Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках обществоведческих дисциплин через использование элементов ТКМ
ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности.
Для дальнейшего своего развития наша страна нуждается в людях, способных воспроизводить не только материальный, но и интеллектуальный потенциал России. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.
Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные.
Большинство исследователей относят эти способности к общим, без их развития невозможно успешное усвоение различных видов человеческой деятельности (9,с.368). Согласно позиции российского психолога М.А.Холодной, интеллект – это специфическая форма организации индивидуального умственного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия, понимания и интерпретации происходящего. «Критериями интеллектуальной зрелости могут служить особенности познавательного отношения человека к происходящему: 1) широта умственного кругозора, 2) гибкость и многовариантность оценок событий (в противовес «черно-белому мышлению»), 3) готовность к принятию необычной информации (в противовес догматизму); 4) умение осмысливать настоящее одновременно в терминах прошлого (причин) и терминах будущего (последствий) (в противовес склонности мыслить лишь в терминах «здесь и теперь»); 5) способность выявлять существенные, объективно значимые аспекты происходящего…6) возможность мыслить в категориях вероятного (в противовес игнорированию возможности существования «невозможных событий» и т.д.» (7, с.280)
Содержание курсов обществоведческих дисциплин, с одной стороны, дают богатые возможности для развития таких интеллектуальных способностей (многообразие общественно-политических, социально-экономических явлений, существование различных подходов к изучению одного и того же исторического события и пр.). С другой стороны, остро нуждаются в том, чтобы школьники, их изучающие, обладали достаточно сформированными и развитыми умениями и навыками мыслительной деятельности. Мало знать исторические факты, важно уметь анализировать их, рассматривать одну и ту же проблему с разных точек зрения; выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся. Очень важно грамотно работать с информацией.
Педагогическая пpaктика показала, что существует ряд проблем, без решения которых невозможно обеспечить продуктивное развитие интеллектуальных способностей ребенка.
Во-первых, наблюдения, проведенные среди лицеистов, показали, что многие учащиеся не обладают культурой чтения, т.е. не умеют читать вдумчиво, не понимают прочитанное, не выделяют главное, не размышляют над полученной информацией. Школьные учебники истории либо написаны слишком «научно», без достаточного учета возрастных особенностей обучающихся, либо перегружены фактическим материалом. На чтение домашнего параграфа у многих учащихся уходит до 30-40 мин. И как следствие – снижение интереса к истории как к предмету.
Во-вторых, затруднение вызывает работа с документами и анализ таблиц. Как правило, учащиеся просто озвучивают статистические данные, приводимые в таблицах, не анализируя их, не выделяя причинно- следственные связи.
В-третьих, в большинстве случаев учащиеся, особенно в 5-6 классах, не всегда могут ответить на поставленный вопрос. Обычно не вызывает затруднения вопрос, который звучит так же, как раздел параграфа. Но если вопрос перефразировать, сделать его проблемным, сразу же возникают затруднения. Например, в курсе История Древнего мира, 5 класс, в параграфе «Древний Египет» пункт 1 - «Природа древнего Египта», пункт 2- «Занятия древних египтян».
Если поставить перед учащимися эти вопросы так, как они звучат в учебнике, проблем не возникнет. Учащиеся перескажут текст учебника. Но если вопрос изменить, сделать его проблемным, например:
-
Как природа Древнего Египта влияла на занятия египтян?
-
Как вы считаете, какое влияние оказали природные условия на занятия древних египтян? у ребенка возникают затруднения.
Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии критического мышления.
По мнению Г. Селевко, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который хаpaктеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю (8). Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем:
- не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;
- не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;
- коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;
- объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
Обществоведческие дисциплины обладают большими возможностями для раскрытия интеллектуального потенциала каждого школьника. Применение технологии критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способности школьников.
В технологии критического мышления выделяются социокультурный, технологический и методический аспекты.
Социокультурный аспект – основой его является идея нравственного воспитания граждан открытого общества. Чтобы подготовить ребенка к жизни в нем, учебный процесс тесно увязывается с жизненными ситуациями, решением тех задач, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни
Технологический аспект - основу составляет модель из трех стадий: вызов – осмысление - рефлексия.
В методическом аспекте - технология включает совокупность методик, включающих приемы по видам учебной деятельности не зависимо от предметного содержания.
Базовая модель технологии критического мышления состоит из трех стадий:
-
вызов - постановка задач
- осмысление - изучение нового материала
- рефлексия- закрепление, обобщение
На стадии вызова учащиеся строят прогнозы, воображают,
создают свое видение данного предмета или любого понятия, оперируют имеющимися в
памяти представлениями, признаками, преобразовывают их. Следует заметить, что
ассоциации могут быть адекватными и неадекватными, т.е. искаженными. Ценность
данной технологии в том, что на первой стадии обе они имеют место быть - мнение
каждого ценится, принимается во внимание.
Обычно на первую стадию отводится 5-7 минут, однако за столь короткое время
можно применить различные приемы такие как: свободное письмо, перепyтaнные
логические цепи, ключевые термины, прием «Корзина» (идей, понятий, имен…)
Опыт работы показывает, что одним из наиболее интересных для учащихся является прием «Составления кластеров» (приложение №1), т.е. графических систематизаторов, которые показывают несколько различных типов связи между объектами или явлениями. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Например, на уроке обществознания в 8 классе, при изучении темы «Типология обществ», на стадии вызова прошу учащихся перечислить известные им общества, изобразив это схемой. В результате получается примерная схема:
На следующем этапе работы предстоит выделить определенные основания, на которых будет происходить систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт.
Использование кластера способствует развитию у учащихся системного мышления, умения рассматривать объект в целостности связей и хаpaктеристик.
Другим приемом, используемым для систематизации материала, является прием перепyтaнных логических цепей, который эффективно используется как при проверке знаний, так и при изучении нового материала. Предлагаю ученикам записанные на доске или карточках 5-6 событий (даты, события, исторические личности и т.д.). Учащимся требуется восстановить порядок, объяснить его (приложение № 2)
Интересен прием «Корзина» идей, понятий, имен…., который применяется и на семинарских занятиях, и во внеклассной работе. Занимая на уроке, достаточно большое количество времени, тем не менее, он является эффективным, помогает организовать индивидуальную и групповую работу учащихся на начальной стадии занятия, когда идет актуализация имеющихся у них опыта и знаний.
Приемы стадии вызова эффективно работают на любом уроке, включая лекцию. Особенность использования лекции в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано (прием «Лекция со «стопами»). После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально (приложение № 3).
На второй стадия – осмысление, перед учениками ставятся задачи, решение которых помогает им:
- получить новую информацию;
-
осмыслить ее;
-
соотнести с уже имеющимися знаниями.
Эта стадия предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником. На данной стадии применяется прием «Пометки на полях».
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе.
Пометки могут быть следующие:
Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации, воспитывает культуру чтения.
Знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует школьников к поиску неизвестного, обращению к разным источникам информации.
Прием «Пометки на полях» эффективен в классах, где учащиеся обладают высокой техникой чтения. В классах, где у учеников низкая техника чтения, на эту работу уходит достаточно много времени, поэтому, я прошу их применять данный прием при чтении домашнего параграфа.
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление «Маркировочной таблицы». В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).
В колонки необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию.. Прием «Маркировочная таблица» дает возможность проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на учебном занятии, а если нет, то можно предложить завершить ее дома.
Возможен и другой вариант работы с данной таблицей. Она используется на первом этапе работы (вызов) для проверки домашнего задания и актуализации темы. В первой колонке «Знаю» ученики кратко записывают все, что им уже известно по теме. Вторая колонка «Узнал» заполняется либо после прочтения учебника, либо после объяснения учителя или после лекции. Это позволяет сосредоточить и активизировать внимание учеников на изучаемом вопросе (приложение №4).
То есть, использование вышеназванных приемов обеспечивает создание условий для развития у школьников аналитического мышления (происходит анализ информации, отбор необходимых фактов, сравнение, сопоставление), их информационной и коммуникативной культуры.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- получение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Наиболее эффективной формой работы на этом этапе является написание синквейна
Синквейн – быстрый, мощный инструмент для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации, развития речи (приложение №5). Он позволяет научить школьников излагать личное отношение к историческому событию, личные чувства по отношению к историческому деятелю, подводить итоги размышления по проблеме.
По мнению психолога В.Штерна, «интеллект – это общая способность индивидуума осознанно настраивать свое мышление на возникшие требования» (7,с.278).Такая «настройка» в современных условиях невозможна без умения пользоваться различными носителями информации: от слова учителя до всемирной «сети». Для того чтобы стимулировать познавательно-поисковую активность обучающихся, используется прием «Архивариус». Учащиеся получают на дом «любопытные вопросы», на которые им необходимо найти ответ. Например: «кого на Руси называли зернышками», что значит «кавалерственная дама», откуда в русский язык пришло слово «маршал» и другие. Первый, кто находит ответ на вопрос, получает «5». Обязательное требование - указание на то, откуда почерпнуты сведения. Ценится информация, «добытая» из энциклопедий, справочников, пособий, периодических изданий и художественной литературы.
Использование технологии критического мышления предполагает организацию групповых форм работы учащихся, работу в парах. Работа в группах над определенной проблемой повышает заинтересованность, углубляет мотивацию учащихся в учебной деятельности. Здесь создаются условия для раскрытия познавательных, мыслительных, интеллектуальных способностей каждого ученика. Начиная уже с первого урока обществознания в 8 классе, когда ученики знакомятся с понятиями «общество», «сферы общественной жизни» и с их хаpaктеристикой, обязательным домашним заданием является просмотр новостей и чтение периодической печати. Класс делится на четыре группы (по сферам общества: политическая – «политики», социальная – «социологи», экономическая - «экономисты», духовная - «искусствоведы»). Каждая группа собирает информацию по своей сфере в течение недели, на следующем уроке отводится 4-5 минут на обсуждение новостей. Такая форма организации работы позволяет развить коммуникативные и аналитические умения (корректировать информацию, дополнять ее с учетом результатов, полученных другими), понимать и принимать иную точку зрения при наличии убедительных аргументов, что важно для развития толерантности. Одной из наиболее эффективных форм групповой работы для учащихся являются, на мой взгляд, дискуссии, помогающие школьникам определиться в своих взглядах .
Исторические события происходят как во времени, так и в прострaнcтве. Лишь в связи с определенными прострaнcтвенными условиями могут быть поняты многие исторические факты. Использование наглядных средств обучения и, прежде всего, условно-графических (карт, схем), может стать прекрасной базой для развития мыслительной деятельности школьников. Пpaктика показала, что умело выстроенная работа с картой превращает лицеистов в «ученых-аналитиков». Например, при изучении темы «Древнегреческая цивилизация» (10 класс, всемирная история) учащимся дается задание: Используя карту дать хаpaктеристику Греции (местоположение, природные, климатические условия). В итоге работы с картой и ее легендой в тетрадях учащиеся появляется запись:
- юг Балканского полуострова;
- с трех сторон окружено морем→ морская торговля, рыболовство;
- большая часть страны - горы → затруднено земледелие и разведение крупного скота
- полноводных рек нет;
- плодородной земли нет;
- климат засушливый, но создать оросительную систему невозможно, т.к. нет рек → земледелие не развито;
- полезные ископаемые: золото, серебро, медь, свинец, мрамор.
Таким образом, применение в учебно-воспитательном процессе описанной выше технологической модели соответствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, позволяет создать на уроках истории и обществознания условия для успешной самореализации школьников, развития их индивидуальных интеллектуальных способностей. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся получает возможность самому в процессе обучения конструировать этот процесс и отслеживать направления своего интеллектуального развития
В целом же выбор методов, средств и приемов обучения зависит от поставленных на занятии целей, от особенностей класса и пр. С. Заир-Бек, один из наиболее известных российских специалистов в области РКМЧП, подчеркивает: «Смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или иных приемов, а в свободном творчестве педагогов и учеников, работающих с использованием новых технологий обучения… Достигнуты ли цели урока, которые сформулировал я, как учитель, и мои ученики? … если на него можно ответить утвердительно, то это означает, что выбранная стратегия обучения была эффективной независимо от того, являлась ли она классической в рамках данной педагогической технологии или возникла как продукт творческого поиска»(4,с.74)
Применение элементов технологии развития критического мышления дает положительные результаты:
-
Повысился интерес лицеистов к исследовательской и общественной деятельности. Учащиеся активно участвуют в научно-пpaктических конференциях, в городских, областных и Всероссийских конкурсах исследовательских и творческих работ таких как: «Я – гражданин России», «Права человека глазами ребенка», ежегодно участвуют в городских парламентских играх.
-
Проведенные тесты Вернона (на выявление общего интеллекта), показали рост уровня сформированности у школьников приемов логического мышления и умения классифицировать предметы на основе существенных признаков (по классу на 17,8 %)
- Успешные выступления обучающихся на предметных олимпиадах различного
уровня (городские, областные и Всероссийские олимпиады)
Повысился интерес школьников к социально-общественным дисциплинам. Это показало выполнение теста «Расписание». -
Успешная социальная адаптация и профессиональное самоопределение выпускников. Многие из них при поступлении в ВУЗ выбирают факультеты, где профильными являются история и обществознание.
Литература:
- Богатенкова Н.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения Н.В.Богатенкова // Пособие для учителей – СПб.: СПбГУПМ, 2001.
- Вступительное слово Президента Российской Федерации В.Путина на заседании Совета по науке, технологиям и образованию 25.10.2005г.//Вестник образования, 2005, №22
- Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития /И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек под редакцией Загашева И.О./.- СПб.: «Скифия», 2003.
- Заир-Бек С. Поиски смысла и сопротивление стереотипов (вместо послесловия) // Критическое мышление и новые виды грамотности. М.: ЦГЛ,2005
- Критическое мышление и новые виды грамотности. М.: ЦГЛ,2005
- Кулютин Ю.Н. Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся).- М.: «Каро», 2002. .
- Современный педагогический словарь. Минск,2001
- Селевко Г.Сознание под контролем: А вы знаете, как выглядит процесс мышления? //Учительская газета-Он-лайн.№46(10075)/2005-11-15 http://www.ug.ru/?action=topic&toid=11644
- Психологический словарь. М.: Педагогика-Пресс, 1998.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении концепции федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010годы»// Вестник образования , 2005, №22.
- Шамова Т.И. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.И. Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова; под ред. Т.И. Шамовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Чтение и письмо для развития критического мышления / Под ред. Казаковой Е.И.. – СПб.: Международный университет семьи и ребенка им. Р. Валленберга, 1999.
- Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе. М., 2004.
Познавательно-развлекательная игра с применением ИКТ проводится как внеклассное мероприятие в рамках Дней правовой культуры в параллели 5–6-х классов. В занимательной форме учащиеся усваивают историю становления и развития государственных символов государства....
28 03 2024 4:22:36
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
27 03 2024 18:56:24
На уроке учащиеся, используя исторические документы и дополнительную литературу, выявляют основные черты положения реформы 1861 года, выделяя крепостнические и буржуазные черты...
26 03 2024 19:53:10
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
25 03 2024 20:14:10
Урок повторения и обобщения пройденного материала, урок развития интереса к предмету история, событиям уже далёкой, но одной из самых тяжелейших воин в истории человечества. Урок развития интереса к прошлому своей Родины. ...
24 03 2024 2:55:43
Урок составлен на основе воспоминаний и поэтических произведений Мишты-Хямиляниной Лидии Тимофеевны – блокадницы, жительницы г. Краснодара с 1943 года....
23 03 2024 12:37:39
При групповом обучении с использованием принципа сотрудничества происходит значительное умственное развитие детей, дети, работающие совместно, не только лучше выполняют задание, но они находят лучшую аргументацию, дают более точные ответы. Улучшается возможность поддержания более или менее постоянной обратной связи и растёт эффективность системы в целом....
22 03 2024 3:19:24
Цель данного занятия: развитие творческих способностей учащихся при изучении темы. ...
21 03 2024 6:47:29
Занятие дает учащимся возможность узнать о таком культурном феномене как народная кукла и попробовать сделать тряпичную куклу своими руками. Особенностью можно считать интеграцию предметов история и технология. Изучение и изготовление кукол проходит в форме краткосрочного коллективного проекта....
20 03 2024 12:37:32
Урок истории знакомит учащихся с памятниками культуры. Цель: добиться осознания особенностей и высокого уровня отечественной культуры. На уроке предполагается групповая форма работы с сочетанием фронтальной и индивидуальной. Присутствуют элементы игры и соревнования между группами: кто быстрее и полнее ответит на вопрос. Урок интеpaктивный: постоянно осуществляется взаимная связь «учитель-ученик» и «ученик-ученик»....
19 03 2024 1:58:54
Игра составлена для учащихся 6-х классов. Её можно использовать не только на итоговом повторении, но и во внеклассной работе. Презентация в PowerPoint позволяет не только организовать игру, но и формировать визуальные образы по истории и культуре марийского народа с древности до конца XVI века....
18 03 2024 2:41:29
Многие проблемы, разpaбатывавшиеся в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию. Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры. ...
17 03 2024 4:32:30
При изучении материала урока используется информационно-коммуникационная технология (мультимедийная презентация выполненной в PowerPoint, мультимедийный учебник "История России"), технология развивающего обучения. Через контроль выполнения внеаудиторной работы достигается развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом, развивается познавательный интерес к предмету, формируется гражданская позиция....
16 03 2024 12:19:39
Композиция приурочена к 200-летию открытия Царскосельского лицея. Учащиеся знакомятся с историей создания Царскосельского лицея, его основателями и первыми выпускниками, обратившись к страницам книги Тынянова Ю. «Пушкин», «Кюхля», к публицистическим статьям, написанным к 200-летию лицея, и статьям, посвященным истории и современности Российского образования....
15 03 2024 7:24:36
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...
14 03 2024 0:45:36
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
13 03 2024 8:32:19
Цель урока: способствовать развитию интереса к военной истории России, личности А.В. Суворова. Открытый классный час с викториной и презентацией для параллели 6-х классов....
12 03 2024 4:33:42
В рамках урока учащиеся совершенствуют свои навыки работы с историческим источником, работы с текстовой информацией и преобразованием ее в табличную. Урок построен на использовании отдельных приемов технологии развития критического мышления («инсерт», «синквейн»). Урок нацелен на знакомство учащихся с хаpaктером экономической политики в первой четверти XVIII века, выделение главной черты ее – политики протекционизма....
11 03 2024 23:13:34
Заключительный урок в системе уроков «Права и свободы человека и гражданина». С помощью игры легко не только проверить знания обучающихся по разделу, но и активизировать их познавательную деятельность. Важно, что на уроке отpaбатываются навыки анализа документа, делаются выводы и обобщения. Урок, систематизируя знания учащихся, формирует активную жизненную позицию....
10 03 2024 7:46:55
Учащиеся изучают причины возникновения Столетней войны; знакомятся с основными этапами и событиями войны. В статье показывается героическая роль в войне Жанны д'Арк....
09 03 2024 11:15:33
Цели урока: сформировать у обучающихся целостное представление об экономике отдельного предприятия, условиях его функционирования в рыночном обществе....
08 03 2024 7:26:58
Повторительно-обобщающие уроки являются важным элементом в работе любого учителя–предметника с точки зрения рефлексии. Именно на этих занятиях учитель может сделать выводы о знаниях учащихся, усвоении ими материала раздела или курса, уровне подготовленности к следующему этапу обучения....
07 03 2024 2:43:31
В работе определены функции гражданского политического образования....
06 03 2024 12:45:25
Представлены хаpaктеристика и причины изменений, произошедших в XVIII в. в повседневной жизни россиян: жилища дворян, горожан и простых крестьян; посуда и атрибуты крестьянского быта; модные тенденции аристократических причесок и одежды; досуг горожан и дворян....
05 03 2024 0:25:45
В современной школе аспектный анализ урока является актуальным для учителя-методиста. Уметь обосновать выбор формы урока, использование методических приёмов, увидеть себя со стороны, выделить сильные стороны урока, усмотреть недостатки - это едва ли не самые важные задачи, стоящие перед педагогом-исследователем. ...
03 03 2024 8:42:18
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире. ...
02 03 2024 15:32:59
Урок истории в 5-м классе по теме «Первый властелин единого Китая». Урок усвоения и первичного закрепления знаний. Цель урока: познакомить с историей возникновения Китая. На уроке используются приемы синквейн и кластер....
01 03 2024 21:25:46
Урок по обществознанию в 11-м классе "Социальная структура и социальные отношения" проводится с использованием ИКТ. Данный урок позволяет раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знаний, а также помогает школьникам осознать свою собственную позицию. Урок состоит из двух частей: презентации и диспута....
29 02 2024 21:53:14
Урок проводится в 12-м классе вечерней (сменной) общеобразовательной школы в первом полугодии. Обучающимся не выдают учебники для самостоятельного изучения материала. Поэтому очень важно на уроках работать по тексту учебника. Это выpaбатывает у обучающихся память, логику, мышление и другие навыки. ...
28 02 2024 8:50:26
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю. Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
27 02 2024 16:13:57
Урок для 6-го класса, на котором дети закрепляют знания об истории крещения Руси, об основных идеях христианства, выявляют связь становления отечественной истории с принятием христианства. ...
26 02 2024 2:41:29
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
25 02 2024 14:45:32
Цели урока: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины; освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной истории; овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации и применение на пpaктике полученные знания....
24 02 2024 22:45:51
Представленный урок является вводным в огромный блок истории Древнего мира - Древняя Греция. Схема урока традиционная - сообщение новых знаний с элементами самостоятельной работы. Кроме того, на уроке используется мультимедийное учебное пособие "История - 5-й класс". Просвещение - МЕДИА. 2004....
23 02 2024 16:34:46
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
22 02 2024 15:44:52
В статье предложен сценарий викторины, проводившейся в рамках предметной декады по истории. Предложены различные виды заданий и вопросов. После проведения викторины подводятся итоги мероприятия, объявляются победители, награждаются поощрительными призами участники. ...
21 02 2024 3:36:54
Цели урока: систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по истории Древней Греции; повысить интерес к изучению истории; развитие творческих способностей; формирование у учащихся понимания взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умения работы в комaнде....
20 02 2024 2:58:32
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...
18 02 2024 14:51:24
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
17 02 2024 14:41:58
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
16 02 2024 21:13:32
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
15 02 2024 1:38:40
Акцент урока направлен на организацию активного участия школьников в поиске и усвоении исторического материала. Пропедевтика начального исторического образования готовит учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах. ...
14 02 2024 7:14:53
Интегрированный урок истории и литературы, на котором учащиеся должны понять главные особенности антикрепостнического этапа революционного движения в России, выяснить истоки формирования идейных взглядов будущих декабристов, а также узнать о вкладе декабристов в социально-экономическую, культурную жизнь якутского народа в годы их ссылки в Якутии....
13 02 2024 4:19:54
Внеклассное мероприятие по истории является КТД, которое ежегодно проводится в нашем МОУ. В 2007-2008 уч.г. была выбрана тема "Герои Средневековья". Представлен сценарий мероприятия, мультимедийное сопровождение (сокращенный вариант) и творческий отчет. ...
12 02 2024 10:35:43
Урок проводится в 4-м классе в форме комaндной игры «Знатоки истории». Игра состоит из трёх этапов: из предложенного набора букв необходимо составить слова, соответствующие одной их трех тем – "Животные Севера", "Основные занятия народов края", "Орудия труда коренных народов"....
11 02 2024 9:49:30
В данной статье содержится разработка урока по теме "СССР от сталинизма к "оттепели" (1945-1964 гг.) (всемирная история, 11-й класс), в котором использованы современные интеpaктивные и мультимедийные технологии....
10 02 2024 18:50:44
Прекрасен Донской край! Прекрасен он всем: весенней цветущей степью, поразительным золотом июньский хлебных полей, своеобразием станиц и хуторов с расписными хатами – мазанками и резными куренями! Прекрасен Донской край культурой, гармонично сочетающей в себе все лучшие традиции народов, когда-либо проживавших и приходивших сюда искать работу, службу и приключения!.. Прекрасен Донской край мастерами – умельцами, прославившими свой край и род!...
09 02 2024 12:38:54
Творческая мастерская предполагает работу в группах: индуктор - обмен мнениями внутри группы, социализация - ответы учащихся. Такой вид работы позволяет на основании документов, сообщений, различных мнений, примеров литературных произведений понять, почему было возможно существование тоталитарного режима, политики репрессий и каковы последствия этого периода для нашей страны. ...
08 02 2024 0:22:36
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::