций к уроку и рабочей тетради для учащихся. Это помогает учителю раскрыть содержание темы, предоставить учащимся возможность проявить свои исследовательские и творческие способности, тем самым активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся....
10 05 2023 22:44:13

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
09 05 2023 3:40:15
На уроке проверяются, обобщаются и углубляются знания учащихся по истории советского общества за период конца 40-х – начала 80-х гг.; развиваются умения анализировать, сравнивать и давать собственную оценку деятельности правительства во главе с лидером, а также развитию творческого воображения. Решается задача воспитания чувства ответственности за судьбу своего Отечества. Занимательный хаpaктер урока способствует усилению мотивации к изучению предмета....
08 05 2023 18:11:45
Содержание военной реформы учащимся известно с предшествующих уроков. Учитель предлагает вспомнить её основные положения и определить значение....
07 05 2023 13:40:45
Цель урока: сформировать общие представления об участии России в Первой мировой войне....
06 05 2023 4:15:59
Урок для 6-го класса, на котором дети закрепляют знания об истории крещения Руси, об основных идеях христианства, выявляют связь становления отечественной истории с принятием христианства.
...
05 05 2023 3:19:13
Уважение к Конституции, к её основополагающим принципам, их непреложное соблюдение происходит не само по себе. Его необходимо воспитывать. В преддверии важной даты в школе прошёл открытый урок, посвящённый юбилею Основного Закона страны. Учитель предлагает конспект урока, показывающий, что Конституция РФ – современный закон, который имеет значительный потенциал развития....
04 05 2023 17:21:23
Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «История» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нестандартного подхода к учебе, ему удастся заинтересовать ученика в дополнительных знаниях. В викторине присутствует несколько творческих конкурсов, что поможет учащимся реализовать полностью свой потенциал. Также новым здесь будет и видеоконкурс, состоящий из отрывков мультфильмов на тему «Мифы Древней Греции»....
03 05 2023 7:35:42
Урок выстраивает общечеловеческие ценности – ценности личности, ее неповторимость, уникальность; воспитывает мировоззрение учащихся, утверждает ценность знаний, мысли. Учит принимать решения, отвечать за других, толерантности, милосердию, доброте.
...
02 05 2023 23:24:40
Цель занятия - показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; дать элементарные сведения о родословной человека; научить составлять генеалогическое древо своей семьи....
01 05 2023 8:12:23
Данное мероприятие позволяет подвести итог работы учащихся, показать, что узнали, чему научились. В подготовке интеллектуальной игры принимали участие учащиеся 7-го класса, родители, что способствует коллективной творческой деятельности.
...
30 04 2023 20:51:27
Мероприятие способствует расширению исторических знаний студентов, популяризации государственных символов Российской Федерации, воспитывает патриотизм и гражданственность. Материал тематического вечера может быть использован на уроках истории России и внеклассной работе....
29 04 2023 17:25:39
Люди нуждаются в доброжелательных, тесных и продолжительных отношениях. Это отношения товарищества и дружбы. Такие отношения дают людям почувствовать, что они нужны друг другу, что они могут надеяться на помощь, поддержку, сочувствие, сопереживание другого человека. Но тождественны ли эти понятия? Именно этой проблеме и посвящен данный урок....
28 04 2023 8:18:36
Урок для 8-го класса по истории России с применением презентации позволяет учащимся понять причины Русско-турецкой войны, ее основные этапы и итоги, познакомиться со значением технико-экономического потенциала в войне, а также развивает навыки работы с картой и текстом учебника....
27 04 2023 10:51:18
Предлагаемая разработка позволяет учителю познакомить учащихся с историей Гражданской войны, осмыслить её трагизм. Показать, какое место в войне занимает личность. Урок способствует проявлению чувств сопереживания, отрицания насилия, неприятия зла. Дает возможность формировать у учащихся познавательный интерес к наследию прошлого и уважать его. Учит рассматривать прошлое через призму времени. ...
26 04 2023 5:34:11

Учащиеся знакомятся с историей развития Дальнего Востока в конце ХIХ – начале ХХ в. Рассматривается влияние общероссийских исторических событий на развитие дальневосточного региона, Приморского края, города Владивостока....
25 04 2023 13:29:18
Представлен урок сообщения новых знаний, направленный не только на изучение нового материала, но и активацию мыслительной деятельности, развитие навыков работы с дополнительными материалами и источниками, а также ведение живой беседы и умению правильно задавать вопросы по теме. На урок приглашён ветеран Сталинградской и Курской битв Андреев Павел Алексеевич. Живое общение с очевидцем и участником войны придаёт уроку эмоциональность и содержательность....
24 04 2023 18:19:25

Игровая программа по изобретениям, открытиям и быту Древнего Китая рассчитана на подготовительный период для начальной школы и после изученных параграфов по истории Древнего мира в 5-м классе (можно без предварительной подготовки). Презентация и один видеовопрос поддерживается текстовым файлом....
23 04 2023 14:22:23
Пpaктическое занятие - форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей пpaктической творческой деятельности или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого....
22 04 2023 14:49:41
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
21 04 2023 8:37:47
Учащиеся под руководством учителя развивают навыки работы с разными источниками информации: текстом учебника, таблицей, исторической картой, работают над развитием умения анализировать и оценивать новые явления в экономическом и политическом преобразовании Европы. В ходе урока составляется схема, которая может использоваться при проверке усвоения нового материала.
...
20 04 2023 3:43:42
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
19 04 2023 21:51:17
Урок знакомит учащихся с дальнейшей судьбой декабристов после подавления восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года....
18 04 2023 22:43:33
Цель урока - проверить знания учащихся по теме "Древний Восток"; выявить умения учащихся систематизировать полученные знания; умение находить сходства и различия; соотносить исторические события с временем, когда они происходили, с историческими личностями.
...
17 04 2023 13:31:15
Курс рассчитан на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Особенность курса в том, что краеведческий материал помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщает их к творческой деятельности, формирует пpaктические и интеллектуальные умения. ...
16 04 2023 9:30:37
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
15 04 2023 12:20:41
Цель урока: способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних и роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений....
14 04 2023 7:57:42
В настоящее время в России происходит процесс, когда человек может участвовать в жизни и политике государства через малые группы, общественные и политические организации, элиты и классы. В статье рассматривается взаимосвязь человека, политики и национальности; затронуты вопросы влияния национальности на жизнь человек.
...
13 04 2023 15:57:58
На уроке использованы технологические приёмы: концептуальная таблица, инсерт, акростих. Наряду с технологическими использованы традиционные приёмы: актуализационная беседа, работа с исторической картой....
12 04 2023 19:53:16
Сценарий урока включает в себя различные занимательные задания и игровые формы работы с учащимися, такие как: историческая цепочка, историческая перестрелка, исторический диктант, неизвестная земля, чёрный ящик, каверзные вопросы, исторический задачник, детектор лжи, экскурсия в музей, открытое голосование.
...
11 04 2023 18:54:38
Данная разработка урока относится к разделу «История родного края». Проводится в форме открытого урока с изучением дополнительного материала и просмотра видеофильма....
10 04 2023 12:46:37
Вопросы гражданского образования и воспитания выходят на первый план.
На уроке идёт творческий процесс осознания роли и значимости формирования гражданского общества в нашем государстве....
09 04 2023 18:59:34
Женщина в политике - явление редкое. В работе анализируется роль женщины в современной политике. Раскрывается положительное влияние женщин-политиков на решение различных вопросов, сравнивается их государственная деятельность, показана их женская судьба жены, матери, бабушки. Жизнь женщины-политика - это ее работа. Некоторые люди работают, чтобы жить. Женщины-политики живут, чтобы работать....
08 04 2023 19:41:55
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::