"Русская бытовая культура XVII века"
Цели:
- образовательная: ознакомление с отдельными сторонами бытовой культуры различных сословий XVII века и теми изменениями, которые происходят в повседневной жизни людей в течение столетия.
- развивающая: развитие творческого мышления; формирование навыков работы с текстом и предметным материалом.
- воспитательная: воспитание уважительного отношения к традиционным ценностям.
Цель использования мультимедийных технологий на уроке: создание яркого, запоминающегося образа эпохи; формирование эмоционального отношения к предмету, развитие коммуникативной культуры.
Вступление (3 минуты)
Приложение 1. Слайд 1.
Бытовая культура – это культура повседневности. Бытовая культура это дом, предметы обихода, одежда, кухня, то есть всё то, без чего не мыслимо человеческое существование. Знакомство с повседневной жизнью предков приближает далёкое прошлое, делает Великое более понятным и доступным. Дошедшие до нас предметы быта сохранили живое дыхание истории, прикосновение к ним – это приглашение в увлекательное путешествие. Пункт назначения нашего путешествия – XVII век.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания (7 минут)
Историю и культуру творят люди: богатые и бедные, облечённые властью и совершенно бесправные, то есть, представители разных сословий. Повторим предыдущую тему «Сословия в XVII веке».
Приложение 1. Слайд 2.
Тест 1. Найдите ошибки в тексте:
В XVII позиции дворян были серьёзно подорваны. Основным хозяином земель и крепостных стало боярство. Введение местничества окончательно лишило дворян возможности быстрого продвижения по службе.
Приложение 1. Слайд 3.
Правильный текст: В XVII позиции бояр были серьёзно подорваны. Основным хозяином земель и крепостных стало дворянство. Отмена местничества в 1682 году дала дворянам возможность быстрого продвижения по службе.
Тест 2. Кто из представителей сословий является лишним в этом ряду?
Правильный ответ: лишний – крестьянин, так как все остальные – городские жители.
2. Изучение нового материала
- Работа с инсталляцией (10 минут)
Крестьянский быт – это большая тема в истории культуры. Сегодня мы рассмотрим отдельные фрагменты повседневной жизни крестьян, используя возможности кабинета истории.
Каждая группа получает задание для работы с инсталляцией.
Инсталляция 1. Выберите предмет, который использовался для освещения жилища. Каким образом?
Решение задачи: это светец. Как правило, его вставляли в расщелину печи, а для предотвращения пожара на пол ставили корыто с водой.
Инсталляция 2. Какие продукты (из тех, что представлены в инсталляции) не могли быть на столе россиянина в XVII веке. Что готовили из оставшихся продуктов?
Решение задачи: картофель появляется в России только в XVIII веке. Остальные овощи чаще всего па?рили в печке. Такой способ приготовления не требовал большого труда, поэтому возникла поговорка: «проще пареной репы».
Инсталляция 3. Как называется предмет? Определите его назначение.
Решение задачи: это сельскохозяйственное орудие труда, которое называется цеп. Цеп использовался для обмолота зерна.
Инсталляция 4. Расположите друг против друга растения и продукты из них.
Решение задачи: колосья ржи – каравай чёрного хлеба; колосья пшеницы – каравай белого хлеба; стeбли льна – волокно, из которого пряли нить, а затем ткали полотно.
- Работа с презентацией (15 минут)
Крестьянская жизнь текла медленно. Новое быстрее проникало в быт горожан. Отправимся в Москву вместе с иностранными послами.
Слайд. А. М. Васнецов. Мясницкие ворота (Москва XVII века)
В тот же день послы записали свои первые впечатления.
Задание.
В пяти-шести предложениях опишите, какой гости увидели Москву XVIIвека.
Примерный ответ: Русская столица – большой многолюдный город. Здесь живут люди разного звания и достатка. Богатый человек носит цветную одежду из дорогих тканей, а передвигается по городу в расписном возке, запряжённом несколькими парами лошадей. Каждый день через городские ворота в столицу въезжают сотни подвод с разными припасами и товарами. Церквей в Москве не счесть. Много богатых каменных палат, но большинство москвичей живут в деревянных хоромах, которых в столице более половины.
Действительно, даже состоятельные горожане предпочитали жить в деревянных домах, особенно зимой: тепло и привычно. Войдём в горницу традиционного русского дома.
Слайд. В горнице древнерусского дома
Удивительное впечатление тепла и уюта. Здесь очень много подробностей и непривычных предметов убранства. Остановим наше внимание на самом главном.
В слайде последовательно выделяются отдельные объекты и выслушиваются предположения учащихся по поводу их назначения и особенностей.
Объект 1.
«Печь с лежанкой изразцовой». Уточним: изразец – керамическая плитка, покрытая цветным узором, которую использовали для облицовки печей (кафель); лежанка – спальное место для детей и стариков;
Объект 2. Художественно-оформленный светец.
Объект 3. Окна, в которые вставлены разноцветные кусочки полупрозрачной цветной слюды. Одно из окон закрыто ставней. В XVII веке ещё не знали двойных рам, поэтому зимой приходилось часть окон закрывать наглухо.
Объект 4. Иконы в красном углу. В красный угол всегда сажали самого почётного гостя.
Объект 5. Обязательный предмет мебели – сундук. В этом сундуке хранится приданое, предназначенное для свадьбы дочери. В данный момент, видимо, происходит примерка нарядов и украшений.
Вопрос.
Имеются ли в горнице предметы, назначение которых вам непонятно? (Учащиеся по очереди с места лазерной указкой показывают заинтересовавший их предмет или деталь. Далее следуют комментарии учителя).
Вопрос. Предположите, каким был уровень достатка людей, живших в этом доме?
Примерный ответ: Просторная горница, изразцовая печка, окна со вставками из цветной слюды, многочисленные и красивые предметы быта говорят нам о том, что в этом доме жили весьма состоятельные люди. Одежда богатых сословий, в отличие от простонародья, тоже была более разнообразной.
Приложение 1. Слайд 4.
Льняная рубаха – основа женской одежды всех сословий.
Подол и оплечье рубахи украшались вышивкой. Внизу широкие рукава стягивались манжетом-запястьем.
Широкий сарафан надевали поверх рубахи. Голову незамужней дeвyшки украшал кокошник, который оставлял открытой косу – девичью красу.
Летник - вид женской одежды, в зависимости от достатка его шили из разных материалов: от сукна до парчи.
Опашень с длинными рукавами и прорезями у плеч обычно надевали поверх летника в холодное время. Замужние женщины закрывали голову платком-убрусом, а зимой надевали шапку, напоминающую мужскую.
Кафтан-ферязь с очень длинными рукавами был основой мужской одежды. Рукава при необходимости подтягивали, собирая на руках в многочисленные складки. Ферязь была одеждой знати и подчёркивала пренебрежение к физическому труду. Недаром в народе возникла поговорка: «Работать спустя рукава».
Охабень – верхняя уличная одежда с широкими рукавами. Отличительной чертой боярского костюма была высокая (горлатая) шапка. Такие шапки шились из горлышек кyниц или черно-бурых лис и служили знаком высокого боярского достоинства.
XVII век в истории России занимает пограничное положение между средневековьем и новым временем, которое начинается с Петра I. Поэтому в XVII веке уживаются традиции и те изменения, которые постепенно входят в жизнь людей.
Слайд. В горнице древнерусского дома 2
Вопрос. Что изменилось в убранстве древнерусского дома в XVII веке?
Предполагаемые ответы: кресло, скамейка-банкетка европейской работы; на стене картины; на столе привозная посуда.
Добавим, что в интерьере богатых домов можно было увидеть зеркала, часы, географические карты, шахматы. Постепенно новое проникало в быт богатого купечества.
Слайд. А. Рябушкин. Семья купца
(Закрепление изученного материала: в слайде последовательно выделяются те элементы мужского и женского костюма, о которых говорилось выше).
Вопрос. Какие изменения происходят в женском костюме?
Предполагаемый ответ: у младшей дочери купца платье необычного покроя.
Мужчины в XVII веке всё чаще бреют бороду и тоже облачаются в европейское платье, в основном, польского происхождения.
Слайд.
Карта, демонстрирующая расширение торговых связей России с европейскими государствами и со странами востока. Торговые связи – основной фактор изменений в бытовой культуре городских сословий.
Урок проводится в выпускном классе как интегрированный (история + литература + мировая художественная культура) при изучении культуры начала XX века.
...
28 01 2023 19:31:40
Автор знакомит учащихся с подъемом русской промышленности и торговли во второй половине XVIII в. Хаpaктеризует демографическое положение в стране, успехи и трудности в развитии сельского хозяйства. Дает представление о положении дворянства и крестьянства в России....
27 01 2023 8:48:49

Цель: воспитание патриотизма, формирование гражданской компетенции у студентов. I-й отборочный этап проводится в библиотеке. Студенты работают с электронным пособием «Свердловская область – история и современность». Приложение 1 содержит локальную версию программы для тестирования. II-й этап проводится в виде игры «Брейн-ринг». В ходе игры используются тематические профессионально озвученные презентации....
26 01 2023 7:11:59
Презентация посвящена одной из крупнейших фигур русского просвещения Н.И. Новикову. Она расширяет кругозор учащихся, способствует формированию чувства любви к Родине, к ее людям и историческому прошлому родной земли. Материал урока рекомендуется для учащихся 7–8-х классов....
25 01 2023 11:30:21
В Республике Казахстан в 2009 г. проведена широкомасштабная программа «Снижение информационного неравенства», в реализации которой приняли участие все педагоги страны. Активизирован интерес к применению всеми участниками педагогического процесса информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это дало возможность повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов, стать основой современного образования....
24 01 2023 15:11:30
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
23 01 2023 21:36:14
В статье показан опыт работы по социальному проектированию. Учитель в проекте выступает координатором. Учащиеся сами выбирают актуальную проблему, существующую на территории, где они проживают, и предлагают свой вариант ее решения. Важным моментом социального проектирования является непосредственное участие школьников в решении проблемы. Эта работа позволяет выpaбатывать у учащихся активную гражданскую позицию. Данный материал может быть использован как во внеклассной деятельности, так и на уроках обществознания....
22 01 2023 21:15:59

Урок систематизации и обобщения знаний в форме интеллектуальной игры. Ученики повторяют, закрепляют и приобретают новые знания, материалы, включенные в урок, выходят за рамки школьного учебника. Игра состоит из занимательных заданий с компьютерными программами, презентацией для групповой, индивидуальной и коллективной работы....
21 01 2023 6:39:43
В статье рассматривается повседневный и праздничный костюм жителей Старой Ладоги, украшения и дополнения к костюму, взаимопроникновение культур народов Северо-запада проявляющиеся в костюме ладожан....
20 01 2023 18:48:39
Представлена деловая игра "Заседание редакции газеты по подготовке спецвыпуска номера "Мгновения семнадцатой осени. История России. XX век".
...
19 01 2023 0:14:19
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
18 01 2023 2:46:56
Урок формирует у обучающихся исторические знания о Петровской эпохе в Северной войне, формирует информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, анализировать текст учебника); развивает навыки работы с художественным текстом, воспитывает гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к истории России XVII–XVIII вв., гордость за героические свершения предков, любовь к художественному слову....
17 01 2023 7:55:28
Проблема семейного счастья, благополучия для этого урока выбрана не случайно: ведь в современной семье отражаются все проблемы, переживаемые нашим обществом, к тому же 2008 год объявлен в нашей стране годом семьи. Эта тема очень важна для подростков, которым в недалеком будущем предстоит создавать собственные семьи. Хочется, чтобы они были счастливыми....
16 01 2023 4:32:53
Тема «Дом, в котором мы живем» изучается в курсе обществознания в 6-м классе по А.Ф. Никитину. Некоторые элементы урока могут быть использованы при проведении классных часов. В работе раскрывается история возникновения жилища, значение жилища для человека. Разработка урока содержит презентацию, представлены пpaктические задания для обобщения и закрепления материала....
15 01 2023 10:22:59
Основная идея урока – акцентировать внимание учеников на их собственном опыте детства как времени, имеющем ценность для их будущей взрослой жизни; создать условия для заинтересованного изучения информации параграфа, поэтому учащимся предлагается побыть в роли родителей. Ещё одной идеей занятия было желание познакомить учеников с приёмами критического чтения....
14 01 2023 6:33:32
Информационное сопровождение учащихся – деятельность учителя по оказанию помощи школьнику в реализации его образовательных потребностей в предметной области. Оно может осуществляться двумя способами: как непосредственное взаимодействие учителя и учащихся в процессе учебных занятий, факультативов, элективных курсов, консультаций; с помощью информационно-коммуникационных технологий (e-mail, веб-сайт учителя, Skype)....
13 01 2023 23:31:12
Цель урока: сформулировать представления о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы и об основных направлениях политики московского князя Дмитрия....
12 01 2023 8:30:39
На уроке формируются представления учащихся о том, что между поколениями существует тесная связь, дети учатся понимать объективность общественного прогресса, узнают терминологию. Урок способствует развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, навыков анализа, общения, доказательства, самоанализа, а также воспитывает у учащихся уважение к людям разного возраста, стремление к самопознанию и саморазвитию....
11 01 2023 21:30:15
Урок формирует адекватную самооценку и социальные навыки у подростков, дает понятие «цель», понимание разницы между материальными и нематериальными целями, осознание собственных целей и стремлений....
10 01 2023 11:41:36
Интегрированный урок литературы и истории погружает в изучаемое произведение русского псателя. Дает представление о том, как определенные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, обобщает полученные знания на уроках литературы и истории....
09 01 2023 7:52:55
Всегда, во все времена любую женщину волновала мода. Стремление улучшить одежду, сделать ее красивее, удобнее породило моду. Учебный курс знакомит учащихся с историей развития модной одежды, работами известных модельеров. Итогом курса может стать проектная работа учащихся - коллекция исторических женских костюмов.
...
08 01 2023 8:44:50
Урок с использованием интеpaктивных методов обучения в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова «История России. XVII-XIX век». Особенности урока: акцент на самостоятельность учащихся; поиск аргументов для решения проблемы; на основе рефлексии выявление неизвестного; создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности.
...
07 01 2023 7:39:21

Данный урок является последним уроком в разделе «Политические системы западных демократий» по учебнику Кузовлева В.П. English 10–11. Представляет собой урок-соревнование, целью которого является повторение во всех видах речевой деятельности ранее изученные лексические единицы по теме «Политические системы России, Великобритании и США» и совершенствование умений и навыков устной и письменной речи, систематизация лексического и грамматического материала по данной теме....
06 01 2023 7:44:10
Проблема генезиса феодальных отношений на Руси. Специфика по сравнению с проявлениями феодальных черт в странах Западной Европы. ...
05 01 2023 3:25:14
Цель занятия – дать учащимся знания об одном из самых сложных периодов в истории России, раскрыть суть нэпа, развить умения учащихся анализировать конкретные исторические факты, документы, проводить исторические параллели во времени....
04 01 2023 8:23:47
Тема проекта подсказана самой жизнью: уходят из жизни ветераны, кто пережил тяжелейшие годы нашей страны. Вместе с ними уходят и бесценные реликвии: документы, фотографии, письма. И сегодня школа должна сделать все возможное для сбора и сохранения материала о великом подвиге советских воинов. Школа должна стремиться донести этот материал до ныне живущих. Память о погибших, пропавших без вести, о тех, кто пришел с войны, но не дожил до великого праздника Победы, нужна прежде всего нам, живым....
03 01 2023 11:47:24
Игра-дискуссия, соревнование двух комaнд, в процессе которой учащиеся применяют знания, полученные по культуре России, учатся отстаивать комaндную точку зрения. Игра проводилась в 10-м гуманитарном классе.
...
02 01 2023 12:30:28
В работе рассматриваются основные положения философского учения Ницше о «сверхчеловеке» и его влияние на взгляды русской интеллигенции начала ХХ в.
На примере произведений Горького прослеживается эволюция взглядов писателя на свободу человека, показывается поиск Героя от романтических произведений до рассказов позднего периода. Показаны губительность и разрушительное воздействие идеи «сверхчеловека» на формирование личности, необходимость ответственного выбора каждым своей «концепции человека».
...
01 01 2023 7:19:19
На уроке учащиеся знакомятся с сословным хаpaктером российского быта, учатся сравнивать и систематизировать информацию. В ходе урока учитель обращается к личному опыту учащихся, они также высказывают собственное мнение, работают с текстом, находя в нём необходимую информацию. Эта информация оформляется в виде сводной таблицы, которая позволяет систематизировать материал учебника, выполнить сравнение.
...
31 12 2022 0:53:37
Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....
30 12 2022 8:26:55
Выполнение творческого задания во время работы в малых группах – создание коллажа на заданную тему. («Социальные роли личности», «Национальный вопрос», «Богатые и бедные», «Современная семья». ) Ученики должны по теме отобрать и вырезать материал из журналов, соединить в коллаж. Развивает образное мышление, учит работе в группе. Позволяет обобщить пройденный материал и подвести итоги....
29 12 2022 8:46:30
Курс рассчитан на реализацию в средних общеобразовательных учреждениях различных типов как элективный и во внеклассной работе по предмету. Способствует формированию толерантного отношения у учащихся, способности адекватно оценивать себя и других людей, овладению социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений.
...
28 12 2022 13:15:46

В ходе урока необходимо познакомить учащихся с предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями Северной войны; охаpaктеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны; оценить значение победы в Северной войне для России. Урок направлен на воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину. Эту разработку можно использовать на уроке истории в 10-м классе....
27 12 2022 19:12:46
На представленном материале показано, как семейное законодательство отражает интересы супругов, опираясь на статьи Семейного кодекса РФ. Основной целью урока является добиться усвоения учащимися роли семьи в обществе, вскрыть проблемы молодой семьи, а также развивать навыки работы с текстом документов, данными статистики; воспитывать добропорядочных супругов, заботливых родителей....
26 12 2022 15:46:50
Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме «Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса «История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....
25 12 2022 2:28:10
Интеpaктивные технологии делают процесс обучения интересным, динамичным, позволяющим раскрыться каждому обучающемуся, доступным. Цели урока – охаpaктеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу XVIII в.; рассказать о ходе Северной войны, создании в России армии нового образца, превращении России в европейскую супердержаву....
24 12 2022 21:31:35
Урок посвящен 15-летию Совета Федерации. Основной целью являлось на основе статей Конституции Российской Федерации, а также дополнительного материала изучить деятельность, вопросы ведения и основные полномочия Совета Федерации.
...
23 12 2022 11:30:18
Устный журнал посвящен 200-летию Бородинской битвы и дает учащимся школы VIII-го вида общее представление о Дне воинской славы России, раскрывает значение битвы, воспитывает глубокое уважение к подвигу предков....
22 12 2022 10:48:50
Учащиеся в группах или индивидуально выбирают тему для исследования. Материал урока расширяет изучаемый по программе материал. Особенность подхода – в повышении интереса к изучению истории края через рассмотрение многих слов и понятий, через быт людей. Разработку можно использовать как на уроке краеведения, истории, литературы, так и во внеклассной деятельности....
21 12 2022 6:48:17
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
20 12 2022 18:14:34
Урок позволит учащимся познакомиться с избирательным правом. Основные понятия, вводимые на уроке, подкрепляются пpaктическими примерами. Анализ документов, знакомство со стенограммой заседания Госсовета по вопросам развития политической системы, речь президента РФ Д.Медведева сделают урок более наглядным и действенным. Главная задача - воспитание гражданской активности....
19 12 2022 13:51:35
Автор предлагает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в развитии истории стран Древнего Востока (географическое положение, занятия жителей, религии; осознание вклада, сделанного древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры мира)....
18 12 2022 4:19:18
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...
17 12 2022 17:26:56
Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....
16 12 2022 16:39:45
Урок по теме "Древняя Греция. Греки и критяне" разработан с применением технических средств обучения: мультимедийного проектора, программы Power Point. Это позволило сделать урок более динамичным и интересным, эмоционально оживить его. Ученик "погружается" в обстановку изучаемой исторической эпохи, облегчается процесс запоминания необходимой информации за счёт использования большого количества иллюстративного материала из разных источников....
15 12 2022 17:43:15
Урок по истории России в 8-м классе. Цель урока: раскрыть причины движения декабристов, показать его объективную закономерность, обусловленность ходом исторического развития России; рассмотреть содержание программ обществ декабристов, их революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное преобразование России....
14 12 2022 8:11:22
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
13 12 2022 4:13:50
В течение 2011–2012 года на базе школы № 8 г. Мончегорска учитель вместе учащимися провели исследование на отношение учащейся молодежи к процессу возрождения религиозно-духовных начал в жизни нашего общества. Как и предполагалось, большинство учащихся связывает этот процесс с необходимостью возрождения нравственного потенциала общества, с поиском нравственных идеалов, нравственных ориентиров в жизни каждого человека....
12 12 2022 21:35:18
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
11 12 2022 16:21:51
Цель урока - дать представление о процессе индустриализации в Советской России на примере строительства КМК; обеспечить усвоение причин, целей, источников, особенностей индустриализации; познакомить с достопримечательностями Центрального района г. Новокузнецка; формировать умение работать с картой города изучаемого периода; воспитывать интерес к истории родного города.
...
10 12 2022 0:43:10
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::