Урок по теме "История одной реформы", 11-й класс
Тема: «История одной реформы. Эволюция военной службы в России в XIX веке от рекрутской системы к всеобщей воинской повинности».
Цели урока:
- выяснить причины проведения военной реформы в России;
- определить сущность военной реформы;
- показать значение военной реформы для дальнейшего развития страны;
- развивать умение работать с документом; анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы по имеющемуся материалу;
- развивать умение высказывать и отстаивать свою точку зрения;
Форма урока: урок изучения нового материала.
Формы работы: работа с документом.
Оборудование: компьютерная презентация (Приложение)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Постановка целей урока.
II. Изучение нового материала
Вводное слово учителя.
Вопрос на актуализацию знаний.
- Вспомните причины поражения России в Крымской войне?
Учащиеся высказывают свою точку зрения. Учитель подводит итог.
– Крымская война показала отсталость России во всех областях военного дела – обучения войск, их вооружении, обмундировании, снабжении. Опыт убеждал, что ни числом, ни героизмом во второй половине XIX века выиграть войну нельзя. Задачи реформирования армии остро встали после отмены крепостного права. Рекрутский набор вступил в противоречие с новым правовым статусом крестьянина.
Вопрос к классу:
- Предположите, проведение каких мер в армии было необходимо?
Учитель подводит итоги обсуждения:
- Перевооружение армии.
- Пополнение офицерского состава квалифицированными специалистами.
- Изменение тактических приемов.
- Улучшение руководства вооруженными силами.
- Снижение срока службы.
- Отмена рекрутской системы комплектования армии.
– В мае 1861 года во главе военного
министерства становится Дмитрий Алексеевич
Милютин. Он собрал под свое крыло энергичных и
мыслящих военных специалистов и в сжатые сроки
представил план реформы.
Проводили реформу поэтапно, последовательно:
1 этап – децентрализация военного управления.
В 1862 – 1867 годах Россия была поделена на военные
округа. На комaндующего возлагалось
комaндование всеми войсками, находящимися в их
округе. Всего было создано 15 округов.
В 1865 году центральным звеном управления армией
стал Генеральный штаб. Сократились расходы на
военное управление, численность чиновников в
различных управлениях, повысилась оперативность
в принятии решений.
2 этап – повышение качества военного
образования.
В 1863 – 1864 годах началось реформирование
военно-учебных заведений. Общее образование
отделяли от специального. Общеобразовательную
подготовку будущие офицеры получали в военных
гимназиях, а профессиональную - в военных
училищах. Для лиц не имеющих среднего
образования – создавались юнкерские училища,
куда принимали представителей всех сословий.
Система военных училищ: кадетские корпуса,
юнкерские училища, военные гимназии, военные
училища с двухлетним сроком обучения, военные
академии. Создание системы военных училищ хотя и
не обеспечивало полного укомплектования армии
офицерами, но позволило прекратить производство
в офицеры лиц, не имеющих военного образования.
3 этап – военно-стратегические цели требовали –
железнодорожное строительство, телефонную и
телеграфную сеть.
К началу 1870-х годов железнодорожным сообщением
были связаны все основные регионы европейской
части страны. Высокими темпами развивалась
телеграфная сеть. Шли эксперименты по
установлению телефонной связи.
К началу 1870-х годов были созданы условия для
главной реформы – замены рекрутских наборов
новым способом комплектования войск.
Работа с документом. Каждому ученику на парту учитель раздает данный документ.
Документ «Из устава о воинской повинности» (1874 года).
1. Защита престола и отечества есть священная
обязанность каждого русского подданного.
Мужское население, без различия состояний,
подлежит воинской повинности.
4. Денежный выкуп от воинской повинности и замена
охотником не допускается.
5. Вооруженные силы государства состоят из
постоянных войск и ополчения. Сие последнее
созывается лишь в чрезвычайных
обстоятельствах военного времени.
10. Поступление на службу по призывам решается
жребием, который вынимается единожды на всю
жизнь. Лица, по нумеру вынутого им жребия, не
подлежащие в постоянные войска, зачисляются в
ополчение.
11. К жребию призывается ежегодно один только
возраст населения, именно молодые люди, которым к
1-му января того года, когда набор производится,
минуло двадцать лет от роду.
12. Лицам, удовлетворяющим определенным условиям
образования, предоставляется отбыть воинскую
повинность без жребия, в качестве
вольноопределяющихся.
(Сроки службы для лиц со средним образованием
сокращались до полутора лет, а для лиц с высшим
образованием – до полугода).
17. Общий срок службы в сухопутных войсках для
поступающих по жребию определяется в 15 лет, из
коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе.
18. Общий срок службы во флоте для поступающих по
жребию определяется в 10 лет, из коих 7 лет
действительной службы и 3 года в запасе.
20. Указанные в прошедших 17 и 18 статьях сроки
устанавливаются собственно для мирного времени:
во время же войны состоящие в сухопутных войсках
и во флоте обязаны оставаться на службе до тех
пор, пока того будет требовать государственная
надобность.
36. Государственное ополчение составляется из
всего не числящегося в постоянных войсках, но
способного носить оружие мужское население от
призывного до 43-летнего возраста включительно.
От призыва в ополчение не освобождаются до этого
возраста и лица, уволенные из запаса армии и
флота.
62. Освобождаются от воинской повинности:
1) священнослужители всех христианских
вероисповеданий
2) православные псаломщики, окончившие курс в
духовных академиях и семинариях или в духовных
училищах
63. Нижеозначенные лица, если ими вынут жребий,
определяющий поступление их в постоянные войска,
освобождаются от действительной службы в мирное
время и зачисляются в запас армии на пятнадцать
лет.
212. Лица, обязанные припиской к призывным
участкам, в случае неисполнения ими сей
обязанности до истечения того года, в котором им
минуло двадцать лет, подвергаются: денежному
взысканию не свыше ста рублей.
214. Подлежащие по вынутому номеру жребию в
постоянные войска, в случае неявки их без
уважительной причин ко времени
освидетельствования призванных к исполнению
воинской повинности, подвергаются независимо от
зачисления в военную службу признанных годными к
ней: аресту не свыше трех месяцев.
217. кто, с целью уклониться от воинской повинности
или же воспользоваться при отбывании оной
льготами, ему не предоставленными, употребит
какие – либо обманные действия, тот, по
зачислении в военную службу, подвергается:
одиночному заключению в военной тюрьме на время
от четырех месяцев и двух недель до шести
месяцев.
Учитель задает вопросы учащимся по данному документу:
- Что это за документ? О чем он рассказывает?
- В каком году он появился?
- В чем заключается основное содержание военной реформы?
- Какие изменения произошли?
- Какое наказание предусматривалось за отклонение от воинской службы?
В ходе работы с документом учащиеся выяснили, что произошли положительные изменения:
- Новая система комплектования армии
- Сократился срок службы в армии и во флоте
- Распространение грамотности среди населения
- Перевооружение армии
- Ликвидирована кастовость офицерского состава
Учитель добавляет, что в армии отменили
телесные наказания, улучшили питание,
переоборудовали казармы, солдат стали обучать
грамоте.
Армия перевооружалась: появилось нарезное
оружие, скорострельная винтовка Бердана. Солдат
стали обучать лишь тому, что необходимо на войне.
III. Закрепление нового материала
Вывод: В России появилась массовая армия, которая соответствовала требованиям времени. Усилилась боеспособность. Была облегчена крестьянам тягость воинской повинности, поставив их наравне с другими сословиями. Реформа способствовала распространению грамотности среди солдат. После реформы усиливается устремленность к высшему и среднему образованию, поскольку с тем и другим были связаны льготы воинской службы и получение офицерского чина. Воинская повинность нанесла удар привилегиям дворянства.
IV. Подведение итогов урока
V. Домашнее задание
Список использованной литературы:
- Корнилов В.А. Эволюция военной службы в России в XIX веке: от рекрутской системы к всеобщей воинской повинности, Преподавание истории и обществознания в школе, № 7 – 2003.
- Павленко Н.И., Ляшенко Л.М. История России XVIII–XIX века, Дрофа, Москва, 2001.
- Важенин А.Г. Конспекты уроков для учителя истории, История России XIX век, Москва, ВЛАДОС-ПРЕСС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001.
- Кириллов В.П., Чернова М.Н. История России 1800 – 2002 гг.: Поурочные методические разработки и сценарии уроков/ Серия «Книга для учителя», Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.
На уроке формируются представления о третьеиюньской монархии как режиме, сочетавшем два направления во внутренней политике: подавление революционных выступлений и проведение реформ для расширения социальной опоры самодержавия. Учащиеся знакомятся с целями, основными направлениями, итогами аграрной реформы П.А. Столыпина....
28 03 2024 15:42:11
Автор статьи формирует представление учащихся о времени правления Павла I; о роли личности в истории; знакомит с документами, отражающими особенности той эпохи. ...
27 03 2024 21:45:27
На уроке учащиеся знакомятся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века и с достижениями российской науки в это время. В ходе проведения урока учитель имеет возможность формировать у детей целостное представление о прогрессивном развитии культуры России в первой половине XIX века, а также развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать материал. ...
26 03 2024 10:20:21
На уроке происходит отработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории....
25 03 2024 13:56:24
Под информационно-коммуникативным сопровождением понимается владение навыками поиска и систематизации информации, ее электронной обработки, умение публично презентовать результаты своей работы. В статье идет речь об этих формах работы на уроках истории и во внеурочное время....
24 03 2024 17:35:48
Урок формирует у учащихся целостное представление о дружбе как высшей нравственной категории. На уроке используется презентация, электронное приложение к учебному пособию "Основы религиозных культур и светской этики"....
23 03 2024 8:33:33
Настольная интеллектуальная игра для учащихся 5-х классов разработана в целях лучшего усвоения и запоминания учебного материала. За основу взята настольная игра «Русское лото», однако здесь большую роль играют не цифры, а знания истории по различным направлениям. Игра дает возможность быстро и непринужденно запоминать различные географические названия, определения терминов и понятий, имена исторических деятелей, даты, события, названия мифических героев. Детям очень нравятся эти игры....
22 03 2024 15:47:51
Учитель объясняет учащимся, как ставить вопросы к тексту и сам показывает методику постановки вопросов. Приведены примерные варианты вопросов, составленных учащимися и учителем по данной теме. Вопросы – разноуровневые, предназначены для повторения темы. Их формулируют как сами учащиеся, так и учитель. Проблемные вопросы дадут возможность учащимся обратиться к дополнительной литературе для закрепления темы....
21 03 2024 8:55:21
Образовательная цель урока — расширить и закрепить понимание противоречивых процессов в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период; на конкретных примерах показать восстановление «железного занавеса» в духовной сфере; перечислить достижения отечественной культуры первых послевоенных лет. ...
20 03 2024 5:21:41
В течение всего урока дети учатся обобщать, сравнивать, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об обществе и общественных отношениях в далеком прошлом. У них формируются понятия «гражданин», «свобода», «демократия», активная жизненная позиция, патриотизм....
19 03 2024 20:28:17
Данное пособие содержит советы и рекомендации для подготовки к любому виду исторических состязаний, проводящихся в школе, колледже, городе, округе....
18 03 2024 15:12:52
Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....
17 03 2024 5:37:16
Цель урока: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями....
16 03 2024 5:35:39
Журнал посвящен 200-летней годовщине Бородинского сражения, адресован учащимся вечерней школы при исправительной колонии. Журнал состоит из 4 страниц: "М.И. Кутузов", "Бородино", "Герои Бородина", "Память поколений" и сопровождается фото- видеоматериалами. Репродукции картин известных художников делают образы героев и картины сражений более зримыми и впечатляющими....
15 03 2024 12:38:38
Урок «Мифы Древней Греции» является заключительным уроком темы «Боги Олимпа». Он тесно связан с предыдущими уроками, на которых учащиеся постепенно знакомятся с греческими богами и героями, и работает на последующие, так как позволит учащимся различать греческих и римских богов....
14 03 2024 18:18:55
Обобщающий урок по теме «Гражданская война в России» в 9-м классе способствует осознанию учащимися важнейших исторических проблем, активизирует познавательную деятельность школьников, формирует у них навыки самостоятельной работы, умение работать с историческими источниками. Прослеживается межпредметная связь истории, обществознания, литературы, этики. Домашнее задание поможет развивать творчество и литературные навыки....
13 03 2024 5:12:12
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...
12 03 2024 21:13:54
Предлагаемое учебное занятие в 11-м классе посвящено особенностям проведения российских реформ. Предлагаемое занятие должно помочь гимназистам осознать многогранность, сложность и противоречивость событий, связанных с проведением реформ, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой....
11 03 2024 23:11:36
На уроке ведется рассказ о подвиге сотрудников Ленинградского зоопарка. Необходимо помочь детям осмыслить и понять мopaльную значимость их героических усилий, неоценимый вклад в дело борьбы за независимость своей Родины. ...
10 03 2024 20:51:45
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...
09 03 2024 14:59:12
Цель урока: способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних и роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений....
08 03 2024 11:23:46
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация PowerPoint позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме. Цель урока: изучить историю Древней Руси и познакомиться с деятельностью князя - Ярослава Владимировича....
07 03 2024 7:32:28
Данная разработка урока проводится по учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой и др. "Обществоведение. 6-й класс" на втором занятии для закрепления пройденного §5 "Что такое личность". Урок проводится в виде игры между группами учащихся....
06 03 2024 8:25:26
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
05 03 2024 12:22:24
Данный урок истории можно проводить для учащихся 6-х классов, как повторительно-обобщающий. Урок проводится по образцу телевизионной игры «Умники и умницы». Он имеет два основных этапа: отборочный тур и сама игра. Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние....
04 03 2024 3:21:50
Урок направлен на дальнейшее развитие у учащихся правовой грамотности семейных отношений. Урок сконструирован таким образом, что каждый ученик получает возможность для самореализации как будущий супруг....
03 03 2024 13:33:12
В ходе урока учащиеся усваивают особенности готического искусства в сравнении с романикой. Большую роль в усвоении нового материала играют наглядность и образность, что имеет важное значение для учащихся в соответствии с их возрастными особенностями....
02 03 2024 23:55:13
Урок истории в 5-м классе средней общеобразовательной школы по учебнику В.И. Уколовой и И.Е. Уколовой «История Древнего мира». В качестве стержня, организующего разнородный материал учебника, рекомендую использовать так называемые программы урока для каждого ученика, которые они заполняют в течение урока по мере объяснения учителя и чтения параграфа. Хорошим дополнением к уроку является рабочая тетрадь. Задание в ней может быть дано на дом....
01 03 2024 23:16:48
Урок "Народническое движение" второй урок в изучении темы. На первом уроке учащиеся, работая в группах, определили основных представителей народнического движения, направления и методы их борьбы. На втором уроке звучит отчет групп и дальнейшее изучение темы. На уроке сопоставляется терроризм XIX века и современный терроризм....
29 02 2024 5:30:47
Мероприятие используется в работе как знакомство с Ханты-Мансийским автономным округом. В ходе внеклассного мероприятия материал представлен в виде ряда слайдов с текстом и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов....
28 02 2024 23:55:11
Урок посвящен подъему национального самосознания русского народа и патриотическому движению; учитель рассказывает об этапах освобождения страны от захватчиков. Цель: воспитывает у учащихся чувство национального достоинства, патриотизма и ответственности....
27 02 2024 18:55:53
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
26 02 2024 6:40:47
Целью урока является формирование умений учащихся работать с дополнительной литературой и учебником, умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей; формирование понимания причин возникновения и особенностей малых групп. Урок помогает воспитанию чувств коллективизма и толерантности. ...
25 02 2024 6:19:56
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...
24 02 2024 12:11:55
Урок в 5-м классе по теме "Олимпийские игры в древности". Ученики в результате частично-поисковой, исследовательской работы, ролевой игры знакомятся с историей Олимпийских игр получают образное представление о знаменитом празднике, о его культурном значении. В процессе исследования и ролевой игры выявляется, что они сами являются участниками "малых" Олимпийских игр у себя в школе. ...
23 02 2024 20:39:34
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
22 02 2024 18:47:38
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
21 02 2024 10:19:34
Урок обобщения и систематизации знаний с элементами пpaктической работы (комбинированный урок) из тематического блока «Между мировыми войнами». Акцентировка внимания учеников сделана на истории международных отношений в 20−30-е годы XX века, с учетом рекомендаций активизирует обучение, сделает его более познавательным....
20 02 2024 10:12:42
На занятии рассматривается проблема: почему именно в архитектуре соборов в большей степени проявились общеевропейские черты. Точный ответ учащиеся дают в конце урока. На уроке изучаются особенности романского и готического стилей. Также происходит знакомство с новыми словами: стрельчатые арки, витражи....
19 02 2024 9:11:59
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...
18 02 2024 20:20:25
Основной целью урока является изучение местоположение и природные условия Древнего Египта. Обеспечить усвоение учащимися понятий, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой и историческими источниками....
17 02 2024 9:38:40
Работа посвящена развитию познавательной активности учащихся при изучении летописных документов Древней Руси. ...
16 02 2024 0:59:53
Представленный урок позволит узнать много интересного и полезного об истории денег, их роли в жизни человека и общества. Применение активных приемов, форм и методов работы по развитию речи, обогащению словарного запаса, развитию умения высказывать свою точку зрения позволит учителю реализовать цели и задачи урока, а ученикам – продемонстрировать свои знания по конкретной теме. ...
15 02 2024 4:22:38
Урок по теме: "Права человека в Великой Французской революции" ставит своей целью воспитание уважения к человеку, его правам. Данный урок может быть вариантом повторительно-обобщающего урока по теме "Великая Французская революция"; материалы к уроку могут быть использованы на уроках обществознания и права. ...
14 02 2024 15:54:57
В программе курса представлен материал, который редко включается в содержание программ по истории России. Он может быть использован как элективный курс в профильных гуманитарных классах. В программе отражены общие рекомендации по рассмотрению материала, учитель же осуществляет его отбор на основании имеющихся исторических разработок и пособий. Показ русской истории в культурно-антропологическом контексте, проблемный подход к обучению требуют введения большого количества аналитического материала, развития у учащихся навыков обобщения, анализа, умения отстаивать свою точку зрения. ...
13 02 2024 16:11:23
В основе урока лежит использование технологии развития анализа личностных качеств исторических личностей, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке раскрываются личностные качества Александра Невского как исторического символа России....
12 02 2024 15:29:41
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
11 02 2024 4:39:36
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...
10 02 2024 7:36:24
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
09 02 2024 8:58:11
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
08 02 2024 23:29:23
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::