Повторительно-обобщающий урок "Россия в первой четверти XVIII в. Петровские преобразования"
Урок проходит в форме игры. На доске игровое поле – квадрат из 25 клеток. Каждая комaнда выбирает направление и задание, при этом старается набрать как можно больше баллов. Если комaнда не может ответить, то такое право предоставляется другим.
Цель: повторить и обобщить знания, полученные при изучении темы.
I. Войны и походы
- По приказу Карла XII в Европе была выпущена медаль с надписью «Исшед вон, плакася горько». Какому событию она была посвящена? (1 балл) (Поражению русских под Нарвой).
- После взятия этой крепости русские стали контролировать все устье Невы. Назовите эту крепость? (2 балла) (Ниешанц)
- «Зело крепок был сей орех, однако слава богу, счастливо был разгрызен» О какой победе в ходе Северной войны идет речь? (3 балла) (Взятие крепости Орешек)
- Взятие этого «ключа» было ознаменовано военным парадом? О каком ключе идет речь? (4 балла) (Взятие Шлиссельбурга)
- Сражение у д. Лесной Петр I назвал матерью Полтавской баталии, а какое событие можно назвать отцом Полтавской битвы? (5 баллов) (Разорение Батурина)
II. Преобразования в экономике
- Чтобы пополнять казну Петр I учредил новую должность. Назовите ее (1 балл) (Прибыльщик)
- Как называют создание максимально выгодных условий для отечественных производителей (2 балла) (Протекционизм)
- Политика поощрения вывоза товаров за границу и ввоза оттуда денег (3 балла) (Меркантелизм)
- Где в России открылась первая биржа? (4 балла) (В Санкт-Петербурге, в 1703 г.)
- Их покупатели специально для работы на заводах и вместе с ними. Как их называли? (5 баллов) (Посессионные крестьяне)
III. Персоналии
- Под какой фамилией Петр I отправился в Великое посольство и осваивал корабельное дело в Голландии? (1 балл) (Бомбардир Петр Михайлов)
- Этот сподвижник Петра I был воеводой и губернатором: управлял Финляндией, был начальником Адмиралтейского приказа и главнокомaндующим флотом (2 балла) (Ф.М. Апpaксин)
- Именно для него предназначал Петр I, придуманный им, антиорден Иуды. Кто он? (3 балла) (Гетман Мазепа)
- До конца своих дней сохранил репутацию неподкупного, чем заслужил расположение к себе царя: хотя имел прямое касательство к материальным ценностям, никто никогда не заподозрил его в казнокрадстве; он руководил Преображенским приказом, который занимался политическим сыском (4 балла) (Ф.Ю. Ромодановский)
- В 1721 году Россия и Швеция заключили Ништадтский мир. Один из пунктов договора предусматривал взаимный обмен пленными. Петр I в шутку говорил, что выполнить этот пункт ему будет непросто. Кого он имел в виду? (5 баллов) (Среди пленных была Марта Скавронская, будущая императрица Екатерина I)
IV. Преобразования в быту
- Как при Петре I назывались общественные собрания? (1 балл) (Ассамблея)
- 300 лет назад это стали начинать от Василия Великого, а не от Симеонова дня (2 балла) (До Петра I новый год на Руси встречали в день Симеона – летопроводца 1 сентября. 1700 год россияне встречали в Васильев день по царскому велению)
- Кого при Петре I называли пенсионерами (3 балла) (Дворян, которые поехали за казенный счет учится за границу)
- С 1703 по 1728 г. в Москве строили только деревянные здания. Почему? С чем это связано? (4 балла) (В это время действовал указ Петра I, запрещавший строить Каменные здания где-либо, кроме Петербурга)
- В России времен Петра I только три человека имели эту привилегию: Губернатор Московской Губернии Тихон Стрешнев в силу хорошего отношения со стороны царя, боярин Черкасский из уважения к его преклонным годам и патриарх в силу его сана. Что же за привилегию имели эти люди? (5 баллов) (Все трое имели право носить бороду без уплаты соответствующей пошлины)
V. Преобразования в армии
- Так назывались первые воинские подразделения, созданные Петром I (1 балл) (Потешные полки)
- Этот город стал местом рождения русского военного флота. Назовите его. (2 балла) (Воронеж)
- В русской армии они были введены в 1700 г. и поначалу украшали лишь одно левое плечо о чем идет речь? (3 балла) (Погоны. С 1802 г. их стали носить на обоих плечах)
- В современной армии это гранатометчик. А раньше? (4 балла) (Гренадер)
- Помимо возрастных, медицинских и «юридических» ограничений при системе рекрутских наборов внимание обращалось еще и на это. О чем идет речь? (5 баллов) (Рекрут не должен быть увечным, не опорочен преступлением и не Дypaком)
Проводятся итоги игры и награждаются победители.
Рефлексия:
- Урок понравился …
- Урок не понравился …
- Я бы сделал так …
Литература:
- Драхлер А.Б. «Отечественная история с древнейших времен до наших дней» М.Владос 2001
- Федорчук И.А. «История. Интеллектуальные игры для школьников» Ярославль Академия развития 2006
Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....
22 03 2023 0:18:24
Урок был дан в рамках преподавания "Истории Отечества" в 11-м классе. Особенностью урока является то, что наряду с важнейшими итогами Великой Отечественной войны, которые даны в учебнике, ученики использовали дополнительный материал (книжный, мультимедийный, воспоминания близких родственников). Исследуя итоги войны, ученики поднимают вопросы, которые являются спopными в изучении этого периода истории нашей страны. Урок способствует патриотическому воспитанию выпускников....
21 03 2023 12:39:21
Проверочные материалы по истории могут использоваться на уроках истории в начальной школе.
...
20 03 2023 5:39:54

Одной из форм активного обучения являются интегрированные формы урока (внеклассного мероприятия). Цель статьи – показать конкретную систему работы учителя по данной теме. В предлагаемой статье раскрываются задачи обучения, которые можно решить с помощью интегрированных уроков, признаки такого урока, приводятся примеры проведённых уроков в соответствии с предлагаемой классификацией уровней (ступеней) интеграции....
19 03 2023 15:51:42
Цель урока - расширить знания учащихся о жизни и быте прошлых поколений на примере русского жилища. Особенности постройки дома, история его частей и предметов, бытующих суеверий вызывает искренний интерес учащихся к теме, помогает им постичь народную мудрость. Урок способствует развитию навыков логического мышления, интереса к предмету, традициям и обычаям предков. Материалы урока можно использовать во внеклассной работе по предмету....
18 03 2023 21:15:17
В связи с уменьшением количества учащихся в классах снижаются отдельные виды мотивации обучения: соревновательная, сравнительная; снижается познавательная активность учащихся. Для преодоления этого приходится перестраивать учебную работу в классе, делая основной упор на те виды деятельности, которые позволяют заинтересовать учащихся, обеспечить усвоение учебного материала....
17 03 2023 23:51:56
Курс "И сама по себе не играет гитара (отражение истории в авторской песне)" рассчитан на учащихся 9-х классов (предпрофильная подготовка), является межпредметным (история, литература, музыка), рассчитан на 10 часов. Целью курса является рассмотрение отдельных моментов истории России через их отражение в авторской песне.
...
16 03 2023 9:48:44
Данная тема по обществознанию изучается в 7-м классе. На представленном уроке важно донести до учеников не только правовую сторону вопроса, но и важность охраны природы с человеческой точки зрения. Поэтому на уроке используются различные педагогические технологии: сравнение, поэтическая мастерская, инсценировки. В уроке видна метапредметная связь (литература и русский язык). Этот урок отличается от обыкновенного тем, что ученики работают с буклетом на протяжении всего урока....
15 03 2023 17:47:48
Цели урока: дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе смуты; выделить основные события смуты....
14 03 2023 20:23:36
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане.
Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
13 03 2023 5:37:57
Цели занятия: активизировать интерес детей к средневековой эпохе, учить детей работе с дополнительной литературой, учиться срисовывать карты на большой ватман, делать костюмы своими руками, делать рисунки по теме. Такая работа сплачивает детей всего класса.
...
12 03 2023 3:20:50
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
11 03 2023 9:37:17

Урок дает возможность соприкоснуться с военной историей прошлого нашей Родины, показать главную роль Москвы – столицы в годы Великой Отечественной войны. Цель урока – подвести учащихся к осмыслению победы советских людей в битве под Москвой, показать всю важность этого события на мировом уровне, проследить связь между историей и современностью....
10 03 2023 16:13:12
В ходе урока у учащихся должно сформироваться представление о борьбе северо-русских земель с крестоносцами и шведами. Выяснить, какой была внешнеполитическая обстановка на Северо-Западе Руси и как новгородцы вели борьбу с западными завоевателями. На протяжении всего урока учащиеся будут принимать участие в обсуждении материала: искать ответы, высказывать свою точку зрения; отвечать на вопросы, выделять главное и анализировать. Урок имеет большое воспитательное значение....
09 03 2023 12:14:53
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
08 03 2023 0:19:53
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
07 03 2023 20:21:39
На фронтальном опросе происходит опрос учащихся на знание феодального общества, сословий, их хаpaктеристики.
На уроке применены различные способы и методы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная, творческая. Присутствуют инновационные технологии, такие как тесты, методы рефлексии, игры. Урок способствует формированию умений и навыков учащихся.
...
06 03 2023 22:53:25
Материалы работы помогут осознать связь истории малой родины с историей страны. В статье рассматривается происхождение названий некоторых населённых пунктов Угличского района. Приводимые сведения могут использоваться в курсе истории России XX–XXI века и в курсе исторического краеведения. Презентацию можно предложить использовать учителям литературы и краеведения, а также во внеклассной работе по патриотическому воспитанию....
05 03 2023 6:42:44
Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о новом императоре Александре II, о той атмосфере, которая сложилась накануне отмены крепостного права. Подводит учащихся к пониманию того, что отмена крепостного права была продиктована объективными причинами, а не личным желанием императора....
04 03 2023 16:23:36
Урок является итоговым и ставит целью не только систематизацию материала, но и формирование компетенций: делать выводы, видеть причинно-следственные связи, находить ошибки, решать исторические задачи. Используются различные методы и способы освоения материала, технология критического мышления. Отpaбатываются навыки коллективной работы и работы с научным текстом.
...
03 03 2023 20:41:24
Кто сколько-нибудь знаком с русской историей X–XV вв., имеет собственное представление о месте и роли в ней женщин. Кто-то представляет "тюремную затворницу", которая была на подчиненном положении в семье и обладала весьма ограниченными социальными правами. Другие в русской женщине того времени видят образованную, социально активную личность....
02 03 2023 19:39:44
На уроке по типу исторического марафона мною используются задания различных видов: разгадать филворд, головоломку; соотнести названия журналов и их редакторов; найти слово; вставить пропущенное слово; вспомнить даты. Задания разработаны для нескольких групп.
...
01 03 2023 8:53:37
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
28 02 2023 12:31:37
Вопросы для викторины для Недели истории в средней и старшей школе. Викторина проводится в 4 раунда: первые 3 раунда – это ответы на вопросы по истории Древнего мира и Средних веков, по истории России, по истории культуры и науки. В викторине могут участвовать классы с 5-го по 11-й: от каждого класса выбираются по несколько игроков (от 4 до 6). В конце каждого этапа комaнда, набравшая меньше всего баллов, выбывает. Выигрывает комaнда, ответившая на большинство вопросов....
27 02 2023 20:55:24

Цели урока: закрепление, повторения и углубление исторических знаний Древнего мира, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий; развитие навыков творческо-поисковой работы, развитие умения выделять в полученной информации главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего мира; анализировать и делать выводы....
26 02 2023 7:16:20
Интегрированный урок (литература + обществознание) по басням И.А. Крылова в 6-м классе, на котором используется особая форма технологии сотрудничества между учителями-предметниками. Основные задачи, решаемые внедрением разработки: выpaбатывать навыки интегрированного подхода к изучению различных тем; стимулировать умение школьников приобретать знания из различных источников....
25 02 2023 6:10:33
В работе рассматриваются основные положения философского учения Ницше о «сверхчеловеке» и его влияние на взгляды русской интеллигенции начала ХХ в.
На примере произведений Горького прослеживается эволюция взглядов писателя на свободу человека, показывается поиск Героя от романтических произведений до рассказов позднего периода. Показаны губительность и разрушительное воздействие идеи «сверхчеловека» на формирование личности, необходимость ответственного выбора каждым своей «концепции человека».
...
24 02 2023 14:45:22
Урок для 6-го класса проводится по типу урока-игры или внеклассного мероприятия в рамках школьной декады истории. Урок способствует развитию интереса к предмету, поддерживает познавательную активность учащихся.
...
23 02 2023 19:43:23
Урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с событиями Смутного времени, помочь увидеть причины Смуты и понять, что быть смуте или не быть – зависит от каждого из нас, так как сребролюбие и жажда наживы любой ценой, пренебрежение священным даром человеческой жизни, мopaльный нигилизм ведут к смуте в душе и государстве....
22 02 2023 4:50:46
Урок нацелен на то, чтобы определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества. Учащиеся узнают, что такое «профсоюз», каковы принципы его построения и функционирования. Также рассматривается ход развития профсоюзного движения в России. Раскрываются функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества....
21 02 2023 13:38:35
Не секрет, что заинтересовать учеников изучать Всеобщую историю очень трудно. Данный урок для учащихся 9-го класса, представляющий собой урок-игру с элементами состязательности, решает эту задачу. На уроке используется страноведческий подход. Для рассмотрения предлагаются следующие страны: Великобритания, Франция, Италия, Германия....
20 02 2023 18:41:59
Тема полностью выносится на самостоятельное изучение учащихся. За две недели до проведения урока ученики класса делятся на три группы, каждая получает задание и список рекомендуемой литературы. На этапе предварительной подготовки учитель выступает в роли консультанта, помогая ученикам выбрать, осмыслить, систематизировать информацию и сделать правильные выводы. Учащиеся работают по плану....
19 02 2023 14:56:31
Комбинированный урок истории и английского языка в 6-м классе.
...
18 02 2023 0:20:57
В статье рассмотрены особенности проектирования учебного занятия в системно-деятельностном подходе на примере темы «Отмена крепостного права в России». 8-й класс....
17 02 2023 12:56:49
Выбор темы обусловлен необходимостью изучения культуры Древней Греции, ставшей фундаментом европейской культуры. В разработку урока включены: цели, формируемые навыки обучающихся, предполагаемые ответы, разноуровневые задания; материалы из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Содержание материала соответствует обязательному минимуму содержания образования.
...
16 02 2023 10:33:50
На представленном материале показано, как семейное законодательство отражает интересы супругов, опираясь на статьи Семейного кодекса РФ. Основной целью урока является добиться усвоения учащимися роли семьи в обществе, вскрыть проблемы молодой семьи, а также развивать навыки работы с текстом документов, данными статистики; воспитывать добропорядочных супругов, заботливых родителей....
15 02 2023 16:35:59
Данное мероприятие проводилось для учащихся 8–10-х классов в канун 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и посвящалось женщинам-участникам войны и труженицам тыла. При проведении использовался краеведческий материал....
14 02 2023 9:12:37
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
13 02 2023 23:29:30
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
12 02 2023 14:23:46
Цель мероприятия: расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа. Обобщить и систематизировать знания....
11 02 2023 9:47:15
Цели и задачи урока: проверить и закрепить у учащихся знания особенностей о географическом положении, природе, занятиях жителей, культуре, религиозных верований каждого из древних государств Междуречья; познакомиться с понятием стендовый доклад, научиться презентовать и защищать его....
10 02 2023 8:36:25
Целью урока является знакомство учащихся с путем прихода к власти в России династии Романовых....
09 02 2023 23:37:50
Методической основой современных систем обучения является теория педагогики сотрудничества. Одним из важнейших приемов обучения становится апелляция к точке зрения учащихся. Одним из методов, позволяющим решить задачу адекватного оценивания знаний обучаемых, а также повышения качества образования, является система познавательных задач и заданий. Уроки истории должны учить школьников умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного.
...
08 02 2023 23:21:41
Используя прием персонификации на уроках истории, учитель не только развивает индивидуальные способности ученика, но и нравственные потребности ребенка, предлагая ему взглянуть на исторические события глазами человека прошлого. В статье представлен пример такого урока.
...
07 02 2023 20:34:34
На уроке используется объяснительно-иллюстративный метод с применением мультимедийной презентации, что повышает познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности. Данный урок помогает расширить представления о мужестве и героическом подвиге старшего поколения в Великой Отечественной войне; воспитывает патриотизм, гражданственность, чувство долга перед Родиной....
06 02 2023 1:47:48
Целями данного занятия являются: расширить и закрепить знания учащихся об одном из самых величайших сражений в истории России; развивать навыки учащихся работы с картой, документами, умения выделять главное; воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвига российского народа....
05 02 2023 13:51:26
Интегрированный урок русского языка и истории позволяет расширить уже известные знания из курса 5-го класса по истории Древнего мира, а также актуализировать знания по фразеологии русского языка, по развитию речи. Групповые задания, предлагаемые на уроке, направлены на развитие логического мышления, умения сопоставлять исторические факты с эпизодами художественного произведения, обеспечивая более полный комплексный анализ текста поэмы.
...
04 02 2023 7:53:12
Урок по новой истории в 8-м классе на тему «Признаки империализма» помогает выяснить причины, процесс и последствия образования монополий; развивать навыков у учащихся работы по опopным схемам; раскрыть значение новых понятий к теме с помощью опopных схем....
03 02 2023 11:14:40
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
02 02 2023 5:45:33
Цель урока: познакомить учащихся с местоположением, природными условиями Древнего Египта и занятиями его жителей.
...
01 02 2023 21:41:36
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::