Открытый урок-семинар по всеобщей истории в 10-м классе по теме "Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Открытый урок-семинар по всеобщей истории в 10-м классе по теме "Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности"


    Открытый урок-семинар по всеобщей истории в 10-м классе по теме "Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности"

Цель урока: охаpaктеризовать просветительскую деятельность славянских святых Кирилла (Константина) и Мефодия, последствия, которые имело создание славянской письменности на культуру славянских народов Центральной, Южной и Восточной Европы.

Задачи:

  • формировать у учащихся целостное представление об истории человечества, о месте России во всемирной истории;
  • развивать у старшеклассников  умение анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним;
  • способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности, пониманию многообразия современного мира и необходимости диалога между представителями разных культур .

Оборудование урока: учебник, доска, карты, дополнительная литература

Методические приемы: рассказ учителя, доклады учащихся, обсуждение докладов.

ХОД УРОКА

Учитель: Создание братьями письменности оказало огромное влияние на формирование и укрепление культурных традиций славянских  народов. Пожалуй, это единственное, что связывает современные славянские государства вместе и удерживает их от полного распада. Современные историки и культурологи говорят о существовании определенной кирилло-мефодиевской традиции в культурном единстве славянского мира. Именно сейчас славянские народы, особенно Россия, нуждаются в том, чтобы эта традиция сохранялась и развивалась. Знание о том, как это происходило, поможет вам осмыслить и многие современные процессы, происходящие в нашем обществе.  
Прежде чем перейти к рассмотрению основных вопросов данной темы хочется, в общих чертах, остановиться на вопросах происхождения письменности и появления алфавита у разных народов мира. История письменности насчитывает несколько тысяч лет. С момента появления речи у человека разумного возникла потребность в ее фиксировании, с целью передачи информации окружающим и последующим поколениям.

Самой ранней формой письменности ученые считают пиктографию или рисуночное письмо – определенный набор рисунков свидетельствующих о каком-либо действии.

Следующим этапом была идеография или символическое письмо. Примером идеографии могут служить древнеегипетские иероглифы. Однако, если пиктография служила для изображения условного сообщения, то каждый знак идеографической письменности изображал отдельные слова (ок. 4-х тыс. лет до н. э.).

Египетские иероглифы не долго оставались знаками идеографическими, означавшими только содержание слова без учета его значения. Наряду с ними появились знаки фонетические, отражающие именно звучание слова. Фонетический принцип оказался более легким т.к. не требовал механического запоминания знаков. Вначале появились знаки обозначавшие звучание целого слова, затем – отдельных слогов.

Самая знаменитая из идеографических письменностей дошедших до наших дней – китайская иероглифика.

В государствах древнего Междуречья (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия) возникла особая система письма – клинопись (29-28 в.в. до н.э.).  В ней происходило постепенное упрощение рисунков, пока они не сократились до самой общей схемы, в сущности уже не рисунка, а символа. Этот символ изображался при помощи определенного набора треугольников и клинышков. 

Важнейший шаг на пути к современному алфавиту сделали финикийцы. Они пользовались египетскими иероглифами, но взяли для письма только те, которые обозначали отдельные слоги. В финикийском языке были и звуки, которые отсутствовали в египетском. Для этих звуков и были созданы новые знаки, первые буквы (согласные).

Настоящий, буквенный, алфавит появился в древней Греции. Греки заимствовали письменность у финикийцев, но оказалось, что она не очень пригодна для греческого языка, в котором гласные звуки играют существенную роль и им тоже нужны обозначения. Тогда и появились знаки для гласных звуков. Греческий алфавит оказался так прост и удобен, что им воспользовались многие народы древнего Средиземноморья – ликийцы, лидийцы, фpaкийцы, этруски, латины. Латинским алфавитом с различными дополнениями для звуков не существовавших в латинском языке, сейчас пользуется громадная часть человечества.

На основании греческого алфавита была составлена и славянская азбука (кириллица), которой в несколько видоизмененной форме мы пользуемся до сих пор.

Прежде чем рассматривать деятельность Кирилла (Константина) и Мефодия, необходимо дать анализ этнополитической ситуации на Балканах в V-IX вв. н.э., расселению славянских племен и появлению у них государственности, их взаимосвязям с Византийской империей. Первая часть нашего урока-семинара посвящена рассмотрению именно этих проблем.

Первый доклад «Расселение славян на Балканском полуострове».

Расселение славян на Балканах – завершающий этап великого переселения народов (кон. VI – VII вв.). Уровень общественного развития : от «военной демократии» к государственным формам организации. Занятие славян: земледелие, скотоводство. Контакты с Византией. Влияние Византии на общественное развитие славян. Союзы племен славян («Семь родов», строимцы, драгувиты, сагудаты, велегезиты, смоляне, милинги, езериты), территории расселения (Мисия, Македония, Иллирик, Северная Фpaкия, Южная Македония, Северный Эпир).Влияние Аварского каганата на союзы славян (кон. VI – перв. четв.VII вв.); славяне и Фpaкийская империя.

Учитель: Теперь предлагаю подумать и ответить на вопросы, чем было вызвано и какие последствия имело переселение славян на Балканы? Какова реакция Византии на переселение славян на Балканы?

Второй доклад «Образование раннефеодального Болгарского государства».

VI – VII вв. Приазовье – союз «Великая Болгария». Переселение на Балканы тюрков-протоболгар (VII в.) Хан Аспарух. Болгары и славяне. Государственный строй Болгарии. Власть хана. Вторжение болгар в Византию (VIII – IX вв.). Расширение границ государства при хане Круме (803 – 814 гг.). Причины принятия христианства Болгарией (865 г.). Хан Борис (852 – 889 гг.).
Учитель: Каковы причины появления болгар на Балканах? Охаpaктеризуйте их отношения со славянами и Византией. Какое значение имело принятие христианства Болгарией?

Третий доклад «Болгария во второй половине IX-X вв.».

Болгария во второй половине IX – X вв. 889 г. – попытка князя Владимира возродить язычество в Болгарии. Деятельность князя Симеона (893 – 927 гг.). Тридцатилетняя война с Византией. 917 г. – победа болгар на реке Ахелой. Расширение границ Болгарии (от Дуная до Фессалии, от Адриатики до Черного моря). Тайная дипломатия Византии: восстание сербов, поражение болгар от хорватов. Князь Петр (927 – 969 гг.). Мир с Византией. Отделение Сербии от Болгарии (971 г.).
Союз императора Никифора II Фоки с русским князем Святославом. Война против Болгарии (968 г.). Отступление русских с Балкан (971 г.). Захват севера Болгарии Византией, подчинение болгарской церкви константинопольской патриархией.
Учитель: Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что появление на Балканах  Болгарии, как нового независимого государства, явилось именно той силой, которая привела к консолидации всех существующих в этом регионе разрозненных славянских этносов, и противопоставила их, как некое социокультурное единство тогдашнему лидеру восточноевропейского мира Византийской империи.
Другой очаг славянской цивилизации, Великая Моравия, возник на землях западных славян (территория современных Польши, Чехии, Венгрии) и представлял собой новый мощный конгломерат славянской культуры в противостоянии культуре Западной Европы (Франкской империи).

Четвертый доклад «Великоморавская держава».

Образование Великой Моравии. Моравский князь Моймир (818 – 846 гг.). Взаимоотношения Великой Моравии с Восточно-Франкским государством (Германией). Правление Ростислава (846 – 870 гг.). Установление церковно-политического союза с Византией. Миссия Кирилла и Мефодия (863 г.). Свержение Ростислава его племянником Святополком и захват Моравии Германией (870 г.). Восстание против немцев, победа восставших (871 г.). Могущество Великой Моравии во второй половине IX в. Конфликты внутри моравской аристократии. Распад Моравии на уделы. Появление Польши, Венгрии, Чехии.

Учитель: Какие народы вошли в состав Великой Моравии? Каковы причины распада Великой Моравии?
Появление на карте Европы новых славянских государств, с одной стороны, заставило считаться с ними и принимать их как реальную политическую силу передовые государства того времени (Франкская империя, Византия), а с другой, заставило их вести жесткую политическую борьбу за влияние на эти государства. Ведущую роль в этой борьбе играли православная и католическая церковь.
Этот вопрос будет рассмотрен подробнее во второй части нашего урока, а сейчас необходимо сказать несколько слов о историко-культурных процессах, происходивших в Византийской империи в IV–IX вв. н.э., т.к. именно они оказали огромное влияние на формирование православия, которое, в свою очередь, послужило толчком к развитию христианской традиции в культуре славянских народов.

Пятый доклад «Византия IV – IX вв. Религиозная борьба и культура».

Tрaнcформация христианской церкви в один из господствующих элементов социально-политической системы. Завершение формирования христианского канона. Никейский собор (325 г.). Принятие «Символа веры». Систематизация церковной доктрины. «Отцы церкви»: Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский.
Борьба внутри христианской церкви. Ереси. Соборы в Сардине (343 г.) и Халкидоне (451 г.). Раскол церкви на западную и восточную. Монашество. Борьба иконоборцев (иконокластов) и иконопочитателей (иконодулов) (726–843 гг.). Миссионерская деятельность католической и православной церквей. Их борьба за влияние на славянские народы.
Общественная мысль Византии. Византийская церковная культура в период борьбы иконоборцев и иконопочитателей. Монашеское искусство. Литература: сочинения Иоанна Дамаскина и Феодора Студита; византийская хронография (Феофан Исповедник, патриарх Никифор, Ге opгий Монах (Амартол); жития святых и литургическая поэзия (Андрей Критский, Иоанн Грамматик, Кассия). Наука: Магнаврская школа, Лев Философ (Математик).

Учитель: В чем суть иконоборческого движения в Византии? Чем оно было вызвано? Каково влияние религиозных разногласий на культуру Византии?
Вторая часть нашего урока-семинара непосредственно посвящена жизни великих славянских просветителей братьев Кирилла (Константина) и Мефодия, в результате деятельности которых культура славянских народов Восточной и Южной Европы поднялась на одну ступень с культурой западноевропейского христианского мира.

Шестой доклад «Деятельность братьев Кирилла (Константина) и Мефодия».

Происхождение братьев их детство. Учеба Кирилла (Константина) при дворе императора. Отказ от придворной карьеры. Принятие сана иерея, деятельность на должности хранителя патриаршей библиотеки при храме св. Софии. Полемика с иконоборцами. Преподавательская деятельность.
855–856 гг. – миссионерская поездка Кирилла (Константина) к аpaбам («Сарацинская миссия»). Полемика с мусульманами.
Деятельность Мефодия. Служба наместником империи среди славян. Изучение славянской культуры и языка. Принятие монашества.
860 г. – миссия Кирилла (Константина) и Мефодия в Хазарию. Обретение ими мощей святого Климента в Херсонесе.
862 г. – миссия Кирилла (Константина) и Мефодия в Великую Моравию. Работа над переводами Священного Писания.
863 г. – составление славянской азбуки (кириллицы). Просветительская деятельность братьев.
Поездка братьев в Рим. Дискуссия о богослужении на славянских языках.
14 февраля 869 г. – cмepть Кирилла (Константина) в Риме.
Возвращение Мефодия в Велеград. Руководство миссией. Вторая поездка в Рим. Получение Мефодием епископского сана. Просветительская деятельность Мефодия. Борьба с католическим духовенством. Арест Мефодия (870 г.). Освобождение Мефодия, третья поездка в Рим. Поддержка папой деятельности Мефодия.
6 апреля 885 г. – cмepть Мефодия.
Активизация противников славянского богослужения. Изгнание учеников Кирилла (Константина) и Мефодия из Моравии. Болгария – новый центр славянской письменности и христианской культуры.

Учитель: Непосредственным результатом деятельности братьев явилось создание славянской азбуки, позволившей качественно преображать и разнообразить культурную и политическую жизнь славянских народов, сохранять  духовные ценности и передавать свой опыт последующим поколениям.

Седьмой доклад «Славянские азбуки. Глаголица».

Различные точки зрения о времени создания и авторства глаголического алфавита (Кирилл (Константин) (IX в.) или проповедник Иероним (V в.). Гипотеза И. Дубровского (глаголица – тайнопись). Версия Т.Л. Мироновой (этапы развития глаголицы).
Состав глаголического алфавита. Мнение В.А. Истрина. Происхождение формы букв. Литературные памятники глаголицы.

Восьмой доклад «Славянские азбуки. Кириллица».

Состав кириллицы. Заимствования и добавления букв. Изменения в алфавитном составе и графике кириллицы. Названия букв. Уставное письмо. Полуустав. Скоропись. Орнаментальная вязь. Численное значение букв. Письменные памятники кириллицы.

Учитель: Особенности культурного развития народов Центральной Европы определялись историческими условиями их существования. Находясь между востоком и западом Европы, они не могли не отразить в своей культуре постоянное общение и контакты с ними. И хотя уже в раннее средневековье возобладали западные влияния, не прерывались и контакты в области культуры с восточными славянами и отчасти с Византией.     

Особо значимым явлением в культуре этих народов уже христианского периода была Великая Моравия. В ее культурном развитии особенно ярко проявилось отмеченное выше взаимодействие западных и восточных традиций, в частности, западно-христианских и восточно-христианских. Первыми проповедниками христианства здесь были западные (немецкие и ирландские) миссионеры. Их проповедь, однако, не имела большого успеха, что было связано с насаждением непонятного для народа богослужения на латинском языке. Играла роль и связь миссионеров с немецкими феодалами, имевшими в отношении Великой Моравии захватнические планы.       

Совсем иначе обстояло дело с миссией Кирилла и Мефодия, прибывших сюда по приглашению князя Ростислава в 863 г. Составленная ими славянская азбука, переводы с греческого на славянский язык, как и написанные на нем оригинальные сочинения Кирилла и Мефодия, имели исключительное историко-культурное значение для всех славянских народов. Азбука Кирилла и Мефодия искусно отражала все фонетические особенности славянских языков. Этому во многом способствовало прирожденное знание братьями славянского языка, их высокая филологическая подготовленность, их истинный интерес к славянам. Собственные сочинения Кирилла и Мефодия («Проглас к Евангелию», «Канон Дмитрию Солунскому», «Слово на перенесение мощей Климента папы Римского» и возможно другие) явились отправным моментом в развитии славянских культур. В самой Великой Моравии традиции славянских первоучителей продолжались недолго. После cмepти Мефодия (885 г.; Кирилл умер в 869 г.) их ученики были изгнаны из страны немецким духовенством. Большинство из них нашли приют в Болгарии и там успешно продолжали свою деятельность, но кирилло-мефодиевские традиции перешли к западным славянам.

Девятый доклад «Влияние письменности на культуру славян Центральной Европы».

Особенности культурного развития народов Центральной Европы. Великая Моравия – центр славянской культуры. Традиции западного и восточного христианства в культуре Моравии. Влияние культурно-просветительской деятельности Кирилла (Константина) и Мефодия. Письменные памятники этой деятельности («Проглас к Евангелию», «Канон Дмитрию Салунскому», «Слово на перенесение мощей Климента папы Римского»). Наследование культурных традиций Великой Моравии Чехией, Польшей, Венгрией. Причины утверждения у западных славян католической христианской культуры. Кирилло-мефодьевская традиция в культуре этих стран.
Болгария – новый центр славянской культуры. «Золотой век» в истории средневековой Болгарии (X в.). Литература Болгарии. Охридская и Преславская школы. Болгарская культура в эпоху подчинения Болгарии Византией (1018-1185 гг.).

Учитель: Какое значение имело создание письменности для культуры славян Центральной Европы?

Как ни богато и разнообразно было устное народное творчество, подлинный расцвет древнерусской литературы, как и древнерусской культуры в целом, связан с восприятием Русью славянской письменности. Вклад византийской культуры в формирование письменности славянских народов состоял не только в деятельности Кирилла (Константина) и Мефодия по оформлению славянской азбуки и по переводу богослужебных книг на славянский язык, но и в непосредственной связи греческого и славянского письма. Теперь Русь, как и ряд других славянских народов – в Великой Моравии, Чехии, Болгарии и позже в Сербии, - получила основу для создания богатейшей письменной культуры на своем родном, понятном языке.

Десятый доклад «Влияние письменности на культуру Древней Руси. Литература Древней Руси».

Вклад культуры Византии в формирование культуры Древней Руси. Принятие Русью славянской письменности. Пути проникновения письменности на Русь (Болгария, Чехия). Влияние крещения Руси (988 г.) на распространение письменности. Консолидирующая культурная роль христианизации Руси. Просвещение на Руси. Распространение грамотности на Руси. Исторические свидетельства распространения грамотности на Руси (граффити, берестяные грамоты и др.).

Литература Древней Руси. Византийские традиции в русской литературе (философияистории, представление о прострaнcтве и времени). Наследие античности в русской литературе. Русское летописание. Жития святых. Светская литература (послания, поучения). Стихосложение. «Слово о полку Игореве». Особенности древнерусской литературы.

Учитель: Какое влияние оказала письменность на развитие культуры Древней Руси?
Подводя итог всему вышесказанному, хочется еще раз остановиться на основных аспектах деятельности братьев-просветителей. Эта деятельность оказала, в целом, благотворное влияние на развитие славянских народов, и здесь, фактически, речь идет не столько о самом факте появления письменности у славян, сколько о сохранении, передаче и развитии православной христианской традиции в целом. Братьям пришлось жить в очень трудное время. Византийская империя, постепенно приходившая в упадок, была не в силах противостоять напору новых (молодых) этносов (славян, арабов). К этому добавилась религиозная борьба внутри самой империи, приобретшая формы государственной политики и противостояние возникшее между Римским папой и Патриархом константинопольским, целью которого было утверждение своей гегемонии в христианском мире. Одним из проявлений этой борьбы была попытка привлечь на свою сторону те или иные народы Европы посредством крещения. Именно такая миссия и была возложена на братьев в 863г., и они с честью справились с поставленной задачей. Расчет братьев был довольно прост. В своей деятельности они использовали именно славянский язык, а не латынь, как это делали римские миссионеры. Естественно, проповедь на славянском была более приемлема и понятна, чем проповедь на латыни. Т.о., позиции римской церкви в восточнославянском регионе были подорваны. Риму оставался только один путь – прямое завоевание и силовое насаждение христианства западного образца. В результате этой деятельности перестал существовать центр славянской культуры и письменности – Великая Моравия. После cмepти Мефодия его ученики были изгнаны из Моравии, но дело «книжной премудрости» не погибло. Эстафету приняла Болгария, а за ней и другие славянские страны. Даже там где утвердилось католичество, прослеживаются определенные культурные традиции, связывающие их с другими славянскими народами. Фактически результатом миссионерской и культурно-просветительской деятельности братьев стало формирование культурно- исторического единства славянских народов, существующее до сих пор.

Приложение 1

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

29 05 2024 9:17:35

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

28 05 2024 9:22:56

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

27 05 2024 21:11:34

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

26 05 2024 16:59:12

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

25 05 2024 15:56:44

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

24 05 2024 5:35:17

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

23 05 2024 9:51:49

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

22 05 2024 15:50:18

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

21 05 2024 12:54:52

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

20 05 2024 1:58:50

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

19 05 2024 3:40:57

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

18 05 2024 13:20:42

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

17 05 2024 15:24:23

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

16 05 2024 15:10:53

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

15 05 2024 13:32:41

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

14 05 2024 18:49:29

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

13 05 2024 5:46:47

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

12 05 2024 19:49:14

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

11 05 2024 4:51:42

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

10 05 2024 19:21:12

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

09 05 2024 0:57:51

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

08 05 2024 0:28:23

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

07 05 2024 20:58:23

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

06 05 2024 0:26:24

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

05 05 2024 2:22:20

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

04 05 2024 19:30:53

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

03 05 2024 7:27:53

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

02 05 2024 14:22:42

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

01 05 2024 10:25:24

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

30 04 2024 10:50:19

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

29 04 2024 10:53:42

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

28 04 2024 9:31:41

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

27 04 2024 11:52:54

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

26 04 2024 5:56:10

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

25 04 2024 10:35:19

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

24 04 2024 15:46:55

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

23 04 2024 12:40:34

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

22 04 2024 20:24:36

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

21 04 2024 17:52:44

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

20 04 2024 19:19:12

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

19 04 2024 2:48:43

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

18 04 2024 0:29:51

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

17 04 2024 4:58:46

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

16 04 2024 0:23:36

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

15 04 2024 7:56:49

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

14 04 2024 0:41:19

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

13 04 2024 22:33:42

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

12 04 2024 19:33:49

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

11 04 2024 18:30:47

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

10 04 2024 3:54:36

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::