Интегрированный урок по ОБЖ и истории в 10-м классе "Дни воинской славы" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Интегрированный урок по ОБЖ и истории в 10-м классе "Дни воинской славы"


    Интегрированный урок по ОБЖ и истории в 10-м классе "Дни воинской славы"

Урок, посвящённый дням воинской славы России, лучше проводить как интегрированный. Основная мотивация на уроке рассчитана на проявление интереса у учащихся. Он будет более устойчивым, если задания ориентированы на поиск ответов в различных областях знаний – истории, ОБЖ, литературе. Такая форма организации урока развивает быстроту мыслительных процессов, позволяет выделять в теме главное, учит чёткой формулировке выводов и создаёт положительный эмоциональный настрой.

Урок позволяет проявить себя и слабо подготовленным учащимся, которые могут выбрать вопрос с наименьшим числом баллов, и сильным ученикам с вопросами, оцениваемыми большим количеством баллов. Учащиеся также получают возможность дополнить, исправить ответ товарища, заработав при этом дополнительные баллы.

Если урок проводится в течение одного академического часа, ответы должны быть краткими и чёткими, однако лучше проводить урок в течение двух академических часов, что даст возможность глубже и шире осветить каждый вопрос с исторической точки зрения, используя карту и отвечая более полно, подробно.

Количество вопросов и этапов можно увеличить в зависимости от времени проведения урока и количества учеников. Класс можно поделить на группы или отряды и т.д. Тогда интеллектуальный марафон проходит коллективно.

Цели:

  • образовательная – проверка и закрепление знаний учащихся о днях воинской славы России;
  • развивающая – совершенствование навыков самоанализа и самоконтроля, развитие мыслительных операций и памяти, умение анализировать события и давать им оценку;
  • воспитательная – формирование чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины, Российским Вооружённым силам.

Форма урока: интеллектуальный марафон.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Книжная выставка “ О доблести, подвигах, славе”.
  2. Плакаты, репродукции картин, фотографии патриотической тематики.
  3. Значки “Отличник” 1, 11, 111 степеней.
  4. “Чёрный ящик” (для проведения 5 этапа интеллектуального марафона) – коробка, в которой лежат рисунки или макеты кольчуги, корабля, танка времён Великой Отечественной войны, Боевого Знамени воинской части.
  5. Запись песни из кинофильма “Офицеры” - “От героев былых времён”.
  6. Маршрутный лист – раздаточный материал.
  7. Карточки обратной связи красного, оранжевого и зелёного цвета по количеству учащихся.

План урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Объяснение правил интеллектуального марафона.
  3. Разминка – соперничество за первым отвечать на вопрос.
  4. Марафон по этапам.
  5. Динамическая пауза между этапами (несколько гимнастических приёмов).
  6. Подведение итогов и награждение лучших.

Обратная связь (рефлексия) – оценка впечатлений учащихся о проведённом уроке.

На доске написаны тема урока “Дни воинской славы” и эпиграф:

“Есть память, которой не будет забвенья,

И слава, которой не будет конца…”

В классе оформлен уголок - выставка книг патриотической тематики. Развешаны плакаты и репродукции картин.

Каждому участнику выдаётся:

1. Маршрутный лист, который даёт возможность отмечать свои ответы в колонках, стимулирует активность учащихся, желание набрать больше баллов, давая правильные ответы и дополняя ответы товарищей, а также развивает культуру труда и облегчает проверку результатов.

Этапы марафона 2 балл. 3 балл. 4 балл. 5 балл. 0,5 балл.
1 Исторический портрет          
2 Историческое событие          
3 Из первых уст          
4 Историческая мозаика          
5 “Чёрный ящик”          

2. Карточки для обратной связи:

  • красного цвета: “Я удовлетворён уроком, он был полезен для меня. Я хорошо работал на уроке, получил заслуженную оценку, понимал всё о чём говорилось и что происходило на уроке”;
  • оранжевого цвета: “Урок был интересным, и я принимал в нём активное участие. Урок был в определённой степени полезен для меня. Я отвечал с места, сумел выполнить ряд заданий”;
  • зелёного цвета: “Пользы от урока я получил мало, не очень понимал, о чём идёт речь. Мне это не очень нужно. Домашнее задание не понял, к ответу на уроке не был готов”.

1. Вступительное слово учителя.

(На фоне песни “От героев былых времён” учитель читает стихотворение “Не ходите на Русь”):

“Не ходите на Русь!” -
Мономах обращался к соседям.
“Кто с мечом к нам придёт,
От меча и погибнет!” -
Сказал храбрый князь Александр.
И в немеркнущей вечно победе
Правоту своих слов
Справедливым мечом доказал.
Сколько ж пахарей ты потеряла, Россия?
Сколько ж лучших сынов
Отдала ты кровавым врагам?
“Не ходите на Русь!” -
Об одном ты просила,
Не к друзьям обращалась,
А только к врагам.
“Не ходите на Русь!” -
Но враги наступали кроваво…
И тогда нам вручила родная страна
Вместе с грозным оружьем
Поля нашей славы,
Наших предков великих
Святые для нас имена…”

У каждого народа есть свои заветные страницы истории, свои героические имена, которые никогда не будут забыты. В историю нашей страны навечно вписаны дни славных побед, в которые российские войска снискали почёт, уважение современников и благодарную память потомков. Образы героев, как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, служат для потомков образцами жертвенного служения нашему Отечеству.

Многие юные россияне хотят быть похожими на эти маяки доблести, продолжать их дело и ратные традиции.

2. Объяснение правил интеллектуального марафона.

Сегодня на уроке вы как будущие защитники нашего Отечества совершите интеллектуальный марафон в глубину нашей истории. Ваша задача – показать свои знания, кратко вспомнив все дни воинской славы России. В конце урока лучшие из вас получат значок “Отличник”.

Наш интеллектуальный марафон проходит под девизом (зачитать надпись на доске): “Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца…”. Он делится на этапы, каждый из которых отражён в вашем маршрутном листе.

Вопросы и ответы оцениваются по бальной системе. Наряду с оценками за ответы каждый может в ходе марафона заработать по 0,5 баллов за каждое дополнение, исправление. Вы самостоятельно фиксируете в колонках свои ответы: плюс – полный ответ, тире – неполный, галочка – дополнение или исправление. В конце урока подводим итоги, награждаем победителей.

3. Разминка

Итак, разыгрываем право первого хода. Тот, кто первый ответит на мой вопрос, начнёт марафон, сможет выбрать любой этап и любой вопрос. Каждый, кто дополнит ответ хоть намного, будет следующим. Таким образом, мы установим очерёдность участия в марафоне. Если у кого – то и вас не будет ответа, право отвечать перейдёт к следующему. Ответы даём чётко и полно.

Начинаем. Внимание, вопрос: какой праздник отмечает второй год подряд наша страна 4 ноября? С каким историческим событием он связан?

Ответ. День народного единства – освобождение Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов в 1612 г.

4. Интеллектуальный марафон

I этап. Исторический портрет

Задание: назвать имя выдающегося полководца, о котором пойдёт речь, и сообщить, с каким днём воинской славы оно связано.

1. Он решил встретить врага в поле. Его действия получили поддержку церкви. Сергий Радонежский благословил дело и отправил с русскими полками двух своих иноков – Пересвета и Ослябю. Его стали именовать в документах князем великим всея Руси, царём русским.

Оценка – 2 балла.

Ответ. Князь Дмитрий Донской, 21 сентября 1380 года – Куликовская битва.

2. В 12 лет зачислен в лейб – гвардии Семёновский полк. Прошёл все воинские звания. Блестяще воевал с турками и французами. Разработал учебник “Наука побеждать”. Сущность его тактики: глазомер, быстрота, натиск.

Оценка – 3 балла.

Ответ. А. В. Суворов, 24 декабря 1790 года – день взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под комaндованием А.В. Суворова.

3. Военную службу начал с 15 лет. Воевал против турок, татар, поляков, французов. Удостоен многих русских наград. Дипломат. В разные годы был послом России в Константинополе и Берлине. В годы Великой Отечественной войны в его честь был учреждён орден.

Оценка – 4 балла.

Ответ. М. И. Кутузов, 8 сентября 1812 г. – Бородинское сражение русской армии с французской армией Наполеона.

4. Он навсегда остался в памяти народной. Художник Л.Д. Корин написал картину, С.С. Прокофьев посвятил ему кантату, К. Симонов – поэму, С.М. Эйзенштейн – фильм. В его честь в 1725 году учреждён орден в России. О нём говорили: “Это враг опасный, сильный, умный…”

Оценка – 5 баллов.

Ответ. Князь Александр Невский, 18 апреля 1242 г. – день победы русских воинов над немецкими рыцарями на Чудском озере. (Ледовое побоище)

II этап. Историческое событие

Задание: ответить, какому событию посвящены строки, рассказать о нём.

“Москва, Москва,
Священная держава,
Благословляя, веря и любя,
Мы за тебя – по долгу, и по праву,
И по любви – мы бьёмся за тебя!”

Оценка – 2 балла.

Ответ. 5 декабря 1941г. – день начала контрнаступления советских войск против немецко – фашистских войск в битве под Москвой.

“За залпом залп гремит салют.
Paкеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось”.

Оценка – 3 балла.

Ответ. 27 января, 1944 год – день снятия блокады города Ленинграда.

“Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал. Злой и упрямый,
По гpyдь в земле
Наcмepть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад,
Он защищал Сталинград”.

Оценка – 4 балла.

Ответ. 2 февраля 1943 г. – день разгрома советским войсками немецко – фашистских войск в Сталинградской битве.

“На рубежах весны четвёртой,
В награду за года тревог,
В дыму и прахе распростёртый
Берлин лежит у наших ног…”

Оценка – 5 баллов.

Ответ. 9 мая 1945 года – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг.

Дополнительное задание: Рассказать о периодах Великой Отечественной войны.

III этап. Из первых уст

Задание: назвать автора прочитанных слов и событие, о котором они были написаны или сказаны.

1. “Советская стратегия оказалась…выше нашей…Лучшее тому доказательство – исход битвы на Волге, в результате которой я оказался в плену”.

Оценка –2 балла.

Ответ. Ф. Паулюс, генерал – фельдмаршал, комaндующий 6 немецкой армией, о Сталинградской битве 1942 – 1943гг.

2. “Воины, вот пришёл час, который решил судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за…, но за государство…врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь. Имейте в сражении перед очами вашими правду и Бога, поборающего по вас. А о…ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего”.

Оценка – 3 балла.

Ответ. Пётр 1 перед Полтавской битвой 10 июля 1709г.

3. “Инициатива бесповоротно перешла в руки нашего комaндования. Грозный призpaк катастрофы во весь рост встал перед гитлеровским рейхом”.

Оценка – 4 балла.

Ответ. К.К. Рокоссовский, Маршал Советского Союза, о Курской битве 1943г.

5. “О результате провала наступления “Цитадель” мы потерпели решительное поражение. Бронетанковые войска, пополненные с таким большим трудом, из – за больших потерь в людях и технике на долгое время были выведены из строя. Их своевременное восстановление для ведения оборонительных действий на Восточном фронте, а также для организации обороны на западе на случай десанта, который союзники грозились высадить весной, было поставлено под вопрос. Само собой разумеется, русские поспешили использовать свой успех. И уже на восточном фронте не было спокойных дней. Инициатива полностью перешла к противнику”.

Оценка – 5 баллов.

Ответ.

Х.В. Гудериан, генерал – полковник вермахта, о Курской битве 1943г.

IV этап. Историческая мозаика

1. Перечислите основных завоевателей, нашествия которых пришлось отражать русским войскам на протяжении истории России.

Оценка – 2 балла.

Ответ. Монголо-татары, немецкие рыцари–крестоносцы, поляки, шведы, турки, французские войска Наполеона, австро–венгерские и германские войска, гитлеровская Германия.

2. Кому принадлежат слова “Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва?”

Оценка – 3 балла.

Ответ. Политруку В.Г. Клочкову, возглавившему 28 героев – панфиловцев из 316 –й, с 18. 11. 1941 – 8-й гвардейской стрелковой дивизии генерал – майора И.В. Панфилова, которые в Московской битве 16 ноября 1941 года в бою у Дубосекова, восточнее Волоколамска, подбили 18 танков противника, почти все погибли, но не пропустили фашистов к столице.

3. Составьте хронологическую цепочку, начиная с самого отдалённого по времени события:

А) Московская битва (5)
Б) Полтавская битва (3)
В) Ледовое побоище (1)
Г) Бородинское сражение (4)

Оценка – 4 балла.

Ответ. Учащиеся на карточках с перечислением событий ставят цифры и передают их для проверки соседям по парте, баллы получают оба, если хронологическая цепочка составлена правильно.

4. В каком году был принят Федеральный закон “О днях воинской славы (победных днях) России”, позже переименованный в Федеральный закон “О днях воинской славы и памятных датах России”.

Оценка – 5 баллов.

Ответ: в 1995 г. Принят Госдумой 10 февраля, подписан Президентом России 13 марта того же года.

V этап. “Чёрный ящик”.

1. Здесь лежит то, что защищало русских воинов от врага в 9 –17 вв.

Оценка – 2 балла.

Ответ: кольчуга.

2. Что сыграло главную роль в разгроме наступавшей фашистской группировки в сражении под Прохоровкой в ходе Курской битвы?

Оценка – 3 балла.

Ответ: рисунок или модель танка времён Великой Отечественной войны.

3. Что российский солдат должен хранить и беречь как символ воинской доблести и чести, своей верности Родине? Приведите исторические примеры.

Оценка – 4 балла.

Ответ: рисунок или макет Боевого знамени воинской части.

4. Какое вооружение объединяет следующие даты: 9 августа 1714 г., 11 сентября 1790 г., 1 декабря 1853 г.? Назовите произошедшие в эти дни события.

Оценка – 5 баллов.

Ответ: рисунок или макет старинного боевого корабля. Морские сражения при Гангуте, Синопе, у Тендры.

5. Динамическая пауза.

Проводится между этапами интеллектуального марафона, чтобы помочь учащимся снять напряжение, в виде выполнения под руководством учителя нескольких гимнастических упражнений.

6. Подведение итогов и награждение лучших.

Учитель : итак, наш интеллектуальный марафон подошёл к концу. Мы вспомнили выдающиеся победы российского воинства, которые наша страна отмечает как дни воинской славы России. Выскажите своё мнение: в чём заключается долг памяти молодого поколения россиян? (Учащиеся отвечают на вопрос).

Своим знаниями вы показали, что стремитесь продолжать славные традиции нашего Отечества, народа России и её Вооружённых сил.

Подсчитаем баллы, набранные в ходе интеллектуального марафона, объявляю приказ о награждении.

За отличные знания, значком “Отличник” 1 степени наградить… (перечисляются учащиеся, которые показали самые глубокие знания, наиболее активно участвовали в интеллектуальном марафоне и набрали наибольшее количество баллов).

Значком “Отличник” II степени наградить…(перечисляются учащиеся, которые проявили активность и показали твёрдые знания, но на некоторые вопросы дали неполные ответы и набрали меньше баллов).

Значком “Отличник” III степени наградить…(перечисляются учащиеся, которые проявили заинтересованность, активность, но набрали меньше баллов, чем удостоенные значков I, II степени).

Значки вручаются под фонограмму песни “От героев былых времён”.

7. Обратная связь.

В конце урока учитель просит учащихся оценить проведённый урок поднятием карточки того цвета, который соответствует оценке интеллектуального марафона. (Учащиеся поднимают карточки, учитель фиксирует их оценки).

Урок окончен. Спасибо всем за активное участие в нём.


Урок по теме "СССР в 50–60-х г. ХХ в. Социально-экономическая деятельность Н.С. Хрущева" с презентацией


    Урок по теме "СССР в 50–60-х г. ХХ в. Социально-экономическая деятельность Н.С. Хрущева" с презентацией

      На уроке учащиеся усваивают целостную картину изучаемого исторического периода знакомятся с социально-экономическими преобразованиями....

23 09 2023 12:56:45

Повторительно-обощающий урок "Мир Средневековья". 6-й класс


    Повторительно-обощающий урок "Мир Средневековья". 6-й класс

      Изучается и повторяется материал по истории средних веков. Результатом работы должен стать заполненный кроссворд, по предложенному описанию учащиеся должны угадать историческую личность, поработать с источником и решить историческую задачу. Можно выполнять задание как всей комaндой, так и распределив задания для каждого члeна группы....

22 09 2023 7:33:39

Урок по истории "Александр Невский: современные взгляды на политику великого князя"


    Урок по истории "Александр Невский: современные взгляды на политику великого князя"

      Урок истории в 10-м классе объединил две эпохи: правление Александра Невского и сегодняшнее время. ...

21 09 2023 22:49:58

Программа по подготовке празднования 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне


    Программа по подготовке празднования 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне

      Как воспитывать патриотизм, гражданственность через уроки и внеурочную деятельность математиков? Учителя истории, литературы просто обязаны это делать, а "на математике нужно решать". Мною, как историком, была разработана данная программа. Свою актуальность программа не утратила сегодня. Создание условий для нравственного, патриотического, интеллектуального, физического воспитания личности - задача всех педагогов. Программа может применяться в качестве подпрограммы по патриотическому воспитанию молодого поколения. ...

20 09 2023 7:25:12

Итоговый урок по теме "Древняя Греция"


    Итоговый урок по теме "Древняя Греция"

      Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....

19 09 2023 10:29:24

Интегрированный урок (история + МХК) с использованием информационных компьютерных технологий на тему "Совершенствование реалистического метода в западноевропейской живописи. XIX век"


    Интегрированный урок (история + МХК) с использованием информационных компьютерных технологий на тему "Совершенствование реалистического метода в западноевропейской живописи. XIX век"

      Урок предлагает учебный процесс, в котором будет использован субъектный опыт каждого ученика. Интегрированный урок истории, МХК и информатики рассчитан на два учебных часа в 10-м классе. Урок создает условия для углубления и расширения базовых программных знаний по нескольким предметам, развития и совершенствования учебных умений, организации самостоятельной поисково-познавательной деятельности....

18 09 2023 17:39:16

Стены не могут быть решением (к 25-летию падения Берлинской стены. Уроки для несвободных обществ)


    Стены не могут быть решением (к 25-летию падения Берлинской стены. Уроки для несвободных обществ)

      Исполнилось 25 лет падения Берлинской стены в Германии. На открытом мероприятии мы говорили с учащимися об уроках Берлинской стены. Разрушение символа «холодной войны» стало одним из важных событий ХХ века....

17 09 2023 23:46:25

План-конспект классного часа в 4-м классе


    План-конспект классного часа в 4-м классе

      Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....

16 09 2023 11:53:37

Открытый урок "Возникновение христианства". 5-й класс


    Открытый урок "Возникновение христианства". 5-й класс

      Урок изучения нового материала с использованием активных форм работы. Элементы ролевой игры помогают активизировать познавательную деятельность учащихся. Одна из главных задач урока — способствовать нравственному воспитанию. ...

15 09 2023 11:17:43

Сценарий урока истории "Школа в Древней Греции"


    Сценарий урока истории "Школа в Древней Греции"

      Представлен сценарий урока по истории Древнего мира. Урок в 5-м классе проводился по теме "Школа в Древней Греции". При подготовке к данному уроку была проведена большая предварительная работа учителем и учащимися. Урок комбинированный, но проходит в нестандартной форме. Учитель и ученики проводят его вместе. При проведении урока необходимо использовать иллюстративный материал, взятый из альбома по искусству Древнего мира, карту "Древняя Греция" и атласы, слайды по истории Древней Греции....

14 09 2023 13:38:27

Права ребенка: проблемы и перспективы


    Права ребенка: проблемы и перспективы

      Проект "Право - компас в моей жизни" способствует развитию личности, создаёт условия для организации деятельности детей по созданию воспитывающей и развивающей среды, формирует правовое самосознание и активную гражданскую позицию. Решаемая проблема: формирование правовых, гражданских, патриотических и нравственных позиций у детей....

13 09 2023 16:30:30

Повторительно-обобщающий урок "Россия в первой четверти XVIII в. Петровские преобразования"


    Повторительно-обобщающий урок "Россия в первой четверти XVIII в. Петровские преобразования"

      Повторительно-обобщающий урок-игру можно провести как в основной, так и в полной школе на базовом уровне. Учащиеся учатся работать в комaнде, применять знания и оценивать их....

12 09 2023 14:21:24

Урок обществознания в 6-м классе "Наследие наших предков"


    Урок обществознания в 6-м классе "Наследие наших предков"

      Урок по программе А.Н. Кравченко «Человечество как сумма поколений» позволяет реализовать принцип внутрипредметной и межпредметной интеграции (математика, литература, искусство, история, краеведение). Формирование интеллектуальных и творческих способностей школьников на основе краеведческих знаний, бережного отношения к традициям своей семьи представляет пpaктическую ценность в воспитании....

11 09 2023 0:32:36

Урок по истории на тему: "Начало Великой Отечественной войны"


    Урок по истории на тему: "Начало Великой Отечественной войны"

      Цели урока: познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны; подвести учащихся к пониманию причин поражений Красной Армии в начале Великой Отечественной войны; продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы; воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности за свою Родину. ...

10 09 2023 2:12:52

Купцы-меценаты города Воскресенска


    Купцы-меценаты города Воскресенска

      Во второй половине XIX – начале XX века в России особенно расцвела благотворительность. Именно в этот период появилась целая плеяда предпринимателей. До сих пор мы пользуемся плодами их добрых дел. Сохранилась и память об этих замечательных людях в сердцах благодарных потомков. Рассказы об этих людях, несомненно, будут способствовать воспитанию патриотизма у современных молодых людей, желанию последовать их примеру....

09 09 2023 8:21:38

"Урок, которого не было". Глобализация: тpaктовки и оценка феномена


    "Урок, которого не было". Глобализация: тpaктовки и оценка феномена

      Проблемы глобализации и глобальных проблем рассматриваются на различных ступенях образования в курсах истории, обществознания, географии, биологии, следовательно, занятие может носить интегративный (межпредметный) хаpaктер. Интерес к данным вопросам обусловлен тем, что взросление человека предполагает осознание им своих, более широких связей с миром, с его общим культурным, экономическим, образовательным достоянием. Обращение к вопросам глобализации на ступени основного общего образования позволит заложить основы понимания основных фактов, процессов и явлений, хаpaктеризующих целостность и системность отечественной и всемирной истории, которые содержат требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы на базовом и профильном уровнях....

08 09 2023 4:30:11

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

07 09 2023 2:25:58

Игровая деятельность в обучении


    Игровая деятельность в обучении

      Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....

06 09 2023 10:58:58

Внеклассное занятие по истории. Культура донских казаков в XVIII–XIX вв. Казачий свадебный обряд


    Внеклассное занятие по истории. Культура донских казаков в XVIII–XIX вв. Казачий свадебный обряд

      Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....

05 09 2023 5:40:44

Роль образования в развитии человека и общества на примере личного подвига М.В. Ломоносова


    Роль образования в развитии человека и общества на примере личного подвига М.В. Ломоносова

      Довести до сознания учащихся роль образования в самореализации личности и развитии общества....

04 09 2023 8:48:39

Внеклассное мероприятие по истории "Битва за Москву"


    Внеклассное мероприятие по истории "Битва за Москву"

      Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....

03 09 2023 5:21:48

Письменность и наука Древнего Египта: "Музей египетских древностей"


    Письменность и наука Древнего Египта: "Музей египетских древностей"

      Урок расширения и закрепления знаний учащихся по истории и культуре Древнего Востока с целью повышения интереса к истории Древнего мира как к части мировой культуры....

02 09 2023 11:36:47

Обобщающий урок "Древняя Греция"


    Обобщающий урок "Древняя Греция"

      Цель урока: повторить наиболее важные события из истории Древней Греции, достижения древнегреческой цивилизации, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий; продолжить развитие умений и навыков работы с историческим источником, умения делать выводы, применять полученные ранее знания на пpaктике; воспитывать у учащихся любознательность, интерес к происхождению различных понятий и слов, продолжить пробуждение интереса учащихся к истории....

01 09 2023 15:46:31

Урок на тему "Кавказская война" в 8-м классе


    Урок на тему "Кавказская война" в 8-м классе

      Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....

31 08 2023 12:23:29

"Олимпийские игры в древности". 5-й класс


    "Олимпийские игры в древности". 5-й класс

      Актуальность данной темы в том, что она знакомит ребят с историей античных и современных Олимпийских игр и их героями, помогает понять подлинно глобальные масштабы олимпийского движения и роль спорта в жизни современного общества. ...

30 08 2023 8:20:55

Интегрированный урок (литература + история) по теме: "Уроки Гражданской войны"


    Интегрированный урок (литература + история) по теме: "Уроки Гражданской войны"

      В педагогике исторические корни интеграции можно отыскать в трудах классика педагогической мысли К.Д. Ушинского, который объединял преподавание школьных предметов вокруг христианской идеи любви и гуманизма, а также ведущих понятий, хаpaктеризующих мир природы и человека. В современной педагогике проблема интеграции "зазвучала" в 80-е годы XX века с новой силой и с новым содержанием. Почему? ...

29 08 2023 0:27:35

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

28 08 2023 4:47:48

Поход Александра Македонского на Восток


    Поход Александра Македонского на Восток

      Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....

27 08 2023 6:42:39

Деловая игра "За честные выборы"


    Деловая игра "За честные выборы"

      Урок проведён в курсе «Право и политика» в 9-м классе по теме «Избирательное право». Урок в форме ролевой игры знакомит учащихся с формами и видами политического участия, способствует формированию активной социальной и политической позиции, воспитывает политическую культуру. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссий, учатся грамотно и логично излагать свои мысли....

26 08 2023 17:52:48

Урок-игра на тему "Древние цивилизации"


    Урок-игра на тему "Древние цивилизации"

      Задачи урока: обобщить знания студентов по истории Древнего мира, сформировать яркое, образное, эмоционально окрашенное представление о данном периоде, истории становления древних цивилизаций Востока и Запада, их взлетах и падениях, особенностях государственного устройства, социальной структуры, экономики, быте, культуре и нравах древних народов....

25 08 2023 1:38:23

Государственная символика Российской Федерации


    Государственная символика Российской Федерации

      В целях воспитания гражданственности и патриотизма, повышения интереса к истории Российского государства, а также повышения собственной значимости как истинного гражданина своего государства на уроках истории и обществознания, на "Уроках мужества" и внеклассных мероприятиях часто используется тема, посвящённая государственным символам....

24 08 2023 7:41:47

Основы правового статуса человека и гражданина (9-й класс)


    Основы правового статуса человека и гражданина (9-й класс)

      Повторительно-обобщающий урок разработан в технологии критического мышления, которая предполагает перенос акцента с объяснения нового материала, как основного способа передачи знаний, на подходы, отдающие приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися. Цель урока: способствовать закреплению ранее изученной информации о правах и свободах, ее применению и определению уровня усвоения материала об основах правового статуса человека и гражданина....

23 08 2023 13:16:52

Урок обществознания по теме "Семья". 6-й класс


    Урок обществознания по теме "Семья". 6-й класс

      Урок в 6-м классе с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо призван дать обучающимся представления о том, что такое семья, какие виды семей существуют, сформировать понятие об основных функциях семьи, способствовать формированию активной жизненной позиции, гражданскому самосознанию, уважению к институту семьи....

22 08 2023 9:48:42

Опыт проведения интернет-урока по обществознанию "Человек – часть природы"


    Опыт проведения интернет-урока по обществознанию "Человек – часть природы"

      Статья посвящена такой форме урока как интернет-урок. Использование возможностей образовательных ресурсов Интернет как на уроке, так и во внеурочной деятельности позволяет сделать процесс обучения интеpaктивным, ярким и запоминающимся. Приведен пример урока по обществознанию "Человек - часть природы"....

21 08 2023 21:21:20

Преподавание истории. Тема «Франция. Долгий путь к единству»


    Преподавание истории. Тема «Франция. Долгий путь к единству»

      Урок нацелен на знание вопроса об объединении страны, о значении объединения не только для самой страны, но и для ее жителей. Данный урок проводился по технологии РКМЧП. Материал, усвоенный на уроке, закрепит у детей мысль о том, что объединение и централизация государства – это необходимое условие для существования страны, это означает и сплоченность всего народа....

20 08 2023 21:38:20

Урок философии "Как жить? Мopaльный выбор человека: добро или зло?"


    Урок философии "Как жить? Мopaльный выбор человека: добро или зло?"

      Каждый день на протяжении своей жизни мы встречаемся с проявлениями добра и зла, нам ежедневно приходится выбирать. Поэтому наверное, интересно будет узнать, а что думали об источниках добра и зла в человеческой жизни великие учителя - философы, которые оказали влияние на воспитание человеческого в человеке, учили различать добро и зло. ...

19 08 2023 16:54:20

Урок истории "Законы Хаммурапи", 5-й класс


    Урок истории "Законы Хаммурапи", 5-й класс

      Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....

18 08 2023 14:48:51

Технология развивающего обучения на уроках истории в 9-м классе по теме "Мир, расколотый надвое: 1945—1953 гг."


    Технология развивающего обучения на уроках истории в 9-м классе по теме "Мир, расколотый надвое: 1945—1953 гг."

      Урок знакомит учащихся с внешней политикой СССР в 1945—1953 гг., способствует развитию навыков работы с исторической картой, учебником, историческими документами. ...

17 08 2023 22:33:10

Урок истории в 9-м классе по теме "СССР в 30–40-е годы. Государство и человек"


    Урок истории в 9-м классе по теме "СССР в 30–40-е годы. Государство и человек"

      Компетентностный подход ведёт ребят к новому знанию и опыту через самостоятельное или коллективное открытие. Представление об изучаемой эпохе, её анализ, дискуссия по проблеме позволяют ученику иметь собственную точку зрения, занять активную гражданскую позицию. Аргументация мнения, умение слушать и осмысливать материал формируют навык конструктивного и толерантного общения....

16 08 2023 9:54:59

Открытый урок по обществознанию в 9-м классе по теме "Всеобщая декларация прав человека"


    Открытый урок по обществознанию в 9-м классе по теме "Всеобщая декларация прав человека"

      Представленный урок - один из уроков по вопросам права. Основным объектом изучения данного занятия является "Всеобщая декларация прав человека". Главная задача урока - на основе общего знакомства с содержанием декларации, первоначального усвоения ряда ее положений пробудить у школьников отношение к этому правовому документу как к особой социальной и личной ценности....

15 08 2023 9:22:57

Формирование единого образовательного прострaнcтва молодежи как важная задача современной российской педагогики


    Формирование единого образовательного прострaнcтва молодежи как важная задача современной российской педагогики

      Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....

14 08 2023 22:53:23

"Первая мировая война". План-конспект урока


    "Первая мировая война". План-конспект урока

      На уроке продолжаем формировать навыки работы с алгоритмом, в данном случае алгоритмом «Хаpaктеристика войны». Изучение материала происходит путем интеграции предметов история и информатика. Урок строится на основе электронного учебника «История России. ХХ век» М.: Клио Софт, 2001. ...

13 08 2023 14:49:17

Урок-игра по обобщению изученного материала "Путешествие по странам Древнего Востока". 5-й класс


    Урок-игра по обобщению изученного материала "Путешествие по странам Древнего Востока". 5-й класс

      На уроке повторяется изученный материал по теме "Древний Восток", систематизируя и выделяя основные блоки. Урок стимулирует познавательную активность пятиклассников и интерес к изучению истории....

12 08 2023 17:13:55

Учебная интеграция в условиях профильного обучения (на примере преподавания истории и обществознания)


    Учебная интеграция в условиях профильного обучения (на примере преподавания истории и обществознания)

      Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....

11 08 2023 23:33:29

Урок истории. 10-й класс. "Начало славных дел Петра"


    Урок истории. 10-й класс. "Начало славных дел Петра"

      Цель урока – дать представление учащимся о детстве Петра; охаpaктеризовать причины, которые формировали личность будущего царя; ознакомить с началом правления Петра, его первыми преобразованиями. Продолжить работу по подготовке к ЕГЭ. ...

10 08 2023 22:22:42

Урок проверки знаний по разделу «Западная Азия в древности»


    Урок проверки знаний по разделу «Западная Азия в древности»

      Цели и задачи урока: проверить и закрепить у учащихся знания особенностей о географическом положении, природе, занятиях жителей, культуре, религиозных верований каждого из древних государств Междуречья; познакомиться с понятием стендовый доклад, научиться презентовать и защищать его....

09 08 2023 18:20:51

Программа элективного курса "История кадетских корпусов" (8–9-е классы)


    Программа элективного курса "История кадетских корпусов" (8–9-е классы)

      Программа элективного курса ориентирована на кадетские образовательные учреждения. Рекомендуется для учащихся 8-9-х классов, так как предлагаемый курс хорошо синхронизируется с курсом по отечественной истории....

08 08 2023 23:24:58

Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"


    Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"

      Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...

07 08 2023 5:32:49

Урок обществознания по теме "Формы культуры"


    Урок обществознания по теме "Формы культуры"

      Тема урока направлена на дальнейшее изучение духовной сферы общества. На уроке вводится понятие формы культуры (народная, элитарная, массовая). На следующем уроке изучаются понятия субкультура и контркультура. На нем применяются элементы проектной деятельности и индивидуализированного обучения. Урок построен на принципах индивидуализации и дифференциации учебного материала. Обучающиеся получают разноуровневые задания по теме урока, по мере выполнения заполняют карту достижений....

06 08 2023 11:36:19

Тема урока: "Олимпийские игры в древности"


    Тема урока: "Олимпийские игры в древности"

      Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....

05 08 2023 10:50:38

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Сценарий древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид"

Предложенная разработка древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид" была придумана и поставлена учащимися 6-го "А" класса ГОУ СОШ № 551 с этнокультурным (греческим) компонентом образования в 2007-2008 учебном году. Думается, что ученикам удалось не только отразить особенности своего личностного восприятия далекого прошлого, но и верно уловить специфические черты, присущие мифологически-историческим персонажам. Данная инсценировка, представляя собой очень удачное сочетание знаний, интереса, фантазии и творчества, в свою очередь, может явиться ярким импульсом к самостоятельному историческому, литературному и искусствоведческому творчеству школьников. Предложенная инсценировка может быть использована на уроке истории в 5-м классе, посвященном древнегреческой мифологии.