"Нам нужна великая Россия". Урок по аграрной реформе П.А. Столыпина в 9-м классе
Цели урока:
1. Обеспечить усвоение учащимися знаний об аграрной реформе П.А.Столыпина: цели, содержание и значение реформы.
2. Подвести учащихся к пониманию причин, по которым реформы П.А.Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране.
3. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, самостоятельно делать выводы, аргументировано высказывать свое мнение.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Основные понятия: хутор, отруб, военно-полевые суды, фермерское хозяйство.
Оборудование: портрет П.А.Столыпина, телевизор, мультимедийный проектор, экран, исторические источники (раздаточный материал – <Приложение 2>), видеокассета с фильмом из серии “Россия. XX век”, мультимедийный учебник “Клио-Софт” “Россия XX век”, на доске таблица, домашнее задание, презентация по уроку <Приложение 1 >
Опережающее задание: сообщения учащихся о П.А.Столыпине.
Ход урока
I. Вводная часть.
Наступление 1906 г. Россия встретила на распутье, получив реальную возможность развиваться по трем направлениям:
Дальнейшее продолжение революции;
Наступление контрреволюции;
Попытки разрешить поставленные вопросы путем реформ.
Но первые два пути предполагали большие людские жертвы, чтобы их избежать рациональнее было использовать третий путь, путь реформирования России.
Перед Николаем II встала задача успокоить разбушевавшийся пожар в обществе. Для этого 26 апреля 1906 г. император назначает министром внутренних дел Петра Аркадьевича Столыпина, а затем 9 июля 1906 года Председателем Совета Министров и ставит перед ним задачу – успокоить общество. (Слайд презентации № 1)
Выступая перед депутатами Государственной думы Столыпин по отношению к радикалам сказал следующее: “Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия”.
Выдержкой из цитаты я и назвала сегодняшний урок – “...Нам нужна Великая Россия”. Какое понятие в эти свои слова вкладывал сам Столыпин? (Ответы-предположения учащихся). Чтобы сделать страну Великой необходимо ее модернизировать, реформировать. Этот путь развития видел Столыпин для России. (Слайд презентации № 2).
Сообщение цели урока. (Слайд № 3) Сегодня на уроке мы познакомимся с выдающимся политическим деятелем XX века П.А.Столыпиным. С именем П.А.Столыпина тесно связано проведение аграрной реформы. Мы должны на уроке узнать причины, мероприятия, результаты этой реформы. А узнавать новое вы будете сами анализируя исторические документы, просмотрев фрагменты фильма сделаете выводы, обобщения и свои новые знания оформите в виде таблицы, а я вам немного буду помогать.
II. Постановка проблемы.
Разбирая реформы П.А.Столыпина, давайте выясним “П.А.Столыпин – великий реформатор или демагог?” (Слайд презентации № 4)
П.А.Столыпин
Кто знает, что означает слово “демагог”? Обращаемся к Толковому словарю и читаем: “Демагог – человек, который намерение воздействует на чувства малосознательной части масс для достижения своих целей”.
Что означает слово “реформатор”? Ответы детей или при затруднении обращаемся к Толковому словарю. (Слайд № 5)
По другому проблему урока можно истолковать так “О ком больше думал П.А.Столыпин: о достижении своих целей или о судьбе России?”
Итак, в конце урока вы мне дадите ответ на поставленную проблему “П.А.Столыпин - великий реформатор или демагог?”
III. Основная часть.
1. Для начала давайте выясним кто такой П.А.Столыпин?
Задание учащимся: посмотрев фрагмент фильма “П.А.Столыпин” из серии “Россия. Век XX.” вы должны ответить на ряд вопросов:
- Где родился;
- Происхождение;
- Образование;
- Карьера и т.п.
Вопросы по фильму: (слайд № 6)
A. Какое происхождение у П.А.Столыпина?
Б. Какое образование получил П.А.Столыпин?
B. Почему именно в нем Николай II увидел человека, который сможет успокоить страну?
Ответы учащихся после просмотра фильма.
Кто может что-то добавить к увиденному? Кто знает больше об этом человеке? Ответы, так как было ранее дано задание некоторым ученикам (по желанию).
2. Деятельность Столыпина. (Слайды № 7, 8, 9)
Став правой рукой императора, Столыпин представил Правительственную программу, в которой говорилось о необходимости беспощадно бороться с революционерами при помощи чрезвычайных мер, которые включали в себя:
Введение в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов;
Принудительное переселение бунтовщиков из центральных районов империи на окраины и др.
“Но этого было недостаточно, чтобы успокоить страну, – считал Столыпин”. Необходимо немедленное реформирование и начать нужно было с главного вопроса, аграрного.
Почему Столыпин считал главным вопросом – вопрос аграрный, который необходимо было решить в ближайшее время? Ответы учеников.
Одновременно было объявлено о подготовке пакета законопроектов, способствующих превращению России в правовое государство: (слайд № 10)
- О свободе вероисповедания;
- О гражданском равноправии;
- Об улучшении быта рабочих;
- О реформе местного самоуправления;
- О реформе высшей и средней школы;
- О введении всеобщего начального обучения и улучшения материального обеспечения народных учителей;
- О подоходном налоге;
- О полицейской реформе.
П.А.Столыпин намерен был эти законопроекты представить для обсуждения в Новой Думе.
3. Аграрная реформа Столыпина.
С именем Столыпина тесно связано проведение в России аграрной реформы. Каковы ее цели, основные мероприятия и результаты нам сегодня предстоит узнать. В тетради чертим таблицу, которая называется “Аграрная реформа П.А.Столыпина”.
Цели |
Мероприятия |
Результаты |
|
положительные | отрицательные |
Работа с документами:
На основании высказываний П.А. Столыпина (см. Документ № 1) сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы. Записываем их в таблицу, в графе “цели” (слайд №11).
1. “Успокоение” страны, отвлечение крестьян от стремления к принудительному отчуждению помещичьей земли.
2. Создание социальной и экономической опоры самодержавию в лице зажиточных крестьян.
3. Продолжение модернизации России.
Примечание: если учащиеся затрудняются сформулировать цели реформы учитель наводящими вопросами по ходу помогает (в негимназическом классе).
См. документ “Из письма П.А.Столыпина Николаю II” (Документ № 2)
• Какой пережиток феодально-крепостнического уклада стал основным объектом критики Столыпина? Ответ: община.
См. документ “Указ от 9 ноября 1906 г.” (Документ № 3)
• Какое право каждому крестьянину давал этот Указ? Ответ: разрешения свободного выхода из общины любого домохозяина.
• Какова процеДypa выхода крестьян из общины?
Ответ: выходящий из общины крестьянин получал в частную собственность все закрепленные за ним наделы, причем они должны были быть сведены в один участок. Поощрялось образование отрубного и хуторского крестьянского хозяйства, но при этом не посягая на помещичьи владения. (Слайд № 9).
• Попробуйте сформулировать определения “Хутор”, “Отруб”. Учитель помогает выделить общее и различное в этих понятиях и тогда учащиеся легко сформулируют определения (слайд № 12).
Отруб – участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне.
Хутор – участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с переселением из деревни на свой участок.
Добавление учителя: чтобы поддержать крестьян, выходивших из общины, государство учредило Крестьянский банк. (Кто-то мог взять деньги на приобретение сельскохозяйственной техники).
См. документ “Из речи Столыпина...” (Документ№ 4).
• Как вы думаете, для чего было необходимо разрушение крестьянской общины? Ответы:
а) способствует революционизации крестьянства,
б) насильственно прикрепляет крестьян к земле,
в) ухудшает землепользование (урожайность),
г) круговая порука и т.п.
Итак, сделайте выводы. Назовите основные мероприятия реформы (см. слайд № 13).
1. Создание новых форм землевладения и землепользования;
– разрушение общины;
– хутор, отруб;
2. Государственная помощь крестьянским хозяйствам;
3. Переселенческая политика.
4. Кооперирование
Записываем их в таблицу (колонка № 2)
Работа с мультимедийным учебником “История Россия XX век “Клио Софт”
Задание: по фильму заполнить графы таблицы “Результаты”, не забудьте разделить результаты, которые услышите и увидите на положительные и отрицательные.
После самостоятельной работы учащихся - фронтальная проверка результатов. Давайте подведем итоги аграрной реформы Столыпина. Назовите положительные результаты реформы?
1. Начали создаваться фермерские хозяйства.
2. Рост посевных площадей
3. Совершенствование агротехники.
4. Подъем производительности труда в сельском хозяйстве.
Назовите отрицательные результаты реформы?
1. Сохраняются проблемы малоземелья крестьян.
2. Появляются новые социальные противоречия (между зажиточными и беднейшими крестьянами, конфликты с местным населением в местах переселения).
Мы видим, что у аграрной реформы есть положительные и отрицательные результаты. В исторической и публицистической литературе содержатся различные порой оценки столыпинских преобразований. Давайте обратимся к мнениям.
Работа с документами “Мнение П.Н.Милюкова и В.И.Ульянова (Ленина)” Документ № 5.
– Кем был Милюков? Какую он дает оценку столыпинским преобразованиям?
– Кем был В.И.Ленин? Какую он дает оценку столыпинским преобразованиям?
Одни авторы считают, что реформа достигла намеченных целей - были получены позитивные результаты в модернизации крестьянских хозяйств, повышении их производительности и товарности. Другие, напротив, придерживаются мнения, что реформа провалилась. Чтобы ответить на этот вопрос давайте выясним “Реализованы ли цели реформы?” (слайд № 14). Вспомните цели реформы и ответьте на поставленный вопрос.
Ответы учащихся:
1. Ликвидировать общину или хотя бы серьезно подорвать ее позиции Столыпину не удалось. Несмотря на административное давление, большинство крестьян, особенно малоземельных, зависевших от поддержки общины, были против ее разрушения. Нередкими оказались случаи поджогов хуторов, бунтов деревенской бедноты.
Преобразованные хозяйства (хутора и отруба) функционировали в целом эффективнее, чем общинные. Но большинство из них по-прежнему страдали от малоземелья.
2. “Успокоить” страну не удалось, к противоречиям между крестьянами и помещиками добавились новые противоречия между беднейшими и зажиточными крестьянами, между переселенцами и местными жителями в местах переселений.
Реформа не сняла социальной напряженности ни в деревни, ни в обществе в целом.
3. А процесс создания слоя земельных собственников – опоры монархии только начался и после cмepти Столыпина замедлился.
4. Хотя развитие аграрного сектора экономики в целом ускорилось.
Вернемся к проблеме нашего урока “П.А.Столыпин – великий реформатор или демагог? (слайд № 15)
Доводы учащихся:
а) реформы – это длительный путь преобразования общества. “Дайте России 20 лет покоя внутреннего и внешнего и вы не узнаете ее”.
б) сохранил помещичьи землевладения – тормозили развитие капитализма в деревне.
в) общество было не готово к столыпинским преобразованиям.
Изменений в психологии народа, развитие уважения к частной собственности, которое создало бы иммунитет против революционной агитации, не произошло.
Для успеха реформы важной была готовность общества принять новации. Но поместное дворянство противилось нововведениям, интеллигенция и предприниматели считали их недостаточными, рабочие считали, что отсутствует продуманная политика в отношении улучшения их жизни и условий труда. П.А.Столыпин оказался без поддержки, опоры в обществе. Даже Николай II отвернулся от него. В истории П.А.Столыпина часто называют “одиноким реформатором”. Жизнь его закончилась трагична.
Так кто же он? Ответы: великий реформатор, непонятый современниками. Лишь сегодня в XXI в. идеи Столыпина стали воплощаться в жизнь.
Значение реформы: (слайд № 16).
Несмотря на очевидные трудности и незавершенность преобразований, реформа способствовала развитию страны по пути модернизации.
Домашнее задание с комментариями (чаще стараюсь давать дифференцированное домашнее задание, это позволяет учащимся сознательнее готовится к уроку, заранее предполагая свой результат) (слайд № 17)
- Домашнее задание на “3” – цели, мероприятия, результаты, итоги и значение аграрной реформы + параграф 9.
- Домашнее задание на “4” – то же самое, что на “3” + составить по данной теме два тестовых вопроса.
- Домашнее задание на “5” – то же самое, что на “4” + ответить на вопрос “Почему судьба этого выдающегося деятеля столь трагична?”
4. Рефлексия урока. Поставленные вопросы задаю учащимся.
1. С каким выдающимся политическим деятелем XX века мы сегодня познакомились?
2. Какая была проблема урока? Какой мы сделали вывод?
3. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
4. Какие навыки и умения использовали для приобретения новых знаний?
(Анализировали исторические документы, факты; выбирали нужную информацию и составляли таблицу, делали выводы, обобщения.)
Выставление оценок с комментариями.
На уроке учащиеся знакомятся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века и с достижениями российской науки в это время. В ходе проведения урока учитель имеет возможность формировать у детей целостное представление о прогрессивном развитии культуры России в первой половине XIX века, а также развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать материал.
...
08 12 2023 10:13:26
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
07 12 2023 6:35:35
Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка».
Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....
06 12 2023 3:45:55
Урок для учащихся 9-го класса формирует представление о гражданском долге, мужестве, героизме тружеников Заполярья в годы Великой Отечественной войны. Урок помогает понять учащимся роль самовоспитания в формировании нравственности, мужества, чувства долга и ответственности перед обществом, понять меру ответственности каждого за вклад в общее дело победы....
05 12 2023 19:41:59
История – это не просто увлекательная наука. Это наша жизнь, жизнь нашей страны. В истории, как и в нашей жизни, было много ошибок, много плохого и хорошего… Мне бы хотелось, чтобы моим детям передалась моя любовь к истории. Я очень надеюсь на то, что в их сердцах будет гореть огонь любви к своей Родине, к своему народу. Верю, что они будут уважать ее историю, помнить ее традиции. А я постараюсь сделать все для того, чтобы зажечь в детских сердцах этот огонек…
На уроках я на примерах прошлого и настоящего хочу воспитывать гражданина, патриота своей Родины, обогащать душу и подготавливать ребенка к вхождению во взрослую жизнь....
04 12 2023 3:26:32
Программа элективного курса по правоведению для 10–11-х классов. В конце курса ученики должны овладеть основными юридическими терминами и понятиями; уметь применять юридические знания в жизни; давать правовую оценку собственным действиям, окружающих явлениям жизни и правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования; логически и творчески мыслить; овладеть элементами исследовательских работ; адаптироваться к сознательному выбору будущей специальности....
03 12 2023 4:18:15
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку.
...
02 12 2023 22:16:49
Сценарий проведения интеллектуальной игры для старшеклассников «Брейн-ринг». Игра способствует развитию интереса к изучению Отечественной истории, воспитывает чувство уважения к истории Отечества, формирует гражданско-патриотическую позицию учащихся.
...
01 12 2023 4:45:19
В результате применения в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий обучающиеся получают возможность запоминать в процессе размышления. Ситуации выбора, принятия решения создают условия для продуктивной и ответственной познавательной деятельности, в которой учащиеся не только открывают нечто новое для себя, но и создают это новое, творят его. При этом у ребенка формируется сознательная творческая позиция....
30 11 2023 1:13:18
На данном уроке представлена технология модульного обучения. Специфика предмета такова, что блоки-модули целесообразно применять в старшем звене (10-11-й классы). При построении технологической карты учтены принципы модульного обучения.
...
29 11 2023 13:30:35
Мероприятие призвано, привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825г. и дальнейших политических процессов, воспитать чувства патриотизма. Литература помогает раскрыть содержание мира русской культуры 19 века, сформировать представления о поэтах декабристах.
...
28 11 2023 11:29:26
Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...
27 11 2023 0:55:46
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины.
...
26 11 2023 16:13:10
Представлен конспект статьи "Использование проектного метода на уроках истории"....
25 11 2023 1:29:51

На уроке формируются и совершенствуются знания по теме "Русь во времена Владимира Святославича", развиваются учебные компетенции обучающихся на основе использования личностно ориентированного подхода с применением инновационных технологий, воспитывается интерес и уважение к истории своего и других народов....
24 11 2023 8:54:32
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
23 11 2023 15:14:35
Современным школьникам мало известно о подвигах советских ученых в годы войны, об открытиях и изобретениях, сыгравших немаловажную роль в победе над фашизмом. Данный урок рассказывает о деятельности выдающихся физиков в годы войны, их мужестве, героизме, самоотверженном труде, благодаря чему, наша армия была обеспечена новым вооружением, новыми технологиями и одержала победу....
22 11 2023 15:27:15
Цели урока: совершенствование универсальных учебных действий в процессе хаpaктеристики основного конфликта, выявление проблемы, решение их с помощью литературного анализа и исторической науки....
21 11 2023 8:55:24
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
...
20 11 2023 18:14:58

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
19 11 2023 1:50:20
Как заставить учеников задуматься, прочувствовать учебный материал? Думаю, что на этом уроке будет к месту прием, который я назвала "размытая карта" - карта без четких границ, названий. Её предстоит дополнять во время урока, сравнивать с современной картой. Работать на уроке можно с использованием функции "шторка" интеpaктивной доски....
18 11 2023 20:57:41
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
17 11 2023 23:30:28

При инновационном стиле преподавания спектр образовательных программ намного шире, что ставит учащегося перед выбором индивидуальной образовательной траектории. Так на уроке показаны некоторые приемы активизации учебно-познавательной деятельности суворовцев на основе использования элементов информационно-коммуникационных технологий....
16 11 2023 11:34:57
Урок по теме «Столетняя война» проводится в курсе истории Средних веков. Поскольку количество часов на изучение данной темы сокращено до одного урока, а материал очень большой, то на уроке предполагается использование рабочих листов. Данные записи учащиеся затем вкладывают в свои рабочие тетради. На уроке также применяется компьютерный учебник по всеобщей истории и презентация.
...
15 11 2023 14:31:33
Урок нацелен на то, чтобы определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества. Учащиеся узнают, что такое «профсоюз», каковы принципы его построения и функционирования. Также рассматривается ход развития профсоюзного движения в России. Раскрываются функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества....
14 11 2023 6:43:28
Урок знакомит с евангельским рассказом о Рождестве Христовом, праздничной иконой Рождества Христова. Обогащается словарь школьников новыми словами историко-культурологического значения....
13 11 2023 10:33:33
Мероприятие повышает правовую грамотность учащихся. Формируется понимание важности участия в избирательном процессе....
12 11 2023 6:43:39
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
11 11 2023 9:40:34
Представлен конспект урока-турнира, на котором учащиеся повторяют и закрепляют знания по истории Саратовского края XVII века....
10 11 2023 5:49:27
Повторительно-обобщающий урок построен на использовании различных методов: понятийного, визуального, визуально-ассоциативного, логического, метода исключения заведомо неверных ответов, метода оперирования теоретическим материалом. Предложенные методы позволяют учащимся мобилизовать полученные знания, активизировать деятельность и существенно повысить уровень усвоения фактического материала.
...
09 11 2023 23:59:33
При проведении урока использован материал национально-регионального компонента, связанный с крещением зырянского края и деятельностью святителя Стефана Пермского....
08 11 2023 2:52:47
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету.
...
07 11 2023 2:18:14
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
06 11 2023 18:47:34
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
05 11 2023 19:35:34
Особое место в арсенале инновационных педагогических средств занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Используя метод проектов, педагоги формируют ключевые компетенции учащихся: умение планировать, работать с информацией, оценивать результат, т.е. то, что им будет необходимо во взрослой жизни. Во время выполнения проекта школьники переосмысливают роль знаний в социальной пpaктике.
...
04 11 2023 14:45:30
Нестандартные повторительно-обобщающие уроки – это неординарные подходы к преподаванию предмета. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. ...
03 11 2023 22:28:12
Цели урока: показать взаимосвязь истории и литературы; взаимосвязь истории прошлого века и современности; провести исследование и выяснить, как исторические события отразились в поэме А.Блока; показать полемический хаpaктер поэмы; раскрыть тему Бога, веры; выявить авторскую позицию; учить анализировать поэтический текст, находить нужную информацию в научном тексте, видеть общее и частное; развивать критическое мышление; выражать свое мнение....
02 11 2023 14:48:15
На уроке учащиеся узнают об античной демократии, а также совершенствуют свои навыки работы с текстом учебника и историческими документами.
...
01 11 2023 13:27:33

В основу занятия положена логика раскрытия содержания крестьянской реформы XIX века через критическое мышление, анализ исторического источника с помощью дифференциального алгоритма чтения, через заполнение схем с опорой на слайды презентации, составление синквейна, индивидуальную работу. Учащиеся получают возможность выяснить то, что это падение произошло в результате реформы, проведенной сверху, в интересах помещиков-крепостников, а не в результате буржуазной революции....
31 10 2023 7:13:23
Урок проводится как лабораторно-пpaктическая работа в группах. На основе самостоятельной работы с источниками у учащихся развиваются ключевые компетенции: коммуникативная, информационная, самообразования и самооценки. Для урока привлечен редкий материал из исторических монографий, писем и работ самого Сперанского с учетом уровневой дифференциации. ...
30 10 2023 7:20:54
Раскрытие темы на примерах работы конкретного преподавателя. Технологии личностно-ориентированного обучения, элементы дифференцированного обучения и т.п.
...
29 10 2023 18:34:44
Музейный урок в классе освещает основные вехи жизни и творчества И.И. Шишкина. Занятие способствует расширению кругозора школьников по творчеству великого художника, развивает коммуникативные и интеллектуальные навыки учащихся, учит работать в группе.
...
28 10 2023 15:47:46
Урок является итоговым и ставит целью не только систематизацию материала, но и формирование компетенций: делать выводы, видеть причинно-следственные связи, находить ошибки, решать исторические задачи. Используются различные методы и способы освоения материала, технология критического мышления. Отpaбатываются навыки коллективной работы и работы с научным текстом.
...
27 10 2023 10:16:25
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
26 10 2023 20:49:49
Работа на уроке освещена в соответствии с существующими сегодня требованиями образовательных стандартов. Нами предложен опopный конспект, позволяющий получить учителю как методическую, так и информационную поддержку.
В течение всего занятия предлагается осуществление рефлексивных действий, дающих возможность педагогу контролировать степень и глубину восприятия учениками нового материала. А различные формы и методы организации обучения повышают активность учащихся....
25 10 2023 13:35:38
Урок знакомит учащихся со становлением Древнерусского государства. Путем анализа письменных источников ученики определяют вклад княгини Ольги в развитие Древнерусского государства. Формируются навыки составления образной хаpaктеристики и оценки деятельности исторического персонажа....
24 10 2023 23:29:13
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения. Составление синквейна пробуждает интерес к изучаемой теме.
...
23 10 2023 4:48:46
Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....
22 10 2023 2:28:27
Предлагаемая программа факультативного курса "Страницы воинской славы России" разработана на базе основополагающих принципов государственной политики в области образования - формирование подрастающего поколения как истинных патриотов, граждан своей страны, закреплённых в Законе РФ "Об образовании", в Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы"....
21 10 2023 0:35:22

Урок проводится с целью формирования понятия «социальная структура» и умения анализировать структуру общества в разное историческое время. Развитие основных компетенций учащихся: умение увидеть социальную стратификацию, из чего выводится сама структура общества; процесс перемещения людей из одного социального статуса в другой и т.д.; умение сравнивать, обобщать, анализировать и т.д. На уроке идет процесс закрепления материала по теме для подготовки к ЕГЭ....
20 10 2023 18:44:52
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::