Экскурсия в прошлое "Сталинград 65 лет назад"
Цель:
- Изучать историю своего родного края, своего народа.
- Формировать патриотические чувства.
- Воспитывать уважение к прошлому и настоящему своей страны.
1. Вступительное слово учителя и детей.
Под фонограмму “С чего начинается Родина”.
1 ученик:
Родина, суровая и милая,
Помнит все жестокие бои,
Вырастают рощи над могилами,
Славят жизнь по рощам соловьи.
2 уч.:
Медленно история листается,
Летописный тяжелеет слог.
Всё стареет,
Родина не старится,
Не пускает старость на порог.
Под фонограмму “Вставай страна огромная”.
3 уч.:
Так случилось – мужчины ушли,
Побросали посевы до срока.
Вот их больше не видно из окон,
Растворились в дорожной пыли,
Так случилось – мужчины ушли.
Под тихую музыку “Реквиема” А.Моцарта выходят дети ( в форме) и наизустьчитают отрывок из произведения Ю.Бондарёва “Сталинград”.
4уч.: Шёл декабрь второго года войны. Двухсоттысячная 6-я армия фельдмаршала Паулюся была сжата в тесном кольце тремя нашими фронтами вокруг превращенного в развалины Сталинграда.
5уч.: Кольцо всё сдавливалось, всё сужалось, но армия Паулюса сопротивлялась с тупым неистовством, обречённым на гибель.
6уч.: Она ещё держалась в развалинах города. Она ещё была на берегах Волги.
7уч.: А мы уже ощущали знаки победы в горящих танках, в ночных пожарах за немецкой передовой.
8уч.:Даже в ищущем гудении трaнcпортных “юнкеров”, сбрасывающих контейнеры с боеприпасами и продовольствием в тылах 6-й армии.
9уч.: Наша пехота в звёздные декабрьские ночи короткого затишья чувствовала в морозном воздухе запах пепла.
10уч.: И это тоже был запах ожидаемой победы – в немецких штабах жгли бумаги, бросали в печь листы, копии донесений.
11уч.:Плавились в огне Железные и Рыцарские кресты, которые уже потеряли свою ценность.
12уч.: Иногда мы слышали крики, одиночные выстрелы в близких окопах – это свершался суд над обезумевшими в бою солдатами, пытавшимися бежать куда-то из cмepтного “котла”.
Учитель: 17 июля 1942года немцы вторглись на территорию Сталинграда. Началась Сталинградская битва. К исходу 12 сентября 1942года вражеские войска стояли почти у стен Тpaкторного завода и в 3-4км от центра города.
13 сентября гитлеровцы начали штурм в направлении Мамаева кургана и вокзала.. До 27 сентября вокзал 13 раз переходил из рук в руки. День 14 октября стал самым страшным для защитников Сталинграда. Всё утро город беспрерывно бомбили. Горело всё: и земля, и вода, и люди… Все дни месяца были самыми тяжёлыми. Но наши солдаты продолжали верить в победу.
И 19 ноября в 7ч30мин. Советская армия начала контрнаступление. Враг не смог сдержать мощного советского натиска и стал отходить.
Утром 31 января 1943 года пришла последняя радиограмма из ставки Гитлера с пышным текстом о производстве Паулюса в генерал-фельдмаршалы. Это было скрытое приглашение к самоубийству. Паулюс всё понял, но нашёл другой выход – плен.
Так закончилась эта невиданная в истории войны битва, эти первые Канны целой немецкой армии. Это поражение было символическим могильным крестом замаячившим над ореолом непобедимой фашистской Германией.
Сталинградская битва продолжалась 200 дней и ночей. Благодарное человечество навсегда сохранит в своей памяти подвиг защитников Сталинграда.
2. Станция “Мамаев курган”.
Мамаев курган – господствующая над городом высота(102м) – назван так, вероятно потому, что в период татарского нашествия на нём размещались сторожевые дозоры Мамая.
В дни Сталинградской битвы Мамаев курган стал ключевой позицией обороны города. Кто держал вершину кургана в своих руках, тот господствовал над округой. Вот почему здесь столько дней и ночей ( с 28 сентября 1942 года по 26 января 1943 года) бушевала жесточайшая битва. В дни боёв, даже зимой, курган чернел, как обугленный.
Мамаев курган стал символом жизни, бесcмepтной славы ратного и трудового подвига.
Все скульптурные композиции созданы народным художником СССР Е.В.Вучетичем. Над своими скульптурами мастер работал 7 лет (январь1961 г. – май 1967 г).
15 октября 1967 года на Мамаевом кургане был открыт величественный памятник – ансамбль героям Сталинградской битвы.
А сейчас мы проведём заочную экскурсию по этому мемориальному комплексу.
Вводная композиция. Вход в храм вечной славы героев битвы обозначен водной композицией (горельефом). Она расположена на проспекте им. В.И.Ленина у подножия Мамаева кургана. Тема композиции – память поколений.
В каменной стене высечено торжественное шествие людей разных возрастов и разных национальностей СССР. С венками и знамёнами они идут, чтобы отдать долг светлой памяти героев-воинов.
Аллея пирамидальных тополей. Подъём по ступеням лестницы выводит посетителей в аллею пирамидальных тополей – в мир глубоких и благородных раздумий. Перед взором открывается скульптурное убранство памятника-ансамбля.
Площадь “Стоять наcмepть”. Композиция “Стоять наcмepть” отражает трудный период Сталинградской битвы. Как бы из самой великой русской реки поднимается советский воин-богатырь и, презирая cмepть, становится на защиту города. Его фигура высечена из монолита, из огромной глыбы. Мужественное, волевое лицо.
Стены-руины. За композицией “Стоять наcмepть” расположены стены-руины. Сделаны они так, что если смотреть на них внимательно, то из этих “развалин” выступают изображения человеческих лиц в определённом смысловом порядке. Левая сторона посвящена клятве сталинградцев, правая – самой Сталинградской битве.
На торце правой стены образ героя – Михаила Паникахи. Севернее Мамаева кургана на наши позиции шли в наступление немецкие танки. Подпустив головной танк противника как можно ближе, Паникаха поднялся из окопа, чтобы бросить бутылку с зажигательной смесью, но в этот момент пуля разбила её, и пламя охватило одежду. Адская боль не затуманила сознание воина. С последней бутылкой в руке, как пылающий факел, бросился он навстречу, разбил бутылку о решётку надломленного люка, и огромное пламя поглотило героя вместе с танком. “Слава тебе во веки веков, морской пехотинец, комсомолец Михаил Паникаха!” - высечены слова под изображением объятого пламенем героя.
На торце левой стены изображён момент переправы. Высадившись на огненный берег, солдаты вступили в бой. Немного выше слова: “За Волгой для нас земли нет” - это сказал снайпер Василий Зайцев, когда его принимали в партию.
Площадь героев. Зритель выходит на следующую террасу. Перед ним неожиданно открывается панорама площади Героев. В центре – огромный водяной партер. Спокойная гладь воды располагает к раздумью. В воде отражается гoлyбизна неба, зелень деревьев, скульптурные композиции, в которых отображены совершенно конкретные подвиги воинов Сталинградской битвы.
Зал воинской славы. Сурово и строго оформлен вход в Зал воинской славы. Нависшие потолки, серые бетонные плиты напоминают блиндаж. Но вот крутой поворот – и перед глазами великолепный сверкающий золотом зал. Он имеет форму цилиндра. Его внутренние размеры: высота – 13,5м, диаметр – 41м.
На 34 мозаичных знамёнах начертаны имена воинов, павших в Сталинградской битве.
Центр зала занимает большая мраморная рука, держащая факел с пламенем Вечного огня.
Площадь Скорби. На площади – склонившаяся фигура женщины-матери. Перед тем, как похоронить своего погибшего сына, она обняла его и погрузилась в безграничную скорбь.
Главный монумент. Над площадью Скорби поднимается насыпной курган – святая святых памятников – братские могилы. Здесь похоронены защитники города. Венчает весь ансамбль скульптура Родины-Матери. Высоко подняв меч, она призывает к борьбе против фашистских захватчиков.
Величественная скульптура Родины-матери поднялась над курганом на 52 метра и видна со всех концов города.
Представители иностранных государств, приезжавшие сюда после великой битвы, считали, что город восстановить невозможно. Бывший посол США в Советском Союзе Девис, увидев развалины улиц и заводских корпусов, сказал: “Этот город мёртв, и вы его не восстановите. Что умерло, то умерло. Я не знаю, чтобы кто-то воскрес из мёртвых”.
Западные дипломаты советовали обнести развалины проволокой и оставить как огромный исторический музей, считая, что на этом можно хорошо заработать.
Но усилиями нашего народа, легендарный город возрождён. И сегодня с вершины кургана виден цветущий город-герой Волгоград.
3. Станция “Песенная”.
Уч.13:
Мерцал закат, как блеск клинка
Свою добычу cмepть считала.
Бой будет завтра, а пока –
Взвод зарывался в облака
И уходил по перевалу.
- Много прошагали наши солдаты по своим и чужим землям, чтобы освободить народы от фашистских захватчиков. И большую роль в победе сыграли песни, которые солдаты пели и на привале, и в бою. Они подымали дух и веру в победу.
Свинцовая метелица мела,
Рвались снаряды, мины завывали.
И песня нашей спутницей была.
В бою. В походе. На ночном привале.
- На станции “Песенной” мы сделаем привал и вспомним песни военных лет. (Перекличка)
- “Бьётся в тесной печурке огонь”
- “Огонёк”
- “Дороги”
- “Белорусский вокзал”
4. Станция “Интеллектуальная”.
- На этой станции мы проведём викторину.( На листочках вопросы, ответы на звёздочках. Ответы “звёздочки” прикрепляются к стилизованной стене).
- Назовите дату начала Сталинградской битвы? (17 июля 1942 г)
- Когда закончилась Сталинградская битва? (2 февраля 1943 г)
- Назовите самый страшный для города день? (23 августа1942 г: фашистские бомбардировщики совершили более 2 тысяч самолёто-вылетов)
- Сколько дней длилась Сталинградская битва? (200дней)
- За какой срок Гитлер хотел овладеть городом? (за 2 недели)
- Где находится то место, которое защитники Сталинграда называли главной высотой России? (Мамаев курган)
- Назовите высоту Мамаева кургана? (102м)
- Какой подвиг совершил Михаил Паникаха? (Пылающий в огне, он бросился на фашистский танк, и огромное пламя поглотило героя вместе с танком)
- Когда началось контрнаступление советских войск под Сталинградом?(19 ноября 1942)
- Значение Сталинградской битвы? (Коренной перелом в войне)
- 11) Какое здание осталось не восстановленным со времён Сталинградской битвы и для чего это сделано? (Мельница)
- 12) Чем награждён город за эту битву? (Орденом Ленина и Золотой звездой героя)
- Вот из таких маленьких звёздочек и складывалась наша Победа.
(ИТОГ ВИКТОРИНЫ)
5. Станция “Память”.
Уч.14:
От рожденья земля не видала
Ни осады, ни битвы такой,
Содрогалась земля,
И краснели поля,
Всё пылало над Волгой – рекой.
Уч.15:
В зное заводы, дома, вокзал,
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
- Город не сдай врагу.
Верный присяге русский солдат,
Он защитил Сталинград.
Уч.16:
Время придёт – рассеется дым,
Смолкнет военный гром,
Шапку, снимая при встрече с ним,
Скажет народ о нём:
- Это железный русский солдат,
Он защищал Сталинград.
Уч.17:
Ложатся строчки ровные в тетрадь…
Пусть сотни раз
Снега сойдут со склонов,
Всё так же сердце
Будет замирать
При этой цифре - 20 миллионов.
Уч.18:
НЕ забывай те грозные года,
Когда кипела волжская вода,
Не выдержал железный тот солдат,
Но выстоял бесcмepтный Сталинград.
Уч.19:
65 лет назад
Отгремели бои.
Отболели, отмаялись
Раны твои.
Но, далёкому мужеству
Верность храня,
Ты стоишь и молчишь
У святого огня.
Уч.20: Ты же выжил, солдат!
Хоть сто раз умирал.
Хоть друзей хоронил
И хоть наcмepть стоял.
Почему же ты замер –
На сердце ладонь,
И в глазах, как в ручьях,
Отразился огонь?
Уч.21:
Говорят, что не плачет солдат:
Он – солдат
И что старые раны
К ненастью болят.
Уч.22:
Но вчера было солнце!
И солнце - с утра…
Что ж ты плачешь, солдат,
У святого костра…
Уч.23:
Поклонимся великим тем годам,
Всем нашим комaндирам и бойцам,
Уч.24:
Всем маршалам страны и рядовым,
Поклонимся, всем мёртвым и живым.
Уч.25:
Всем тем, кого нам забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.
Уч.26:
Всем миром,
Всем народом,
Всей землёй
Поклонимся, за тот великий бой.
(МИНУТА МОЛЧАНИЯ)
Уч.27:
За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам,
Что отстояли мир когда-то.
(ДЕТИ ПОЮТ ПЕСНЮ “Сколько у ромашек лепестков”)
На этом мы заканчиваем нашу импровизированную экскурсию.
Не будем забывать о тех жестоких днях, которые приносит война.
Будем защищать мир.
Несколько лет в школьной библиотеке для учащихся 2‒8-х классов ведутся уроки по программе «Основы информационной культуры». Представлены материалы к одному из таких интегрированных уроков по теме «Чудо, имя которому – книга. Из истории книгопечатания». Занятие связано по теме с уроком обществознания «Роль книгопечатания в развитии образования»....
20 03 2023 17:43:27
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
19 03 2023 5:53:52
Урок изучение нового материала в игровой форме формирует представление учащихся о культуре греков, воспитании сильных и мужественных защитников родины в связи с увлечением Олимпийскими играми, которые сближали свободное население Греции. Форма обучения – групповая....
18 03 2023 3:23:42
Урок состоит из двух частей: анализ программных документов декабристов, составление сравнительной таблицы и "погружение" в события 14 декабря 1825 г. Предлагаются разноуровневые домашние задания. Прилагаются портреты декабристов в виде мультимедийной презентации.
...
17 03 2023 14:51:14
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
16 03 2023 4:19:26
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
15 03 2023 10:49:40
Cтатья знакомит с началом новой эпохи, масштабными преобразованиями, затронувшими пpaктически все сферы социальной жизни, преобразованиями, последствия которых продолжают в той или иной мере ощущаться и сегодня, почти три столетия спустя....
14 03 2023 2:42:49
В статье описана система работы по следующим направлениям: формирование гражданской ответственности; правовое воспитание; нравственное воспитание. Разработана и представлена презентация, иллюстрирующая эту программу и результаты ее реализации.
...
13 03 2023 6:28:41
В работе представлена методическая разработка урока истории в игровой форме, которая способствует активизации познавательных способностей, творческой самореализации детей, повышает интерес к предмету....
12 03 2023 4:23:25
Урок построен как проблемный с дополнительными материалами, презентацией и другими учебными ресурсами. На уроке предполагается работа учащихся в группе, выступление ученика, получившего опережающее задание, представителей от каждой группы. В конце урока оценивается работа каждого ученика в группе и индивидуально, что даёт возможность заработать оценки всем ученикам....
11 03 2023 11:59:37
Изучая в 3-х и 4-х классах предмет "Введение в историю", мы с детьми постоянно обращались к истории своего села, своей школы, составляли родословную своей фамилии, изучали природу своего края, встречались со старожилами, писали рассказы о лучших людях села. В процессе работы я столкнулась с тем, что учащиеся часто о своем селе знают меньше, чем об Алтайском крае или о России вообще. На основе поисковых работ учащихся и моих собственных исследований, я составила рукописный учебник по истории своего села.
...
10 03 2023 9:10:49
Автор рассматривает особенности применения презентаций в своей каждодневной профессиональной деятельности, т.е. преподавании истории и английского языка....
09 03 2023 17:43:34
Урок позволяет сформировать у школьников представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века, показать достижения русского искусства и художественную ценность новых направлений в искусстве.
...
08 03 2023 1:13:27
Программа учитывает требования к предметам базисного плана – истории и гражданского образования, включает использование универсальных для этих предметов материалов. Ее основа – материалы, включенные в Федеральный перечень, и авторские работы. Основной цель – формирование патриотизма на базе исторических знаний, реализация возможности их самостоятельного поиска....
07 03 2023 17:19:41
Деятельностный подход ориентирован на активную познавательную деятельность школьников на всех этапах планирования и организации учебного процесса, в том числе пои организации и проведении контроля и оценке знаний. Вопрос оценивания остается сложной проблемой современной российской школы. В данной статье предлагается анализ подходов к решению проблемы оценивания по параметрам деятельности, по уровням обученности, где отправной точкой является образовательный стандарт. Приводится образец контрольной работы по истории и критерии оценки.
...
06 03 2023 14:24:46
Исполнилось 25 лет падения Берлинской стены в Германии. На открытом мероприятии мы говорили с учащимися об уроках Берлинской стены. Разрушение символа «холодной войны» стало одним из важных событий ХХ века....
05 03 2023 14:33:32
Методическая разработка урока истории по теме «Крайний Север в десятилетие Н.С.Хрущёва» включает технологическую карту и комментарий. Материал предназначен для проведения урока-экскурсии в 10-м классе (XX – начало XXI века). Цель: знакомство с историей родного края в десятилетие Н.С.Хрущёва....
04 03 2023 5:36:37
Дидактическая игра позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она дает возможность расширить кругозор учащихся, развить их эрудицию, умения и навыки XXI века, активизировать мыслительную деятельность школьников, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его. Проводится с учащимися 9–11-х классов.
...
03 03 2023 17:19:45
Историческая викторина представляет собой дидактическую игру. Автор мероприятия стремился показать ученикам уникальность исторических событий, роль личности в истории как основного двигателя исторического процесса, тем самым желая пробудить интерес детей к изучению предмета и развить творческий подход в изучении интересующих тем и предметной дисциплины....
02 03 2023 20:36:36
Урок проводится с целью развития познавательного интереса школьников к предмету и развития их коммуникативных и познавательных способностей. Это урок развивающего обучения. Презентации служат наглядной иллюстрацией материала. Элемент театрализации вносит оживление в урок. Предварительно подготовленное устное сообщение развивает у учащегося умение выступать перед аудиторией.
...
01 03 2023 23:27:13
Образовательная цель урока — расширить и закрепить понимание противоречивых процессов в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период; на конкретных примерах показать восстановление «железного занавеса» в духовной сфере; перечислить достижения отечественной культуры первых послевоенных лет.
...
28 02 2023 22:57:29
Учителю надо уметь пользоваться всем арсеналом средств, чтобы разнообразить свои уроки, добиваясь конечного результата, особенно при работе с детьми с ЗПР. Чтобы обеспечить школьнику возможность активного участия в процессе познания, выработать интерес к познанию окружающего мира, и разработан данный урок.
...
27 02 2023 3:24:14
Статья посвящена использованию игровых процессов в обучении истории. Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего.
...
26 02 2023 15:12:19
Урок с элементами семинарского занятия уместен в рамках курса отечественной истории или курса "История цивилизаций". Основная цель занятия – обратить внимание школьников на некоторые истоки возникновения культурной оппозиции Россия–Запад. Урок, в основе которого предусмотрена работа с адаптированным текстом жития святого благоверного князя Александра Ярославича, призван помочь школьникам по-новому взглянуть на некоторые хорошо известные факты, оценить их место в длительной исторической перспективе. Примерно за неделю учитель предлагает учащимся прочитать текст "Сказания о житии Александра Невского" (Древнерусская литература: Книга для чтения. М.: Школа-Пресс, 1993. С. 137–147) и подготовить ответы на вопросы семинарского занятия.
...
25 02 2023 0:14:20

Урок знакомит учащихся с традиционной культурой и искусством Русского Севера. Работа на уроке ведется с опорой на ранее полученные знания по таким дисциплинам, как ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство....
24 02 2023 2:39:52
Урок развивающего обучения проводится с целью систематизации и обобщения
большого объёма полученной информации, формирует прострaнcтвенное и логическое мышление, имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ, любовь к Родине. На уроке реализуются разные формы
работы: дискуссия, самостоятельная работа, работа в парах.
...
23 02 2023 8:55:13
Элективный курс предназначен для учащихся 10–11-х классов гуманитарного профиля и является вариантом курса по выбору учащихся гуманитарной специализации, задачами которого являются, с одной стороны, поэтапное освоение учащихся ряда базовых умений (логических, речевых коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой); с другой стороны, формирование готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических ценностей, проблем, традиций....
22 02 2023 12:56:43
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе?
...
21 02 2023 9:13:40
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
20 02 2023 5:31:14
Актуальность данной темы в том, что 27 декабря 2007 года исполняется 175 лет со дня рождения П.М.Третьякова (1832-1898 гг.) и 115 лет со времени начала существования Третьяковской галереи как городского музея. Если в сентябре историю в 8-м классе начать с изучения истории России, то тема по русской культуре 2-й половины XIX века как раз будет изучаться в конце декабря. Это занятие можно провести как урок "Русская живопись 2-й половины XIX века" и как внеклассное мероприятие "Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею".
...
19 02 2023 21:15:27
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
18 02 2023 20:25:51
При разработке урока использованы документы по теме. Дана хронология исторических событий 30-х годов. Цель урока – раскрыть сущность коллективизации, причины ее проведения, цели, результаты и последствия. Инсценированы фрагменты романа М.А. Шолохова «Поднятая целина»....
17 02 2023 21:25:50
На занятии дети узнают о структуре, составе и деятельности высших законодательных органов России и Татарстана....
16 02 2023 9:22:29
История средних веков. Урок постановки и решения учебной задачи по технологии развивающего обучения с применением ИКТ. Приемы организации РО являются не только методом изучения новых знаний учащимися, но средством их развития: обучение выстраивается через самоконтроль, самооценку, самоанализ, учащиеся учатся управлять своим собственным развитием. Процесс познания и усвоения познаваемого проходит в самообучении, на основе и посредством активной субъектной позиции ученика....
15 02 2023 23:35:50
Представлен конспект урока по теме "Столыпинская модернизация России" в 11-м классе....
14 02 2023 13:28:27
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
13 02 2023 22:42:38
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
12 02 2023 14:17:12
Интегрированный урок литературы и истории: «Спрятанная война в Афганистане в произведении Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики». (11класс). Цель данного урока - расширить знания учащихся по истории Афганской войны, показать ее агрессивный хаpaктер, рассмотреть войну через судьбы ее отдельных участников. Эмоциональную насыщенность придает анализ литературного произведения С.Алексиевич «Цинковые мальчики». Данный урок способствует развитию коммуникативной и информационной компетенции....
11 02 2023 17:23:25
Гражданская война – величайшая трагедия в истории России. Какие силы участвовали в Смуте ХХ века? Почему победили большевики? В чем трагедия Белого движения? Методическая разработка предложенного урока позволяет учащимся самостоятельно сформулировать ответы на поставленные вопросы....
10 02 2023 23:13:16
В процессе изучения истории большую роль играет работа с историческими источниками. Изучение документа приближает учеников к изучаемой эпохе. Тема: "Законы царя Хаммурапи" в 5-м классе позволяет использовать на уроке кодекс законов, который содержит 282 статьи. Работа с данным документом открывает большие возможности для использования личностно-ориентированного подхода на уроке....
09 02 2023 0:30:12
Ддля лучшего понимания механизма революционных процессов рассмотривается действительное место Февраля в истории нашей страны.
...
08 02 2023 15:32:56
Глухие дети овладевают словесной речью позже слышащих и на иной основе. В развитии их мышления наблюдается много особенностей: преобладание наглядных форм мышления над понятийными, логическое и абстpaктное мышление пpaктически не развито. Целью уроков в школе для глухих и слабослышащих детей является не только передача информации учащимся, но и их социализация. Изучение материала строится по наглядным пособиям с использованием ИТ. Большое внимание уделяется словарной и речевой работе....
07 02 2023 2:13:13
Вопрос об отмене cмepтной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема cмepтной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема cмepтной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный хаpaктер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....
06 02 2023 9:47:10
На уроке учащиеся усваивают целостную картину изучаемого исторического периода знакомятся с социально-экономическими преобразованиями....
05 02 2023 10:33:30
В материале описана процеДypa проведения экспертизы элективных, факультативных курсов в г.о. Спасск-Дальний Приморского края. Даны рекомендации по составлению элективных, факультативных курсов, их структуре; написанию пояснительной записки. Приведен анализ наиболее распространенных ошибок и недочетов.
...
04 02 2023 6:39:10
Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в наше время – время возрождения России. Цель факультативного курса - расширение знаний учащихся о роли личности в истории России, в частности роли реформаторов. Программа предназначена для учащихся старших классов. Курс рассчитан на 34 часа и предполагает как лекционные, так и пpaктические занятия....
03 02 2023 3:52:30
Тема Петра изучается на уроках истории, литературы (по роману А.Толстого «Петр I»). Автор объединила усилия двух предметов в изучении темы. Цель урока: дать нравственную оценку личности Петра I....
02 02 2023 10:49:49
Этот диспут проводился на неделе истории в 11-12-х классах. Заранее были предложены программа, учебная и художественная литература по теме. В группах участвуют только желающие (10–16 чел.), а остальные могут выступать в роле зрителей. Учитель выступает в роли ведущего. Этот диспут можно использовать и на обобщающем уроке по теме "Российская империя в XVIII веке"....
01 02 2023 8:10:56
Автор знакомит учащихся с определениями причин Первой мировой войны, определением целей стран-участниц, хаpaктеристикой основных военных действий, анализом влияния войны на положение российского общества. Урок проводится в виде исследования на основе групповой работы и рассчитан на два часа....
31 01 2023 12:16:39
У учащихся формируется временное представление и историческое мышление, знания терминологии и фактического материала по изученной теме. Совершенствуются общеучебные умения и навыки в работе с лентой времени, в описании произведений искусства; приобщении к родной культуре....
30 01 2023 4:22:44
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::