Программа "Основы жизненного самоопределения", 5-й класс (пропедевтика обществознания) — региональный компонент
Цель: формирование социальной компетенции.
Задачи:
- развитие способностей к самоопределению и самореализации;
- знакомство с основными обществоведческими темами и разделами;
- анализ наиболее типичных социальных ситуаций, формирование умений принимать обоснованное решение и делать выбор;
- формирование умения принимать на себя личную ответственность за свое решение;
- воспитание мopaльных ценностей: добро, ответственность, свобода, выбор, гражданственность, патриотизм, толерантность;
- формирование ключевых компетентностей.
Продолжительность курса 34 часа. Предусматривается проведение уроков как традиционных, так и в форме пpaктикумов, ролевых игр.
Оценка складывается из следующих результатов:
- «портфель достижений учащегося» (сочинения-эссэ, подборка материалов к уроку, самостоятельно составленные кроссворды, ребусы, рисунки, схемы, таблицы, словарь, другие результаты);
- знания (понятия, факты, явления);
- социальный проект;
- работа в группе;
- самооценка.
Показателями успешного усвоения учащимися содержание курса является повышение их инициативности и самостоятельности.
Разpaбатывая эту программу, я опиралась на свой опыт преподавания курса «Граждановедения» в 5 классе на протяжении 12 лет.
Данная программа может быть использована не только для проведения уроков, но и для ведения кружка, факультатива, элективного курса, во внеклассной работе как цикл классных часов.
Примерная программа
Введение. «Мы пришли в школу» (2 урока).
Цели и задачи предмета. Цели и задачи саморазвития.
Тема 1. «Я - человек» (3 урока).
Зачем человек рождается. Что человек наследует от своих родителей. Здоровье человека. Как мы относимся к другим людям.
Тема 2. «Я отличаюсь от других» (3 урока).
Способности человека. Потребности. Мои интересы и увлечения.
Тема 3. «Я выбираю» (4 урока).
Свобода выбора. Ответственность. Опыт выбора в конкретных ситуациях. Личностная готовность принять ответственность за результаты выбора. Ценностные основания выбора.
Тема 4. «Мораль и я» (4 урока).
Доброта. Мораль. «Золотое правило морали». Смелость. Страх. Отвага. «Я говорю злу нет».
Тема 5. «Я и другие» (4 урока).
Межличностные отношения: возможные проблемы и пути их решения. Конфликтная ситуация и способы выхода из нее. Умение договариваться.
Тема 6. «Я и моя семья» (4 урока).
Значение семьи для человека и общества. Любовь и забота. Семейные обязанности. Взаимоотношение родителей и детей. Домохозяйство и домоводство. Свободное время.
Тема 7. «Я – гражданин» (4 урока).
Наша Родина - Российская Федерация. Что значит быть патриотом. Малая Родина. Историческая память. Государственные символы России. Гражданин – отечества достойный сын. Права и обязанности граждан РФ. Россия – многонациональное государство. Толерантность.
Тема 8. «Я и экономика» (4 урока).
Труд – основа жизни. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Благотворительность и меценатство. Труд и творчество. Творчество в искусстве.
Тема 9. «Я взрослею» (2 урока).
Самооценка себя и изученного курса: что я узнал в этом учебном году и что мне пригодится.
Литература:
1. Соколов Я.В. Учебно-методический комплекс «Граждановедение», М., НВЦ «Гражданин».
2. Боголюбов Л.Н. Учебно-методический комплекс «Обществознание», М., «Просвещение», 2006год.
3. Ахметова И.Ф., Иванова Т.Ю., Иоффе А.Н., Прутченков А.С., Смирнова Г.К. учебно-методический комплекс «Мой выбор», М. «Ижица», 2005г.
4. Шемшурина А.И. «Этическая грамматика» (экспериментальный материал для воспитателей и классных руководителей), Академия Педагогических Наук СССР, 1984г.
Тематическое планирование.
Тема. | Тема урока. | Понятия. |
Введение. «Мы пришли в школу» (2 часа). |
1. Цели и задачи предмета. 2. Цели и задачи саморазвития. |
Самоопределение, развитие, саморазвитие, цель, задачи. |
Тема 1. «Я – человек» (3 часа). | 1. Зачем человек рождается. 2. Здоровье человека. 3. Как я отношусь к другим. |
Человек, здоровье, жизнь, отношения. |
Тема 2. «Я отличаюсь от других» (3 часа). | 1. Мои способности. 2. Потребности. 3. Мои интересы и увлечения. |
Способности, потребности, интересы, увлечения. |
Тема 3. «Я выбираю» (4 часа) | 1. Свобода выбора и ответственность. 2. Пpaктикум (выбор в конкретных ситуациях). 3. Результаты выбора и их последствия. 4. Ценностные основания выбора. |
Свобода, ответственность, мировоззрение, ценности. |
Тема 4. «Мораль и я» (4 урока). | 1. Мораль, ценности. 2. Добро и зло. 3. «Золотое правило морали». 4. «Я говорю злу нет» (урок-пpaктикум). |
Мораль, ценности, добро, зло, гуманизм. |
Тема 5. «Я и другие» (4 часа). | 1.Межличностные отношения. 2. Проблемы общения. 3. Конфликтная ситуация и способы выхода из нее. 4. Умение договариваться (урок-пpaктикум). |
Межличностные отношения, общение, лояльность, взаимопонимание, агрессивное поведение, межличностные конфликты, их разрешение. |
Тема 6. «Я и моя семья» (4 часа). | 1. Самое главное –это семья. 2. Семейные обязанности. 3. Родители и дети. 4. Моя семья (урок-пpaктикум). |
Семья, бpaк, обязанности, отношения между поколениями. |
Тема 7. «Я – гражданин» (4 часа). | 1. Наша Родина – Россия.
2. Государственные символы. 3. Права и обязанности. 4. Малая Родина. |
Патриотизм, гражданственность, государственные символы: флаг, герб, гимн, права, обязанности. |
Тема 8. «Я и экономика» (4 часа). | 1. Труд – основа жизни. 2. Труд и творчество. 3. Богатство и бедность. 4. Благотворительность и меценатство. |
Труд, экономика, творчество, богатство, бедность, благотворительность, меценатство. |
Тема 9. «Я взрослею» (2 часа) | 1.Как я поработал в этом году. 2.Мне это в жизни пригодится. |
Цели, задачи, результаты, саморазвитие. |
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе?
...
20 03 2023 13:51:57
Познавательную игру можно использовать как материал к уроку обобщения и закрепления знаний и как внеклассное мероприятие ко Дню Конституции....
19 03 2023 4:30:44
Предлагаемый автором урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – развивать чувство патриотизма на ярких примерах героизма русской армии, приобщить к архивным материалам, литературным и историческим источникам.
...
18 03 2023 20:12:31
Предлагаемая программа предназначена для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ социально-гуманитарного профиля.
В программе представлен материал, который хронологически и тематически охватывает весь период становления и развития российской государственности и права, начиная с древности до конца XIX века.
Цели учебной программы: Ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического правового становления и развития российского государства, воспитание уважения к правовым традициям, стремление к уважению системы права России....
17 03 2023 3:24:30
Проект "Право - компас в моей жизни" способствует развитию личности, создаёт условия для организации деятельности детей по созданию воспитывающей и развивающей среды, формирует правовое самосознание и активную гражданскую позицию. Решаемая проблема: формирование правовых, гражданских, патриотических и нравственных позиций у детей....
16 03 2023 17:12:45
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
15 03 2023 13:42:21
Урок с элементами семинарского занятия уместен в рамках курса отечественной истории или курса "История цивилизаций". Основная цель занятия – обратить внимание школьников на некоторые истоки возникновения культурной оппозиции Россия–Запад. Урок, в основе которого предусмотрена работа с адаптированным текстом жития святого благоверного князя Александра Ярославича, призван помочь школьникам по-новому взглянуть на некоторые хорошо известные факты, оценить их место в длительной исторической перспективе. Примерно за неделю учитель предлагает учащимся прочитать текст "Сказания о житии Александра Невского" (Древнерусская литература: Книга для чтения. М.: Школа-Пресс, 1993. С. 137–147) и подготовить ответы на вопросы семинарского занятия.
...
14 03 2023 19:50:58
Воспитание гражданственности, гордости, патриотизма является одной из задач воспитательной работы Колледжа. Внеурочное воспитательное мероприятие рассчитано на учащихся и студентов 1-го курса многоуровневого учебного заведения. Призвано помочь обучающимся на этапе адаптации, стимулирует жизненную позицию, развивает чувство гордости за учебное заведение. Разнообразные виды деятельности, дидактическое сопровождение мероприятия стимулирует интерес и познавательную активность обучающихся....
13 03 2023 6:30:37
Урок помогает обратить внимание на проблему проявления вандализма, варварства как одну из "вечных тем" литературы; обсудить вопрос о необходимости сохранения культурных ценностей; продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся; формированию умения комплексно анализировать средства художественной изобразительности....
12 03 2023 17:21:43
Пособие содержит разнообразный изобразительный материал, который предназначен для изучения отечественной истории в начальной и основной школы, а также найдет применение для работы учителя истории во внеклассной работе, на факультативных занятиях по предмету, для индивидуальных занятий по подготовке к олимпиаде по истории....
11 03 2023 3:46:52
Познавательно-развлекательная игра с применением ИКТ проводится как внеклассное мероприятие в рамках Дней правовой культуры в параллели 5–6-х классов. В занимательной форме учащиеся усваивают историю становления и развития государственных символов государства....
10 03 2023 14:11:18
Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, проводят сравнительный анализ театра древнегреческого и современного театра....
09 03 2023 5:44:23
Методическая разработка урока может использоваться преподавателями обществоведческих дисциплин на уроках истории и экономики. Материал позволит учителям познакомить учеников с экономическим и историческим развитием одной из областей нашей Родины. Урок является примером интеграции учебных предметов.
...
08 03 2023 19:34:14
Данный метод сочетает в себе элементы игры и исследования. В качестве примера предлагается рабочий лист по теме урока в 8-м классе: «Общественное движение в 80–90-х годах XIX века» по учебнику «История России XIX век», авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М. «Просвещение», 2008., а также мультимедийную презентацию....
07 03 2023 11:25:58
Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о новом императоре Александре II, о той атмосфере, которая сложилась накануне отмены крепостного права. Подводит учащихся к пониманию того, что отмена крепостного права была продиктована объективными причинами, а не личным желанием императора....
06 03 2023 17:11:36
Сложность и объёмность материала, необходимого усвоить школьнику, существенно затрудняет целостное его восприятие и осмысление. Информационная перенасыщенность и недостаточное структурирование учебного материала ставят перед школьниками проблему запоминания и усвоения теоретических и пpaктических знаний, получаемых в школе.
На мой взгляд, помогает решить данную проблему современного ученика и улучшить качество знаний по предметам гуманитарного цикла применение педагогического приёма "Своя опора".
...
05 03 2023 6:54:41
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
04 03 2023 8:44:36
В ходе урока учащиеся знакомятся с географическим положением, природными условиями Финикии, занятиями жителей. На уроке используется групповая форма работы....
03 03 2023 9:20:47
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
02 03 2023 16:56:37
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
01 03 2023 7:41:12
Важная задача школы – воспитание патриотизма. Урок посвящен героизму народа России в период Отечественной войны 1812 года, раскрывает тему "Выбор пути развития России при Александре I". Урок совершенствует не только умения учащихся анализировать и обобщать исторический материал, но и выpaбатывать свою точку зрения и аргументированно отстаивать свои взгляды....
28 02 2023 11:22:26

В ходе урока учащиеся усваивают особенности готического искусства в сравнении с романикой. Большую роль в усвоении нового материала играют наглядность и образность, что имеет важное значение для учащихся в соответствии с их возрастными особенностями....
27 02 2023 23:43:41

Урок знакомит учащихся с традиционной культурой и искусством Русского Севера. Работа на уроке ведется с опорой на ранее полученные знания по таким дисциплинам, как ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство....
26 02 2023 16:19:54
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
25 02 2023 20:12:38
В работе представлены методические приемы организации уроков с использованием инновационных педагогических технологий, наиболее приемлемые для обучения истории и обществознанию в условиях формирования ключевых компетенций у учащихся.
...
24 02 2023 16:14:22
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
23 02 2023 9:31:26
Урок можно разделить условно на две части: теоретическую и пpaктическую. В процессе изучения ученики работают самостоятельно по учебнику, слушают доклады, в качестве закрепления материала работают с тестом и решают проблемный вопрос. Данная работа может быть использована на уроках истории с целью повышения интереса у учащихся к историческому прошлому.
...
22 02 2023 23:13:48
Метод проектной деятельности предполагает создание так называемых "инициативных групп", которым предлагается на рассмотрение или решение комплексная задача. Формы презентации проекта весьма разнообразны: доклад, конференция, дискуссия, рекомендации, коллаж.
...
21 02 2023 14:12:11
Терминология является одной из проблем, с которыми сталкиваются школьники при подготовке к ЕГЭ. Терминологические проблемы напоминают о себе на каждом занятии. Часть учащихся плохо понимают рассказ и рассуждения учителя потому, что уровень владения историческими терминами у ученика и учителя разные. Многие специалисты считают, что обучение понятиям – это самое первое, чему учитель должен научиться сам....
20 02 2023 11:10:56
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе.
Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
19 02 2023 21:47:37
Урок изучения нового знания проводится в форме проблемного. Его цель заключается в том, чтобы подвести учащихся к пониманию сущности тоталитарного режима и механизмов его становления. Урок способствует развитию у учащихся умения анализировать материал учебника, интерпретировать источники, высказывать аргументированное мнение по обсуждаемым проблемам, выявлять причинно-следственные связи....
18 02 2023 9:27:30
В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина. Данная тема призвана углубить и поднять на более высокий уровень знания учащихся о принципах разделения властей, об институциональном, функциональном и субстанциональном упорядочении государственной власти, как основополагающим антикоррупционном факторе....
17 02 2023 21:13:36
Статья содержит разработку одного из уроков по истории средних веков. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в заданном направлении, в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества. ...
16 02 2023 10:34:56
Урок разработан с применением метода проектной технологии. Форма урока в виде ролевой игры «Избирательная кампания» способствует пpaктическому овладению способами деятельности, отражающими суть роли избирателя, умением вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение....
15 02 2023 20:22:51
В мире велика напряженность между различными группами людей. В целях стабилизации ситуации необходимо систематически обращать внимание подрастающего поколения на уважительные взаимоотношения друг с другом. Воспитательные и внеклассные мероприятия служат профилактикой экстремизма и формируют толерантное сознание....
14 02 2023 21:48:16
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию.
Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....
13 02 2023 13:38:16
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
12 02 2023 9:10:40
Урок изучения нового материала в 10-м классе. Вид урока - продвинутая лекция в технологии критического мышления. Урок способствует воспитанию свободного осознанного выбора личностной патриотической позиции, интереса к прошлому как "кладовой образцов дурного и хорошего", формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....
11 02 2023 4:53:46
Разработка урока опирается на данные архивов, исследования краеведов, на материалы поисковых экспедиций, проходивших под руководством автора материала как директора школьного музея. Урок содержит краеведческий материал и напрямую связывает представления учащихся о далеком прошлом страны с историей своего села, малой Родины....
10 02 2023 6:47:57
Музейная педагогика выполняет широкие функции в образовательном процессе и решает его важнейшие задачи. В школьном образовании страноведческий подход реализуется формами, технологиями и методами основного, дополнительного образования и воспитательной работой. Интеграция этих форм достигается технологиями и методами музейной педагогики....
09 02 2023 7:17:28

Историческая игра «Первые Романовы» активизирует знания по истории России XVII века, может быть проведена на предметной декаде, а также использоваться на уроках истории. Игра состоит из 6 этапов. Основана на применении различных педагогических технологий: игровой, здоровьесберегающей, информационной....
08 02 2023 2:20:19
К середине 1942 г. стало очевидно, что Германии и ее союзникам не удалось осуществить свои первоначальные военные планы ни на одном из фронтов. Исход всей войны главным образом зависел от событий на советско-германском фронте.
Контрнаступление советских войск под Сталинградом закончилось окружением и капитуляцией немецких войск.
Летом 1943 г. поражением закончилась попытка немецкого комaндования наступления на Курск. После Курской дуги развернулось наступление по всему фронту.
...
07 02 2023 18:35:10
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
06 02 2023 6:20:20
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
05 02 2023 18:11:52
Цели урока: познать хаpaктерные черты богов древних египтян; сформировать представления о богах Египта; воспитать интерес к истории Древнего мира....
04 02 2023 22:28:55
Мероприятие можно провести во внеурочное время или как обобщающий урок по теме «Расцвет Cредневековья». Турнир организуется в одном классе или как состязание между параллельными классами. Разнообразные виды работы позволяют развивать познавательную активность обучающихся, закреплять и расширять знания по истории Средних веков. Разработка мероприятия предполагает высокий уровень активности всех участников состязания....
03 02 2023 20:45:41
Урок для учащихся 9-го класса формирует представление о гражданском долге, мужестве, героизме тружеников Заполярья в годы Великой Отечественной войны. Урок помогает понять учащимся роль самовоспитания в формировании нравственности, мужества, чувства долга и ответственности перед обществом, понять меру ответственности каждого за вклад в общее дело победы....
02 02 2023 1:38:23
Урок представляет материал из раздела «Древний Рим» по истории Древнего мира. Сравнивая Древний Рим с Грецией, в проблемном диалоге учащиеся учатся делать выводы о схожести или различии этих двух государств, выявлять общее и различное в формах правления у древних римлян и греков, сравнивать римскую республику и греческий полис....
01 02 2023 15:39:53
Целью урока является рассказ о значение Красноярского края для России, его роли
в экономическом развитии страны; знакомство с историей освоения территории края;
воспитание патриотизма, через ознакомление с краевой символикой....
31 01 2023 12:59:45

Урок изучения нового материала с первичным закреплением. Используются элементы технологии критического мышления и работа учащихся в группах. Материал урока доступен для самостоятельного изучения девятиклассниками. Работа учащихся в группах позволяет эффективно организовать знакомство с содержанием Всеобщей декларации прав человека. Заполняя кластер, учащиеся при помощи учителя систематизируют содержание документа. Оптимизировать работу на всех этапах урока позволяет оригинальная презентация....
30 01 2023 0:25:15
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::