Урок-блок по истории в 11-м классе по теме "Вторая мировая и Великая Отечественная войны"
Цели урока:
- в ходе урока содействовать формированию новых знаний, и понятий по теме;
- показать, что вторая мировая и отечественная войны явились результатом невозможности развития фашизма;
- показать уроки и ошибки советского руководства в ходе Великой Отечественной войны, героизм советского народа;
- становление личности.
Задачи – Раскрыть особенности и главные задачи второй мировой войны и Великой Отечественной войны.
План урока – блока:
- Лекция по темам: а) начало второй мировой войны; б) начало Великой Отечественной воины; в) военные операции и основные события Великой Отечественной войны 1941-1942 г.г.; г) основные военно-политические события второй мировой войны; д) коренной перелом в ходе Великой Отечественной и второй мировой войны; е) антифашистская война. Основные военно-политические события второй мировой войны 1942-1943 г.г.; ж) заключительный этап войны.
- Семинар по теме: “Вторая мировая и Великая Отечественная войны”.
I. ХОД УРОКА
План /изложение нового материала/:
Основные слова к теме:
Инцидент – случай, происшествие, столкновение.
Рейх – государство, империя.
Эскалация – постепенное увеличение, расширение, наращивание чего-либо.
Вопросы закрепления темы:
- 25-летие конца первой мировой войны.
- 15 марта 1939 г.
- Италия. Япония.
- Англия. Франция.
Итак, мы с вами видим, что Мюнхенское соглашение коренным образом изменило обстановку сил на международной арене. Оно показало, что правительство США, Англии, Франции, да и самой Чехословакии, не хотели противопоставить гитлеровской агрессии борьбу вооруженными силами. Они пытались толкнуть Гитлера в войну против Советского Союза. Таким образом, весной 1939 г. В Европе создалась напряженная военно-политическая обстановка в политике Германии и Италии стали отчетливо проявляться тенденции к расширению агрессии, 14 апреля 1939 г. Итальянские войска захвалили Албанию, а 28 апреля Германия заявляет о расторжении англо-германского соглашения, и одновременно расторгло договор о нападении с Польшей. У правящих кругов Англии и Франции возникли серьезные опасения.
Оборудование – карта мира, карта “военные действия 1941-1945 г.г.”, учебники.
План изложения нового материала:
- Начало войны: а) накануне; б) вероломное нападение; в) крупные поражения в начальный период войны.
- Мобилизация: а) перестройка жизни страны; б) мероприятия ЦК партии и советского правительства; в) перестройка экономики на военный лад.
Конспект лекции.
Планы Германии по нападению на СССР уже не были тайной для советского руководства.
По совершенно разным каналам, с Запада и Востока; из Германии и Японии поступали в Ставку сообщения о точной дате начала вероломного нападения Германии на СССР. Такие сведения, и сведения о переброске немецких войск в приграничных областях передавались разведкой из Польши, Венгрии, Румынии.
Сталин же стремился всячески отмахнуться от этих сообщений, игнорируя их. Он отклонил все предложения комaндующих приграничными округами о приведении в боевую готовность этих округов. Советским войскам было запрещено заблаговременно занять предусмотрительные планом прикрытия, оборонительные рубежи, не дать тем самым повода Германии осудить СССР в подготовке к войне.
13 июня 1941 г. Германскому послу в Москве было поручено заявление, в котором говорилось, что “по мнению советских кругов, слухи о намерении Германии порвать пакт и предпринять нападение на СССР лишены всякой почвы”. Но не посол, не Германское правительство на это не дали никакого ответа. Более того, это заявление не было опубликовано в печати в Германии. Однако это заявление было опубликовано в советской печати 14 июня 1941 г. Как сообщение ТАСС. Это ослабило бдительность Советских вооруженных сил.
21 июня Советское правительство обратило внимание германского посла на серьезность сложившейся обстановки и предложило ему обсудить этот вопрос. На что и посол, и правительство Германии ответили тем же молчанием.
А на рассвете 22 июня 1941 г. Фашистская Германия без объявления войны вероломно вторглась на территорию СССР.
Перед нападением на Советский Союз в распоряжении Германии оказались: промышленность, сырье, людские ресурсы, захваченных ее европейских стран – это очень резко увеличило ее военно-экономический потенциал.
Разработка детального плана военного нападения на нашу страну была начата еще в июле 1940 г. Окончательный вариант, получивший название, “план Барбаросса”, был утвержден 18 декабря 1940 г. Основа его была сформулирована как “блиц-крич” - “молниеносная война”. По плану предполагалось закончить войну к осени 1941 года.
А сейчас 22 июня 1941 г.фашистская Германия тысячами орудий бомбила Киев и Житомир, Севастополь и Минск, Смоленск, Ригу и Каунас. “План Барбаросса” был приведен в действие. Лишь через 1,5 часа после нападения германское комaндование через своего посла в Москве формально объявило войну Советскому Союзу. Днем 22 июня министр иностранных дел Германии опубликовал: “Спасти мировую цивилизацию от cмepтельной опасности большевизма”.
Вслед за Германией в войну против СССР вступили Италия, Румыния, Финляндия, Венгрия. Таким образом, Великая Отечественная война явилась составной частью второй мировой войны. И хотя эта война велась на огромных просторах - главный плацдарм военных действий стал Советско-Германский фронт.
Общая численность дивизий, собранных к этому времени вдоль границ СССР, составила 190 дивизий – 5,5 млн. солдат и офицеров, 4 тыс. танков, около 5 тыс. боевых самолетов, свыше 47 тыс. артиллерийского оружия – это была самая крупная армия вторжения.
Что же представлял собой Советский Союз?
На западных границах было сосредоточено около 170 дивизий – 3 млн. солдат и офицеров, и более ? всей военной техники. Мы видим, что армия СССР не уступала ни в численности боевой техники и современного оружия, на в количественном составе. Что же тогда? Мы не умели ею распоряжаться?
- Штаты дивизии не были полностью укомплектованы.
- Не хватало трaнcпорта и средств связи.
- Многие танковые, моторизованные и авиационные соединения находились в стадии неорганизации и формирования.
- Новая техника только что поступила на вооружение и не была изучена личным составом. А из того что поступало было в рабочем состоянии на 70-80%.
- Главным была ошибка Сталина – репрессии в отношении комaндного состава.
В 1941 году были отданы под суд:
- комaндующий Западным фронтом – генерал армии Павлов;
- начальник штаба Западного фронта – генерал-майор Климовских;
- начальник связи Западного фронта – генерал-майор Григорьев;
- комaндующий 4-й армией генерал-майор Коробков.
Несмотря на внешние трудности, с первых дней войны, мужественно защищали ее рубежи советские войны – это великий пример мужества - оборона Брестской крепости. Его гарнизон, руководимый майором Гавриловым, капитаном Зубачевым и полковым комиссаром Фоминым защищались до середины июля, нанося противнику ощутимые удары. Это и летчики-истребители: Харитонов, Гастелло Жуков и многие другие.
Несмотря на упopное сопротивление армии противника уже к середине июля все же удалось захватить Латвию, Литву, Украину, Белоруссию, Молдову.
В такое тяжелое время для страны была объявлена мобилизация военнообязанных в Ленинградском, Орловском, Московском, Архангельском, Уральском, Сибирском, Приволжском, Северо-Кавказском военных округах.
22 июня в12 часов дня все радиостанции страны передавали сообщения советского правительства к народу с призывом встать на защиту Родины.
СНК СССР и ЦК ВКП б в директиве (29 июня 1941 г.) они призывали народ отстаивать каждую пядь земли, подчинить интересам фронта всю жизнь страны. Призыв “Все для фронта, все для победы” стал боевым девизом всего народа.
30 июня 1941 г.был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО) – чрезвычайн. высший государственный орган страны, который сосредоточил в годы войны всю полноту власти. В состав его вошли: Сталин – председатель, Молотов – заместитель председателя, Ворошилов, Маленков, Берия. Позднее в него вошли – Коганович, Булганин, Минели.
24 июня 1941 г. был создан совет по эвакуации – председателем, которого был назначен Шверник.
А 27 июня было принято постановление “О порядке вывоза и размещения людских контингентов”. Это было возложено и на совнаркомы союзных республик. Исключительную помощь оказывало население прифронтовых районов.
Создавались оборонительные сооружения.
Создается фонд обороны.
Доноры, санитары в госпиталях, сборщики лекарственных трав и многое другое, в чем принимали участие люди, не попавшие на фронт.
Дополнительно материал книги Суворова “День М”.
УРОК – ЛЕКЦИЯ
План излагаемого материала.
- Оборонительные сражения летом – осенью 1941 г.
- Поражение советских войск в Белоруссии, Прибалтике и на Украине.
- Просчеты и ошибки Сталина в руководстве военными действиями.
- Подвиги советских воинов при защите Киева, Одессы, Севастополя.
- Смоленское сражение.
- Героическая оборона Ленинграда.
- Битва под Москвой и ее историческое значение.
- Военные действия летом – осенью 1942 г.
В начале июля положение на всем советско-германском фронте оставалось чрезвычайно тяжелым.
Видя успех и окрыленный им, противник рвался в центр страны. 8 июля 1941 года в ставке Гитлера было принято решение продолжать военную операцию на Востоке по “плану Барбаросса”.
- группе “Север” (комaндующий генерал фейдм. Лееб) приказано захватить Ленинград и вынудить Балтийский флот капитулировать;
- группе “Центр” (комaндующий генерал фейдм. Бок) уничтожить, стереть с лица земли Смоленск, и открыть путь к Москве.
- группе “Юг” (комaндующий генерал фейдм. Фундштед) приказано захватить Киев и овладеть срочно Донбассом и Черноморскими базами морского флота.
Все были уверены в плане Гитлера и очень скорой победе. Уже решались дальнейшие операции - походы в Африку и Средний Восток. На решающем Смоленском направлении гитлеровцы располагали значительным превосходством (как в живой силе, так и технике). Однако на удары противника советские войска отвечали довольно активными контрударами. С каждым днем сражение принимало все более широкий размах. Потери были с обеих сторон. И все же 16 июля фашистам удалось ворваться в Смоленск, но за месяц напряженного сражения силы противника постепенно иссякают. Темпы продвижения группы “Центр” заметно снижаются. Гитлеровское комaндование оказалось вынужденным прекратить наступление в центре. Это означало провал попытки с ходу прорваться к Москве. В конце августа советские войска наносят ряд ударов по вклинившимся севернее и южнее Смоленска группировкам противника. В это же время был освобожден город Ельня (Смоленская область). Однако сгруппировавшись армии противника вновь наносят серьезные удары, и Ставка 10 сентября приказывает Западному фронту прекратить наступательные операции. В ходе Смоленского сражения немецко-фашистские войска продвинулись от Днепра на 170-200 км. Но полученные тяжелые потери сказались на группе войск армии “Центр” и их продвижении в глубь страны. Немецкие танковые дивизии, понесшие потери, вынуждены были остановиться на дальних подступах к Москве.
И тем самым советское комaндование получило необходимое время для подготовки обороны столицы.
В Смоленском сражении родилась Советская гвардия. 18 сентября 1941 года четыре стрелковые дивизии Западного фронта 100, 161, 127 и 153 за боевые подвиги получили наименование – гвардейских.
Впервые в сражении под Смоленском были использованы реактивные установки, получившие название “Катюши”.
УРОК – КОМБИНИРОВАННЫЙ.
Вопросы для повторения:
- Страны, ВХОДИВШИЕ В СОСТАВ Тройственного пакта?
- Почему мы говорим о просчете Гитлера при нападении на СССР?
- Где был дан первый отпор гитлеровской армии?
- Второе крупное контрнаступление в декабре 1941 г.? (место)
Изложение нового материала.
ПЛАН:
- Расширение масштаба войны.
- Образование антигитлеровской коалиции.
- Наступление Японии (планы Японии) – Перл-Харбор.
- Проблема второго фронта.
Оборудование: карта “Великая Отечественная война 1941-1945 гг.”;
Учебные пособия.
Мы с вами уже знаем, что осенью 1941 года войска Германии уже были под Москвой и Ленинградом. Однако и наступление на СССР, и захват ее, и планы “молниеносной войны”, стали огромным просчетом Германии, что мы с вами и видим.
Еще не была закончена война с Англией, и уже построив новые планы захвата других государств, Гитлер просчитался.
Сражение под Смоленском, а затем крупное контрнаступление советских войск под Москвой, ярко показали всем, что Германия “увязла в СССР”, и нет и не будет “молниеносной войны”.
В это же самое время Япония, подписав Тройственный пакт, получила от Германии и Италии согласие на превращение в зону “Сопроцветания” Японии всей Евразии восточнее 70о долготы. К этому времени Япония уже захватила Вьетнам, Лаос, Камбоджу, разместив там свои гарнизоны, и готовилась уже к войне против США и Великобритании в их южных колониях.
Поэтому уже 7 декабря 1941 года Японская эскадра из 6 авианосцев скрытно подошла и разгромила 8 линкоров США на ее Тихоокеанской базе в Перл-Харборе (5 из них были потоплены, 3 – подбиты).
В ответ на это действие США и Англия объявили войну Японии. Воспользовавшись этим, Германия и Италия объявляют войну США.
Война уже давно пошла в ширь. Японские войска, обрадованные успехами, к весне 1942 года стали быстрыми темпами продвигаться и подошли к границам Индии. Капитулировали Сингапур, Индонезия, Филиппины, Новая Гвинея. Австралия была на подходе.
Война к лету 1942 года уже имела огромный размах – от Ливии до Баренцева моря, от Бискайского залива до Волги.
Вся эта территория была уже под контролем стран Тройственного пакта.
Однако эти успехи стран Тройственного пакта – следствие прекрасной подготовки к внезапной войне. Но вскоре все эти факты перестают действовать. Уж очень обширные территории и огромные линии фронта привели к тому, что снабжение оружием и продовольствием стало ухудшаться.
Создается антигитлеровская коалиция. 12 июля 1941 года уже было подписано советско-английское соглашение о сотрудничестве.
24 июня о своей поддержке СССР заявил Рузвельт, а 1 октября было подписано первое трехстороннее соглашение, по которому США и Великобритания обязались помочь СССР (продовольствием и техникой). Первые танки Великобритании появились уже в сражениях под Москвой.
УРОК – ЛЕКЦИЯ
Вопросы излагаемого материала:
- Военные действия на советско-0германском фронте в конце 1942 года.
- Окружение и разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом.
- Сражение на Курской дуге.
- Международное значении е разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом и Курском.
К весне 1942 года германская армия все еще находилась в 150 км. От Москвы. Увеличив свои военные силы, она теперь ставила главной задачей – захват южных районов, которые были богаты стратегическим сырьем. В планируемом наступлении на первое место выдвигалась задача захвата кавказской нефти.
Советское руководство, планируя боевые действия летом 1942 года, исходило из необходимости перейти к временной обороне. Было еще очевидно, что противник имеет превосходство в количестве войск и технике.
Не посчитавшись с мнением Ставки, Сталин решает единовластно, что главным событием будут бои на Московском направлении и сосредотачивает здесь основные силы. Эта ошибка затем отрицательно сказалась на ходе военных действий.
Майское наступление 1942 года фашистская Германия начала на Крымском фронте. Понеся тяжелые потери, наша армия перешла к эвакуации войск из Крыма на Таманский полуостров. Вслед за этим Германия начала наступление на Севастополь. Продолжая наступления, враг занял Донбасс. В это время, потеряв огромные богатые промышленные и сельскохозяйственные территории, нарком обороны издает страшный приказ “Ни шагу назад!”. Этот приказ подкреплялся карательными мерами к тем, кто его не выполнит. Особое значение в летней компании 1942 года германское комaндование придавало взятию Сталинграда. Выход к Волге давал все. Перервав эту артерию он оставил страну без хлеба, нефти и это бы подкрепило успешные операции на Кавказе. Для Советских войск обстановка под Сталинградом складывалась крайне не благоприятно.
Наступающая, 6 армия противника, имела огромное преимущество и в живой силе, и в оружии.
С 17 по 23 августа бои развернулись на подступах к городу. 23 августа противник прорвался к Волге, чуть севернее города. Сталинград подвергся беспрерывным обстрелам, его положение стало критическим.
25 августа в городе ввели осадное положение.
Город стал фронтом, но попытка взять Сталинград одним ударом, была отбита. Фашистов остановили на северо-западе города.
Однако, продолжая наращивать силы, германское комaндование сосредоточило около Сталинграда около 80 дивизий.
Оборона Сталинграда была возложена на 62-ю (Чуйнов) и 64-ю (Шумилов) армии. Развернулись ожесточенные уличные бои. Весь город, все его население. Проявляя чудеса мужества, встали на его защиту. Все новые и новые силы советских войск шли на защиту Сталинграда. Девизом воинов стали слова снайпера Василия Зайцева: “За Волгой для нас земли нет!”
Легендарные защитники “дома Павлова” были люди всех национальностей русские, украинцы, казахи, татары, грузины и другие. Небольшая группа защитников “дома Павлова” уничтожила столько гитлеровцев, сколько те не теряли при взятии целых городов. И так мы видим, что советские войска сорвали планы фашистского комaндования, сковав в районе Сталинграда лучшие его дивизии.
Но к ноябрю 1942 года обстановка в этом районе германского фронта была напряженной. План контрнаступления, получивший кодовое название “Урон”, был разработан еще в ходе боев. Его разработка принадлежала Жукову и генерал-полковнику Василевскому. Его замысел был таков: ударами с плацдармов по Дону (Юго-Западный фронт – Рокоссовский), район Сатрапинских озер (Сталинградский фронт – Еременко),разгромить войска противника, прикрывающие фланги ударной группировки противника, а затем окружить и уничтожить главные силы врага.
Историческое контрнаступление советских войск началось 19 ноября 1942 года, артиллерийской подготовкой Юго-Западного и Донского фронтов.
20 ноября – наступление Сталинградского фронта.
23 ноября – подвижные соединения этих фронтов встретились в районе реки и завершили окружение группировки противника в 330 тыс. человек.
УРОК – КОМБИНИРОВАННЫЙ
Метод урока – беседа с классом.
Вопросы к беседе:
- Контрнаступление английских войск в Северной Африке. а) Почему войска союзников начали военные действия в Африке?
- Кризис фашистского режима в Италии. а) Как вы думаете, могли бы страны , находившиеся под гнетом фашизма, на выступать за свое освобождение в 1943 году?
- Атлантика. Вопросы контроля и военные действия армий союзников.
- Движение сопротивления. а) Какие народы были главными при истрeблении фашизма? б) Какие лагеря cмepти вы знаете?
- Единство антифашистских сил.
- Тегеранская конференция. Вопросы конференции. (вопросы тегеранской конференции повышенной сложности).
ТЕМА: “ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА”.
(СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ)
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:
а) Коренной перелом в ходе войны. б) Огненная дуга. в) Битва за Днепр.
а) Последние бои на Советской земле. б) Партизанская война. в) Сражение а Европе. г) Падение Берлина.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Мы с вами рассмотрели вопросы, связанные с началом Великой Отечественной войны. С мероприятиями партии и правительства в начальный период войны, а так же с вопросами мобилизации всех ресурсов.
Разобрали вопросы основных военных действий 1941-1943 г.г.
Вопросы героизма советских людей в годы войны. Можем сделать вывод о том. Что сражения под Сталинградом и Курская битва положили начало конца второй мировой войны.
Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...
05 12 2023 3:16:57
Основной метод реализации цели события - сочетание пpaктической работы группы школьников с использованием различных источников информации с опорой на материал, размещенный на стендах музейной комнаты, кадрами из документальной хроники. Занятие способствует развитию внимания и интереса школьников к истории своей Родины, родного края, побуждает учащихся к исследовательской деятельности, формирует чувство взаимопомощи, умение работать в группе, распределять обязанности для решения общих задач....
04 12 2023 7:19:41
Урок посвящен 15-летию Совета Федерации. Основной целью являлось на основе статей Конституции Российской Федерации, а также дополнительного материала изучить деятельность, вопросы ведения и основные полномочия Совета Федерации.
...
03 12 2023 15:40:33
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
02 12 2023 16:58:27
Урок-семинар в форме дидактической игры. На уроке происходит заседание исследовательских отделов института истории России. Целью урока является осмысление причин Смуты, которая явилась во многом следствием опричнины и вызванного ею экономического и социального кризиса в стране....
01 12 2023 13:34:53
Интегрированный урок литературы и обществоведения знакомит учащихся с творчеством Е.А. Потехиной, расширяет представления учащихся о нравственных понятиях добра и зла. В ходе урока развиваются умения интерпретировать литературное произведение, воспитывается чувство любви, нравственного выбора, доброты. Цель урока: помочь учащимся осознать важность стремления человека к добру и избегания зла....
30 11 2023 9:27:28
Урок по курсу истории древнего мира соответствует требованиям ФГОС как урок открытия новых знаний на основе групповой работы с текстом учебника и дополнительными материалами, элементами игры «греческого» голосования, физкульт-паузы, имитирующей разрубание «гордиева меча»....
29 11 2023 11:24:31
Урок систематизирует и обобщает знания о зарождении и развитии капитализма в начале Нового времени; развитии торговли, значении образования банков и бирж; переходе от ремесленной мастерской к мануфактуре; формировании новых социальных слоев европейского общества и их отличительных чертах; способствует формированию собственного отношения к периоду Раннего Нового времени; ориентирует на "проживание" учащимися исторической эпохи, культуры данного периода....
28 11 2023 19:56:42
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности.
...
27 11 2023 0:53:53
Основная цель данных методических указаний – помочь учащимся и студентам организовать самостоятельную работу по изучению курса истории России. Настоящие методические указания являются руководством для самостоятельной работы с программой курса, учебными пособиями, источниками по истории России. Они не заменяют учебников и учебных пособий....
26 11 2023 20:44:54
Данный урок рассчитан на 80 минут учебного времени и состоит из двух этапов: урок-викторина и защита презентаций по данной тематике комaндами-участницами. Материалы раздаются комaндам-участницам и высвечиваются на интеpaктивной доске. Раздаточный материал может также использоваться отдельно на различных уроках повторительно-обобщающего хаpaктера....
25 11 2023 2:21:49
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...
24 11 2023 13:46:15
Урок по теме "Средневековые рыцари" знакомит с понятиями "рыцарь", "рыцарство", как одним из важнейших этапов становления европейского средневекового общества. А так же с тем, как жили представители этого сословия, основными занятиями. Развивает умение работать с документами, заданиями творческого хаpaктера, с учебником....
23 11 2023 22:40:27
Урок истории в 6-м классе создать условия для освоения знаний учащимися о главных событиях Столетней войны, показывает героическую роль в ней народной героини Жанны д'Арк....
22 11 2023 1:46:51
Урок по истории с использованием компьютерных технологий, на котором ставится цель: охаpaктеризовать национально-освободительную борьбу горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля, показать патриотизм многонационального народа в борьбе за свободу....
21 11 2023 14:13:52

Урок формирует у учащихся целостное представление о дружбе как высшей нравственной категории. На уроке используется презентация, электронное приложение к учебному пособию "Основы религиозных культур и светской этики"....
20 11 2023 5:55:39
Урок позволяет разобраться в причинах и сущности дворцовых переворотов, отметить решающую роль гвардии. В ходе урока учащиеся проводят анализ принятых в период дворцовых переворотов указов и приходят к выводу, что внутренняя политика самодержавия в этот период отвечала интересам дворянства и отчасти купечества....
19 11 2023 1:24:43
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
18 11 2023 9:41:14
Программа курса «Основы жизненного самоопределения» для 5-го класса. В основу программы легли некоторые обществоведческие курсы, существующие в образовательной среде. Цель курса — формирование социальной компетентности. Данный курс можно использовать не только в рамках изучения предмета, но и во внеклассной работе....
17 11 2023 19:13:42
Игра на уроке - это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего. Игра заставляет ребенка перевоплотиться в исторический персонаж. Школьники моделируют историческую реальность через "вживание" в мысли, чувства, переживания своих героев. Знания, приобретенные ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными.
...
16 11 2023 7:47:53
Цель данного урока — сравнение и анализ языческих верований жителей нашей страны на примере славян и сибиряков. Рекомендуется использовать данную разработку как внеклассное занятие или при изучении регионального компонента. Возраст учащихся 10—11-й класс. Эта тема может быть интересна учащимся социально-гуманитарных классов.
...
15 11 2023 13:25:37
На уроке учащиеся знакомятся с причинами рабства и способами использования рабского труда в Древнем Риме; на примере восстания Спартака раскрыты цели, причины и итоги борьбы за свободу и ее историческое значение....
14 11 2023 4:26:18
Урок знакомит с событиями начального этапа Отечественной войны 1812 года с момента вторжения наполеоновской армии на территорию нашей страны до тарутинского маневра русской армии и оставления Москвы французам, рассматриваются личности полководцев-героев, представлен краеведческий материал об участии в Бородинском сражении воинов из Уфимского пехотного полка....
13 11 2023 5:53:20
Повторительно-обобщающий урок, проводимый в форме игры, позволяет выявить и развить возможности каждого учащегося, формирует навык работы в парах, содействует формированию исторического воображения, развитию умений и навыков работы с историческими понятиями, событиями, датами. Различные методы работы обеспечивают чёткий ритм урока, активность учащихся в течение всего урока.
...
12 11 2023 9:21:12
В настоящее время большой интерес вызывает всеобщая история и культура зарубежных стран. Предлагаемый урок окажет помощь учителям в процессе обучения, развития коммуникативных возможностей, социализации личности подростка. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся систематизируют, обобщают и закрепляют знания по курсу «Новая история» (ХIХ век)....
11 11 2023 20:40:39
Уже пролетело 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Война затронула абсолютно каждый город и каждую деревню нашей Родины. Не только те города, в которых происходили военные действия, испытывали на себе все ужасы этой трагедии, но и те которые находились в глубоком тылу. В их числе и наш родной г. Орск Оренбургской области. О том, как наше современное поколение хранит память о подвигах солдат Великой Отечественно войны, и будет наше внеклассное мероприятие....
10 11 2023 4:48:14

Урок проводится в форме игры. Игра проводится аналогично телевизионной, но по группам. В ходе игры рассматриваются 6 тем: даты, лидеры государств, персоналии, отношение к войне, участники войны, итоги войны (каждая тема содержит 5 вопросов). Комaнда сообща выбирает тему и вопрос по стоимости. Представитель одной из комaнд – это может быть капитан – называет тему и цену вопроса. Кто будет отвечать на вопрос, решает комaнда. После правильного ответа комaнда засчитывает количество набранных баллов....
09 11 2023 16:10:28
В ходе занятия дети узнают о причинах союза светской и духовной власти, изменений роли Русской православной церкви в возвышении Москвы в XIV веке....
08 11 2023 12:16:44
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
07 11 2023 1:33:12
Итоговое занятие после изучения темы «Япония» можно провести в форме викторины, которая позволит расширить представление учащихся об этой стране....
06 11 2023 19:22:42
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
05 11 2023 0:11:53
Целями урока являются рассмотрение социально-экономического и политического развития Великобритании во второй половине XIX - начале ХХ веков; дальнейшее развитие умения переносить знания в новые ситуации; решать познавательные задания, аргументировать свою точку зрения, сравнивать, делать выводы; развивать коммуникативные умения в выступлениях.
...
04 11 2023 7:18:27
Изучая в 3-х и 4-х классах предмет "Введение в историю", мы с детьми постоянно обращались к истории своего села, своей школы, составляли родословную своей фамилии, изучали природу своего края, встречались со старожилами, писали рассказы о лучших людях села. В процессе работы я столкнулась с тем, что учащиеся часто о своем селе знают меньше, чем об Алтайском крае или о России вообще. На основе поисковых работ учащихся и моих собственных исследований, я составила рукописный учебник по истории своего села.
...
03 11 2023 15:19:54
Используя информационно-коммуникативные технологии, автор привлекает внимание учащихся к изучению темы, активизирует их познавательную деятельность. Раскрывает предпосылки общенародного движения в Чехии, показав, как в условиях хозяйственного подъема второй половины XIV века в стране происходило усиление феодального гнета, сочетавшееся с засильем немецких колонизаторов и господством католической церкви....
02 11 2023 22:49:57
Данный урок способствует дальнейшему развитию навыков исследовательской деятельности школьников. Цель урока: познакомить обучающихся с языческой культурой восточных славян, ставшей основой многих современных традиций.
...
01 11 2023 17:34:10
В работе рассмотрены этапы, ход, итоги Сталинградской битвы, доказано, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны....
31 10 2023 18:43:48
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
30 10 2023 7:44:21
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
29 10 2023 17:28:20
Урок может быть проведен в 11-м классе по теме параграфа 23 «На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 30-е годы» по учебнику «История России» А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова, С.В. Мироненко. При организации урока необходимо уделить внимание подготовленности обучающихся в решении проблемных задач и навыкам работы с историческими документами....
28 10 2023 20:34:11
Урок проводится в соответствии с программой по курсу истории России с древнейших времён до конца XVI века. Правильно построенная презентация содержит интересный, познавательный материал, полностью соответствующий уроку. Это позволило учащимся быть внимательными и активными на занятии.
...
27 10 2023 16:51:38
Подготовлен урок к встрече Дня Победы, поэтому рекомендуется проводить 6 мая, в день памяти святого Ге opгия. Рассказывает о святом Ге opгии Победоносце и его роли в истории России, о наградах и людях, связанных с ним. Может служить началом беседы с ветераном Великой Отечественной войны, началом краеведческой конференции, посвященной землякам – кавалерам ордена Славы....
26 10 2023 14:41:41
Урок истории с использованием методов и приёмов личностно-ориентированного подхода: работа в парах, диспут, тестирование. Задачи урока: развитие в детях творческой активности, любознательности, инициативности, самостоятельности. На уроке, в результате повторения основных этапов правления Петра I и Екатерины II, раскрывается вопрос об их значимости и величии....
25 10 2023 16:27:27

Игра на уроке истории порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, помогает создавать в детском коллективе атмосферу дружелюбия. Это активная форма учебных занятий, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой оживают люди – исторические лица....
24 10 2023 0:30:52
Использование преданий на уроках истории позволяет учащимся лучше узнать наше историческое прошлое, а учителю – сделать свои уроки интересными и запоминающимися....
23 10 2023 20:48:55
Цели урока: используя факты и ранее имеющиеся знания, обучающиеся смогут сформировать представление о развитии Заволжья в XVIII веке; обучающиеся смогут выявить принципы создания поселений в Заволжье в XVIII веке, смогут сформировать устойчивый познавательный интерес к истории родного края....
22 10 2023 0:37:18
Урок является вторым в блоке «Древняя Индия». Формы и методы работы на уроке позволяют не только изучить новый материал, но также повторить и закрепить все изученное по теме. У учителя есть возможность оценить знания всех учеников класса. Использование игр вызывает интерес к теме и предмету. ...
21 10 2023 3:54:11
Предметная цель урока сочетается с интегративной целью усвоения принципов сравнительно-типологического анализа историко-культурных эпох. Сравнение проводится на основании ряда антропологических параметров и подкрепляется методическим приемом историко-культурной атрибуции философских высказываний. Использование "ленты времени" позволяет усвоить закономерности смены "стилей эпохи"....
20 10 2023 10:32:36
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
19 10 2023 9:39:13
Элективный курс "Герои России" предназначен для предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Программа направлена на формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине, что является одной из важнейших задач по патриотическому воспитанию. Курс дает ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, способствует выбору профиля обучения.
...
18 10 2023 17:19:43
На уроке рассказывается о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения; воспитывается чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа и отрицательное отношение к войне.
...
17 10 2023 15:39:34
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::