Урок мужества "Подвиг ваш бесcмepтен"
Форма: Урок – экскурсия.
Место проведения: Школьный музей.
Оборудование: экспозиция “Летопись Великого Подвига”, тексты воспоминаний ветеранов – защитников и жителей блокадного Ленинграда, экран, проектор.
Подготовка урока: из учащихся 10-ых классов создаются:
- Творческая группа(4 человека) изучает музейные материалы, экспонаты, воспоминания ветеранов войны, ведёт поиск фильмов и музыкальных произведений для создания наиболее сильного чувственного образа. Группа работает над представленным учителем экскурсионным материалом, готовит выступление.
- Группа организаторов(2 человека) отвечает за приглашение ветеранов войны и труда, защитников Ленинграда. Целесообразно во время экскурсии предоставить слово одному из защитников Ленинграда.
- Группа оформителей(2-3 человека) занимается подготовкой помещения к уроку.
Цели и задачи: способствовать формированию гражданской и нравственной направленности личности, воспитание у подрастающего поколения уважительного отношения к памяти павших героев Великой Отечественной войны, к старшему поколению через наглядное и образное воссоздание событий героической обороны Ленинграда. Показать на конкретных примерах, что источником героизма являлась внутренняя стойкость, сила духа ленинградцев.
Ход урока:
1-й ученик:
Война, война, пришла проклятая!
Сынов, ты, лучших забрала
И сколько горя, слез, отчаянья
Стране, народу принесла.
2-й ученик:
Памяти защитников Ленинграда посвящается!
Звучит песня “Священная война” один куплет и припев
(музыка А.В.Александрова, слова В.И. Лебедева-Кумача)
3-й ученик:
22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашисты напали на нашу страну, а в сентябре они уже были под стенами Ленинграда. Вторжение врага было внезапным и сильным.
(кадры кинохроники, которые дополняют текст)
Сражения на дальних и ближних подступах к Ленинграду носили исключительно ожесточенный хаpaктер. Весь сентябрь у стен города шли кровопролитные бои. Немецкие бронированные полчища яростно штурмовали позиции наших войск, оборонявших Невскую твердыню.
2-й ученик:
Среди защитников города мужественно сражались и наши земляки.
Крылов Иван Михайлович и Капенин Михаил Александрович служили в артиллерийских войсках. Карасев Василий Яковлевич, Бобровский Юрий Валентинович, Волков Александр Иванович были отправлены на Балтийский флот. Александру Ивановичу было всего 17 лет, когда он успешно выполнил первое боевое задание. Его катер выполнил важную задачу, прикрывал город от немецких кораблей со стороны Финского залива. Летчик Николай Александрович Аникин, защищая Ленинград, получил тяжелое ранение.
(стихи читают на фоне кадров кинохроники)
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах
И мужество нас не покинет.
(А.Ахматова “Мужества” 1942г.)
3-й ученик:
Не сумев захватить Ленинград штурмом, гитлеровское комaндование решило взять город измором, удушить голодом. В новогоднем приказе 1942 года Гитлер благодарил войска за создание “ невиданной в истории человечества блокады”. Цинично и нагло заявил, что он будет теперь “спокойно выжидать”, пока Ленинград, сдавленный голодом, “как спелый плод, сам упадёт к его ногам”, “что город выжрет самого себя” и падёт голодной cмepтью.
1-й ученик:
Город был блокирован. Со всех сторон Ленинград был окружен немецкими войсками, отрезан от советской территории. Началась 900 дневная блокада ... Началась самая героическая страница в истории города длинною в 900 дней и ночей.
(показ кадров кинохроники)
2-й ученик:
Положение блокадного города было невероятно трудным. В домах отсутствовало тепло, электричество, керосин не выдавался. Начиная со 2 сентября, пришлось 5 раз снижать нормы выдачи хлеба населению и трижды войскам. Взрослым давали 250, а детям 150 граммов хлеба в день, да и хлебом-то он только назывался. На самом деле он состоял из 10% воды, 10% целлюлозной муки и 30% суррогатов. Ленинградцы размачивали ремни и варили суп, добавляя жмых, отруби, даже пробовали варить суп из обойного клея. А он был ужасно не вкусным, но помогал хоть немного сберечь силы. В городе не было паники, ленинградцы держались.
Ленинград, блокада, город
Снег, метель, жестокий Молох.
Все смешалось.
Где спасенье?
Лишь в душе ожесточенье.
Мы держались, мы сражались
Пусть слабели – не сдавались
Мы свой город так любили,
Что враги нас не сломили.
1-й ученик: Всей стране стали известны дневники Тани Савичевой, 8- летней дeвoчки из Ленинграда. Последняя запись в дневнике: “Осталась одна Таня”.
2-й ученик:
А вот дневник Юры Рябинкина, твоего сверстника:
Сентябрь 1941 года: “Занятия в школе не состоялись. Неизвестно, когда будут. Продукты продают только по карточкам, даже спички и соль. Настает голод...”
Октябрь: “От голода так и скрeбeт в животе. А ведь я сегодня все-таки пообедал. Сказывается отсутствие хлеба...”
Ноябрь: “Теперь я мало забочусь о себе. Как бы я поел сейчас хлеба, хлеба, хлеба…”
3 января 1942 года: “ Я хочу так страстно жить, веровать, чувствовать. Но cмepть прямо в глаза...”
Последняя запись в дневнике Юры сделана 6 января: “ Я почти не могу ходить. Почти не могу ходить. Почти полное отсутствие сил... силы уходят, уходят, плывут. И сейчас я, я, я...” Нет, Юра не умер, это был очередной голодный обморок.
3-й ученик:
Такие голодные обмороки испытывал каждый ленинградец, многие погибли от недоедания. Те, кто выжил, на всю жизнь запомнили слово “блокада” и тот страх, который каждый день испытывали за жизнь своих близких.
2-й ученик:
Скрипят полозья в городе, скрипят…
Как многих нам не досчитаться!
Но мы не плачем! Правду говорят,
Что слезы вымерзли у ленинградцев.
(Ольга Берггольц, из поэмы “Февральский дневник”,1942г)
1-й ученик:
Ленинградцы переживали величайшую трагедию, какой не переживал ни один город мира. Но люди не сдавались, в городе работали все предприятия. Зимой на улице температура -30, в цехе -25, а за станками молодые мальчишки 16 лет. Ночная смена длилась 12 часов. Мальчишки не уходили домой, экономили силы, спали у станков, да еще помогали товарищам.
2-й ученик:
А вот простая дeвoчка, твоя ровесница, решила в марте 1942 года сделать маме подарок на День рождения, и целый месяц экономила свою долю хлеба. В праздничный день на стол она положила несколько маленьких кусочков. Все рыдали. Хлеб разделили поровну.
3-й ученик:
Сотрудники знаменитого Института ботаники всю блокаду сохраняли бесценное сокровище: несколько тонн семян многих растений, лучших сортов пшеницы. Люди голодали, но сохранили для потомков достояние страны.
1-й ученик: Недосыпая ночами, в страшном холоде, переживая cмepть своих близких, Шостакович выстрадал Ленинградскую симфонию.
(фрагмент 7-й симфонии Шостаковича)
3-й ученик:
И каждый, защищавший Ленинград,
Вложивший руку в пламенные раны,
Не просто горожанин, а солдат,
По мужеству подобный ветерану.
Но тот, кто не жил с нами, - не поверит,
Что в сотни раз почетней и трудней
В блокаде, в окруженье плачей
Не превратиться в оборотня, в зверя…
(О. Берггольц, из поэмы “Февральский дневник”, 1942г.)
1-й ученик:
Ожесточенная борьба шла не только на подступах к городу. Существовал другой фронт – невидимый, он проходил в душе каждого ленинградца, и каждый ленинградец вел свой счет побед и поражений. Побед над собой над голодом, над страхом, а значит и над врагом. Здесь шел бой силы духа со cмepтью. Такой народ невозможно было победить.
(показ кадров кинохроники)
2-й ученик:
День 22 ноября 1941 года стал днем рождения знаменитой Ладожской военно-автомобильной магистрали, с которой были связаны жизнь и судьба ленинградцев, боеспособность войск фронта, их неодолимая вера в победу над врагом. С этого дня и в течение пяти зимних месяцев, в пургу и лютый мороз, невзирая на жестокий огонь врага, ни на минуту не затихало движение на дороге. В осажденный город шел трaнcпорт с бесценным грузом – хлебом для ленинградцев. Поэтому неслучайно эту трассу они называли “Дорогой жизни”.
3-й ученик:
Враги упopно стремились ликвидировать Ладожскую трассу, ее беспрестанно бомбили. А вы знаете как тяжело и страшно находиться на льду во время бомбежки или артиллерийского обстрела? Здесь не зароешься в землю, не бросишься в кювет, не спрячешься за валун или за дерево. Бомбы, с воем рассекая воздух, вонзаются в лед. Взрыв. Высоко в небо взлетает столб воды и осколков льда. Лед встряхивает, он как живой колышется под тобой. Множество трещин змеями разбегается от воронки. Выступает желтая ладожская вода, которая пожирает снег. Но, несмотря на бомбежки в город шли и шли машины с хлебом. Шоферы рисковали жизнью, но не останавливались не на минуту.
1-й ученик:
Еще одним врагом шофера была усталость. Она подкрадывалась незаметно, заставляя человека засыпать прямо за рулем, это было очень опасно, так как машина могла сойти с колеи, провалиться под лед.
2-й ученик:
Вот воспоминания одного из водителей ладожской трассы А.Г.Чертова: “Были видения. Вероятно, от усталости. Тяжело бороться с ней, с усталостью. Не знаю, как другие, а я в критические часы пел песни. Пел все, что приходило в голову. Надоедало горланить — все равно клонило ко сну, а я пересиливал себя и заводил новую песню. Иногда останавливал машину и натирал лицо и руки снегом. Это, на какое- то время помогало”
( показ кадров кинохроники)
3-й ученик:
Был еще один враг- это ветры. На Ладоге почти непрерывно дули штормовые ветры. Разбушевавшиеся метели заметали дороги, за один час, уничтожая то, что люди расчищали за сутки. В этой стихии важно было не сбиться с пути. Даже в самые холодные зимы на озере были места, которые не замерзали, а постоянные бомбардировки ломали и бёз того тонкий лед. Но тяжелее всего было весной, когда лед трещал, утопая в воде, но машины продолжали двигаться к Ленинграду.
2-й ученик:
Сколько выдержки, подлинного героизма проявляли труженики ледовой дороги Недоедая, страдая от холода и страшного переутомления, солдаты и офицеры буквально творили чудеса. Ведь их груз был самым важным для ленинградцев. Один из шоферов ледовой трассы вспоминает: “Трудно передать словами чувства, видя исхудавших, посеревших от голода и холода людей. Многие из них с трудом держались на ногах. Особенно тяжелое впечатление оставляли дети, по- взрослому серьезные и молчаливые. Мы тщательно укутывали их, стараясь уберечь от лютого холода, и везли их как ценный груз”.
2-й ученик:
По “Дороге жизни” из блокадного Ленинграда была вывезена и Эривман Элла Михайловна. Она вспоминает: “Мне было 5 лет, мы жили в большой квартире. Сначала умерла, в июле 1942 года, мама. Меня случайно нашли ребята-комсомольцы. Они обходили квартиры, искали живых людей и особенно детей. Двери в квартирах мы не запирали. Меня нашли полуживую и на руках отнесли в приемный пункт. Оттуда на катере, в июле 1942, нас отправили на “большую землю”.
Помню страшную бомбежку. На наших глазах катера тонули, раненые и дети погибали. Мы чудом уцелели. Нас привезли на станцию и погрузили в вагоны. Помню, что мы очень хотели есть, а нам еды давали мало. Мы ехали долго, но вот поезд остановился. Как оказалось потом это произошло в Тейковском районе, в поселке Курган. Запомнилось, что к вагонам бежали женщины, они нас бережно, как большую драгоценность, снимали с поезда и, рыдая, несли на руках домой. Я жила в семье до тех пор, пока не поправилась. Затем нас всех перевели в Нерльский детский дом, где я прожила до февраля 1946 года, а потом - в Кинешемский Ленинградский детский дом. Там я пробыла до окончания 7 классов и поступила в педагогическое училище”.
3-й ученик:
Христолюбова Антонина Константиновна вспоминает, что в 1942 году она работала в детском доме для детей из блокадного Ленинграда. Она вспоминает: “Дети были голодные, кричали, просили хлеба, они выглядели, как маленькие старички. Хлеба им старались много не давать, потому что если они переедят, то умрут. Спустя некоторое время дети стали поправляться, но хлеб продолжали заворачивать в тряпочки, прятать под подушку”.
Одна из воспитанниц кинешемского детского дама Мария Лосева посвятила своим спасителям такие стихи.
Я помню мама, всё, что было,
Как начиналась та зима,
Не только стоны, сердце стыло,
И cмepть вошла во все дома.
Но ты, от голода слабея,
Не допустила cмepть мою,
Ты всех cмepтей была сильнее,
Когда спасала дочь свою.
Просила тихо и устало,
Чтоб я кусочек тот взяла,
Что ты сама не доедала
И сберегала для меня.
Потом соседка приходила
Овсяной кашей покормить...
Тогда нас только двое было
Из четверых, хотевших жить.
Мы по привычке маму звали,
Хоть понимали — не придёшь.
Чужие люди нас ласкали,
Но в сердце ты моём живёшь.
По трапу в тюрьмы нас спускали
И провожали в тыл страны,
Нас волны лодочки качали,
Несли подальше от войны.
Я помню дом большой, старинный.
Тот, что приветил нас теплом
Над Нерлью он стоит и ныне,
В те годы детским звался он!
Нас руки добрые кормили
И одевали по утрам,
Улыбки женщины дарили,
Нам, пятилетним малышам.
Вся наша родина святая,
Как ты, нам матерью была,
Взрастила нас и воспитала,
Тепло и ласку отдала.
(Мария Лосева )
3-й ученик:
В январе 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, 27 января 1944 года ленинградцы отмечали великий праздник. Немецкие полчища были отогнаны от стен города. Прекратилась блокада, которая длилась 900 дней и ночей. О тех далеких трагических днях напоминают братские могилы на Пискаревском кладбище.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита,
Но знай, внимающей этой памяти
Никто не забыт и ничто не забыто.
(О. Берггольц, 1942)
Объявляется минута молчания.
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
...
22 03 2023 0:49:36
В статье содержатся примеры использования мотивационных приёмов на уроке истории. Представлены дифференцированные и групповые задания, обеспечивающие эффективное использование методического аппарата для групповой и индивидуальной работы учащихся. Задания формируют и развивают необходимые универсальные учебные действия учащихся....
21 03 2023 19:27:58
Урок проводится в форме тренинга, диалога. Данный урок может быть проведён как внеклассное мероприятие в старших классах. Создание полюсной матрицы счастья является авторской «находкой» и основой для интеpaктивного упражнения «Выбери одну составляющую из пары». Само задание на выбор создаёт интригу диалога, обсуждения, дискуссии, во время которой ребята в одной составляющей счастья могут быть единомышленниками, а в другой оппонентами....
20 03 2023 16:55:48
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
19 03 2023 23:48:21
Урок по истории России для учащихся 9-х классов можно использовать и при проведении внеклассного мероприятия. На уроке используется компьютерная презентация. В презентации используются: таблица со статистическими данными, анимированные карты, фотографии времен войны, материал о наших земляках.
...
18 03 2023 6:18:56
Повторительно-обобщающий урок на выявление степени усвоения учащимися знаний о периоде правления Петра I и их проверка. Формирование у учащихся оценочных суждений о деятельности царя-реформатора, показать взаимосвязь его внешней, внутренней и культурной политики, сделать вывод о значении реформ для последующего развития России....
17 03 2023 4:13:57
Представленная разработка игры-викторины может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых воспитанию гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны....
16 03 2023 10:21:54
На уроке создается ситуация погружения в эпоху. Учащиеся в костюмах и масках представляют сцену по мотивам поэмы Гомера «Суд Париса», затем идет обсуждение всем классом особенностей древнегреческого театра. Знакомясь с видами представлений, учащиеся работают в группах и содержание трагедии или комедии представляют мимикой и жестами....
15 03 2023 23:44:19
Предлагаю вариант урока итогового повторения в 8-м классе с целью обобщить и систематизировать знания учащихся, подвести итоги изучения истории России XIX века.
...
14 03 2023 0:35:34
На уроке истории по теме "Солнечные боги славян" рассматриваются религиозные представления древних славян эпохи язычества....
13 03 2023 9:19:32
На данном уроке ребята через решение исторических задач, работы с текстом учебника, составление схем и таблиц изучают новый материал. Шестиклассникам дается возможность дать оценку каждого этапа работы, сделать выводы и оценить правильность своей работы.
...
12 03 2023 20:27:34
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея.
...
11 03 2023 16:28:59
Целью урока является знакомство учащихся с путем прихода к власти в России династии Романовых....
10 03 2023 2:14:33
Занятие основано на презентации, построенной как брейн-ринг, на котором оценивается схожесть и разница упомянутых личностей....
09 03 2023 23:25:35
30 октября в России отмечается День Памяти жертв политических репрессий. Кровавый террор, смерчем пронесшийся над страной, обрушился страшной трагедией и на марийский народ, уничтожив его цвет, богатство и достояние нации. Цель занятия: сформировать у обучающихся представление о том, что такое репрессии и кого называют жертвами политических репрессий, целостное представление о сущности политических репрессий в Республике Марий Эл....
08 03 2023 9:39:34
Сборник состоит из используемых различных правил, памяток, и рекомендаций по работе с исторической и различной информацией. Доступный для каждого ученика, он постоянно обновляется (не в последнюю очередь усилиями самих учащихся и учителей - коллег). Может использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы учеников.
...
07 03 2023 22:48:20
Представлена деловая игра "Заседание редакции газеты по подготовке спецвыпуска номера "Мгновения семнадцатой осени. История России. XX век".
...
06 03 2023 14:26:50
Урок строится по традиционной схеме урока-презентации и проводится для обобщения материала по теме "Древний Восток", формирования основных навыков и умений, углубления сведений по истории Древнего Китая. Различные виды заданий и формы работы позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету история.
...
05 03 2023 19:26:39
Урок истории проводится в форме путешествия по средневековому городу, нас сопровождают выдающиеся достижения Венецианской республики. На уроке используется интеpaктивная доска, презентация, заполняется карта-схема. Во время занятия отpaбатываются навыки работы с картой, контурной картой, схемой, понятиями....
04 03 2023 13:43:29
В ходе конференции предусмотрена работа учащихся в группах «Топонимика», «Военная история», «Культурология», «Православные святыни Всеволожской земли», «Экономика края»....
03 03 2023 20:48:22
Одной из главных целей современного образования является воспитание творческой и всесторонне развитой личности, которая будет не только правильно и аналитически мыслить, но и проявлять своё эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу. Это залог творческого мышления, в основе которого лежат эмоции и чувства, позволяющие нам более правильно и продуктивно создать образ изучаемого объекта. При этом важен процесс соединения образно-эмоционального восприятия и рационально-логического познания. И именно преподавание истории позволяет нам добиться желаемых результатов.
...
02 03 2023 18:59:12
На уроке рассматривается ситуация,
сложившаяся в конце XV века на Руси.
Вместе с учащимися опледеляем, как связана
внутриполитическая деятельность Ивана III с
особенностями его хаpaктера и воспитания? Какой
отпечаток на проведение преобразований наложили
внешнеполитические проблемы? ...
01 03 2023 15:35:12
В данной методической разработке представлен урок по Новой истории для 7-го класса. Это урок повторения по теме "Эпоха Возрождения". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания, что позволяет им вспомнить основные достижения культуры и ярких представителей эпохи Возрождения. Урок построен в форме групповой работы....
28 02 2023 13:23:41
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
27 02 2023 11:49:45
В статье рассмотрен один из вариантов работы с документами, изучение которых активизирует творческую, познавательную деятельность учащихся, учит сравнивать, анализировать, делать выводы, а при решении познавательных задач формируется мотивация к изучению нового материала. Предлагаемый урок позволяет рассказать ученикам о гуситских войнах, вовлекая учащихся в повествование. ...
26 02 2023 8:51:42
Цель данного занятия — показать, что изменения во времени, в прострaнcтве и по субъекту нормативных норм указывают на изменения, произошедшие в государстве, которое не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть, определяет его монополию на физическое принуждение, регулирует систему налогообложения, но и право не может существовать без государства, так как последнее санкционирует действие правовых норм.
...
25 02 2023 16:57:45
Разработка урока опирается на данные архивов, исследования краеведов, на материалы поисковых экспедиций, проходивших под руководством автора материала как директора школьного музея. Урок содержит краеведческий материал и напрямую связывает представления учащихся о далеком прошлом страны с историей своего села, малой Родины....
24 02 2023 23:57:19
На примере изучения истории Великой Отечественной войны рассказывается об опыте патриотического воспитания школьников.
...
23 02 2023 23:14:59
Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....
22 02 2023 10:53:44
Проблемно-модульная технология с личностно ориентированным и дифференцированным подходом с применением информационных технологий позволяет применяемые приемы организации индивидуальной и групповой работы привести в систему. Именно систематичность способна обеспечить эффективность решения многих задач исторического образования....
21 02 2023 16:31:51
Урок из курса "Древний мир" в 5-м классе, раздел "Древний Рим". Цель урока: изучить процесс завоевания Римом Западного Средиземноморья.
...
20 02 2023 16:33:22
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности.
...
19 02 2023 23:25:43
В процессе изучения темы ребята узнают про основные направления внутренней политики царского правительства на Кавказе, причинах, последствиях и ходе войны. Учебное занятие формирует у учащихся навыки самостоятельной работы по тексту учебника и карте, развивая способности не получать готовую информацию от учителя, а трудом своих усилий выстраивать свою работу по определенному плану....
18 02 2023 16:28:18
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
17 02 2023 6:15:25

В статье приводится разработка урока по истории Древнего мира на тему «Культура Древнего Египта», ориентированная на учащихся 5-го класса. Это объемный по содержанию материал, т.к. культура охватывает многие стороны развития человеческой жизни. В данном случае рассматриваются и религия древних египтян, и различные виды искусства (архитектура, живопись, скульптура), и письменность, здесь также можно получить ответ на вопрос, какие науки существовали в Древнем Египте....
16 02 2023 17:47:39
Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме игры по обществознанию. Мероприятие проводится с целью проверить и закрепить знания по теме: «Конституция РФ. Основы Конституционного строя РФ». С помощью игры удается закрепить умение раскрывать теоретические положения; сформировать у учащихся умение выполнять познавательные и пpaктические задания, оценивать свои учебные достижения; формировать правовую культуру обучающихся....
15 02 2023 19:36:29
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
14 02 2023 16:59:19
Урок истории в 8-м классе по теме «Русская живопись второй половины XIX века» развивает у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре. Учащимся предлагается совершить виртуальную экскурсию по картинной галерее художников-передвижников. Почти каждый ученик класса в ходе урока выступает в роли экскурсовода и посетителя выставки. В течение урока происходит знакомство учащихся с творчеством Г.Г. Мясоедова, В.Г. Перова, И.Н. Крамского, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, И.И. Левитана....
13 02 2023 6:44:33
Урок проводится в рамках семинара методического объединения учителей общественных дисциплин
г. Прохладный КБР по теме «Проведение интегрированных уроков общественных дисциплин в целях оптимизации учебного процесса» и нацелен на увеличение объема (в связи с тем, что сведения в учебниках по истории Кабардино-Балкарии и географии Кабардино-Балкарии охватывают период до 2002 г.) и закрепление знаний об одной из ведущих отраслей экономики КБР – сельском хозяйстве....
12 02 2023 21:49:17
На уроке данная тема рассматривается с использованием таких педагогических технологий, как кластер, RAFT-технология, эвристическая беседа, «мозговой штурм». В увлекательной форме происходит изучение нового материала: представляя себя журналистами, ребята дают хаpaктеристику новым явлениям в экономике России и сами делают выводы о начале развития капитализма в России XVII в....
11 02 2023 8:47:48
В ходе урока расширяются знания и кругозор учащихся в области композиторского искусства. Урок знакомит с жизнью и творчеством одного из первых профессиональных композиторов Загира Исмагилова – народного артиста СССР, лауреата Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, Государственной премии РСФСР имени Глинки. В течение урока учащиеся заполняют таблицу, слушают выступления товарищей....
10 02 2023 0:12:26
Данная разработка может использоваться при проведении повторительно-обобщающего (итогового) урока по курсу Истории средних веков. В нетрадиционной форме осуществляется проверка знаний и умений учащихся. Использование мультимедийной презентации позволяет облегчить представления ребят о структуре игры, улучшить восприятие заданий и помогает при выполнения определенных видов заданий....
09 02 2023 3:44:10
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
08 02 2023 0:44:50
Историко-литературный урок-панорама призван помочь научить учащихся сравнивать историческую реальность и художественный вымысел в изображении исторической действительности литературными произведениями, заинтересовать в нравственных и духовных проблемах, особенностях творчества В.С. Пикуля.
...
07 02 2023 9:19:38
В ходе урока проводится анализ деятельности Н.С. Хрущёва на посту руководителя государства и даётся оценка роли личности в истории через его политический образ. Также закрепляются навыки работы с заданиями части А, В и С ЕГЭ по истории....
06 02 2023 21:21:51
Используя прием персонификации на уроках истории, учитель не только развивает индивидуальные способности ученика, но и нравственные потребности ребенка, предлагая ему взглянуть на исторические события глазами человека прошлого. В статье представлен пример такого урока.
...
05 02 2023 4:12:29
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
04 02 2023 3:56:12
Урок содержит материал об образовании единого государства в Китае в III в. до н.э.: роль императора Цинь Шихуана, деятельность по организации единого государства, строительство Великой Китайской стены, гробница императора, гибель династии Цинь.
...
03 02 2023 0:58:13
Урок разработан в соответствии с технологией развития критического мышления в форме дебатов. Данная тема и выбранная форма способствует формированию у учащихся умений критически мыслить, отстаивать собственную точку зрения, работать в группе, а также воспитывать патриотизм, чувство ответственности, толерантность. Во время дебатов комaнды высказывают аргументы, подтверждающие или опровергающие заявленную тему, которая формулируется в виде тезиса. Комaнды состоят из трёх человек. Одна комaнда защищает тему игры, другая – опровергает эту тему.
...
02 02 2023 17:14:25
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....
01 02 2023 20:52:28
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::