"Вечные города Римской империи". Урок с применением компьютерного учебника "История Древнего мира, 5-й класс" и мультимедийной презентации
Цели урока:
Обучающая:
- Познакомить учащихся с расцветом городов Италии в период ранней империи на примере памятников архитектуры императорского Рима и Помпеи;
- Отметить достижения римлян в строительной технике, которые используются и в наше время.
Развивающая:
- Развитие умения, у учащихся, работать с учебными мультимедийными дисками по истории; познавательного интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по истории; обучение способам самостоятельной исследовательской работы.
Воспитательная:
- Формирование научного мировоззрения, воспитание чувства уважения к традициям и историческому прошлому стран мира.
Оборудование урока:
- компьютеры;
- компакт-диск “Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс”;
- карта “Древний Рим”;
- учебник: Колпаков С.В., Селунская Н.А. История Древнего мира. М.: “Дрофа”, 2003;
- маршрутные листы у каждого учащегося;
- листы самооценки и рефлексии у каждого учащегося;
- индивидуальные задания-карточки;
- мультимедийная презентация “Вечные города Римской империи” (на основе презентации с сайта lesson-history.narod.ru).
Ход урока
Тема сегодняшнего урока – “Вечные города”. Мы совершим путешествие по городам Римской империи. Чтобы увидеть и узнать больше, мы будем работать в двух группах. Каждый из вас сейчас получит маршрутный лист урока (Приложение 1), там обозначены основные этапы вашего путешествия, ваши действия, те задания, которые вы должны будете выполнить в течение урока и критерии выставления оценок за урок.
Класс делится на 2 группы, половина учащихся (с высокой мотивацией к учению), садится за компьютеры, работая с мультимедийным диском “Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс”, изучают тему “Рим (“вечный город”) – столица средиземноморского мира”, вторая половина (с низкой мотивацией к учению) слушает новый материал, излагаемый учителем по мультимедийной презентации “Вечные города Римской империи” (Приложение 3).
Мы побываем с вами в двух городах Римской империи – ее столице Риме и Помпеях, познакомимся с городскими зданиями и памятниками архитектуры, некоторые из которых сохранились до наших дней, узнаем, что такое “общественные термы”, раскроем смысл крылатого выражения “хлеба и зрелищ”.
Вместе с вами через некоторое время мы должны ответить на вопрос: “Какие города в Римской империи можно назвать “вечными”? Почему?”.
Рим – столица Римской империи (а мы знаем, что Римская империя была самым крупным государством древности) и ее крупнейший город (до 1 млн. человек). Рим поражал своей величественностью и красотой всех: и приезжих, и самих горожан. На иллюстрации вы видите макет города, воссоздающий центр Рима в годы расцвета империи. На макете особенно выделяются здания Колизея и Большого Цирка, где проводились колесничные соревнования. Левее Колизея расположены шесть императорских форумов. Справа извивается многоарочный акведук императора Клавдия – один из 11 акведуков, удовлетворявших потребности города в воде. Большое здание, обнесенное стеной, между Колизеем и акведуком – храм Божественного Клавдия.
В Риме было построено огромное количество зданий, призванных подчеркнуть могущество империи. Триумфальные арки установлены в честь побед над врагами. Под ними победивший полководец входил в Рим вместе с войском, добычей, пленными.
Для прославления императоров на многих Форумах строились колонны. На самой колонне помещались барельефы со сценами жизни императоров, а венчали колонны многометровые статуи императоров. На фотографии – колонна императора Траяна, сохранившаяся до сих пор. Тридцатиметровая колонна полая, внутри находится лестница, ведущая к фонарю на вершине. Вся она украшена мраморными барельефами о победах и деятельности императора Траяна.
Символом города стало здание Колизея (от латинского colosseum, что значит громадный, огромный), предназначенное для зрелищ: гладиаторских боев и театральных спектаклей. Оно вмещало около 50 тысяч зрителей. Такие большие здания, римляне смогли строить благодаря, изобретенным им, новому строительному материалу: бетону (смеси песка, камня, кирпича, вулканической пемзы и воды, которая, после высыхания воды, застывала и становилась очень плотной), а также новым технологиям строительства арок и куполов.
Именно благодаря этим технологиям в 118-128 гг. при императоре Адриане был построен Пантеон – храм, посвященный всем богам империи. Сюда могли прийти любые граждане Рима и поклониться своим богам. Купол Пантеона возносится на 43 метра ввысь к круглому окну-глазу (oculus), открывающемуся в центре пролета, диаметром 8,5 метров. Тяжесть свода была учтена при строительстве: по мере подъема купола к вершине, его бетонная масса, составляющая 5000 тонн, постепенно уменьшается: если в основании слой бетона достигает 6 метров, то у круглого окна его толщина составляет всего 1,5 метра, а в бетон на куполе добавлено больше вулканической пемзы – легкого и прочного материала. Это здания, предназначенные для торжеств и религиозных церемоний.
А как же жили римляне?
Вот домус – жилище богатого римлянина. Обычно это было 2-3-этажное строение со множеством отдельных помещений. Вспомните, для кого они были предназначены? Кто еще жил в доме патрициев? (paбы, клиенты). В центре прямоугольного дома находился закрытый дворик – атриум, в котором располагался бассейн. В помещении, расположенном рядом с атриумом – таблинуме хозяин каждое утром принимал клиентов, ждавших его благодеяний.
В Риме впервые стали строить многоэтажные и многоквартирные дома для простого люда – инсулы. Причем расселение людей в таких домах происходило согласно их социальному положению в обществе: чем беднее человек, тем выше он жил, тем меньше была арендная плата за жилье. В инсулах могли располагаться торговые заведения, лавочки, таверны. Из-за деревянных перекрытий инсулы не отличались прочностью и легко горели при массовых городских пожарах. Поэтому впервые в мире римлянам пришлось организовать пожарные комaнды, выезжавшие на тушение пожаров. Разыскать нужный дом было непросто: не было табличек с названиями улиц и номеров домов. Дома были уныло однообразными, а улицы – грязными и узкими. Опасности подстерегали прохожих на улицах – из окон летела битая посуда, отбросы, лились помои. Окна в домах не имели стекол и в непогоду закрывались ставнями, тогда даже днем приходилось зажигать светильник. Воды в квартирах не было, ее брали в городских фонтанах. Кухонь как таковых тоже не было, пищу готовили на жаровнях с древесным углем. Бедняки часто ели всухомятку или на ходу, покупая еду у уличных разносчиков.
Центральное отопление впервые появилось в древнем Риме, как вы думаете, в каких домах сначала: в домусах или инсулах? Конечно, сначала в домусах. Вот как оно действовало. Во время строительства на нижнем этаже устанавливались специальные камины. Теплый воздух нагревал пол и трубы, специально сделанные в стенах здания. Нагретый камень очень долго сохранял тепло, тем более что таких морозов, как у нас, в Риме не бывало.
Проведя день в духоте тесных улиц под знойным южным солнцем, римляне испытывали потребность вымыться с головы до ног. Ежедневно они посещали термы – так назывались бани. В 3 веке в Риме существовало более 1000 частных и 11 общественных бань, входная плата в них была мала. Самые большие и роскошно отделанные термы строились по повелению императоров. Как же выглядели термы внутри? В удобных раздевальнях посетители отдавали свою одежду на хранение paбу-сторожу, так как опасались банных воров. Несколько отдельных помещений с разной температурой: кальдарий, терпидapий, фригидарий (соответственно с горячей, теплой и холодной водой в бассейнах) ждали своих гостей в каждой терме. У каждого посетителя были свои банные принадлежности, необходимые для очищения: горшочек с маслом для натирания кожи, скребницы, чтобы счищать грязь и пот, мелкий ковш вроде сковороды для обрызгивания холодной водой. Дело в том, что мытья в нашем понимании этого слова у римлян не было, не было мыла и мочалок. Да и бани были предназначены не только для очищения тела, но и для отдыха возвышенных душ. Здесь можно было встретиться с друзьями, обсудить последние новости, посетить библиотеку или залы для занятий, поесть, сделать модную прическу у цирюльника. Таким образом, посещение терм затягивалось на несколько часов. А где же брали люди свободное время? Дело в том, что свободные граждане Рима не работали, ни бедные, ни, тем более, богатые. Их обеспечивало государство – богатейшая Римская империя, они получали бесплатный хлеб, для них устраивались бесплатные развлечения, граждане же, не желающие работать, требовали от государства “хлеба и зрелищ”. Известен случай, когда народ забросал камнями процессию одного из императоров, требуя хлеба и зрелищ. Это выражение стало крылатым. Зрелища, любимые римлянами, – гонки колесниц, которые проводили в Большом Цирке, а гладиаторские бои – в Колизее.
Гладиаторы бились или один на один или группами. Тех, кто отступал или уклонялся от схватки, гнали плетьми и раскаленным железом. Обычно гладиаторы не обращали внимания на полученные раны и сражались до полной победы, когда противник или погибал, или опускал оружие в знак того, что он признает свое поражение. Побежденный мог просить о пощаде, поднимая вверх указательный палец. Первоначально его судьбу решал эдитор. В I в. до н.э. это право перешло к зрителям, которые либо опускали большой палец вниз, голосуя за cмepть, либо махали платками, требуя помилования. Павших волокли крючьями с арены через Врата Cмepти (Porta Libitinensis) в особое помещение (споларий), где добивали тех, у кого еще сохранились признаки жизни.
Почему Рим можно назвать “вечным городом”?
Я еще раз напоминаю вам, что Римская империя была крупнейшим государством в мире, римлянами было основано множество городов, в которых появились те же сооружения, что и в Риме – форумы, арки, базилики, термы, каменные мосты. Но мы гораздо меньше знали бы о городской жизни в империи, если бы не Помпеи – небольшой город на юге Италии, который в 79 году при извержении вулкана Везувий, погребенный под многометровым слоем пепла. Катастрофа погубила жителей Помпей, но сохранила для потомков детали их быта, множество окружавших их вещей.
Многие художники обращались к сюжету гибели Помпей, в том числе и русский художник Карл Брюллов. Он очень реалистично показал весь ужас, охвативший жителей города, убегавших от гнева Везувия.
Страшные картины раскрывались перед взорами археологов, вот одна из них. По всей видимости, погибла семья. Мужчина попытался приподняться, чтобы дотянуться до жены и ребенка, но в этом сгорбленном положении задохнулся гибельными испарениями.
В результате раскопок археологов, начатых еще в XVIII веке, нашим взорам открывается такая картина: амфитеатр, в центре города – форум, триумфальные арки, места для голосования, термы, храмы, дома богатых и влиятельных жителей, а на окраинах – простых помпеян.
Эти грубые, обкатанные колесами булыжники, широкой Виа дела Фортуна то и дело перемежаются с высокими – в уровень тротуара – камнями. Их клали здесь для того, чтобы пешеходы, пересекая улицу, не промочили и не выпачкали в навозе ноги. Справа видны руины храма Богини Фортуны Августы – большого святилища, давшего улице ее название.
Множество предметов быта и искусства найдены археологами в Помпеях, в домах, откуда как будто только на несколько минут вышли жители.
Почему Помпеи можно назвать “вечным городом”?
Какие города в Римской империи можно назвать “вечными”? Почему?
После прослушивания новой темы учащиеся первой группы садятся за компьютеры, выполняют тестирование и решают кроссворд с диска “Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс”, вторая группа получает вопросы и задания в письменном виде (Приложение 2), ученики выполняют их, сдают учителю для проверки.
Домашнее задание: прочитать § 54. Предложить учащимся (индивидуально или по группам) проложить и оформить в виде экскурсионного буклета, планкарты, афиши, стенгазеты и т.д. маршрут путешествия по “Вечному городу” или городам, погибшим в результате извержения вулкана Везувий — Помпеи или Геркуланум, с хаpaктеристикой наиболее значительных и ярких архитектурных памятников.
Литература к уроку:
- Атлас истории Древнего мира: 5 кл., – М., 1998.
- Книга для чтения по истории Древнего мира. / Сост. А. И. Немировский. – М., 1996.
- Материалы сайта lesson-history.narod.ru.
- Несмелова А.Ю., Несмелова М.Л. История Древнего мира (в 3-х частях). – М., Владос-пресс. 2005.
- Энциклопедия “Исчезнувшие цивилизации” Рим: эхо имперской славы. – М., Терра. 1997.
- Энциклопедия “Исчезнувшие цивилизации” Помпеи: сгинувший город. – М., Терра. 1997.
Игра может быть проведена как урок, завершающий изучение темы «Политическая система РФ» в курсе обществознания или как внеурочное мероприятие. Основные цели: повторение и закрепление вопросов, изученных в курсе обществознания, актуализация и расширение знаний о конституционных основах РФ, воспитание чувства патриотизма и гражданственности, формирование навыков групповой работы....
27 03 2023 12:37:23
Урок в игровой форме анализирует распространение радикальных идей в Европе и мире. Учитывает требования ФГОС нового поколения и активизирует мышление учащихся, формирует устойчивый образ идеологий и элементов....
26 03 2023 21:44:22
Презентация по истории России может быть использована как иллюстративное сопровождение к урокам "Монголо-татарское нашествие" в 6-м классе, а также и к урокам в 10-м классе. Также возможно самостоятельное использование презентации в форме лекции по данной теме. Презентацию можно использовать при проведении внеклассного мероприятия в ходе предметной недели истории.
...
25 03 2023 14:29:32
<p>Использование информационных технологий позволяет эффективно решать много методических задач, стоящих перед учителем. Решать эти задачи в комплексе могут мультимедийные пособия по отдельным темам истории.</p>
...
24 03 2023 21:14:36
Урок повторяет и закрепляет пройденную тему. Учащиеся совершенствуют навыки умения обобщать и систематизировать материал, доказывать и опровергать....
23 03 2023 0:20:57
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
22 03 2023 9:19:29
Цель урока: познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян....
21 03 2023 17:19:55
Цели урока: ознакомление учащихся с переводческим и ранним творчеством (германским периодом) Ф.И. Тютчева, великого русского поэта....
20 03 2023 14:53:25
Эффективное изучение истории в школе возможно только тогда, когда преподаватель применяет разнообразные формы передачи знаний. Использование нетрадиционных форм работы на уроках позволяет стимулировать и мотивировать процесс познания у учащихся и вызывает живой интерес к процессу обучения. На таких уроках у школьников с различными способностями и уровнем знаний появляется возможность проявить себя и стать активными участниками учебного процесса. ...
19 03 2023 13:58:40
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
18 03 2023 16:50:32
Урок-презентация "Выступление декабристов" посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся определяют причины декабризма, хаpaктеризуют первые организации декабристов. Работая с документами, учащиеся знакомятся с программами декабристов, учатся делать сравнительный анализ. Формулируют собственное мнение о приемлемой для России Конституции. Ученики, изучая материал, сверяют свои выводы со слайдами.
...
17 03 2023 16:14:40
Гражданская война в России - это особая страница нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на "своих" и "чужих". Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ.
Представленная разработка урока и мультимедийная презентация может быть использована при проведении уроков обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России в 9-х классах всех видов и типов школ.
...
16 03 2023 17:57:30
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки.
...
15 03 2023 3:33:51
Игра-викторина, посвященнная историческому событию, с помощью которой создаются условия для развития познавательной и творческой активности учащихся. Игра формирует патриотическое самосознание учащихся, чувство гордости за доблесть и славу русской армии, развитие чувства коллективизма у учащихся....
14 03 2023 4:52:11
В работе рассмотрены этапы, ход, итоги Сталинградской битвы, доказано, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны....
13 03 2023 5:17:40
Цель занятия - формирование устойчивого интереса к истории России, в частности истории Московской битвы 1941–1942 гг. Данное мероприятие было проведено для учащихся 7–11-х классов. Для зрителей была разработана система вопросов, которая включала их знания о музеях Москвы, о памятниках и памятных местах столицы, о героях битвы, о названиях объектов города и Северного округа, связанных с Московской битвой....
12 03 2023 4:13:52
Задания помогут студентам ответить на дискуссионные вопросы по теме "Первая мировая война", обратившись к соответствующим историографическим и конкретно-историческим источникам. При этом предлагаемые для анализа документов примерные вопросы и задания имеют своей целью помочь формированию умений и навыков исследовательской работы....
11 03 2023 0:17:32
30 октября в России отмечается День Памяти жертв политических репрессий. Кровавый террор, смерчем пронесшийся над страной, обрушился страшной трагедией и на марийский народ, уничтожив его цвет, богатство и достояние нации. Цель занятия: сформировать у обучающихся представление о том, что такое репрессии и кого называют жертвами политических репрессий, целостное представление о сущности политических репрессий в Республике Марий Эл....
10 03 2023 14:46:38
Данное мероприятие проводилось для учащихся 8–10-х классов в канун 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и посвящалось женщинам-участникам войны и труженицам тыла. При проведении использовался краеведческий материал....
09 03 2023 19:39:25
В работе представлена методическая разработка урока истории в игровой форме, которая способствует активизации познавательных способностей, творческой самореализации детей, повышает интерес к предмету....
08 03 2023 18:30:19
Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме игры по обществознанию. Мероприятие проводится с целью проверить и закрепить знания по теме: «Конституция РФ. Основы Конституционного строя РФ». С помощью игры удается закрепить умение раскрывать теоретические положения; сформировать у учащихся умение выполнять познавательные и пpaктические задания, оценивать свои учебные достижения; формировать правовую культуру обучающихся....
07 03 2023 6:34:32
Урок изучения нового материала с технологией проблемного обучения. Цель урока: формирование навыков самостоятельной работы учащихся, поиска и вычлeнения необходимой информации. На уроке учащиеся работают в группах, решают учебные задачи: почему время правления Екатерины II называют золотым веком, для кого он был «золотым» и почему; анализируют материал учебника и исторические источники....
06 03 2023 2:33:29
Игра по истории Ханты-Мансийского округа. Может проводится как на повторительно-обобщающих уроках по истории ХМАО, так и на уроках краеведения. Принцип игры по типу "Своя игра". Вопросы разделены по номинациям, каждый имеет свою цену от 2 до 10 баллов. В игровом поле используются гиперссылки....
05 03 2023 21:10:17
Урок развивает навыки работы с текстом. По форме урок представляет собой пpaктикум. При работе с текстом содержание усваивается эффективнее. Особенность урока состоит в помощи учителя, ориентировки к действиям. Оба текста одинаковы построены. Первый текст разделен на абзацы, второй – нет. Ученику необходимо перенести действия с первым текстом на второй....
04 03 2023 2:18:31
При групповом обучении с использованием принципа сотрудничества происходит значительное умственное развитие детей, дети, работающие совместно, не только лучше выполняют задание, но они находят лучшую аргументацию, дают более точные ответы. Улучшается возможность поддержания более или менее постоянной обратной связи и растёт эффективность системы в целом....
03 03 2023 2:47:13
Цель урока: сформировать представление о Крещении Руси, причинах и значимости этого события для дальнейшего развития страны; развивать умение анализировать исторические источники и делать выводы....
02 03 2023 5:56:38
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
01 03 2023 20:49:53
Методическая разработка основана на исследовательской и проектной видах деятельности, содержит в качестве приложений две презентации. Разработка открывает широкое поле деятельности для творчески работающих учителей, т.к. позволяет использовать краеведческий материал в рамках Отечественной истории....
28 02 2023 1:21:42

Цель урока: выяснить каковы причины отечественной войны 1812 года? каковы планы сторон в войне? почему Бородинскую битву считают мopaльной победой русской армии? каковы причины победы России в отечественной войне 1812 года? почему война 1812 года носит название Отечественная?...
27 02 2023 20:54:38
Урок изучения новой темы с использованием различных форм и методов обучения: беседа, творческая работа учащихся, работа с картой и текстом учебника. Способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, воспитывает чувство патриотизма, активизирует интерес к предмету. Данный урок можно использовать при подготовке классного часа по теме «4 ноября – День единства и согласия».
...
26 02 2023 20:21:16
В статье приводятся разработки рабочих программ по обществознанию для 9–10-х классов. Дети готовятся к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения прав человека и законов нашей страны, учатся оценивать свои способности....
25 02 2023 8:17:11
Занятие по предпрофильной подготовке по изучению законодательства и права с целью познакомить учащихся с законами наследования.
...
24 02 2023 21:43:55
Цель урока: познакомить учащихся с детством царя, его воспитанием, сформировать представление о личности Александра I; хаpaктеризовать первые реформы императора периода «Дней Александровых прекрасное начало»; рассказать о причинах назначения «Негласного комитета»; развивать навыки анализа документов, выделения главного, работы с тестовыми заданиями....
23 02 2023 3:34:25
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
22 02 2023 18:48:20
В работе проблема освещается с точки зрения русской женщины, положение которой в обществе было особым, а потому представляет дополнительный интерес. На примере двух представительниц российского общества, двух его полярных сословий – боярства и крестьянства, показана обыденная жизнь общества данного периода. В работе рассматриваются такие аспекты, как устройство дома, традиции питания и организации быта....
21 02 2023 21:20:18
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
20 02 2023 16:13:59
Спаренный урок истории России ХХ века, интегрированный с всеобщей историей. Данный урок является вторым уроком из модуля "Вторая мировая и Великая Отечественная войны". На уроке учащиеся, используя различные формы учебной деятельности, знакомятся с началом Второй мировой и Великой Отечественной войн, с планами фашистской Германии.
...
19 02 2023 11:10:21
Игра проводится по типу телеигры "Умники и умницы" и рассчитана на учащихся 7–10-х классов. Игра разработана в качестве внеклассного мероприятия в рамках Декады общественных наук, но вполне применима и на уроке при наличии достаточного времени. Цели игры: способствовать расширению исторической эрудиции учащихся, развитию интереса к предмету; способствовать развитию логического мышления и речи учащихся; способствовать формированию чувства гордости за историю России.
...
18 02 2023 15:44:57
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами.
Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
17 02 2023 9:40:23
При подготовке к уроку учащиеся делают слайды с биографиями исторических личностей периода, учитель проверяет, корректирует и объединяет слайды в единую презентацию, которая будет использована на уроке. Учащиеся делают на уроке сообщения с опорой на презентацию, заполняют обобщающую хронологическую таблицу....
16 02 2023 17:55:35
Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. ...
15 02 2023 23:56:56
В данной статье учитель предлагает собственный вариант календарно-тематического планирования уроков по истории России в 9-м классе с применением регионального компонента. Представлена результативность применения данного опыта. В Приложениях размещены: исторические задачи по теме "Счёт лет в истории", тест "Знаешь ли ты край, в котором живёшь?", исторический диктант по теме "Западная Сибирь в XVI веке", кроссворд "Декабристы в Тобольске", классный час "Памяти павших будем достойны", сценарий внеклассного занятия "Письма с фронта".
...
14 02 2023 11:29:24
Тексты с ошибками служат эффективным средством усвоения фактического материала и повышения мотивации при изучении истории. Представленные в статье материалы по всеобщей и отечественной истории предназначены для работы с учащимися 5-х и 7-х классов....
13 02 2023 2:39:53
Урок проводится по традиционной методике. Учащиеся под руководством учителя развивают навыки работы с разными источниками информации: текстом учебника, таблицей, исторической картой. Материал данного урока может быть успешно рассмотрен при условии предварительного чтения текста учебника учащимися дома. В ходе урока составляется схема, которая может использоваться при проверке усвоения нового материала....
12 02 2023 7:24:56
На изучение данной темы в 11-м классе отводится пять часов. Блочно-модульная система позволяет за счёт использования активных форм обучения, посредством работы с несколькими учебными пособиями, документами, монографиями расширить объём знаний по данной теме.
...
11 02 2023 6:18:22
Исторический вечер «Подвиг во имя любви», посвященный памяти жен декабристов. Данное мероприятие предназначено для учащихся старших классов и посвящено истории декабристки, одной из ярких страниц Отечественной истории. Материал эмоционально насыщен, учащиеся сопереживают героям, испытывают чувство гордости за тех, кто отдал свою жизнь на благо Родины....
10 02 2023 0:58:31
Цель современного образования — помочь детям научиться учиться. Ученик должен уметь работать с информацией, добывать знания, должна быть сформирована информационная культура, культура самоорганизации. Развивающее обучение соответствует этой цели. Урок поможет познакомить учащихся с древнегреческим театром, его возникновением и развитием; развивать умение сравнивать явления прошлого и настоящего, анализировать их, выявлять устойчивые причинно-следственные связи.
...
09 02 2023 17:21:53
Урок является первым в блоке "Времена Российской империи. XVIII – начало XIX в.". Его главная цель – сформировать у учащихся образ преобразований Петра Великого. Реформы Петра I коснулись всех сторон общественной и экономической жизни России. Россию стали уважать, с ней стали считаться, она получила выход ("прорубила окно") в Европу. Россия стала великой державой.
...
08 02 2023 16:55:29
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
07 02 2023 1:32:12
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
06 02 2023 3:18:30
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::