Урок в диалоговом режиме "Гражданская война в США"
Цели
- дать хаpaктеристику экономическому и политическому развитию США накануне войны, обратить внимание на особенности развития Севера и Юга; определить причины и итоги гражданской войны;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- учить участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, прослеживать причинно-следственные связи;
- воспитание уважения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
Оборудование
- карта “США в конце XV??? – первой половине XIX века”
- картины и таблицы по новой истории: “Северные и южные штаты перед гражданской войной”, “Аукцион рабов в США”, “Армия северян в южных штатах в 1864-1865 гг.”
План урока
- Особенности экономического развития США накануне гражданской войны
- Аболиционизм. Восстание Ната Тэрнера и Джона Брауна.
- Причины гражданской войны.
- Причины победы Севера.
- Значение войны для дальнейшего развития процесса модернизации в стране.
Основные понятия: “земельная лихорадка”, “чёрный пояс”, расизм, аболиционизм, закон о гомстедах, ку-клус-клан
Основные даты: промышленная революция – 20-40-е годы XIX века; гражданская война – 1861-1865 гг.
Изучение нового материала
1. Урок ведут 2 учителя: 1ый учитель представляет и защищает интересы Севера , 2ой учитель – интересы Юга
На доске предлагается следующая схема для изучения темы:
СЕВЕР
- население: 22 млн. человек
- буржуазия
- наёмные рабочие
- фермеры
- индейцы
наиболее развитые отрасли промышленности:
- металлургия
- строительство железных дорог и каналов
- текстильная
- кожевенная
сельское хозяйство:
- зерновые
- овощные
- скотоводство
политическая жизнь:
- республиканская партия – 1854 год
- В 1860 г. – президент Авраам Линкольн
- (16-й президент)
ЮГ
- население: 9 млн. человек (из них 4 млн. рабов)
- плантаторы
- paбы
- фермеры
- буржуазия и наёмные рабочие
- индейцы
наиболее развитые отрасли промышленности:
- текстильная
- пищевая
сельское хозяйство:
- сахарный тростник
- рис
- табак
- хлопок
политическая жизнь:
- демократическая партия – 1828 год
- 11 президентов
- 1831г – восстание Ната Тэрнера,
- 1859 г. – восстание Джона Брауна
С 30-х гг. XIX в. – общенациональное движение аболиционистов
1861-1865 гг. – гражданская война
1-й учитель: вступительная беседа об итогах войны за независимость США в 1775-1783 гг. и хаpaктеристика экономического и политического развития Севера накануне войны (используется схема на доске и таблица “Северные и южные штаты перед гражданской войной”)
По карте “США в конце XV??? – первой половине XIX века” учащимся предлагается проанализировать: каким образом происходил рост территорий США. Вводятся понятия: “земельная лихорадка”, “золотая лихорадка”.
Даётся хаpaктеристика промышленной революции 20-40-ых годов X?X в. (строительство каналов (к 1840 г.- 5 тыс. км), использование на речном трaнcпорте паровых машин Оливера Эванса, 1 место в мире по протяжённости железных дорог) и факторов, тормозивших её развитие: (конкуренция английских товаров и уход рабочих на запад). Хаpaктеризуется фермерское хозяйство, значение изобретения жатки Сайруса Маккормика.
Предлагается учащимся выполнить следующее задание ([2] с. 83, тема 9, зад.1):
“Доля США в мировом промышленном производстве возросла с 6% в 1820 г. до 15% в 1860 г. К началу гражданской войны США вышли на 4-ое место в мире по объёму промышленного производства. Выскажите предположения, чем объясняется быстрый рост промышленного производства в США к 1860 г. К каким последствиям это должно было привести?”
(Развитию капитализма способствовали победа буржуазной революции, благоприятные природные условия и наличие природных богатств, неосвоенные западные земли.
В дальнейшем развитие капитализма должно было привести к борьбе против рабства).
Выполняется следующее задание ([2] с. 86, тема 9, зад.17):
“Образовавшаяся в 1854 г. республиканская партия выдвинула следующие требования: запретить распространение рабства на западных землях, ввести бесплатную раздачу участков земли на Западе всем желающим, установить высокие таможенные пошлины на ввозимые в страну промышленные товары. В интересах каких классов были выставлены эти требования? Чьи интересы были бы ущемлены такими мероприятиями?
(Эти требования, ущемлявшие рабовладельцев, выдвигались в интересах буржуазии и фермеров.
Республиканцы не добивались немедленной отмены рабства, но лишь его ограничения южными штатами, а это в дальнейшем привело бы к ликвидации рабства)
Учащимся предлагается подумать над вопросом: почему приход к власти республиканской партии в 1860 году привёл к гражданской войне?
Чтобы учащиеся могли ответить на этот вопрос им необходимо ознакомиться с особенностями экономического развития Юга. Слово передаётся 2-ому учителю
2-й учитель: Хаpaктеризует экономическое и политическое развитие Юга. Вводится понятие “чёрный пояс” (15 рабовладельческих штатов Юга США). Объясняется, почему рабовладение становится выгодным делом (изобретение Эли Уитни хлопкоочистительной машины сделало хлопок “королём” Юга, а бесплатный труд рабов делал производство хлопка дешёвым и выгодным).
Учащимся предлагается изложить свою точку зрения на использование рабского труда на плантациях: в чём “минусы”, можно ли выделить положительные стороны?
Предлагается выполнить следующие задания ([2] с. 85, зад. 14 и зад. 15)
“Англичанин Олмстед в книге “Путешествие по прибрежным рабовладельческим штатам” писал до гражданской войны: “Здесь крайне трудно вводить новые, усовершенствованные методы труда... На многих плантациях никогда не пользовались плугом. Землю подготавливают к посеву, разрыхляя мотыгой...”. Чем объяснялось применение примитивных орудий труда в рабовладельческих штатах?”
“Перед гражданской войной развернулась борьба между рабовладельцами и фермерами за территории на Западе: рабовладельцы стремились распространить рабство на новые территории, а фермеры требовали бесплатной раздачи земель.
Почему вопрос о западных землях приобрёл в 50-х гг. первостепенное значение? Почему рабство на Юге не могло существовать без распространения на новые территории?”
(поскольку непроизводительный рабский труд быстро истощал почву, то рабство не могло сохраниться без распространения на новые территории)
Учащимся также задаются вопросы:
- Кто являлся потребителем дешёвого сырья, выращиваемого на южных плантациях? (Север США, Англия, Франция).
- Могла ли плантаторская аристократия, которая насчитывали 10 тыс. семей, отказаться от использования рабского труда?
- Мог ли Север успешно развиваться без поступления с Юга дешёвого сырья, прежде всего хлопка
1-й учитель: Господствовавшая идеология расизма не осуждала существовавшее положение вещей. Но жестокая эксплуатация рабов вызывала восстания, а в обществе под влиянием идей Просвещения разворачивается общенациональное движение аболиционистов – противников рабства. В 1809 г. ввоз негров-рабов в Америку был официально запрещён. Но торговля чернокожими, родившимися в Америке, продолжалась, да и закон 1809 г. постоянно нарушался. Работа по картине “Аукцион рабов в США”. Возможные вопросы:
1) Что такое расизм?
2) Почему рабство возмущало передовых людей всего мира?
3) Где: на Юге или на Севере происходят описываемые в картине события? Почему вы так считаете?
4) Кто является покупателем рабов? Для каких целей приобретаются paбы?
Учащимся предлагается выслушать сообщения о положении рабов и людях, осуждавших рабство и боровшихся против него.
1-й ученик: сообщение о положении негров и восстании Ната Тэрнера;
2-й ученик: сообщение о Фредерике Дугласе;
3-й ученик: сообщение о Джоне Брауне;
4-й ученик: сообщение об Аврааме Линкольне.
2-й учитель: Но есть и другая точка зрения на положение рабов в США. Если мы обратимся к книге Маргарет Митчелл “Унесённые ветром” [5], то в ней даётся совсем иная картина взаимоотношений негров-рабов и их белых господ. После гражданской войны, которая принесёт освобождение paбам, большинство рабов оказалось в более тяжёлом положении, чем до отмены рабства. Послушайте свидетельство главной героини книги Скарлетт О\'Хара
Выступление Скарлетт О\'Хара: ученица в костюме героини книги рассказывает о положении рабов после прихода на Юг северян и отмены рабства.
Ученикам предлагается проанализировать последнее свидетельство:
Можно ли ему доверять? Насколько оно объективно? Можно ли согласиться с героиней, что северян не волновала судьба освобождённых рабов, и они обрекли их на нищенское, жалкое существование? Почему, по-вашему, мнению, многие paбы мечтали о возвращении к старым хозяевам? Согласны ли вы с мнением Скарлетт, что освобождение не пошло на пользу бывшим paбам?
1-й учитель: В 1861 г. в ответ на избрание на пост президента противника рабства Авраама Линкольна, 11 рабовладельческих штатов подняли мятеж – вышли из Союза и образовали конфедерацию со столицей в г. Ричмонде (штат Виргиния). Так началась гражданская война 1861-1865 гг. Каждая сторона была уверена в своей быстрой победе, но война длилась 4 года и унесла более 600 тыс. жизней.
2-й учитель: Предлагает ученикам рассмотреть картину “Армия северян в южных штатах в 1864-1865 гг.” и ниже предлагаемые иллюстрации.
Война за отделение Южных Штатов – одна из первых современных войн: железные дороги подвозят войска, продовольствие и снаряжение, телеграф передаёт приказы и информацию, а фотография позволяет делать репортажи с места событий. Выпускается более действенное оружие: магазинная винтовка, пулемёт, ручная граната, подводная мина (рис.1), разрывной артиллерийский снаряд, создаются бронированные суда и большие пушечные батареи, как те, что в апреле 1861 г. в порту Чарльстона обстреляли Форт Самтер (рис.2). Медицина же отстаёт, и число людей умерших от ран и болезней, превышает число погибших на поле брани. Роман Маргарет Митчелл “Унесённые ветром” (1936), экранизированный в 1938 г. Виктором Флемингом, изображает все ужасы Гражданской войны в США (рис.3). Поход генерала Шермана через Южные Штаты насыщен драматическими эпизодами: например, сцена пожара в Атланте в штате Джорджия: город сгорел дотла (рис.4) [3]
рис1
рис.2
рис.3
рис.4
Ученики должны сформулировать и записать в свои тетради причины гражданской войны.
(1. Стремление Юга сохранить рабство; 2. Стремление Севера сохранить Союз).
Учащимся предлагается обсудить вопрос: Кто несёт ответственность за развязывание гражданской войны?
Чтобы вовлечь учащихся в дискуссию, учителя предлагают 2 противоположные версии:
2-й учитель: Ответственность за войну несёт Север. Без использования рабского труда экономика Юга существовать не могла. Мы вынуждены были выйти из Союза, чтобы защитить себя и свои семьи от разорения. В демократическом государстве каждый штат волен сам определять своё будущее. Мы вполне могли прожить в составе отдельного государства, без Северных штатов, и не следовало препятствовать нашему выбору.
1-й учитель: Да, Север не мог допустить развала страны. Это привело бы к ослаблению страны, а значит, было на руку лишь противникам страны. Но учтите и то, что война начинается в апреле 1861 года с нападения конфедератов на Форт Самтер, федеральную крепость, расположенную в бухте у Чарльстона, а значит, вину за развязывание войны несут южане.
2-й учитель: Начиная войну, мы лишь хотели отстоять своё право на освоение западных земель, без освоения которых не могли нормально развивать свою экономику.
Учащиеся должны определить, кто прав: Север или Юг; привести свои аргументы в пользу выбранной версии. Оба учителя выступают оппонентами, пытаясь получить больше голосов в пользу своей версии.
При обсуждении можно предложить ученикам оценить планы и расчёты воюющих сторон, для этого выполнить следующие задания: ([2] с.86, зад.18, с.87, зад.21)
“Накануне гражданской войны сенатор Хаммонд из штата Южная Каролина писал: “Хлопок, рис, табак и морские припасы правят миром, и мы обладаем достаточным здравым смыслом, чтобы понять это... Север без нас превратится в беззащитного ягнёнка и погибнет от парши и голода”. Прав ли был сенатор из южного штата в своей оценке создавшегося положения? В чём состоит просчёт южан?”
(рабовладельцы надеялись, что буржуазия Севера не решится на прямой конфликт с Югом, так как в этом случае она лишилась бы хлопка. Но их просчёт состоял в том, что они не учли остроты назревших противоречий между Севером и Югом)
“В начале гражданской войны А. Линкольн говорил: “Моя высшая цель в этой борьбе – это спасение Союза, а не спасение или уничтожение рабства”. В первый период войны северяне действовали нерешительно и применяли план “удавного окружения”. Как вы оцениваете позицию Линкольна в первый период войны? Какова связь между целью буржуазии Севера и военным планом северян”
(Север не ставил целью резкие перемены в южных штатах, это было не выгодно, прежде всего, буржуазии, связанной с Югом поставками дешёвого сырья)
В ходе дискуссии необходимо подвести учащихся к выводу, что гражданская война для любой страны является трагедией, кто бы ни был виноват в её развязывании. Лучшим вариантом решения любых кризисных ситуаций является всё же путь компромиссов и взаимных уступок, единственно возможный в демократическом обществе. Но жёсткая позиция плантаторов Юга, не желавших никаких перемен, ожидаемых с приходом к власти республиканцев, сделала для США неизбежным начало гражданской войны.
После завершения обсуждения учащимся предлагается самостоятельно сформулировать причины победы Севера в гражданской войне, используя знания, полученные на уроке и материал учебника [1] на с. 195.
Северные штаты занимали гораздо большую территорию, там жила большая часть граждан страны, они имели хорошо развитую промышленность.
В 1862 г. Север ввел новые налоги на богачей и принял закон о конфискации имущества мятежников. Из армии удаляли сторонников конфедерации и шпионов, а на руководящие посты выдвигали способных офицеров.
20 мая 1862 г. был принят закон, дававший право всякому гражданину США, имевшему 10 долларов, получить на Западе участок земли в 160 акров (закон о гомстедах). Через пять лет участок переходил в полную собственность поселенца. Этот закон имел огромное значение для исхода войны. Фермеры и рабочие, добивавшиеся его десятки лет, поверили своему правительству.
С 1 января 1863 г. в мятежных южных штатах рабство отменялось без всякого выкупа. Одновременно был объявлен призыв негров в армию Севера..
Домашнее задание: определить последствия гражданской войны 1861-1865гг. для США, заполнив по § 24 таблицу:
Положительные итоги | Отрицательные итоги |
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
24 03 2023 12:32:19
Данный урок составлен с учётом возрастных особенностей обучающихся. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа способствуют высокому темпу работы на уроке. Для целостного восприятия духа восточных цивилизаций используется богатый иллюстрационный материал. Задания для работы в группах способствуют развитию навыков работы с документами....
23 03 2023 13:19:17
Восемнадцатый век в истории нашей страны – это удивительная и необычная эпоха. Большой интерес представляет личность Петра I и его неукротимая деятельность по реформированию всех сторон жизни общества. Военное искусство А.В. Суворова и его воля к победе и жизни – это всегда пример для подражания. Научная деятельность М.В. Ломоносова и его стремление к овладению научными знаниями вызывает восхищение и уважение. Это была великая эпоха, которую создали великие люди!...
22 03 2023 18:51:17
The main thing today is to summarize the whole information you have found in our home reading book "Great Britain", in the Net, in different libraries, watched the film. During our lesson we'll speak English because we are going to speak about people who ruled England from 11 till 17 centuries. So the topic of our lesson is The Great people of Great Britain. William the Conqueror, Henry VII and Henry VIII, Bloody Mary, Elizabeth and others....
21 03 2023 18:20:35
Урок разработан в соответствие современными требованиями ФГОС ООО. Цели урока: отработка и закрепление универсальных учебных действий. У учащихся будут сформированы: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за родной город, уважение истории, культурных и исторических памятников, посвященных подвигу советских солдат в дни Сталинградской битвы. Урок рассчитан на средний уровень подготовленности аудитории....
20 03 2023 11:52:51
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
19 03 2023 18:49:32
Одной из наиболее эффективных форм внеурочной работы по предметам гуманитарного цикла является декада гуманитарных наук. Она требует большой подготовки, но делает возможным реализовать целую систему мероприятий, способствующих гуманизации образования, патриотическому воспитанию учащихся при одновременном развитии их творческих способностей.
...
18 03 2023 19:45:50

Урок приводит пример сотрудничества учителя истории коррекционной школы и Государственного Эрмитажа, выраженного в работе учащихся, использования авторского дидактического материала ‒ опopных карточек и презентации по теме «Древняя Греция»....
17 03 2023 21:24:45
Урок должен дать учащимся исторический портрет Екатерины II; познакомить с предпосылками, содержанием, с общей хаpaктеристикой внутренней политики; показать роль дворянских привилегий; продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками.
...
16 03 2023 20:34:43
Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Однако не только общество служит источником опасностей для подростка, но и его собственное поведение, часто неуправляемое и импульсивное, выступает источником риска для окружающих людей....
15 03 2023 7:49:41
Под информационно-коммуникативным сопровождением понимается владение навыками поиска и систематизации информации, ее электронной обработки, умение публично презентовать результаты своей работы. В статье идет речь об этих формах работы на уроках истории и во внеурочное время....
14 03 2023 17:38:29
Комбинированный урок в 5-м классе с элементами театрализации, на котором учитель истории в образе богини истории Клио рассказывает древнегреческую легенду.
В качестве повторения проводится викторина по предыдущему параграфу, игра «молчанка» (учащиеся расставляют стрелки на доске между столбцами), задание – составить схему походов Александра Македонского....
13 03 2023 4:51:30
На вступительном уроке по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» анализируются первые главы романа, а также обобщаются и систематизируются экономические и исторические сведения, связанные с эпохой, получившей отражение в романе. Все это готовит учащихся к восприятию сложности идеологической борьбы 60-х годов XIX века, развивает аналитические умения при сравнительной хаpaктеристике исторических эпох и экономических систем.
...
12 03 2023 2:59:26
Нередко ребенок ощущает "перенасыщение знаниями", которые начинают отягощать его сознание. В результате теряется интерес к учебе, и появляется обыкновенный троечник. Особенно трудно поддержать интерес к предмету, который, по мнению школьников, совершенно им не пригодится в будущей профессии. Как избежать этого, сохранить свежесть восприятия материала? Вероятно, выход следует искать в повышении занимательности учебного материала, в поисках таких форм работы, которые бы способствовали активации учебного процесса....
11 03 2023 15:22:41

Урок проводится как итоговый в разделе «Архитектурные стили Санкт-Петербурга». На уроке учащиеся могут применить полученные знания на пpaктике в ходе блиц-турнира, изучение нового материала и закрепление объединяются. Урок формирует эстетические вкусы учащихся, воспитывает любовь к родному городу, формирует способность решать творческие задачи....
10 03 2023 4:10:19
На уроке акцентируется внимание на роли СССР в разгроме фашизма. Итоги войны определили в значительной степени ход послевоенной истории и превратили проблему войны и мира в глобальную, выявили необходимость сотрудничества всех государств. На уроке обсуждаются спopные вопросы, «белые пятна» Второй мировой войны, анализируются данные о людских и материальных потерях воюющих стран.
...
09 03 2023 21:34:11
Урок на тему “Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: "Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", "Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", "Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", "Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....
08 03 2023 7:21:39
На конкретном примере из рабочей программы по истории для 11-го класса на тему «Культура Руси XV–XVI веков» представлено пpaктическое использование коллективно-распределительной деятельности учащихся для формирования коммуникативных действий на уроке. Дается обоснование необходимости применения коллективно-распределительной формы сотрудничества учащихся на уроке как важном подготовительном этапе к индивидуальной познавательной деятельности школьника под руководством учителя....
07 03 2023 20:36:16
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
06 03 2023 5:14:49
В статье отражены причины, цели индустриализации, проводимой в СССР в годы первых пятилеток, итоги первых пятилетних планов. Материал подходит для использования на уроках истории в 9-х классах....
05 03 2023 18:47:31
Конспект урока по теме "Внешняя политика России в середине XVIII века. Семилетняя война" включает в себя описание цели, содержания, дидактического процесса, результата. На первом этапе для активизации знаний и умений проводится беседа по изученной теме "Внутренняя политика в 1725–1756 гг.", в результате которой учащиеся отвечают на вопрос: "Была ли внутренняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I?". Далее учитель нацеливает учащихся на сравнительный анализ внешней политики и раскрывает основные ее направления после cмepти Петра I. Для знакомства с основным содержанием Семилетней войны проводится работа по группам, ученики знакомятся с материалом на определенных страницах web-сайта и выступают с сообщениями перед классом. После окончания этой деятельности под руководством учителя учащиеся высказывают свои предположения о том, являлась ли внешняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I, и объясняют, почему они так считают....
04 03 2023 10:55:40
Цели урока: сформировать понятие предприниматель и предпринимательство, сформировать представления о роли предпринимательства в экономике, сформировать представления об организационно-правовых формах предпринимательства; познакомить обучающихся с процедурой создания фирмы;...
03 03 2023 20:45:32
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века.
Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
02 03 2023 1:58:11
Интегрированный урок по истории, русскому языку и краеведению, приуроченной к 65-летию Великой Отечественной войны. Цели урока: организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области истории наград Советского Союза в период ВОВ, помочь осознать социальную, пpaктическую и личностную значимость изучаемого материала, способствовать развитию исследовательских способностей; стимулировать желание познания окружающего мира, человеческих ценностей и родословной своей семьи....
01 03 2023 13:15:24
Любовь к родному городу, гордость за свою малую Родину имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к родному краю и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота. Богата событиями история Ревды, богата интересными людьми, но, к сожалению, с годами теряется не только связь времен, но и связь поколений. А без прошлого нет настоящего, нет будущего....
28 02 2023 8:56:43
Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Каждому нужно пройти по дороге информатизации образования свой отрезок пути, и это будет ощутимой поддержкой традиционно высокого уровня российского образования....
27 02 2023 3:24:22
Данный комбинированный урок может быть использован в курсе истории России 7-го класса или краеведения Адыгeи. На уроке используются различные методы и информационные технологии....
26 02 2023 0:40:22
Конституция РФ – основа политической и правовой системы России. Она представляет собой совокупность зафиксированных в специальном документе относительно стабильных правил, определяющих основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положения личности в государстве.
...
25 02 2023 15:37:48
Создание на занятиях спецкурса ситуаций, когда учащиеся могут применить свои знания для решения пpaктических задач, - верный путь достижения высокого качества образования. Именно такую возможность дает проведение на занятиях спецкурса "Основы государства и права" в 11-м классе пpaктикума по теме "Трудовое право" в форме "Юридической консультации".
...
24 02 2023 12:21:44
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...
23 02 2023 15:34:47
Целью урока является знакомство учащихся с ходом монгольского нашествия, определение причины поражения русских княжеств от войск Батыя. Урок включает в себя работу с картой и историческими источниками, самостоятельный поиск учебного материала. Даны приложения к уроку: презентация, самоанализ урока в виде презентации, системно-деятельностная основа урока.
...
22 02 2023 8:16:47
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
21 02 2023 9:15:22
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
20 02 2023 17:53:21
Разработка урока по праву для 11-го класса к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека. Изучение темы рассчитано на два академических часа, при этом предпочтителен вариант спаренных часов. Важнейшую роль в просвещении в области прав человека по-прежнему играют школьные уроки, которые закладывают базу правовой культуры у будущих члeнов гражданского общества правового российского государства.
...
19 02 2023 13:36:17
Урок внеклассного мероприятия в кабинете информатики - необычная форма проведения беседы, активизирует познавательный интерес учащихся, придает полноту раскрытия темы через применение презентации, подготовленной в MS PowerPoint, что позволяет наглядно познать мир прошлого и настоящего.
...
18 02 2023 5:49:37
Цель урока: способствовать формированию гражданской идентичности через изучение борьбы Руси с экспансией крестоносцев. На уроке используются формы индивидуальной и групповой работы, направленные на формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и события....
17 02 2023 12:35:26
Интегрированное внеклассное занятие сочетает в себе информацию двух учебных предметов и рассчитано на детей 9–11 лет (3–5-й класс), включает в себя игры. Цель - активизация творческих способностей, поддержание интереса к предметам и совершенствование умений работать самостоятельно и в коллективе. Результатом будет создание готового образа - символа года дpaкона, включающего в себя как готовый продукт - игрушка, так и воплощение в ней всей полноты знаний об истории происхождения данного символа....
16 02 2023 10:49:58
Цели урока – выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую хаpaктеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия. Продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами....
15 02 2023 2:32:22
Смутное время в России - сложный переходный период в истории страны, а также исторический материал, изобилующий фактологической основой. Представленный урок является одним из вариантов разбора этой темы в условиях временных ограничений (2 часа по плану); а его форма позволяет наиболее эффективно решить задачи личностно-ориентированного обучения и как его составляющей технологии критического мышления....
14 02 2023 10:22:44
Опрос, как правило, вызывает у учащихся наибольшие трудности, в особенности при проверке домашнего задания. Как сделать из опроса-допроса опрос-игру, увлекательное занятие? С чего начать? В первую очередь следует изменить отношение к оценке учащихся. Такой способ оценки уже придуман, правда, пока он относится к нетрадиционным способам - это рейтинг, количественное определение (ранжирование) в соответствии с произвольно выбранной шкалой....
13 02 2023 0:31:11
В форме игры "Умники и умницы" предлагается провести повторительно-обобщающий урок по теме "Петр I и его время", повторить и закрепить знания, полученные при изучении темы. Продолжить работу по формированию умений самостоятельной работы с дополнительной литературой, развивать навыки ясно, четко и убедительно излагать свои мысли. Испытать гордость и уважение за достижения наших предков, воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма. На короткое время ученики могут стать агонистами, побывать в роли теоретиков, получить за правильные ответы "Орден шёлкового умника".
...
12 02 2023 7:21:24
Урок является завершающим в изучении блока «XIX век в истории России» в 10-м классе средней школы. Тип урока – повторительно-обобщающий, форма занятия – групповая работа, главный метод – проектная деятельность. В ходе подготовки к уроку ребята консультировались у учителей ИЗО, музыки, поэтому урок носит интегрированную направленность....
11 02 2023 13:59:48

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
10 02 2023 9:40:50
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
09 02 2023 4:19:20
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
08 02 2023 14:10:49
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур.
...
07 02 2023 9:10:54
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
06 02 2023 1:11:21
Урок по теме «Власть и общество: сто лет спустя (Россия 1900—1917гг.)» для 11-го класса. Ученики выявляют закономерности развития исторического процесса, сравнивают исторические эпохи, моделируют политическую ситуацию.
...
05 02 2023 5:26:13
Тексты с ошибками служат эффективным средством усвоения фактического материала и повышения мотивации при изучении истории. Представленные в статье материалы по всеобщей и отечественной истории предназначены для работы с учащимися 5-х и 7-х классов....
04 02 2023 21:14:41
Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся среднего и старшего звена. Целью литературно-музыкальной композиции является формирование у учащихся системы нравственных ценностей,
установок поведения, культурных ценностей и навыков публичного выступления....
03 02 2023 8:25:10
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::