Урок-экскурсия "Царевококшайск глазами паломника"
Протяженность маршрута экскурсии 1,5 – 2 км, время проведения 40 – 45 минут. Если погода не позволяет провести урок – экскурсию на улице, можно провести заочную экскурсию используя материалы учебного фильма, который был снят именно для этой цели. Весь материал собран учениками и мною в Государственном архиве Республики Марий Эл. В фильме используются макеты церквей города Царевококшайска (г.Йошкар-Олы), созданные народным умельцем Ге opгием Чиркиным, фотографии дореволюционного Царевококшайска, альбом В. Яндулова «Мой милый старый город» и то, что сохранилось от старины сегодня.
Цели и задачи урока – экскурсии:
- Сформировать представление об облике города XIX века.
- Проверить умения учащихся публично выступать со своими небольшими исследованиями.
- Развивать на основе краеведения интерес к своей малой Родине.
Методы: Лекция с элементами беседы, рассказ школьников об исторических местах, проверка усвоения материала.
Основные понятия: «паломничество», «паломник», «монастырь», «кельи», «трапезная» «странноприемный дом», «церковь», «храм», «алтарь», «икона».
Оборудование: заочной экскурсии - фильм о местах паломничества в Царевококшайске девятнадцатого века. Экскурсии – сохранившиеся храмы, исторические места, связанные с паломничеством. Фотографии макетов церквей.
План урока-экскурсии:
- Вводная лекция - беседа учителя.
- Тихвинская церковь.
- Входоиерусалимская церковь и Богородице – Сергиев женский монастырь.
- Троицкая церковь.
- Воскресенский собор.
- Вознесенская церковь.
- Экспресс викторина. Заключительное слово учителя.
Ход экскурсии
1. Начало экскурсии у Закладного камня в районе Ленинского садика. Перед началом экскурсии учитель дает задание ученикам: «Для того, чтобы успешно справиться с экспресс викториной, которая пройдет в конце экскурсии необходимо внимательно слушать и постараться запомнить факты и события из истории нашего города.»
Беседа учителя с ребятами: Ребята, когда был основан наш город? Кто приказал основать военную крепость на берегу реки Кокшага? Как вы думаете, почему было выбрано именно это место? Почему царь Иван Грозный приказал основать несколько крепостей таких как Яранск, Царевосанчурск, Царевококшайск? И так, в основном вы правильно ответили на все вопросы. Молодцы!
Наш город был основан по указу царя Ивана Грозного в 1584 году, но в правление его сына Федора Ивановича. Только 01 ноября 1584 года стрельцы под руководством воеводы пришли к берегам Кокшаги. Они же построили и первый острог, выкопали ров, соорудили вал, вокруг крепостной стены. Первоначально город называли Царёв город, но таких названий на Руси было много. Для уточнения географического положения города добавляли «на Кокшаге» Царев город на Кокшаге – Царевококшайск. Город-крепость рос. Границы города расширялись. В конце XYII века в городе случился страшный пожар. Большая часть строений сгорела, начали отстраиваться без какого либо плана. Только в 1835 году из Санкт- Петербурга прибыл генеральный план восстановления нашего города. Согласно этому плану в Царевококшайске, как и в столице России все улицы стали пересекаться строго под прямым углом, строили в городе и красивые церкви. Наш урок- экскурсия называется: «Царевококшайск глазами паломника».
Вопрос учителя: Кто знает, что означают слова «паломничество», «паломник»?
Слово паломничество означает путешествие верующими к «святым местам». Паломник – человек, совершающий это путешествие. Когда первые стрельцы прибыли в город, они с собой привезли провиант, боезапас и иконы. Отстроили стрельцы вначале часовенку, затем деревянную церковь. Позднее на средства прихожан и разных благотворителей было построено 5 каменных церквей и одна домовая.
Сейчас мы пройдем с вами к городскому парку. В XIX на этом месте располагалось городское кладбище. Здесь была построена Тихвинская церковь. Слово «церковь» в переводе с латинского означает « Божий дом».
2. Марышев Анатолий расскажет нам о Тихвинской церкви. (Рисунок 1)
Рисунок 1
«Церковь была построена при финансовой поддержке купца Стефана Вешнякова. Её освятили в 1774 году. В ней было 2 престола: в холодной части – Тихвинской Божьей Матери, а в теплом приделе во имя Святого Великомученика Ге opгия Победоносца. Из архивных документов следует, «здание каменное с такой же колокольнею», что мы с вами и видим. Внешних изменений церковь не претерпела. Особых служб в церкви не велось, лишь по большим праздникам было богослужение. Основная функция – отпевание усопших. В 1924г. по решению НКЮ СССР все кладбищенские церкви передавались группам верующих, желающим принять эти здания. Таковых в нашем городе не оказалось, поэтому 28 октября1926 года Президиум Мароблисполкома принял постановление о закрытии церкви. Отделу местного хозяйства было предложено использовать ее для своих нужд. Восстановлена церковь в середине 90х годов ХХ века.
3. Пройдем дальше дорогой паломника. Этот путь пойдет по бульвару Чавайна, до ул. Советской далее идем до Детского Мира, перейдем улицу и вот мы с вами на территории Богородице Сергиева женского монастыря. Сохранилось 4 двухэтажных здания от построек монастыря, в них располагались кельи. Напомню, что келья это отдельная жилая комната монаха. Через дорогу, мы видим двухэтажное здание. В нем располагалось монастырское училище для девочек. Входоиерусалимскую церковь снесли. (Рисунок 2) На ее фундаменте был построен Государственный архив Республик Марий Эл. Об истории церкви и монастыря расскажет Мурзаева Екатерина.
Рисунок 2
«Паломники, прибывшие в город Царевококшайск, обязательно побывали бы в Входоиерусалимской церкви, построенной в 1754 году на средства купца Алексея Матвеевича Карелина. В 1860 году в храме происходили реставрационные работы бывшим лесничим Александром Алексеевым. Иконостас был перебран и украшен резьбою в стиле рококо, иконы заново покрыты лаком и позолотой. Судьба церкви трагична. В январе – феврале 1930 года она была закрыта. В ее стенах разместился хлебный склад. Имущество было передано в Вознесенскую Церковь. Позднее здание было взорвано, разобрано на кирпичи.
В середине 80-х годов 19века при церкви, на основе женской общины, по разрешению архиепископа Казанского Палладия был открыт Богородице – Сергиев женский монастырь в память посещения Преподобного Сергия Божьей Матерью. В момент открытия монастыря 20 октября 1888 года – монастырь представлял собой площадь, обнесенную с трех сторон каменною стеной, в которой находилось трое ворот. В главном двухэтажном здании на втором этаже находилась домовая церковь игуменьи Серафимы. Позднее построили трапезную (столовую), больницу, странноприемный дом (гостиницу для паломников), монастырское училище. В 1898 году в монастыре проживало 121 женщина по разным документам, 9 монашествующих и 64 дeвoчки, которые обучались в монастырском женском училище. Где они изучали письмо, арифметику, Закон Божий, историю, географию, чтение, домоводство. Большое внимание уделялось духовно - нравственному воспитанию девочек. Монастырь был закрыт в 20-е годы 20 в.»
Вопрос учителя: Чем обучение девочек в монастыре отличается от современного?
4. Пройдем чуть дальше, к Русскому театру. Сейчас рядом с ним воздвигнут новый храм на фундаменте старого бывшей Троицкой церкви. (Рисунок 3) Собирал о ней материл в архиве Белоусов Владимир.
Рисунок 3
«Стрельцы, пришедшие в 1584 году, принесли с собой иконы, которые были бережно сохранены последующими поколениями. Об этом свидетельствуют документы, хранящиеся в архиве: «… особо почитается икона, находящаяся в отдельном киоте, резной из дерева образ «Спасителя в темнице» На хранящейся в церкви деревянной колодке, бывшей на ножке этой иконы, вырезаны слова «от стрельца 1695г.» с особым благословением молятся перед ней. Эта икона хранилась в церкви Святой Живоначальной Троицы, построена в 1736 году. Это каменное двухэтажное здание, построенное на средства купца Стефана Вишнякова и дворцового крестьянина деревни Жуковой Алексея Осокина. Рядом с церковью стояла колокольня с сетью колоколов разной величины: от 281 пуда 39 фунтов до 1пуда 1фунта. При церкви была школа, где учились дети прихожан. Здание ее сохранилось до сих пор. Оно перед нами. При церкви также была библиотека, по данным архива в 1872 году выписывали «Православное обозрение», «Православный собеседник». В 1904 году церковная библиотека насчитывала 355 экземпляров. В трудное для края время 20-х годов, когда страшный голод охватил республику, Троицкая церковь лишилась церковной утвари из серебра и золота. В 1932 году церковь закрыли, здание было передано под музей с антирелигиозным отделом. Позднее оно пустовало. Здание церкви разрушили и только в конце 90-х годов 20 века его начали восстанавливать. Однако, внешний вид храма не соответствует оригиналу, хотя восстанавливается на старом фундаменте.»
5. Пройдем ребята дальше по улице К. Маркса. Мы с вами окажемся на том месте, где до 1961 года находился Воскресенский собор. (Рисунок 4) От собора остался только подвал.
Рисунок 4
Иванаева Наташа расскажет нам о том, что она узнала о храме из клировых ведомостей 19века. «Собор был построен в 1759 году на средства прихожан, среди которых выделялся щедростью казанский купец Василий Федорович Булыгин. Здание было каменной с такой же колокольней. На ней было 7 колоколов от 1-142п. 29ф; 2-25п. 35ф; 3-55п. и 4 маленьких без обозначения веса. Престолов в Воскресном соборе было два. Главный в память обновления храма Воскресения Христова (13 сентября) и во имя Покрова Пресвятой Богородицы (10 октября). Само по себе здание собора было красиво и величественно. Стены храма расписаны иконописным письмом.
В приходе есть учебные заведения: Царевококшайское высшее начальное училище, Царевококшайская женская гимназия, Царевококшайская мужская гимназия, Ваpaксинское министерское училище, Сенькинское земское начальное училище. В голодном 1922году областная комиссия изъяли в пользу голодающих часть церковных ценностей: серебряные ризы, серебряные с позлащенными венцами с самых богатых и почитаемых икон Спасителя и Божьей Матери, а так же обложки с Евангелие.
В соответствии с декретом ВЦИК об отделении церкви то государства община Воскресенского собора 26 июля 1922 заключила договор с Краснококшайским исполкомом о бессрочном и бесплатном использовании здания собора. Верующие обязаны беречь это народное достояние, использовать исключительно для удовлетворения религиозных потребностей, не вести политических собраний, проповедей, раздачи книг, враждебных Советской власти, оплачивать счета. Церковный совет все соблюдал исправно. В 1928 г. профсоюзные организации г. Йошкар-Олы ходатайствуют перед административным отделом Мароблисполкома о передаче в их пользование здание Воскресенского собора для использования под межсоюзный клуб. В 1929г. церковь была закрыта. Культовые предметы переданы в другие церкви. Особо ценные предметы взяты на учет, как исторические ценности. К таким предметам были отнесены: иконы Спасителя (16век), принесенные стрельцами, напрестольный крест 1677г. с вкладной надписью и напрестольное Евангелие, напечатанное в Москве в 1681г. в вызолоченном металлическом окладе на лицевой стороне.
Интересный исторический факт: в 1932 году в г. Йошкар-Оле запрещен колокольный звон, так как отвлекает от работы, понижает производительность труда.
В здании Воскресенского собора произошли изменения. Убрана была часть колокольни. В самом здании разместился кинотеатр «Октябрь» Во время войны до 1944 года размещались мастерские одного из эвакуированных заводов. В 1944 году в здании вновь открыт православный храм. Церковную утварь собирали по–разному: часть изготовлялась по заказу храма, много жертвовали прихожане, большая часть утвари из Краеведческого музея и Цибикнурской церкви. В 1961 году здание собора было разрушено в соответствии с планом реконструкции для расширения сквера и строительства зеленой полосы по правому берегу реки Малая Кокшага.»
6. Пройдем еще по улице К.Маркса, обратите внимание, три церкви находятся почти рядом на одной улице.
Мы с вами совершаем путь паломника идем к церкви. Несмотря на то, что город был тогда очень маленьким, паломнику было, где помолиться, найти пищу и кров. Мочалов Максим расскажет о Вознесенской церкви. «Если бы мы оказались в Царевококшайске в 19 веке рано утром, то вместе с горожанами и паломниками поспешили на службу в Вознесенскую церковь. Не по аллеям Ленинского садика, а по Базарной площади прошли к двухэтажной красивой церкви, построенной в 1756году на берегу реки Малая Кокшага. Церковь Вознесения Господня (Рисунок 5) построена стараниями купца Ивана Пчелина, колокольня также была каменной. Архитектура внешнего фасада была достаточно оригинальна - по северной и западной сторонам тянулась открытая галерея. На второй этаж вела закрытая лестница. Церковь привлекала взор не только своим внешним видом, но и внутренним убранством. Предалтарный иконостас деревянный в 5 ярусов украшен резьбой и окрашен синей краской. В храме находилась очень красивая икона – Казанской Божьей Матери, в серебряно- позолоченной ризе, с такими же венцами весом 207 золотников. В ризнице Вознесенской церкви хранилось Евангелие на листах разных форматов, обложенных серебром с накладными изображениями, кресты, потиры, дарохранительницы и прочие необходимые храму принадлежности. В период голода, в 1922году из храма было изъято 43 фунта,74 золотника драгоценных металлов. В январе 1937 года Президиум исполкома МАССР принял постановление «О закрытии Вознесенской церкви» г.Йошкар-Олы из-за того, что общиной верующих не произведен ремонт, чем нарушили условия договора и многочисленные инструкции. В марте 1938 года постановление президиума Горсовета оно передавалось для использования Радиокомитета, 1939г. – пивной склад, в ноябре 1940 года – передан товариществу «Мари художник». Во время Великой Отечественной войны в здании церкви находились цеха одного из военных заводов. После войны в здании церкви находился городской завод по производству пива.
Рисунок 5
Община верующих обращались во все компетентные организации после закрытия Воскресенского собора с целью получить церковное здание себе, но получила отказ. После неоднократных обращений верующих 1февраля 1989 года здание церкви передано исполнительному органу религиозного общества русской православной церкви. Сейчас мы видим восстановленный красивый храм Вознесения Господня.»
7. Итак, мы посетили «святые места» нашего города – Царевококшайска. Как видим, паломникам было, где побывать, где приложиться к местным чудотворным образам, побывать на православных праздниках.
Сейчас, мы с вами проверим, кто был более внимателен на нашей экскурсии. Я предлагаю вам тест. Кто быстрее и правильно может ответить на вопросы?
ТЕСТ
1. В каком году был основан наш город?
А. 1873г.
Б. 1584г.
В. 1673г.
2. Какая церковь считалась кладбищенской?
А. Троицкая
Б. Тихвинская
В. Воскресенская
3. Какая церковь поражала своим внутренним убранством?
А. Входоиерусалимская
Б. Воскресенская
В. Троицкая
4. При которой городской церкви был открыт женский монастырь?
А.Вознесенская
Б. Воскресенская
В. Входоиерусалимская
5. Какая церковь была построена в 1756году?
А. Тихвинская
Б.Воскресения
В.Вознесения
Домашнее задание: проведите подобную экскурсию со своими родителями, постарайтесь рассказать им о Царевококшайске с точки зрения паломника.
Дополнительно разработана кратка презентация для демонстрации. (Приложение 1)
Подводя итог, следует отметить, что модельные задачи по истории являются удобным инструментом, позволяющим одновременно формировать и оценивать образовательные результаты учащихся. Таким образом, более широкое использование их в урочной деятельности может стать важнейшим условием реализации познавательной потребности школьников, развития их личностных качеств и средством активизации их познавательной деятельности....
27 05 2023 13:37:18
Предлагаю вариант конспекта урока для 11-го класса по теме "Мировой экономический кризис". Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников. Урок рассчитан на 2 часа.
В ходе урока рассматривается как понятие Мирового экономического кризиса, так и особенности его проявления в разных странах мира на примере США, Великобритании, Франции, делается акцент на усиление вмешательства государства в экономику для выхода из кризиса. Подчеркивается роль Народного фронта как в выводе государств из кризиса, так и в отпоре фашистским организациям (на примере Франции).
...
26 05 2023 3:55:51
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
25 05 2023 19:44:20
Нетрадиционный урок в игровой форме проводится после изучения материала. Основные цели урока – определить хаpaктер исторической эпохи; познакомить учащихся с атмосферой повести "Тарас Бульба", понять, как те или иные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, актуализировать и интегрировать знания, полученные на уроках литературы и истории....
24 05 2023 4:50:47
Урок эмоционального сопереживания в форме историко-литературной гостиной способствует осознанию учащимися через исторический и литературный материал ценности каждой человеческой жизни, неприятию идей насилия. Цель: формирование гражданской позиции учащихся, гордости за свой народ, воспитание патриотизма, сострадания и бережного отношения к героической истории родного края, воспитание чувства сопричастности к истории своей родины....
23 05 2023 9:16:27
Урок преследует цели: показать предпосылки возникновения индустриального общества, его особенностей, познакомить с понятием первоначального накопления капитала, с новыми ценностями, зарождением западноевропейского парламентаризма. Главной проблемой урока является появление человека Новой эпохи.
...
22 05 2023 18:55:59
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки).
Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
21 05 2023 16:11:57
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
20 05 2023 2:45:20
Уже больше четверти века прошло с тех пор, как последний советский солдат покинул Афганистан. У тех, кому тогда было за двадцать, взрослые дети, которые должны знать и помнить о том, что их отцы, также как деды в Великую Отечественную войну, достойно выполнили приказ Родины. Они должны знать и чтить имена тех, кто не вернулся с той войны, как это делают их отцы, создав организацию «Боевое братство»....
19 05 2023 20:43:19
Урок по теме "Война за независимость. Образование США" поможет учащимся понять, как сформировались североамериканская нация со своей идеологией, своими экономическими и политическими интересами, и новое государство на территории английских колоний в Северной Америке. Развивает умения работать в группах, сравнивать и анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи.
...
18 05 2023 23:34:27
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
17 05 2023 6:28:57
Урок предусматривает обсуждение проблемы на основе метода учебного проекта.
На примере произведений А.П. Чехова, Н.А. Некрасова изучается влияние на судьбу героев отсутствие правовых механизмов защиты детей и сравнивается положение детей в XIX веке с положением нынешних детей, происходит знакомство с «Конвенцией о правах ребенка». В ходе урока класс разбивается на группы. Каждая группа готовит свой мини-проект, выpaбатывает обращение к персонажам, нарушающим права ребенка.
...
16 05 2023 11:56:29
Внеклассное мероприятие ориентировано на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игровые задания учитывают специфику и познавательную деятельность детей этого образовательного учреждения и способствуют углублению и расширению знаний, развитию умственных способностей учащихся с нарушением интеллекта. А также решается главная задача – развитие интереса учащихся к истории.
...
15 05 2023 0:49:25
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
14 05 2023 3:32:10
Особенности урока: использование технологии развития критического мышления, акцент на многократное осмысленное повторение материала, работа с историческими источниками, осуществляя поиск аргументов в пользу собственного мнения, формирование навыков самостоятельной работы в группах, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
13 05 2023 19:19:46
Тема "Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М.Вебера и П.Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами....
12 05 2023 6:12:39
Урок с использованием презентации PowerPoint и летописных данных. Цель урока: на примере народных восстаний доказать, что XVII век был действительно "бунташным". Опора на знания учащихся, смена видов деятельности и логические вопросы позволят подвести учащихся к пониманию причин и итогов социальной борьбы в XVII веке.
...
11 05 2023 3:41:11
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
10 05 2023 12:21:37

Содержание урока включает в себя повторение основных событий Смутного времени, хронологии, исторических лиц, причин и хаpaктерных черт Смуты. Основные проблемы урока — сравнение позиции Василия Шуйского и Боярской думы, опирающихся в борьбе за власть на иноземные силы, и патриарха Гермогена, К.Минина, Д.Пожарского, олицетворяющих позицию выбора национальной независимости. Важная образовательная составляющая урока – социализация учащихся....
09 05 2023 5:33:15
Урок с использованием экспонатов музея «История школы» можно проводить в 9-х и 11-х классах, где изучается тема «Развитие культуры и образования в начале XX века». Музейные экспозиции и материалы обладают огромным духовным потенциалом, способствуют активности, расширяют сферу интересов учащихся. Урок проводится в форме пpaктического занятия....
08 05 2023 9:38:25
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока.
Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
07 05 2023 23:12:12
В процессе изучения темы ребята узнают про основные направления внутренней политики царского правительства на Кавказе, причинах, последствиях и ходе войны. Учебное занятие формирует у учащихся навыки самостоятельной работы по тексту учебника и карте, развивая способности не получать готовую информацию от учителя, а трудом своих усилий выстраивать свою работу по определенному плану....
06 05 2023 12:48:10
Сценарий открывает общешкольную проектно-ролевую игру. С помощью театрализованного представления учащиеся окунутся в духовный мир эпохи через встречу с выдающимися людьми этого времени....
05 05 2023 16:53:46

Урок "Поиск клада" по теме «Великие географические открытия» с применением игровых технологий. Тип урока – повторительно-обобщающий. С целью закрепить конкретное представление об эпохе Великих географических открытий; систематизировать и обобщить знания учащихся по этой теме....
04 05 2023 5:12:53
Цели урока: повторить и закрепить с учащимися основные положения темы "Глобальные проблемы современности и пути их решения"; сформировать у учащихся навык по применению теоретических знаний на пpaктике....
03 05 2023 5:14:32
Урок разработан с учетом того, что учащиеся должны получить не только новые знания, но и отработать навыки, необходимые для сдачи ЕГЭ по обществознанию. Учащиеся должны усвоить специфику социального в человеке, углубить свои знания о понятии «личность», о факторах ее формирования....
02 05 2023 9:34:55
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы.
...
01 05 2023 17:36:46
Новый материал изучается несколькими способами: составление ответа по плану на основе учебника; обобщение фактов, приведенных в сообщении ученика; работа с историческими документами. Значение и недостатки реформ заносятся в таблицу, на основе которой ученики формулируют свою оценку преобразований....
30 04 2023 0:35:13
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией.
Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
29 04 2023 9:38:49
Урок формирует познавательные навыки учащихся, расширяет кругозор, формирует умение анализировать информацию, работать с текстом по плану, высказывать свою точку зрения. Учтены возрастные особенности учащихся (сочетание различных видов деятельности)....
28 04 2023 14:29:16
На уроке истории систематизируются, обобщаются и закрепляются знания учащихся по истории Древней Греции. Повышается интерес к изучению истории. Развиваются творческие способности, формируется понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умение работать в комaнде.
...
27 04 2023 6:51:45
Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики и истории в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия учебного материала. Расширяет интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную историческую эпоху через ролевую игру, интегрируя экономический компонент в историческую тему.
...
26 04 2023 14:49:18
Цели: обобщить и закрепить в игровой форме знания учащихся по изученной главе "История Древнего мира: Древняя Греция"; привить интерес к самостоятельному изучению истории.
...
25 04 2023 15:28:56
Цели урока – выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую хаpaктеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия. Продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами....
24 04 2023 10:23:18
На уроке изучается образ жизни в XIX веке: проявление Викторианской эпохи в технических усовершенствованиях, архитектуре, интерьере, одежде, в отношениях между людьми. Урок проводится в виде конкурса телевизионных передач с применением презентации, с демонстрацией первого фильма братьев Люмьер «1895 Baby's lunch» и фрагментами аудиокниги Т.Диттрич «Повседневная жизнь Викторианской Англии».
...
23 04 2023 7:16:21
Данная игра приурочена к годовщине контрнаступления советских войск под Москвой в декабре 1941 г. и призвана в игровой форме познакомить учащихся с событиями этого периода. Она рассчитана на достаточно большое количество человек (от 25). Целевой аудиторией данной игры могут быть как 9-е классы (как до прохождения темы, так и после), так и 8-е классы....
22 04 2023 12:49:49
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
21 04 2023 15:44:28
Урок для 9-х, 11-х классов общеобразовательной школы. Тема рассматривается в процессе развития мировых событий с 1947 года до 1991 года, составлена хронология в таблице. Обучающиеся смогут проследить наглядно путь развития «холодной войны» через составление диаграммы, сделать выводы. Изучая хронологию событий «холодной войны» и отвечая на данные вопросы, обучающиеся смогут научиться анализировать события, устанавливать причинно-следственные связи, решать лично-значимые проблемные ситуации....
20 04 2023 4:55:47
В основе предметно-классно-урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. Внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Возникает потребность в объедении знаний разных наук об объектах действительности, т.е. потребность в межпредметных связях учебных дисциплин....
19 04 2023 11:58:41
Урок-игра рассчитан на развитие познавательного интереса молодых избирателей к знаниям в области избирательного права. В виде наглядности выступают документальные материалы избирательной комиссии муниципального образования. Благодаря сочетанию конкурсов и деловой информации из реальной жизни поселения, а также дифференцированному домашнему заданию имеется возможность выбора индивидуальной траектории получения образования.
...
18 04 2023 7:30:13
Цель урока – проанализировать причины, этапы Гражданской войны, действия «белых» и «красных» в период Гражданской войны и сделать вывод, почему в Гражданской войне победили большевики. У учащихся развивается умение работать с фактическим материалом, документами, картой....
17 04 2023 21:23:14
На основе анализа материалов Сталинградской областной комиссии по установлению ущерба, нанесенного немецко-фашистскими захватчиками, документов Сталинградского городского комитета обороны, свидетельств очевидцев учащиеся устанавливают, какой урон был нанесен городу и его жителям во время Сталинградской битвы, как масштабы разрушений повлияли на условия жизни сталинградцев, а также на их мopaльное состояние.
...
16 04 2023 23:48:58
Предлагамая разработка бинарного урока «Расцвет искусства в эпоху Возрождения Италии и Северной Европы» содержит лекцию и тест, позволяющие организовать закрепление темы. Урок проводится с применением презентации.
...
15 04 2023 4:44:25
На уроке использованы методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Показать наличие в послевоенном СССР двух альтернатив общественно-политического развития: демократической и тоталитарной, определить причины возрождения первой и победы второй; раскрыть причины и хаpaктер изменений в структурах власти после окончания войны, нового витка репрессий....
14 04 2023 16:57:41
Материал про участника Курской битвы и знаменитого Прохоровского сражения – Чичварина В.И., чьё имя носит школьный музей....
13 04 2023 2:54:46
Задания, предлагаемые учащимся, позволяют повторить и обобщить материал по изученной теме. Эмоциональный настрой в начале урока активизирует интерес ребят к истории Отечества, что задает, как правило, хороший темп урока.
Использование компьютеров изменяет к лучшему взаимоотношение с учениками, далекими от истории, особенно с увлекающимися ПК. Они начинают видеть в преподавателе "родственную душу".
...
12 04 2023 20:55:29
Урок изучения нового знания проводится в форме проблемного. Его цель заключается в том, чтобы подвести учащихся к пониманию сущности тоталитарного режима и механизмов его становления. Урок способствует развитию у учащихся умения анализировать материал учебника, интерпретировать источники, высказывать аргументированное мнение по обсуждаемым проблемам, выявлять причинно-следственные связи....
11 04 2023 5:45:21
Преподаватель обсуждает с обучающимися смысл слова «гражданин»: есть ли различия между иностранцами, живущими и работающими в России, и гражданами РФ....
10 04 2023 19:12:32
В ходе урока учащиеся на примере фрагментов текстов известных русских писателей и философов знакомятся с понятием и структурой «национального менталитета», с факторами, определяющими особенности национального менталитета, определяют их роль в формировании национального хаpaктера. Также школьники отpaбатывают умение анализировать стихотворения....
09 04 2023 4:11:44
Важнейшей функцией изучения истории является формирование гражданственности, патриотизма, личной ориентации молодого человека. Цель урока – охаpaктеризовать просветительскую деятельность славянских святых Кирилла (Константина) и Мефодия, влияние славянской письменности на культуру славянских народов Центральной, Южной и Восточной Европы. Современные историки и культурологи говорят о существовании определенной кирилло-мефодиевской традиции в культурном единстве славянского мира. Именно сейчас славянские народы, особенно Россия, нуждаются в том, чтобы эта традиция сохранялась и развивалась. Знание о том, как это происходило, поможет осмыслить и многие современные процессы, происходящие в нашем обществе....
08 04 2023 15:21:35
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::