История формирования государственных символов России > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

История формирования государственных символов России


    История формирования государственных символов России

Форма проведения: не ролевая игра-конференция.
Оборудование:

  • плакат «Государственные символы России»;
  • звукозаписи: Государственный гимн Российской Федерации (музыка А.Александрова, слова С.Михалкова); «Боже, царя храни» (музыка А.Львова, слова В.Жуковского);
  • иллюстрации учащихся с изображением символов России;
  • Знамя Российской Федерации.

Эпиграфы на доске:

«Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан»
М.Монтень
«… клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал»
А.Пушкин

Цели:

  1. проследить историю Государственных символов России;
  2. воспитание на примере изучения истории Государственной символики патриотизма и гражданственности.

Задачи:

  • изучение истории происхождения герба, гимна, флага,
  • формирование интереса к истории России;
  • развитие умений делать выводы, использовать дополнительную литературу, пользоваться иллюстрацией.

Участники игры: учащиеся 9 класса, которые поделены на три комaнды.
За каждый правильный ответ каждая комaнда оценивается по пятибалльной системе.

Этапы игры:
I этап.«История создания российского герба».
II этап. «Формирование трехцветного флага России».
III этап. «Тебе, моя Россия, хвалебные песни пою…»
IV этап.«Ставрополье – родина моя».
V этап. «Творческая работа: написать стих, посвященный своей малой Родине».
VI этап. «Художественная мастерская: изобразить герб школы».
VII этап. Подведение итогов игры.

Ведущий 1. Символы России… Что это такое? Пожалуй, не найдется в стране такого чело­века, который бы совсем ничего не ответил бы на этот вопрос. Однако ответы без сомнения будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы – луга, поля («поле, русское поле…»), леса («березы, березы…»), кому-то на ум придут поднадоевшие, но непременные сувениры: матрешки, самовары, медведи. Любители русской старины скажут о древнем Московском Кремле, о регалиях – знаках царской власти: скипетре, короне, державе, бармах, шапке Мономаха и, конечно же, не забудут и русские архитектурные святыни: Красную площадь, Покровский собор (храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя. Вспомнив­шие о русском воинстве назовут «Прощание славянки» или Ге opгиевский крест. А кто-то, возможно, мысленный взор обратит к своей «малой Родине» - городу, в котором он родился и вырос, где остался родительский дом.
Каждый по-своему будет прав. И, прежде всего, из-за неоднозначности понятия «символ», его многомерности. Не случайно проблемами символа и символики занимаются не только философы, но и ученые других специальностей – математики, психологи, лингвисты, литературоведы, историки, искусствоведы.

I этап.«История создания российского герба».

Ведущий 2. Гербы в России появились давно, но это были лишь рисунки, которые не подчи­нялись геральдическим правилам. Из-за отсутствия рыцарства на Руси гербы были мало распространены.
В самом своем начале (вплоть до XVI века) Россия была разрозненным государ­ством, поэтому и речи о государственном гербе России идти не могло. Однако, несмотря на то, что окончательной датой объединения Руси считают XVI век, государственный герб в России появляется уже при Иване III (1462-1505). Именно ему приписывается учреждение государственного герба, как такового. В качестве герба в то время выступала его печать. На ее лицевой стороне изображен всадник, протыкающий копьем змия, на оборотной - двуглавый орел.

<Рисунок 1>

Ведущий 3. Интересен тот факт, что орел на печатях Иоанна III изображался с закрытым клювом и больше походил на орленка, нежели на орла. Если же посмотреть на Россию того периода, то можно увидеть, что она является молодым государством, которое только начинает формироваться как централизо­ванное. Первым достоверным свидетельством использо­вания двуглавого орла в качестве государственной эмб­лемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 с племянниками его, князьями Федором и Иваном Борисовичами Волоцкими.

<Рисунок 2>

 

В царствование Василия III Иоанновича (1505-1533) двуглавый орел изображается уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки.

<Рисунок 3>

Ведущий 1. 21 февраля 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова. Это положило конец Смутам, которые в период между кончиной Ивана Грозного и взошествием на престол Михаила Романова подорвали дух рус­ского народа и чуть не искоренили русскую государственность. Россия выходила на путь процветания и величия. В этот период орел на гербе “встрепенулся” и впервые распустил кры­лья, что могло означать “пробуждение” России после длительного сна, и начало новой эры в истории государства.

 

<Рисунок 4>

Ведущий 2. Государственный герб при Петре I претерпел множество из­менений. Помимо изменения цвета орла, на крыльях его впервые стали размещать щиты с гербами Великих княжеств и Царств. На правом крыле (левом от зрителя) были размещены щиты с гербами (сверху вниз): Киевским, Новгородским, Астpaxaнским; на левом крыле: Владимирским, Казанским, Сибирским.

<Рисунок 5>


Ведущий 3. В 1740 год швейцарский гравер Гедлингер, приглашенный Анной Иоанновной в Россию в 1736 году, изготовил государственную печать, которая использовалась до 1856 года и, по существу, закрепила классический облик русского двуглавого орла.

 

Ведущий 1. Большой государственный герб Российской империи введен 11 апреля 1857 года по указу императора Александра II (1855-1881). Идея герба, изложенная еще в манифесте 1800 года императора Павла I, была реализована.

<Рисунок 6>

Газета “Речь” 29 апреля 1917 года писала: “Юридическое совещание, рассмотрев вопрос о дальнейшем употрeблении знака государственного герба, признало, что двуглавый орел не связан ни с

<Рисунок 7>

династией Романовых, ни с каким-либо определенным государственным строем…, а потому с удалением с него титульных гербов, а равно эмблем монархического хаpaктера… орел может быть принят для употрeбления как герб свободного Российского государства”.


Ведущий 2. Герб РСФСР составлен в соответствии с геральдическими правилами, но с абсолютно новыми, отличными от прежних эмблемами. Он существовал согласно Основному закону РСФСР, принятому на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 года, в котором содержался раздел «О гербе и флаге».

<Рисунок 8>


<Рисунок 9>

Ведущий 3. Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом – три исторические короны Петра Великого (над головами две малые и над ними – одна большого размере); в лапах орла – скипетр и держава; на гpyди орла на красном щите – всадник, поражающий копьем дpaкона.


Вопрос участникам. Не меньшее значение в российском гербе имеет всадник, поражающий копьем дpaкона.
Кто этот всадник и какова роль для Отечества? Выберите правильный ответ:

 

  • Дмитрий Донской, поражающий хана Мамая;
  • Иван III, поражающий хана Ахмата, сумевший прекратить выплату дани Большой Орде;
  • Святой Ге opгий, которого московские князья почитали как защитника и покровителя.
    <Рисунок 10>

Вопрос участникам. Что символизируют три короны на двуглавом орле современного герба?

II этап. «Формирование трехцветного флага России».

Ведущий 1. Известна традиция трехцветного флага. Пошла она со времен Северной войны, когда Петр 1 дал русской армии и флоту бело – сине – красный флаг. Расположение его полос отражало представление людей того времени об устройстве мира. Внизу – мир мифический – красный. Выше – небесный – гoлyбой. Еще выше – мир божественный – белый. Современный трехцветный флаг полностью соответствует эпохе Петра Великого, а статус государственного он приобрел после указа Президента РФ. А еще у нашего флага есть свой праздник.
Вопрос участникам. Когда россияне отмечают День государственного флага РФ? Выберите правильный ответ:

  1. 12 июня;
  2. 22 августа;
  3. 12 декабря.

Вопрос участникам. Известно, что цвета российского флага имеют глубокий символический смысл. Какое толкование символического смысла цветов российского флага представляется вам наиболее убедительным:

  1. белый – мир, чистота, правда, непорочность; синий – вера, верность, постоянство; красный – энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество;
  2. белый – верность, вера; синий – мир, правда; красный – красота, удаль;
  3. белый – богатство, сила; синий – величие, ясность; красный – надежда, свобода?

III этап. «Тебе, моя Россия, хвалебные песни пою…»

Ведущий 3. В истории нашего государства было немало « хвалебных гимнов». (Звучат фрагменты гимнов: В.Жуковский «Песни Русскому Царю», Ф.Сологуб «Гимн Родине»). А что вы знаете об истории создания государственного гимна России.
Вопрос участникам. Какому гимну принадлежат слова: «Мы наш, мы новый мир построим!» Выберите правильный ответ:

  • «Народному гимну» В.Жуковского;
  • «Интернационалу» Э.Потье;
  • «Гимнам Родине» Ф.Сологуба.

IV этап.«Ставрополье – родина моя».

Ведущий 1. Мы как истинные патриоты своего государства не должны забывать о том месте, где мы родились. О своей малой родине.
Вопросы участникам.

  • Что изображено на гербе Ставропольского края?
  • Почему на гербе Ставропольского края изображен герб РФ?
  • Какого цвета флаг Ставропольского края?
  • Когда появились символы Ставропольского края?

V этап. «Творческая работа: написать стих, посвященный своей малой Родине».

Каждая комaнда должна написать небольшой стих, посвященный своей малой родине (использовать хвалебные выражения).

VI этап. «Художественная мастерская: изобразить герб школы».

Ведущий 2. Уважаемые участники игры. Мы все обучаемся в школе. Давайте немного пофантазируем, пусть каждая комaнда разработает проект герба школы. Существуют определенные условия: основа герба – щит. Применяется ограниченное количество цветов: алый, пурпурный, гoлyбой, зеленый, черный, оранжевый. Каждый цвет имеет свою символику. Золото означает богатство, силу, верность и чистоту. Гoлyбой – величие, красоту, ясность. Красный – храбрость, мужество, неустрашимость. Зеленый – надежду, изобилие, свободу. Черный – скромность, образованность, печаль. На щите могут быть изображены животные, птицы и растения. Кошка – символ независимости; волк – злости, жадности, медведь – силы, мощи; собака – верности и преданности; лиственница – национальный символ России; береза – символ постоянства, верности; кедр – надежности и могущества.

VII этап. Подведение итогов игры.

Я поздравляю комaнду с победой. Комaнда – победитель награждается поощрительным призом. А на последок всем хочу напомнить слова Павла Антокольского.
Продолжается век.
И другой приближается век.
По кремнистым ступеням
Взбираясь к опасным вершинам.

Никогда, никогда, никогда
Не отдаст человек
Своего превосходства
Умнейшим машинам.

Приложение 1 Приложение 2


Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века


    Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века

      Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...

15 05 2022 9:33:17

Вооруженные Силы РФ. Истоки и настоящее


    Вооруженные Силы РФ. Истоки и настоящее

      Обеспечение военной безопасности Российской Федерации – одно из важнейших направлений в деятельности государства. Целям обеспечения военной безопасности РФ служит военная организация государства. Она включает в себя Вооруженные Силы РФ, а также другие войска, воинские формирования и органы, обеспечивающие военную безопасность. Развитие и становление Вооруженных сил России тесно связаны с историей государства, ее общественным строем, экономикой и политикой....

14 05 2022 7:37:15

Методическая разработка по теме "Экономические реформы". 9-й класс


    Методическая разработка по теме "Экономические реформы". 9-й класс

      Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с аграрной реформой П.А. Столыпина, раскрывает сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, подводит к пониманию причин, по которым реформы не нашли широкой социальной поддержки в стране....

13 05 2022 14:12:53

Урок по теме "Высокое Возрождение. Гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы (конец XV - первая половина XVII вв.)


    Урок по теме "Высокое Возрождение. Гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы (конец XV - первая половина XVII вв.)

      Урок направлен на подробное знакомство с высшими достижениями в области духовной культуры, подводит учащихся к пониманию того, что эпоха Возрождения внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество бесcмepтными творениями изобразительного искусства. ...

12 05 2022 3:14:16

Образ Пугачева в исторических документах и художественной литературе ("Капитанская дочка" и "История Пугачева" А.С. Пушкина)


    Образ Пугачева в исторических документах и художественной литературе ("Капитанская дочка" и "История Пугачева" А.С. Пушкина)

      Автор знакомит учащихся с Пугачевым как с исторической личностью, как с литературным персонажем, с внешностью героя, опираясь на исторические хроники, "Капитанскую дочку" А.С. Пушкина, на иллюстрации, на энциклопедические статьи; выявление причин самой крупной крестьянской войны (опора состава участников на исторические документы, на "Историю Пугачёва" А.С. Пушкина)....

11 05 2022 14:36:50

Урок "Государство благоденствия". Страны Европы и США во второй половине ХХ века (11-й класс)


    Урок "Государство благоденствия". Страны Европы и США во второй половине ХХ века (11-й класс)

      Знакомство с ведущими концепциями социально-экономического развития, принадлежащими Д.Кейнсу, К.Мюрдалю, Д.Беллу, служит залогом интеллектуального принятия данной темы. С целью формирования поведенческого компонента предлагаются проблемные вопросы и работа с таблицей "Модели цивилизационного развития". ...

10 05 2022 2:51:59

Что? Где? Когда? Игра по истории Древнего мира


    Что? Где? Когда?  Игра по истории Древнего мира

      Урок для учащихся 5-го класса предназначен для проведения внеклассного занятия или повторения пройденного материала по теме "История Древнего мира". Цели игры: раскрытие знаний по истории Древнего мира; стимулирование интереса учащихся к истории; развитие творческих способностей; воспитание коллективизма, уважение к наследию народов древности. Для достижения данных целей урок проводится в форме игры "Что? Где? Когда?"....

09 05 2022 13:52:59

Проект урока по истории Отечества в 6-м классе "Древнерусское хозяйство"


    Проект урока по истории Отечества в 6-м классе "Древнерусское хозяйство"

      Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....

08 05 2022 13:22:42

Образовательно-компетентностный подход: методические рекомендации написания эссе по курсу обществознания


    Образовательно-компетентностный подход: методические рекомендации написания эссе по курсу обществознания

      Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...

07 05 2022 19:52:26

Литературно-музыкальная композиция "Час мужества пробил на наших часах" (Курская битва)


    Литературно-музыкальная композиция "Час мужества пробил на наших часах" (Курская битва)

      Работа представляет собой сценарий внеурочного занятия, а также может быть применена и на уроке истории. Посвящена одному из знаменательных событий в ходе Великой Отечественной войны — битве под Курском. ...

06 05 2022 8:54:18

Проблемы оценивания знаний учащихся по обществознанию в современной школе


    Проблемы оценивания знаний учащихся по обществознанию в современной школе

      Обществознание относится к циклу гуманитарных дисциплин, усвоение которых трудно диагностировать путем однозначных суждений о правильности или неправильности ответов. Автор предлагает свой подход к этой проблеме....

05 05 2022 23:58:58

Интегрированный урок (литература + история) по теме: "Перебирая наши даты".


    Интегрированный урок (литература + история) по теме: "Перебирая наши даты".

      Цели урока: развить познавательный интерес к мировоззренческим аксиологическим знаниям; усвоить общепредметные понятия, законы, теории, идеи, комплексные проблемы; научить обобщению при решении межпредметных задач с помощью наглядных средств; разить умений по разным предметам и умений их синтеза....

04 05 2022 2:13:44

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Участники исторического процесса. Роль личности в истории"


    Интегрированный урок (литература + история) по теме "Участники исторического процесса. Роль личности в истории"

      Интегрированный урок истории, обществознания и литературы в 10-м классе служит формированию у обучающихся понятия о значимости роли народа и личности в историческом процессе. На уроке ученики учатся составлять сравнительную хаpaктеристику, систематизируют материал по образам Кутузова и Наполеона. Урок имеет большое значение в подготовке к написанию экзаменационного сочинения....

03 05 2022 5:12:44

Исследование на уроках истории по теме: "Православные праздники в русской культуре"


    Исследование на уроках истории по теме: "Православные праздники в русской культуре"

      После принятия христианства на Руси в жизнь русичей лаконично вошли обряды и православные праздники христиан. Поэтому русская культура немыслима без православных праздников. На уроке рассматриваются некоторые православные праздники, и какое значение они имели для каждого православного человека?...

02 05 2022 23:25:14

"Древний Рим – это особая цивилизация или часть греческой?" 5-й класс


    "Древний Рим – это особая цивилизация или часть греческой?" 5-й класс

      Урок представляет материал из раздела «Древний Рим» по истории Древнего мира. Сравнивая Древний Рим с Грецией, в проблемном диалоге учащиеся учатся делать выводы о схожести или различии этих двух государств, выявлять общее и различное в формах правления у древних римлян и греков, сравнивать римскую республику и греческий полис....

01 05 2022 9:32:36

Интегрированный урок (история + английский язык) по теме "Нормaндское завоевание и его последствия"


    Интегрированный урок (история + английский язык) по теме "Нормaндское завоевание и его последствия"

      Интегрированный урок истории и английского языка проводится в 6-м классе общеобразовательной школы. Учитель истории рассказывает учащимся о нормaндском завоевании. Знакомясь с личностью Вильгельма Завоевателя и Робина Гуда, учащиеся дают им хаpaктеристику и читают тексты на английском языке с различной стратегией. В конце урока проводится мини-тест, который позволяет проконтролировать степень усвоения материала учащимися....

30 04 2022 11:46:49

Урок обществознания по теме "Закон и власть"


    Урок обществознания по теме "Закон и власть"

      Задачей урока является выработка умения осуществлять правовой анализ ситуации и выбора грамотного, правового поведение; определение функций и полномочий законодательной, исполнительной, судебной власти РФ; воспитание активной гражданской позиции. ...

29 04 2022 12:40:24

Тема урока «Формы культуры»


    Тема урока «Формы культуры»

      Урок знакомит учащихся с формами культуры, причинами появления массовой культуры и особенностями молодежной субкультуры, а также закрепляется понятие «культура». Формирует навыки самостоятельной работы с текстом и работы в парах....

28 04 2022 9:28:14

Урок истории по теме «Культура Руси X – начала XIII вв.»


    Урок истории по теме «Культура Руси X – начала XIII вв.»

      Урок дает представление о особенностях и основных этапах культурно-исторического развития Руси X – начала XIII века. Учащиеся получают знания о направлениях развития древнерусской культуры, изучают особенности и этапы культурно-исторического развития Руси, дают хаpaктеристику различным видам культуры....

27 04 2022 2:39:19

Интегрированный урок "История письменности" по истории и информатике для 5-го класса


    Интегрированный урок "История письменности" по истории и информатике для 5-го класса

      Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....

26 04 2022 6:57:30

Всеобщая история. "Ассирийская держава". 5-й класс


    Всеобщая история. "Ассирийская держава". 5-й класс

      Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция). ...

25 04 2022 20:50:25

"Уроки первого периода Великой Отечественной войны" — занятие с использованием ИКТ


    "Уроки первого периода Великой Отечественной войны" — занятие с использованием ИКТ

      При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....

24 04 2022 7:39:48

Интегрированный урок по истории и обществознанию в 11-м классе "Своя игра"


    Интегрированный урок по истории и обществознанию в 11-м классе "Своя игра"

      Данная форма проведения урока предназначена для проверки знаний, умений и навыков на этапе повторения и закрепления изученного материала по истории России и обществознанию в старшей школе (11-й класс). Может служить базой для разработки уроков для основной школы в упрощенном варианте. ...

23 04 2022 4:58:38

Урок обществознания по теме "Почему нужно быть терпимым". 7-й класс


    Урок обществознания по теме "Почему нужно быть терпимым". 7-й класс

      В процессе выполнения игровых упражнений учащиеся получают непосредственный опыт поведения в условно-конфликтных ситуациях. Они осуществляют самостоятельный поиск аргументов в пользу собственного мнения через пpaктическое освоение информации. На уроке происходит формирование навыков самостоятельной работы, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....

22 04 2022 4:47:48

Интегрированный урок "Святая к музыке любовь…"


    Интегрированный урок "Святая к музыке любовь…"

      Данный урок может проводиться для учащихся 9–11-x классов, а также как внеклассное мероприятие по немецкому языку. Урок проводится в форме музыкального путешествия, для этого необходимо создать творческую атмосферу урока: зажжённые свечи, музыкальные инструменты, возможно, костюмы, платья или элементы одежды XVII–XIX вв....

21 04 2022 22:11:43

Урок истории в 8-м классе по теме "Социально - экономическое развитие России в 20-30-е годы XIX веке"


    Урок истории в 8-м классе по теме "Социально - экономическое развитие России в 20-30-е годы XIX веке"

      Актуальность урока обусловлена тем, что учащиеся окончательно убеждаются в необходимости изменения существующих феодально-крепостнических порядков в России, на примерах видят разницу между российским и американским землевладением. ...

20 04 2022 8:42:52

Использование архивных документов новейшей истории России в школе


    Использование архивных документов новейшей истории России в школе

      Статья посвящена вопросам использования архивных документов в процессе преподавания уроков истории, элективных курсов, а также в исследовательской деятельности научного общества учащихся. В статье раскрывается методика работы с архивными документами и эффективность ее применения....

19 04 2022 0:52:56

Открытый урок-игра по теме "Внешняя политика Александра II"


    Открытый урок-игра по теме "Внешняя политика Александра II"

      Урок проводится в форме игры. Занятие помогает познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики Александра II; прививать навыки самостоятельной работы; воспитать любовь к родине....

18 04 2022 15:51:55

Тема урока: "Киевская Русь в IX–XI вв."


    Тема урока: "Киевская Русь в IX–XI вв."

      Урок обобщения и систематизации исторического материала применяет интеpaктивные технологии. Цель урока: развивать коммуникативные компетенции учащихся, умение анализировать, синтезировать историческую информацию, отстаивать личную точку зрения, способность работать в группе; воспитывать уважение к историческому наследию наших предков. Учащиеся в ходе урока формируются в группы и работают совместно....

17 04 2022 21:46:48

Урок изучения нового материала "Внук Петра и императрицы Фике: кому царствовать на Руси?"


    Урок изучения нового материала "Внук Петра и императрицы Фике: кому царствовать на Руси?"

      Урок изучения нового материала, с использованием дополнительного художественно–исторического материала с целью привития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся. Урок построен на театрализации представления двух исторических личностей в форме переклички фактов. ...

16 04 2022 15:10:16

Творческий проект "Как рождается коллекция"


    Творческий проект "Как рождается коллекция"

      В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....

15 04 2022 3:20:36

Мусульманский либерализм начала ХХ века как общественно-политическое движение. 11-й класс


    Мусульманский либерализм начала ХХ века как общественно-политическое движение. 11-й класс

      Урок систематизации знаний в 11-м классе призван охаpaктеризовать положение татар в Казанской губернии; рассмотреть процесс разработки мусульманского либерализма по национальному вопросу; проанализировать думскую деятельность либералов по разрешению национального вопроса в стране....

14 04 2022 20:40:46

Урок истории по теме "Политическая раздробленность на Руси". 10-й класс


    Урок истории по теме "Политическая раздробленность на Руси". 10-й класс

      Цели урока:объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков, знать причины и хронологические рамки периода раздробленности; хаpaктеризовать особенности географического положения, социально-экономического, политического развития отдельных княжеств и земель....

13 04 2022 20:56:49

Урок по обществоведению в 8-м классе по теме: "Предпринимательство"


    Урок по обществоведению в 8-м классе по теме: "Предпринимательство"

      Урок "Предпринимательство" разработан для 8-го класса по курсу А.И. Кравченко "Обществознание. 8-й класс" с использованием интеpaктивных методов обучения. Основная деятельность на уроке - работа в малых группах. Занятие позволяет раскрыть сущность предпринимательской деятельности, моделировать поведение предпринимателя в определенной экономической среде. ...

12 04 2022 23:11:32

Урок в 5-м классе "Олимпийские игры в древности"


    Урок в 5-м классе "Олимпийские игры в древности"

      Урок разработан в форме игры–путешествия в город Олипм – место проведения древних олимпийских игр. Новизной данного урока является «Портфель знаний», который позволяет учащимся систематизировать, накапливать и проверять свои знания. На уроке прослеживается связь с другими предметами школьной программы. ...

11 04 2022 3:37:50

Урок-викторина "Киевская Русь" в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида


    Урок-викторина "Киевская Русь" в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида

      Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....

10 04 2022 15:17:28

Революционное народничество 60–70-х годов XIX века. 9-й класс


    Революционное народничество 60–70-х годов XIX века. 9-й класс

      На уроке учащиеся знакомятся с идеологией народничества; выясняют особенности идеологии, неразрывную связь народничества с предшествующими поколениями революционеров 60-х годов, ошибочные представления народничества. Урок учит извлекать из текста необходимую информацию, работать с основными понятиями темы, делать выводы по отдельным вопросам темы в целом, анализировать прослушанный текст....

09 04 2022 8:54:34

Комплект рабочих тетрадей по обществознанию. Методическое пособие для преподавателей и студентов учреждений среднего профессионального образования


    Комплект рабочих тетрадей по обществознанию. Методическое пособие для преподавателей и студентов учреждений среднего профессионального образования

      Приоритетной целью образования стало развитие способности студента самостоятельно ставить учебные цели и задачи, контролировать и оценивать достижения. Комплект Рабочих тетрадей по обществознанию, о котором идет речь, должен обеспечить выполнение и этой функции....

08 04 2022 22:28:54

Урок-пpaктическое занятие в 8-х и 11-х классах по истории России на тему "Отечественная война 1812 г."


    Урок-пpaктическое занятие в 8-х и 11-х классах по истории России на тему "Отечественная война 1812 г."

      Повторительно-обобщающий урок может быть проведен в 8-х и 11-х классах. Разноуровневые задания предназначены для повторения темы. Вопросы-тесты можно использовать в различных комбинациях: устроить викторину, разбив класс на 3–5 групп и задавать вопросы каждой группе или ученику. В качестве примера приведено 50 вопросов-тестов простого уровня и 9 вопросов-тестов сложного уровня....

07 04 2022 22:54:42

Патриотическое воспитание школьников на уроках истории и во внеурочной деятельности. "Люди, покуда сердца стучатся, помните"


    Патриотическое воспитание школьников на уроках истории и во внеурочной деятельности. "Люди, покуда сердца стучатся, помните"

      Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....

06 04 2022 7:50:34

Игра "Прощай, ХХ век!"


    Игра "Прощай, ХХ век!"

      Ресурс посвящен проверке знаний учащихся 11-х классов по основным событиям истории России в XX в. Обобщить знания учащихся по истории России, на ярких примерах из жизни известных людей, привить учащимся чувство патриотизма, мужества и гордости за выдающихся соотечественников....

05 04 2022 3:30:27

"Древнее Двуречье"


    "Древнее Двуречье"

      Урок формирует познавательные навыки учащихся, расширяет кругозор, формирует умение анализировать информацию, работать с текстом по плану, высказывать свою точку зрения. Учтены возрастные особенности учащихся (сочетание различных видов деятельности)....

04 04 2022 7:18:42

Особенности и содержание образования в произведениях протопопа Аввакума


    Особенности и содержание образования в произведениях протопопа Аввакума

      С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....

03 04 2022 15:51:30

Урок "Изучение истории Нового времени". 4-й класс, учебник А.А. Плешакова


    Урок "Изучение истории Нового времени". 4-й класс, учебник А.А. Плешакова

      Цели: Познакомить учащихся с новым этапом развития человечества - Новым временем. Развивать умения: работать в группе, логическое мышление, устную речь, умение делать выводы, самостоятельно искать ответы на вопросы. Воспитывать интерес и любовь к истории. ...

02 04 2022 11:14:49

Урок истории в 5-м классе. Тема: "В афинских школах и гимнасиях"


    Урок истории в 5-м классе. Тема: "В афинских школах и гимнасиях"

      Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....

01 04 2022 16:53:47

Презентация к уроку и внеклассному мероприятию


    Презентация к уроку и внеклассному мероприятию

      Автор рассматривает особенности применения презентаций в своей каждодневной профессиональной деятельности, т.е. преподавании истории и английского языка....

31 03 2022 3:46:15

Методика работы с песней на уроке истории


    Методика работы с песней на уроке истории

      В разработке рассматриваются различные функции песни на уроках истории, указываются типы уроков, на которых может использоваться песня, и предлагаются конкретные методические приемы работы с ней....

30 03 2022 18:47:17

Работа с исторической картой на уроках истории в 5-м классе


    Работа с исторической картой на уроках истории в 5-м классе

      Когда в 5-м классе начинается систематическое преподавание истории, учитель должен определить уровень знаний и умений, необходимых для работы с картой. Если такие знания и умения отсутствуют или присутствуют лишь фрагментарно, нужно формировать их заново....

29 03 2022 3:36:24

Методика использования технологии Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова на примере формирования понятия "государство" в курсе истории древнего мира в 5-м классе


    Методика использования технологии Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова на примере формирования понятия "государство" в курсе истории древнего мира в 5-м классе

      Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. ...

28 03 2022 23:35:38

Концепция социокультурной динамики Питирима Сорокина


    Концепция социокультурной динамики Питирима Сорокина

      Труды П.А. Сорокина – более полусотни книг, а кроме этого – бесчисленные статьи, заметки, эссе и другие работы. Значение деятельности мыслителя таково, что "никто не станет отрицать того громадного воздействия, которое оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами"....

27 03 2022 13:39:57

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Урок обобщающего повторения по главе "Русь Древняя" в форме игры "Счастливый случай". 6-й класс

Разработка урока обобщающего повторения с использованием игровой технологии. В качестве образца использована известная телеигра. Класс делится на три комaнды, выбирается жюри из числа учеников. Учитель объясняет правила и проводит урок в игровой форме. Можно провести и внеклассное мероприятие, например, в период декады истории. В нашей школе такие декады проводятся традиционно ежегодно по всем предметам, в том числе и по истории. На игру приглашаются представители всех параллельных классов (у нас их пять), комaнды по пять-шесть человек. В жюри в этом случае можно пригласить учащихся старших классов или коллег-учителей. Такие формы проведения уроков достигают своих целей и очень нравятся детям. Процесс подготовки таких уроков очень трудоемкий. При желании, вопросы-задания можно изменить и использовать эту форму на другом материале. Желаю удачи.