Конспект урока истории для 6-го класса на тему "Образование единого русского государства"
Цели урока:
- Образовательные: подвести итоги изучения внутренней и внешней политики Ивана III, изучить основные направления деятельности Василий III, познакомить учащихся с символикой нашего государства, подвести учащихся к пониманию того, что именно в правление Ивана III начинают закладываться основы российского государства.
- Воспитательные: Формировать у учащихся чувства любви и уважения к Родине к ее истории, понимания того, что только единое государство может быть экономически и политически развитым.
- Развивающие: Развивать у учащихся умения работать с исторической картой, текстом учебника, анализировать хронологические таблицы, выполнение развивающего задания, направленного на развитие мышления при чтении с выходом на говорение.
План:
- Проверка Д/З: Рассказ учащихся о деятельности Ивана III, о присоединении Новгорода и падении ига.
- Изучение нового материала: итоги правления Ивана III и Василий III.
- Подведение итогов.
- Инструктаж по Д/З.
По учебнику: “История Отечества 6 класс” авторы: А.А. Преображенский, Б.А. Рыбаков издательство “Просвещение”.
Д/З. §§17, 18 (до стр.151)
По уровням:
А-№1,4
В-№1,4 - по рабочей тетр.
С-№1,4
+ уровням С №3 стр. 154
В №4 стр. 154 - после § 18 письм. ответы на вопросы.
Оборудование урока:
- Портреты Ивана III (1462-1505) и Василий III (1505-1533), с датами правления.
- Даты и понятия: 1
- 478 – присоединение Новгорода
- 12 ноября 1480 – стояние на р. Угре, понятие – государство, титул, герб.
- Плакат: Этапы образования единого русского государства.
- Вклейки в тетр.
Оформление доски
Плакат | Классная работа. Число. Тема: “Образование….” План Даты и портреты. |
Государство Титул Герб |
Алгоритм выполнения развивающего задания.
- Объявить какое качество будем развивать в этом задании. Отметить, что именно в этом задании будет еще затронута кратковременная память.
- Зачем нам это надо? Это поможет учащимся в будущем работать со сложными историческими текстами.
- При выполнении учитель постоянно напоминает о времени выполнения задания, комментирует этапы урока, четко определяет завершение работы.
- Проверка может быть трех видов: самопроверка, проверка учителем, но чаще всего на уроках используется взаимопроверка.
- Рефлексия (Обсуждение с детьми насколько понравилось это задание, легко ли его было выполнять)
- Подведение итогов учителем: Я считаю, мы справились с заданием форма проведения, и темп были на высоком уровне. Когда класс работает хорошо, удачный подбор учеников, у учащихся хорошо работает долговременная память, возможна экономия времени на уроке и тогда можно выполнить второе задание.
Вклейка в тетрадь учащимся:
Ивана III (1462-1505).
Василий III (1505-1533).
1478 – присоединение Новгорода.
12 ноября 1480 – стояние на р. Угре.
Тезаурус: Герб - символ государственной власти.
При Иване III двуглавый орел, увенчанный двумя коронами, на золотом фоне. В то время орел был со сложенными крыльями, в дальнейшем герб был существенно дополнен.
Титул – наиболее почетное звание.
Государство – это организация, управляющая обществом, людьми, которые проживают на какой – то определенной территории.
Дата | Присоединенная территория. |
1463 г. | Ярославское княжество. |
1472 г. | Пермская земля. |
1474 г. | Ростовское княжество. |
1478 г. | Новгород. |
1485 г. | Тверь. |
1487-1494 гг. | Новосильское, Одоевское, Воротынское княжества и другие западные русские земли. |
1489 г. | Вятская земля. |
1483,1499-1500 гг. | Югорская земля у реки Печоры и уральских гор. |
1503 г. | Чернигово-Северская земля. |
1510 г. | Псков. |
1514 г. | Смоленск. |
1521 г. | Рязанское княжество. |
Ход урока
Учитель: На прошлом уроке мы с вами начале изучение правление Ивана III и отметили, что лишь ему удалось приступить к планомерному объединению русских земель. Начиная с этого времени лозунг собирания русских земель, становится основой государственной политики. Ребята ответьте мне на вопрос: Как Иван III собирал земли и что присоединил?
Учащиеся отвечают на вопрос.
Учитель: Объединенная Русь вступила в новый этап своего развития в новый период своей истории. Посмотрим на плакат и выделим те этапы, которые мы уже разобрали.
Работа с плакатом “Образование единого русского государства”
Учитель: Иван III прекратил уплату дани Орде, и это привело к одному из важнейших в истории России событий. Что вы знаете о нем?
Учащиеся рассказывают о стояние не реке Угре.
Учитель: Итак, целью нашего сегодняшнего урока станет изучение последнего этапа процесса образования единого русского государства, но для перехода к новой теме нам необходимо закрепить изученный ранее материал, поэтому мы с вами выполним развивающее задание, которое направлено на развитие мышления при чтение и с выходом на говорение. (Работаем по алгоритму)
Учитель: Спустя пять лет после свержения ордынского ига Иван стал активно продолжать присоединение новых земель к своему государству. Отныне он стал носить титул Государя Всея Руси. У государства появился свой герб, на котором был изображен двуглавый орел и всадник, поражающий змея. Какие символы государственной власти вы еще знаете?
Учащиеся отвечают на вопрос.
Учитель: В гербе отражалась история нашего государства.
Учащиеся заслушивают сообщение.
Учитель: Сформулируем понятие, что такое герб.
Учащиеся: Предлагают различные формулировки.
Учитель: Обращает внимание учащихся к раздаточному материалу, в котором заложен тезаурус и работает с понятийным аппаратом.
Учитель: Приемником Ивана III стал его сын Василий III, который активно продолжал политику своего отца.
Давайте поработаем с таблицей и картой атласа и посмотрим, какие территории были присоединены за время правления Василия III.
Учащиеся: Работают с таблицей разными цветами: Цветными карандашами отмечают земли, которые были присоединены при Иване III и Василии III.
Таблица.
Дата | Присоединенная территория |
1463 г. | Ярославское княжество |
1472 г. | Пермская земля |
1474 г. | Ростовское княжество |
1478 г. | Новгород |
1485 г. | Тверь |
1487-1494 гг. | Новосильское, Одоевское, Воротынское княжества и другие западные русские земли. |
1489 г. | Вятская земля |
1483,1499-1500 гг. | Югорская земля у реки Печоры и уральских гор. |
1503 г. | Чернигово-Северская земля |
1510 г. | Псков |
1514 г. | Смоленск |
1521г. | Рязанское княжество. |
Иван III
Василий III
Учитель: Сегодня мы посмотрели как расширялась территория русского государства. В это же время повысился и международный авторитет нашей страны. Русские дипломаты стали активно посещать другие страны.
Сегодняшней урок подходит к концу давайте все вместе подведем итоги.
Учитель задает наводящие вопросы, которые предполагают краткие ответы учащихся.
Давайте вспомним: Какую политику проводили Иван III и Василий III.
Какие земли вошли в состав государства в этот период, повысился ли международный авторитет России,
Изменился ли статус московского князя с принятиям титула Государя Всея Руси.
Учитель: Ребята, а теперь сформулируем итоги нашего урока, опираясь на тезаурус, сделаем общий вывод.
Учащиеся: Во время правления Ивана Третьего идет процесс формирования единого российского государства, усиливается роль великого князя, меняется его статус с принятием титула Государя Всея Руси. У нашего государства появляется герб, что свидетельствует о его силе.
Учитель: инструктаж по Д/З и выставление оценок.
Приложение
Урок представлен в форме пpaктического занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно работают в школьном музее, изучают образ жизни народов ханты и манси. Результатом работы является составление небольшого рассказа по выбранным предметам хозяйственной жизни народов Севера....
10 06 2023 16:34:22
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
09 06 2023 18:41:34
Задания помогут студентам ответить на дискуссионные вопросы по теме "Первая мировая война", обратившись к соответствующим историографическим и конкретно-историческим источникам. При этом предлагаемые для анализа документов примерные вопросы и задания имеют своей целью помочь формированию умений и навыков исследовательской работы....
08 06 2023 0:24:35
Урок расширяет знаний учащихся о правлении Бориса Годунова и начале правления Лжедмитрия I. Учитель объясняет причины возникновения Смутного времени, причин и хаpaктера восстания И.Болотникова.
...
07 06 2023 5:39:24
Программа факультативного курса "Становление и развитие православия в России. Православие
и культура". Программа дает большой простор для применения
различных технологий в работе с учащимися....
06 06 2023 23:29:59

Презентация поможет лучше усвоить материал, формирует уважение к героическому прошлому страны на примере подвигов, совершенных детьми в годы войны....
05 06 2023 3:41:52
В Книге памяти опубликованы воспоминания тех немногих здравствующих ветеранов, кто еще может встречаться со школьниками, и рассказы бабушек, дедов и прадедов учащихся школы о военных годах. Работа над созданием «Книги памяти» расширяет представления учащихся об основных событиях Великой Отечественной войны за счет обращения к документам семейных архивов и непосредственным носителям исторической памяти (родителям, бабушкам, дедушкам и другим)....
04 06 2023 12:39:44
Я работаю над системой нестандартных уроков. Урок направлен на повторение и углубление знаний учащихся по истории России с древнейших времен до середины XVII века, содействует воспитанию активной жизненной позиции, развивает интерес к истории, формирует умение оперировать знаниями в нестандартных ситуациях, развивает диалогическую и монологическую речь.
...
03 06 2023 6:56:39
Класс делится на две группы, каждая из которых получает отрывки из источников и текста учебника, что позволяет учащимся сопоставлять текст учебника и источника, развивает навыки работы с ними. Исследовательская работа активизирует познавательную деятельность учащихся и благотворно влияет на изучение дальнейшего материала. При данном способе проведения урока деятельность учителя сводится к корректировке деятельности учащихся.
...
02 06 2023 12:13:52
В статье представлен сценарий урока по истории. Дети изучают историческую закономерность падения крепостного права в России....
01 06 2023 20:47:25
Урок сочетает в себе знания из разных областей и должен познакомить учащихся с лучшими произведениями русской культуры; выяснить, в чем заключаются особенности древнерусской культуры; воспитывать патриотическое отношение к своей Родине; развить умение анализировать текст и делать выводы....
31 05 2023 8:13:43
Окружающая жизнь предлагает человеку разные понимания мира, разные точки зрения на его осмысление. Тем не менее человек ищет ответа на важные вопросы земного бытия: каков мир и место человека в нем? Что есть красота и что является эстетическим эталоном? Изучение и пропаганда русской культуры, творчества её великих творцов, её традиций сегодня как никогда актуальны и необходимы.
...
30 05 2023 1:15:39
Стенограмма дебатов, посвящённых фильму "12" режиссёра Никиты Михалкова (2007 год). Фильм является римейком знаменитого фильма американского режиссёра Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин".
Михалков весьма убедительно показал, что далеко не на все вопросы можно с лёгкостью ответить "да" или "нет". В том числе и на вопрос, хорош или плох фильм "12".
...
29 05 2023 11:14:19
Открытый интегрированный урок в 5-м классе предполагает работу в группах с заданиями разного уровня сложности. Предлагаемый вниманию учителей урок сопровождается компьютерной презентацией и набором заданий (вопросов), которые направлены на развитие самостоятельной интеллектуальной деятельности, воображения, коммуникативных навыков. Задания даны в игровой форме превращая урок в интересное познавательное путешествие в мир первобытного человека....
28 05 2023 7:15:53
Элективный курс построен на содержательном материале отечественной истории. Цель курса: расширение знаний учащихся о жизни и деятельности выдающихся личностей в отечественной истории....
27 05 2023 20:53:26
Урок составлен на основе воспоминаний и поэтических произведений Мишты-Хямиляниной Лидии Тимофеевны – блокадницы, жительницы г. Краснодара с 1943 года....
26 05 2023 5:12:33
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
25 05 2023 18:37:55
Данный материал поможет учителю в проведении урока по теме «Типология обществ» в курсе «Человек и общество» (8-й класс, учебник под редакцией А.И. Кравченко). В презентации даны тестовые задания для подготовки учащихся к итоговой аттестации в новой форме («Сборник заданий для проведения экзамена в 9-м классе» издательства «Просвещение», 2009)....
24 05 2023 10:27:17
Урок повторяет материал и расширяет знания о Древнем Востоке. Развивается познавательный интерес, учащиеся ищут необходимую информацию для выполнения учебных заданий с учебной литературой, учатся выступать перед аудиторией....
23 05 2023 4:33:39
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
22 05 2023 10:56:49
Программа курса «Основы жизненного самоопределения» для 5-го класса. В основу программы легли некоторые обществоведческие курсы, существующие в образовательной среде. Цель курса — формирование социальной компетентности. Данный курс можно использовать не только в рамках изучения предмета, но и во внеклассной работе....
21 05 2023 16:51:38

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
20 05 2023 18:22:33
На уроке учащиеся знакомятся с архитектурой главного города Афинского государства, формируется умение составлять рассказ, описывать памятники культуры, правильно употрeбллять и объяснять исторические термины, понятия....
19 05 2023 13:37:30
Правоведческий курс "Основы правовых знаний" рассчитан на 34 часа для 9-го класса. Содержит материал о ключевых вопросах теории права и государственного устройства Российской Федерации. Лекционный материал, пpaктические занятия, самостоятельные работы организованы таким образом, чтобы научить ребят самостоятельно применять нормативные документы к конкретным жизненным ситуациям.
...
18 05 2023 21:36:38
В ходе урока затронуты многие важные проблемы: отсутствие гарантий и механизма соблюдения права на жизнь, существование в нашей стране профашистских и экстремистских организаций, выявление причин способствующих росту экстремизма в России и т.д. Критический подход к рассмотрению темы позволил не только заинтересовать, но и пробудить в учениках стремление способствовать улучшению правового фона вокруг себя путем осознания прав человека и гражданина как важной общечеловеческой ценности. Это развивает гуманистичекое мышление у подростков – члeнов общества....
17 05 2023 16:35:22
Урок построен в форме игры с использованием методов деятельностных технологий. На этапе актуализации формируется навык самостоятельной познавательной деятельности. На этапе применения умений и навыков формируются компетенции, относящиеся к самому человеку как субъекту деятельности, общения. На этапе закрепления формируется способность учащихся самостоятельно действовать при решении актуальных для них проблем. Урок способствует развитию навыков социального взаимодействия....
16 05 2023 13:32:33
Настольная интеллектуальная игра для учащихся 5-х классов разработана в целях лучшего усвоения и запоминания учебного материала. За основу взята настольная игра «Русское лото», однако здесь большую роль играют не цифры, а знания истории по различным направлениям. Игра дает возможность быстро и непринужденно запоминать различные географические названия, определения терминов и понятий, имена исторических деятелей, даты, события, названия мифических героев. Детям очень нравятся эти игры....
15 05 2023 0:59:26
Цель: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, мopaльных ориентиров, гражданственности и общей культуры. В ходе урока используются интеpaктивные формы обучения, организуется работа над формированием проектировочных умений учащихся, ведущих компетенций. Предлагаемая инструкция по составлению проекта - плод долговременной работы автора урока. Она не раз опробована в процессе обучения....
14 05 2023 0:32:32
Вступая в диалог с автором, учащиеся проникают в умонастроение и ментальность общества, изучаемой эпохи, чтобы понять действия и поступки людей, ушедших в прошлое.
...
13 05 2023 0:12:27
Выполнение творческого задания во время работы в малых группах – создание коллажа на заданную тему. («Социальные роли личности», «Национальный вопрос», «Богатые и бедные», «Современная семья». ) Ученики должны по теме отобрать и вырезать материал из журналов, соединить в коллаж. Развивает образное мышление, учит работе в группе. Позволяет обобщить пройденный материал и подвести итоги....
12 05 2023 13:55:50
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
11 05 2023 18:46:24
На уроке у учащихся формируются представления о происхождении и назначении денег, их функциях; развиваются умения анализировать, делать выводы, использовать жизненный опыт при решении проблемных задач....
10 05 2023 1:38:16
На занятии на примере каменного зодчества XVIII века составляется представление о русской культуре....
09 05 2023 21:29:10
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
08 05 2023 22:40:45
Привлечение источников способствует формированию умений обучающихся, самостоятельно их анализировать и систематизировать содержащийся в них материал, делать выводы, используя исторический источник для аргументации, анализировать и обобщать факты. Целенаправленное использование источников позволяет развивать и расширять познавательный интерес у школьников, активизирует внимание. Работа с документами помогает становлению творческой деятельности учащихся....
07 05 2023 18:26:10
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
06 05 2023 12:59:59

Занятие посвящено личности великого российского реформатора П.А. Столыпина....
05 05 2023 15:53:54
Факультативное занятие по обществоведению для 10—11-х классов. Данное занятие направлено на то, чтобы, участвуя в разработке символики на местном, локальном уровне, формировать в дальнейшем неравнодушное отношение и уважение к государственным и национальным символам.
...
04 05 2023 21:57:19
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
03 05 2023 7:22:22
Урок-презентация. Метод погружения в историческую эпоху. Сочетание индивидуальных и групповых заданий, работа по алгоритму развивает у учащихся навыки самостоятельной мыслительной деятельности....
02 05 2023 18:37:33
В ходе проблемного урока с элементами игрового моделирования учащиеся должны познакомиться с возрастающей ролью информации в жизни человека и ее влиянием на общество, научиться видеть различные, противоположные стороны одной той же проблемы, критически осмысливать свой выбор, сравнивать его с выбором других, анализировать, аргументировать свою позицию, узнать, с какими проблемами приходится сталкиваться людям в условиях информационного бума....
01 05 2023 0:54:13
Игра "За семью печатями" является исторической, развивающей, познавательной игрой. Она учит детей логически мыслить, анализировать исторические события, ощущать взаимосвязь событий. В игре участвуют три человека (или три комaнды) и зрители. Игроки отвечают на семь вопросов и записывают ответы в формуляре № 1. За каждый правильный ответ игрок получает печать. Если игроки не знают правильного ответа, то вопрос задаётся зрителям. Правильно ответивший полученную печать отдает любимому игроку. Игрок, получивший наибольшее количество печатей, признаётся победителем и называет имя героя.
...
30 04 2023 2:49:15
На уроке подводятся итоги изучения темы "Великие реформы 60—70-х гг. ХIХ в.". Учащиеся знакомятся с презентацией, затем отвечают на вопросы по материалам презентации. В завершение проводится тест по данной теме.
...
29 04 2023 21:43:57
Материал к уроку подобран с учетом возрастных особенностей учащихся, имеет большое воспитательное значение. <br>
Важнейшей составляющей воспитания школьника является правовое воспитание. Научить детей уважать права человека и помнить о своих обязанностях – задача современной школы. Материал представляет разработку комбинированного урока изучения нового материала и закрепления полученных знаний в ходе пpaктической работы (поиск информации в Интернете). Содержание учебного материала и формы работы рассчитаны на учащихся 9-х классов.</p>
...
28 04 2023 6:58:19
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
27 04 2023 12:17:42
Актуальность изучения вопросов избирательного права и процесса в современной России трудно оспорить. Представлен один из возможных вариантов изучения вопроса в средней школе. Новизна урока состоит в том, что использованы материалы избиркома Алтайского края, участковой избирательной комиссии, закрепляются теоретические знания учащихся по избирательному праву и процессу на примере итогов голосования населения в регионе....
26 04 2023 6:12:34
Урок-игра по истории закрепляет и обобщает полученные знания учащихся о событиях первой русской революции, социально-экономическом кризисе в годы революции, аграрной реформе П.А. Столыпина; формирует умения анализировать, обобщать исторические знания, обсуждать актуальные проблемы определенного исторического периода, высказывать и аргументированно защищать собственную точку зрения....
25 04 2023 22:26:13
Освоение Приамурья - одна из суровых и героических страниц истории нашего народа. Далекий, почти безлюдный край, открытый отважными землепроходцами, обживался в тяжелейших условиях. Памятниками упорству и мужеству наших предков - первооткрывателей и защитников - служат современные амурские села. Приближается юбилейная дата – 160-летие со дня основания г.Благовещенска. В связи с этим тема «Заселение Приамурья» вызывает огромный интерес....
24 04 2023 19:50:35
Урок посвящен 1150-летию Российской государственности. На уроке учащиеся приводят найденные ими в источниках необходимые сведения, комментируют их. Под руководством учителя анализируют разные точки зрения и формулируют выводы. Важно организовать работу на уроке так, чтобы у учащихся формировалась информационная компетенция и воспитывался интерес к историческому прошлому страны....
23 04 2023 20:28:18
Учителю надо уметь пользоваться всем арсеналом средств, чтобы разнообразить свои уроки, добиваясь конечного результата, особенно при работе с детьми с ЗПР. Чтобы обеспечить школьнику возможность активного участия в процессе познания, выработать интерес к познанию окружающего мира, и разработан данный урок.
...
22 04 2023 23:35:30
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::