Интегрированный урок по ОБЖ и истории в 10-м классе "Дни воинской славы"
Урок, посвящённый дням воинской славы России, лучше проводить как интегрированный. Основная мотивация на уроке рассчитана на проявление интереса у учащихся. Он будет более устойчивым, если задания ориентированы на поиск ответов в различных областях знаний – истории, ОБЖ, литературе. Такая форма организации урока развивает быстроту мыслительных процессов, позволяет выделять в теме главное, учит чёткой формулировке выводов и создаёт положительный эмоциональный настрой.
Урок позволяет проявить себя и слабо подготовленным учащимся, которые могут выбрать вопрос с наименьшим числом баллов, и сильным ученикам с вопросами, оцениваемыми большим количеством баллов. Учащиеся также получают возможность дополнить, исправить ответ товарища, заработав при этом дополнительные баллы.
Если урок проводится в течение одного академического часа, ответы должны быть краткими и чёткими, однако лучше проводить урок в течение двух академических часов, что даст возможность глубже и шире осветить каждый вопрос с исторической точки зрения, используя карту и отвечая более полно, подробно.
Количество вопросов и этапов можно увеличить в зависимости от времени проведения урока и количества учеников. Класс можно поделить на группы или отряды и т.д. Тогда интеллектуальный марафон проходит коллективно.
Цели:
проверка и закрепление
знаний учащихся о днях воинской славы России;
Форма урока: интеллектуальный марафон.
Материально-техническое обеспечение:
- Книжная выставка “ О доблести, подвигах, славе”.
- Плакаты, репродукции картин, фотографии патриотической тематики.
- Значки “Отличник” 1, 11, 111 степеней.
- “Чёрный ящик” (для проведения 5 этапа интеллектуального марафона) – коробка, в которой лежат рисунки или макеты кольчуги, корабля, танка времён Великой Отечественной войны, Боевого Знамени воинской части.
- Запись песни из кинофильма “Офицеры” - “От героев былых времён”.
- Маршрутный лист – раздаточный материал.
- Карточки обратной связи красного, оранжевого и зелёного цвета по количеству учащихся.
План урока:
- Вступительное слово учителя.
- Объяснение правил интеллектуального марафона.
- Разминка – соперничество за первым отвечать на вопрос.
- Марафон по этапам.
- Динамическая пауза между этапами (несколько гимнастических приёмов).
- Подведение итогов и награждение лучших.
Обратная связь (рефлексия) – оценка впечатлений учащихся о проведённом уроке.
На доске написаны тема урока “Дни воинской славы” и эпиграф:
“Есть память, которой не будет забвенья,
И слава, которой не будет конца…”
В классе оформлен уголок - выставка книг патриотической тематики. Развешаны плакаты и репродукции картин.
Каждому участнику выдаётся:
1. Маршрутный лист, который даёт возможность отмечать свои ответы в колонках, стимулирует активность учащихся, желание набрать больше баллов, давая правильные ответы и дополняя ответы товарищей, а также развивает культуру труда и облегчает проверку результатов.
№ | Этапы марафона | 2 балл. | 3 балл. | 4 балл. | 5 балл. | 0,5 балл. |
1 | Исторический портрет | |||||
2 | Историческое событие | |||||
3 | Из первых уст | |||||
4 | Историческая мозаика | |||||
5 | “Чёрный ящик” |
2. Карточки для обратной связи:
Я удовлетворён уроком, он
был полезен для меня. Я хорошо работал на уроке,
получил заслуженную оценку, понимал всё о чём
говорилось и что происходило на уроке”;
1. Вступительное слово учителя.
(На фоне песни “От героев былых времён” учитель читает стихотворение “Не ходите на Русь”):
“Не ходите на Русь!” -
Мономах обращался к соседям.
“Кто с мечом к нам придёт,
От меча и погибнет!” -
Сказал храбрый князь Александр.
И в немеркнущей вечно победе
Правоту своих слов
Справедливым мечом доказал.
Сколько ж пахарей ты потеряла, Россия?
Сколько ж лучших сынов
Отдала ты кровавым врагам?
“Не ходите на Русь!” -
Об одном ты просила,
Не к друзьям обращалась,
А только к врагам.
“Не ходите на Русь!” -
Но враги наступали кроваво…
И тогда нам вручила родная страна
Вместе с грозным оружьем
Поля нашей славы,
Наших предков великих
Святые для нас имена…”
У каждого народа есть свои заветные страницы истории, свои героические имена, которые никогда не будут забыты. В историю нашей страны навечно вписаны дни славных побед, в которые российские войска снискали почёт, уважение современников и благодарную память потомков. Образы героев, как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, служат для потомков образцами жертвенного служения нашему Отечеству.
Многие юные россияне хотят быть похожими на эти маяки доблести, продолжать их дело и ратные традиции.
2. Объяснение правил интеллектуального марафона.
Сегодня на уроке вы как будущие защитники нашего Отечества совершите интеллектуальный марафон в глубину нашей истории. Ваша задача – показать свои знания, кратко вспомнив все дни воинской славы России. В конце урока лучшие из вас получат значок “Отличник”.
Наш интеллектуальный марафон проходит под девизом (зачитать надпись на доске): “Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца…”. Он делится на этапы, каждый из которых отражён в вашем маршрутном листе.
Вопросы и ответы оцениваются по бальной системе. Наряду с оценками за ответы каждый может в ходе марафона заработать по 0,5 баллов за каждое дополнение, исправление. Вы самостоятельно фиксируете в колонках свои ответы: плюс – полный ответ, тире – неполный, галочка – дополнение или исправление. В конце урока подводим итоги, награждаем победителей.
3. Разминка
Итак, разыгрываем право первого хода. Тот, кто первый ответит на мой вопрос, начнёт марафон, сможет выбрать любой этап и любой вопрос. Каждый, кто дополнит ответ хоть намного, будет следующим. Таким образом, мы установим очерёдность участия в марафоне. Если у кого – то и вас не будет ответа, право отвечать перейдёт к следующему. Ответы даём чётко и полно.
Начинаем. Внимание, вопрос: какой праздник отмечает второй год подряд наша страна 4 ноября? С каким историческим событием он связан?
Ответ. День народного единства – освобождение Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов в 1612 г.
4. Интеллектуальный марафон
I этап. Исторический портрет
Задание: назвать имя выдающегося полководца, о котором пойдёт речь, и сообщить, с каким днём воинской славы оно связано.
1. Он решил встретить врага в поле. Его действия получили поддержку церкви. Сергий Радонежский благословил дело и отправил с русскими полками двух своих иноков – Пересвета и Ослябю. Его стали именовать в документах князем великим всея Руси, царём русским.
Оценка – 2 балла.
Ответ. Князь Дмитрий Донской, 21 сентября 1380 года – Куликовская битва.
2. В 12 лет зачислен в лейб – гвардии Семёновский полк. Прошёл все воинские звания. Блестяще воевал с турками и французами. Разработал учебник “Наука побеждать”. Сущность его тактики: глазомер, быстрота, натиск.
Оценка – 3 балла.
Ответ. А. В. Суворов, 24 декабря 1790 года – день взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под комaндованием А.В. Суворова.
3. Военную службу начал с 15 лет. Воевал против турок, татар, поляков, французов. Удостоен многих русских наград. Дипломат. В разные годы был послом России в Константинополе и Берлине. В годы Великой Отечественной войны в его честь был учреждён орден.
Оценка – 4 балла.
Ответ. М. И. Кутузов, 8 сентября 1812 г. – Бородинское сражение русской армии с французской армией Наполеона.
4. Он навсегда остался в памяти народной. Художник Л.Д. Корин написал картину, С.С. Прокофьев посвятил ему кантату, К. Симонов – поэму, С.М. Эйзенштейн – фильм. В его честь в 1725 году учреждён орден в России. О нём говорили: “Это враг опасный, сильный, умный…”
Оценка – 5 баллов.
Ответ. Князь Александр Невский, 18 апреля 1242 г. – день победы русских воинов над немецкими рыцарями на Чудском озере. (Ледовое побоище)
II этап. Историческое событие
Задание: ответить, какому событию посвящены строки, рассказать о нём.
“Москва, Москва,
Священная держава,
Благословляя, веря и любя,
Мы за тебя – по долгу, и по праву,
И по любви – мы бьёмся за тебя!”
Оценка – 2 балла.
Ответ. 5 декабря 1941г. – день начала контрнаступления советских войск против немецко – фашистских войск в битве под Москвой.
“За залпом залп гремит салют.
Paкеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось”.
Оценка – 3 балла.
Ответ. 27 января, 1944 год – день снятия блокады города Ленинграда.
“Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал. Злой и упрямый,
По гpyдь в земле
Наcмepть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад,
Он защищал Сталинград”.
Оценка – 4 балла.
Ответ. 2 февраля 1943 г. – день разгрома советским войсками немецко – фашистских войск в Сталинградской битве.
“На рубежах весны четвёртой,
В награду за года тревог,
В дыму и прахе распростёртый
Берлин лежит у наших ног…”
Оценка – 5 баллов.
Ответ. 9 мая 1945 года – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг.
Дополнительное задание: Рассказать о периодах Великой Отечественной войны.
III этап. Из первых уст
Задание: назвать автора прочитанных слов и событие, о котором они были написаны или сказаны.
1. “Советская стратегия оказалась…выше нашей…Лучшее тому доказательство – исход битвы на Волге, в результате которой я оказался в плену”.
Оценка –2 балла.
Ответ. Ф. Паулюс, генерал – фельдмаршал, комaндующий 6 немецкой армией, о Сталинградской битве 1942 – 1943гг.
2. “Воины, вот пришёл час, который решил судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за…, но за государство…врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь. Имейте в сражении перед очами вашими правду и Бога, поборающего по вас. А о…ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего”.
Оценка – 3 балла.
Ответ. Пётр 1 перед Полтавской битвой 10 июля 1709г.
3. “Инициатива бесповоротно перешла в руки нашего комaндования. Грозный призpaк катастрофы во весь рост встал перед гитлеровским рейхом”.
Оценка – 4 балла.
Ответ. К.К. Рокоссовский, Маршал Советского Союза, о Курской битве 1943г.
5. “О результате провала наступления “Цитадель” мы потерпели решительное поражение. Бронетанковые войска, пополненные с таким большим трудом, из – за больших потерь в людях и технике на долгое время были выведены из строя. Их своевременное восстановление для ведения оборонительных действий на Восточном фронте, а также для организации обороны на западе на случай десанта, который союзники грозились высадить весной, было поставлено под вопрос. Само собой разумеется, русские поспешили использовать свой успех. И уже на восточном фронте не было спокойных дней. Инициатива полностью перешла к противнику”.
Оценка – 5 баллов.
Ответ.
Х.В. Гудериан, генерал – полковник вермахта, о Курской битве 1943г.
IV этап. Историческая мозаика
1. Перечислите основных завоевателей, нашествия которых пришлось отражать русским войскам на протяжении истории России.
Оценка – 2 балла.
Ответ. Монголо-татары, немецкие рыцари–крестоносцы, поляки, шведы, турки, французские войска Наполеона, австро–венгерские и германские войска, гитлеровская Германия.
2. Кому принадлежат слова “Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва?”
Оценка – 3 балла.
Ответ. Политруку В.Г. Клочкову, возглавившему 28 героев – панфиловцев из 316 –й, с 18. 11. 1941 – 8-й гвардейской стрелковой дивизии генерал – майора И.В. Панфилова, которые в Московской битве 16 ноября 1941 года в бою у Дубосекова, восточнее Волоколамска, подбили 18 танков противника, почти все погибли, но не пропустили фашистов к столице.
3. Составьте хронологическую цепочку, начиная с самого отдалённого по времени события:
А) Московская битва (5)
Б) Полтавская битва (3)
В) Ледовое побоище (1)
Г) Бородинское сражение (4)
Оценка – 4 балла.
Ответ. Учащиеся на карточках с перечислением событий ставят цифры и передают их для проверки соседям по парте, баллы получают оба, если хронологическая цепочка составлена правильно.
4. В каком году был принят Федеральный закон “О днях воинской славы (победных днях) России”, позже переименованный в Федеральный закон “О днях воинской славы и памятных датах России”.
Оценка – 5 баллов.
Ответ: в 1995 г. Принят Госдумой 10 февраля, подписан Президентом России 13 марта того же года.
V этап. “Чёрный ящик”.
1. Здесь лежит то, что защищало русских воинов от врага в 9 –17 вв.
Оценка – 2 балла.
Ответ: кольчуга.
2. Что сыграло главную роль в разгроме наступавшей фашистской группировки в сражении под Прохоровкой в ходе Курской битвы?
Оценка – 3 балла.
Ответ: рисунок или модель танка времён Великой Отечественной войны.
3. Что российский солдат должен хранить и беречь как символ воинской доблести и чести, своей верности Родине? Приведите исторические примеры.
Оценка – 4 балла.
Ответ: рисунок или макет Боевого знамени воинской части.
4. Какое вооружение объединяет следующие даты: 9 августа 1714 г., 11 сентября 1790 г., 1 декабря 1853 г.? Назовите произошедшие в эти дни события.
Оценка – 5 баллов.
Ответ: рисунок или макет старинного боевого корабля. Морские сражения при Гангуте, Синопе, у Тендры.
5. Динамическая пауза.
Проводится между этапами интеллектуального марафона, чтобы помочь учащимся снять напряжение, в виде выполнения под руководством учителя нескольких гимнастических упражнений.
6. Подведение итогов и награждение лучших.
Учитель : итак, наш интеллектуальный марафон подошёл к концу. Мы вспомнили выдающиеся победы российского воинства, которые наша страна отмечает как дни воинской славы России. Выскажите своё мнение: в чём заключается долг памяти молодого поколения россиян? (Учащиеся отвечают на вопрос).
Своим знаниями вы показали, что стремитесь продолжать славные традиции нашего Отечества, народа России и её Вооружённых сил.
Подсчитаем баллы, набранные в ходе интеллектуального марафона, объявляю приказ о награждении.
За отличные знания, значком “Отличник” 1 степени наградить… (перечисляются учащиеся, которые показали самые глубокие знания, наиболее активно участвовали в интеллектуальном марафоне и набрали наибольшее количество баллов).
Значком “Отличник” II степени наградить…(перечисляются учащиеся, которые проявили активность и показали твёрдые знания, но на некоторые вопросы дали неполные ответы и набрали меньше баллов).
Значком “Отличник” III степени наградить…(перечисляются учащиеся, которые проявили заинтересованность, активность, но набрали меньше баллов, чем удостоенные значков I, II степени).
Значки вручаются под фонограмму песни “От героев былых времён”.
7. Обратная связь.
В конце урока учитель просит учащихся оценить проведённый урок поднятием карточки того цвета, который соответствует оценке интеллектуального марафона. (Учащиеся поднимают карточки, учитель фиксирует их оценки).
Урок окончен. Спасибо всем за активное участие в нём.
В процессе работы главной целью являлось: повышение гражданской ответственности и правосознания молодого поколения путем включения его в процессы, направленные на развитие демократии и правового государства в России; формирование в молодежной среде идеологии, направленной на повышение «профессионализма» деятельности, направленной на продвижение ценностей прав человека....
28 01 2023 2:57:41
Цели: закрепление знаний, формирование уважения к историческому и культурному наследию Средневековья.
...
27 01 2023 11:17:13

Урок изучения нового материала с интеpaктивными методами обучения сопровождается презентацией, повышающей результативность урока. Занятие формирует представление о сущности избирательного права, принципах проведения выборов в РФ, избирательной системе, значении и разновидности выборов в России, роли электората в выборах. Учит понимать различие между активным и пассивным избирательным правом....
26 01 2023 15:17:12
В работе вы найдете материалы об эпохе правления Николая I. Они свидетельствуют о достижениях и проблемах его тридцатилетнего царствования и позволяют ученикам после их исследования оценить эпоху Николая I. Для систематизации знаний все материалы сведены в таблицу. Предполагается ее заполнение учениками по ходу урока....
25 01 2023 4:14:16
Урок состоит из двух частей. Первая часть - игра по типу «Своя игра». Вторая часть - групповая работа. На уроке используется компьютерная презентация. Данный материал можно использовать как на итоговом уроке по теме, так и при проведении школьной недели истории.
...
24 01 2023 5:13:45
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
23 01 2023 6:12:58
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
22 01 2023 10:42:43
Урок формирует у учащихся знания об основных периодах политической истории Казанского ханства и знакомит с населением ханства....
21 01 2023 14:54:42
Урок по программе А.Н. Кравченко «Человечество как сумма поколений» позволяет реализовать принцип внутрипредметной и межпредметной интеграции (математика, литература, искусство, история, краеведение). Формирование интеллектуальных и творческих способностей школьников на основе краеведческих знаний, бережного отношения к традициям своей семьи представляет пpaктическую ценность в воспитании....
20 01 2023 17:35:16
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
19 01 2023 13:18:45
Данная работа является совместным проектом учителей истории и МХК по проведению интегрированных уроков в школьном музее с целью активизации творческих способностей и познавательной деятельности учащихся....
18 01 2023 14:12:38
Увлекательная викторина по отечественной истории для старшеклассников расширяет знания учащихся о своей родине, воспитывает любовь к России. В увлекательной форме учащиеся смогут узнать судьбу своей страны, проверить полноту и прочность знаний....
17 01 2023 23:47:15
Урок содержит материал об Иване Сусанине, К.Ф. Рылееве, М.И. Глинке. Произведение «Иван Сусанин» рассматривается с точки зрения литературы, истории и музыки. Урок имеет важное значение для воспитания патриота своей родины. На примере урока показано, как тесно взаимосвязаны литература и история, литература и искусство (музыкальное и изобразительное)....
16 01 2023 19:47:39
Внеурочное мероприятие проводится выпускниками МКОУ «Унъюганская СОШ № 2» для учащихся школы, жителей поселка Унъюган. Благотворительный аукцион выпускников воспитывает человечность, доброту, сочувствие, дает помощь детям с oнкoлoгическими, гематологическими и другими тяжелыми заболеваниями с перечислением средств на предметный адрес фонда «Подари жизнь»....
15 01 2023 23:36:59

Комбинированный урок обобщает знания по истории России первой половины XIX века. Материал и план занятия рассчитан на 2 часа. Помимо межпредметных связей, учащиеся 8-го класса осваивают различные ролевые позиции; сопоставляют разнотипные тексты и выявляют разночтения; извлекают социальные факты из литературных и исторических источников; строят различные версии исторического события....
14 01 2023 16:22:40
Модульное обучение представляет собой группу технологий программно-целевого управления познавательной деятельностью обучающихся. В этом случае материал чётко структурируется, на каждом этапе осуществляется контроль над деятельностью ученика, двигаться вперед он может только после усвоения предшествующей дозы информации....
13 01 2023 17:28:28
Познавательно-спортивное мероприятие проводится в два этапа. В первой части мероприятия учитель знакомит ребят 4–6-х классов с историей праздника, рассказывает о героях России. Второй этап праздника проходит в спортивном зале школы. Цель мероприятия: развитие творческих способностей учащихся, совершенствование двигательных умений и навыков, расширение знаний учащихся в области истории России, истории Кольского Заполярья, воспитание патриотизма....
12 01 2023 6:49:37

В статье представлен сценарий общешкольного внеклассного мероприятия, посвященного 70-летию битвы под Москвой «Поклонимся великим тем годам»....
11 01 2023 2:22:22

Цель урока: выяснить причины обращения А.С. Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали писателя; познакомить с историей создания произведения; рассмотреть образ Пугачева на основе сопоставления исторического прототипа и его художественного воплощения....
10 01 2023 2:36:35
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
09 01 2023 2:24:15
Урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с событиями Смутного времени, помочь увидеть причины Смуты и понять, что быть смуте или не быть – зависит от каждого из нас, так как сребролюбие и жажда наживы любой ценой, пренебрежение священным даром человеческой жизни, мopaльный нигилизм ведут к смуте в душе и государстве....
08 01 2023 13:54:32

Урок знакомит учащихся с архитектурными памятниками Древнего Рима и повторяет архитектурные особенности Древней Греции. На уроке ученики смотрят репродукции, сцены из жизни древних греков. Основной метод подачи материала – беседа....
07 01 2023 23:16:14
На занятии достигаются следующие цели: определяется хаpaктер, особенности и цели монгольского государства; раскрываются причины успехов завоевательных походов монголо-татар; выясняется историческое значение нашествия монголо-татар; показан героический хаpaктер обороны русских княжеств, значение политической раздробленности как главной причины поражения русских войск....
06 01 2023 0:44:25
Представлен текст экскурсии, подготовленной и проведенной для учеников 11-го класса, о городе Тарусе. Этот городок в Калужской области с конца XIX века играет важную роль в нашей культурной жизни. На этом материале ученики учатся постигать значение провинции в истории России....
05 01 2023 12:10:33
Одним из важных направлений разрешения назревающих проблем в образовании
является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным
признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической
системы, а именно: целей, содержания, методов, средств, форм организации
познавательной деятельности учащихся, прогнозов соответствия результатов обучения
требованиям школы....
04 01 2023 15:52:22
Объяснение учителя сопровождается презентацией с познавательными заданиями, учащиеся представляют свою исследовательскую работу – анализ анкетирования, проведенного среди родителей (презентация). На уроке используется технология синквейна и работа с понятийным аппаратом. Тема вызывает интерес у учащихся, способствует развитию их познавательного интереса.
...
03 01 2023 18:36:29
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
02 01 2023 8:24:48
Автор знакомит учащихся с подъемом русской промышленности и торговли во второй половине XVIII в. Хаpaктеризует демографическое положение в стране, успехи и трудности в развитии сельского хозяйства. Дает представление о положении дворянства и крестьянства в России....
01 01 2023 15:25:25
Обобщающий урок по теме «Гражданская война в России» в 9-м классе способствует осознанию учащимися важнейших исторических проблем, активизирует познавательную деятельность школьников, формирует у них навыки самостоятельной работы, умение работать с историческими источниками. Прослеживается межпредметная связь истории, обществознания, литературы, этики. Домашнее задание поможет развивать творчество и литературные навыки....
31 12 2022 0:14:38
Урок способствовует формированию ключевых компетенций гражданского образования.
...
30 12 2022 9:32:59
Урок изучает причины создания Красной Армии, обеспечивает повторение изученных понятий Рабоче–Крестьянская Красная Армия (РККА), Реввоенсовет, Совет рабочей и крестьянской обороны....
29 12 2022 1:20:19
Урок разработан на основе базовой модели технологии развития критического мышления. Тема – «Циклы мировой политики». Урок завершает и обобщает изучение международных отношений во 2-й половине ХХ в....
28 12 2022 14:56:58

Занятие посвящено истории и деятельности профсоюзов в РФ. Учащиеся 10‒11-го класса знакомятся с трудовым кодексом РФ, особенностями трудоустройства несовершеннолетних работников, какую роль в защите прав работников играет профсоюз, какое содержание вкладывают международные рабочие организации в понятие «достойный труд»....
27 12 2022 7:28:10
Представленный открытый урок несет такое содержание, которое поможет молодому человеку осмыслить значимость подвига Шарифзяна Казанбаева из с. Сараши Бардымского района Пермского края, единственного из Героев Советского Союза, награжденного за спасение полкового знамени....
26 12 2022 11:32:36
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
25 12 2022 15:21:59
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
24 12 2022 6:53:32
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
23 12 2022 23:22:47
Урок-проект разработан для учащихся 10-го класса с ограниченными возможностями здоровья. В период работы над проектом учащиеся находятся в тесном контакте со своими сверстниками, активно взаимодействуют и сотрудничают друг с другом, расширяется их круг общения, у школьников появляется чувство собственной значимости для окружающих. Знание исторического прошлого может укрепить в детях почитание традиций и человеческих ценностей: любви к Родине, доброты и справедливости....
22 12 2022 10:34:10
Урок-игра проводится на итоговом повторении в 5-м классе. В игровой форме, при активном участии детей, интересно повторить основные события государств Востока, Греции, Рима. Задания подобраны разнообразные, с учётом возраста. Игра позволяет охватить достаточное количество детей, создать творческую атмосферу на уроке. Игру по истории Древнего мира можно проводить и как внеклассное мероприятие в 5-м классе....
21 12 2022 1:37:39
Цель урока: совершенствование у учащихся приемов работы с текстом. Урок начинается с показа учащимися на карте государств, расположенных в Западной Азии. Учитель зачитывает описание персов, написанное Геродотом, а ученики формулируют тему урока «Персидская держава «царя царей». Далее составляются вопросы к теме урока. Учитель предлагает составить вопросы по изучаемой теме и самый интересный выбрать на домашнее задание....
20 12 2022 7:36:18
Предлагаю вашему вниманию авторскую историко-краеведческую программу «Начало», которая может быть использована для краеведческой и внеурочной деятельности. Содержит материал по истории родного края села Сергиевск Самарской области Сергиевского района. Программа имеет рецензию Самарского Областного центра детско-юношеского туризма и краеведения. (ОЦДЮТК ЦСМ). В программе содержится теоретический и пpaктический материал....
19 12 2022 21:33:51
Урок – деятельностная игра, в ходе которой учащиеся, работая в группах, изучают Конституцию РФ, Семейный кодекс РФ – законодательные акты, защищающие семью, материнство, детство. Семья – общественный институт государства. Распад семьи влечёт снижение устойчивости общества. Знание семейного права способствует снижению количества разводов, укреплению семьи и государства.
...
18 12 2022 0:52:36
Экзаменационные билеты по обществознанию составлены в соответствии с Образовательным минимумом Федерального Государственного стандарта основного общего образования и требованиями к уровню подготовки учеников 8-го класса основной школы....
17 12 2022 6:39:28
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
16 12 2022 22:41:25
Предлагаются материалы для написания работы на тему "Дворянское землевладение в Балашовском уезде во второй половине XIX века". Прилагаются вопросы для занятия с учащимися. Мастер-класс построен с использованием архивных материалов....
15 12 2022 16:37:15
За 300 лет своего правления Романовы оставили глубочайший след в истории не только России, но и всего мира. Любопытно, как бы могла развиваться история нашего государства, если бы так, и не суждено было наступить 21 февраля 1613 года, когда боярина Михаила Федоровича Романова, "ближайшего по крови к угасшему царственному роду Рюрика и Владимира Святого", избрали на царство Великим земским собором в Москве....
14 12 2022 20:27:24
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
13 12 2022 14:59:51

В ходе урока раскрывается история трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне, подводятся итоги войны. Урок способствует воспитанию чувства патриотизма у учащихся....
12 12 2022 1:36:39
Внеклассное мероприятие для старшеклассников проводится для развития интереса к истории своей Родины; расширения культурного кругозора; организации взаимодействия между советами старшеклассников разных школ. Мероприятие имеет соревновательный хаpaктер....
11 12 2022 21:50:30
Пособие содержит разнообразный изобразительный материал, который предназначен для изучения отечественной истории в начальной и основной школы, а также найдет применение для работы учителя истории во внеклассной работе, на факультативных занятиях по предмету, для индивидуальных занятий по подготовке к олимпиаде по истории....
10 12 2022 17:31:37
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::