Перспективные школьные технологии на уроках истории > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Перспективные школьные технологии на уроках истории


    Перспективные школьные технологии на уроках истории

Общей целью исторического образования учащихся является приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям, овладение ими языком культуры, развитие личности учащихся на основе знания прошлого и умение ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.

Важнейшая цель исторического образования – обеспечить средствами предмета, включающего разные учебные курсы, воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современного общества.

Задачи исторического образования:

– Обеспечить учащихся историческими знаниями об опыте человечества (создание условий для овладения ими определенной суммой исторических знаний, необходимых для понимания общественных процессов, умения ориентироваться в исторических сведениях, понимать и давать объективную оценку историческим событиям в их взаимосвязи).

– На основе развития эмоциональной сферы личности средствами воздействия на неё исторических образов воспитать уважение и пробудить интерес учащихся к истории и культуре своего и других народов, сформировать творческое и ответственное отношение к миру, подготовить школьников к восприятию духовно-нравственных ценностей.

Развить личность учащихся на основе овладения историческими знаниями, способности ориентироваться в важнейших достижениях мировой и национальной культуры.

Урок – это форма организации обучения, живая и гармоничная частица педагогического процесса. Любой урок должен органически вписываться в систему работы учителя. Каждый урок должен осуществлять какую-то конкретную часть общих задач обучения. В то же время урок должен отличаться целостностью и завершенностью, выполнять конкретные задачи и давать реальные результаты.

Педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата.

Сторонники развивающего обучения искали пути превращения учебного процесса в средство умственного развития личности. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности (в том числе и совершать умственные действия).

Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной учебно-познавательной деятельности школьников.

В основе деятельностного способа обучения – личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.

К личностно-ориентированным технологиям обучения относятся такие педагогические новации, как технология “полного усвоения знаний”, “коллективного взаимообучения”, “модульного обучения”, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания общения, специфическим особенностям школьников.

Технология полного усвоения знаний.

Исходным моментом методики является общая установка: все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса. Далее учителю предстоит определить, в чем состоит полное усвоение и какие результаты должны быть достигнуты всеми.

Категории целей познавательной деятельности:

– знание: ученик запоминает воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие и т.д.) – “запомнил, воспроизвел, узнал”;

– понимание: ученик преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую (интерпретирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие событий) – “объяснил, продемонстрировал, проиллюстрировал, интерпретировал”;

– применение: ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации;

– анализ: ученик вычлeняет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознает принципы построения целого – “вычлeнил части из целого”;

- оценка: ученик оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели – “определил ценность и значение объекта изучения”.

Целенаправленным обучением учащихся “рациональным приемам деятельности” и всемерной интенсификацией самостоятельной работы являются лабораторно – пpaктические занятия.

Лабораторное занятие – форма учебного занятия, на котором организуется самостоятельная изучение школьниками нового материала по учебнику или первоисточникам.

Лабораторное занятие отличается высокой степенью самостоятельности учащихся в изучении новой темы, где роль учителя как организатора и консультанта.

Цели лабораторного занятия по учебнику:

– Формирование яркого, целостного образа – представления об исторических фактах и их изложение авторами учебников, реконструкция собственного эмоционального образа исторических фактов, формулирование и аргументация личных оценочных суждений.

– Развитие и совершенствование умений анализировать учебный текст, различая объективные исторические факты и их авторское изложение; оценивать учебную информацию на предмет достоверности; сопоставлять различные толкования исторических фактов; формулировать собственные выводы; аргументировать свою точку зрения; понимать вероятность и мотивы существования иных взглядов и подходов к изучаемым фактам.

Методическим условием организации лабораторного занятия по учебнику может быть одно из следующих обстоятельств:

- Материалы учебника содержательно, глубоко, доступно для учащихся конкретного возраста раскрывают тему занятия. Основной учебный текст четко структурирован, многообразен, располагает к организации активной и вариативной учебной работы с ним.

- Автор учебного пособия отражает одну или несколько точек зрения на исторические факты, анализирует и аргументирует их, сопоставляет различные подходы.

- Историческая тема раскрывается в учебнике на примере ряда однородных фактов, при изучении которых целесообразно провести их сопоставление, систематизацию, обобщение или разработать алгоритм (стереотипный план) изучения подобных фактов, например: “Передняя Азия в древности: Финикия, Ассирийская держава, Персидская держава”.

Структура лабораторного занятия по учебнику:

1 этап – организационный. Учитель сообщает тему занятия и мотивирует её выбор и формулировку; выдвигает учебные проблемы или предлагает сделать это учащимся самостоятельно; знакомит класс с учебником или текстами, на основе которых будет организовано лабораторное занятие; определяет формы самостоятельной работы учащихся (фронтальная, групповая, дифференцированная); разъясняет инструкцию и требования к оформлению результатов лабораторной работы.
2 этап – самостоятельная работа учащихся с учебными текстами учитель выступает в роли консультанта и координатора совместной деятельности класса.
3 этап – коллективное обсуждение результатов в одном из вариантов: творческие отчеты групп, выступления представителей, фронтальное обобщающая беседа.
4 этап – подведение итогов лабораторной работы: суммирование подходов и оценок или формулирование общего вывода; оценивание школьников.

Инструктивные карточки, которые получают ученики в начале лабораторного занятия, должны содержать следующие сведения:

- данные источника: автор, учебник, глава, параграф, страницы, а так же указания на другие компоненты учебной книги, которой могут быть использованы в работе (иллюстрации, карты, хронологические комплексы и т.д.);
- познавательные задания с четким обозначением учебных приемов и средств обучения, обязательных при выполнении;
- направленность обобщающего вывода.

Лабораторные занятия по документам.

Документальный текст служит источником новых знаний и средством организации самостоятельной исследовательской деятельности учеников. Лабораторное занятие по документу, цель которого не простое углубление и конкретизация исторических знаний, развитие аналитических умений и навыков работы с текстом, а, главное, формирование объективного всестороннего представления учащихся о фактах прошлого, критического отношения к источникам, умений самостоятельно анализировать и оценивать факты, выpaбатывать собственный взгляд на события и их последствия.

Типология познавательных заданий к учебному тексту.

I. Задания на проверку понимания прочитанного.

1.Тест с выбором ответов.
2.Тест с альтернативными ответами.
3.Тест с ограничениями на ответы.
4.Толковый словарь темы.
5.Календарь событий.
6.Синхронистическая таблица.
7.Хронологические задачи
8.Тест последовательности (в хронологическом порядке расставить)
9.Историческая карта.
10.Простой или информативный план параграфа.
11.Текст с ошибками.
12.Кроссворды, чайнворды, ребусы.

II. Задание на образную реконструкцию исторических фактов.

1.Картинный план.
2.Словесные портреты исторических деятелей.
3.Изложение исторических событий от имени одного из их участников, свидетелей, современников или потомков.
4.Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные противоположные мнения и оценки.
5.Словесная и образная стилизация исторической информации (“дневники”, “письма”, “мемуары”, “газеты”).

III. Задания на анализ учебного текста, на различение фактов и их авторского толкования:

1.Развернутый, или стереотипный, или смысловой план.
2.Сравнительно-обобщающая таблица.
3.Конкретизирующая таблица.
4.Логическая схема.
5.Познавательные задания на определение авторских подходов к оценке исторических фактов.

IY.Задания на формулирование и аргументацию личных оценочных суждений.

Пpaктическое занятие.

Пpaктическое занятие-форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей пpaктической и творческой деятельности или осваивают сложные познавательные приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого.

В соответствии с основной дидактической задачей пpaктикумы по истории делятся на три вида:

1) пpaктическое занятие по развитию познавательных умений,
2) пpaктическое занятие по решению познавательных задач,
3) пpaктическое занятие по проверке результатов творческо-поисковой деятельности.

Формирование познавательных умений идет параллельно с овладением новыми знаниями, с изучением исторических источников.

Пpaктическое занятие по развитию познавательных умений.

а) вводное пpaктическое занятие в начале нового исторического курса “Знакомство с предметом и учебником”.
б) специальное занятие по теме “Счет лет в истории”.

Пpaктическое занятие по решению познавательных заданий.

Уместно использовать в конце тематического блока как способ актуального повторения, систематизации и пpaктического применение новых знаний и умений.

Познавательные задание, прежде всего, должны пробудить в ребятах желание задуматься над смыслом и назначением истории, помочь им найти личностную значимость и ощутить на себе благотворное влияние от общения с прошлым.

Классификация познавательных заданий:

а) образные задания, обучающие видеть, адекватно усваивать и воспроизводить в образной форме внешние признаки исторических событий и их деталей, деятельность людей – участников исторического процесса.
б) логические задания, активизирующие преимущественно абстpaктно – логическое мышление учащихся, содействующие формированию умений осмысливать сущность фактического материала, усваивать теоретические сведения в форме понятий разной широты обобщения.
в) проблемные задания – особый вид логических заданий, построенных на несоответствии наличного уровня знаний и умений ученика и требующегося для решения поставленной задачи. В процессе её решения ученики овладевают опытом творческой деятельности, то есть способностью при решении каждой новой задачи находить свой оригинальный способ её решения, опираться как на имеющиеся знания и умения, так и на догадку и интуицию.

Пpaктическое занятие по проверке результатов творческо-поисковой деятельности может быть логическим завершением тематического блока. Здесь заслушивается и обсуждается рассказы учащихся об исторических событиях, составленные от имени их участников, свидетелей, современников, доклады по материалам домашних архивов и т.п.

Структура пpaктического занятий по решению познавательных задач.

1-й этап – организационный. Сообщается тема занятия, его задачи, условия проведения, формы работы учеников: индивидуальная, групповая, фронтальная. Распределяются роли консультантов, спикеров, экспертов, формируется рабочие группы.

2-й этап – решение познавательных задач. Независимо от формы работы в начале занятия можно решить одну из задач коллективно, сверяя свои действия с памяткой. Затем школьники выполняют задания самостоятельно, обращаясь к консультантам за помощью в случае необходимости.

3-й этап – обсуждение готовых решений. Если ученики работали в группах, то от их имени выступает специально подготовленный спикер. Весь класс принимает участие в уточнении ответов, а эксперты анализируют и оценивают работу групп, отмечая наиболее удачные решения.

4-й этап – подведение итогов. Учитель отмечает результативность занятия, выставляет отметки, а также хаpaктеризует деятельность консультантов, спикеров и экспертов.

Сегодня проблема поиска и создание новых технологий в этом направлении очень необходима, т.к. в современных условиях традиционные технологии не дают возможности развития творческих способностей школьников, тормозится активность и самостоятельность.

Общая установка: все обучаемые способны полностью усвоить учебный материал при рациональной организации учебного процесса.

Обучение учащихся “рациональным приемам деятельности” и интенсификацией самостоятельной работы дают хорошие результаты усвоения знаний.

Примером таких уроков может быть использование рабочих листов к урокам по курсу истории средних веков (6 класс).

Рабочий лист урока состоит из двух частей:

- задания по теме, которые используются при работе над презентацией нового материала и пpaктике по соответствующей теме под руководством учителя;

– повторение темы с использованием разнообразных по жанру познавательных заданий, вопросов, тестов и др.

Усвоение знаний учащимися достигается при пятикратном повторении учебного материала:

  • опережающее домашнее задание;
  • презентация нового материала учителем;
  • закрепление нового материала по вопросам задания рабочего листа к уроку;
  • домашнее задание по материалам пройденного;
  • повторение пройденного по вопросам части рабочего листа “Задания” (устно) и “Повторение темы” (письменно).

Следующий урок начинается с повторения домашнего задания по рабочим листам предыдущего урока (задание – устно, повторение темы – письменно).

Изучение нового материала учитель проводит с использованием рабочего листа по следующей теме.

Приложение:

1. Рабочий лист урока “Как возникло франкское королевство”.

Часть 1. Задания.

  1. Где жили франки до Великого переселения народов?
  2. Кто и когда возглавил поход франков в Галлию?
  3. Как вели себя франки в завоеванной Галлии?
  4. Как возникло государство у франков?
  5. Как Хлодвиг стал королем?
  6. Как Хлодвиг управлял королевством?
  7. Какое значение имел сборник законов?
  8. Стр.18 учебника (сборник законов). Что утверждают эти законы?
  9. Каким способом знать увеличивала свои владения?

Часть 2. Повторение темы.

  1. Укажите год, в котором франки разгромили войско римлян и подчинили себе Северную Галлию: 1) 410 г.; 2) 476 г.; 3) 486 г.; 4) 451 г.
  2. Укажите вождя, который возглавлял франков в битве у города Суассон:
    1. Хлодвиг; 2) Атилла; 3) Аларих; 4) Меровей.
  3. Объясните, почему на завоеванной франками территории Галлии многие местные богачи из римлян и галлов признали власть Хлодвига?
  4. Расскажите, как Хлодвиг добивался власти.
  5. Укажите, в каком году возникло государство у франков:
  6. 1) 500 г.; 2) 395 г.; 3) 410 г.; 4) 486 г.

  7. Объясните, как свободные земледельцы становились зависимыми крестьянами.

2. Рабочий лист урока “Христианская церковь и королевство франков в VI- VIII веках”.

Часть 1. Задания.

  1. Почему Хлодвиг и франки приняли христианскую веру?
  2. Выпишите в тетрадь новые термины из раздела 2 и 3 учебника с объяснениями или сформулируйте их самостоятельно.
  3. Рассмотри схему на стр. 21. Кто кому подчинялся?
  4. Кого современники прозвали “ленивыми королями” и почему?
  5. Почему Карл Мартелл одержал победу над аpaбами при Пуатье?
  6. Когда Пипин Короткий пришел к власти и почему?

Часть 2. Повторение темы.

  1. Почему франки и Хлодвиг приняли христианство?
  2. В чем причина военных успехов Карла Мартелла?
  3. Установите соответствие:
  4. 1) Хлодвиг; а) провозглашен королем франков вместо свергнутого
    2) Карл Мартелл; короля династии Меровингов;
    3) Пипин Короткий; б) правитель франков, который за службу в войске стал давать землю;
    в) правитель, который принял христианство, при нем был составлен первый сборник законов франков.

  5. Установите в хронологической последовательности следующие события:
  • битва при Пуатье;
  • провозглашение Пипина Короткого копролем;
  • принятие христианства.

От цели к результату.

Разработка созитдательного оценочного инструментария в школьном обучении истории.

Необходимым условием успешного формирования глубоких и прочных знаний учащихся по истории является систематическое повторение в процессе обучения исторических фактов, понятий, хаpaктеристик исторических деятелей, научной периодизации исторических процессов, основных хронологических дат.

Одним из важных объектов обучения учащихся является проверка знаний ученика, точнее, объем, глубина и детализация исторической информации, воспроизводимой в его ответе.

В процессе работы в данном направлении предпочтение отдается диагностирующим функциям, где в качестве критерия оценки исторических знаний школьников выделено умение ориентироваться в историческом процессе, определены конкретные показатели такого умения, предложены активные формы его диагностики и одновременного развития.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

29 05 2024 22:57:11

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

28 05 2024 15:47:15

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

27 05 2024 11:41:41

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

26 05 2024 20:44:50

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

25 05 2024 15:28:32

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

24 05 2024 10:24:43

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

23 05 2024 12:48:32

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

22 05 2024 17:35:15

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

21 05 2024 14:59:39

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

20 05 2024 23:17:57

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

19 05 2024 6:39:33

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

18 05 2024 1:29:33

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

17 05 2024 4:42:39

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

16 05 2024 6:54:49

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

15 05 2024 6:35:25

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

14 05 2024 10:30:47

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

13 05 2024 16:36:30

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

12 05 2024 23:33:59

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

11 05 2024 9:52:40

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

10 05 2024 1:49:38

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

09 05 2024 8:10:43

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

08 05 2024 15:16:46

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

07 05 2024 23:47:31

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

06 05 2024 22:51:10

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

05 05 2024 17:43:50

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

04 05 2024 10:31:47

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

03 05 2024 13:18:42

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

02 05 2024 4:12:59

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

01 05 2024 23:36:42

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

30 04 2024 11:25:27

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

29 04 2024 9:54:23

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

28 04 2024 8:50:42

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

27 04 2024 3:14:48

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

26 04 2024 0:25:14

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

25 04 2024 14:27:46

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

24 04 2024 20:11:20

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

23 04 2024 10:55:38

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

22 04 2024 14:58:43

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

21 04 2024 7:35:41

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

20 04 2024 22:47:14

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

19 04 2024 7:55:26

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

18 04 2024 6:18:40

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

17 04 2024 6:52:37

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

16 04 2024 13:28:36

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

15 04 2024 5:29:54

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

14 04 2024 18:42:34

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

13 04 2024 20:40:27

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

12 04 2024 16:49:48

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

11 04 2024 8:10:41

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

10 04 2024 7:25:52

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::