Урок истории в 4-м классе по теме "Итоги правления Петра I и Екатерины II"
Цель урока: Повторить основные этапы правления Пётра I и Екатерины II.
Задачи урока:
- Учить детей самостоятельно находить необходимый учебный материал, готовить мини-сообщения.
- Пополнять словарный запас учащихся.
- Развивать мышление и речь.
- Способствовать повышению познавательного интереса учащихся к истории.
- Формировать чувство патриотизма и гордости за Отечество.
Оборудование:
- изображение лестницы;
- карточки с фактами для работы в парах;
- медали “Знаток истории”;
- жетоны (красный, зеленый, синий) для каждого ученика;
- урна для голосования.
1.Организационный момент. (при подготовке к уроку ученик и ученица из класса учат диалог и преображаются в “Екатерину II” и “Пётра I”.
Входят “Екатерина II” и “Пётр I”.
Пётр I-Вот уж не предвидел я, государыня, таких последствий.
Екатерина II- А чем, Вы, батюшка, не довольны? Россия в годы моего правления процветала. Не зря же меня Екатериной Великой называют.
Пётр I-Ну уж нет, это мне, Петру Великому по всей Руси памятники воздвигнуты!
Екатерина II-Да если б не я, имя Ваше потомкам не известно было б. Кстати сказать, и памятник Вам первый в Петербурге по моему приказу воздвигнут.
Учитель- Остановитесь, пожалуйста, не спорьте. Осмотритесь. Вы попали в 21 век, на урок истории в 4 класс. А тема вам посвящается. Мы поможем разобраться, кто же из вас достоин носить имя великого государя. Екатерина II или Пётр I?
Екатерина II – Странно тут у вас, но разобраться хочется, остaнycь. Послушаю.
Пётр I – А мне, нравится. Жизнь кипит. Народ работящий. Задержусь, полюбопытствую.
2. Знакомство с темой урока.
Учитель – В жизни российского общества в 18 веке произошли значительные перемены. Россия стала могущественной державой. Сократилась отставание от других стран Западной Европы, повысился её культурный уровень.
Эти перемены связаны с именами великих императоров.
На сегодняшнем уроке мы повторим основные этапы правления Екатерины II и Пётра I, поможем разрешить их спор. Но не подобает государям о победах и промахах рассказывать. Поможет им в этом высший орган исполнительной власти. Какое название он имел?
Ученики – Сенат.
Учитель – Вам, Екатерина II или Пётр I, нужно выбрать из ребят по 5 человек, которые будут выступать от вашего имени.
Пока Екатерина II или Пётр I заняты делом, мы повторим изученный материал с помощью теста: “Самое первое в российском государстве”.
Тест.
1. Первым русским царём был:
Иван III
Василий III
Иван IV
2. Кто является основателем Москвы:
Владимир Мономах
Юрий Долгорукий
Ярослав Мудрый
3. Назовите первую башню Московского Кремля:
Спасская
Царская
Тайницкая
4. Первые копейки были отчеканены по приказу:
Ивана Грозного
Дмитрия Донского
Ярослава Мудрого
5. Первая печатная книга называлась:
“Апостол”
“Домострой”
“Куранты”
Проверка – Учитель называет правильные ответы.
Ученики проверяют свою работу и ставят оценку.
4. Подготовка к диспуту. (Обращается к Екатерине II и Пётру I)
Учитель – Я прошу зачитать списки тех ребят, которые займут места рядом с вами.
Задача сената состоит в том, чтобы назвать как можно больше достоинств, великих дел, совершенных Петром I или Екатериной II.
Ответы должны быть полными, четкими. Лучшим будет вручен орден “Знаток истории”. Через 10 мин вам нужно будет дать ответ.
5. Работа с классом.
Учитель – Роль Екатерины II и Петра I бесспopно велика, но почему именно эти имена так часто мы повторяем?
Как они смогли добиться такой славы?
1) Каковы были их хаpaктеры?
2) Отношение к дворянству и к крестьянству?
3) О чём говорит объявление в газете того времени?
– Продается 4-х местная карета на рессорах и дeвка 18 лет
– Продается вятский жеребец, ткач 35 лет с женой и дочерью.
(Помещичья власть над крестьянами была безгранична)
Крепостное право – вот та единственная отрицательная сторона, которая была в правлении этих императоров.
6. Диспут
Учитель- Что же скажут в свою защиту императоры.
Если ответ убедительный, то император поднимается на одну ступеньку.
(выступление учеников по очереди, “Екатерина II” и “Пётр I” передвигают свои портреты по ступенькам)
Займите свои места. (Ученики по очереди приводят аргументы в защиту того или иного императора.)
Учитель- Оказались на равных ступеньках, но окончательный итог подведем в конце урока.
7. Работа в парах.
Учитель- Во время подготовки вы нашли много интересного материала. Давайте удивим правителей знанием подробностей их правления.
(Учитель показывает факт, относящийся к Екатерине II или Петру I.
Ученики, посовещавшись в парах, предлагают свой ответ.)
1) Три камня.
2) Бумажные деньги.
3) “Потешные полки”
4) “Потёмкинские деревни”.
5) “Медный всадник”.
8. Итог урока.
Учитель- Подведём итог сегодняшнего урока.
Сейчас люди много спорят о прошлом России, но ещё больше – о её настоящем и будущем.
Меняются правители, но цель у всех одна: видеть Россию могучей и процветающей Державой.
Меняются указы, принимаются законы.
12 декабря в 1993 году Всенародным референдумом была принята новая Конституция.
В ней закреплены основные права человека. Главой государства выбран президент, наделённый очень большими полномочиями.
Сменилась форма правления. Во времена Екатерины II и Пётра I существовала монархия (власть передавалась по наследству), а сейчас главу государства выбирает народ.
Все мы имеем право на свободу мнения и свободу выбора.
Давайте воспользуемся этими правами и проголосуем.
Если вы считаете, что Екатерина II сделала для России больше, чем Петр I -положите синий жетон в урну для голосования, если наоборот – зелёный. Если у вас другое мнение – положите красный.
Пока проходит голосование и подсчёт, давайте отметим тех учеников, кто отлично работал на уроке. (Награждаются медалью – “Знаток истории”)
Объявление итогов: Так же как и у вас, мнения расходятся и у историков. Тем не менее, в правление именно этих императоров возрос авторитет России в мире. И мы должны помнить об этом.
Проблема генезиса феодальных отношений на Руси. Специфика по сравнению с проявлениями феодальных черт в странах Западной Европы. ...
03 10 2023 15:57:14
Представленная методическая разработка была разработана и пpaктически опробована на уроке истории в 7-м классе. Урок проходит в интеpaктивной форме, с использованием инновационных информационных технологий и средств их достижения (компьютер, мультипроектор, интеpaктивная доска).
Урок проводится в завершении изучения темы "Эпоха Петра Великого" как обобщающий, поэтому учащиеся должны показать знание, умение и навыки работы с дополнительной литературой для самостоятельного изучения, поиска информации для решения проблемных заданий с помощью компьютерных технологий, электронных и традиционных носителей информации....
02 10 2023 15:17:29
В данной статье представлена система активных форм обучения на уроках истории. Исходя из опыта работы, выделяются принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной. Предлагается алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока и методика использования активных форм обучения при подготовке к ЕГЭ. В приложениях к статье даны разработки занятий и учебных материалов....
01 10 2023 15:28:29
Данная тема важна для развития у учащихся цельного представления о русской культуре. Русская культура данного периода в целом выходит из византийской, но произведение, о котором пойдет речь на уроке, является ярким примером русской национальной культуры. Урок проводится в форме исследования исторических документов.
...
30 09 2023 6:31:46

Внеклассное мероприятие по обществознанию формирует системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения, творческие способности. Цель: закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории, об основах законодательства, обучать основам юридических знаний, формировать умение анализировать правовые ситуации, развивать интерес к обществознанию....
29 09 2023 4:20:41
Игра – одна из эффективных форм проведения урока, позволяющая формировать интерес учащихся к материалу. Данный урок предполагает закрепление изученной темы, поэтому вместо традиционного опроса проводится всем известная телеигра «Поле чудес». Победители игры получают подарки и призы, а также участников можно поощрить хорошими отметками в журнале....
28 09 2023 12:35:53
Цель урока: приобретение новых знаний и формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности под руководством учителя в ходе работы с источниками....
27 09 2023 21:24:30
Материалы этого проекта могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, классных часах и спецкурсах по выбору....
26 09 2023 19:23:35
Урок помогает разъяснить учащимся сущность "общения" в обществе людей, его видов и форм; познакомить с элементами культуры общения людей, научить элементарным приемам делового, бытового и других форм общения....
25 09 2023 13:56:31
Актуальность курса обусловлена тем, что развитие военного искусства не изучают на уроках истории, учебников по данному направлению нет. Ребята, готовящиеся в будущем связать себя с государственной и военной службой, должны разбираться в вопросах: как возникла армия, в чем прочность армии, каковы законы ведения войны, какая основа военной науки....
24 09 2023 16:22:19
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
23 09 2023 13:12:35
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
22 09 2023 2:14:53
Урок дает возможность раскрыть духовный облик людей, воевавших под Сталинградом, показать, как каждый из писателей, видевших битву своими глазами, пытается провести своих героев через испытание войной с целью выявления их подлинной человеческой сущности....
21 09 2023 8:35:14
Государство Бохай просуществовало более 200 лет и оставило заметный след в истории Дальнего Востока. Использование на уроке фрагментов рабочей тетради поможет сделать занятие интересным и увлекательным. Учащиеся узнают о занятиях бохайцев, о развитии образования, литературы, отправятся вместе с посольством Бохая к далёким берегам Японии.
...
20 09 2023 14:12:38
Данное мероприятие посвящено ситуации в России конца XX века. Новое время требует от истории полноты и правды. Мир дворянской культуры, удивительный мир человеческих отношений, веры в Бога, в Россию, в ее будущее был разрушен сначала войной, а потом – революциями 1917 г. Они привели к тому, что сотни тысяч наших соотечественников (преимущественно интеллигенция) покинули Родину. Постепенно мы познаем долгие годы скрытое от нас, рожденное в далеких краях творчество наших соотечественников. Сейчас оно возвращается домой. Возвращаются не просто любимые писатели, не только их запрещенные ранее книги, но и горькая память о тех годах, когда они были вынуждены покинуть родину. Поруганные таланты, обездоленные судьбы...
...
19 09 2023 1:55:20
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
18 09 2023 10:47:23
История - это могучая и вечная сила, которая творит гражданина, патриота. Дни воинской славы, установленные Федеральным законом, стали тематической канвой данного урока. Его содержание создаёт своеобразное прострaнcтво патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, солидарности, гордости за историческое прошлое своего народа, чувство ответственности за его настоящее и будущее.
...
17 09 2023 6:45:18
Интегрированный урок предполагает работу в группах с заданиями разного уровня сложности. Урок позволяет учащимся глубоко понять эстетическую ценность русской культуры, воспитывать уважительное отношение к родному городу, чувство патриотизма, уважение к культурному наследию родного края....
16 09 2023 13:17:32
Осенью 2010 года г. Ярославль праздновал 1000-летие. Данная работа представляет собой викторину в форме популярной телеигры, которая призвана проверить знания обучающихся о современном облике города. Игра может представлять интерес не только для ярославцев, но и для всех интересующихся его историей. Каждый тур состоит из трёх тем по четыре вопроса. В финале возможен выбор одного из четырех предложенных вопросов....
15 09 2023 14:31:35
Статья демонстрирует эффективность использования компаративного (сравнительного) метода для повышения мотивации учащихся к истории и формированию умений анализа текстового материала. Рассматриваются этапы включения заданий на сравнение в 5-м классе: с использованием наглядных информативных источников (карт, моделей, схем); с использованием табличной формы организации материала. В статье приведены конкретные примеры заданий на сравнение по истории Древнего мира.
...
14 09 2023 9:18:55
Разработка «Правовой марафон» предназначена для проведения итогового занятия элективного курса «Право и политика» по программе А.Ф. Никитина. С целью заинтересованности подростков в прохождении процедуры проверки мною был разработан игровой вариант, позволяющий выявить уровень полученных знаний каждым индивидуально. При необходимости этот вариант можно использовать и для групповой работы. Задания не претендуют на эксклюзивность, они взяты из различных учебных пособий....
13 09 2023 14:32:45
Статья посвящена научно-пpaктической организации выставочных экспозиций в школе. Освещена поэтапная подготовка, организация и создание выставочных экспозиций, представлен собственный опыт учителя. Показана воспитательная роль совместной деятельности по организации выставок учащихся и учителя, роль родителей, муниципальных и общественных организаций. Рассмотрены научно-пpaктические аспекты деятельности учащихся в организации выставок и связанные с ними исследовательские работы....
12 09 2023 20:27:53
Урок истории в 5-м классе по теме «Первый властелин единого Китая». Урок усвоения и первичного закрепления знаний. Цель урока: познакомить с историей возникновения Китая. На уроке используются приемы синквейн и кластер....
11 09 2023 8:23:58
Урок формирует у учащихся знания об основных периодах политической истории Казанского ханства и знакомит с населением ханства....
10 09 2023 4:46:16
Цели урока: сформировать понятие предприниматель и предпринимательство, сформировать представления о роли предпринимательства в экономике, сформировать представления об организационно-правовых формах предпринимательства; познакомить обучающихся с процедурой создания фирмы;...
09 09 2023 5:44:44
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
08 09 2023 16:24:30
Урок-диалог «Их вечен с вольностью союз…» по теме «Движение декабристов» поможет учащимся глубже увидеть эпоху, людей, личности участников событий 14 декабря 1825 года; попытаться представить, было ли возможным и реальным осуществление в тот момент задуманного заговорщиками. На примере личностей и хаpaктеров декабристов помочь учащимся увидеть такие качества, как благородство, целеустремленность, верность делу, твердость духа, и способствовать стремлению воспитать их в себе....
07 09 2023 3:27:28
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
06 09 2023 2:24:13
На уроке рассматриваются способы интегрированного изучения смежных предметов как форма использования межпредметных связей для расширения и углубления знаний учащихся, формирования целостной картины мира. У ребят развиваются знания о демократическом политическом режиме на примере российского парламентаризма – одного из важнейших признаков и механизмов демократии....
05 09 2023 2:44:27

Цель урока: выяснить причины обращения А.С. Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали писателя; познакомить с историей создания произведения; рассмотреть образ Пугачева на основе сопоставления исторического прототипа и его художественного воплощения....
04 09 2023 20:40:30
В октябре 1917 года наша страна оказалась в условиях экономической и политической блокады. Это выдвинуло на первый план внешней политики прагматический фактор: первые договоры были подписаны РСФСР с сопредельными государствами; Рапалльский договор открыл полосу признания СССР; идея мировой революции приводила к напряженной ситуации в Европе....
03 09 2023 11:31:58
Правовая игра рассчитана на учащихся старших классов. Проводится с целью вовлечения их в политическую жизнь и формирование гражданской позиции. Основана на знании основных конституционных терминов. Даёт представление об управлении Российской Федерацией. Учит применять свои знания в жизни. Ориентирована на активное участие болельщиков. С новой стороны подходит к историческим и литературным персонажам.
...
02 09 2023 8:33:13
Оригинальная форма изучения нового материала по методике «Обучение в сотрудничестве» (Мозаика). Содержание урока посвящено проблеме неизбежности расхождения позиций либералов и демократов по крестьянскому вопросу. Анализируется положение в стране и взгляды творцов и вдохновителей Великих реформ....
01 09 2023 14:37:18
При детальном ознакомлении с содержанием современных педагогических технологий невольно приходишь к выводу о том, что все они - производное от традиционной технологии. Показаны структурные элементы витагенной технологии, технологии развития критического мышления, технологии глобального образования, технологии уровневого обучения и традиционной технологии. Элементы пpaктически совпадают, имеют лишь разные названия и предполагают расстановку акцентов. На примере урока в 10-м классе доказано, что в зависимости от желания учителя, урок можно заявить как воплощение любой из названных технологий. Главное в нашей работе - не поиск интригующих названий технологии, а соответствие результатов целеполаганию и оптимизация затрат усилий педагога и его времени на подготовку к уроку.
...
31 08 2023 6:38:11
Завершающий урок при изучении главы «Россия в XVI века» в курсе «История России с древнейших времён до конца XVII века» подводит итог данному разделу, так как культурное развитие страны в определенный период является едва ли не главным качественным показателем развития эпохи, о которой идёт речь. В то же время, занятие является системообразующим, так как в XVI веке складываются предпосылки перехода от средневековья к Новому времени....
30 08 2023 12:48:59
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
29 08 2023 21:35:41

Презентация расширяет знания учащихся, развивает умение анализировать, обобщать, делать выводы. ТСО повышают познавательный интерес к изучаемому материалу, что несомненно, сказывается на его усвоении....
28 08 2023 7:10:17
Урок помогает обратить внимание на проблему проявления вандализма, варварства как одну из "вечных тем" литературы; обсудить вопрос о необходимости сохранения культурных ценностей; продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся; формированию умения комплексно анализировать средства художественной изобразительности....
27 08 2023 12:50:10
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
26 08 2023 20:21:22
Обобщающий урок построен в игровой форме. Использование игры на уроке дает возможность активизировать познавательную деятельность учащихся, поддерживать интерес к предмету....
25 08 2023 15:11:52
Урок формирует адекватную самооценку и социальные навыки у подростков, дает понятие «цель», понимание разницы между материальными и нематериальными целями, осознание собственных целей и стремлений....
24 08 2023 17:55:17
На уроке учащиеся познакомятся с героическим трудом советского народа в годы войны.
...
23 08 2023 13:57:28
Современный урок истории и обществознания немыслим без документов, первоисточников. Я часто использую в своей системе работы уроки-пpaктикумы, пpaктические занятия, построенные на изучении документов. Ведущей дидактической целью пpaктических занятий является формирование пpaктических умений.
В своей работе я поделилась опытом организации самостоятельной работы с документами, с применением информационных технологий.
...
22 08 2023 15:36:23

Урок проводится в форме конференции. В ходе урока у учащихся формируется представление о создании, структуре и деятельности ООН, а также об основных правах человека, закрепленных Всеобщей Декларацией прав человека, и способах их защиты на мировом уровне, совершенствуются умения работы с документами, развивается гражданственность и правовая культура....
21 08 2023 23:28:27
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
20 08 2023 5:27:37
Урок призван закрепить теоретические знания учащихся по семейному праву, развивать и формировать познавательный интерес к разным областям жизни человеческого общества, научить ориентироваться в семейном законодательстве. Урок воспитывает потребность осознанно пользоваться принципами семейного права, научиться принимать самостоятельные решения по пpaктическим правовым ситуациям.
...
19 08 2023 17:56:58
Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации.
Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели.
Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории.
Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....
18 08 2023 4:31:33
Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....
17 08 2023 19:10:38
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
16 08 2023 9:59:59
Главным мотивом в изучении истории является интерес к предмету. Поэтому учитель должен развивать интерес через содержание урока, организацию учебного процесса, межличностные отношения с учениками, а использование интеpaктивных технологий на уроках позволяет наиболее ярко продемонстрировать возможности ребенка, помогает ему раскрыться, сделать собственные выводы....
15 08 2023 20:29:49
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::