Урок истории в 9-м классе по теме "Исторический выбор: демократическая Россия или советская Россия?"
Цели:
- Обучающая: показать последнюю возможность поворота России к демократическому развитию, сознательно пресеченную большевиками.
- Развивающая: развитие дедуктивного логического мышления, монологической речи, умения выстраивать причинно- следственные связи, умение аргументировать.
Тип урока: проблемно - развиваюший урок, ролевой.
Оформление доски:
- Портреты участников учредительного собрания;
- Плакаты «Да здравствует Учредительное собрание!», лозунги: «Вся власть Советам»;
- Музыка «Интернационал».
Раздаточный материал: Таблица – Партийный состав депутатов Учредительного собрания (всего 715 депутатов).
Эсеры | Большевики | Меньшивики | Нац.гр. | Кадеты | Народ.социал. | Беспарт. |
412 | 183 | 17 | 81 | 16 | 2 | 4 |
Учитель: Идея созыва Учредительного собрания принадлежала почти всем партиям в ходе революции 1095-1907 г. Учредительное Собрание – законодательный орган. Придя к власти в 1917 году, большевики изменили свое отношение к Учредительному Собранию, заявив, что Советы являются более приемлемой формой народовластия. Но, так как, идея Учредительного Собрания была очень популярна в народе, большевики не рискнули что-либо поменять. Эсеры рассчитывали на будущее законное большинство в Учредительном собрании. Идея на созыв Учредительного Собрания, большевики надеялись, что, блокируясь с левыми эсерами и меньшевиками - интернационалистами, они получат в нем относительное большинство.
В выборах, состоящих 12 ноября (в ряде районов позже), участвовало от 45 до 50 млн. человек, что составляет 60 % внесенных в списки для голосования. Голоса распределились следующим образом: (см. таблицу).
Таким образом: впервые в мировой истории более 81 % голосов было подало за социалистов. Надежды большевиков на то, что после принятия II съездом Советов декретов о Земле и о Мире большинство крестьян отдадут голоса им и левым не оправдались. Из 715 мaндатов большевики получили 183, левые – 40, эсеры – 412.
Ученик 1: – 5 января 1918 года – Открытие Учредительного Собрания в Петрограде в Таврическом дворце, что стоит на Шпалерной.
(Звучит Интернационал)
Виктор Чернов- эсер.
Председатель (ученик): – Прошу утвердить повестку дня нашего заседания:
- Вопрос о Мире;
- Вопрос о Земле;
- О государственном устройстве России.
«… Факт открытия первого заседания Учредительного Собрания…. провозглашается конец гражданской войны между народами, населяющими Россию». А также, если распустится Учредительное Собрание, это будет означать начало гражданской войны. Мы осуждаем сепаратные мирные переговоры с Германией и требуем «демократического мира без победителей и без побежденных, мира, в котором победителями были бы только народы, а побежденными только те, кто виновен в этой бойне». Мы говорим, что социализм, «не есть равенство в нищете, не есть азapтные и рискованные опыты на почве общего упадка…, а это есть огромное строительство, развивающее производительные силы страны…».
Ученик (большевики): – Николай Бухарин: «Вопрос о власти будет окончательно решен той самой гражданской войной, которой остановить нельзя вплоть до полной победы русских рабочих, солдат и крестьян. С нашими cмepтельными классовыми противниками мы клянемся с этой трибуны вести гражданскую войну, а не примирение: «Заревом революционного пожара загорится – если не сегодня, то завтра – весь мир»». Мы, революционные социал-демократы, стоим за диктаторское решение вопроса о власти… за меры самой решительной беспощадной войны против всех врагов народа.
Председатель: – Слово предоставляется товарищу Свердлову Якову Михайловичу.
Ученик (Свердлов): – «Я предлагаю прослушать составленную Лениным «Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого народа». В газете «Правда» она уже опубликована (Зачитывается «Декларация» (Сборник Ленина)).
Я прошу Учредительное собрание обсудить и принять, а также ратифицировать все раннее принятые Совнаркомом декреты и на этом можно разойтись».
Эсеры: - «Мы не станем обсуждать вашу декларацию. Наша партия приняла свои декреты и объявляет Россию Демократической Федеративной Республикой».
Учитель: – Пояснение. Исторический факт. На самом деле собрание не стало обсуждать эту декларацию, но если вы позволите, мы проведем все же дискуссию между большевиками, эсерами и меньшевиками. Итак, в дискуссии участвуют ученики 9-х классов, 9А- (большевики), 9Б -(эсеры).
Обсуждение:
- Вопрос о земле;
- О мире;
- Рабочий контроль;
- О власти.
(Каждый класс заранее должен продумать свои выступления по данным вопросам. На основе исторических фактов, программ каждой партии, дети обсуждают вопросы. Обсуждения ведутся с помощью учителя, которые могут перерасти в спор между большевиками и эсерами. Ребята доказывают, что каждая их программа хороша и может вывести Россию из хаоса).
Учитель: – Исторический факт:
6 января большевики покинут зал заседания, покинут и левые эсеры. Заседание будет продолжаться. Эсеры будут решать вопросы одни.
7 января 1918 г. ВЦИК принял декрет о роспуске Учредительного Собрания.
«От здания к зданию
Протянут канат
На канате – плакат
«Вся Власть Учредительному Собранию!»
Старушка убивается – плачет,
Никак не поймет, что значит…??»А. Блок
Ученик от имени Ленина: – «Разгон Учредительного Собрания советской властью есть полная и открытая ликвидация формальной демократии во имя революционной диктатуры».
Учитель: Судьба Учредительного Собрания – закономерный результат объективно сложившейся политической обстановки. Кроме того, Учредительное Собрание ещё не гарантировало демократического пути развития России. Не исключено, что оно могло бы стать ещё одной «говорильней» по примеру Временного правительства. Но именно разгон Учредительного Собрания до сих пор побуждает видеть в нем несостоявшуюся демократическую альтернативу большевистскому режиму.
Ученик: – А 10 января начал вою работуIII Всероссийский Съезд Советов, который одобрил разгон Учредительного Собрания, а также принял ту самую «Декларацию прав трудящихся». И где произошло объединение Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Учитель: Почему сегодня мы рассматриваем именно Учредительное Собрание? Почему акцент делаем именно на это событие? Россия стояла в одном шаге отдемократической России. Но этого не случилось.
(Зачитывается цитата В. И. Ленина «Только диктатура пролетариата есть самое полное осуществление руководства всеми трудящимися, которые угнетены, забыты, задавлены, запуганы, обмануты. Только диктатура пролетариата».«Вся власть – Советам!»).
(Звучит «Интернационал»)
Интеpaктивные технологии делают процесс обучения интересным, динамичным, позволяющим раскрыться каждому обучающемуся, доступным. Цели урока – охаpaктеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу XVIII в.; рассказать о ходе Северной войны, создании в России армии нового образца, превращении России в европейскую супердержаву....
18 03 2024 4:30:58
Урок завершает изучение основ государственного права и посвящен проблеме выборов, как одного из наиболее доступных способов гражданского участия в жизни государства. На уроке учащиеся знакомятся с различными сторонами предвыборной кампании: дебаты, агитация, деятельность СМИ и избирательных комиссий, изготовление предвыборных агитационных листков и приобретают пpaктические навыки участия в процедуре голосования. Занятие способствует развитию творческих способностей, формирует у детей целостное представление об ответственности каждого за свой выбор, о влиянии выборов на судьбу своего государства. ...
17 03 2024 0:26:23
Урок подводит учащихся к пониманию возрастающей роли СМИ на формирование духовно-нравственной культуры человека и всего общества в целом. На уроке определяются положительное и отрицательное влияние СМИ на человека, формулируются выводы о проблемах информационного воздействия на общество. ...
16 03 2024 22:20:39
Элективный курс построен на содержательном материале отечественной истории. Цель курса: расширение знаний учащихся о жизни и деятельности выдающихся личностей в отечественной истории....
15 03 2024 21:23:43
Правовая игра по обществознанию построена по принципу популярной телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером».. Цель игры: в занимательной форме расширить знания учащихся по теме «Конституция РФ»....
14 03 2024 1:29:20
Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в ВОВ. ...
13 03 2024 19:19:50
Программа рассчитана на 17 часов и предназначена для учащихся 11-х классов с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и пpaктических заданий. Новизна данного курса в том, что он предлагает познакомиться с неизвестными страницами в истории родного города, предполагает большую самостоятельную работу с архивными как опубликованными, так и неопубликованными источниками....
12 03 2024 4:12:53
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
11 03 2024 14:27:55
Представлена модель современного урока истории. Учитель направляет деятельность учащихся в процессе изучения взглядов Жана Кальвина, разбирает с ними особенности кальвинистской церкви, организует работу в микрогруппах по вопросу о контрреформации. Урок завершается обсуждением значения Реформации. Урок сопровождается презентацией....
10 03 2024 18:27:29
Задачи урока: систематизация знаний по теме «Символика России» (обществознание) и по темам «Нашествие с Востока. Борьба Руси с западными завоевателями»; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины, её прошлому и настоящему; развивать умение работать в комaнде, взаимовыручку и поддержку....
09 03 2024 15:40:24
Задачей урока является выработка умения осуществлять правовой анализ ситуации и выбора грамотного, правового поведение; определение функций и полномочий законодательной, исполнительной, судебной власти РФ; воспитание активной гражданской позиции. ...
08 03 2024 5:49:54
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
07 03 2024 8:26:24
Цели урока: повторить материал о событиях в Западной Европе VI-XI вв; повторить причины образования государств в Европе; закрепить основные понятия темы; закрепить навыки работы с картой....
06 03 2024 5:10:18
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...
05 03 2024 12:40:47
Урок по теме: «Какой ценой?» проводится в 8-м классе после изучения на уроке литературы рассказа Роберта Шекли «Абсолютное оружие». На занятии и в ходе подготовки к нему у учащихся воспитывается отношение к человеческой жизни как главной ценности общества. В ходе коллективной работы дети приходят к выводу, что не всегда цель оправдывает средства....
04 03 2024 17:15:13
Урок входит в систему уроков, посвященных истории России первой четверти XVIII века. В основу организации занятия положена технология критического мышления. ...
03 03 2024 14:16:33
Урок занимает особое место в курсах истории России и всеобщей истории. Перед старшеклассниками на уроке ставится проблема неизбежности войны, ученики предлагают свое видение мирного урегулирования накопившихся разногласий между странами. Ученики изучают документы эпохи, работают с историческими картами, подводят итоги Первой мировой войны, рассматривают последствия для России и для мира....
02 03 2024 5:39:45
Урок помогает сформировать представление об основных особенностях и проблемах демографического, социального и экономического развития Российской империи на рубеже XIX-XX веков, сформировать представление об основных тенденциях и направлениях экономической политики правительства России накануне и в начале XX в....
01 03 2024 1:59:46
Урок в разделе "Древняя Греция". В построение и содержании урока учитывалось, то, что учащиеся только начинают знакомство с историей Древней Греции на примере её полиса Афины. Использовались хорошо знакомые детям формы работы (карточки, работа с исторической картой, учебником). ...
29 02 2024 6:51:31
Прдеставлены четыре основных направления: поисковая работа, оформительская, лекционно-экскурсионная, военно-конструкторская. ...
28 02 2024 22:33:14
На уроке ученики работают с картой, атласами и учебником, анализируют документы, учатся соотносить исторические процессы и факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий....
27 02 2024 7:56:45
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся 6-го класса с целью формирования целостного представления об истории и языке римской и средневековой Англии. Урок составлен в игровой форме, что повышает мотивацию учащихся к изучению обоих предметов. Некоторые задания имеют дифференцированный уровень сложности....
26 02 2024 1:29:46
Комбинированный урок в игровой форме изучает события русской истории XVI века, деятельность Ивана Грозного, понятия «крепостное право», «опричнина», «опала», «всполье». Учащиеся овладевают исследовательскими методами исторического познания, умениями работать с различными историческими источниками, учатся применять знания, высказывать собственную точку зрения, вести дискуссию. Форма обучения – групповая....
25 02 2024 17:46:15
Урок для 6-го класса проводится по типу урока-игры или внеклассного мероприятия в рамках школьной декады истории. Урок способствует развитию интереса к предмету, поддерживает познавательную активность учащихся. ...
24 02 2024 16:35:55
Тесты по истории ЯНАО составлены с целью осуществления контроля знаний учащихся по курсу истории ЯНАО. Они составлены по материалам: "Исторический атлас ЯНАО" (Голикова И.А., Квашин Ю.Н., Сазонов А.В., 1999,издательство ДИК), и "Методические рекомендации по работе с "Историческим атласом ЯНАО" (А.Ф. Макеев, Л.И. Реховская, Салехард, 2001). Рассчитаны для использования как на уроках по истории России (где изучение НРК выделено в процентном соотношении), так и по курсу "История Ямала" для 7-11-х классов....
23 02 2024 11:14:23
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...
22 02 2024 14:33:19
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
21 02 2024 16:14:44
Данный урок продолжает изучение социально-экономических, этнических, внутри- и внешнеполитических особенностей и культурных процессов княжеств-государств периода феодальной раздробленности. Дана хаpaктеристика своеобразия их политического устройства. ...
20 02 2024 17:21:50
Цель литературно-музыкальной композиции: воспитание уважительного отношения к истории страны, формирование потребности знать и помнить исторические события, стимулирование интереса к чтению художественной и исторической литературы, воспитание чувства патриотизма, формирование положительной нравственной оценки подвига во имя родины....
19 02 2024 16:59:19
Смутное время относят к числу наиболее трудных и переломных эпох в истории России. Поэтому итоговый урок для десятиклассников ставит целью не только систематизацию материала по теме с учётом сложности исторического подхода, а и формирование навыков умения искать пути решения задач (в данном случае - пути выхода из кризиса начала XVII в.). Урок проводится в нетрадиционной форме с применением элементов выборной технологии, игры, видеоматериалов, инсценирования, что повышает интерес учащихся....
18 02 2024 16:14:12
Необычность урока в том, что проводится он двумя учителями истории, чтобы наглядно продемонстрировать учащимся возможность разной интерпретации и оценки одних и тех же исторических фактов. Учащиеся после урока отмечали, что нелегко определиться с выбором, если каждый учитель настойчиво отстаивает свою точку зрения, противоположную версии другого учителя. Но именно в такой ситуации дети учатся размышлять, делать выводы, отстаивать своё мнение и опровергать аргументы оппонентов. ...
17 02 2024 22:14:58
В Республике Казахстан в 2009 г. проведена широкомасштабная программа «Снижение информационного неравенства», в реализации которой приняли участие все педагоги страны. Активизирован интерес к применению всеми участниками педагогического процесса информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это дало возможность повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов, стать основой современного образования....
16 02 2024 20:33:56
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
15 02 2024 9:40:53
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
14 02 2024 19:15:40
В ходе урока учащиеся с помощью технологии "синквейн" работают с понятием «закон», а также определяют сущность законов царя Хаммурапи и их значение для жителей Вавилона. На уроке учащиеся развивают навыки исследовательской деятельности, работают с перфокартами....
13 02 2024 23:16:26
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
12 02 2024 2:16:54
Цели урока: познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси; воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга....
11 02 2024 1:19:38
Урок предполагает знакомство учащихся с началом революционных событий 1917 г. Подготовка к уроку способствует развитию умения хаpaктеризовать различные тенденции политической жизни; анализировать исторические документы, высказывать собственное мнение по проблеме. На уроке применяется технология сотрудничества, т.е. идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей....
10 02 2024 6:30:55
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
09 02 2024 4:38:19
Представлен конспект урока истории по программе для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев "Всеобщая история" (авторы Колпаков С.В., Пономарёв М.В.) к учебнику "История Древнего мира" для 5-го класса (авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.), издательство "Просвещение", 2003. Тема урока "Быт древних греков"....
08 02 2024 15:49:20
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
07 02 2024 11:35:17
Урок преследует цели: показать предпосылки возникновения индустриального общества, его особенностей, познакомить с понятием первоначального накопления капитала, с новыми ценностями, зарождением западноевропейского парламентаризма. Главной проблемой урока является появление человека Новой эпохи. ...
06 02 2024 0:17:50
В настоящее время для работающего учителя выпускается огромное количество методической литературы, поурочного планирования, дидактические материалы к урокам, но всегда бывает интересно узнать, как эту или иную тему изучает коллега в другой школе, в другом городе. Целями урока являются изучение особенностей государства в период феодальной раздробленности; выяснение причины феодального раздробления, объяснение закономерности феодальной раздробленности, создание представлений о феодальной морали и обычаях, формирование умения устанавливать взаимосвязи причин и следствий....
05 02 2024 17:42:53
Уже больше четверти века прошло с тех пор, как последний советский солдат покинул Афганистан. У тех, кому тогда было за двадцать, взрослые дети, которые должны знать и помнить о том, что их отцы, также как деды в Великую Отечественную войну, достойно выполнили приказ Родины. Они должны знать и чтить имена тех, кто не вернулся с той войны, как это делают их отцы, создав организацию «Боевое братство»....
04 02 2024 22:22:37
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
03 02 2024 18:20:39
Урок является составной частью темы "Глобальные проблемы современности" и призван расширить знания учащихся одиннадцатых классов о международном терроризме. Урок проводится с использованием проектной технологии обучения. На уроке раскрываются основные понятия, организуется групповая работа учащихся с текстом Федерального Закона РФ "О противодействии терроризму", статьями Уголовного кодекса. Важным этапом является презентация проектов учащихся, с предложениями путей решения проблемы современного терроризма....
02 02 2024 16:27:58
Урок предполагает самостоятельное изучение эпохи Н.С. Хрущева с последующим изучением документов на уроке. За 1–2 недели до предполагаемого занятия учитель предлагает школьникам список литературы для подготовки к уроку и перечень вопросов, которые будут обсуждаться....
01 02 2024 14:35:47
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
31 01 2024 2:43:55
Урок проводится для учащихся 8-х классов в игровой соревновательной форме. Цель урока: формирование образа территории игровыми средствами. Учащиеся проходят пять станций и на каждой их встречают и оценивают хантыйские духи реки Обь. Используются загадки, легенды, викторины, кроссворды. В конце урока подводятся итоги и рефлексия....
30 01 2024 23:49:26
Музеи сельских школ играют важную роль в культурно-просветительской работе среди учащихся и местного населения, в охране природы, памятников истории и культуры. Они способствуют активизации интереса учащихся к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности, овладению пpaктическими навыками поисковой исследовательской работы. Школьный музей - это музей в миниатюре, отражающий узкие, локальные темы истории родного края....
29 01 2024 11:47:20
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::