Урок истории в 4-м классе "Во времена Древней Руси"
Тема: “Во времена Древней Руси”.
Цели урока: формировать представление о древней Руси, русских князьях; развивать устную речь, воспитывать интерес к истории, любовь к Родине.
Оборудование: карта древней Руси IX–XI веков, карточки с отпечатанными словами (Великий князь, бояре, дружина, князья, христианство, письменность и просвещение, развитие ремёсел, авторитет в Европе, Киев, 988 год), красные кружочки для показа городов на карте, отрывок из фильма “Садко”, иллюстрации с изображением идолов, князя Владимира, обрядовые куклы, тетрадь на печатной основе по программе, карточки для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Сообщение темы, целей урока.
– Сегодня мы узнаем о том как жили наши предки во времена Древней Руси, где проходил главный торговый путь, кто помогал Великому Князю в управлении государством, а так же узнаем о Крещении Руси.
2. Опрос домашнего задания
а) Дать карточки с индивидуальными заданиями:
1. Описать жилище древних славян. (2 чел.)
2. Чем занимались мужчины, женщины? (2 чел.)
б) Расскажите о роде занятий восточных славян.
в) Почему наши предки жили племенами?
г) Расскажите о вере древних славян.
д) Что это? (показ обрядовых кукол)
Для чего использовались эти куклы?
Пеленашка – делалась, чтоб злые
духи не могли пожелать плохого ребёнку. Куклу
клали в колыбельку.
Куватки – делал мужчина во время
родов, привязывал в предбаннике, чтобы жена
удачно родила ребёнка.
Бессонница – клали в колыбельку
ребёнку, если он плохо спал и плакал.
Свадебная кукла – 2 куклы вместе
–мужчина и женщина держатся за руки. Дарили на
свадьбе чтобы молодые всю жизнь жили дружно
“рука об руку.”
Веппская кукла – полногрудая
женщина, символизирующая плодородие, достаток,
благополучие. Ещё эту куклу называли
“Берегиня.”
– Молодцы, вы все хорошо приготовили домашнее задание о жизни восточных славян. А вот Полина приготовила в качестве домашнего задания стихотворение С.Маркова “Славяне”.
3. Стих Маркова “Славяне” (читает Полина Рябова)
…Идём среди сохлой травы,
Расправив могучие гpyди,
И князь, и седые волхвы –
Лесные и пчёльные люди.
Секиры подъемлются вновь,
Теплы и красны топорища,
Шипит печенежская кровь
На серой земле пепелища.
Мы ведать мгновенья должны
Известной охотничьей дрожи,
Мечи, опуская в ножны
Из бычьей скоробленной кожи.
Мы знаем, что время придёт,
Свершатся труды и заботы,
И снова сверкающий мёд
Наполнит глубокие соты.
– Вам было интересно узнать о наших предках славянах? А давайте продолжим дальше знакомство с их жизнью…
4. На прошлом уроке мы узнали, что
столицей Древней Руси был город Киев. Он
образовался на берегу реки Днепр неспроста. По
рекам можно было доплыть до Балтийского моря, до
Чёрного моря. Плыли купеческие караваны, ладьи с
переселенцами в поисках новых земель, могли
пожаловать и лихие люди. Этот великий водный путь
историки называют “Из Варяг в греки”. Если вы
найдёте на карте в учебнике с. 41 начало и конец
этого пути, вы сможете сказать, почему этот
водный путь получил такое название.
Да, путь начинался в Швеции т.е. где жили
варяги. Давайте проследим как двигались купцы по
этому пути , через какие города проходил их путь.
НОВГОРОД. (Ставим на карте в книге точки, а на карте у доски прикрепляем кружочки)
Показ отрывка из фильма “Садко”. (Со слов: “Здравствуй, господин великий Новгород!”, показ торговых рядов)
– Пояснить что везли разные товары которых на Руси не было. А кто заметил, что путь по воде прерывается? А как интересно путь продолжался дальше? … ВОЛОКОМ! Корабли волокли по земле. Там, где начинался путь “волоком” появился город Верхний Волочок, а там, где этот путь заканчивался, образовался… верно, город Нижний Волочок. Названий городов на карте нет, но давайте поставим точки там, где образовались эти города. Далее путь следовал через Смоленск, Киев, Переяславль и заканчивался в Греции.
– Кто может показать водный путь через всё государство на карте у доски? (1–2 чел.)
– Итак, кто объяснит почему путь назывался “Из Варяг в греки?”
5. А сейчас в тетради на печатной
основе с. 17 найдите торговый путь и
обозначьте его красной линией.
Найдите границы государства и заштриxyйте
зелёным цветом. (Пока дети работают, оценить
индивидуальную работу по карточкам.)
Давайте сравним по размерам Древнюю Русь с
соседними государствами. Она больше, чем
соседние государства! Поэтому многие хотели
завоевать земли русичей. Реки были полны рыбы,
в лесах много дичи и зверья, земли плодородны и
богаты. Приходилось обороняться, охранять свои
земли.
ФИЗМИНУТКА
– Чтобы обороняться, охранять, нужны были сильные люди здоровые. И мы должны быть сильные и здоровые. Давайте отдохнём. Встали, потянулись вверх. Ещё раз….
6.
– Управлять государством одному Великому Князю Владимиру было сложно, поэтому ему нужны были помощники.
Великий Князь
Бояре дружина князья
Работа с учебником (с. 42 чтение)
– Прочитать и в парах обсудить кто был помощником великого князя.
– А ещё в дружине были богатыри. О богатырях того времени народ сложил много сказок, легенд, былин. Назовите имена тех богатырей, которые дошли до наших дней. (Микула Селянинович, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович…)
– Домашним заданием будет дополнительный материал о богатырях.
7. Велики заслуги перед народом и самого Великого Князя Владимира. Об одной из заслуг мы узнаем сегодня от Насти Хомяковой.
Сообщение о крещении Руси. (1–3 мин.)
– Кто из Настиного рассказа запомнил в каком году состоялось крещение Руси?
988 год
Работа с книгой с. 44 предпоследний абзац и до конца параграфа. После прочтения задаю вопрос: ”Что принесло христианство?”
Христианство
Письменность
Развитие Авторитет в
просвещение
ремёсел Европе
Если остаётся время:
Найдите в учебнике определение слову Крещение. Запишите его в тетрадь на печатной основе (с. 17).
Русь приняла христианскую веру, но язычество сразу не ушло. Не мог народ разом отказаться от традиций, обычаев, обрядов, которые складывались веками. И по сей день живёт вера в домовых, русалок, леших…
8.
– Экскурс в прошлое заканчивается, а мы должны подвести итог урока.
– Скажите, что нового и интересного о жизни славян мы сегодня узнали?
Выставить оценки.
9. Домашнее задание: в тетр. на печатной основе с.18 – 19. Найти дополнительный материал о русских богатырях.
10. Наш урок окончен, а на прощание ребята приготовили в подарок гостям Веппскую куклу – символ достатка, плодородия, благополучия.
В материале описана процеДypa проведения экспертизы элективных, факультативных курсов в г.о. Спасск-Дальний Приморского края. Даны рекомендации по составлению элективных, факультативных курсов, их структуре; написанию пояснительной записки. Приведен анализ наиболее распространенных ошибок и недочетов.
...
03 10 2023 5:28:15
Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе завершающий по теме "Символы моей Родины". Задачи урока - закрепление знаний учащихся по теме "Гербы моей Родины", активизация интереса учащихся к исследовательской работе, работе в группе, формирование умения понимать значение герба, популяризация знаний о символах страны через привлечение к уроку родителей и старшеклассников.
...
02 10 2023 17:25:27
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
01 10 2023 6:51:31
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
30 09 2023 10:13:44
Урок посвящен событиям, связанным с эпохой правления И.Сталина. В ходе урока учащимся предстоит сделать вывод о том, какой ценой дались нашей стране преобразования, которые пришлись на время правления И.Сталина.
...
29 09 2023 17:57:18
Стенограмма дебатов, посвящённых фильму "12" режиссёра Никиты Михалкова (2007 год). Фильм является римейком знаменитого фильма американского режиссёра Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин".
Михалков весьма убедительно показал, что далеко не на все вопросы можно с лёгкостью ответить "да" или "нет". В том числе и на вопрос, хорош или плох фильм "12".
...
28 09 2023 7:42:30
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
27 09 2023 3:23:52
Урок эмоционального сопереживания в форме историко-литературной гостиной способствует осознанию учащимися через исторический и литературный материал ценности каждой человеческой жизни, неприятию идей насилия. Цель: формирование гражданской позиции учащихся, гордости за свой народ, воспитание патриотизма, сострадания и бережного отношения к героической истории родного края, воспитание чувства сопричастности к истории своей родины....
26 09 2023 12:48:19
Данное мероприятие является одной из форм организации работы с краеведческим материалом, способствующей привитию устойчивого интереса к истории своего края. Носит занимательный хаpaктер с элементами соревнования. Развивает познавательные способности учащихся., умения работы в комaнде.
...
25 09 2023 18:37:25
Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме игры по обществознанию. Мероприятие проводится с целью проверить и закрепить знания по теме: «Конституция РФ. Основы Конституционного строя РФ». С помощью игры удается закрепить умение раскрывать теоретические положения; сформировать у учащихся умение выполнять познавательные и пpaктические задания, оценивать свои учебные достижения; формировать правовую культуру обучающихся....
24 09 2023 11:57:10
Данная форма проведения урока предназначена для проверки знаний, умений и навыков на этапе повторения и закрепления изученного материала по истории России и обществознанию в старшей школе (11-й класс). Может служить базой для разработки уроков для основной школы в упрощенном варианте.
...
23 09 2023 23:58:13
В современных условиях развития правового государства большую роль приобретает правовое воспитание учащихся. Цель мероприятия: закрепить юридические умения и навыки, развивать умение применять их; воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру. Мероприятие можно использовать как на обобщающем уроке по ОПЗ, так и во внеурочной работе....
22 09 2023 6:37:20
Внеклассное мероприятие посвящено 400-летию династии Романовых. Новые материалы и исследования ученых доказывают причастность Калужского края к истории Российского государства, к первым царям Династии и их супругам. Мероприятие расширяет представление о Калужской земле, вызывает интерес к ее изучению, способствует развитию чувства патриотизма. Мероприятие предназначено для учащихся общеобразовательных учреждений, для студентов начального и среднего профессионального образования....
21 09 2023 10:25:43
Урок истории раскрывает тему через мини-проекты, мини-исследования, использование интеpaктивной доски, показывает опасность для человечества решения конфликтов путем войны. Проблема урока вопрос: кто смог остановить агрессию фашистских государств? Используются интеpaктивные методы, работа в группах, исследовательская, проектная деятельность учащихся. Знания учащихся оцениваются компьютерными тестами....
20 09 2023 16:57:18
Дифференцированное обучение – одно из главных условий развития творческой личности. Дифференцированный подход к учащимся предполагает оптимальное соотношение учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Дифференцированное обучение необходимо, так как наблюдаются различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения....
19 09 2023 0:42:32
Урок призван познакомить с жизнью святых людей, живших на земле русской; познакомить с жизнью святителя Митрофана Воронежского, проживавшего в п. Савино Ивановской области; расширить словарный запас обучающихся по предмету.
...
18 09 2023 14:51:41
Обобщающий урок по теме "Внешняя политика России"; сравнительный анализ Крымской и Русско-японской войн для учащихся 10–11-х классов. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащиеся изучают документы, справочные материалы, заполняют аналитическую таблицу. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
17 09 2023 15:24:48
На уроке рассматриваются причины и ход смутного времени; просматривается связь изучаемых событий с предыдущим периодом истории России; учащиеся осмысливают значимость этих событий в истории нашего государства....
16 09 2023 8:52:55
Цель урока – определить слагаемые здорового образа жизни. Использованы педагогические технологии: технологии кейсов, здоровьесберегающие технологии, технологии проектирования. Тему и цель урока учащимся предлагается определить самостоятельно....
15 09 2023 0:35:18
Предлагаемая методика урока истории для 5-го класса позволяет познакомить учащихся в увлекательной форме с историей возникновения Рима, его географическим и природно-климатическим положением, народами, населяющими Апеннинский полуостров....
14 09 2023 5:32:18
Кто сколько-нибудь знаком с русской историей X–XV вв., имеет собственное представление о месте и роли в ней женщин. Кто-то представляет "тюремную затворницу", которая была на подчиненном положении в семье и обладала весьма ограниченными социальными правами. Другие в русской женщине того времени видят образованную, социально активную личность....
13 09 2023 10:21:37
Игра-путешествие для учащихся 5-го класса. В этом возрасте дети начинают изучать курс всеобщей истории «История Древнего мира». Поэтому необходимо поддерживать и развивать к ней интерес. Для этого рекомендуем опираться на интересные исторические факты и различные варианты существующих мифов и легенд, используя научно-познавательную, художественную литературу и иллюстративный материал....
12 09 2023 14:50:47
Этот урок проводится с использованием опopных сигналов, национально-регионального компонента и элементов интеграции истории и английского языка. В процессе объяснения нового материала идет сравнение двух культур: ненецкой и индейской. Целью урока является сформирование у учеников представления об основании колоний в Северной Америке....
11 09 2023 7:56:11
История Древнего мира насыщенна яркими событиями и достоверной информацией. «Библейские сказания» раскрывают для детей мир божественной религии, христианских заповедей, формируют нравственные ценности учащихся....
10 09 2023 17:18:45
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
09 09 2023 6:10:41
Цель занятия – определить роль и место святого Ге opгия Победоносца в истории России. Работа осуществляется в группах. В ходе урока учащиеся знакомятся с основными фактами биографии Ге opгия Победоносца, выясняют, как сложился культ святого Ге opгия на Руси, изучают историю ордена Ге opгия Победоносца. На занятии присутствует краеведческий элемент – ученики знакомятся с церквами Святого Ге opгия в Волгограде. В ходе подготовки к уроку учащиеся подбирают иллюстрации, стихотворения, выполняют рисунки....
08 09 2023 20:15:32
Урок поиогает получить представление о сущности духовного мира личности и его значении для современного общества, формирует отношение к духовной жизни общества. Разнообразные формы и способы, используемые на уроке, повышают познавательную активность учащихся, воспитывает коммуникативность, толерантность в общении с другими, развивают умения сопоставлять, рационально решать познавательные и проблемные задачи....
07 09 2023 10:53:44
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
06 09 2023 10:17:56
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
05 09 2023 9:18:58
Мероприятие проводится в форме игры "брейн-ринг". Участники делятся на две комaнды. Каждой комaнде выдаются различные задания на карточках. В конце игры жюри оценивает ответы ребят в баллах....
04 09 2023 17:12:11
Урок затрагивает проблемы взаимоотношений Руси и Золотой Орды в XIII–XV веках. Цель урока: познакомить учащихся с основами научно-исследовательской работы, формировать основные компетенции: умение анализировать исторические источники, доказывать свою точку зрения, применять знания на пpaктике; воспитывать толерантное отношение к исторической действительности....
03 09 2023 8:34:12
У учащихся формируется временное представление и историческое мышление, знания терминологии и фактического материала по изученной теме. Совершенствуются общеучебные умения и навыки в работе с лентой времени, в описании произведений искусства; приобщении к родной культуре....
02 09 2023 9:58:25
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий.
Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету.
Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003).
...
01 09 2023 5:55:35
Двадцать лет – обычно достаточный срок для того, чтобы оценить значение крупного исторического события, в то же время на этой дистанции еще сохраняется живость восприятия произошедшего. Для собственно оценки необходимо сформулировать отношение как минимум к трем вещам: хаpaктеру режима в Советском Союзе на момент распада, обстоятельствам разложения и развала СССР, наконец, к тому, что возникло на месте бывшего Союза....
31 08 2023 2:18:50
Программа составлена для учащихся 10-го класса общеобразовательных учреждений в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень), задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения....
30 08 2023 12:38:12
Особая роль школы состоит в создании условий для духовного
становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и
физически здоровой. Становление такой личности достигается школой, если
она станет для каждого ребенка развивающей его природные задатки,
потребности и интересы.
...
29 08 2023 20:52:11
Форма урока - путешествие во времени. Учащиеся представляют себя учениками древнеегипетской школы. Учитель проводит четыре урока: письмо, арифметика, геометрия, астрономия, на которых раскрываются особенности египетской письменности, показаны ее сложности. Дети знакомятся с историей ее дешифровки. Пятиклассники узнают особенности египетского счета и системы мер. Работают с таблицей, сравнивая древнеегипетский и современный календарь.
...
28 08 2023 21:52:23
Представлены хаpaктеристика и причины изменений, произошедших в XVIII в. в повседневной жизни россиян: жилища дворян, горожан и простых крестьян; посуда и атрибуты крестьянского быта; модные тенденции аристократических причесок и одежды; досуг горожан и дворян....
27 08 2023 13:53:56
Данное мероприятие проводилось для учащихся 8–10-х классов в канун 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и посвящалось женщинам-участникам войны и труженицам тыла. При проведении использовался краеведческий материал....
26 08 2023 2:51:17
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
25 08 2023 11:12:41
Данный метод сочетает в себе элементы игры и исследования. В качестве примера предлагается рабочий лист по теме урока в 8-м классе: «Общественное движение в 80–90-х годах XIX века» по учебнику «История России XIX век», авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М. «Просвещение», 2008., а также мультимедийную презентацию....
24 08 2023 4:39:15

Мероприятие посвящено 100-летию Отечественной войны 1812 года. Развивает у подрастающего поколения чувства патриотизма и гордости за свое Отечество, интерес к истории своей страны, формирует активную гражданскую позицию и национальное самосознание. Речь идет о тех, кто выстоял во время войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю, кому посвящены произведения литературы и изобразительного искусства....
23 08 2023 5:53:21
Учащиеся знакомятся с условиями жизни рыцарей, их бытом и занятиями. Формируется умение учащихся работать с текстом учебника, делать выводы, отвечать на сквозные вопросы темы, работать в группе; развивается культура здорового образа жизни....
22 08 2023 16:55:51
Цели урока: ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия "свобода"; анализ некоторых философских, социально-политических, мopaльно-этических проблем, имеющих не только общественно-философский, но и глубоко личностный смысл; выявление различных подходов к решению этих проблем.
...
21 08 2023 9:23:36
Нетрадиционный урок в игровой форме проводится после изучения материала. Основные цели урока – определить хаpaктер исторической эпохи; познакомить учащихся с атмосферой повести "Тарас Бульба", понять, как те или иные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, актуализировать и интегрировать знания, полученные на уроках литературы и истории....
20 08 2023 3:49:13
Интегрированный урок-презентация по истории и литературе в 10-м классе по теме "Путешествие по Петербургу". Использование компьютера позволяет увеличить интенсивность подачи материала, сообщить больше сведений по изученной теме за меньший промежуток времени и представить материал в более наглядной и доходчивой форме. Данная презентация позволяет ученику проверить свои ответы прямо на экране компьютера.
...
19 08 2023 3:38:49
Урок знакомит учащихся с личностью Александра Невского, ходом Невской битвы и Ледового побоища. В завершающей части урока учащиеся делают выводы о значении побед великого полководца для русского народа.
...
18 08 2023 7:58:18
В предлагаемом "круглом столе" рассматриваются различные точки зрения. Рассматривая Кавказскую войну как историческое явление, ее сущность, причины, ученики выясняют, возможно ли было избежать подобных трагических событий, стараются ответить на вопрос - нужны ли нам, живущим в XXI веке, знания о событиях той далекой эпохи и если нужны, то зачем?...
17 08 2023 4:34:36
Автор предлагает проанализировать советско-германские отношения накануне войны; выяснить плюсы и минусы этих отношений; охаpaктеризовать советско-финскую войну и ее последствия; определить степень готовности СССР к войне с Германией....
16 08 2023 6:13:10
«Международные отношения в 30-е годы» - одна из ключевых тем истории XX века, имеющая особое значение в контексте как зарубежной, так и отечественной истории. В ходе урока применяется технология проблемного обучения и технология схемных и знаковых моделей В.Ф. Шаталова. В качестве средства обучения используется электронный образовательный ресурс «Новейшая история зарубежных стран. 9-й класс» 1С....
15 08 2023 22:10:26
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::