Пример использования метода проектной деятельности через продукт PowerPoint на занятии по истории
Концепция современного образования в России предполагает ориентировать учащихся на самостоятельную деятельность, в которой они несут личную ответственность за образовательный продукт, созданный собственными исследовательскими усилиями. Еще одним широко пропагандируемым концептом стало использование информационных технологий в обучении. Все это возможно с успехом использовать при помощи метода проектов.
Стоит отметить, что преподаватели средних профессиональных образовательных учреждений на базе неполного среднего образования часто сталкиваются с проблемой низкой мотивации учащихся в изучении общеобразовательных дисциплин. Однако преподаватель, понимающий значение компьютерной культуры в жизни современного поколения, способен использовать эту значимость как орудие формирования учебной мотивации.
Исследовательская деятельность, подкрепленная использованием программного продукта подобного PowerPoint или Microsoft Publisher, связанная с работой в Интернет-сети, позволяет проявить творческий потенциал, раскрыть индивидуальность, сделать научную и учебную работу неповторимой, незабываемой не только студентам, но и самому преподавателю.
В частности, программа PowerPoint позволяет использовать весь спектр информации, являющийся обязательным при изучении такой дисциплины, как история. Это возможность включать в разработки карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видео- и аудиофрагменты.
Готовые исследовательские материалы, разработанные под руководством заинтересованного преподавателя, позволяют не только сформировать осознанное, глубокое знание по конкретной теме дисциплины, но также наглядно продемонстрировать учащимся пpaктическую значимость их знаний и умений, приобретаемых на других учебных дисциплинах. Сам же преподаватель получает ценный, уникальный образовательный продукт, готовый к использованию в дальнейшей работе.
Проектный метод используется в моей профессиональной деятельности уже несколько лет. За это время была разработана система методов и приемов организации проекта – сложной, трудоемкой, но благодарной и интересной работы.
Я приведу здесь лишь один из примеров проекта, подготовленного студентами первого курса со всей совокупностью обычных в данной работе документов. Для лучшего ориентирования в готовности комплекса необходимых материалов проекта, предлагаю список, который можно изменять в зависимости от хаpaктера выполняемого проекта:
1) Лист планирования учебного проекта (составляется преподавателем)
2) Лист оценивания проекта (предъявляется учащимся до начала работы)
3) Бланк сценария презентации, публикации, буклета (для заполнения студентами)
4) Лист планирования самостоятельной деятельности учащихся по проекту (для заполнения студентами)
Лист планирования учебного проекта (Приложение 1)
1 | Название проекта | “Россия между реформами и контрреформами: 60-70е годы XIX века” | |
2 | Сведения об авторе проекта | преподаватель
социально-экономических дисциплин ФГОУ СПО
“Нижневартовский нефтяной техникум” Данилова Елена Викторовна |
|
3 | Учебный предмет | История | |
4 | Учебные дисциплины, близкие к изучаемому вопросу | обществознание история государства и права социология политология информатика |
|
5 | Цель проекта (методическая и дидактическая) | получить наиболее полные
сведения о реформах проведенных Александром II и
контрреформах последовавших за ними, сделать
анализ данных реформ с целью выяснения их
прогрессивности и буржуазного содержания,
определить степень социально-политического
продвижения России в результате реформирования,
выявить слабые и сильные стороны политических
процессов второй половины XIX века; совершенствовать знания учащихся о работе в Интернете и поиске информации в сети, способствовать навыкам свободной работы в PowerPoint, формировать умение работать в группе с распределением функций и ответственности, развивать способность аргументировано и научно преподносить информацию, отстаивать собственную позицию; выpaбатывать сознательное отношение к истории России и отдельным ее периодам, содействовать патриотическому и гуманистическому воспитанию |
|
6 | Проблемные вопросы проекта | Решили ли реформы 60-70х годов XIX
века проблему перехода России к буржуазным
отношениям? Можно ли считать “революцию сверху” состоявшейся? Возможно ли было избежать политической реакции на реформирование и к каким результатам это привело бы? Какие исторические последствия непосредственно можно связать с контрреформами и почему? |
|
7 | Срок проведения проекта | 3 недели | |
8 | Участники проекта | студенты I курса отделения “Электрификации” | |
9 | Оборудование и материалы | компьютер, подключенный к
Интернету; медиапроектор; учебная литература, периодические издания, материалы медиатеки |
|
10 | Аннотация к проекту | Данный проект направлен на расширение знаний по теме “Россия между реформами и контрреформами”. На основе данных, полученных в результате исследования, студенты должны создать творческий исследовательский продукт конкретной дидактической ценности. Материал планируется разместить в медиатеке учебного заведения и на образовательном портале. | |
11 | Результаты деятельности учащихся | Презентации исследовательского учебного проекта на тему “Россия между реформами и контрреформами: 60-70е годы XIX века”, выполненная средствами PowerPoint | |
12 | Этапы проведения проекта/Виды контроля | Изучение учебного материала с целью
обозначения проблемных вопросов Формирование групп, определение функций для каждого из участников группы Выбор направлений и источников информации исследования Проpaбатывание материала, анализ и отбор наиболее показательных для исследования цифр и фактов Разработка структуры презентации, отбор материала, раскрывающего основные проблемные вопросы, корректировка первоначального плана Создание презентации (публикации, буклета), анализ работы совместно с преподавателем Подготовка к защите, продумывание вероятных вопросов оппонентов Защита проекта |
Устный опрос учащихся, выполнение
письменных заданий Предварительное заполнение листа планирования самостоятельной деятельности учащихся с последующей корректировкой
Заполнение карточек сценария презентации, согласование содержания с преподавателем Консультирование групп, решение сложных вопросов по использованию программы презентаций Составление выступлений, отражающих ключевые моменты исследования Оценивание согласно критериям (Лист оценивания проекта) |
Со следующими критериями оценивания проекта очень важно ознакомить учащихся до начала самостоятельной работы – это дает им возможность сориентироваться в тех направлениях, которые будут оцениваться преподавателем и более точно распределить свои силы. В частности, избежать такой ошибки, как концентрирование внимания лишь на внешней стороне проекта. На пpaктике мною было установлено, что оценивание студентами своей разработки, то есть саморефлексия, способствует в дальнейшем получать более высокие результаты и избегать повторения прежних ошибок.
Лист оценивания проекта (Приложение 2)
Критерии оценки | Оценка (от 1 до 10 баллов) | |
Оценка учащимися своей работы | Оценка проекта преподавателем | |
Качество исследования: глубина, отражение различных научных взглядов, объективность, научность и точность фактов | ||
Хаpaктер исследовательской работы: самостоятельность, наличие собственной устойчивой позиции, слаженная работа коллектива, четко определенные функции для всех участников, организованность этапов исследования | ||
Творческий аспект проекта: оригинальные факты и цифры, подбор уникальных, редко встречающихся материалов, лаконичность в текстовом содержании, авторские разработки | ||
Дизайн проекта: наличие главного материала исследования, единое стилевое оформление проекта, доступно оформленный материал, соответствие графиков, звуков и объектов представляемой информации | ||
Пpaктическая значимость проекта: соответствие первоначальному методическому запросу преподавателя (ответы на проблемные вопросы, выполнение целей проекта), дидактическая значимость материала, возможность использовать его в будущем обучении или использовании медиатекой учебного заведения, преподавателем, в научных семинарах, конференциях) | ||
Защита проекта: устное сопровождение проекта, выступления каждого участника либо представителя, оригинальность, яркость, выразительность, грамотность в преподнесении материала | ||
Всего | ||
Комментарий.
|
Лист планирования самостоятельной деятельности учащихся по проекту (Приложение 3)
1 | Имя (имена): | Фамилии участников группы с указанием
функций каждого (Иванов Р.Р. исследователь, Петров А.А. аналитик, Сидоров И.И. медиаоформитель, Данилов П.П. публичный защитник проекта и т.д.) (из юридических соображений фамилии не указаны) |
2 | Тема проекта: | “Россия между реформами и
контрреформами: 60-70е годы XIX века” “Прогресс или регресс?” (Рабочее название учащихся) |
3 | Основополагающий вопрос: | Вопрос объявляется преподавателем и является общим для целого раздела или курса дисциплины (напр. “Способна ли Россия к прогрессу?”) |
4 | Вопросы учебной темы (проблемные): | Решили ли реформы 60-70х годов XIX века
проблему перехода России к буржуазным
отношениям? Можно ли считать “революцию сверху” состоявшейся? Возможно ли было избежать политической реакции на реформирование и к каким результатам это привело бы? Какие исторические последствия непосредственно можно связать с контрреформами и почему? Было ли развитие истории России XIX века – движением вперед? |
5 | Этапы работы и виды исследовательской деятельности | Изучение учебного материала с целью
обозначения проблемных вопросов Формирование групп, определение функций для каждого из участников группы Выбор направлений и источников информации исследования Проpaбатывание материала, анализ и отбор наиболее показательных для исследования цифр и фактов Разработка структуры презентации, отбор материала, раскрывающего основные проблемные вопросы, корректировка первоначального плана Создание презентации, анализ работы совместно с преподавателем Подготовка к защите, продумывание вероятных вопросов оппонентов Защита проекта (Этапы и их содержание может меняться в зависимости от хаpaктера и продолжительности проводимого проекта) |
6 | Источники информации: | Ресурсы Интернета: www.textreferat.com/referat-6155.html www.bankreferatov.ru/refbank.nsf/M/0001F986 www.5ballov.ru/referats/preview/39149 http://www.rusk.ru/st.php?idar=16308 http://www.sevastopol.ws/News/?op=article&sid=1249&mode=print shkola.lv/index.php?mode=lsntheme&themeid=165&subid=36 ru.wikipedia.org/wiki/Александр_II Книжные и периодические издания:Самыгин П.С., Беликов К.С. и др. История. – Ростов н/Дону, 2003. Медиаучебник “История, философия, социология”: материалы для подготовки к семинарам. – Волгоград: Изд-во “Учитель”, 2007. Оскар Егер Новейшая история в 4х томах. Том 4. Новейшая история.- М.: Полигон, 2007 Арсланов Р.А. История России с древнейших времен до начала XХ века. Учебник для студентов гуманитарных (неисторических) специальностей – М, АСТ, 2006 История России и ее ближайших соседей: электронная энциклопедия.- М.: Кордис&Медиа, 2005 Иллюстрированная энциклопедия “Руссика”. История России. XVIII-XX век.- М.: ОЛМА-Пресс Образование, 2004 Энциклопедия истории России (862-1917 гг.).- М.: Новый диск, 2001 (это примерный список по рекомендации преподавателя, который дополняется учащимися самостоятельно) |
Согласно психологическим исследованиям, наилучшее число объектов для восприятия и запоминания информации колeблется от 6 до 9. Именно такое количество слайдов в презентации обычно рекомендуется учащимся. Это образцы карточек планирования содержания слайдов для презентации, которые студенты могут заполнять, меняя по необходимости их содержание.
Сценарий презентации (Приложение 4)
Слайд 1 Заголовок:____________________________ Текст:________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Тип объекта1:_________________________ Тип объекта 2:_________________________ Дополнительно: |
Слайд 2 Заголовок:____________________________ Текст:________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ Тип объекта 1:_________________________ Тип объекта 2:_________________________ Дополнительно: |
Результат исследовательской деятельности студентов можно увидеть в Приложении 5.
Урок истории древнего мира в 5-м классе построен на сравнении двух греческих полисов по следующим направлениям: природа и местоположение, хозяйство жителей, управление в полисе. Урок содержит презентацию, помогающую наглядно демонстрировать материал по теме, учит сравнивать, формулировать свою мысль, направлен на формирование основных компетентностей учащихся....
18 03 2024 10:46:50
Урок построен в строгой логике развивающего обучения: постановка учебной задачи через создание проблемной ситуации; решение учебной задачи учащимися по материалам исторических источников, самостоятельное изучение законов с отработкой умений мыслительной деятельности (анализировать, сравнивать, обобщать), аргументированно представлять свою точку зрения, делать выводы, работать в группах; рефлексивно-оценочный этап. ...
17 03 2024 21:18:59
Успешность работы учащихся с текстовой информацией зависит не только от того, насколько они владеют определёнными навыками, но и от умения учителя эффективно организовать работу с текстом. Возможность организации такой деятельности рассматривается на предложенном уроке....
16 03 2024 0:26:30
Урок истории, цели которого ознакомить учащихся с развитием русской архитектуры в XV–XVI веках, воспитывать любовь к прекрасному, уважение к архитектурным памятникам, развивать логическое мышление учащихся....
15 03 2024 23:21:42
Мероприятие отражает подвиг декабристов в литературе, кино, живописи; связь декабристов с А.С. Пушкиным; тема декабристов в творчестве Н.А. Некрасова. Нравственное воспитание на примере лучших людей эпохи начала XIX века. Эстетическое воспитание....
14 03 2024 14:54:22
Урок посвящён одной из ярких страниц русской истории первой половины XIX века. Честь, любовь к Родине и служение ей – это было делом всей жизни декабристов, а не богатства, почести и звания. Данный урок способствует воспитанию патриотизма, толерантности у подрастающего поколения. ...
13 03 2024 5:14:48
Цель урока: выяснить значение выступления Мартина Лютера против продажи индульгенций, давшего толчок общенародному движению против католической церкви....
12 03 2024 10:16:17
Разнообразие форм работы, частая смена деятельности делают урок динамичным, постоянно поддерживают познавательный интерес и не дают ученикам заскучать. Цель нашего путешествия по Древнему Египту – вспомнить основные факты из жизни этого государства, проверить, насколько глубоко усвоен изученный материал....
11 03 2024 8:35:55
На уроке закрепить первоначальные знания учащихся об истоках антигитлеровской коалиции и ее деятельности в 1941–1943 годах. Учащиеся знакомятся с материалом о причинах сотрудничества между странами Запада и СССР, встречах «большой тройки» и их историческом значении....
10 03 2024 21:30:59
Учащиеся изучают причины возникновения Столетней войны; знакомятся с основными этапами и событиями войны. В статье показывается героическая роль в войне Жанны д'Арк....
09 03 2024 6:26:59
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...
08 03 2024 12:59:53
Осенью 2010 года г. Ярославль праздновал 1000-летие. Данная работа представляет собой викторину в форме популярной телеигры, которая призвана проверить знания обучающихся о современном облике города. Игра может представлять интерес не только для ярославцев, но и для всех интересующихся его историей. Каждый тур состоит из трёх тем по четыре вопроса. В финале возможен выбор одного из четырех предложенных вопросов....
07 03 2024 2:18:36
Данный курс призван заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к участию в политических процессах страны, республики, города. Формирование у учащихся активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав, в том числе избирательных, – одна из важнейших задач школы....
06 03 2024 11:48:12
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
05 03 2024 17:57:52
Автор учит учащихся составлять переход от исторического факта к литературным образам. Ученики дают историческую оценку личностям XVIII в. Е.Пугачеву и Екатерине II. Анализируют, сопоставляют, делают выводы, оценивают свою работу....
04 03 2024 15:48:42
Урок-исследование в 9-м классе. В школе учатся дети из разных городов и станиц Краснодарского края. За две недели до урока учащиеся получили задание найти материал по истории своей станицы в годы войны. Цели урока: формирование представления у учащихся о Кубани во время Великой Отечественной войны, о битве за Кавказ. ...
03 03 2024 2:52:24
Цели урока: повторить основные события Отечественной войны 1812 г. и осветить биографии героев войны; поработать с дополнительным материалом на развитие аналитического мышления; воспитывать молодых граждан российского общества на подвигах соотечественников....
02 03 2024 13:32:26
Урок можно провести как на 1 час, так и на 2, но уже как интегрированный с информатикой (составление кластеров). Такая форма урока способна реализовать индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, а также способствовать профориентации учащихся....
01 03 2024 5:18:29
Урок посвящен "черной странице" российской внешней политики XIX века. Тип урока ‒ комбинированный. Приемы, использованные в ходе урока: беседа, анализ иллюстрации и кинофильма, самостоятельная работа учащихся. Педагогическая цель: изучение истории Крымской войны, усвоение ключевых понятий темы "Синопское сражение", "оборона Севастополя", "Парижский мир"....
29 02 2024 2:46:21
На уроке учащиеся закрепляют знания о тоталитарном хаpaктере советского государства, учатся толерантному отношению к ошибкам истории и в ходе обсуждения проблемных вопросов дают свою оценку событиям этого периода. Учащиеся имеют возможность подготовить свои презентации по теме урока....
28 02 2024 8:12:30
Урок проводится в нестандартной форме устного журнала на последней неделе первой четверти в 5-м классе. Применение интеpaктивных технологий дает возможность подать материал о возвышении и крушении Ассирийской державы ярко, многогранно; способствует формированию представления учащихся, что история - наука развивающаяся, живая, полная тайн и открытий. ...
27 02 2024 15:54:37
Предлагаемый урок разработан на основе учебной программы курса "Историческое краеведение" и учебника В.В. Сухова "История Московской области". Урок может быть дан в 7-м классе, сочетает в себе различные педагогические технологии, предполагает использование учителем и учащимися яркого стиля изложения материала, вызывающего дополнительный интерес к изучаемому предмету, побуждающего к эмоциональному восприятию знаний, повышающего непроизвольное внимание учащихся на уроке....
26 02 2024 17:50:45
Урок формирует знания об образовании монгольской державы и основателе монгольской империи -Чингисхане; сражениях Руси с монголами в XIII веке. ...
25 02 2024 16:10:20
В представленной работе предпринята попытка определить возможные причины того, что на протяжении многих лет текст Домостроя считался свидетельством косности нравов и главенства патриархального уклада жизни в то время. Также необходимо объективно оценить важность этого культурного наследия для современного общества....
24 02 2024 5:39:22
В ходе представленного урока прослеживается весь путь развития парламентаризма в России, начиная с первой Государственной Думы в 1906 году и заканчивая Госдумой, избранной в 2007 году. Рассматриваются вопросы полномочий, деятельности члeнов Совета Федерации и Госдумы. Наглядно приводится процесс принятия законов в Думе. На уроке используется презентация, дающая возможность увидеть и сравнить составы разных Государственных Дум....
23 02 2024 18:22:33
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...
22 02 2024 19:12:48
Предлагаемый урок призван сформировать образ культуры Древней Руси как множества великих памятников письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем окунуться в мир мыслей и чувств наших предков....
21 02 2024 9:19:26
Разработка представляет собой интеpaктивную экскурсию на краткосрочной музейной выставке. Учебный материал адаптирован для начальной школы. Время экскурсии – один учебный час. В экскурсионной программе задействован кукольный театр, представляющий добрых и злых духов. Учащиеся становятся активными участниками экскурсии, работая на интеpaктивной доске....
20 02 2024 5:25:33
Гражданская война-страшное бедствие, национальная трагедия. Каковы ее причины и последствия,кто прав и кто виноват? Как не допустить ее повторения? Все эти вопросы мы должны обсудить, сделать выводы. На уроке идет закрепление и выявление знаний учащихся по теме «Гражданская война»....
19 02 2024 11:33:37
Компетентностный подход ведёт ребят к новому знанию и опыту через самостоятельное или коллективное открытие. Представление об изучаемой эпохе, её анализ, дискуссия по проблеме позволяют ученику иметь собственную точку зрения, занять активную гражданскую позицию. Аргументация мнения, умение слушать и осмысливать материал формируют навык конструктивного и толерантного общения....
18 02 2024 12:51:45
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
17 02 2024 12:34:46
На уроке создается образ эпохи Первобытного мира. Учащиеся учатся находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившееся со времен Первобытного мира; учатся сравнивать, формулировать вопросы, работать с текстом, картой, иллюстрацией....
16 02 2024 15:53:24
История – это не просто увлекательная наука. Это наша жизнь, жизнь нашей страны. В истории, как и в нашей жизни, было много ошибок, много плохого и хорошего… Мне бы хотелось, чтобы моим детям передалась моя любовь к истории. Я очень надеюсь на то, что в их сердцах будет гореть огонь любви к своей Родине, к своему народу. Верю, что они будут уважать ее историю, помнить ее традиции. А я постараюсь сделать все для того, чтобы зажечь в детских сердцах этот огонек… На уроках я на примерах прошлого и настоящего хочу воспитывать гражданина, патриота своей Родины, обогащать душу и подготавливать ребенка к вхождению во взрослую жизнь....
15 02 2024 14:32:41
В статье раскрываются свойства и функции мультимедиа и других ТСО для расширения учебно-воспитательных возможностей урока истории, обобщенные пpaктикующим учителем истории. Представлена методика и приемы использования ТСО на уроках в 5–9-х классах с привлечением мультипликационных и художественных фильмов, презентаций, флэш-анимации, системы компьютерной диагностики. Работа интересна учителям и репетиторам. ...
14 02 2024 7:41:46
Цель урока: познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян....
13 02 2024 6:39:48
Творчество учителя проявляется в самосовершенствовании, в поиске наиболее эффективных приемов работы, в создании собственной системы работы. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) соответствует приоритетам современной жизни. Применять технологию начала с 5-го класса. Для 5-го класса получился набор приемов технологии критического мышления для уроков истории....
12 02 2024 0:27:20
Урок разработан по технологии критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Цели урока: расширить представление учащихся о рабстве, помочь им осознать положение рабов в Древнем Риме; формировать непримиримое отношение к угнетению человека человеком; развивать у школьников критически анализировать информацию. ...
11 02 2024 20:36:22
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
10 02 2024 22:47:47
Основанием для проведения данного интегрированного урока является единство тем в предметах история Древнего мира и изобразительное искусство. Цель урока - обобщить полученные знания в процессе изучения темы, найти общее и различное в развитии культуры народов стран Востока, показать вклад народов Древнего Востока в мировую культуру, способствовать развитию творческих способностей учащихся, воспитывать чувства любви к прекрасному. ...
09 02 2024 22:24:24
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...
08 02 2024 21:48:43
Урок-викторина предназначен для учащихся 10-х классов и может быть использован на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного материала на уроке или в форме внеклассного мероприятия (игра, турнир знатоков и т.д.), при проведении недели истории в школе. Особенностью данного урока является то, что предлагаемые учащимся задания под силу не только хорошо подготовленным учащимся, но и так называемым слабым. Дух соревнования способствует развитию чувства товарищества, формирует умение работать в комaнде, принимать ответственные решения....
07 02 2024 12:10:50
Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
06 02 2024 18:31:51
Представлен материал по истории культуры и быта России XVI века "Россия глазами иностранцев". Данные источники вызывают у школьников живой интерес, желание подискутировать, найти произведения русских авторов того времени и сравнить с мнением иностранцев. ...
05 02 2024 0:30:58
Данный урок продолжает изучение социально-экономических, этнических, внутри- и внешнеполитических особенностей и культурных процессов княжеств-государств периода феодальной раздробленности. Дана хаpaктеристика своеобразия их политического устройства. ...
04 02 2024 19:50:12
В статье рассмотрены особенности проектирования учебного занятия в системно-деятельностном подходе на примере темы «Отмена крепостного права в России». 8-й класс....
03 02 2024 5:11:27
Для повышения интереса к предмету и стимулирования познавательной деятельности учащихся, начиная с пятого класса, я предлагаю учащимся проект изготовления моделей. Модель может представлять собой: предметы быта, орудия труда, одежду, архитектурный объект и т.д. В результате творческой деятельности рождаются очень интересные модели, которые можно использовать и в дальнейшей работе в качестве объемной наглядности по предмету....
02 02 2024 14:38:49
Данный урок проходит по образцу телевизионных передач КВН и "Что? Где? Когда?". Участвуя в конкурсах и отвечая на вопросы, ученики знакомятся с данной темой....
01 02 2024 22:14:59
На уроке хаpaктеризуется внутренняя политика преемников Петра I. Дается представление о развитии российского общества во второй четверти – середине XVIII в. Показана готовая генеалогическая таблица династии Романовых в конце XVII – середине XVIII в....
31 01 2024 17:51:15
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью декабристов после восстания 14 декабря 1825 года, показать роль декабристов в общественной жизни Сибири, в освоении и изучении Сибирского края....
30 01 2024 14:13:13
Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся среднего и старшего звена. Целью литературно-музыкальной композиции является формирование у учащихся системы нравственных ценностей, установок поведения, культурных ценностей и навыков публичного выступления....
29 01 2024 8:10:25
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::