Урок-экскурсия "Царевококшайск глазами паломника" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок-экскурсия "Царевококшайск глазами паломника"


    Урок-экскурсия "Царевококшайск глазами паломника"

Протяженность маршрута экскурсии 1,5 – 2 км, время проведения 40 – 45 минут. Если погода не позволяет провести урок – экскурсию на улице, можно провести заочную экскурсию используя материалы учебного фильма, который был снят именно для этой цели. Весь материал собран учениками и мною в Государственном архиве Республики Марий Эл. В фильме используются макеты церквей города Царевококшайска (г.Йошкар-Олы), созданные народным умельцем Ге opгием Чиркиным, фотографии дореволюционного Царевококшайска, альбом В. Яндулова «Мой милый старый город» и то, что сохранилось от старины сегодня.

Цели и задачи урока – экскурсии:

  1. Сформировать представление об облике города XIX века.
  2. Проверить умения учащихся публично выступать со своими небольшими исследованиями.
  3. Развивать на основе краеведения интерес к своей малой Родине.

Методы: Лекция с элементами беседы, рассказ школьников об исторических местах, проверка усвоения материала.

Основные понятия: «паломничество», «паломник», «монастырь», «кельи», «трапезная» «странноприемный дом», «церковь», «храм», «алтарь», «икона».

Оборудование: заочной экскурсии - фильм о местах паломничества в Царевококшайске девятнадцатого века. Экскурсии – сохранившиеся храмы, исторические места, связанные с паломничеством. Фотографии макетов церквей.

План урока-экскурсии:

  1. Вводная лекция - беседа учителя.
  2. Тихвинская церковь.
  3. Входоиерусалимская церковь и Богородице – Сергиев женский монастырь.
  4. Троицкая церковь.
  5. Воскресенский собор.
  6. Вознесенская церковь.
  7. Экспресс викторина. Заключительное слово учителя.

Ход экскурсии

1. Начало экскурсии у Закладного камня в районе Ленинского садика. Перед началом экскурсии учитель дает задание ученикам: «Для того, чтобы успешно справиться с экспресс викториной, которая пройдет в конце экскурсии необходимо внимательно слушать и постараться запомнить факты и события из истории нашего города.»

Беседа учителя с ребятами: Ребята, когда был основан наш город? Кто приказал основать военную крепость на берегу реки Кокшага? Как вы думаете, почему было выбрано именно это место? Почему царь Иван Грозный приказал основать несколько крепостей таких как Яранск, Царевосанчурск, Царевококшайск? И так, в основном вы правильно ответили на все вопросы. Молодцы!

Наш город был основан по указу царя Ивана Грозного в 1584 году, но в правление его сына Федора Ивановича. Только 01 ноября 1584 года стрельцы под руководством воеводы пришли к берегам Кокшаги. Они же построили и первый острог, выкопали ров, соорудили вал, вокруг крепостной стены. Первоначально город называли Царёв город, но таких названий на Руси было много. Для уточнения географического положения города добавляли «на Кокшаге» Царев город на Кокшаге – Царевококшайск. Город-крепость рос. Границы города расширялись. В конце XYII века в городе случился страшный пожар. Большая часть строений сгорела, начали отстраиваться без какого либо плана. Только в 1835 году из Санкт- Петербурга прибыл генеральный план восстановления нашего города. Согласно этому плану в Царевококшайске, как и в столице России все улицы стали пересекаться строго под прямым углом, строили в городе и красивые церкви. Наш урок- экскурсия называется: «Царевококшайск глазами паломника».

Вопрос учителя: Кто знает, что означают слова «паломничество», «паломник»?

Слово паломничество означает путешествие верующими к «святым местам». Паломник – человек, совершающий это путешествие. Когда первые стрельцы прибыли в город, они с собой привезли провиант, боезапас и иконы. Отстроили стрельцы вначале часовенку, затем деревянную церковь. Позднее на средства прихожан и разных благотворителей было построено 5 каменных церквей и одна домовая.

Сейчас мы пройдем с вами к городскому парку. В XIX на этом месте располагалось городское кладбище. Здесь была построена Тихвинская церковь. Слово «церковь» в переводе с латинского означает « Божий дом».

2. Марышев Анатолий расскажет нам о Тихвинской церкви. (Рисунок 1)

Рисунок 1

«Церковь была построена при финансовой поддержке купца Стефана Вешнякова. Её освятили в 1774 году. В ней было 2 престола: в холодной части – Тихвинской Божьей Матери, а в теплом приделе во имя Святого Великомученика Ге opгия Победоносца. Из архивных документов следует, «здание каменное с такой же колокольнею», что мы с вами и видим. Внешних изменений церковь не претерпела. Особых служб в церкви не велось, лишь по большим праздникам было богослужение. Основная функция – отпевание усопших. В 1924г. по решению НКЮ СССР все кладбищенские церкви передавались группам верующих, желающим принять эти здания. Таковых в нашем городе не оказалось, поэтому 28 октября1926 года Президиум Мароблисполкома принял постановление о закрытии церкви. Отделу местного хозяйства было предложено использовать ее для своих нужд. Восстановлена церковь в середине 90х годов ХХ века.

3. Пройдем дальше дорогой паломника. Этот путь пойдет по бульвару Чавайна, до ул. Советской далее идем до Детского Мира, перейдем улицу и вот мы с вами на территории Богородице Сергиева женского монастыря. Сохранилось 4 двухэтажных здания от построек монастыря, в них располагались кельи. Напомню, что келья это отдельная жилая комната монаха. Через дорогу, мы видим двухэтажное здание. В нем располагалось монастырское училище для девочек. Входоиерусалимскую церковь снесли. (Рисунок 2) На ее фундаменте был построен Государственный архив Республик Марий Эл. Об истории церкви и монастыря расскажет Мурзаева Екатерина.

Рисунок 2

«Паломники, прибывшие в город Царевококшайск, обязательно побывали бы в Входоиерусалимской церкви, построенной в 1754 году на средства купца Алексея Матвеевича Карелина. В 1860 году в храме происходили реставрационные работы бывшим лесничим Александром Алексеевым. Иконостас был перебран и украшен резьбою в стиле рококо, иконы заново покрыты лаком и позолотой. Судьба церкви трагична. В январе – феврале 1930 года она была закрыта. В ее стенах разместился хлебный склад. Имущество было передано в Вознесенскую Церковь. Позднее здание было взорвано, разобрано на кирпичи.

В середине 80-х годов 19века при церкви, на основе женской общины, по разрешению архиепископа Казанского Палладия был открыт Богородице – Сергиев женский монастырь в память посещения Преподобного Сергия Божьей Матерью. В момент открытия монастыря 20 октября 1888 года – монастырь представлял собой площадь, обнесенную с трех сторон каменною стеной, в которой находилось трое ворот. В главном двухэтажном здании на втором этаже находилась домовая церковь игуменьи Серафимы. Позднее построили трапезную (столовую), больницу, странноприемный дом (гостиницу для паломников), монастырское училище. В 1898 году в монастыре проживало 121 женщина по разным документам, 9 монашествующих и 64 дeвoчки, которые обучались в монастырском женском училище. Где они изучали письмо, арифметику, Закон Божий, историю, географию, чтение, домоводство. Большое внимание уделялось духовно - нравственному воспитанию девочек. Монастырь был закрыт в 20-е годы 20 в.»

Вопрос учителя: Чем обучение девочек в монастыре отличается от современного?

4. Пройдем чуть дальше, к Русскому театру. Сейчас рядом с ним воздвигнут новый храм на фундаменте старого бывшей Троицкой церкви. (Рисунок 3) Собирал о ней материл в архиве Белоусов Владимир.

Рисунок 3

«Стрельцы, пришедшие в 1584 году, принесли с собой иконы, которые были бережно сохранены последующими поколениями. Об этом свидетельствуют документы, хранящиеся в архиве: «… особо почитается икона, находящаяся в отдельном киоте, резной из дерева образ «Спасителя в темнице» На хранящейся в церкви деревянной колодке, бывшей на ножке этой иконы, вырезаны слова «от стрельца 1695г.» с особым благословением молятся перед ней. Эта икона хранилась в церкви Святой Живоначальной Троицы, построена в 1736 году. Это каменное двухэтажное здание, построенное на средства купца Стефана Вишнякова и дворцового крестьянина деревни Жуковой Алексея Осокина. Рядом с церковью стояла колокольня с сетью колоколов разной величины: от 281 пуда 39 фунтов до 1пуда 1фунта. При церкви была школа, где учились дети прихожан. Здание ее сохранилось до сих пор. Оно перед нами. При церкви также была библиотека, по данным архива в 1872 году выписывали «Православное обозрение», «Православный собеседник». В 1904 году церковная библиотека насчитывала 355 экземпляров. В трудное для края время 20-х годов, когда страшный голод охватил республику, Троицкая церковь лишилась церковной утвари из серебра и золота. В 1932 году церковь закрыли, здание было передано под музей с антирелигиозным отделом. Позднее оно пустовало. Здание церкви разрушили и только в конце 90-х годов 20 века его начали восстанавливать. Однако, внешний вид храма не соответствует оригиналу, хотя восстанавливается на старом фундаменте.»

5. Пройдем ребята дальше по улице К. Маркса. Мы с вами окажемся на том месте, где до 1961 года находился Воскресенский собор. (Рисунок 4) От собора остался только подвал.

Рисунок 4

Иванаева Наташа расскажет нам о том, что она узнала о храме из клировых ведомостей 19века. «Собор был построен в 1759 году на средства прихожан, среди которых выделялся щедростью казанский купец Василий Федорович Булыгин. Здание было каменной с такой же колокольней. На ней было 7 колоколов от 1-142п. 29ф; 2-25п. 35ф; 3-55п. и 4 маленьких без обозначения веса. Престолов в Воскресном соборе было два. Главный в память обновления храма Воскресения Христова (13 сентября) и во имя Покрова Пресвятой Богородицы (10 октября). Само по себе здание собора было красиво и величественно. Стены храма расписаны иконописным письмом.

В приходе есть учебные заведения: Царевококшайское высшее начальное училище, Царевококшайская женская гимназия, Царевококшайская мужская гимназия, Ваpaксинское министерское училище, Сенькинское земское начальное училище. В голодном 1922году областная комиссия изъяли в пользу голодающих часть церковных ценностей: серебряные ризы, серебряные с позлащенными венцами с самых богатых и почитаемых икон Спасителя и Божьей Матери, а так же обложки с Евангелие.

В соответствии с декретом ВЦИК об отделении церкви то государства община Воскресенского собора 26 июля 1922 заключила договор с Краснококшайским исполкомом о бессрочном и бесплатном использовании здания собора. Верующие обязаны беречь это народное достояние, использовать исключительно для удовлетворения религиозных потребностей, не вести политических собраний, проповедей, раздачи книг, враждебных Советской власти, оплачивать счета. Церковный совет все соблюдал исправно. В 1928 г. профсоюзные организации г. Йошкар-Олы ходатайствуют перед административным отделом Мароблисполкома о передаче в их пользование здание Воскресенского собора для использования под межсоюзный клуб. В 1929г. церковь была закрыта. Культовые предметы переданы в другие церкви. Особо ценные предметы взяты на учет, как исторические ценности. К таким предметам были отнесены: иконы Спасителя (16век), принесенные стрельцами, напрестольный крест 1677г. с вкладной надписью и напрестольное Евангелие, напечатанное в Москве в 1681г. в вызолоченном металлическом окладе на лицевой стороне.

Интересный исторический факт: в 1932 году в г. Йошкар-Оле запрещен колокольный звон, так как отвлекает от работы, понижает производительность труда.

В здании Воскресенского собора произошли изменения. Убрана была часть колокольни. В самом здании разместился кинотеатр «Октябрь» Во время войны до 1944 года размещались мастерские одного из эвакуированных заводов. В 1944 году в здании вновь открыт православный храм. Церковную утварь собирали по–разному: часть изготовлялась по заказу храма, много жертвовали прихожане, большая часть утвари из Краеведческого музея и Цибикнурской церкви. В 1961 году здание собора было разрушено в соответствии с планом реконструкции для расширения сквера и строительства зеленой полосы по правому берегу реки Малая Кокшага.»

6. Пройдем еще по улице К.Маркса, обратите внимание, три церкви находятся почти рядом на одной улице.

Мы с вами совершаем путь паломника идем к церкви. Несмотря на то, что город был тогда очень маленьким, паломнику было, где помолиться, найти пищу и кров. Мочалов Максим расскажет о Вознесенской церкви. «Если бы мы оказались в Царевококшайске в 19 веке рано утром, то вместе с горожанами и паломниками поспешили на службу в Вознесенскую церковь. Не по аллеям Ленинского садика, а по Базарной площади прошли к двухэтажной красивой церкви, построенной в 1756году на берегу реки Малая Кокшага. Церковь Вознесения Господня (Рисунок 5) построена стараниями купца Ивана Пчелина, колокольня также была каменной. Архитектура внешнего фасада была достаточно оригинальна - по северной и западной сторонам тянулась открытая галерея. На второй этаж вела закрытая лестница. Церковь привлекала взор не только своим внешним видом, но и внутренним убранством. Предалтарный иконостас деревянный в 5 ярусов украшен резьбой и окрашен синей краской. В храме находилась очень красивая икона – Казанской Божьей Матери, в серебряно- позолоченной ризе, с такими же венцами весом 207 золотников. В ризнице Вознесенской церкви хранилось Евангелие на листах разных форматов, обложенных серебром с накладными изображениями, кресты, потиры, дарохранительницы и прочие необходимые храму принадлежности. В период голода, в 1922году из храма было изъято 43 фунта,74 золотника драгоценных металлов. В январе 1937 года Президиум исполкома МАССР принял постановление «О закрытии Вознесенской церкви» г.Йошкар-Олы из-за того, что общиной верующих не произведен ремонт, чем нарушили условия договора и многочисленные инструкции. В марте 1938 года постановление президиума Горсовета оно передавалось для использования Радиокомитета, 1939г. – пивной склад, в ноябре 1940 года – передан товариществу «Мари художник». Во время Великой Отечественной войны в здании церкви находились цеха одного из военных заводов. После войны в здании церкви находился городской завод по производству пива.

Рисунок 5

Община верующих обращались во все компетентные организации после закрытия Воскресенского собора с целью получить церковное здание себе, но получила отказ. После неоднократных обращений верующих 1февраля 1989 года здание церкви передано исполнительному органу религиозного общества русской православной церкви. Сейчас мы видим восстановленный красивый храм Вознесения Господня.»

7. Итак, мы посетили «святые места» нашего города – Царевококшайска. Как видим, паломникам было, где побывать, где приложиться к местным чудотворным образам, побывать на православных праздниках.

Сейчас, мы с вами проверим, кто был более внимателен на нашей экскурсии. Я предлагаю вам тест. Кто быстрее и правильно может ответить на вопросы?

ТЕСТ

1. В каком году был основан наш город?

А. 1873г.

Б. 1584г.

В. 1673г.

2. Какая церковь считалась кладбищенской?

А. Троицкая

Б. Тихвинская

В. Воскресенская

3. Какая церковь поражала своим внутренним убранством?

А. Входоиерусалимская

Б. Воскресенская

В. Троицкая

4. При которой городской церкви был открыт женский монастырь?

А.Вознесенская

Б. Воскресенская

В. Входоиерусалимская

5. Какая церковь была построена в 1756году?

А. Тихвинская

Б.Воскресения

В.Вознесения

Домашнее задание: проведите подобную экскурсию со своими родителями, постарайтесь рассказать им о Царевококшайске с точки зрения паломника.

Дополнительно разработана кратка презентация для демонстрации. (Приложение 1)


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

11 07 2024 10:27:19

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

10 07 2024 1:13:24

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

09 07 2024 19:37:44

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

08 07 2024 22:25:22

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

07 07 2024 22:49:15

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

06 07 2024 20:18:37

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

05 07 2024 19:39:41

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

04 07 2024 7:36:38

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

03 07 2024 5:40:59

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

02 07 2024 5:56:34

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

01 07 2024 6:41:50

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

30 06 2024 20:23:38

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

29 06 2024 18:27:38

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

28 06 2024 4:52:27

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

27 06 2024 21:41:59

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

26 06 2024 23:52:26

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

25 06 2024 7:45:41

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

24 06 2024 14:59:15

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

23 06 2024 6:26:42

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

22 06 2024 21:22:40

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

21 06 2024 9:50:38

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

20 06 2024 5:13:54

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

19 06 2024 6:25:48

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

18 06 2024 3:46:33

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

17 06 2024 13:25:38

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

16 06 2024 23:59:59

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

15 06 2024 18:59:41

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

14 06 2024 22:21:10

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

13 06 2024 11:13:13

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

12 06 2024 2:10:15

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

11 06 2024 13:49:58

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

10 06 2024 23:36:19

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

09 06 2024 6:42:22

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

08 06 2024 15:17:12

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

07 06 2024 14:32:49

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

06 06 2024 1:53:15

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

05 06 2024 21:45:20

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

04 06 2024 20:10:39

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

03 06 2024 16:55:44

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

02 06 2024 18:21:56

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

01 06 2024 2:56:57

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

31 05 2024 14:23:45

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

30 05 2024 13:43:30

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

29 05 2024 10:36:53

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

28 05 2024 0:18:55

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

27 05 2024 8:14:46

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

26 05 2024 16:14:43

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

25 05 2024 18:58:38

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

24 05 2024 18:36:32

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

23 05 2024 3:10:47

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::