Открытый урок-семинар по всеобщей истории в 10-м классе по теме "Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности"
Цель урока: охаpaктеризовать просветительскую деятельность славянских святых Кирилла (Константина) и Мефодия, последствия, которые имело создание славянской письменности на культуру славянских народов Центральной, Южной и Восточной Европы.
Задачи:
- формировать у учащихся целостное представление об истории человечества, о месте России во всемирной истории;
- развивать у старшеклассников умение анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним;
- способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности, пониманию многообразия современного мира и необходимости диалога между представителями разных культур .
Оборудование урока: учебник, доска, карты, дополнительная литература
Методические приемы: рассказ учителя, доклады учащихся, обсуждение докладов.
ХОД УРОКА
Учитель: Создание братьями
письменности оказало огромное влияние на
формирование и укрепление культурных традиций
славянских народов. Пожалуй, это
единственное, что связывает современные
славянские государства вместе и удерживает их от
полного распада. Современные историки и
культурологи говорят о существовании
определенной кирилло-мефодиевской традиции в
культурном единстве славянского мира. Именно
сейчас славянские народы, особенно Россия,
нуждаются в том, чтобы эта традиция сохранялась и
развивалась. Знание о том, как это происходило,
поможет вам осмыслить и многие современные
процессы, происходящие в нашем обществе.
Прежде чем перейти к рассмотрению основных
вопросов данной темы хочется, в общих чертах,
остановиться на вопросах происхождения
письменности и появления алфавита у разных
народов мира. История письменности насчитывает
несколько тысяч лет. С момента появления речи у
человека разумного возникла потребность в ее
фиксировании, с целью передачи информации
окружающим и последующим поколениям.
Самой ранней формой письменности ученые считают пиктографию или рисуночное письмо – определенный набор рисунков свидетельствующих о каком-либо действии.
Следующим этапом была идеография или символическое письмо. Примером идеографии могут служить древнеегипетские иероглифы. Однако, если пиктография служила для изображения условного сообщения, то каждый знак идеографической письменности изображал отдельные слова (ок. 4-х тыс. лет до н. э.).
Египетские иероглифы не долго оставались знаками идеографическими, означавшими только содержание слова без учета его значения. Наряду с ними появились знаки фонетические, отражающие именно звучание слова. Фонетический принцип оказался более легким т.к. не требовал механического запоминания знаков. Вначале появились знаки обозначавшие звучание целого слова, затем – отдельных слогов.
Самая знаменитая из идеографических письменностей дошедших до наших дней – китайская иероглифика.
В государствах древнего Междуречья (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия) возникла особая система письма – клинопись (29-28 в.в. до н.э.). В ней происходило постепенное упрощение рисунков, пока они не сократились до самой общей схемы, в сущности уже не рисунка, а символа. Этот символ изображался при помощи определенного набора треугольников и клинышков.
Важнейший шаг на пути к современному алфавиту сделали финикийцы. Они пользовались египетскими иероглифами, но взяли для письма только те, которые обозначали отдельные слоги. В финикийском языке были и звуки, которые отсутствовали в египетском. Для этих звуков и были созданы новые знаки, первые буквы (согласные).
Настоящий, буквенный, алфавит появился в древней Греции. Греки заимствовали письменность у финикийцев, но оказалось, что она не очень пригодна для греческого языка, в котором гласные звуки играют существенную роль и им тоже нужны обозначения. Тогда и появились знаки для гласных звуков. Греческий алфавит оказался так прост и удобен, что им воспользовались многие народы древнего Средиземноморья – ликийцы, лидийцы, фpaкийцы, этруски, латины. Латинским алфавитом с различными дополнениями для звуков не существовавших в латинском языке, сейчас пользуется громадная часть человечества.
На основании греческого алфавита была составлена и славянская азбука (кириллица), которой в несколько видоизмененной форме мы пользуемся до сих пор.
Прежде чем рассматривать деятельность Кирилла (Константина) и Мефодия, необходимо дать анализ этнополитической ситуации на Балканах в V-IX вв. н.э., расселению славянских племен и появлению у них государственности, их взаимосвязям с Византийской империей. Первая часть нашего урока-семинара посвящена рассмотрению именно этих проблем.
Первый доклад «Расселение славян на Балканском полуострове».
Расселение славян на Балканах – завершающий этап великого переселения народов (кон. VI – VII вв.). Уровень общественного развития : от «военной демократии» к государственным формам организации. Занятие славян: земледелие, скотоводство. Контакты с Византией. Влияние Византии на общественное развитие славян. Союзы племен славян («Семь родов», строимцы, драгувиты, сагудаты, велегезиты, смоляне, милинги, езериты), территории расселения (Мисия, Македония, Иллирик, Северная Фpaкия, Южная Македония, Северный Эпир).Влияние Аварского каганата на союзы славян (кон. VI – перв. четв.VII вв.); славяне и Фpaкийская империя.
Учитель: Теперь предлагаю подумать и ответить на вопросы, чем было вызвано и какие последствия имело переселение славян на Балканы? Какова реакция Византии на переселение славян на Балканы?
Второй доклад «Образование раннефеодального Болгарского государства».
VI – VII вв. Приазовье – союз «Великая Болгария».
Переселение на Балканы тюрков-протоболгар (VII в.)
Хан Аспарух. Болгары и славяне. Государственный
строй Болгарии. Власть хана. Вторжение болгар в
Византию (VIII – IX вв.). Расширение границ
государства при хане Круме (803 – 814 гг.). Причины
принятия христианства Болгарией (865 г.). Хан Борис
(852 – 889 гг.).
Учитель: Каковы причины появления
болгар на Балканах? Охаpaктеризуйте их отношения
со славянами и Византией. Какое значение имело
принятие христианства Болгарией?
Третий доклад «Болгария во второй половине IX-X вв.».
Болгария во второй половине IX – X вв. 889 г. –
попытка князя Владимира возродить язычество в
Болгарии. Деятельность князя Симеона (893 – 927 гг.).
Тридцатилетняя война с Византией. 917 г. – победа
болгар на реке Ахелой. Расширение границ
Болгарии (от Дуная до Фессалии, от Адриатики до
Черного моря). Тайная дипломатия Византии:
восстание сербов, поражение болгар от хорватов.
Князь Петр (927 – 969 гг.). Мир с Византией. Отделение
Сербии от Болгарии (971 г.).
Союз императора Никифора II Фоки с русским князем
Святославом. Война против Болгарии (968 г.).
Отступление русских с Балкан (971 г.). Захват севера
Болгарии Византией, подчинение болгарской
церкви константинопольской патриархией.
Учитель: Подводя итог вышесказанному,
следует отметить, что появление на Балканах
Болгарии, как нового независимого государства,
явилось именно той силой, которая привела к
консолидации всех существующих в этом регионе
разрозненных славянских этносов, и
противопоставила их, как некое социокультурное
единство тогдашнему лидеру
восточноевропейского мира Византийской империи.
Другой очаг славянской цивилизации, Великая
Моравия, возник на землях западных славян
(территория современных Польши, Чехии, Венгрии) и
представлял собой новый мощный конгломерат
славянской культуры в противостоянии культуре
Западной Европы (Франкской империи).
Четвертый доклад «Великоморавская держава».
Образование Великой Моравии. Моравский князь Моймир (818 – 846 гг.). Взаимоотношения Великой Моравии с Восточно-Франкским государством (Германией). Правление Ростислава (846 – 870 гг.). Установление церковно-политического союза с Византией. Миссия Кирилла и Мефодия (863 г.). Свержение Ростислава его племянником Святополком и захват Моравии Германией (870 г.). Восстание против немцев, победа восставших (871 г.). Могущество Великой Моравии во второй половине IX в. Конфликты внутри моравской аристократии. Распад Моравии на уделы. Появление Польши, Венгрии, Чехии.
Учитель: Какие народы вошли в состав
Великой Моравии? Каковы причины распада Великой
Моравии?
Появление на карте Европы новых славянских
государств, с одной стороны, заставило считаться
с ними и принимать их как реальную политическую
силу передовые государства того времени
(Франкская империя, Византия), а с другой,
заставило их вести жесткую политическую борьбу
за влияние на эти государства. Ведущую роль в
этой борьбе играли православная и католическая
церковь.
Этот вопрос будет рассмотрен подробнее во второй
части нашего урока, а сейчас необходимо сказать
несколько слов о историко-культурных процессах,
происходивших в Византийской империи в IV–IX вв.
н.э., т.к. именно они оказали огромное влияние на
формирование православия, которое, в свою
очередь, послужило толчком к развитию
христианской традиции в культуре славянских
народов.
Пятый доклад «Византия IV – IX вв. Религиозная борьба и культура».
Tрaнcформация христианской церкви в один из
господствующих элементов
социально-политической системы. Завершение
формирования христианского канона. Никейский
собор (325 г.). Принятие «Символа веры».
Систематизация церковной доктрины. «Отцы
церкви»: Василий Великий, Григорий Назианзин,
Григорий Нисский.
Борьба внутри христианской церкви. Ереси. Соборы
в Сардине (343 г.) и Халкидоне (451 г.). Раскол церкви
на западную и восточную. Монашество. Борьба
иконоборцев (иконокластов) и иконопочитателей
(иконодулов) (726–843 гг.). Миссионерская
деятельность католической и православной
церквей. Их борьба за влияние на славянские
народы.
Общественная мысль Византии. Византийская
церковная культура в период борьбы иконоборцев и
иконопочитателей. Монашеское искусство.
Литература: сочинения Иоанна Дамаскина и Феодора
Студита; византийская хронография (Феофан
Исповедник, патриарх Никифор, Ге opгий Монах
(Амартол); жития святых и литургическая поэзия
(Андрей Критский, Иоанн Грамматик, Кассия). Наука:
Магнаврская школа, Лев Философ (Математик).
Учитель: В чем суть иконоборческого
движения в Византии? Чем оно было вызвано? Каково
влияние религиозных разногласий на культуру
Византии?
Вторая часть нашего урока-семинара
непосредственно посвящена жизни великих
славянских просветителей братьев Кирилла
(Константина) и Мефодия, в результате
деятельности которых культура славянских
народов Восточной и Южной Европы поднялась на
одну ступень с культурой западноевропейского
христианского мира.
Шестой доклад «Деятельность братьев Кирилла (Константина) и Мефодия».
Происхождение братьев их детство. Учеба
Кирилла (Константина) при дворе императора. Отказ
от придворной карьеры. Принятие сана иерея,
деятельность на должности хранителя патриаршей
библиотеки при храме св. Софии. Полемика с
иконоборцами. Преподавательская деятельность.
855–856 гг. – миссионерская поездка Кирилла
(Константина) к аpaбам («Сарацинская миссия»).
Полемика с мусульманами.
Деятельность Мефодия. Служба наместником
империи среди славян. Изучение славянской
культуры и языка. Принятие монашества.
860 г. – миссия Кирилла (Константина) и Мефодия в
Хазарию. Обретение ими мощей святого Климента в
Херсонесе.
862 г. – миссия Кирилла (Константина) и Мефодия в
Великую Моравию. Работа над переводами
Священного Писания.
863 г. – составление славянской азбуки (кириллицы).
Просветительская деятельность братьев.
Поездка братьев в Рим. Дискуссия о богослужении
на славянских языках.
14 февраля 869 г. – cмepть Кирилла (Константина) в
Риме.
Возвращение Мефодия в Велеград. Руководство
миссией. Вторая поездка в Рим. Получение Мефодием
епископского сана. Просветительская
деятельность Мефодия. Борьба с католическим
духовенством. Арест Мефодия (870 г.). Освобождение
Мефодия, третья поездка в Рим. Поддержка папой
деятельности Мефодия.
6 апреля 885 г. – cмepть Мефодия.
Активизация противников славянского
богослужения. Изгнание учеников Кирилла
(Константина) и Мефодия из Моравии. Болгария –
новый центр славянской письменности и
христианской культуры.
Учитель: Непосредственным результатом деятельности братьев явилось создание славянской азбуки, позволившей качественно преображать и разнообразить культурную и политическую жизнь славянских народов, сохранять духовные ценности и передавать свой опыт последующим поколениям.
Седьмой доклад «Славянские азбуки. Глаголица».
Различные точки зрения о времени создания и
авторства глаголического алфавита (Кирилл
(Константин) (IX в.) или проповедник Иероним (V в.).
Гипотеза И. Дубровского (глаголица – тайнопись).
Версия Т.Л. Мироновой (этапы развития глаголицы).
Состав глаголического алфавита. Мнение В.А.
Истрина. Происхождение формы букв. Литературные
памятники глаголицы.
Восьмой доклад «Славянские азбуки. Кириллица».
Состав кириллицы. Заимствования и добавления букв. Изменения в алфавитном составе и графике кириллицы. Названия букв. Уставное письмо. Полуустав. Скоропись. Орнаментальная вязь. Численное значение букв. Письменные памятники кириллицы.
Учитель: Особенности культурного развития народов Центральной Европы определялись историческими условиями их существования. Находясь между востоком и западом Европы, они не могли не отразить в своей культуре постоянное общение и контакты с ними. И хотя уже в раннее средневековье возобладали западные влияния, не прерывались и контакты в области культуры с восточными славянами и отчасти с Византией.
Особо значимым явлением в культуре этих народов уже христианского периода была Великая Моравия. В ее культурном развитии особенно ярко проявилось отмеченное выше взаимодействие западных и восточных традиций, в частности, западно-христианских и восточно-христианских. Первыми проповедниками христианства здесь были западные (немецкие и ирландские) миссионеры. Их проповедь, однако, не имела большого успеха, что было связано с насаждением непонятного для народа богослужения на латинском языке. Играла роль и связь миссионеров с немецкими феодалами, имевшими в отношении Великой Моравии захватнические планы.
Совсем иначе обстояло дело с миссией Кирилла и Мефодия, прибывших сюда по приглашению князя Ростислава в 863 г. Составленная ими славянская азбука, переводы с греческого на славянский язык, как и написанные на нем оригинальные сочинения Кирилла и Мефодия, имели исключительное историко-культурное значение для всех славянских народов. Азбука Кирилла и Мефодия искусно отражала все фонетические особенности славянских языков. Этому во многом способствовало прирожденное знание братьями славянского языка, их высокая филологическая подготовленность, их истинный интерес к славянам. Собственные сочинения Кирилла и Мефодия («Проглас к Евангелию», «Канон Дмитрию Солунскому», «Слово на перенесение мощей Климента папы Римского» и возможно другие) явились отправным моментом в развитии славянских культур. В самой Великой Моравии традиции славянских первоучителей продолжались недолго. После cмepти Мефодия (885 г.; Кирилл умер в 869 г.) их ученики были изгнаны из страны немецким духовенством. Большинство из них нашли приют в Болгарии и там успешно продолжали свою деятельность, но кирилло-мефодиевские традиции перешли к западным славянам.
Девятый доклад «Влияние письменности на культуру славян Центральной Европы».
Особенности культурного развития народов
Центральной Европы. Великая Моравия – центр
славянской культуры. Традиции западного и
восточного христианства в культуре Моравии.
Влияние культурно-просветительской
деятельности Кирилла (Константина) и Мефодия.
Письменные памятники этой деятельности
(«Проглас к Евангелию», «Канон Дмитрию
Салунскому», «Слово на перенесение мощей
Климента папы Римского»). Наследование
культурных традиций Великой Моравии Чехией,
Польшей, Венгрией. Причины утверждения у
западных славян католической христианской
культуры. Кирилло-мефодьевская традиция в
культуре этих стран.
Болгария – новый центр славянской культуры.
«Золотой век» в истории средневековой Болгарии (X
в.). Литература Болгарии. Охридская и Преславская
школы. Болгарская культура в эпоху подчинения
Болгарии Византией (1018-1185 гг.).
Учитель: Какое значение имело создание письменности для культуры славян Центральной Европы?
Как ни богато и разнообразно было устное народное творчество, подлинный расцвет древнерусской литературы, как и древнерусской культуры в целом, связан с восприятием Русью славянской письменности. Вклад византийской культуры в формирование письменности славянских народов состоял не только в деятельности Кирилла (Константина) и Мефодия по оформлению славянской азбуки и по переводу богослужебных книг на славянский язык, но и в непосредственной связи греческого и славянского письма. Теперь Русь, как и ряд других славянских народов – в Великой Моравии, Чехии, Болгарии и позже в Сербии, - получила основу для создания богатейшей письменной культуры на своем родном, понятном языке.
Десятый доклад «Влияние письменности на культуру Древней Руси. Литература Древней Руси».
Вклад культуры Византии в формирование культуры Древней Руси. Принятие Русью славянской письменности. Пути проникновения письменности на Русь (Болгария, Чехия). Влияние крещения Руси (988 г.) на распространение письменности. Консолидирующая культурная роль христианизации Руси. Просвещение на Руси. Распространение грамотности на Руси. Исторические свидетельства распространения грамотности на Руси (граффити, берестяные грамоты и др.).
Литература Древней Руси. Византийские традиции в русской литературе (философияистории, представление о прострaнcтве и времени). Наследие античности в русской литературе. Русское летописание. Жития святых. Светская литература (послания, поучения). Стихосложение. «Слово о полку Игореве». Особенности древнерусской литературы.
Учитель: Какое влияние оказала
письменность на развитие культуры Древней Руси?
Подводя итог всему вышесказанному, хочется еще
раз остановиться на основных аспектах
деятельности братьев-просветителей. Эта
деятельность оказала, в целом, благотворное
влияние на развитие славянских народов, и здесь,
фактически, речь идет не столько о самом факте
появления письменности у славян, сколько о
сохранении, передаче и развитии православной
христианской традиции в целом. Братьям пришлось
жить в очень трудное время. Византийская империя,
постепенно приходившая в упадок, была не в силах
противостоять напору новых (молодых) этносов
(славян, арабов). К этому добавилась религиозная
борьба внутри самой империи, приобретшая формы
государственной политики и противостояние
возникшее между Римским папой и Патриархом
константинопольским, целью которого было
утверждение своей гегемонии в христианском мире.
Одним из проявлений этой борьбы была попытка
привлечь на свою сторону те или иные народы
Европы посредством крещения. Именно такая миссия
и была возложена на братьев в 863г., и они с честью
справились с поставленной задачей. Расчет
братьев был довольно прост. В своей деятельности
они использовали именно славянский язык, а не
латынь, как это делали римские миссионеры.
Естественно, проповедь на славянском была более
приемлема и понятна, чем проповедь на латыни. Т.о.,
позиции римской церкви в восточнославянском
регионе были подорваны. Риму оставался только
один путь – прямое завоевание и силовое
насаждение христианства западного образца. В
результате этой деятельности перестал
существовать центр славянской культуры и
письменности – Великая Моравия. После cмepти
Мефодия его ученики были изгнаны из Моравии, но
дело «книжной премудрости» не погибло. Эстафету
приняла Болгария, а за ней и другие славянские
страны. Даже там где утвердилось католичество,
прослеживаются определенные культурные
традиции, связывающие их с другими славянскими
народами. Фактически результатом миссионерской
и культурно-просветительской деятельности
братьев стало формирование культурно-
исторического единства славянских народов,
существующее до сих пор.
Приложение 1
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
На данном уроке ребята через решение исторических задач, работы с текстом учебника, составление схем и таблиц изучают новый материал. Шестиклассникам дается возможность дать оценку каждого этапа работы, сделать выводы и оценить правильность своей работы.
...
07 12 2023 22:31:22
Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с аграрной реформой П.А. Столыпина, подводит к пониманию причин, по которым реформы не нашли широкой социальной поддержки в стране....
06 12 2023 1:42:59
Данная работа знакомит с системой мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в школе и показывает, как можно воспитывать толерантное отношение через участие в мероприятиях военно-патриотической направленности. Данная работа будет интересна как классным руководителям среднего и старшего звена школы, так и педагогам-организаторам и заместителям директоров по воспитательной работе.
...
05 12 2023 0:18:12
Урок изучает причины создания Красной Армии, обеспечивает повторение изученных понятий Рабоче–Крестьянская Красная Армия (РККА), Реввоенсовет, Совет рабочей и крестьянской обороны....
04 12 2023 3:28:42
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
03 12 2023 16:48:22

Урок обобщает знания школьников по истории Отечественной войны 1812 года; акцентирует внимание на важнейших событиях, определяет их значение в ходе войны; показывает народно-освободительный хаpaктер войны, роль народных масс в победе над врагом, героизм русского солдата и талант русских полководцев; рассматривает итоги и значение победы русского народа, как для России, так и для народов Европы....
02 12 2023 2:21:23
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
01 12 2023 18:34:56
Урок обществознания в 11-м классе посвящен обсуждению темы: можно ли в России стать богатым человеком. Этот вопрос актуален для старшеклассников сегодня, т.к. затрагивает мopaльно-нравственные аспекты: можно ли стать богатым честно, и что для этого необходимо знать....
30 11 2023 11:50:23
В данном материале (статье) представлена методическая разработка урока по отечественной истории на тему "Аграрная реформа П.А. Столыпина". Урок рассчитан на учащихся общеобразовательной школы, работающих по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "История государства и народов России. ХХ век".
...
29 11 2023 5:20:19
Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....
28 11 2023 21:49:44
Цель программы: овладение учащимися основами знаний и представлениями об историческом пути России, других стран, социальном, духовном опыте. Освоение выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации....
27 11 2023 7:54:22
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
26 11 2023 16:35:30
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
25 11 2023 4:17:57
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
24 11 2023 16:47:54
Данный урок разработан для итогового повторения, образовательные задачи которого заключаются в повторении, закреплении и углублении знаний по курсу «История Сибири», являющимся дополнительным компонентом к курсу отечественной истории. Урок проводится в форме игры-викторины. Представленные материалы включают все необходимые для проведения урока приложения.
...
23 11 2023 17:55:56
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
22 11 2023 12:39:14
Урок истории знакомит учащихся с историей Рима эпохи царей, развивает познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление, формирует активную гражданскую позицию, навыки самостоятельной работы с картой, таблицей, схемой, учебником, воспитывает нравственность и патриотизм.
...
21 11 2023 10:49:59
Цель урока: обобщить историю Древнего Египта; в ходе необычного общения усилить заинтересованность в знаниях данной темы.
...
20 11 2023 8:27:45
Цели урока: углубить и систематизировать знания учащихся о социальном статусе личности. Формирование основ социальной культуры....
19 11 2023 1:53:19
Внеклассное занятие по истории, на котором ученики, работая с историческими документами, учатся определять, что обозначают символы современного герба РФ, прослеживая процесс развития герба как символа России.
...
18 11 2023 8:57:17
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
17 11 2023 23:56:38
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами.
Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
16 11 2023 22:37:54
Повторительно-обобщающий урок затрагивает самые трудные вопросы темы, обобщает знания, выявляет и ликвидирует пробелы, расширяет знания учащихся о историческом периоде и лице, а также развивать умение говорить, задавать вопросы, полемизировать, работать с источниками. На уроке рассматривается биография Столыпина, основные направления его деятельности. Учащиеся пытаются выявить как положительные, так и отрицательные стороны его реформ....
15 11 2023 20:49:58
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
14 11 2023 15:53:50
На уроке предлагается в процессе дискуссии попробовать разобраться
в первичных, основных чертах национального хаpaктера русского народа....
13 11 2023 20:20:58
Урок-викторина предназначен для учащихся 10-х классов и может быть использован на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного материала на уроке или в форме внеклассного мероприятия (игра, турнир знатоков и т.д.), при проведении недели истории в школе. Особенностью данного урока является то, что предлагаемые учащимся задания под силу не только хорошо подготовленным учащимся, но и так называемым слабым. Дух соревнования способствует развитию чувства товарищества, формирует умение работать в комaнде, принимать ответственные решения....
12 11 2023 7:37:43
История 20 столетия сопровождалась усилением международной напряженности, повышением уровня преступности, насилия, терроризма. До настоящего времени мир сотрясают вооруженные конфликты на расовой, национальной, религиозной почвах. В этой связи становится очевидным: если мы хотим жить в мире, в правовом государстве, где соблюдаются права и свободы человека, нужно помочь людям увидеть ценности культуры и толерантности. Именно школа развивает способности учащихся к принятию и пониманию другого человека....
11 11 2023 11:58:25

Изучение региональной истории в школе обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и формирует гражданскую позицию и навыки. Раскрывает учащимся связи родного края с великой родиной, помогает уяснить неразрывную связь с историей, жизнью страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края....
10 11 2023 21:37:30
Комбинированный урок истории древнего мира в 5-м классе по учебнику Ф.А. Михайловский «История древнего мира», Москва, «Русское слово». Цель урока: продолжить работу по понятию «культура»; охаpaктеризовать особенности воспитания граждан в различных полисах древней Греции; показать вклад греческих ученых в развитие наук; создать представление об истории создания Олимпийских игр в древней Греции....
09 11 2023 22:32:38
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
08 11 2023 4:54:53
Урок обществознания в 11-м классе посвящен проблеме, которая на фоне последних событий, произошедших в Москве, становится очень актуальной, тем более что патриотизм – это и нравственная категория. В ходе урока учащиеся сравнивают понятия патриотизм и национализм, находят в них общее и различие, должны прийти к выводу, что патриотизм, перешедший в национализм, может принести страдания и боль, привести к геноциду, ксенофобии, антисемитизму, религиозной нетерпимости....
07 11 2023 2:11:43
На уроке учитель моделирует ситуацию политических выборов. Ученики выступают в роли лидеров политических партий, активных избирателей. Таким образом, проектируя историческую ситуацию начала ХХ века, ученики учатся не только анализировать программы политических партий начала ХХ века, но и знакомятся с правилами и условиями избирательной системы, сравнивая её с днём сегодняшним....
06 11 2023 19:29:40
Дидактическая игра позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она дает возможность расширить кругозор учащихся, развить их эрудицию, умения и навыки XXI века, активизировать мыслительную деятельность школьников, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его. Проводится с учащимися 9–11-х классов.
...
05 11 2023 6:45:18
Цель урока: знакомство учащихся с ростом торговли в средние века; заочное путешествие по центральным торговым местам, выработка умений ориентироваться по карте; воспитание любви к уроку истории; нравственное воспитание....
04 11 2023 9:23:19
Урок призван познакомить с жизнью святых людей, живших на земле русской; познакомить с жизнью святителя Митрофана Воронежского, проживавшего в п. Савино Ивановской области; расширить словарный запас обучающихся по предмету.
...
03 11 2023 21:30:40
Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...
02 11 2023 11:20:16
Классный час ориентирует детей на воспитание гуманизма, духовно-нравственных и эстетических ценностей. Помогает расширить знания учащихся о родном крае, наполнить сердца учащихся любовью к малой родине и гордостью за неё. Вопросы, затронутые на классном часе, развивают эмоциональную сферу учащихся с помощью формирования ярких образов наших земляков в разные исторические эпохи.
...
01 11 2023 20:44:17
В статье представлены задания, направленные на развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстpaкция, обобщение, классификация и конкретизация....
31 10 2023 12:54:42
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
30 10 2023 20:35:34
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти.
...
29 10 2023 0:23:39
В статье приводятся образцы пpaктических заданий по истории, мировой художественной культуре и москвоведению для 5-7-х классов, которые можно использовать на уроках повторения и обобщения материала и на уроках углубления знаний учащихся. На этих занятиях идёт повторение ранее изученных исторических терминов и понятий, школьники учатся оперировать новой терминологией, запоминают правильное написание слов; работают с историческими схемами, помогающими раскрытию темы урока....
28 10 2023 15:32:37

Традиционный урок с элементами технологий: игры, проблемного, дифференцированного обучения, здоровьесберегающей. На занятии происходит формирование знания о древних жителях Индии, варнах, их происхождении....
27 10 2023 9:12:30

Презентации по курсу «История с древнейших времён до конца XVI века» ориентированы на обучение детей с нарушением слуха и речи и могут быть рекомендованы для использования в школах I–II-го вида, кроме того, в общеобразовательных школах....
26 10 2023 17:49:28
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
25 10 2023 0:15:27
Урок представлен в форме судебного процесса одного из первых громких дел суда присяжных XIX века над В.Засулич, и дана попытка объяснить влияние и значение вердикта суда для общества. Урок разработан с использованием ИКТ.
...
24 10 2023 20:47:20
Открытый урок с целью проверить знания по теме: "Революционная ситуация в 1905 году и изменения в политической системе Российской империи»; закрепить знания с помощью посещения музея «Политссыльные Романовки». Учащиеся должны узнать, какие революционные политссыльные проживали на территории Якутии....
23 10 2023 13:25:16
Проект направлен на формирование у студентов духовно-нравственной культуры, толерантности, инициативы и самостоятельности, призван развивать творческие способности студентов и интерес к творческой деятельности. Материалы данной разработки могут быть использованы на внеклассных мероприятия и уроках, посвященных воспитанию, культуре, творчеству. В проекте участвуют студенты разных групп и преподаватели разных дисциплин....
22 10 2023 14:51:20
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
21 10 2023 7:45:28
Сценарий открытого урока по истории с элементами театрального действия, цель которого – в яркой, красочной форме познакомить учащихся с историей возникновения Олимпийских игр. Учащиеся в ходе урока познают национальный колорит Древней Греции: звучит греческая музыка, участники театрализованного действия одеваются в костюмы прежней эпохи. На уроке не только изучается и повторяется материал по истории Древней Греции, но и используется дополнительная информация....
20 10 2023 16:18:38
Автор использует чувственную рефлексию через ассоциации, рисунки, символы, стихи, синквейны. Составление кластера и его осмысление развивает критическое мышление, ученик анализирует информацию, активен в учебной деятельности. В процессе формирования культуры познавательной компетентности учащиеся учатся учиться.
...
19 10 2023 11:16:30
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::