Урок по теме "Балканы и Малая Азия в XIII–XIV вв. Завоевания турок-османов"
Цели урока:
Образовательная:
- знакомство со странами Балканского полуострова в ХIII – XIV в., причинами их ослабления, с возникновением Османского государства и началом завоевания им Балканского полуострова;
Воспитательная:
- воспитание чувства патриотизма, негативного отношения к агрессивной политике стран – завоевателей;
Развивающая:
- развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с исторической картой, документальными источниками.
Оборудование:
- карта “Османская империя в XIV – ХVI в.в.” (мультимедиа) – Приложение 1,
- комплект “Заданий для самостоятельной работы по истории средних веков” (автор: Донской Г.М., издание: “Просвещение”, 1992 г.),
- набор заданий для повторения.
Структура урока:
- Мотивационная беседа. Ознакомление с целями урока и планом изучения темы.
- Проверка домашнего задания.
- Изучение нового материала.
- Закрепление новой темы.
- Подведение итогов.
- Комментирование домашнего задания.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
- Учитель сообщает тему урока, цели изучения данной темы: “Сегодня на уроке мы познакомимся с положением стран на Балканском полуострове, с возникновением Османского государства и узнаем о начале завоевания им Балканского полуострова”.
- Повторение темы “Народы доколумбовой Америки”.
Учащиеся получают задания:
№1. По очертаниям определить страну или континент и подписать название: Америка, Индия, Китай, Япония;
№2. Разделить на 2 группы рисунки – пиктограммы: 1 группа – достижения хозяйства Китая (шелк, фарфор, порох, бумага), 2 группа - достижения хозяйства индейских народов, которые были восприняты другими народами (картофель, кукуруза, табак, какао, подсолнечник, помидоры);
№3. Выберите из списка (ацтеки, аpaбы, индийцы, инки, майя) народы Америки и соотнесите название народа доколумбовой Америки (ацтеки, майя, инки) и показанное на картосхеме очертание государства, созданного ими.
Ответ: 1 – инки, 2 –майя, 3 – ацтеки;
№4. Выпишите из списка растения, которые выращивали народы доколумбовой Америки: картофель, чай, помидоры, рис, кукуруза, тутовые деревья, просо, пшеница, какао, овес, лен, подсолнечник.
Ответ: картофель, помидоры, кукуруза, какао, подсолнечник;
№5. Соотнести достижения хозяйства и культуры с народами их создавшими:
1) Майя 2) Ацтеки 3) Инки |
А) приручение лам Б) ввели в математике “нуль” В) узелковое письмо Г) 7 урожаев в год Д) самый точный календарь Е) сложные операции на черепе |
Ответ:1- Б, Д, 2 – Г, 3 – А, В, Е
№6. Рассмотреть иллюстрации на карточке и сделать вывод, какому народу принадлежат данные памятники культуры. Ответить на вопросы:
- где жил народ;
- главные занятия;
- что удивительного о нем можно рассказать?
Устный опрос:
- Как произошло заселение американского континента?
- Как называют коренных жителей Америки и почему?
- Чем занимались народы доколумбовой Америки? В каком занятии они добились наибольших успехов? Каких достижений в хозяйстве других континентов они не знали?
- Назовите 3 наиболее развитых народа доколумбовой Америки. Где они проживали?
- Рассказать о достижениях наук народа майя.
- Рассказать о державе ацтеков.
- Каких достижений в науке достигли индейцы – инки? Что удивительного они открыли?
Затем учитель проверяет задания и выставляет оценки.
- Изучение нового материала.
План:
- Общие черты государств Балканского п –ва в ХIII – ХIV в.в.
- Османское государство.
- Завоевания турок – османов.
Учитель ставит проблемный вопрос: “Посмотрите на карту: в ХIII в. на северо - запад Малой Азии из Средней Азии перекочевало 400 кибиток с племенем турок, а в ХVI в. в их подчинении оказался Ближний Восток, Северная Африка, Балканский п-в – возникла Османская империя. Выясните, каковы были причины успехов османских завоеваний”.
1. Первыми подверглись завоеваниям Балканские страны.
Работа с картой:
Болгария – в ХII в. после борьбы с Византией самое большое государство на Балканском п-ве, ХIV в. – феодальная раздробленность, распад на 3 независимых государства.
Сербия – в ХIV веке сильное государство, при короле Стефане отвоевывает земли у Византии, но после его cмepти Сербия распалась на множество княжеств.
Византийская империя – утратила могущество после IV крестового похода, территория уменьшилась, в городах распоряжаются итальянские купцы, население разорено, налогов собирается мало, казна пустеет; Византийская империя вела непрерывные войны с независимыми княжествами на Балканском п-ве.
Вывод: все государства Балканского п-ва ослаблены междоусобными войнами и взаимной враждой.
2. Итак, в ХIII в. В Малую Азию из Средней Азии в 400 кибитках прибыло племя турок, один из вождей - Осман объединил соседние княжества и создал единое государство - Османское. Осман был провозглашен султаном (новый термин – записать!), а турки стали называться османами. Осман: стремление к захватам. Поддержка:
-Война и грабеж – главные источники обогащения воинов – землевладельцев (Феодалы);
-Мусульманское духовенство: “Священная война против неверных”, “Султан – тень бога на земле”.
3. I половина ХIV – завоевание владений Византии в Малой Азии.
Выполнение учащимися задание №1 из Заданий для самостоятельной работы по истории средних веков: “Византийцы обратились за помощью к болгарскому царю, но получили ответ: “Когда придут к нам турки, тогда и будем защищаться от них”. Как следует оценить такое отношение правителей балканских государств к опасному врагу?”.
Убедившись в слабости Балканских стран, османы перешли от набегов к завоеваниям в Европе захватили значительную часть владений Византии, император – вассал султана, должен был платить дань и участвовать в походах.
Затем – вторжение в Болгарию. Несмотря на опасность, феодалы не смогли объединиться. В конце ХIV Болгария попала под власть султана на пять веков.
В 1389 г. большое войско вторглось в Сербию. Решающая битва произошла на Косовом поле.
Выполнение учащимися задания №2 из Заданий для самостоятельной работы по истории средних веков:
“Объясняя причины поражения сербов, современник писал: “Знайте, что поганые (турки) смелы и мужественны не сами по себе, а благодаря нашему несогласию и нашей ненависти, и мы сами куем им победу”. Подтвердите это высказывание фактами битвы на Косовом поле”.
“Поиск”: учащиеся ищут ответ в тексте учебника.
Опережающее задание: сообщение ученика о подвиге Милоша Обилича.
Составление опopного конспекта:
Вывод:
- ослабление Византии,
- войны между славянскими народами помогли туркам – османам к концу ХIV в. подчинить Малую Азию и Балканы.
Учитель: О судьбе Византии мы узнаем на следующем уроке. А сейчас ответьте на проблемный вопрос: “Каковы были причины успехов османских завоеваний ?”.
- Закрепление.
1 ученик отвечает по опopному конспекту.
Работа с картой:
Учитель: Покажите на карте территории, завоеванные турками – османами в ХIV в.?
Блиц – опрос (учащиеся отвечают: да, нет ):
- Междоусобные войны ослабили и Балканские страны и Византию (да)
- Болгария и Сербия объединились с Византией против турок – османов (нет)
- Турки – османы объявили “Священную войну против неверных” (да)
- Турецкая армия превосходила войско сербов в битве на Косовом поле (да)
- После убийства Милошом Обиличем султана, турецкая армия дрогнула и отступила (нет)
- В конце ХIV Болгария и Сербия попали в зависимость от турок – османов (да)
- Византия сохранила все свои владения в борьбе с турками – османами (нет).
“Узнай имя” ( о ком идет речь в тексте):
- “Он был правителем одного из княжеств турок, граничивших с византийскими владениями. Ему удалось сплотить турецкие племена в единое государство” (Осман).
- “Вдруг некто с притворством сказал, что принял ислам, умоляя принять его в ряды победоносного войска. И когда был допущен поцеловать ногу светлого государя, неустрашимо направил он в тело царя нож, спрятанный в рукаве” (Милош Обилич).
- Учитель подводит итоги урока, спрашивает учащихся, что нового они узнали на уроке, выставляет оценки за работу на уроке.
- Комментирование домашнего задания: читать с.209 – 217 Истории Средних веков. 6 класс. (Авторы: Пономарев М. В., Абрамов А. В., Тырин С. В. Издательство: “Дрофа ”, 2004 г.)
Урок предназначен для изучения истории мира вещей, которые нас окружают в повседневной жизни. Тема урока способствует развитию учебно-исследовательских умений учащихся через работу с дополнительным материалом к уроку....
03 07 2022 21:17:35
Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей декабристов, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....
02 07 2022 17:17:10
Одним из основателей Благовещенска, давшим имя городу и сделавшим его духовным центром огромного Дальневосточного региона России, был святитель Иннокентий (Вениаминов). Празднование его памяти установлено дважды в год: 31 марта - в день блаженной кончины и 23 сентября – в день его прославления
...
01 07 2022 14:49:16
Данный урок является продолжением целой серии подобных уроков в 8-м классе по общей проблеме «Социальная сфера». Здесь мы продолжаем знакомство с понятиями социальной сферы и учимся добывать знания самостоятельно. Цель урока носит реальный хаpaктер и является достижимой. Она включает в себя комплекс развивающих компонентов, которые формируют аналитические способности, творческое мышление, а также умения применять личные знания для достижения знаний на уроке....
30 06 2022 11:13:21

В 2011 году наша страна отметила поистине важную памятную дату. 70 лет Битвы под Москвой в Великой Отечественной войне 194–1945 годов. Битва под Москвой предрешила весь исход той страшной войны, вселила в людей уверенность в Победе над фашистской Германией. Мероприятие "Страна стояла под Москвой..." помогает эмоционально, в доступной форме познакомить ребят с событиями той битвы, рассказать на примерах о героях войны и их славных подвигах....
29 06 2022 3:11:19
Предложенное занятие - промежуточное в теме "Политическая жизнь современного общества". В теме занятия выделяется шесть блоков, две отрасли права были заданы в опережающем домашнем задании двум учащимся, остальные получили задание по этим же отраслям подготовить вопросы. На занятии студенты вступают в дискуссию.
...
28 06 2022 16:40:59
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
27 06 2022 7:39:48
Урок развивает навыки работы с текстом. По форме урок представляет собой пpaктикум. При работе с текстом содержание усваивается эффективнее. Особенность урока состоит в помощи учителя, ориентировки к действиям. Оба текста одинаковы построены. Первый текст разделен на абзацы, второй – нет. Ученику необходимо перенести действия с первым текстом на второй....
26 06 2022 0:16:52
Урок обществознания в 11-м классе посвящен обсуждению темы: можно ли в России стать богатым человеком. Этот вопрос актуален для старшеклассников сегодня, т.к. затрагивает мopaльно-нравственные аспекты: можно ли стать богатым честно, и что для этого необходимо знать....
25 06 2022 18:46:43
Представлен конспект урока в 9-м классе с использованием мультимедийной презентации. Тема занятия "Конституционное право. Основы конституционного строя России". На занятии школьники должны уяснить смысл таких понятий, как конституция, конституционное право, познакомиться с основами конституционного строя России....
24 06 2022 14:53:36
Урок в 5-м классе с использованием презентации направлен на формирование у обучающихся опыта самостоятельной работы на уроке по постановке и решению познавательных задач. Данный урок разработан с учетом особенностей работы в классах с разным уровнем подготовки....
23 06 2022 1:26:39
После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра"....
22 06 2022 10:50:38
Использование на уроке "Технологии развития критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП) позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, расширять их кругозор, побуждает детей критически мыслить, что в свою очередь способствует развитию их любознательности, умению ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов, позволяет проводить рефлексию на разных этапах урока, совершенствует умение самостоятельно формулировать выводы....
21 06 2022 20:42:16
Представленное в методической разработке занятие по дисциплинам "Основы философии" и "История экономических учений" проводилось в группе параллельного обучения в рамках программы непрерывного образования "школа - техникум - вуз". Наилучшей формой проведения занятия в такой группе студентов - школьников был выбран интегрированный (бинарный) урок. Интегрирующим материалом стали темы эпохи Возрождения.
...
20 06 2022 13:39:22
Важнейшей функцией изучения истории является формирование гражданственности, патриотизма, личной ориентации молодого человека. Цель урока – охаpaктеризовать просветительскую деятельность славянских святых Кирилла (Константина) и Мефодия, влияние славянской письменности на культуру славянских народов Центральной, Южной и Восточной Европы. Современные историки и культурологи говорят о существовании определенной кирилло-мефодиевской традиции в культурном единстве славянского мира. Именно сейчас славянские народы, особенно Россия, нуждаются в том, чтобы эта традиция сохранялась и развивалась. Знание о том, как это происходило, поможет осмыслить и многие современные процессы, происходящие в нашем обществе....
19 06 2022 11:55:12
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
18 06 2022 15:57:15
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
17 06 2022 10:51:34
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
16 06 2022 9:48:41
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
15 06 2022 6:44:51
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....
14 06 2022 6:53:53
В статье рассматривается семья и ее роль в современном обществе, ее структура. Показывается, как социальные, экономические, политические отношения в обществе моделируются человеком по образу и подобию межличностных семейных отношений....
13 06 2022 21:42:51

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
12 06 2022 1:36:20
Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, пропаганда обычаев, традиций, достижений родного края. Осознание причастности истории братских народов к исторической судьбе России. Это должно стать целью данного классного часа.
...
11 06 2022 3:21:16
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
10 06 2022 21:16:57
Предлагаемый урок призван сформировать образ культуры Древней Руси как множества великих памятников письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем окунуться в мир мыслей и чувств наших предков....
09 06 2022 16:37:44
Варианты познавательных заданий по истории "Друзья Шерлока Холмса" для учащихся 6-го класса (тема "Образование и наука XI–XV веков", история средних веков) и учащихся 7-го класса (тема "Дворцовые перевороты", история России)....
08 06 2022 20:27:38
Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких мopaльных качеств будущих защитников Отечества....
07 06 2022 23:53:58
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
06 06 2022 7:53:58
Методическая разработка урока истории по теме «Крайний Север в десятилетие Н.С.Хрущёва» включает технологическую карту и комментарий. Материал предназначен для проведения урока-экскурсии в 10-м классе (XX – начало XXI века). Цель: знакомство с историей родного края в десятилетие Н.С.Хрущёва....
05 06 2022 13:57:31
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
04 06 2022 13:12:26
Президентские выборы 2000 г. Какие проблемы стоят перед новым правительством и президентом Путиным? Что было сделано в социально-экономической сфере за 8 лет? В качестве регионального компонента - история развития Уватского района Тюменской области за последние 10 лет....
03 06 2022 3:49:30
Данный урок предназначен для 6-го класса, который изучает Историю Древнего мира. Он познакомит учащихся с тем, как происходило объединение Китая, с кем китайцы вели завоевательные войны. Ученикам предстоит выяснить, для чего была построена Великая Китайская стена и как она выглядела....
02 06 2022 17:13:29
Данный урок проводится в курсе обществознания 6–11-х классов по теме "Общение". На этом уроке применяются психологические приемы, поэтому его можно использовать в работе психологической службы школы, при социальной работе с подростками. Если мероприятие проводится в виде урока открытого, класс небольшой по численности, то возможно участие присутствующих учителей....
01 06 2022 11:28:52
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
...
31 05 2022 23:45:21
Урок проводится как лабораторно-пpaктическая работа в группах. На основе самостоятельной работы с источниками у учащихся развиваются ключевые компетенции: коммуникативная, информационная, самообразования и самооценки. Для урока привлечен редкий материал из исторических монографий, писем и работ самого Сперанского с учетом уровневой дифференциации. ...
30 05 2022 19:17:57
Уроки "Источники права" (2 ч.) построены на основе методики деятельностного подхода в изучении обществознания. Главное место на уроках отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников. Сочетая объяснение нового материала с самостоятельной работой учащихся, учитель добивается развития разнообразных компетенций учеников.
...
29 05 2022 10:13:25
Особая роль школы состоит в создании условий для духовного
становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и
физически здоровой. Становление такой личности достигается школой, если
она станет для каждого ребенка развивающей его природные задатки,
потребности и интересы.
...
28 05 2022 4:35:28
Урок личностно-ориентированный с дифференцированным подходом к обучению детей, с большой долей самостоятельной работы учеников. Он помогает дать представление о своеобразии византийской цивилизации как одного из духовных и культурных источников русской цивилизации; развивать умение работать с исторической картой, исторический словарный запас учащихся....
27 05 2022 17:16:55

Правовая игра по обществознанию построена по принципу популярной телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером».. Цель игры: в занимательной форме расширить знания учащихся по теме «Конституция РФ»....
26 05 2022 9:53:43
Урок по теме, построенный по технологии проблемного обучения. На протяжении всего урока присутствует определенная проблема, которую решают учащиеся, работая в группах. Работа в группах предполагается в течение 8–10 минут, после чего каждая группа знакомит класс с результатами своей работы. На основе услышанного остальные учащиеся готовят аргументированный ответ в письменном виде – эссе.
...
25 05 2022 16:10:45
Изучение нового материала осуществляется на основе презентации, содержащей схемы, таблицы, документы и др. дидактические материалы. Ряд заданий предусматривает использование Smart-доски.
...
24 05 2022 2:21:13
Программа предусматривает закрепление и контроль знаний. С этой целью разработаны бланки контрольных работ с теоретическими и пpaктическими заданиями. В качестве примера представлена итоговая контрольная работа по теме "Искусство Древнего мира" для 5-го класса....
23 05 2022 3:27:51
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения пpaктического хаpaктера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данного элективного курса на житейских повседневных проблемах.
...
22 05 2022 5:47:57
Игра-викторина, посвященнная историческому событию, с помощью которой создаются условия для развития познавательной и творческой активности учащихся. Игра формирует патриотическое самосознание учащихся, чувство гордости за доблесть и славу русской армии, развитие чувства коллективизма у учащихся....
21 05 2022 16:48:47
Основа урока – работа с историческими документами. На уроке формируются навыки работы с историческими документами, самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации. А также умение выразить своё отношение к поставленной проблеме....
20 05 2022 14:11:38
Данная работа является совместным проектом учителей истории и МХК по проведению интегрированных уроков в школьном музее с целью активизации творческих способностей и познавательной деятельности учащихся....
19 05 2022 6:34:58
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
18 05 2022 3:28:27
В нынешних условиях на первый план перед учителем-обществоведом выдвигается задача овладения методическими средствами и педагогическими технологиями, адекватными современным целям и новому содержанию обществоведческого образования. Очень важно помочь школьнику не растеряться в изобилии идей и мнений, нацелить его на выработку собственной мировоззренческой позиции, соотнесенной с личным опытом и общественными ценностями.
...
17 05 2022 16:55:14
Мероприятие способствует обобщению и углублению знаний учащихся, полученных на уроках истории, ОБЖ; развитию спортивного азapта, творчества. На занятии реализуется идея самоуправления, расширяется кругозор учащихся....
16 05 2022 19:15:30
Комбинированный урок с элементами лабораторного занятия: анализ исторических источников, картин. Основное содержание урока: первые Романовы, усиление самодержавной власти, ослабление роли Земских соборов и Боярской думы, приказная система, местное управление, законы, Соборное уложение 1649 года....
15 05 2022 0:45:48
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::